Лекция №28 Мировая экономика. Разделение труда
Возвращение контроля
не пускать же всё на самотёк!
Как власти отреагировали на падение рубля?
Рубль, не падай!
Пособие по захвату мира. Зарубежные проекты, экспорт и импорт. (Пояснения)
Ко мне обратились знакомые подписчики и попросили дать пояснения к статье на одноименную тему. Говорят, слишком коротко написал, непонятно. Мне то говорят, что надо короче писать, то наоборот подробнее) в общем, каждому - свое, поэтому, наверное, в тех случаях, где действительно суть будет передаваться суховато буду дополнительно писать с комментариями.
Курсивом - то, что было в предыдущей публикации.
Одним из основных инструментов для повышения экономического благосостояния страны в рамках реализации Стратегии может послужить развитие экспорта.
Здесь надо пояснить, почему. Увеличение экспорта ведет к росту рынка сбыта российских компаний. Объективно, наш внутренний рынок, прямо скажем, небольшой. Не по всем продуктам, но по многим - да. По какому-нибудь оборудованию для нефтегаза вполне себе хватает, у нас 10% доля мирового рынка. На вот, например, по электронике - нет. Какой смысл создавать дорогое производство потребительских процессоров или чипов для телефонов для рынка в 146 млн человек? При всем том, что конкуренция с Intel и AMD никуда не делась, они по-прежнему будут в страну попадать. Но это потребительский продукт, на который еще много что влияет. Если же мы говорим, например, про автомобили или фарму, то приходится соревноваться с мировыми гигантами, вкладывающими десятки миллиардов долларов в новые разработки. Российский производитель просто по умолчанию не сможет такие же суммы тратить, поскольку он и не зарабатывает столько. Да даже если и не брать новые разработки, а просто производство коммодити-продукта, например, субстанций для фармпрепаратов, то по цене и себестоимости с теми же китайцами мы конкурировать не сможем. Соответственно, для того, чтобы увеличить доходы российских компаний надо развивать экспорт, расширять рынки сбыта.
То есть, экспорт - это и рынки и денежные ресурсы для роста.
Второй инструмент - развитие внутреннего спроса, но про это будет отдельная публикация.
Как было указано в разделе «Отношения стран и международная конкуренция», успешное развитие экспорта возможно при достижении экспортируемой продукцией и услугами определенных конкурентных преимуществ.
Причем, необходимо развивать не экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью (напр. сырья), а продукции высоких переделов/технологичной продукции. Необходимо отметить, что экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью позволяет повысить номинальную стоимость экспорта продукции (т.к. продукция высоких переделов имеет более высокую стоимость) и через повышение номинальной стоимости экспорта сильнее увеличить ВВП страны (т.к. на каждом этапе производства/переработки создается добавленная стоимость в виде прибыли, налогов, заработной платы, процентов по кредитам и пр., т.е. на 1 руб. поставленной продукции переработки сырья/технологичной продукции ВВП страны будет увеличен на сумму большую, чем при поставке 1 руб. сырья).
Здесь, я думаю, пояснения особо не нужны, но тем не менее. Конкурентные преимущества это, банально, цена, неденежные условия и в принципе возможность реализовать экспорт. И я здесь больше не про потребительский продукт, а про промышленный. На мой взгляд, в первую очередь надо развивать поставку различного оборудования, поскольку, во-первых, это позволит экономику страны-партнера подразвить и, во-вторых, "на плечах" промышленного экспорта туда завести потребительскую продукцию. Это может получиться само собой, а может и как условие при достижении договоренности со странами-партнерами.
По поводу добавленной стоимости тоже все логично. Если вы взяли нефть за рубль, переработали внутри страны и продали за 2 рубля, то вклад в ВВП будет, условно, 1,5 рубля. Почему не 2? Потому, что у вас может быть какой-то импорт, связанный с этим продуктом на 0,5 рублей. Оборудование или какие-то компоненты. Если же вы берете ту же нефть и делаете из нее не бензин, а, условно, пластик и из этого пластика делаете какие-то изделия, давайте условно считать, что пластиковую вазу, то количество труда, налогов, процентов и прибыли по этой цепочке добавленной стоимости будет в разы, а может быть и на порядок больше. Если вся себестоимость локальная, то и вклад экспорта такой продукции в ВВП будет пропорционально больше. А вот чтобы импорта не было его и надо замещать. Но мы приходим к тому же - для этого нужно увеличить рынок сбыта, то есть спрос внутри страны.
Для поставок технологичной продукции на экспорт необходимо развивать комплексные решения, т.е. проекты (далее – «экспорт проектов»), включающие в себя все стадии и компоненты:
- проектирование/инжиниринг
- поставку оборудования
- строительные и монтажные работы
- финансирование
- обучение персонала
- поставки сырья и компонентов
- обслуживание (позволит также получить позитивный отложенный эффект для показателей экспорта при дальнейшем функционировании создаваемых предприятий)
Вот здесь про те самые неденежные/неценовые условия. Я уже много раз говорил в телеграм-канале, что наше оборудование или услуги сами по себе нафиг никому не нужны (причины ниже), поэтому конкурировать можно только предлагая комплексный проект. Хороший пример - Росатом, но они в принципе конкурентов в мире почти не имеют, а те, что есть - на порядок меньше. У Росатома же максимально комплексное предложение, они еще и атомное законодательство создают в странах.
Целесообразно развивать экспорт проектов в страны, имеющие уровень промышленного/технологического развития и/или общий экономический уровень развития ниже, чем у России – страны Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, некоторые страны Восточной Европы, Ближнего Востока, бывшие республиками СССР.
Ну здесь все логично. В недружественные страны мы вряд ли поставим. Причем одно дело когда мы говорим про какую-нибудь продажу нефти, там еще страны могут под внешним давлением и отказаться. Но когда мы говорим про инвестиции - тут они не отказываются. Посмотрите на историю с АЭС в Венгрии или на строительство НПЗ в Индонезии. Собственно, поэтому мы и берем ненедружественные страны и развиваем партнерство с ними.
Встроить оборудование российского производства, промышленную продукцию или услуги в проекты, реализуемые компаниями из третьих стран представляется крайне проблематичным, поскольку:
- существуют устоявшиеся связи между инжиниринговыми центрами и производителями оборудования из этих стран
- меры поддержки экспорта в этих странах направлены на максимизацию использования производственных, логистических и управленческих ресурсов данных стран
- в рамках данных проектов осуществляется финансирование банками из данных стран, для которых участие иностранных компаний повышает риски, что влечет к увеличению стоимости финансирования
Ну вот собственно и причины, почему наше оборудование/услуги не нужны.
При экспорте проектов необходимо сосредоточиться на проектах, направленных на:
- замещение импорта
- развитие торговой, логистической и энергетической инфраструктуры
- производстве продукции направленной на внутреннее потребление
- производства сырьевой продукции
- производства, направленного на экспорт
Ну тут понятно. В наших проекта должна быть ценность для страны-партнера. Замещая импорт мы им помогаем торговый баланс поправить и финансовую устойчивость. Ну и создаем добавленную стоимость внутри страны. Здесь, для примера, можно взять в больших странах строительство НПЗ, но с поставками российской нефти на них. Тогда они заменят импорт нефтепродуктов. Или, банально, построить портовые мукомольные предприятия, чтобы они заместили импорт муки (хотя тут есть свои нюансы с ее себестоимостью).
