Закрепощение малороссийских крестьян (окончание)
Чета Зеленских скорбит по жертвам "голодомора"
«Ботанический рисунок», или История о том, как Екатерина Великая так и не дождалась подарка из Дании
«Мама, смотли, какие я цветочки налисовала, — кричит маленькая девочка и бежит на кухню, где мама как раз поливает цветы на подоконнике. — Плавда, как настоящие?» И мама с преувеличенным восторгом отзывается, откладывая лейку. «Конечно, солнышко, ну совсем-совсем, как настоящие!»
Кто такой Альбрехт Дюрер — отдельная история. Истинный гений Ренессанса. Живописец, математик, астроном, архитектор. На рубеже 15-16 веков в немецких землях, вероятно, не было более авторитетного мыслителя и творца. Фигура масштаба Леонардо. Да они и внешне были похожи, если верить автопортрету Дюрера.
Среди тысячи сохранившихся рисунков Дюрера сотня изображает именно растения. И это не было чистым искусством. Его рисунки, как и многих других художников, создавались с чисто практической целью — медицинской. В те времена почти все болезни лечили растениями, вот и нужно было воспроизвести какой-нибудь пустырник максимально точно, чтобы лекари и фармацевты знали, для чего нужны различные корешки и листочки. Так что художнику, берущемуся за ботанический рисунок, следовало быть еще и немножко ботаником. А лучше — не немножко. То-то Дюрер так тщательно изображал Примулу.
Ее стебли и листья содержат много витамина С, необходимого при весеннем авитаминозе, а из корней и семян выжимают масло, повышающее иммунитет, нормализующее гормональный фон женщины, и даже способствующее избавлению от депрессий. Просто живая вода, точнее, живое масло!
Со временем ботанический рисунок утратил чисто медицинское значение, но традиция безукоризненного воспроизведения тех красок и линий, что создала природа, осталась. Изображения цветов и трав стали наносить и на гобелены, и на ковры, и на посуду. Собственно, об этом и история.
Но сначала — предыстория. Жил да был Принц Датский. Не Гамлет. Звали его Фредерик. Он родился в 1768-м году, и рос почти как Золушка из сказки датского сказочника Андерсена. При душевнобольном отце и злой-презлой мачехе, по сути, правившей Датским Королевством. Тот факт, что под боком растет наследник престола, отравлял жизнь Ее Величеству, но убить принца она не посмела. Решила только, что мальчика не будут учить наукам, нужным для управления государством. Вот он и увлекся историей да ботаникой.
Но вскоре мачеха скончалась, и в 1784-м юноша стал регентом при неразумном отце, приняв в 16 лет кормило власти. Куда там Гайдару, командовавшему в этом возрасте полком! В числе прочего Фредерик VI горячо поддержал давнюю идею — создание атласа под названием «Flora Danica». Еще в 1761-м по инициативе профессора Копенгагенского Ботанического Сада Георга Кристиана Эдера началось издание атласа, в который были бы занесены ВСЕ растения, какие только существуют на датских землях!
Как вы понимаете, труд предстоял титанический. Наверное, только датчане и могли выдержать такой марафон. Говорят, настоящий собор должен строиться сто лет, так вот «Flora Danica» издавалась 123 года! За это время сменилось 8 руководителей проекта, и почти все они знали, что при их жизни работа не окончится. Тома Атласа издавались постепенно.
Итоговый результат более чем векового труда — это 51 часть и еще три дополнения, в которые были включены 3240 таблиц, выгравированных на меди. Ничего подобного история ботаники не знала ни до, ни после.
Но вернемся к Фредерику VI, просвещенному правителю, отменившему в Дании крепостное право на 80 лет раньше, чем это произошло в России. Самоуправство Швеции в Балтийском и Северном морях тяготило юного регента, и очень быстро нашелся союзник — Российская Империя во главе с престарелой, но все еще амбициозной царицей Екатериной II.
Вялая война росийско-датского союза против Швеции — жалкое подобие сражение Петра и Карла — ничем, по сути, не закончилась, но! Юный Фредерик решил сделать Екатерине Великой уникальный подарок. Столовый сервиз, на который были бы нанесены изображения из ботанического атласа. Собственно, и сервиз тоже решено было назвать «Flora Danica». О, это была затея по-своему не менее грандиозная, чем сам атлас.
