В известном исследовании Поля Пиффа участники играли в игру, где результаты были подстроены - один всё время выигрывал. Скрытые видеокамеры записывали изменения в поведении. Сто пар игроков подбрасывали монетку, кто из них будет "счастливчиком", то есть будет получать в два раза больше денег, делать в два раза больше ходов (играли в "Монополию"). Игра длилась 15 минут.
Как показало исследование психологов, практически все "богатые" начинали вести себя иначе: они громко радовались, хвастались, сильнее стучали фишками по столу, и даже чаще брали угощение из общей тарелки, которая стояла на столе.
По ходу игры отчётливо проявлялся феномен: "богатые" игроки теряли чуткость, грубили "бедным" и стремились доминировать и выставлять напоказ свой материальный успех.
После игры психологи проводили с участниками интервью. Все без исключения "богатые" игроки вещали экспериментаторам, что успех в игре пришёл к ним благодаря их личным качествам. У "богатых" включилось туннельное зрение - они выкинули из головы факт, что четверть часа назад подбрасывали монетку, определяя роли в эксперименте: кто будет счастливчиком, а кто - лузером.
Сайт Поля Пиффа (на английской языке) http://paulpiff.wixsite.com/meshlab
Научные исследования денег в России единичны. В Российской Академии Наук существует лаборатория экономической психологии под руководством А.Л. Журавлёва. В Европе и США их значительно больше - потому что существуют научные направления антропологии денег, социологии денег и психологии денег.
В 2017 году за исследования психологии денег Ричарду Талеру дали Нобелевскую премию! Он доказал, что люди руководствуются не логикой, а "справедливостью" в принятии финансовых решений.
А мы с вами, дорогие читатели, поговорим по простому, без высоколобого академизма. Про сценарии отношения к деньгам, у кого какие и как работают.
Напишите, пожалуйста, сказку "Как нищий разбогател". А потом сказку "Как нищенка разбогатела". Попросите ваших близких тоже написать сказку.
Интерпретировать сказку "Как нищий разбогател" я вас тоже с удовольствием научу ) Совершенно бесплатно ))
Каждому из нас приходилось в школе писать сочинение. Но мало кого просили написать сказку, а тем более сказку о деньгах. Выше я просила читателей написать две сказки: "Как нищий разбогател" и "Как нищенка разбогатела".
Две сказки - обязательное условие. У каждого из нас есть мать и отец, биологически мы - продолжение двух разных родов, по маме и по папе, даже если ничего о прародительской семье не знаем.
То, что человек считает "правильным" для себя, и проявится в сказочном сюжете. Именно по этому шаблону мы безотчётно выстраиваем свою финансовую жизнь.
Признавайтесь, хотели написать сказочку, но не пошло?
Бессознательное охраняет свои сокровища, и Первое нарушение инструкции встретится вам в ответах чаще всего. Вместо сказки вам напишут социалистический реализм "Как трудолюбивый и инициативный парень заработал богатство честным трудом".
Пример на Первое нарушение инструкции (реалистическая история):
"Жил был нищий. Хотел он всегда стать врачом и людям помогать. Не особо думал о деньгах. Поступил в университет, заболел медициной и не думал особо о деньгах. Но не дали ему врачевать бюрократы и потерял он смысл своей жизни.
Начал он работать с врачами на поставщика медикаментов и инструментов. Иногда сам поставлял. Открыл свою компанию со временем и продолжил раьотать. Много работал. Сначала сам. Потом начал искать людей, которые хотели бы заработать на этом, но не имели контракт с крупным бизнесом и получал маржу за то, что свел их. Копил он себе большую сумму на новое обучение врачом в Америке. Со временем уехал туда и начал все заново. И получилось у него стать врачом в Америке. И вы знаете сколько они получают."
Разбор тут простой: Хромая логика у этой истории. Нищий, без дома, без еды, без одежды, как-то получил достаточный уровень образования, чтобы выдержать конкурс в университет и поступить.
Когда вы попросите прямым текстом написать волшебную сказку "Как нищий разбогател", вам, скорее всего, ответят "Нету у меня воображения, никакая сказка не придумывается", "Так не бывает".
Это сигнал о том, что у человека психологический блок на мысли о чуде.
Возражение собеседника "так не бывает" снимайте утверждением, что каждый из нас когда-то был нищим и процветал! Младенцами мы не трудились, но имели еду, кров, одежду и всё готовое, ничего для этого не делая. Осталось написать сказку о том, как мы повзрослели - как в нашу детскую жизнь вошли деньги.
Настаивайте на том, чтобы вам написали сказку о том, как нищий разбогател. Именно в сказке легко проявляются неявные установки на судьбу умелых, судьбу принципиальных, судьбу душевно щедрых, судьбу предприимчивых или судьбу зависимых.
Почему сказок нужно две? Вас просят написать про то, Как нищий разбогател и Как нищенка разбогатела. Да-да, пол главного героя может изменить ход мыслей и весь сюжет! Связано это с тем, что в роду матери и в роду отца "издавна ведутся" разные установки на то, какой путь взросления считать правильным, какую дорогу в жизни считать достойной.
Не каждый может написать волшебную историю сходу. Чаще всего в начале вам встретится нарушение инструкции или особый случай. Расскажу обо всём с примерами.
Пример на Второе нарушение инструкции - когда вместо сказки пишут сюжет, возможный в реальности, хоть и про нищих. Ничего сказочного, сплошная действительность.
"Жил был нищий. Обычный нищий, как многие: перебивался с хлеба на воду, экономил каждую копеечку, подзанимал, когда надо, и вообще - всяко экономил на себе и своем существовании. Но однажды совершенно случайно он увидел, как мужик возле ларька "Спортлото" уронил только что купленный билет. Бежал-бежал за ним нищий, окликивал дядьку, хотел потерю отдать, да не успел - заскочил тот мужик в троллейбус да был таков. Нищий потоптался, подумал - эх, была не была! - да и забрал билет себе, не пропадать же добру! И выиграл по нему мильон долларов".
