Первая русская консерватория была создана Иваном Грозным в Александровской слободе
Музыку, хоровое пение Иван Грозный любил смолоду. Еще в 1551 г. он выступил на Стоглавом соборе за то, чтобы церковные песнопения везде исполнялись одинаково, а не так, как это было на практике: в Москве определенные псалмы не поют, а «речью говорят», тогда как в Новгороде, Пскове и Троице-Сергиевом монастыре их выпевают. Собор поддержал царское предложение, что все следует петь «неотложно по Уставу».
Не забыл Иван IV про музыку и в Александровской слободе. В певческой мастерской, которую можно считать прообразом первой русской консерватории, он собрал лучших гимнографов (сочинителей текстов) и распевщиков (церковных композиторов) страны. Среди них выделялись Федор Христианин и Иван Нос. Как написано в «Предисловии, откуду и от какого времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение»: «Я говорю о Федоре-попе по прозвищу Христианин, который… был искусен в знаменном пении, и многие научились у него… И Этот Иван Нос, да Федор Христианин быша во царство благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея России, и бяху с ним в любимом его селе в слободе Александрове».
Скорее всего, Федор Крестьянин был зачислен в штат священников придворного Покровского храма (сейчас Троицкий собор). В его обязанности входило обучение молодых дьяков царского хора. Иван Юрьев Нос был государевым крестовым дьяком и служил в покоях самого государя.
По штатной росписи 1573 г. хор Александровской слободы насчитывал 27 певчих дьяков. По причине особенностей храмовой акустики во время службы они выступали пятью станицами (группами) поочередно.
Память о государевом хоре сохранялась и в XVII веке. Так, «Повесть о царе и старце» начинается с «Царь Иван Васильевич пришел в Сергиев монастырь к бдению и слыша крылошанина горазда пению, а он сам горазд был пению…». Далее описывается состязание царя и певчего. Музыкальный талант «крылошанина» пришелся самодержцу по душе, и его назначают дьяконом соборной церкви Покрова Богородицы (сейчас Троицкий собор) в Александровской слободе. Впоследствии выяснилось, что это не народная выдумка, а историческая правда. В Обиходнике Кирилло-Белозерского монастыря записано, что старец Филарет, бывший запевала церковного хора Троице-Сергиева монастыря, «был у царя Ивана Васильевича в Слободе у Покрова».
Таким образом с полной уверенностью можно говорить о том, что во время пребывания царя в Александровской слободе (1564-1581 гг.), здесь была создана первая русская консерватория, в которой преподавали лучшие композиторы XVI века.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #Музей Ивана Грозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.
Сделал репост статьи, потому как она мне понравилась, а попал на неё собирая Гуслицкие певческие рукописи являющиеся «визитной карточкой» старообрядческого искусства, а собирал по так называемым сусекам Яндекса (моя личная трактовка), служившие для повседневной уставной службы в храме.