«Ботанический рисунок», или История о том, как Екатерина Великая так и не дождалась подарка из Дании
«Мама, смотли, какие я цветочки налисовала, — кричит маленькая девочка и бежит на кухню, где мама как раз поливает цветы на подоконнике. — Плавда, как настоящие?» И мама с преувеличенным восторгом отзывается, откладывая лейку. «Конечно, солнышко, ну совсем-совсем, как настоящие!»
Кто такой Альбрехт Дюрер — отдельная история. Истинный гений Ренессанса. Живописец, математик, астроном, архитектор. На рубеже 15-16 веков в немецких землях, вероятно, не было более авторитетного мыслителя и творца. Фигура масштаба Леонардо. Да они и внешне были похожи, если верить автопортрету Дюрера.
Среди тысячи сохранившихся рисунков Дюрера сотня изображает именно растения. И это не было чистым искусством. Его рисунки, как и многих других художников, создавались с чисто практической целью — медицинской. В те времена почти все болезни лечили растениями, вот и нужно было воспроизвести какой-нибудь пустырник максимально точно, чтобы лекари и фармацевты знали, для чего нужны различные корешки и листочки. Так что художнику, берущемуся за ботанический рисунок, следовало быть еще и немножко ботаником. А лучше — не немножко. То-то Дюрер так тщательно изображал Примулу.
Ее стебли и листья содержат много витамина С, необходимого при весеннем авитаминозе, а из корней и семян выжимают масло, повышающее иммунитет, нормализующее гормональный фон женщины, и даже способствующее избавлению от депрессий. Просто живая вода, точнее, живое масло!
Со временем ботанический рисунок утратил чисто медицинское значение, но традиция безукоризненного воспроизведения тех красок и линий, что создала природа, осталась. Изображения цветов и трав стали наносить и на гобелены, и на ковры, и на посуду. Собственно, об этом и история.
Но сначала — предыстория. Жил да был Принц Датский. Не Гамлет. Звали его Фредерик. Он родился в 1768-м году, и рос почти как Золушка из сказки датского сказочника Андерсена. При душевнобольном отце и злой-презлой мачехе, по сути, правившей Датским Королевством. Тот факт, что под боком растет наследник престола, отравлял жизнь Ее Величеству, но убить принца она не посмела. Решила только, что мальчика не будут учить наукам, нужным для управления государством. Вот он и увлекся историей да ботаникой.
Но вскоре мачеха скончалась, и в 1784-м юноша стал регентом при неразумном отце, приняв в 16 лет кормило власти. Куда там Гайдару, командовавшему в этом возрасте полком! В числе прочего Фредерик VI горячо поддержал давнюю идею — создание атласа под названием «Flora Danica». Еще в 1761-м по инициативе профессора Копенгагенского Ботанического Сада Георга Кристиана Эдера началось издание атласа, в который были бы занесены ВСЕ растения, какие только существуют на датских землях!
Как вы понимаете, труд предстоял титанический. Наверное, только датчане и могли выдержать такой марафон. Говорят, настоящий собор должен строиться сто лет, так вот «Flora Danica» издавалась 123 года! За это время сменилось 8 руководителей проекта, и почти все они знали, что при их жизни работа не окончится. Тома Атласа издавались постепенно.
Итоговый результат более чем векового труда — это 51 часть и еще три дополнения, в которые были включены 3240 таблиц, выгравированных на меди. Ничего подобного история ботаники не знала ни до, ни после.
Но вернемся к Фредерику VI, просвещенному правителю, отменившему в Дании крепостное право на 80 лет раньше, чем это произошло в России. Самоуправство Швеции в Балтийском и Северном морях тяготило юного регента, и очень быстро нашелся союзник — Российская Империя во главе с престарелой, но все еще амбициозной царицей Екатериной II.
Вялая война росийско-датского союза против Швеции — жалкое подобие сражение Петра и Карла — ничем, по сути, не закончилась, но! Юный Фредерик решил сделать Екатерине Великой уникальный подарок. Столовый сервиз, на который были бы нанесены изображения из ботанического атласа. Собственно, и сервиз тоже решено было назвать «Flora Danica». О, это была затея по-своему не менее грандиозная, чем сам атлас.
Предполагалось, что в сервиз войдут 2600 предметов, то есть ровно столько, сколько растений было занесено в Атлас к 1790-му году. И работа закипела. Правда, на очень, ну о-о-очень медленном огне. Это ведь не «Ctrl C»-«Ctrl V». Каждое изображение переносилось из атласа на фарфор вручную.
А ведь надо было еще разработать форму предметов сервировки. Тарелок, чашек, блюдец и много чего другого. Надо сказать, что даже обычные, вроде бы, сахарницы, получили весьма необычные формы.
Этой работой занимался замечательный мастер Христиан Луплау. Например, так называемым «компотьерам», то есть блюдам, в которых подают компот, он придал форму листьев, столь созвучную самой идее сервиза «Flora Danica».
Ну, а главным, практически единственным рисовальщиком сервиза стал Иоган Байер. К работе его привлекли потому, что он был известным мастером ботанического рисунка, участвовал в создании Атласа. Мягко говоря, дело шло не быстро. Ведь каждый предмет получался уникальным. Одно растение — один предмет. И — не один процесс!