Предполагалось, что в сервиз войдут 2600 предметов, то есть ровно столько, сколько растений было занесено в Атлас к 1790-му году. И работа закипела. Правда, на очень, ну о-о-очень медленном огне. Это ведь не «Ctrl C»-«Ctrl V». Каждое изображение переносилось из атласа на фарфор вручную.
А ведь надо было еще разработать форму предметов сервировки. Тарелок, чашек, блюдец и много чего другого. Надо сказать, что даже обычные, вроде бы, сахарницы, получили весьма необычные формы.
Этой работой занимался замечательный мастер Христиан Луплау. Например, так называемым «компотьерам», то есть блюдам, в которых подают компот, он придал форму листьев, столь созвучную самой идее сервиза «Flora Danica».
Ну, а главным, практически единственным рисовальщиком сервиза стал Иоган Байер. К работе его привлекли потому, что он был известным мастером ботанического рисунка, участвовал в создании Атласа. Мягко говоря, дело шло не быстро. Ведь каждый предмет получался уникальным. Одно растение — один предмет. И — не один процесс!
Сначала Байер выполнял эскиз на бумаге. Затем наносил контуры рисунка на фарфоровое изделие. Потом — скрупулёзнейшим образом раскрашивал. Только на этой стадии присоединялись помощники. По легенде, иные из них теряли зрение, нанося краски тончайшими кисточками, немедленно стирая, если колёр хоть чуть-чуть не совпадал с оригиналом, то есть рисунком в атласе.
К слову, до сих пор неизвестно, кто был автором самой идеи сервиза. То ли сам Фредерик, а то ли первый издатель атласа «Flora Danica» профессор Эдер. Возможно, что датский регент лишь предложил Екатерине заказать подарок, а та, знавшая о создании атласа, попросила его копию на посуде.
Версия правдоподобная уже хотя бы потому, что на склоне лет российскую самодержицу невозможно было удивить ни подарками, ни роскошью, ни вдохновенным мастерством. Еще Петру Первому, как известно, была преподнесена Янтарная комната, так что придумать оригинальный подарок Дому Романовых было непросто. Но такой дар, как сервиз «Flora Danica», явно имел бы успех.
Вот только была одна проблема. Возраст Екатерины. Когда работа над сервизом началась, императрице был уже 61 год. А дело продвигалось медленно, 10-12 предметов в месяц. Но не дарить же сервиз частями! Так и шли годы, пока подарок прирастал все новыми блюдами, сахарницами, чашками, чайниками и так далее…
В 1796-м, когда работа не была сделана и наполовину, Екатерина Великая скончалась. Никакой симпатии к ее наследнику Павлу датский правитель Фредерик не испытывал, да и нужды в союзе с Россией уже не было. Политика! И Фредерик решил, что сервиз будет закончен, но останется в Дании.
Правда, задача была несколько упрощена, до 2600-сот предметов мастера не дотянули. После смерти Екатерины решено было изготовить парадный королевский сервиз на 100 персон с точным расчетом того, сколько нужно индивидуальных предметов вроде чашек и блюдец, а сколько общих — кофейников, супниц и прочего.
И вот в 1802-м, через 12 лет после начала, работа была завершена. 1802 предмета во всем великолепии невиданного прежде труда! Получился шедевр, по своей уникальности и трудоемкости сравнимый разве что с собором «Саграда Фамилия» в Барселоне.
Как ни печально, сразу возникли проблемы. Заказ-то выполняла частная фирма, хоть и называлась она «Королевская мануфактура», и пока целью был подарок русской царице, сомнений в оплате у исполнителей не было. А тут вдруг королевское казначейство заявило, что не имеет представления о назначении данной работы, и потому не готово раскошеливаться. Бюрократия, как мы знаем, всегда была непреодолимой преградой для художников!
Фредерик даже пытался продать сервиз, его десертную часть министр иностранных дел королевства возил по всей Европе. Но покупателей не нашлось. Так сервиз и остался в Дании.
Впрочем, часть его со временем все же оказалась в России вместе с приданным датской принцессы Дагмары, ставшей супругой Александра III, и принявшей в православии имя Марии Федоровны.
Признаюсь честно, мне не удалось найти следы «Flora Danica» в России. Пользовалась ли царская семья этой посудой? Не стало ли это в свою очередь частью приданного одной из великих княжон? Может, просто разбили или потеряли? Или по сей день хранится в запасниках Эрмитажа? Или вывезли из России в революцию? Словом, не знаю, можно ли увидеть предметы оригинальной «Flora Danica» в России. Но в Дании точно можно посмотреть.