"Про нищего. Вообщем, жил он был, все дела. Раз попал он в такую переделку: стрельба, крики, вой сирены, люди бегут, орут, кровь на асфальте... Когда всё стихло, он как и всегда полез шариться по мусорке, вонизма ему уже была привычна, по ходу копания он ещё и откусывал от яблока, что тут же нашёл. И тут какой то мешок, обычный пакет полиэтиленовый, он в него, а там... купюры, много, очень много. Он, почти что лишившись чувств, схватил этот мешок и давать драпать. Не будь дураком, он не стал всё тратить и шиковать, а постепенно, понемногу, не светясь стал похож на нормального обеспеченного человека. Разобрался что к чему, вложился куда надо и живёт припеваючи".
Как работать с этим материалом? Никак.
"В лоб" просим человека переписать своё сочинение так, чтобы вместо реалистической истории (пусть не из жизни трудолюбивых образованных бедных, а из жизни прям нищих-нищих) была сказочная. Знакомство с собственным бессознательным того стоит, поверьте!
Как можно из коротенькой сказки узнать, что человек будет делать со своей жизнью, деньгами, отношениями? Нужно обращать внимание на ключевые идеи. Для каждой из судеб (судьба умелых, душевно щедрых, принципиальных, предприимчивых, или зависимых) они свои.
Идеи верности своему призванию, идти на зов, на голос призвания невозможно спутать с идеей мастерства, умелых рук или идеей поделиться с другими людьми всем, что имеешь.
В психологии многое проще показать один раз (вот это - блондинка, вот это - брюнетка), чем многословно теоретизировать.
Так выглядит судьба умелых в сказочном сюжете "Как нищий разбогател"
Пример на судьбу умелых, мужской вариант:
"Жил-был нищий - носил обноски, ел впроголодь, спал в канаве. Ходил он от города к городу и не было ему нигде долгого ночлега - никто не любил нищих бродяг. Но был он силён телом и с твёрдым духом, и потому мог идти далеко и не жалел ни помощи, ни еды для другого. Помогал таким же нищим, как и он, учил полезным навыкам и просто мудрости пришедшей ему в пути. Не все могли разглядеть в нем хорошего человека, был он неказист и не красив, но те кто смог увидеть в нем хорошего друга - становились ему верными товарищами.
Долго бродил нищий, как вдруг понял, что хочет он семью, детей, дом полную чашу, ах, как же добиться всего этого, как достигнуть? Послушали его друзья и отвели к колдуну - посмотрел колдун на руки его и сказал: "Это золотые руки, работящего человека, всю жизнь тебе работать - будет богатство и будет семья."
Бросил бродяжничество нищий и пошёл к кузницу работы просить - подивился ему кузнец, да взял к себе в подмастерья. Да как начал нищий у него работать - так удивился кузнец, любая работа горела в руках, вот те, чудеса! Не знал он, что нищий и спать-то толком не ходит, и не ест, всего себя в работу погружает. Прослышали о нём и другие мастеровые и давай ходить да звать к себе поработать, а нищий и ходил. У бондаря он бочки делал мастерски, у скорняка выделывал тонкие шкуры, у сапожника шил красивые башмаки, всё за что брался - выходило у него хорошо. Так и разбогател нищий, да не забыл своих друзей, и помогал им и другим людям как раньше".
Разбор. В первой части мы видим человека, который не может выбрать между судьбой принципиальных (силён духом, твёрд), судьбой душевно щедрых (не жалел ни помощи, ни еды для другого), и судьбой умелых (учится мастерству и становится мастером своего дела).
С героем истории случается чудо преображения (он вдруг понял, что хочет не бродяжничать, а жить осёдло, не быть одному, а быть вместе с семьёй) и чудо встречи - он встречает колдуна, который избавляет его от колебаний, какую из трёх судеб выбрать.
Прогноз для практического психолога очевиден: "Временами вам хочется пуститься в странствия, а временами - сидеть дома, порой вам нужно уйти ото всех подальше, а порой - очень нужны люди рядом. Безотчётно вы ждёте от других людей, что они возьмут на себя бремя выбора, подскажут вам или покажут вам выход, и полагаетесь на друзей и на авторитеты. Ваша уязвимость - в ситуациях, где вам не с кем будет посоветоваться".
Давайте посмотрим на его же сказку "Как нищенка разбогатела". Здесь никаких авторитетов, всё решает героиня сама. Она сама осознаёт (что не знает, чего хочет). Но идею ей дают люди, к которым она внимательно пригляделась. Героиня живёт судьбу душевно щедрых, без колебаний (поделиться есть чем с приятелями). Путешествовать её тоже периодически тянет. А определила её жизнь судьба умелых - только умение не в руках, как у мужского персонажа, а на устах:
"Жила были нищенка и не было у неё крыши над головой, стены за плечом, да звона денег в кармане и ходила и скиталась она по свету, не зная, куда примкнуть себя. Долго ли коротко, а начала она вдруг замечать, что слова её силой волшебной обладают, и стала она себе загадывать желания всякие, да не все получилось с первого раза, а что-то и совсем вывернуто приходило. И поняла нищенка, что не знает она, чего хочет и стала ещё внимательней к людям приглядываться: как живут и чем дышат, а там и разглядела, что счастье-то человеческое в основном в достатке, когда и сыр на хлебе есть и ломоть мяса в тарелке, и поделиться есть чем с приятелями. Походила она, подумала, да и загадала себе богатство и достаток, что и сбылось, и стала с тех пор нищенка жить в тёплом доме и есть вдоволь, а если и покидала дом, то путешествовать по странам заморским и краям чужим".
Писал сказки мужчина. Увидели теперь, как это работает? Герой другого пола в сказке откровеннее говорит и о затруднениях, и о подлинных желаниях. Так что пишите две!
Если судьбу умелых определяет умение, которое у человека в руках или на устах, то судьбу душевно щедрых определяют изобилие ресурсов и желание ими делиться.