Развивая инфраструктуру, мы им в принципе создаем условия для ведения бизнеса. Даже местного. Здесь я имею ввиду не только дороги строить, но и, например, энергетику развивать и торговую инфраструктуру строить. Хороший пример для Африки, которая является экспортером различных фруктов/цветов - отсутствие холодной логистики и нормальной перевалки, хранения, стандартизации продукции и бирж. По большому счету, можно по всему берегу им настроить оптово-распределительных центров, которые могли бы принимать, отсортировывать продукцию (то есть убирать брак/некондицию/порченую продукцию и перерабатывать ее в различные пюре на месте), хранить ее, формировать партии и отгружать покупателям. Биржа (прямо вот на отдельно взятом ОРЦ) нужна для того, чтобы можно было прямой контакт между африканским колхозником и покупателем наладить, но для этого продукция должна быть стандартизированной. То есть по сорту, спелости, размеру, качеству и пр.
Производство продукции, понятно, для экспорта и роста внутреннего производства и спроса. И я здесь не только про какое-нибудь продовольствие или производство одежды. Это может быть и производство строительных материалов, которое, по большому счету, преимущественно локальное. Про простую металлургию (для отдельных стран, где есть и уголь и железная руда), вроде производства строительной арматуры. Да и руда здесь необязательна, там предостаточно железного лома, если вы там были - видели, что остовы машин ржавые вдоль дороги попадаются. Вы же понимаете, это курица и яйцо. Пока население бедное оно не может себе покупать больше и строит дома из соломы и глины. Как только у населения появляются деньги, растет спрос и на количество и на качество. Собственно говоря, появление таких производств должно решить обе части проблемы - и спрос и предложение.
Ну с сырьем все понятно. Оно нужно и для внутреннего производства (условно говоря того же цемента или электричества на угольных электростанциях), и для экспорта. Экспорт это хорошо, потому что выравнивает торговый баланс и дает приток валюты, на которую уже что-то можно закупать, например, оборудование. Плюс производство сырья это замещение импорта. Короче говоря, вообще базовый шаг для развития экономики любой страны - начать что-то выковыривать из земли и продавать. Для разных полезных ископаемых все по-разному. Уголь менее технологичный, нефть и газ - более.
В целом экспорт не только полезными ископаемыми ограничивается, но и продукцией сельского хозяйства. Там прямо-таки даже не фермерское сельское хозяйство, а как у нас в 90-е было широко распространено, личное подсобное. И эффективность ЛПХ и эффективность предприятий можно и нужно повышать. Удобрениями, химией, техникой и технологиями производства. Где-то придется партнериться с более "тропическими" аграрными ВУЗами из других стран и набирать компетенции нам самим.
Для реализации экспорта проектов необходимо:
- поддерживать создание инжиниринговых центров (независимых и на базе предприятий, имеющих отраслевые компетенции)
- поддерживать создание партнерств предприятий с банками
- поддерживать создание программ обучения на базе инжиниринговых центров, ВУЗов и СУЗов путем субсидирования соответствующих расходов на проектирование в рамках экспорта проектов
- осуществлять субсидирование расходов на создание экспортоориентированных производств и субсидирование процентных ставок по реализации подобных производств
- обеспечить льготные ставки по кредитам для финансирования экспортных проектов, государственные гарантии РФ перед российскими банками по рублевым кредитам зарубежным заемщикам, осуществляющим заказ реализации проектов при встречных государственных гарантиях страны нахождения заемщика
- поддерживать создание банковских подразделений, направленных на финансирование зарубежных проектов
- обеспечить прямое финансирование государств для обеспечения ими государственного софинансирования проектов
- обеспечить изменение таможенных и налоговых режимов в РФ и, по договоренности, в других странах для экспортируемой продукции/реализуемых проектов
- поддерживать прямые инвестиции российских банков в банковские системы других стран или создание в них дочерних банков и пр.
Здесь я скажу в целом - у нас вообще отсутствует какая-либо система поддержки экспорта чего-то кроме сырья. Даже не только поддержки, а в принципе системы, которая может обслуживать экспорт проектов нет. Те же банки зарубежный проект финансировать не готовы, потому что они не понимают ни страну, ни рынок Это не потому что все плохие. Просто никто этим никогда не занимался. И здесь кроме государства вообще некому этим заниматься. Я бы вообще сделал отдельный институт развития а-ля РФПИ, только наоборот, который не только сможет аккумулировать на себе и стать проводником мер поддержки, но и сам будет участвовать в капитале зарубежных проектов.
Важным инструментом для реализации экспорта проектов являются прямые инвестиции (инвестирование собственных средств российских инвесторов и предприятий) в реализуемые в этих странах проекты как самостоятельно, так и совместно с локальными инвесторами, инвестиции в капитал существующих предприятий/компаний, приобретение существующих предприятий/компаний в этих странах для выхода на рынки.
В общем, тут мы имеем ввиду, что надо не просто "продавать", а инвестировать. Это и для экономической интеграции надо и для облегчения экспорта проектов. Иногда можно покупать какие-то существующие предприятия или доли в них и уже вместе с локальными партнерами развивать их. Хороший пример - желание Мираторга выйти на вьетнамский рынок и построить там производство. Или проекты нефтяников за рубежом.
Необходимо также подчеркнуть, что усиление экономических элит стран-партнеров за счет реализации экспорта проектов позволяет получить заинтересованных (за счет выстраивания взаимных экономических отношений/взаимозависимости между российскими и зарубежными компаниями) в дальнейшем продвижении экономических интересов России в этой стране и регионе.
Здесь я имею ввиду, что нам нужно выстроить партнерство с местными элитами, в котором они были бы денежно заинтересован, не смотрели по сторонам и не велись на уговоры наших геополитических соперников. Ну, вы знаете, грязных западных империалистических свиней. И я здесь говорю не только про экономические элиты. В той же Мьянме их экономическое сотрудничество с западными странами не помогло от того, что пришли военные и захватили власть. Есть еще образовательные элиты, которые формируют мировоззрение молодежи, есть научные элиты, которые выстраивают технологическую зависимость страны в зависимости от того, с кем есть научное сотрудничество и т.д. Поэтому надо учить военные, учителей, преподавателей, профессоров, полицейских, чиновников у нас в стране и встраивать их потом в создаваемые там системы, но об этом чуть позже.
Помимо экспорта оборудования через экспорт проектов целесообразно развивать экспорт промышленной продукции, а также (безотносительно проектов) - потребительской и военной продукции.
Экспорт промышленной продукции целесообразно развивать на базе реализуемых проектов (т.е. поставлять сырье и компоненты на создаваемые предприятия), а также обеспечивать режим наибольшего благоприятствования (в т.ч. политическим путем и обеспечивая поддержку финансирования российскими банками приобретения российской продукции) внутри стран для поставок продукции на существующие производства.
Здесь я имел ввиду примерно то же, что говорил выше. Связку производство-компоненты (или услуги). Мукомольное производство - российское зерно, НПЗ - российская нефть, химическое производство - российские компоненты, производство лекарств - российские фармпрепараты. То есть, реализация проекта не только ради реализации проекта, но и впоследствии ради того, чтобы на эти проекты шел какой-то экспорт.
Экспорт потребительской продукции российского производства необходимо развивать в первую очередь при отсутствии/дефиците собственного производства данной продукции и стремиться замещать импорт товаров-субститутов в данных странах.