Кое-что, правда, раздарили другим монархам, что-то побили, несмотря на всю тщательность хранения и использования. Часть утраченной посуды была восстановлена, да так тщательно, что редкий эксперт отличит предмет из первой, исторической партии, от позднейших изделий.
Но большая часть ныне сохранившихся 1530-ти предметов сервиза «Flora Danica» — это точно — была сделана с 1790 по 1802 годы, и для фарфоровой коллекции это просто чудо бережного хранения.
Сервиз разделен на две части. Большинство предметов, в том числе самые ценные экземпляры — вазы, мороженицы, супницы — находится в королевском замке Розенборг. И даже иногда, правда, очень редко, используется по прямому назначению во время монарших торжеств.
Вторая и меньшая часть коллекции тоже в Копенгагене, в «Датском музее искусств и дизайна».
Наконец, фарфоровую посуду «Flora Danica» можно купить. Разумеется, не оригинальные исторические предметы, они не продаются. Правда, иные жуликоватые антиквары выставляют на продажу «Flora Danica», утверждая, что торгуют тем самым королевским фарфором. Но это обман. Просто «Королевская фарфоровая мануфактура» с середины 19-го века выпускала посуду марки «Flora Danica», копируя предметы изначального сервиза. И, кстати, выпускает по сей день.
Спору нет, красиво. Хоть и не дешево. Но не дороже авиабилета! И раз уж поездки в Данию редки, почему бы не украсить свой дом напоминанием о самом замечательном шедевре жанра «ботанический рисунок» в истории человечества — королевском фарфоровом сервизе «Flora Danica».
«Екатерина Великая»: псевдо-история о псевдо-России
«Екатерина Великая»: мини-сериал, 1 сезон, 4 эпизода, 3 часа 55 минут. Производство HBO, 2019 г .
На волне успеха чернушного сериала «Чернобыль» в 2019 году HBO вновь решил запустить свои лапы в закрома русской истории. На сей раз их выбор пал на Екатерину 2. В принципе-то понятно, фигура для западного мира знаковая: бывшая немка-лютеранка 34 года на престоле гигантской православной империи.
Однако хорошее историческое кино у HBO не получилось. Плохое историческое кино тоже не получилось: вышел неуклюжий псевдо-исторический пасквиль для тех, кто Россию от Малайзии на карте мира не отличит. Примечательно, что снимали русские пейзажи в Латвии, которая сегодня ничего русского на дух не переносит. Но при этом очень гордится своим архитектурным памятником – Руентальским дворцом, который построил придворный архитектор русского двора на русские же деньги. Именно в этом замке продакшн-студии HBO и снимали чернушную фальшивку о Российской Империи. Удивительный исторический цинизм.
Сериал имеет выдающийся кастинг. Авторам советского фильма про мушкетеров ставят в вину, что Д'Артаньян в исполнении Боярского уже зрелый мужчина, хотя должен быть наивным юнцом. Но это цветочки по сравнению с 73-летней Хелен Миррен, которая играет 33-летнюю Екатерину 2. На экране проходят десятилетия, а главная героиня как была старушкой, так и остаётся – никто ничего не заметил. Любопытно, что ничего не заметила и дирекция фестиваля «Золотой Глобус», номинировав Миррен за это возрастное перевоплощение на лучшую актрису мини-сериала или ТВ-фильма.
Напомним читателю, что Хелен Миррен – урождённая Елена Васильевна Миронова, русская по отцовской линии. Возможно, этим объясняется её такое жаркое стремление сыграть русскую императрицу даже не смотря на очевиднейший возрастной диссонанс. Ладно, можно принять во внимание, что Хелен Миррен ещё и продюсер картины – проб, очевидно, не проходила. Но вот Григория Потемкина, которому в хронологии сериала должно быть 26 лет, играет Джейсон Кларк, которому, на минуточку, 52 года (это, к слову, тот самый Джон Коннор из «Терминатора»). А Ричард Роксбург в свои 60 играет 30-летнего Григория Орлова. Такие решения по кастингу со всей очевидностью констатируют, что историческая достоверность авторов никоим образом не заботила.