Прототипом этой судьбы является, конечно, крестьянский мир. Там есть и опыт огромного урожая, который одному не съесть, и который лучше раздать, чтобы не сгнил, и опыт того, как люди дают друг другу время, силы, помощь - взаимно и бесплатно.
Читаем!
Так выглядит судьба душевно щедрых в сказочном сюжете "Как нищий разбогател"
Пример на мужского персонажа, "рог изобилия" в виде "сундука изобилия", сразу с деньгами. Про мотивации героев и прогноз скажу ниже:
"Жил-был нищий. Жилось ему трудно: ни денег, ни дома, ни еды. Совсем уже приуныл молодец. И вот идёт он по улице и видит заморскую ярмарку. Куча людей ходит, выбирает, торгуется, а в самом центре - толстый-претолстый купец, в чалме восточной. В руках у него сундук тяжёлый, обвитый цепями. - Не проходи, честной народ! Испробуй свой шанс! Нищий подошёл ближе, и вот что услышал: - Этот сундук не простой, а заколдованный. Внутри у него - несметные богатства, потому что сундук бездонный. Взял горсть золота, моргнул - а сундук уж снова полон. Взял две горсти - а сундук снова пополняется, и так до скончания века. Но вот открыть его сможет не каждый. Только одному это дано: человеку, чистому сердцем и душой, со светлыми помыслами и без хитрости. И правда: многие пытались открыть сундук, но ни у кого не получалось. И вот решил это сделать нищий. Подошёл, оглядел сундук, взял в руку замок, - да он и открылся, а внутри - несметные богатства. Вот так нищий и разбогател".
"Шла как-то нищенка по городу и размышляла о своём житье- бытье. Денег нет, дома нет, семьи нет. Делать нечего, даже и надеяться нечего. Шла она, шла, и вышла в поле. Шла полем, вышла к речке. Перешла речку, вышла в лес. Шла по лесу, вышла к избушке. Зашла в избушку и увидела там изумрудную диадему, красивую, словно капли росы на траве. - Почему она лежит здесь? В этой избушке уже давно никто не живёт. Может быть, её потеряли, и теперь хозяйка льёт слезы и даже не знает, где искать свое сокровище? Надо ей помочь. Взяла нищенка диадему, аккуратно завернула в платок, и пошла обратно, заходя во все деревушки и городки. Шла она долго, спрашивала у всех, кто встречался на пути, но никто не знал, чья эта диадема. И вот пришла нищенка в столицу, в королевский замок. Стражник отвел её в тронный зал, как только узнал, зачем она пришла. Оказалось, что диадему потеряла принцесса, и очень горевала, потому что это подарок её покойной матери-королевы. Принцесса принялась обнимать нищенку, целовать, плача от радости. Старый король был так рад видеть свою дочь счастливой (впервые за долгое время), что решил отблагодарить нищенку. Он подарил ей дом и много-много денег, так что с тех пор она ни в чем не нуждалась".
В мужской истории вознаграждается простосердечие, в женской - доброта и упорство в желании сделать добро другому. Бессознательная формула богатства в обоих историях, и мужской, и женской, про душевно щедрых людей, которым не жалко ни себя, ни своего времени, ни сил, ни денег из сундука, вообще никаких ресурсов не жалко ради других. Именно это и приносит им богатую жизнь.
А прогноз-то какой, спросите вы? Прогноз, честно говоря, про конфликт. По антуражу истории очень уж различаются. Заметили контраст людной шумной ярмарки и одинокого пути через лес и поле? В мужском варианте герой всё время среди людей, а в женском - полжизни в лесах и полях, а полжизни среди людей. Отчего так? Вот это и надо выяснить.
В мужском варианте чудо встречи есть, купец в восточной чалме на жизненном пути встречается. А в женском варианте, по правде говоря, маловато чудес. Долго-долго приходится идти, прежде чем найдёшь пустую избушку. И тема смерти мамы на втором плане, у принцессы мама умерла. Так что психолог сначала поспрашивал бы, уточняющие вопросы позадавал, откуда тема безлюдного мира в первой половине сказки взялась. Искал бы утраты, разлуки в дошкольном возрасте, неоплаканные. Потому что иногда, бывает, человеку не в кого плакать. И идёт он по жизни один, долго-долго.
Когда мы были детьми, всё в мире делалось чудесным образом, само по себе. У большинства из нас было жильё, еда, одежда, обувь, и мы ни копейки за это не платили и ни часа за это не работали. Мы получали от окружающего мира всё и бесплатно.
Простое психологическое упражнение позволяет вспомнить это ощущение и через него добраться к бессознательным посланиям от семьи, каким надо быть человеком (умелым, принципиальным, душевно щедрым, предприимчивым или зависимым).
Среди взрослых на подаяние от мира живут только нищие. Остальные - работают.
Так выглядит судьба принципиальных в сказочном сюжете"Как нищий разбогател"
Какие безотчётные установки ведут нас по жизни? Какие модели мы впитали в родительской семье? Узнать это можно с помощью интересного упражнения. Оно занимает буквально пять минут. Задание звучит так: напишите волшебную сказку "Как нищий разбогател" и "Как нищенка разбогатела". В тексте мы будем искать ключевые идеи, выражающие ценности той или иной судьбы.
Для судьбы принципиальных такая идея - идти за своими принципами, за своим призванием. В их сказках герои идут на зов, который слышат или видят только они.
Поступки принципиальных людей часто представляются окружающим необъяснимыми, нелогичными, в ущерб себе. Сторож сжигает склад, который сторожит, единственный источник своего дохода? Девушка отправляется искать гору, которая ей самой совершенно не нужна? Строитель ждёт, что совпадут вода, камень и начало новой жизни, и ему как-то станет об этом известно? Да нормальны ли они?
Нормальны. Они живут по своему внутреннему времени и своей системе мер и весов.
Истории принципиальных людей невозможно спутать ни с чем. Вопросы принципов это всегда вопросы веры, общения с над-личными силами. Человек может всю жизнь избегать мыслей об этом, но в сказке обязательно обнаружится, что тема добра и зла для него очень важна.