Ну тут тоже достаточно понятно. Если продукция на месте производится не надо с ней конкурировать. Надо дополнять, замещая другой импорт или поставляя то, что не производится или находится в дефиците. Пример - замороженная курица в Эфиопии, которая едет откуда угодно, только не из России. Как ни странно, но машина Нива пользуется огромным спросом за рубежом, особенно в бежных странах из-за простоты обслуживания и ремонта "в поле". Чем не продукт для замещения чужого импорта? В принципе, в предельном случае можно поставлять все, что угодно, для чего у нас самих появится производство - хоть телевизоров и машин.
Поставка потребительской/промышленной продукции российского производства (в случаях, когда поставка осуществляется не в рамках реализации стратегии) может являться одним из обязательных условий для стран-партнеров.
Ну тут мы говорим про то, что мы можем в рамках партнерства и условия ставить какие-то.
Экспорт военной продукции должен быть направлен на защиту российских инвестиций от нарушения политической и социоэкономической стабильности данных стран в результате внешнего военного вмешательства в них из-за рубежа, а также на развитие военного сотрудничества России с данными странами, поскольку целесообразно также осуществлять обучение/подготовку военных (и правоохранительных) кадров и выстраивание структуры вооруженных (и правоохранительных) сил данных стран в единообразии со структурой российских (что также позволит создавать среди них лояльные элиты).
Это про то, о чем я говорил выше. Мы себе таким образом создаем лояльных военных и правоохранителей (можете у знакомых, кто в армии или полиции служил, такая служба очень сближает и люди через десятилетия друг-другу доверяют) и обезопашиваем наши инвестиции от вооруженных конфликтов за рубежом и давления на российских предпринимателей. Ну и формируя нормальные вооруженные силы - еще и от вторжения из соседних стран.
Для каждой страны, в которую целесообразно осуществлять экспорт проектов и продукции, целесообразно создать стратегический план экономического и социокультурного развития (по аналогии с данной Стратегией), т.е. стратегию основанную на экономической, политической, военной и пр. глубокой связи с РФ с использованием указанных в Стратегии инструментов.
В данных стратегиях следует учесть не только развитие производства, сфер торговли и услуг, но и развитие инфраструктуры (торговой, логистической и энергетической), систем образования и здравоохранения и пр., т.е. всеобъемлющее развитие стран.
Причем, в рамках этих стратегий необходимо закладывать не столько планы по достижению каких-либо показателей, сколько планы и конкретные проекты (см. выше «экспорт проектов») по созданию предприятий и учреждений (с учетом их местоположения), показателями (напр. мощностью), объемом финансирования и пр.
А вот здесь я бы остановился поподробнее. Короче говоря, нам надо для наших партнеров тоже придумать план хотя бы на пару-тройку пятилеток. А какие есть варианты? Просто прийти и спросить "а что вам построить"? Какие у вас потребности? Как вы видите развитие вашей страны? Я сильно сомневаюсь, что руководство какой-нибудь Эфиопии или ДР Конго с их внутриполитическими дрязгами вообще об этом задумывались, кроме как в отдельных деталях. А мы же их кредитовать собрались, правильно? Банки, когда бизнес кредитуют, запрашивают финансовую модель и стратегию. Зачем? Чтобы понимать свои риски и, возможно, минимизировать их. Почему тут этого быть не должно?
Тем более, что если делать только какие-то отдельные куски-проекты, то такой подход не особо страну разовьет и нормальным заемщиком ее не сделает. У нее будет разбалансированная экономика. Как на жигулях 9ке расточить цилиндры. Может ехать быстро, но недолго. Так и тут. Кстати говоря, именно это и есть причина, почему многие из подходящих нам стран находятся в такой ситуации как сейчас. Им дали кредиты, чтобы построить какую-то инфраструктуру, они построили. Почему-то кто-то решил, что на этой инфраструктуре как грибы после дождя вырастет бизнес. Не вырос. А кредиты отдавать надо.
Оттого и нужен комплексный план и писать его кроме как нам самим - некому. В принципе, организатором составления такого плана/стратегии и мог бы стать создаваемая организация/институт развития, о котором мы говорили выше.
Заметьте, стратегия/план должны быть комплексными и включать в себя не только экономические вопросы, но и вопросы образования (кадры же нужны), здравоохранения (нам нужны потребители и работники, которые будут долго жить и работать), законодательной и судебной системы и пр. Опять же, для этого всего в российских ВУЗах надо будет готовить кадры, создавать лояльные элиты. Направлять российские кадры на первых порах, кстати. Те же медицинские.
Короче говоря, это должна быть более упрощенная версия российской Стратегии, только применительно к другой менее развитой стране.
Также необходимо стремиться создать в данных странах компромиссную (приоритетно – единообразную с российской) законодательную базу и повысить политическое влияние на местные элиты для защиты российских инвестиций в этих странах.
Я здесь не написал про налоговую систему, а она у нас, в принципе, неплохая. И у налоговой все хорошо с ИТ-системами, Мишустин постарался. Их и можно экспортировать.
Важно, что понятное российскому бизнесу законодательство позволит упростить работу в других странах. Ну и создание нормальной вменяемой судебной системы (судей, конечно, надо в российских ВУЗах обучить и в российских судах попрактиковать) позволит нашему бизнесу за рубежом чувствовать себя не в странах беззакония.
Одним из путей повышения эффективности экспорта проектов является единовременный выход на реализацию проектов в рамках созданных для стран стратегий с большим количеством стран.
Здесь все логично - больше стран, больше единообразных проектов, проще загрузить новые и имеющиеся производства. Важно то, что понимание плана развития стран позволяет тем же российским компаниям-поставщикам выстраивать собственные долгосрочные производственные планы, привлекать под них банковские кредиты и развивать мощности. Собственно говоря, ниже дополнительное пояснение.
Это позволит создавать в РФ крупные эффективные предприятия и развивать существующие предприятия, производящие продукцию/оборудование, необходимые для реализации проектов, обеспечивая полную загрузку их мощностей, а также развивать сбыт создаваемых в странах-партнерах предприятий за счет взаимодействия создаваемых предприятий в разных странах в рамках стратегий их развития.
Необходимо отметить, что для целей реализации Стратегии рублевое финансирование зарубежных проектов имеет несколько преимуществ:
а) увеличение рублевой денежной массы в российской экономике
б) снижение рисков санкций третьих стран (т.к. деятельность ведется в рамках рублевой финансовой системы)
в) возможность развития торговли в рублях между третьими странами, что также позволит абсорбировать рублевую ликвидность и снизить инфляционные риски в российской экономике и обеспечить рост денежной массы
г) приток капитала (т.к. помимо суммы кредитования в рублях в экономику РФ путем оплаты российской продукции и услуг на протяжении срока финансирования зарубежным заемщиком также должны быть выплачены проценты по кредиту)
д) включение стран-партнеров в финансовую систему РФ
Здесь, полагаю, не надо объяснять, что это все про тот же резервный и "офшорный" рубль. Нам - сплошные плюсы. Рост монетизации экономики, причем не через стимулирование потребительского спроса, а через стимулирование промышленного спроса. Может быть доживем до того момента, когда и страны между собой будут частично в рублях рассчитываться.