Не заботит их и достоверность географическая. Единственное, что средний западный обыватель точно знает о России – то, что она огромная. Поэтому в титрах можно встретить, к примеру, «Северная Россия». Хотя мы не делимся на северные и южные части, как скажем США. Или другой пример места действия: «Санкт-Петербург. Шлиссельбургская крепость». Шлиссельбург и сейчас-то отдельный город в Ленинградской области. А в то время от Петербурга его отделял минимум день пути верхом.
Ещё пример: путешествие Екатерины в Крым показано как сплав вниз по течению Днепра в сторону моря. Сразу после выхода из устья реки процессия почему-то оказывается на Севастопольском рейде – географию, очевидно, учили по глобусу Украины. К тому же хорошо известно, что из Херсона в Перекоп и далее до Севастополя Екатерина передвигалась по суше. Было это в мае 1787 года, а вовсе не зимой, как показывает нам HBO.
Весь сериал плотно усеян подобными ляпами. Как и водится в исторических фильмах про Россию, консультантов позвать забыли. Или позвали каких-то проходимцев. Форма солдат, дамские наряды и в целом костюмы мало что имеют общего с реальной одеждой того времени. С менталитетом и нюансами быта – ещё хуже. К примеру, Екатерина в фильме обращается к президенту коллегии иностранных дел не иначе, как «министр Панин». В реальности было бы «граф Панин» или просто «Никита Иванович», никаких министерств в Российской Империи до Александра Первого не было. Однако для упрощения восприятия западным зрителем на Екатерининскую Россию калькой перенесены типичные западные манеры.
При встрече Екатерина почему-то называет Потёмкина лейтенантом, хотя звание такое существовало тогда исключительно на флоте и никак неприменимо к героям фильма.
Или вот: во время доклада Алексея Орлова все присутствующие в зале стучат по столу в знак одобрения. Эта выдумка авторов сериала призвана уподобить манеры в русском высшем обществе какому-то пиратскому сброду. Конечно же и в армии, и при дворе существовали правила поведения, которые строго соблюдались.
«Екатерина Великая от HBO так неангажированно показывает русскую историю, что сериалу прощаешь всю клюкву»,
пишет одно из онлайн-изданий. Нет уж, извините! – мы и клюкву простить не можем, и неангажированности совершенно не наблюдаем. Всё ровно наоборот: на лицо типичный предвзятый анти-русский подход к изображению нашей страны. Авторы западного сериала не забывают подчёркивать совершенную культурную несамодостаточность русских и глубокое заискивание перед «великой западной культурой». Чего стоит эпизод, когда Потёмкин, стоя на берегу Севастопольской бухты, говорит, что на улицах этого города будет звучать великий Моцарт. Ну да, вполне возможно, что к моменту, когда Потёмкин был в Крыму, про Моцарта он уже знал. Правда, немного в другом контексте. Русский посол в Австрии Андрей Разумовский писал Потёмкину о том, что в Вене есть молодой талантливый музыкант Моцарт, который находится в крайне тяжёлом финансовом положении, еле сводит концы с концами и готов переехать в Россию, если получит поддержку. Так что это ещё вопрос, кто перед кем заискивал в XVIII веке
Екатерина подаётся в сериале именно как светоч прогрессивной западной мысли, к несчастью попавший в дремучее русское болото. Самый яркий пример – что-де просвещённая, либеральных корней императрица изо всех сил хотела отменить, наконец уже, крепостное право в России. Хотела-хотела, но злые тёмные русские все как один этому очень нелиберально противились. А Екатерина с делами замоталась и как-то забыла отменить. Сложнейший национально-исторический процесс низведён в сериале до уровня голосования на Евровидении: это хочу, то не хочу. Ну так, чтоб попроще.
Здесь важно отметить, что именно в эпоху правления Екатерины 2 крепостное право в России достигает своего апогея несправедливости. Ранее, в Петровскую эпоху, «крепостными» были фактически вообще все люди в России, включая дворянство. Ведь дворяне обязаны были служить, а крестьяне служили дворянам для того, чтобы те могли спокойно выполнять свои функции. Но после того, как муж Екатерины 2 Пётр III издал свой «Манифест о вольности дворянской», крепостное право по сути лишилось своей моральной основы. Раз теперь дворянам служить уже было не обязательно, то возникает резонный вопрос: на каком основании они владеют крепостными крестьянами? Получился дисбаланс: ключевую обязанность дворянам отменили, а ключевое право – сохранили. А «Жалованная грамота дворянству», которая была дана Екатериной 2, ещё больше усугубила эту несправедливость. К тому же при Екатерине были массовые раздачи государственных крестьян в частную собственность, число крепостных крестьян очень сильно росло. По мере дробления дворянских имений между многочисленными отпрысками на каждого дворянина приходилось всё меньше и меньше крестьян. В то же время финансовые запросы европеизированного дворянства постоянно росли… Так что увы, не смотря на возвышенную переписку с гуманистом Вольтером, положение крепостных крестьян при Екатерине 2 сильно ухудшилось.