Сначала Байер выполнял эскиз на бумаге. Затем наносил контуры рисунка на фарфоровое изделие. Потом — скрупулёзнейшим образом раскрашивал. Только на этой стадии присоединялись помощники. По легенде, иные из них теряли зрение, нанося краски тончайшими кисточками, немедленно стирая, если колёр хоть чуть-чуть не совпадал с оригиналом, то есть рисунком в атласе.
К слову, до сих пор неизвестно, кто был автором самой идеи сервиза. То ли сам Фредерик, а то ли первый издатель атласа «Flora Danica» профессор Эдер. Возможно, что датский регент лишь предложил Екатерине заказать подарок, а та, знавшая о создании атласа, попросила его копию на посуде.
Версия правдоподобная уже хотя бы потому, что на склоне лет российскую самодержицу невозможно было удивить ни подарками, ни роскошью, ни вдохновенным мастерством. Еще Петру Первому, как известно, была преподнесена Янтарная комната, так что придумать оригинальный подарок Дому Романовых было непросто. Но такой дар, как сервиз «Flora Danica», явно имел бы успех.
Вот только была одна проблема. Возраст Екатерины. Когда работа над сервизом началась, императрице был уже 61 год. А дело продвигалось медленно, 10-12 предметов в месяц. Но не дарить же сервиз частями! Так и шли годы, пока подарок прирастал все новыми блюдами, сахарницами, чашками, чайниками и так далее…
В 1796-м, когда работа не была сделана и наполовину, Екатерина Великая скончалась. Никакой симпатии к ее наследнику Павлу датский правитель Фредерик не испытывал, да и нужды в союзе с Россией уже не было. Политика! И Фредерик решил, что сервиз будет закончен, но останется в Дании.
Правда, задача была несколько упрощена, до 2600-сот предметов мастера не дотянули. После смерти Екатерины решено было изготовить парадный королевский сервиз на 100 персон с точным расчетом того, сколько нужно индивидуальных предметов вроде чашек и блюдец, а сколько общих — кофейников, супниц и прочего.
И вот в 1802-м, через 12 лет после начала, работа была завершена. 1802 предмета во всем великолепии невиданного прежде труда! Получился шедевр, по своей уникальности и трудоемкости сравнимый разве что с собором «Саграда Фамилия» в Барселоне.
Как ни печально, сразу возникли проблемы. Заказ-то выполняла частная фирма, хоть и называлась она «Королевская мануфактура», и пока целью был подарок русской царице, сомнений в оплате у исполнителей не было. А тут вдруг королевское казначейство заявило, что не имеет представления о назначении данной работы, и потому не готово раскошеливаться. Бюрократия, как мы знаем, всегда была непреодолимой преградой для художников!
Фредерик даже пытался продать сервиз, его десертную часть министр иностранных дел королевства возил по всей Европе. Но покупателей не нашлось. Так сервиз и остался в Дании.
Впрочем, часть его со временем все же оказалась в России вместе с приданным датской принцессы Дагмары, ставшей супругой Александра III, и принявшей в православии имя Марии Федоровны.
Признаюсь честно, мне не удалось найти следы «Flora Danica» в России. Пользовалась ли царская семья этой посудой? Не стало ли это в свою очередь частью приданного одной из великих княжон? Может, просто разбили или потеряли? Или по сей день хранится в запасниках Эрмитажа? Или вывезли из России в революцию? Словом, не знаю, можно ли увидеть предметы оригинальной «Flora Danica» в России. Но в Дании точно можно посмотреть.
Кое-что, правда, раздарили другим монархам, что-то побили, несмотря на всю тщательность хранения и использования. Часть утраченной посуды была восстановлена, да так тщательно, что редкий эксперт отличит предмет из первой, исторической партии, от позднейших изделий.
Но большая часть ныне сохранившихся 1530-ти предметов сервиза «Flora Danica» — это точно — была сделана с 1790 по 1802 годы, и для фарфоровой коллекции это просто чудо бережного хранения.
Сервиз разделен на две части. Большинство предметов, в том числе самые ценные экземпляры — вазы, мороженицы, супницы — находится в королевском замке Розенборг. И даже иногда, правда, очень редко, используется по прямому назначению во время монарших торжеств.
Вторая и меньшая часть коллекции тоже в Копенгагене, в «Датском музее искусств и дизайна».
Наконец, фарфоровую посуду «Flora Danica» можно купить. Разумеется, не оригинальные исторические предметы, они не продаются. Правда, иные жуликоватые антиквары выставляют на продажу «Flora Danica», утверждая, что торгуют тем самым королевским фарфором. Но это обман. Просто «Королевская фарфоровая мануфактура» с середины 19-го века выпускала посуду марки «Flora Danica», копируя предметы изначального сервиза. И, кстати, выпускает по сей день.
Спору нет, красиво. Хоть и не дешево. Но не дороже авиабилета! И раз уж поездки в Данию редки, почему бы не украсить свой дом напоминанием о самом замечательном шедевре жанра «ботанический рисунок» в истории человечества — королевском фарфоровом сервизе «Flora Danica».