В качестве одной из операционных целей реализации Стратегии целесообразно принять максимальное снижение зависимости от импорта и снижение объемов импорта. Необходимо отметить, что импорт целесообразен, когда собственное производство неэффективное или неконкурентное по сравнению с импортом из-за размера потенциального рынка сбыта (внутренний рынок и доступный экспорт).
Ну вот здесь, собственно, квинтэссенция. Не надо развивать импортозамещение любой ценой. Замещать надо то, где мы уже можем быть конкурентны или станем (из-за роста рынка сбыта и достижения эффекта масштаба вследствие реализации стратегии) конкурентными. Потому что в любом случае заплатит за это либо государство, либо потребитель. Переложить на страну-партнера при реализации у них какого-то проекта, скорее всего, не получится, потому что проект станет неконкурентным.
Конечно, в случае, если речь идет про какой-то критичный продукт, необходимый для безопасности страны (типа поставок сельскохозяйственной генетики - инкубационного яйца или семян гибридов), то заниматься этим надо безотносительно эффективности. Завтра инкубационное яйцо не приедет и мы с вами ни куриного супчика не поедим, ни яичницу на завтрак не сделаем потому что производителя в мире, по сути, два - Wesjohann и Hendrix.
Хороший пример того, где можно и нужно делать импортозамещение - в технологиях для нефтегаза. Процесс потом и идет, что у нас 10% мирового рынка сбыта такой продукции. Даже больше, если учитывать то, что добыча у нас континентальная, а не морская.
При этом, даже если замещение импорта экономически оправдано, импорт может существовать в случаях, когда:
а) замещение возможно, но на текущий момент еще не реализовано по различным субъективным причинам (предприниматели не обращали внимания на данную инвестиционную возможность, отсутствуют предприниматели, осуществляющие деятельность в данной отрасли, обладающие достаточными ресурсами, компетенциями, опытом и пр.)
Здесь я подчеркиваю, что по каким-то направлениям у нас вообще может не быть возможности прямо сейчас это сделать. Вот здесь я приводил пример с производителями фрез для ЧПУ станков. Ну вот маленькие они, ничего не поделаешь, нет у них ресурсов для роста, а занять, скорее всего, не могут - кредит будет слишком дорогой, потому что в залог дать нечего и это для них просто экономически неэффективно будет из-за слишком дорогого кредита, по цене не смогут конкурировать.
Или возьмите производство бытовой техники и электроники, которого у нас, по сути, нет. Нет, бренды-то у нас есть, косят правда под немцев в основном. Но иметь бренд и дистрибуцию и размещать заказ в Китае на технику с собственным шильдиком и разрабатывать и производить технику это абсолютно разные бизнесы. Еще и компоненты для нее тоже надо производить, двигатели и компрессоры всякие, у нас отсутствуют.
В общем, я здесь к тому, что просто ни у кого руки еще до вопроса не дошли, никто не запасся необходимыми компетенциями, не нашел команду с опытом для того, чтобы это реализовать, даже если деньги есть на это.
б) отсутствуют технологии/производство оборудования, необходимые для проекта, практический опыт реализации таких или схожих проектов (проектов со схожими технологиями), опыт выстраивая бизнес-процессов таких производств (в этом случае необходимо развивать соответствующие компетенции/технологии/производство оборудования, необходимого для реализации проекта, либо привлекать зарубежных инвесторов, имеющих опыт при реализации подобных проектов).
Здесь все то же самое. Не занимались этим никогда. Новый бизнес, новая бизнес-модель, новые рынки. Сама по себе проблема будет решаться даже не годами, а десятилетиями. Нужно привлекать кадры, нужно создавать производства и, повторюсь, если есть некоторый план по развитию стран-партнеров, делать это будет легче, поскольку можно и необходимые проекты внутри страны реализовать за счет обеспеченного сбыта.
Для снижения объема импорта необходимо обеспечить меры поддержки развития внутреннего производства/импортозамещения (субсидирование расходов/процентных ставок и пр.) и ограничение импорта (в т.ч. в случаях, когда замещение импорта необходимо для обеспечения экономической или иной безопасности страны, но при этом конкурентность продукции/услуг обеспечивается либо за счет государства, либо за счет потребителей (при ограничениях на импорт или повышенных импортных пошлинах)).
Ну тут, думаю, понятно, что я имел ввиду. Надо стимулировать импортозамещение и делать это не широким веером разливая меры поддержки по рынку равномерно, а поддерживать всех, но там где надо эту поддержку концентрировать. В общем, подходить немного индивидуально.
Плюс, если у нас есть или создается собственное производство, но оно просто пока не может конкурировать из-за размера, можно и нужно вводить пошлины на импорт. По сути, это вариант, когда единственное, чем нужно поддержать - помочь захватить рынок. Компания может долго и мучительно отвоевывать рынок у импорта, борясь с ним ценой себе в убыток и начать зарабатывать прибыль только когда выйдет на какой-то определенный уровень продаж. В общем, речь про целебный пинок, который позволит пропустить несколько лет убытков и поможет начать сразу быть ЭКОНОМИЧЕСКИ не менее эффективным, чем иностранные конкуренты.
Хотел бы в конце напомнить, что если вам нравится то, что я делаю и пишу и вы хотите меня поддержать, можете оформить подписку. Если же вам хочется задать какой-то вопрос, что-то уточнить, прокомментировать или предложить какую-то тему или компанию для разбора - для этого есть золотая подписка, для которой открыты комментарии.
Пособие по захвату мира. Зарубежные проекты, экспорт и импорт.
Одним из основных инструментов для повышения экономического благосостояния страны в рамках реализации Стратегии может послужить развитие экспорта.
Как было указано в разделе «Отношения стран и международная конкуренция», успешное развитие экспорта возможно при достижении экспортируемой продукцией и услугами определенных конкурентных преимуществ.
Причем, необходимо развивать не экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью (напр. сырья), а продукции высоких переделов/технологичной продукции. Необходимо отметить, что экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью позволяет повысить номинальную стоимость экспорта продукции (т.к. продукция высоких переделов имеет более высокую стоимость) и через повышение номинальной стоимости экспорта сильнее увеличить ВВП страны (т.к. на каждом этапе производства/переработки создается добавленная стоимость в виде прибыли, налогов, заработной платы, процентов по кредитам и пр., т.е. на 1 руб. поставленной продукции переработки сырья/технологичной продукции ВВП страны будет увеличен на сумму большую, чем при поставке 1 руб. сырья).
Для поставок технологичной продукции на экспорт необходимо развивать комплексные решения, т.е. проекты (далее – «экспорт проектов»), включающие в себя все стадии и компоненты:
- проектирование/инжиниринг
- поставку оборудования
- строительные и монтажные работы
- финансирование
- обучение персонала
- поставки сырья и компонентов
- обслуживание (позволит также получить позитивный отложенный эффект для показателей экспорта при дальнейшем функционировании создаваемых предприятий)
Целесообразно развивать экспорт проектов в страны, имеющие уровень промышленного/технологического развития и/или общий экономический уровень развития ниже, чем у России – страны Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, некоторые страны Восточной Европы, Ближнего Востока, бывшие республиками СССР.