Теперь давайте посмотрим, кто окружает Екатерину в сериале. Ведь в жизни Екатерина собрала вокруг себя блистательную плеяду выдающихся политических деятелей, деятелей культуры и искусства. Ей была присуща способность находить достаточно одарённых во всех отношениях людей, особенно – на раннем этапе своего правления. Изначально это были молодые, амбициозные люди, у которых не было, как сейчас говорят, «глубокого бэкграунда». Многие из тех, кто участвовал в перевороте Екатерины 2, позже вошли в ближний круг императрицы. Понятно, что в таком деле, как дворцовый переворот, активное участие принимают действительно достаточно незаурядные, одарённые личности. Например, самый известный из фаворитов Екатерины Григорий Потёмкин – как-раз один из непосредственных участников переворота.
Но увы, вместо исторически правдоподобных персонажей в сериале мы видим сплошных экзальтированных героев комиксов. К примеру, заговорщик Василий Мирович. Хочет освободить из заточения свергнутого императора Иоанна Антоновича. В лучших традициях голливудского кино Мирович прямо среди бела дня вербует себе подельников среди офицеров и солдат. Но почему солдаты и офицеры не схватят его? И почему императрица ничего не делает, хотя и знает, что Мирович сеет смуту? Кстати, в реальной жизни нет никаких подтверждений тому, что Екатерина и Мирович вообще встречались. Скорее всего, императрица даже не знала, как Мирович выглядит, до момента суда над ним.
А в нашем «шедевре» от HBO далее Мирович штурмует крепость Шлиссельбург. Штурмует так эффектно, что любой полководец позавидует – стремительным броском с артиллерийской поддержкой. Однако на самом деле подпоручик Мирович служил в карауле Шлиссельбургской крепости. То есть должен был бы участвовать в отражении штурма, если бы таковой был. Разумеется, никакой битвы за крепость не было и в помине: Мирович, пользуясь своим офицерским званием, просто поодиночке вызывал солдат из своего караула и предлагал им принять участие в заговоре. Но в HBO решили, что для пламенного борца с русским самодержавием такая фактура мелковата.
Как же в сериале показан Григорий Потёмкин? Герой многих войн, патриот, высочайший государственный деятель. В сериале есть сцена, когда князь наблюдает за тем, как бунтовщик Пугачёв поносит по чём свет императрицу. И что же Потёмкин делает потом? – молча разворачивается и уезжает. Мы даже не о том, что Григорий Александрович Потёмкин вряд ли когда-либо встречался с Пугачёвым – ведь руководителем комиссий по расследованию пугачёвского бунта был не он, а его троюродный брат, Павел Сергеевич Потёмкин. Но просто подумайте – именно так должен был бы поступить офицер? К тому же и не просто офицер: к моменту восстания Пугачёва он уже генерал, своим положением во многом обязанный именно Екатерине. Ведь в начале своей карьеры светлейший князь Таврический служил всего лишь вахмистром конной гвардии. Потом императрица собственноручно произвела его в подпоручики. В сериале же граф Орлов напоминает Екатерине: «Помните этого юношу, лейтенанта Потемкина?» Юношу! Лейтенанта! Консультанты-проходимцы снова всё спутали с Д’Артаньяном, лейтенантом королевских мушкетёров. Пожалуй, это главное, что нужно понять об уровне компетентности авторов этого фильма.
«Сериал Екатерина Великая – для людей, которые интересуются культурой и историей».
Ни много, ни мало – именно так написано в одной из рецензий на IMDB. К великому сожалению, это совершенно не соответствует действительности. Ни настоящей русской культуры, ни настоящей русской истории в этом сериале не увидеть. Это просто очень плохое псевдо-исторические кино про псевдо-Россию. С глупостями, ошибками, откровенной ложью и развесистой клюквой в угоду сегодняшней конъюнктуре.
Вы можете посмотреть выпуск нашего видеоблога, посвящённый сериалу «Екатерина Великая».