Пособие по захвату мира. Экономическая модель государства. Политическое устройство.
Продолжаем декомпозицию целей стратегии. Пока мы не закончим с экзистенциальными вопросами, к сожалению нам не перейти к конкретике.
Экономическая модель
В рамках Стратегии предполагается построение в России передового социально-ориентированного государства с планово-рыночной экономикой.
Необходимо отметить, что указанные выше и ниже положения Стратегии в определенной мере соответствуют идеологиям экономического либерализма, кейнсианства и меркантилизма, подразумевая невозможность истинного «свободного» рынка, «свободы» торговли и конкуренции, особенно на международных рынках (в т.ч. по причинам изначально неравных условий для конкуренции и использования методов неконкурентной борьбы некоторыми государствами).
Стратегия подразумевает активное влияние (причем, не обязательно непосредственно участие) государства на экономические процессы, планирование экономического, социального и общественного развития при сохранении инструмента рынка как такового.
Политическое устройство
«Демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые были испробованы время от времени», - У.Черчилль, выступление в Палате Общин британского парламента 11 ноября 1947 года.
«Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем», - У.Черчилль.
«Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя», - 101-й афоризм из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова.
В рамках Стратегии предлагается сохранить демократическую систему в России. Очевидно, что каждый отдельный гражданин не может и не должен разбираться во всех аспектах деятельности государства и не может им управлять (то есть, его компетенций недостаточно для того, чтобы принимать осознанные и просчитанные управленческие решения при участии в качестве избирателя в демократическом процессе). Тем не менее, демократия является системой, позволяющей путем выборного процесса получать обратную связь от общества. Но также и системой, в которой возможна манипуляция общественным мнением для достижения политических целей отдельных групп.
Важным результатом принятия демократии как основы политической системы является возложение на граждан ответственности за все действия государства как результата участия (или осознанного неучастия) каждого гражданина в демократическом выборном процессе. Проблемой демократической системы является популизм (Попули́зм (от лат. populus — народ) — политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем), поскольку в решении острых социальных проблем не бывает быстрых и простых решений.
Опасность популизма заключается в приходе с использованием популистских лозунгов к управлению страной персоналий а) не обладающих достаточными компетенциями в управлении, б) не обладающими достаточными профессиональными компетенциями для занятия соответствующих должностей, в) осознанно настроенных на разрушение государства/действующих в интересах иностранных государств или иных зарубежных сил, г) действующих в интересах отдельных групп лиц/слоев населения в ущерб другим. В этом контексте, задачей государства является донесение до общества субъективных и объективных причин государственных действий/решений/ожидаемого от них результата и их соответствие Стратегии (подразумевая, что Стратегия является публичной).
Сменяемость власти сама по себе не гарантирует оптимального управления государством в случае возможности влияния (как экономического/коррупционного, так и политического) элит (в первую очередь экономических) внутри и извне страны на принимаемые решения на уровне исполнительной и законодательной власти.
Необходимо осознавать, что частое обновление органов государственной власти/управления несет негативные последствия, вследствие отсутствия у пришедших извне государственной структуры управления понимания регламентов работы и принятия решений в (по умолчанию сильно регламентированных во избежание злоупотреблений) государственных структурах и соответствующего опыта работы в них либо отсутствия необходимых компетенций.
Более того, регулярная сменяемость исполнительной власти не является необходимым атрибутом демократической системы в случае наличия Стратегии как регулирующей все действия и решения государственных органов управления совокупности документов.
В данном случае, сменяемость сотрудников органов исполнительной власти/управления должна обеспечиваться только при невыполнении поставленных задач, полученных в результате декомпозиции высокоуровневых целей Стратегии, путем принятия системы мотивации для оценки выполнения поставленных задач.
Можно сделать вывод, что Стратегия должна (во избежание влияния в интересах отдельных групп в ущерб остальным) задавать контекст для а) принимаемых решений органами законодательной власти (федеральные и региональные законы, указы, постановления, решения и пр.), б) деятельности органов исполнительной власти, в) решений органов контроля/согласования на всех уровнях (комитетов Государственной Думы, Совета Федерации, Счетной палаты, профильные министерства и пр.), для которых основной задачей становится проверка соответствия принимаемых решений государственными органами и соответствия компетенций согласуемых кандидатов (например, согласование кандидатуры Премьер-министра Государственной Думой по представлению Президента) для занятия должностей в органах государственной власти на соответствие их компетенций для реализации задач, полученных в результате декомпозиции целей Стратегии.
При этом состав данных органов контроля/согласования должен обладать компетенциями, соответствующими области принимаемых решений (экономика, безопасность и правоохранительные органы, здравоохранение, образование, культура и пр.). Основными органами, инициирующими принятие законов для реализации Стратегии, должны являться Президент РФ, Правительство РФ и региональные Правительства.
В этом контексте, при реализации Стратегии Президент является основным органом, как исполняющим Стратегию, так и контролирующим ее исполнение органами исполнительной власти. Основным инструментом Президента в данном случае является Правительство РФ, региональные Правительства, а также остальные федеральные органы исполнительной власти и контролирующие органы.