logo
0
читателей
Древняя История  Проект посвящён изучению древней истории человечества
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Проект Древняя История создан для тех, кому интересно далёкое прошлое нашей цивилизации. 
По сей день история содержит в себе множество тайн и тёмных страниц, к которым мы только начинаем прикасаться. По мнению авторов проекта, именно понимание и освещение событий, имевших место на заре человеческой цивилизации, способно изменить не только настоящее, но и стремительно наступающее будущее. 
Имея за плечами внушительный опыт международных поездок и экспедиций - от Африки и Азии до Южной и Северной Америки, - авторы проекта «вживую» посетили самые разные археологические объекты и уверены, что древняя история может преподнести ещё немало сюрпризов.
В рамках проекта будут создаваться статьи на темы древней истории о наиболее интересных объектах и явлениях. 

Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Поддержка проекта "Древняя История"

Помочь проекту
Узнать новости прошлого 300₽ месяц 2 880₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Древняя История
Доступны сообщения

Доступ ко новостным статьям проекта, которые будут выходить два раза в неделю.

Оформить подписку
Заглянуть в прошлое 500₽ месяц 4 800₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Древняя История
Доступны сообщения

Доступ ко всем информационным статьям проекта, которые будут выходить 1-2 раза в неделю. Обсуждение выпущенных материалов.

Оформить подписку
Подсмотреть прошлое 1 000₽ месяц 9 600₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Древняя История
Доступны сообщения

Ранний доступ к новым статьям проекта. Часть материалов не будет в будущем публиковаться в открытом доступе.

Оформить подписку
Поделиться историей 2 500₽ месяц 24 000₽ год
(-20%)
При подписке на год для вас действует 20% скидка. 20% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Древняя История
Осталось 10 мест
Доступны сообщения

Уровень создан для тех, кто хочет обмениваться идеями, мыслями и опытом в личном общении. Обсуждение уже выпущенного контента, доступ ко всем созданным материалам. Возможность использования материала на своих площадках с указанием автора.

Оформить подписку
Выбрать темы следующих статей 3 000₽ месяц Осталось 4 места
Доступны сообщения

Вы можете самостоятельно выбрать тему для освещения в следующих статьях проекта "Древняя История". Также возможно обсуждение деталей в мессенджере или по видеосвязи.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Поделиться
Метки
Читать: 8+ мин
logo Древняя История

Монумент Тлалока: последнее путешествие ацтекского бога дождя

Доступно подписчикам уровня
«Заглянуть в прошлое»
Подписаться за 500₽ в месяц

Многие столетия, а быть может и дольше, монумент лежал в зарослях растительности на дне высохшего русла реки...

Читать: 2+ мин
logo Древняя История

Подтверждения волнообразного характера миграции древнего человека найдены в Израиле

Доступно подписчикам уровня
«Узнать новости прошлого»
Подписаться за 300₽ в месяц

Процесс миграции древних предков человека из Африки в Евразию носил волнообразный характер

Читать: 12+ мин
logo Древняя История

Кого могла изображать статуя Большого Сфинкса

Доступно подписчикам уровня
«Подсмотреть прошлое»
Подписаться за 1 000₽ в месяц

Кого же всё-таки изначально мог изображать Сфинкс?

Читать: 10+ мин
logo Древняя История

Разгадка звёздных крепостей

Доступно подписчикам уровня
«Заглянуть в прошлое»
Подписаться за 500₽ в месяц

Странная форма и многочисленность схожих построек заставляет некоторых исследователей задаваться вопросом о происхождении звездных крепостей

Читать: 12+ мин
logo Древняя История

Какие секреты хранит саккарский Серапеум

Доступно подписчикам уровня
«Заглянуть в прошлое»
Подписаться за 500₽ в месяц

Серапеум поражает не только весом и размером каменных «коробок», каждая из которых в высоту почти 3 метра с учетом крышки...