Вам встретятся два варианта: в одном главное действующее лицо спасает, исцеляет, действует созидательно, как Авель, в другом бунтует, опрокидывает существующие порядки, карает, действует разрушительно, как Каин. Мотивы ангельского и дьявольского так или иначе промелькнут в сказочном сюжете. Это не случайно.
Вот как выглядит "лечебный" вариант:
"Жила-была нищенка. Ничего у нее не было, ни дома, на денег, ни богатых друзей.
Вот отправилась она бродить по свету. Где-то добрые люди дадут ей кусочек хлеба, где-то пустят переночевать, где-то дадут кое-какую одежонку. И так продолжалось много лет.
Но вот однажды ночевала она в одном доме. Тихо было в нём и странно. Ночью приснился нищенке сон - она увидела чёрта. Чёрт сидел на крыше этого дома и нашёптывал что-то в трубу. Из трубы выскакивали искры, чёрт злился и еще сильнее шептал что-то. Слова были непонятные, пугающие.
Утром нищенка собралась уже было в путь, но, увидев хозяйку дома, решила рассказать ей свой сон. Хозяйка, услышав сон, охнула и в испуге опустилась на стул. Оказалось, несколько лет назад её дочка, красавица и умница, заболела неизлечимой болезнью. Какие только лекари и знахари ни принимались лечить девочку. Все было без толку. Девочка угасала с каждым днём. Только один древний старичок шепнул хозяйке, что это проделки чёрта.
Хозяйка была так удивлена сном нищенки, что предложила ей остаться на какое-то время в её доме. Хозяйка в глубине души надеялась, что может нищенка увидит во сне, как исцелить свою дочь.
На третью ночь нищенка снова увидела сон. В этом сне тот самый чёрт удирал со всех ног, а следом за ним летел веник из удивительной травы. Трава эта была синего цвета с мелкими золотистыми цветочками. Но что это за трава, было непонятно.
Утром нищенка рассказала свой сон хозяйке. Хозяйка упросила нищенку пожить ещё в её доме. А вдруг во сне узнает она название той волшебной травы.
И вот прошло ещё три дня и видит нищенка сон, а в нём она летит на высокую гору, там под белым камнем на самой вершине растёт эта трава, и название её Сгинь-трава.
Утром нищенка рассказала о своём сне хозяйке. Та обрадовалась, что знает название этой травы. Но вот как найти её? Сама хозяйка не может покинуть дом- некому ухаживать за больной дочерью. Вот и упросила она нищенку найти ту траву, собрала ей котомку с хлебом, вяленым мясом, положила туда теплый плащ, запасную пару обуви. И денег дала нищенке на дорогу.
Отправилась нищенка в путь, на каждом перекрёстке спрашивала она, не видел или кто высокую гору с белым камнем на ней. Но нет, никто не видел. Долго ли, коротко ли, нашёлся прохожий, который подсказал нищенке дорогу к этой горе. Прошло много времени, но наконец-то взобралась нищенка на гору с белым камнем и увидела волшебную Сгинь-траву. Сорвала она пучок этой травы и пустилась в обратный путь.
А хозяйка уже и не ожидала нищенку. Все её мысли были заняты умирающей дочерью. Она угасала и никакой надежды не осталось, как однажды утром постучалась к ней в дом нищенка. Платье разорвано, ботинки все истоптаны, котомка пустая. Но в руках веник из волшебной Сгинь-травы- синие листочки с золотистыми цветочками. Обрадовалась хозяйка, в слезах кинулась благодарить нищенку. Вдвоём смастерили они из волшебной травы веник, обмели веником весь дом изнутри и снаружи. А к вечеру того дня дочке стало немного получше. А через месяц не осталось и следа от её хвори.
Хозяйка была счастлива и щедро отблагодарила нищенку - подарила ей полный кошель денег, поклонилась в пояс и отпустила нищенку.
А нищенка выбрала небольшой городок, купила себе маленький домик и стала жить- поживать и нищеты-горя не знать".
Вариант с применением насилия:
"Жил-был нищий. Когда-то у него были и дом, и родители, и братья. Но когда родители умерли, братья дали ему узелок с бельём, несколько монет и сказали: это твоя доля. Дом мы на троих разделить не можем, так что ищи себе другое место.
И пошёл он искать. Вдруг слышит: рекрутеры всех зовут в солдаты, на войну. Говорят: мол, оденем-обуем, будем вкусно кормить, а на войне все разбогатеют и наживутся. Почесал парень в затылке и согласился - что терять ему, кроме головы? Дали ему сапоги, мундир и ружьё и повели на войну. В первом же бою весь его полк полёг, а ему самому ногу оторвало.
Полковой врач спас его, но из солдат парня прогнали, оставили только мундир, что на нём. И побрёл он назад на одной ноге. Люди жалели его, давали хлеб, но на работу нигде не брали. Но однажды подошёл к нему человек и говорит: мне как раз такой и нужен. Пойдёшь ко мне сторожить склад? - Пойду!
И стал он сторожить. Сидел на пороге как собака, никого кроме хозяина не пускал. Но однажды ночью он задремал. И сквозь сон услышал голоса: вот дурачок-то! Сидит, а не знает, что горе свое сторожит! Открыл глаза - нет никого. На вторую ночь слышит снова: ох, дурак ты, солдатик! Сам свою беду сторожишь! Открыл глаза - никого нет. На третью ночь решил он притвориться спящим и через щелку век посмотреть, кто это говорит. Прикрыл глаза, а сам ждет. В полночь видит - а на складе сквозь щели словно свет брезжит и какие-то тени шевелятся, и кто-то тоненьким голосом говорит: здесь, здесь твоя беда!
Не выдержал солдат, сбил замок с двери и вошёл на склад. А там полки, и на всех полках горшочки, плотно-плотно закупоренные и засмоленные. Стал он открывать один горшочек, а оттуда тоненький голосок: Не открывай! - Кто здесь? - Это мы, беды людские. Наш хозяин - чёрт, он у людей их счастье и богатство крадёт, и бедой подменяет. - И моя беда тут есть? - А как же, вот она, видишь тот горшок, что с трещиной? - Что же делать мне? - А ты подожги склад!