Встроить оборудование российского производства, промышленную продукцию или услуги в проекты, реализуемые компаниями из третьих стран представляется крайне проблематичным, поскольку:
- существуют устоявшиеся связи между инжиниринговыми центрами и производителями оборудования из этих стран
- меры поддержки экспорта в этих странах направлены на максимизацию использования производственных, логистических и управленческих ресурсов данных стран
- в рамках данных проектов осуществляется финансирование банками из данных стран, для которых участие иностранных компаний повышает риски, что влечет к увеличению стоимости финансирования
При экспорте проектов необходимо сосредоточиться на проектах, направленных на:
- замещение импорта
- развитие торговой, логистической и энергетической инфраструктуры
- производстве продукции
- направленной на внутреннее потребление
- производства сырьевой продукции
- производства, направленного на экспорт
Для реализации экспорта проектов необходимо:
- поддерживать создание инжиниринговых центров (независимых и на базе предприятий, имеющих отраслевые компетенции)
- поддерживать создание партнерств предприятий с банками
- поддерживать создание программ обучения на базе инжиниринговых центров, ВУЗов и СУЗов путем субсидирования соответствующих расходов на проектирование в рамках экспорта проектов
- осуществлять субсидирование расходов на создание экспортоориентированных производств и субсидирование процентных ставок по реализации подобных производств
- обеспечить льготные ставки по кредитам для финансирования экспортных проектов, государственные гарантии РФ перед российскими банками по рублевым кредитам зарубежным заемщикам, осуществляющим заказ реализации проектов при встречных государственных гарантиях страны нахождения заемщика
- поддерживать создание банковских подразделений, направленных на финансирование зарубежных проектов
- обеспечить прямое финансирование государств для обеспечения ими государственного софинансирования проектов
- обеспечить изменение таможенных и налоговых режимов в РФ и, по договоренности, в других странах для экспортируемой продукции/реализуемых проектов
- поддерживать прямые инвестиции российских банков в банковские системы других стран или создание в них дочерних банков и пр.
Важным инструментом для реализации экспорта проектов являются прямые инвестиции (инвестирование собственных средств российских инвесторов и предприятий) в реализуемые в этих странах проекты как самостоятельно, так и совместно с локальными инвесторами, инвестиции в капитал существующих предприятий/компаний, приобретение существующих предприятий/компаний в этих странах для выхода на рынки.
Необходимо также подчеркнуть, что усиление экономических элит стран-партнеров за счет реализации экспорта проектов позволяет получить заинтересованных (за счет выстраивания взаимных экономических отношений/взаимозависимости между российскими и зарубежными компаниями) в дальнейшем продвижении экономических интересов России в этой стране и регионе.
Помимо экспорта оборудования через экспорт проектов целесообразно развивать экспорт промышленной продукции, а также (безотносительно проектов) - потребительской и военной продукции.
Экспорт промышленной продукции целесообразно развивать на базе реализуемых проектов (т.е. поставлять сырье и компоненты на создаваемые предприятия), а также обеспечивать режим наибольшего благоприятствования (в т.ч. политическим путем и обеспечивая поддержку финансирования российскими банками приобретения российской продукции) внутри стран для поставок продукции на существующие производства.
Экспорт потребительской продукции российского производства необходимо развивать в первую очередь при отсутствии/дефиците собственного производства данной продукции и стремиться замещать импорт товаров-субститутов в данных странах.
Поставка потребительской/промышленной продукции российского производства (в случаях, когда поставка осуществляется не в рамках реализации стратегии) может являться одним из обязательных условий для стран-партнеров.
Экспорт военной продукции должен быть направлен на защиту российских инвестиций от нарушения политической и социоэкономической стабильности данных стран в результате внешнего военного вмешательства в них из-за рубежа, а также на развитие военного сотрудничества России с данными странами, поскольку целесообразно также осуществлять обучение/подготовку военных (и правоохранительных) кадров и выстраивание структуры вооруженных (и правоохранительных) сил данных стран в единообразии со структурой российских (что также позволит создавать среди них лояльные элиты).
Для каждой страны, в которую целесообразно осуществлять экспорт проектов и продукции, целесообразно создать стратегический план экономического и социокультурного развития (по аналогии с данной Стратегией), т.е. стратегию основанную на экономической, политической, военной и пр. глубокой связи с РФ с использованием указанных в Стратегии инструментов.
В данных стратегиях следует учесть не только развитие производства, сфер торговли и услуг, но и развитие инфраструктуры (торговой, логистической и энергетической), систем образования и здравоохранения и пр., т.е. всеобъемлющее развитие стран.
Причем, в рамках этих стратегий необходимо закладывать не столько планы по достижению каких-либо показателей, сколько планы и конкретные проекты (см. выше «экспорт проектов») по созданию предприятий и учреждений (с учетом их местоположения), показателями (напр. мощностью), объемом финансирования и пр.
Также необходимо стремиться создать в данных странах компромиссную (приоритетно – единообразную с российской) законодательную базу и повысить политическое влияние на местные элиты для защиты российских инвестиций в этих странах. Одним из путей повышения эффективности экспорта проектов является единовременный выход на реализацию проектов в рамках созданных для стран стратегий с большим количеством стран.
Это позволит создавать в РФ крупные эффективные предприятия и развивать существующие предприятия, производящие продукцию/оборудование, необходимые для реализации проектов, обеспечивая полную загрузку их мощностей, а также развивать сбыт создаваемых в странах-партнерах предприятий за счет взаимодействия создаваемых предприятий в разных странах в рамках стратегий их развития.
Необходимо отметить, что для целей реализации Стратегии рублевое финансирование зарубежных проектов имеет несколько преимуществ:
а) увеличение рублевой денежной массы в российской экономике
б) снижение рисков санкций третьих стран (т.к. деятельность ведется в рамках рублевой финансовой системы)
в) возможность развития торговли в рублях между третьими странами, что также позволит абсорбировать рублевую ликвидность и снизить инфляционные риски в российской экономике и обеспечить рост денежной массы
г) приток капитала (т.к. помимо суммы кредитования в рублях в экономику РФ путем оплаты российской продукции и услуг на протяжении срока финансирования зарубежным заемщиком также должны быть выплачены проценты по кредиту)
д) включение стран-партнеров в финансовую систему РФ
В качестве одной из операционных целей реализации Стратегии целесообразно принять максимальное снижение зависимости от импорта и снижение объемов импорта. Необходимо отметить, что импорт целесообразен, когда собственное производство неэффективное или неконкурентное по сравнению с импортом из-за размера потенциального рынка сбыта (внутренний рынок и доступный экспорт).
При этом, даже если замещение импорта экономически оправдано, импорт может существовать в случаях, когда:
а) замещение возможно, но на текущий момент еще не реализовано по различным субъективным причинам (предприниматели не обращали внимания на данную инвестиционную возможность, отсутствуют предприниматели, осуществляющие деятельность в данной отрасли, обладающие достаточными ресурсами, компетенциями, опытом и пр.)
б) отсутствуют технологии/производство оборудования, необходимые для проекта, практический опыт реализации таких или схожих проектов (проектов со схожими технологиями), опыт выстраивая бизнес-процессов таких производств (в этом случае необходимо развивать соответствующие компетенции/технологии/производство оборудования, необходимого для реализации проекта, либо привлекать зарубежных инвесторов, имеющих опыт при реализации подобных проектов).
Для снижения объема импорта необходимо обеспечить меры поддержки развития внутреннего производства/импортозамещения (субсидирование расходов/процентных ставок и пр.) и ограничение импорта (в т.ч. в случаях, когда замещение импорта необходимо для обеспечения экономической или иной безопасности страны, но при этом конкурентность продукции/услуг обеспечивается либо за счет государства, либо за счет потребителей (при ограничениях на импорт или повышенных импортных пошлинах)).