Читать: 3+ мин
logo Древняя История

Мумии в Европе оказались самыми старшими из известных

Во ‎время‏ ‎изучения ‎фотографий ‎раскопок ‎погребения ‎охотников-собирателей‏ ‎в ‎долине‏ ‎реки‏ ‎Саду ‎(Португалия), ‎проводившихся‏ ‎в ‎1960-ых‏ ‎годах, ‎шведские ‎исследователи ‎сделали‏ ‎необычное‏ ‎открытие. ‎Согласно‏ ‎их ‎выводам,‏ ‎найденные ‎в ‎погребении ‎останки ‎были‏ ‎предварительно‏ ‎мумифицированы. ‎Всё‏ ‎дело ‎в‏ ‎том, ‎что ‎рассматриваемый ‎археологический ‎объект‏ ‎был‏ ‎датирован‏ ‎возрастом ‎в‏ ‎8000 ‎лет.‏ ‎И ‎археологам‏ ‎не‏ ‎было ‎известно‏ ‎о ‎культуре ‎мумификации ‎в ‎Европе‏ ‎того ‎времени.

Изображение‏ ‎взято‏ ‎с ‎сайта: ‎https://www.cambridge.org/core/journals/european-journal-of-archaeology/article/mummification-in-the-mesolithic-new-approaches-to-old-photo-documentation-reveal-previously-unknown-mortuary-practices-in-the-sado-valley-portugal/AC0A6815BC0DC29BC85F1F89C37F3689

На‏ ‎сегодняшний ‎день‏ ‎самые ‎древние ‎следы ‎мумификации‏ ‎известны‏ ‎у ‎представителей‏ ‎культуры ‎чинчорро‏ ‎в ‎районе ‎пустыни ‎Атакама ‎(Чили).‏ ‎Чилийским‏ ‎захоронениям ‎насчитывается‏ ‎порядка ‎7000‏ ‎лет. ‎Таким ‎образом, ‎получается, ‎что‏ ‎подобные‏ ‎ритуалы‏ ‎проводились ‎в‏ ‎Европе ‎на‏ ‎1000 ‎лет‏ ‎раньше.

Специфика‏ ‎проведения ‎процедуры‏ ‎мумификации ‎создаёт ‎определенные ‎трудности ‎для‏ ‎исследований. ‎Особенно‏ ‎это‏ ‎касается ‎доисторических ‎мумий,‏ ‎которых ‎сохранилось‏ ‎не ‎так ‎уж ‎и‏ ‎много.‏ ‎Большинство ‎подобных‏ ‎находок ‎приходится‏ ‎на ‎засушливые ‎регионы, ‎вроде ‎Египта‏ ‎или‏ ‎прибрежной ‎полосы‏ ‎Перу ‎и‏ ‎Чили ‎в ‎Южной ‎Америке. ‎Однако‏ ‎варварское‏ ‎уничтожение‏ ‎мумифицированных ‎останков‏ ‎в ‎Новое‏ ‎время, ‎используя‏ ‎их,‏ ‎в ‎том‏ ‎числе, ‎в ‎качестве ‎различных ‎лекарственных‏ ‎снадобий, ‎сильно‏ ‎сократило‏ ‎возможность ‎их ‎изучения.

Особенности‏ ‎расположения ‎останков‏ ‎в ‎исследуемом ‎португальском ‎захоронении‏ ‎показали‏ ‎высокую ‎вероятность‏ ‎именно ‎мумификации‏ ‎находившихся ‎в ‎нём ‎тел. ‎На‏ ‎это‏ ‎указывает ‎ряд‏ ‎признаков, ‎свойственных‏ ‎только ‎подобной ‎культуре ‎погребения.

Изображение ‎взято‏ ‎с‏ ‎сайта:‏ ‎https://www.cambridge.org/core/journals/european-journal-of-archaeology/article/mummification-in-the-mesolithic-new-approaches-to-old-photo-documentation-reveal-previously-unknown-mortuary-practices-in-the-sado-valley-portugal/AC0A6815BC0DC29BC85F1F89C37F3689

Несмотря ‎на‏ ‎то, ‎что‏ ‎полноценно ‎представить‏ ‎картину‏ ‎событий, ‎происходивших‏ ‎в ‎культурной ‎жизни ‎людей ‎эпохи‏ ‎мезолита ‎в‏ ‎Европе‏ ‎довольно ‎сложно, ‎открытие‏ ‎шведских ‎исследователей‏ ‎вносит ‎ещё ‎один ‎важный‏ ‎элемент‏ ‎в ‎изучение‏ ‎древней ‎истории‏ ‎региона. ‎Вероятно, ‎что, ‎вслед ‎за‏ ‎многими‏ ‎другими ‎регионами‏ ‎планеты, ‎8000‏ ‎лет ‎назад ‎в ‎Европе ‎люди‏ ‎также‏ ‎старались‏ ‎сохранить ‎тела‏ ‎умерших ‎сородичей‏ ‎в ‎анатомической‏ ‎целостности.‏ ‎Однако ‎причины‏ ‎подобных ‎культурных ‎совпадений ‎по-прежнему ‎остаются‏ ‎неизвестными.