Солдат кое-как на одной ноге натаскал хвороста, соломы и поджёг. Сгорел и склад, и дом с хозяином. И тут стали твориться чудеса. Кто в городе был больной - все выздоровели. У кого была нищета - все стали жить хорошо. Еще 12 лет были везде хорошие урожаи, рождались только здоровые дети, старики не болели, супруги жили ладно и не ругались. Сам солдат вернулся домой, братья поклонились ему в ноги, попросили прощения и отдали отцовский дом, а себе построили новые. А солдат женился на хорошей девушке и за 12 тучных лет сколотил крепкое хозяйство: нанял честных работников, и вместе с ними вырастил племенных лошадей, одна другой красивее. И покупали их за большие деньги. Но солдат никогда не продавал своих лошадей на военные дела, сколько бы ему не давали".
Разбор. Это судьба принципиальных, у вас в сюжете. Сон нельзя проигнорировать, уклониться от призвания нельзя. И решение солдата "никогда не продавать на войну лошадей", это тоже про верность своим принципам.
Авторы обеих историй - женщины. Давайте почитаем и мужской вариант.
Это история о чуде преображения (в ней воровка решает жить праведно) и о встрече с принципиальным и умелым человеком (строителем, который видит сны). Если бы мы расспрашивали автора сказки о семье, то наверняка узнали бы, что в истории рода было что-то похожее. Кстати, ключевая идея "огонь" и ключевая идея "лечить" в ней тоже нам встретятся.
Читаем!
"Нищенка была молода, жила бедно всегда, родилась на улице, воровала на рынке еду. Как-то своровала она кувшин молока и хлеба и решила уйти в другой город, так как в этом все знали её как воровку. Она никогда не ходила за пределы города, пошла через пустыню. Увидев, что приближается ночь, нищенка решила остановиться. Вокруг была пустыня, солнце медленно садилось.
Пока она жевала хлеб и пила молоко, заметила, что на небе происходит странное. Чем ниже солнце садилось, тем ближе луна подходила к солнцу и вот, когда солнце было на самом горизонте, луна встала ровно над ним и зажёгся свет между ними и что-то яркое упало прямо на землю. Солнце зашло, луна осталась на месте и нищенка пошла за луной, она шла почти всю ночь и под утро, увидела под ногами сверкающий камень, размером с небольшой куст, а рядом с ним родник, бьющий из земли.
Нищенка не смогла поднять камень, но увидела очертание города впереди. Она пришла туда, долго бродила по рынку, слушала разговоры, наблюдала, хотела найти работу и больше не воровать.
И тут она услышала разговор одного мужчины с женой. Он убеждал жену, что дождётся человека, который знает, где камень и вода дают начало новой жизни, как он видел это во сне, и тогда он построит то, для чего был рождён.
Нищенка подошла к мужчине и сказала, что она знает про такое место. Мужчина выслушал её, поверил, и она отвела его к роднику. Мужчина оказался известным строителем, которому в юности приснился сон. Вода из родника была целительной, а камень, как говорили люди, был волшебный. Каждый, кто приходил к нему со своими печалями, уходил, воспряв духом. Мужчина построил огромный дом, а потом и комплекс домов невероятной красоты вокруг камня и родника. Нищенка стала смотрительницей этого дома. Люди отовсюду приезжали, останавливались, восхищались и исцелялись".
Так выглядит судьба предприимчивых в сказочном сюжете "Как нищий разбогател"
Что будет, если посмотреть на свой жизненный путь с высоты птичьего полёта? Какие повороты увидим, что заметим?
Каждый человек имеет свою систему ценностей. Кто-то ставит во главу угла мастерство, умение. Кто-то - верность своему долгу, принципы. Кто-то - готовность отдать последнее для людей, пусть и незнакомых. А кто-то - способность затеять что-то новое, изобрести, придумать новую жизнь.
Судьба предприимчивых - изобретать, видеть иначе, чем другие. В бизнесе они задумывают "вариант 100Х", способ получить наибольшую прибыль.
Пример:
"Как нищий разбогател
В одном большом городе жил нищий. Жил весело, на хлеб хватало, на здоровье не жаловался. И вроде всё до поры до времени было хорошо, но стало ему скучно. Решил он пойти просить милостыню на кладбище. Подавали ему много, но редко - не каждый день, слава богу, у людей богатые похороны. И вот однажды уснул он на могиле и то ли приснилось, то ли привиделось, то ли вправду было... А было вот что.
Приоткрылась дверь старого склепа, из него осторожно выглянула статуя пожилого мужчины. Убедилась, что нет никого, подошла к нищему и смотрит. А нищий от удивления даже пальцем пошевелить не может. Посмотрела статуя и говорит: Ты, что ли, на всё кладбище на скуку сетуешь? - Я, - говорит нищий, - извини, если помешал. - Да нет, не помешал, разговор у меня к тебе есть.
Человеком я был богатым, кое-кто детям с внуками оставил, а кое-что припрятал для себя, чтоб напоследок мир повидать, да диковин испробовать. Но не успел - умер, а дети мои меня с богатством и похоронили - мол, себе оставил, себе и возьми. А толку мне от него в склепе никакого. Вот я и думаю, здоровье у тебя хорошее, проживёшь долго, возьми деньги, живи, как хочешь, только весело и чтоб диковины были, а я на тебя глядеть буду - и радоваться. - Это что ж, ты меня отовсюду видеть сможешь? - Смогу, коли не обманешь, и поглядеть позовёшь. Без зова не пойду. - А как обману? - Ну что ж, и обманешь, на том свете свидимся, поговорим... - А может, и не свидимся. — Ну, или так....
Очнулся нищий, зашёл в склеп, смотрит - стоит там давешняя статуя и как будто пальцем в угол указывает. Полез он туда - а там тряпица, в тряпице - бумаги и драгоценности. Ай, думает нищий, нехорошо вроде бы с кладбища выносить, а с другой стороны - клад, видно, старый, не недавно прятали, а мертвым - какая польза...