Помочь проекту и ПОДПИСАТЬСЯ
АНАЛИЗ: Новая валюта БРИКС сможет пошатнуть позиции доллара — и даже лишить его трона.
Власти России, Китая и Бразилии всё активнее обсуждают проекты, направленные на дедолларизацию. Хотя в прошлом подобные планы ещё ни разу не увенчались успехом, страны БРИКС, обладающие значительной экономической мощью, действительно способны бросить вызов господству американской валюты, пишет обозреватель Foreign Policy и бывший советник Белого дома Джозеф Салливан.
Bloomberg: Россия заявляет, что сократила добычу нефти на 700 000 баррелей в день в марте.
Министерство энергетики России заявило, что страна сократила добычу нефти примерно на 700 000 баррелей в день в прошлом месяце, по словам человека, знакомого с цифрами..
РАМБЛЕР /финансы: Стало известно, какой ресурс может приносить России больше доходов, чем нефть.
Экспорт нефти будет приносить России менее высокий доход, чем поставки в другие страны питьевой воды в перспективе 25 лет. Это следует из доклада «Вершина айсберга: реальные перспективы экономики Арктики», подготовленного экспертами Росконгресса, передает РИА Новости.
В документе отмечается, что в полярных шапках Арктики и Антарктики находится порядка 70% водных ресурсов планеты. Подчеркивается, что на Арктику приходится более 50% от этого объема. По мнению авторов доклада, необработанная пресная вода может стать более важной и прибыльной статьей российского экспорта, чем топливо.
Эксперты также обращают внимание на то, что Россия — абсолютный лидер по запасам пресной воды за полярным кругом. Как поясняют авторы доклада, в США (на Аляске) в Северный ледовитый океан не впадает ни одной крупной реки, в Канаде впадает 3, а в России — 11.
Кроме того, авторы указывают на ведение в России дискуссий насчет экспортных поставок питьевой воды. В документе отмечается, что на ранней стадии обсуждения находятся проекты поставок в дальнее зарубежье, вплоть до стран Персидского залива.
Ранее сообщалось, что, по предварительным данным Минфина, бюджет России в апреле недополучит 113,6 млрд руб. нефтегазовых доходов.
(+) Der Spiegel: «Россия становится всё более бедной и отсталой» (перевод с немецкого)
???Обзор немецких медиа
?(+) Der Spiegel в статье по премиум подписке «Россия становится все более бедной и отсталой» рассказывает, что, хотя российская экономика страдает не так сильно, как кое-кому на Западе хотелось бы, однако армия Путина всё же страдает достаточно от недостатка технологий. Уровень упоротости: высокий ?
У президента России появилось новое любимое слово. Владимир Путин позаимствовал его из коллективной памяти россиян о Второй мировой войне. Он называет санкции, введённые Западом, «экономическим блицкригом».
Он также использует его для управления ожиданиями: если россияне поверят, что Кремль отбивается от попыток экономической кампании разрушения, они будут меньше роптать по поводу реального, но не полного упадка российской экономики. И он по-прежнему значителен. По данным Кремля, только в промышленности на кону уже стоит 230 000 рабочих мест. Налоговые поступления рухнули: профицит российского бюджета, который в начале года был ещё значительным, за лето сократился почти до нуля [это на фоне сверхдоходов от продажи энергоносителей? ?– прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Поставят ли санкции на колени московских правителей, несмотря на гигантские прибыли от продажи нефти и газа? Оценки российской экономики в последнее время были крайне противоречивыми. По оценкам российского правительства, в этом году экономика сократится всего на 4,2% по сравнению с минус 7,8% весной. Международный валютный фонд (МВФ) также скорректировал свой прогноз для России - с -8% в апреле до -6%. Данные «Макромонитора» Московской высшей школы экономики свидетельствуют о том, что российская экономика стабилизировалась с весны.
С другой стороны, федеральное правительство в середине августа подтвердило, что ожидает более серьёзного спада. Падение валового внутреннего продукта России составит от 6 до 15%. Для сравнения, российская экономика не рухнула на 15% за один год даже в начале 1990-х годов, когда рухнула советская плановая экономика. Какой прогноз более вероятен?
Одно можно сказать наверняка: санкции, введённые Западом весной, сработали в двух направлениях. Во-первых, непосредственно: нельзя больше торговать определёнными товарами, нельзя вести дела с определёнными банками, компаниями и лицами. Кроме того, был и психологический эффект: санкции посеяли панику и хаос в России и среди торговых партнёров России, потому что никто не мог точно оценить последствия. По оценкам ЕС, около 28% европейского экспорта в Россию напрямую подпадает под санкции, однако российский импорт из ЕС фактически сократился более чем на 50%.
Этот «эффект перебора» со временем теряет свою силу. Многие компании теперь более чётко видят, что им по-прежнему разрешено делать, а что нет. Первоначальное моральное негодование на Западе по поводу компаний, которые продолжают вести бизнес в России, утихло. Паника весны уступила место новой рутине. В последнее время экспорт Германии в Россию даже немного вырос.
Часть ответных мер Запада направлена на то, чтобы отрезать Россию от технологий в долгосрочной перспективе. Особенно сильно пострадало российское производство автомобилей. Многие западные заводы остановили производство. Сборочные линии концерна Lada также стояли без движения в течение многих недель.
Тем временем Lada возобновила производство. Однако это не означает, что санкции были неэффективными: покупатели новых автомобилей в некоторых случаях вынуждены довольствоваться значительно более низким уровнем технологий. В обозримом будущем автомобили будут сходить с конвейера без ABS, например. Компания не нашла альтернативных поставщиков для 1500 из 4500 компонентов. В то же время цены на новые автомобили выросли: если весной модель Lada Vesta еще стоила около одного миллиона рублей, то сейчас за нее просят до трёх миллионов рублей (€50 000). «Россия становится всё более бедной и отсталой», - говорит Янис Клюге, экономист по России из берлинской организации Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP).
Настоящей целью санкций было не разрушение российской экономики и даже не смена режима, говорит Джеймс О'Брайен, координатор санкций в Госдепартаменте США. «Мы хотим сократить ресурсы России для ведения имперских войн». И это удается всё лучше и лучше.
Русские «ведут войну, как в семидесятые годы», - говорит О'Брайен. «У них нет превосходства в воздухе, нет эффективных возможностей беспилотников, нет искусственного интеллекта, нет военного оборудования для прицеливания». Вместо этого у путинских сил было «большое количество тупых гаубичных снарядов» [ну, с папуасами-то воевать, имея превосходство в воздухе без противодействия ПВО – дело нехитрое. А в чём недостаток применения большого количества гаубичных снарядов – я честно говоря не понял – прим. «МП»].
Что, в свою очередь, связано с санкциями. «России стало очень трудно получать высокие технологии по надёжной цене из надёжных источников», - говорит О'Брайен. Москва теперь вынуждена заменять военную технику некачественными деталями с рынка электроники, говорит он. «Я уверен, что это отличные поделки», - ворчит американский дипломат. «Но это не способ ведения современного вооружённого конфликта».