Изображение ‎взято‏ ‎с‏ ‎сайта: ‎https://www.cambridge.org/core/journals/european-journal-of-archaeology/article/mummification-in-the-mesolithic-new-approaches-to-old-photo-documentation-reveal-previously-unknown-mortuary-practices-in-the-sado-valley-portugal/AC0A6815BC0DC29BC85F1F89C37F3689

Читать: 3+ мин
logo Древняя История

В Омане найдена настольная игра, которой 4000 лет

Во ‎время‏ ‎раскопок ‎в ‎одном ‎из ‎наименее‏ ‎изученных ‎уголков‏ ‎Омана‏ ‎— ‎в ‎горных‏ ‎долинах ‎северной‏ ‎части ‎хребта ‎Хаджар ‎-‏ ‎группа‏ ‎археологов ‎омано-польского‏ ‎проекта ‎«Развитие‏ ‎поселений ‎в ‎горах ‎Северного ‎Омана‏ ‎в‏ ‎бронзовом ‎и‏ ‎железном ‎веках»‏ ‎обнаружила ‎настольную ‎игру, ‎в ‎которую‏ ‎люди‏ ‎играли‏ ‎четыре ‎тысячи‏ ‎лет ‎назад.

Находка‏ ‎была ‎сделана,‏ ‎предположительно,‏ ‎в ‎руинах‏ ‎поселения ‎культуры ‎Умм-ан-Нар ‎(2600-2000 ‎годы‏ ‎до ‎н.э.),‏ ‎недалеко‏ ‎от ‎деревни ‎Айн-Бани-Саадах.

Изображение‏ ‎взято ‎с‏ ‎сайта: ‎https://ordonews.com/bronze-age-stone-board-game-found-in-oman/

На ‎территории ‎археологического‏ ‎памятника‏ ‎уже ‎обнаружено‏ ‎четыре ‎башни‏ ‎до ‎20 ‎метров ‎в ‎диаметре.‏ ‎Создание‏ ‎массивных ‎каменных‏ ‎башен ‎было‏ ‎свойственно ‎культуре ‎Умм-ан-Нар. ‎И ‎если‏ ‎часть‏ ‎из‏ ‎них ‎исполняли‏ ‎роль ‎погребений,‏ ‎то ‎назначение‏ ‎остальных‏ ‎пока ‎остаётся‏ ‎неизвестным.

И ‎всё ‎же ‎одной ‎из‏ ‎самых ‎интересных‏ ‎находок‏ ‎на ‎раскопках ‎вокруг‏ ‎Айн-Бани-Саадах ‎стала‏ ‎именно ‎каменная ‎настольная ‎игра.‏ ‎На‏ ‎игровом ‎поле‏ ‎размечены ‎квадраты,‏ ‎каждый ‎из ‎которых ‎имеет ‎центральное‏ ‎углубление.‏ ‎Доска ‎обломана.‏ ‎На ‎уцелевшей‏ ‎её ‎части ‎13 ‎квадратов. ‎Кости‏ ‎или‏ ‎камни,‏ ‎заменяющие ‎фишки,‏ ‎пока ‎не‏ ‎найдены. ‎Поэтому‏ ‎на‏ ‎данный ‎момент‏ ‎неизвестно, ‎что ‎именно ‎из ‎себя‏ ‎представляла ‎эта‏ ‎игра.

Изображение‏ ‎взято ‎с ‎сайта:‏ ‎https://ordonews.com/bronze-age-stone-board-game-found-in-oman/

Археологи ‎предполагают,‏ ‎что ‎она ‎может ‎быть‏ ‎подобием‏ ‎царской ‎игры‏ ‎Ура ‎—‏ ‎древней ‎настольной ‎игры, ‎появление ‎которой‏ ‎историки‏ ‎относят ‎к‏ ‎III ‎тысячелетию‏ ‎до ‎нашей ‎эры.