Взял деньги, поклонился статуе и говорит: Не серчай, но недосуг мне всё время оглядываться, коли хочешь - смотри за мной всегда, а коли не хочешь - не смотри. Приходи, в общем, когда тебе надобно, кроме дней, когда я особо не приходить попрошу.
Так и разбогател, жил весело, учиться пошёл, известным дельцом стал, деньги - они ведь тоже характер имеют, скучно им просто лежать, они превращаться любят и всякие диковинки. Вот диковинками-то нищий и разбогател, как будто знал, кому что нужно - всякий раз предлагал диковинку, чтобы жизнь переменить. Как хотели, так и меняли - кто помногу, кто поахать. Но только свою. Для вторых рук диковинки не продавал. Как торговать да ездить надоело, другим делом занялся. И всегда учил подмастерьев - дело должно быть весёлым, чудным даже и диковинным - иначе деньгам от вас скучно будет. И дочерей научил этому, и сыновей".
Разбор. Здесь мы видим и судьбу принципиальных (уговор со статуей, верность своему слову), и судьбу предприимчивых (изменяет жизнь людей), и судьбу умелых (на третьем этапе жизненного пути у него появляются подмастерья, он учит мастерству других).
Предприимчивость здесь именно в изобретении нового способа делать деньги - находить диковины, которые веселят, персонализированно для каждого клиента.
Разницу легко заметить, если сравнить с судьбами умелых и принципиальных.
Особые случаи
Напомню, нарушений бывает два, первое - когда вместо сказки перед нами реалистическая история из жизни работников, а не нищих, и второе - когда вместо сказки перед нами зарисовка из жизни реальных нищих, находящих клад / лотерейный билет / пакет с деньгами. Нарушение проявляется в том, что чуда ни в первом, ни во втором реальном случае не происходит.
Итак, никакого изобретательства, добросовестный труд на ниве торговли и бытовых услуг:
"Как нищий разбогател
За помойкой городского ресторана, на куче чужого тряпья, в коробке из-под холодильника, жил восьмилетний паренёк. Ел он из той же помойки, купался под дождём, его друзьями были крысы и бродячие коты. Персонал ресторана жалел паренька, и не гнал с насиженного места взамен на "невидимость" паренька для посетителей и администрации.
И вот, однажды, надоело нашему герою перебиваться собранной с пола мелочью и случайными кражами на ближайшем рынке. Накопив необходимый минимум, он пошёл на рынок, и купил банку обувного крема и щетку, порвал на тряпки одну из найденных вещей, и сел на углу ближайшего дома чистить обувь прохожим. Отстегнув причитающееся местным полицаям, здесь наш герой и прижился.
Постепенно к банке ваксы добавились свежие газеты, а затем и столик с разнообразной мелочёвкой. Деньги парень прятал в люке, под своей коробкой. Сначала понадобилось арендовать ближайший склад под товар, а затем и помещение под бакалейную лавку. Маленькое, зато своё, с кухней и душем. Сюда же он и жить переехал.
Со временем появились машина в кредит, небольшой счёт в банке и девушка. Поженившись, он переехал жить к жене, и вместе они арендовали еще пару помещений под магазины, значительно расширили ассортимент, и наняли продавцов. Теперь за парнем оставалась лишь бумажная работа, которой, к слову, было очень немало.
Дальше была квартира в кредит, её сдача внаем, пара чудесных детишек, и дальнейшее расширение магазинов. Когда денег накопилось изрядно, а кредит за квартиру был давно в прошлом, они с женой выкупили старое полуразвалившееся здание возле центра города, перестроили его заново, и сдали в аренду под офисы и торговые площади.
Тем временем дети выросли, и разъехались учиться по разным странам, а наш герой подался в депутаты. Обзаведясь прочными связями и еще парой офисных центров, к 65-ти годам он устаёт от суеты, продаёт весь бизнес, покупает яхту и дом у моря, и они с женой отправляются смотреть на жизнь мира".
Звучит как реальный сюжет, без волшебства. Описывает трудолюбивого человека, который достойно преодолевает жизненные трудности. По сути, эта сказка про депутата на пенсии у моря является нарушением инструкции сочинить сказку.
Ни ангельское, ни дьявольское не волнует предприимчивого героя, получившего стартовый капитал в чужом склепе. Для него нет ни Бога, ни чёрта. Предприимчивость как судьбу вы ни с чем не спутаете, не волнуйтесь.
"Как нищенка разбогатела
Жила была бедная пребедная женщина, нищенка. Жилось ей голодно и холодно. Она старалась помогать другим, но часто ей ничего не платили за работу. Как то раз не выдержав такой жизни она отправилась в лес. Она долго шла, через буреломы, канавы, все дальше пробираясь вглубь леса. И вдруг перед ней открылась чудесная солнечная поляна с ручьём. Нищенка была так измучена,что села на берегу ручья и заплакала. Каждая её слеза, попадавшая в ручей, превращалась в жемчужину, потому как ручей тот был волшебный. Слёзы только тогда превращались в жемчуг, когда душа человека была светлая и чистая, мысли были добрые, а в сердце жила любовь.
В этот момент из-за кустов появился лесной тролль. Он с удивлением смотрел на нищенку, жемчуг, потому как был хранителем этого ручья и давно не видел таких превращений слёз в жемчуг. Тролль подошел к женщине, успокоил её и поднял из ручья жемчуг и насыпал ей полный карман. И чтобы ей больше не пришлось плакать и страдать, в награду за её светлую душу, открыл ей Дар исцелять сердца других людей от страхов и боли.
Тролль проводил её до края леса, и дальше женщина сама нашла путь к городу. Придя в город, она продала часть жемчужин и смогла купить маленький уютный домик. Вскоре по всему городу разнеслась весть о её Даре, люди приходили к ней, получали исцеление и щедро благодарили. А жемчужины в её кармане никогда не заканчивались, хотя каждому приходящему к ней человеку она обязательно клала в руку одну жемчужину".