И НАТО, и британское правительство сообщают, что Россия всё чаще прибегает к использованию иранских боевых беспилотников. «Россия почти наверняка покупает всё больше и больше оружия у других государств, находящихся под жёсткими санкциями, по мере того, как её собственные запасы пустеют», - написало Министерство обороны Великобритании в Твиттере [это как это «почти наверняка»? Highly likely? (Прим.: highly likely по-немецки буквально sehr wahrscheinlich, а здесь в оригинале nachezu sicher – прим. «МП»)]. Ранее Москва уже закупала в Северной Корее артиллерийские боеприпасы в больших объёмах - также не высокоточное боевое оборудование [пруфы – отчёты британского Минобороны и «расследования The Sun, полагаю? ? – прим. «МП»].
Надежды российской экономики на переход на альтернативных поставщиков из Азии в гражданских секторах не оправдались. Будь то Тайвань, Япония или Южная Корея, все они присоединились к российским санкциям, в отличие от прежних. Даже Китай экспортирует в Россию меньше товаров, чем до войны, равно как и Индия, Бразилия и Вьетнам. Это следует из данных Центрального банка Финляндии. Между тем, Москва держит в секрете официальную торговую статистику.
Поэтому Кремль полагается на так называемый «параллельный импорт», т.е. ввоз товаров через третью страну без согласия первоначального продавца. Однако такой импорт с серого рынка «обычно не подходит для крупного серийного производства», говорит московский экономист Кульбака. Поставщики всегда подвержены риску стать объектом «вторичных санкций» со стороны Запада и мало заинтересованы в крупных поставках и долгосрочных контрактах. Поэтому китайский провайдер кредитных карт UnionPay уже практически прекратил обслуживание в России.
Первоначально российская валюта резко потеряла в цене в конце февраля. После вмешательства центрального банка она снова стабилизировалась - и недавно была даже сильнее, чем до начала кризиса. Курс рубля является важным фактором для успокоения собственного населения России, которое со времён турбулентности 1990-х годов привыкло регулярно проверять вездесущие объявления о курсе валют в обменных пунктах и банках. Сильный рубль воспринимается многими россиянами - ошибочно - как доказательство того, что санкции не могут повредить их стране [ну, разумеется «ошибочно» – прим. «МП»].
В конце концов, это «гасит эффект санкций», объясняет экономист SWP Янис Клюге. Сильный рубль «удешевляет импорт, который сейчас трудно приобрести многим компаниям». Другими словами, если бы российским компаниям пришлось платить за один доллар 120 рублей, как это было в марте, вместо положенных сейчас 60 рублей, у них возникли бы ещё большие проблемы с поиском поставщиков в Азии.
Если бы не сильный рубль, уровень инфляции в России, вероятно, вырос бы ещё больше. Инфляция в России замедлилась до 15% в июле.
В экономическом плане между Западом и Россией развернулась жёсткая борьба на истощение. Цель отрезать Москву от импорта технологий в основном достигнута. С другой стороны, государственные доходы России продолжают расти благодаря высоким ценам на энергоносители. Предельная цена на нефть, согласованная «Большой семёркой», должна изменить ситуацию. Если G7 удастся снизить цену на российскую нефть марки Urals до $60, это приведет к сокращению налоговых поступлений России на 33%, по оценкам Capital Economics, что может привести к увеличению дефицита государственного бюджета до 2% ВВП.
Это не обязательно приведёт к краху экономики. Чем сильнее давление на Кремль, тем выше вероятность сценария, при котором Путин больше не сможет компенсировать и контролировать развитие событий. До сих пор российскому правительству удавалось стабилизировать значительную часть экономики с помощью государственных денег, говорит экономист Клюге: это обеспечило рабочие места и зарплаты, например, на Lada. Однако пока ещё трудно оценить, насколько сильно пострадает экономика. Не исключено даже, что в 2023 году российская экономика снова будет расти. Это может «также обернуться иначе, чем мы думали до сих пор».
НАТО надеется, что в долгосрочной перспективе пострадает, по крайней мере, способность России вести агрессивные войны. Санкции уже оказывают значительный эффект, говорит высокопоставленный представитель НАТО. Он считает: «Они окажут эффект снежного кома на способность России восстановить свои Вооружённые Силы после войны».
Посол О'Брайен является координатором по санкциям в Государственном департаменте США.
@Mecklenburger_Petersburger
???Статус переводов польских медиа: 31 подписчик из требуемых 50
Хотите поддержать проект, читать больше эксклюзивных переводов публикаций в ведущих немецких СМИ и наконец начать читать переводы в польских? Это категорически приветствуется ??
Поддержать проект Мекленбургский Петербуржец (исключительно по желанию)
Не забываем подписываться на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Яндекс.Дзен
(+)Süddeutsche Zeitung: «Как обстоят дела с военными запасами Украины» (перевод с немецкого)
???Обзор немецких медиа
?(+)Süddeutsche Zeitung в статье по премиум-подписке «Как обстоят дела с военными запасами Украины» рассказывает о весьма безрадостной текущей ситуации с украинской экономикой. В войне на истощение у Украины очень мало шансов одержать победу, что признают даже западные эксперты. Уровень упоротости: умеренный. Материал подготовлен эксклюзивно для братского проекта ИЗОЛЕНТА (@izolentalive).
Будущее Украины будет решаться не только на передовой. Чтобы противостоять России, стране также нужны прибыли компаний - и деньги западных стран. Но какова текущая ситуация?
Война против России идёт уже шестой месяц, а Роксана Постоян, курящая электронную сигарету во время рабочего перерыва, думает о том, как она и другие работники сталелитейного завода Arcelormittal могут поддержать своих солдат на фронте. Украинские курильщики нашли способ переработки выкуренных электронных сигарет в перезаряжаемые блоки питания питания: с их помощью солдаты в бункерах и окопах могут заряжать свои мобильные телефоны и связываться со своими семьями даже вдали от розеток. Не успела Постоян воплотить свою идею в жизнь, как первые электронные сигареты уже лежали в специально подготовленных для этого коробках.
Идея «сигареты – в батарейки» - лишь одна из инициатив, с помощью которой крупнейший в Украине металлургический и железорудный комбинат и его сотрудники поддерживают военные действия. Когда вскоре после начала войны, 24 февраля, российская армия наступала на Кривой Рог - город с населением 630 000 человек в 400 км к юго-востоку от Киева, характеризующийся горнодобывающей промышленностью и производством металла, - сваренные на заводе «ежи» затрудняли продвижение российских танков.
Александр Вилкул, глава военной администрации Кривого Рога, взрывает мосты и железнодорожные туннели взрывчаткой из мин, чтобы замедлить наступление российских войск на город. На предприятии Arcelormittal более 2000 мужчин призваны в армию или территориальную оборону. А вскоре после начала войны Arcelormittal – один из крупнейших налогоплательщиков Украины, заранее выплачивает эквивалент €75 млн налогов на добычу полезных ископаемых, чтобы поддержать правительство.
Потому что будущее Украины решается не только на фронте - но и за счёт сбережений украинских семей, налогов и прибылей компаний и миллиардных переводов от западных министров финансов. Никто не знает, как долго Украина сможет выдержать войну, которая может длиться годами, как долго смогут продержаться её компании, и как долго западные правительства - и налогоплательщики - будут готовы продолжать финансировать фактически неплатёжеспособную Украину перед лицом быстро растущих расходов в их собственных странах.
Украина живёт за счёт экспорта, особенно зерна, стали и железа. Фермерам этой страны обычно требуется лишь достаточное количество дождей в дополнение к плодородным почвам. Затем они экспортируют свои богатые урожаи пшеницы, кукурузы или подсолнечника по всему миру через украинские черноморские порты.