Найденные ‎её ‎игровые‏ ‎поля‏ ‎были‏ ‎созданы ‎в‏ ‎Месопотамии, ‎а‏ ‎правила ‎удалось‏ ‎узнать‏ ‎благодаря ‎вавилонским‏ ‎глиняным ‎табличкам.

Обилие ‎культурных ‎слоёв, ‎вскрытых‏ ‎археологами ‎указывает‏ ‎на‏ ‎то, ‎что ‎эту‏ ‎территорию ‎населяли‏ ‎различные ‎культуры, ‎начиная ‎с‏ ‎периода‏ ‎позднего ‎неолита‏ ‎(4300-4000 ‎годы‏ ‎до ‎н.э.) ‎до ‎раннеисламского ‎периода.‏ ‎То‏ ‎есть, ‎на‏ ‎протяжении, ‎как‏ ‎минимум, ‎пяти ‎тысяч ‎лет. ‎Кроме‏ ‎того,‏ ‎считается,‏ ‎что ‎прибрежная‏ ‎полоса ‎Омана‏ ‎— ‎один‏ ‎из‏ ‎основных ‎путей‏ ‎расселения ‎древних ‎людей ‎из ‎Африки‏ ‎в ‎Южную‏ ‎и‏ ‎Юго-Восточную ‎Азию.

Историки ‎предполагают,‏ ‎что ‎именно‏ ‎на ‎территории ‎современного ‎Омана‏ ‎располагалось‏ ‎загадочное ‎царство‏ ‎Маган, ‎упоминающееся‏ ‎в ‎месопотамских ‎источниках ‎как ‎очень‏ ‎развитое‏ ‎государство, ‎которое‏ ‎вело ‎торговлю‏ ‎еще ‎с ‎шумерами.

Изображение ‎взято ‎с‏ ‎сайта:‏ ‎https://ordonews.com/bronze-age-stone-board-game-found-in-oman/

Читать: 2+ мин
logo Древняя История

В Пакистане обнаружили древний буддистский храм

В ‎2019‏ ‎году ‎итальянская ‎археологическая ‎миссия, ‎работающая‏ ‎в ‎Пакистане,‏ ‎обнаружила‏ ‎руины ‎крупного ‎древнего‏ ‎поселения. ‎Впоследствии‏ ‎выяснилось, ‎что ‎археологическая ‎находка‏ ‎была‏ ‎ничем ‎иным‏ ‎как ‎Базирой‏ ‎- ‎одним ‎из ‎городов, ‎захваченным‏ ‎Александром‏ ‎Македонским ‎во‏ ‎время ‎его‏ ‎знаменитого ‎похода ‎в ‎Индию, ‎ориентировочно‏ ‎в‏ ‎327‏ ‎году ‎до‏ ‎н.э.

Археологи ‎считают,‏ ‎что ‎город‏ ‎был‏ ‎административным ‎центром‏ ‎в ‎долине ‎реки ‎Сват ‎-‏ ‎регионом, ‎богатым‏ ‎на‏ ‎урожаи ‎пшеницы, ‎риса‏ ‎и ‎других‏ ‎культур. ‎Римский ‎историк ‎Квинт‏ ‎Курций‏ ‎Руф ‎в‏ ‎труде ‎«Истории‏ ‎Александра ‎Великого ‎Македонского» ‎называл ‎Базиру‏ ‎"Богатым‏ ‎городом".

Раскопки ‎Базиры

Раскопки‏ ‎в ‎Базире‏ ‎показали, ‎что ‎город ‎был ‎непрерывно‏ ‎населен‏ ‎с‏ ‎1700 ‎года‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎вплоть ‎до‏ ‎XVI‏ ‎века ‎нашей‏ ‎эры. ‎При ‎этом ‎толщина ‎его‏ ‎археологических ‎слоёв‏ ‎достигает‏ ‎10 ‎метров. ‎Кроме‏ ‎того, ‎в‏ ‎конце ‎2021 ‎года ‎в‏ ‎предполагаемом‏ ‎центре ‎города‏ ‎был ‎обнаружен‏ ‎хорошо ‎сохранившийся ‎буддистский ‎храм.