Разбор. Внешне истории похожи: один находит в склепе деньги, другая находит в своём кармане жемчуг. Один пускает капитал в оборот, другая тоже раздаёт жемчуг. Один борется со скукой, другая - с болью и страхом. Однако внутренне это разные люди, с разным отношением к теме добра и зла. В жизни всё точно так же. Сказочные герои - это отражение того, что волнует нас-сегодняшних.
Почему в одной истории можно найти отголоски разных судеб? Потому что у каждого из нас были двое родителей, четверо бабушек и дедушек и восемь пра-родителей, а это 14 биографий! Притом, если отношения в семье поддерживались, все они хорошо известны по рассказам и, что называется, "на памяти".
Понятно, что в истории рода можно найти все судьбы и все примеры. В этом-то и состоит свобода выбора своей собственной судьбы - ведь каждый из нас знает из истории трёхпоколенной семьи и видел перед глазами разные дороги в жизни, но свою выбрал сам.
Теперь, когда мы познакомились с азами, копнём тему глубже.
В ответах на задание вам встретятся не только нарушение инструкции, но и Особые случаи. Это прорыв, сопротивление, глумление, не может разбогатеть при жизни и криминал.
Прорыв
Эта девушка сначала написала реалистичную историю, а когда её попросили придумать волшебную сказку, где всё возможно, и даже чудо, села и сочинила другую, заново. Вот как она описывает свой прорыв на новый уровень контакта с бессознательным:
"Спасибо за упражнение! Я где-то читала, что некоторые творческие люди когда творят, у них как бы не работает сознание. Мысль рождается откуда-то и через пальцы ложится на бумагу. Я сделала тоже самое. Это было удивительно! Впервые в жизни написала такое. Я писала и не знала, о чем будет следующая строка. Рассказ откуда-то сам появился. И до последней точки все прошло как бы само собой и словно без моего участия!!! Это был потрясающий опыт!"
Сопротивление
Эта девушка добросовестно пыталась написать сказку несколько раз, но что-то её останавливало. Контакта с бессознательным так и не получилось. Вот как она описывает свой опыт:
"Такое интересное задание, и все во мне сопротивляется этому упражнению! Никакой фантазии, сюжета, только злость и воспоминание о сюжетах по типу Золушки, или просто образ, что мол была нищенка, и все. Никаких событий не вырисовывается, просто была, а принц или богатство на голову свалились. И честно говоря, не факт, что остались на всю жизнь. Откуда она знает, что с ним делать, у неё совсем другой образ: скромной, застенчивой, жалкой голодранки. Мы богато не жили, так и нечего начинать. Да и история про 10% прибавку не лучше... в голове папа не может вымолвить ни слова, рассказывая. То ли это чудо, что прибавили - "Да НЕУЖЕЛИ, сегодня снег пойдет". То ли само собой разумеющееся, что должно было давно произойти, а на момент повышения, инфляция уже 20, что только ещё больше ЗЛИТ. Эта злость и не дает отдаться фантазиям и написать сказку. И сейчас я поняла, что само слово "сказка" вызывает у меня негативные ассоциации. В моей жизни были фразы по типу "Если бы ты захотела, я превратил бы твою жизнь в сказку", сопровождающиеся опять-таки злостью. Ну и вдогонку, знакомая всем присказка :" А ты что думала? В сказку попала?". Убила бы".
Конечно, говорить "бегом к психологу!" в таком случае не принято. Хотя предложить сходить на консультацию к психологу можно. Вместе с психологом можно разобрать кирпичную стену негатива по кирпичику, а не таскать её на себе каждый день. Жить станет легче.
Глумление
По каким-то своим причинам человек не хочет откровенничать. Он формально выполняет задание, а по сути пишет не о себе, а ерунду. Насмешка и издевательство над серьёзностью психолога выражаются при этом и в его поведении: такой человек внимательно следит за вашей реакцией, разозлились ли вы на его неспособность быть искренним с самим собой. Рекомендуемый ответ: "Жаль, что вы выбрали выполнить задание именно так". Пример издевательской сказки:
"Жила-была нищенка. И она была страшная. Такая страшная, что с ней никто не хотел жить. Она все время ходила одна по улицам и смотрела все, что попадется под ноги. И однажды она нашла старый ваучер 92 года. Тут она поняла, что это крутая бумажка. Пошла в свой сельсовет, и там ей сказали - да, это очень ценная бумага. И дали ей денег и дом. И она подумала: как круто, что я одна. Не надо ни с кем делиться. Теперь я богатая".
Не может разбогатеть при жизни
Вот примеры историй, где сюжетная линия никак не выруливает на процветание при жизни:
"Жил-был на свете нищий и он не разбогател. Он был очень одиноким человеком, будто стеклянная стена стояла между ним и другими людьми, из-за неё ему было очень больно, он мог только смотреть на других людей, как у них всё получается.Он только плакал от боли, и так и умер. После смерти все его слезы превратились в золото, только он этого уже не узнал. Он лежал в гробу, окруженном золотом,его семья склонила головы, им осталось лишь поделить наследство, оказалось не так уж много".
"Жила-была нищенка, как попрыгунья-стрекоза она прыгала по свету, от одного дома к другому, стараясь не думать, то один человек накормит, до другой поможет, то у третьего займёт, так и набрала долгов, как шелков, а кто не знал историю, то думали, она при деньгах. Хотя люди не осуждали, просто воспринимали, как такую странную. Но она умерла, только смертью она могла снять боль с души, а на небесах всем всего достаточно, и никто на земле её не осудил".
Здесь нужны регулярные занятия с психологом, чтобы человек смог придумать своим героям другую судьбу. И консультация врача-психиатра по поводу депрессии, первым делом.
Криминал
В сказках о том, как нищий или нищенка разбогатели, нередко встречаются преступные мотивы. Это воровство и убийство. Разница между преступлениями против имущества и преступлениями против личности очевидна.