Но с начала войны российские военные корабли блокировали порты Николаева или Одессы. Только с 1 августа судам с зерном было разрешено покидать Черное море через Босфор после проверок инспекторов из России, Турции и ООН. Никто не знает, будет ли президент России Владимир Путин поддерживать эту договорённость, которая не только приносит зерно на мировой рынок, но и миллиарды в казну Украины.
Украинские металлурги находятся в ещё худшем положении. Наряду с портовым городом Мариуполем на Азовском море, металлургические комбинаты имени Ильича и «Азовсталь», на которых работают десятки тысяч человек, также перешли под контроль России в середине мая. По оценкам, таким образом, Украина потеряла до 40% своей металлургической промышленности.
Жемчужиной металлургической промышленности Украины, включающей собственные железорудные шахты, является Arcelormittal в Кривом Роге, родном городе президента Владимира Зеленского. В 2005 году Украина продала государственную компанию индийскому сталелитейному миллиардеру Лакшми Митталу, который в 2007 году также приобрел европейскую сталелитейную компанию Arcelor.
Украинские сталелитейщики зависят от иностранных государств даже больше, чем фермеры. «До начала войны мы получали уголь, например, из Казахстана, который доставлялся по железной дороге через Россию. Этот путь больше не доступен - поэтому мы вынуждены импортировать уголь и другое сырьё из Европы по гораздо более высоким ценам», - говорит административный директор Артём Филипьев.
Сталевары пострадали ещё больше из-за блокады украинских портов. «Раньше мы продавали 9/10 своей продукции на Ближний Восток, в Африку или Азию - и поставляли её почти исключительно через порты Чёрного моря», - говорит Филипьев. «А теперь этот маршрут для нас заблокирован».
Железнодорожный транспорт не является реальной альтернативой для сталеваров. «Раньше мы перевозили нашу продукцию за 100 или 300 км в порты Николаева или Одессы и перегружали её на корабли. Теперь речь идёт о тысячах километров по железной дороге». Кроме того, Украинские государственные железные дороги (УГЖД) недавно повысили тарифы на перевозку металлопродукции или железной руды, некоторые из которых были созданы ещё в советские времена, на 141%. «В целом, наши транспортные расходы выросли в пять раз», - говорит Филипьев, - «Это означает, что мы зачастую уже не конкурентоспособны».
Когда главный технолог Антон Искерец в одно прекрасное утро осматривает работу доменной печи, его экскурсия быстро заканчивается: из четырёх доменных печей на Arcelormittal работает только одна - и даже она работает только на слабом огне. «Если бы мы работали на полную мощность, мы могли бы производить здесь до 27 000 тонн железа ежедневно. Сейчас это всего 3000 тонн», - говорит Искерец. «В конце концов, нет смысла производить больше, если мы не можем это продать».
В первые месяцы войны, по крайней мере, продолжавшие работать железорудные шахты приносили в казну немного денег. Но поскольку железные дороги повысили тарифы на перевозки, а спрос в Европе, переживающей рецессию, также падает, это уже не имеет смысла. В августе Arcelormittal также приостановил работу на железорудных шахтах - первоначально до конца октября. «Мы находимся в идеальном шторме», - говорит административный директор Филипьев.
Как и многие другие украинские компании. Помимо Мариупольского металлургического завода, Украина потеряла от российских атак и другие крупные заводы, такие как «Украинские энергетические машины» в Харькове, авиационный завод имени Антонова в Киеве или крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод в Кременчуге - и это только те, о которых стало известно. Тысячи предприятий закрылись. По результатам исследования, проведённого Европейской бизнес-ассоциацией (ЕБА), даже треть опрошенных компаний не верят, что их резервов хватит более чем на год.
Налоговые и таможенные поступления упали, в то же время расходы на армию, полицию, спецслужбы и территориальную оборону возросли. С начала войны Украина смогла удержаться на плаву только потому, что, например, Национальный банк продавал свои валютные резервы и покупал военные облигации - но это было возможно потому, что западные страны поддерживали Украину миллиардными кредитами и грантами.
Каждый месяц в украинском бюджете образуется дыра в €5 млрд - около половины всех расходов. С начала войны США, ЕС, Германия и более 30 других западных доноров обязались выделить Украине около €27,5 млрд, чтобы заткнуть дыры в бюджете до начала августа - но, по данным Кильского института мировой экономики, к тому времени не было выплачено даже €12 млрд.
Во время своего визита в Берлин в начале сентября премьер-министр Украины Денис Шмыгаль с радостью узнал, что Киев при поддержке Германии до конца сентября получит от ЕС ещё €5 млрд. Но даже если все миллиарды будут переведены, по данным Киевского института экономической стратегии, их хватит только на то, чтобы Украина смогла пережить следующие четыре месяца войны.
Но война может затянуться на годы - и вместе с ней потребуется ещё как минимум десятки миллиардов от Запада, не считая сотен миллиардов евро на восстановление разрушенной инфраструктуры. Правитель России Владимир Путин, с другой стороны, может позволить себе войну благодаря растущим доходам от продажи нефти и газа, которые с начала войны составили около €165 млрд.
И разрушение Украины продолжается. В Кривом Роге российские ракеты также уничтожили два промышленных предприятия - какие именно, глава администрации Вилкул не хочет говорить. В понедельник вечером российская ракета подожгла крупный склад топлива. Вилкул, как и другие руководители города, сократил все расходы. «Мы ничего не ремонтируем, ничего не строим - почти все деньги мы тратим на военные и социальные расходы».
По оценкам, треть украинцев являются безработными. На юге и востоке страны половина людей говорят, что их сбережений хватает только на один месяц. Руководство предприятия Arcelormittal в Кривом Роге пока не уволило ни одного из своих 22 000 сотрудников. Они продолжают получать 2/3 своей зарплаты (средняя зарплата: эквивалент €486) - даже если они могут только сидеть дома и ничего не делать.
Но, по словам административного директора Филипьева, компания находится в минусе и может позволить себе щедрость только благодаря поддержке материнской компании. Если бы компания была предоставлена сама себе, она, вероятно, уже была бы банкротом, намекает Филипьев. «И если порты не откроются для нас снова, мы не сможем выжить в долгосрочной перспективе».
Но нет никаких признаков того, что Владимир Путин откроет порты - наоборот. 7 сентября Путин дал понять, что он уже выступил против соглашения об экспорте зерна из украинских портов: Это связано с тем, что большинство судов разгружают свои грузы в ЕС. Срок действия соглашения истекает в конце ноября, если оно не будет продлено.
Поэтому вполне возможно, что российские военные корабли снова полностью заблокируют украинские порты. В этом случае сопровождение гражданских судов военными кораблями США или Великобритании, вероятно, будет единственным способом возобновить работу портов и дать Украине экономический спасательный круг. Однако до сих пор ни новый глава британского правительства Лиз Трасс, ни президент США Джо Байден даже не упомянули о такой возможности.
@Mecklenburger_Petersburger
Хотите поддержать проект и читать больше эксклюзивных переводов публикаций в ведущих немецких СМИ? Это категорически приветствуется ??
Поддержать проект Мекленбургский Петербуржец (исключительно по желанию)
Не забываем подписываться на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Яндекс.Дзен
Как рубль доллар победил
о газовых победах на долларами!