"Жил да был жук. И не было у него денег. Совсем не было денег. Не было у него не только денег, но и собственной норы. Вообще, жук жил на улице, питался росой и листиками. Однако лето заканчивалось, и жук понимал, что нужно что-то делать. Жук выточил себе из старых водопроводных труб волыну, набрал немножко патронов, подкараулил ночью местного владельца ларька и, угрожая пистолетом, вывез его в лес на санях (он был нищ, и у него не было машины; а сани найти легче, чем машину).
Владелец ларька, как только жук вынул кляп, сказал: "Что же ты делаешь, изверг! Вывез меня ночью в лес, угрожая волыной! Что же не живётся тебе, жучара ты! Зачем я тебе понадобился?"
В спешке жук не заметил, что нечаянно вывез владельца ларька на старое захоронение ядерных отходов, поэтому на крики ларька внезапно из леса вышло чудо-юдо. И чудо-юдо сказало им человеческим голосом: "Что вы делаете в моём лесу?"
Жук ответил: "Отчаянные времена требуют отчаянных мер. У меня нет денег, нет дома, и через пару месяцев не будет еды; мне нужны хотя бы деньги и быстро".
Хозяин ларька возмутился: "Ленивый ты кусок жука! Почему тебе не устроиться на работу?"
А чудо-юдо ему и говорит: "Продай мне, жук, свою душу. Тогда я дам тебе драгоценностей, сколько захочешь. Вот." Жук стал думать, что ему делать, и решил уточнить у чуда-юда: "Как будет выглядеть продажа души?" Ничего не ответило чудо-юдо вслух, только достало из кармана янтарь, внутри которого очень хорошо было видно стрекозу. Жук посмотрел на стрекозу в янтаре и начал подозревать неладное.
Внезапно со стороны старого захоронения радиоактивных отходов на них выскочил живой пень и попытался съесть владельца ларька. Владелец ларька орал и отбивался, а чудо-юдо отвлеклось на шум. А жук, воспользовавшись ситуацией поставил чуду-юду хэдшот (выстрелил в голову).
Расправившись с чудом-юдом, он прочесал лес, нашёл логово чуда-юда, где обнаружил кучу драгоценных камней с различными насекомыми внутри. Отойдя от шока, он сгрёб их в охапку и отнёс в ближайший ломбард".
Эту сказку можно давать юристам по уголовному праву, чтобы поупражнялись квалифицировать такие составы, как Ст. 223 УК РФ Незаконное изготовление оружия, Ст. 126 УК РФ Похищение человека, Ст. 105 УК РФ Убийство и Ст. 158 УК РФ Кража.
Поскольку история про жука, пень и чудо-юдо, чистосердечным признанием сказка не является. Но вот умелый работник (владелец ларька) и предприниматель, разработавший технологию со смолой (чудо-юдо), в сказке подвергаются опасности и погибают. Что не может не наводить на мысль о том, что родители ненавидели в авторе истории торговые таланты и предприимчивость. Возможно, доставшиеся ему от "той" родни, которая "отходы, насекомые и прочие чудовища".
Мы прочли примеры сказок, как "богатеют" работники благодаря своим умениям, предприниматели благодаря своему чувству момента, душевно щедрые благодаря обретению источника изобилия в себе и принципиальные благодаря верности своему призванию, которое видно или слышно лишь им одним.
А как выглядит в этом упражнении судьба зависимых?
Взрослые дети алкоголиков в своих сказочных сюжетах отражают жизнь, которую они видели, когда их родные и любимые люди на их глазах теряли человеческий облик, в запое или наркотическом опьянении. Войдя в контакт со своим бессознательным, они ясно видят модель, в которой в отношения вплетается смерть, желание смерти, желание спасения.
Этот опыт лучше прорабатывать в психотерапии, в обстановке доверия.
Ответить на этот вопрос просто, если знать ключевую идею зависимости "я без тебя умру".
В сказочном сюжете у вас обязательно будет персонаж, который то умирает, то оживает.
Примеры:
"Жил был нищий. Хороший парень, работяга, но все деньги отдавал братьям, так как они были старше и сильнее, а в себя он особо не верил. Как-то раз он сидел на берегу реки и увидел куст с ягодами. Он съел ягоды и провалился в сон. И приснилось ему, что у него выросли крылья вместо рук и может он улететь куда захочет. На самом деле он съел очень ядовитые ягоды. Его нашла девушка, отнесла в дом, где жила с отцом и матерью. Когда он пришёл в себя, хотел отблагодарить их за доброту и начал помогать её отцу в мастерской. Оказалось, что он одарённый подмастерье. Он пошёл учиться дальше, выучился на строителя и был успешен в этом и объездил весь мир".
Разбор. Перед нами история, в которой легко увидеть два этапа жизненного пути. На одном из них герой валяется мёртвым, на другом герой живёт судьбой умелых - из ученика становится мастером своего дела и процветает.
Из диалога с автором сказки:
- Можете сказать, были ли в вашей семье больные алкоголизмом или наркоманией?
- Да, папа был алкоголиком.
Другой пример, фрагмент из сказки о нищем:
"Однажды Фея разговаривала с белочкой, и та сказала, что живёт в лесу чудовище: то ли конь, то ли человек, непонятно. Он мучается от раздвоения его разрывает на части. Он не знает, кто он есть на самом деле, внутри гложет пустота от раздвоения, кто он, животное или человек. Хвост как у лошади, грива тоже, а тело человеческое, органы внутри как у людей.
И вот белка сказала Фее: - Сходи, найди этого непонятного да исцели. Расколдуй его, как ты умеешь, сделай из него или животное или человека, чтоб он смог разобраться в себе кто он есть на самом деле.
Фея послушала белку, и отправилась в путь через лес, идет она по лесам по полям, то с птицами общаясь то с ветром, то солнцу улыбаясь, а в кармане ни копейки. Вдруг видит под ивой большой раскидистой около реки лежит это чудо-юдо заморское, непонятное: полуконь получеловек, лежит он, вздыхает, стонет от тоски, что никто его не любит".
Из диалога с автором сказки:
- Можете сказать, были ли в вашей семье больные алкоголизмом или наркоманией?
- Да, а как вы узнали?