Найденный ‎буддистский‏ ‎храм.‏ ‎Изображение ‎взято‏ ‎с ‎сайта:‏ ‎https://nationalgeographic.grid.id/read/133121874/arkeolog-temukan-kuil-buddha-kuno-berusia-2000-tahun-di-pakistan?page=2

Храм ‎предварительно ‎датировали ‎II ‎веком‏ ‎до‏ ‎нашей‏ ‎эры, ‎однако‏ ‎археологи ‎предполагают,‏ ‎что ‎он‏ ‎может‏ ‎быть ‎на‏ ‎несколько ‎веков ‎старше, ‎так ‎как‏ ‎построен ‎на‏ ‎более‏ ‎древнем ‎сооружении. ‎Всего‏ ‎на ‎территории‏ ‎археологического ‎памятника ‎на ‎сегодняшний‏ ‎день‏ ‎найдено ‎2109‏ ‎артефактов, ‎среди‏ ‎которых, ‎кроме ‎монет ‎и ‎предметов‏ ‎из‏ ‎керамики, ‎немалое‏ ‎число ‎украшений,‏ ‎печатей ‎и ‎терракотовых ‎фигурок.

Обнаружение ‎буддистского‏ ‎храма‏ ‎с‏ ‎указанными ‎датировками‏ ‎является ‎весьма‏ ‎значимым ‎событием‏ ‎для‏ ‎этого ‎региона.‏ ‎Несмотря ‎на ‎малое ‎количество ‎письменных‏ ‎источников, ‎археологи‏ ‎считают:‏ ‎находка ‎буддистской ‎святыни‏ ‎является ‎подтверждением‏ ‎ранее ‎выдвигавшейся ‎версии ‎о‏ ‎том,‏ ‎что ‎долина‏ ‎реки ‎Сват‏ ‎являлась ‎священной ‎землей ‎для ‎представителей‏ ‎этой‏ ‎религии. ‎А‏ ‎сам ‎город‏ ‎Базира ‎некогда ‎входил ‎в ‎состав‏ ‎знаменитого‏ ‎царства‏ ‎Гандхара ‎-‏ ‎одного ‎из‏ ‎центров ‎буддистского‏ ‎искусства.

Современный‏ ‎вид ‎на‏ ‎долину ‎реки ‎Сват. ‎Изображение ‎взято‏ ‎с ‎сайта:‏ ‎https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fb/River_Swat%2C_Swat_Valley%2C_Pakistan.webp


Читать: 3+ мин
logo Древняя История

В Китае обнаружили стоянку неизвестной ранее культуры возрастом 40000 лет

На ‎территории‏ ‎доисторической ‎стоянки ‎Сямабэй ‎на ‎севере‏ ‎Китая ‎международной‏ ‎командой‏ ‎археологов ‎было ‎обнаружено‏ ‎множество ‎находок‏ ‎неизвестной ‎ранее ‎культуры. ‎Артефакты‏ ‎включают‏ ‎в ‎себя‏ ‎каменные ‎орудия‏ ‎труда, ‎следы ‎охры ‎и ‎различные‏ ‎окаменелости.‏ ‎Возраст ‎находок‏ ‎- ‎40‏ ‎тысяч ‎лет.

Поскольку ‎в ‎бассейне ‎реки‏ ‎Нихэван,‏ ‎где‏ ‎проводились ‎раскопки,‏ ‎на ‎сегодняшний‏ ‎день ‎не‏ ‎были‏ ‎найдены ‎останки‏ ‎представителей ‎новаторской ‎культуры, ‎нельзя ‎с‏ ‎точностью ‎сказать,‏ ‎какой‏ ‎именно ‎вид ‎homo‏ ‎обитал ‎здесь‏ ‎40 ‎тысяч ‎лет ‎назад.‏ ‎Однако‏ ‎археологи ‎и‏ ‎антропологи ‎считают,‏ ‎что, ‎вероятнее ‎всего, ‎это ‎следы‏ ‎представителей‏ ‎вида ‎homo‏ ‎sapiens.

Согласно ‎последним‏ ‎исследованиям, ‎вид ‎homo ‎sapiens ‎мог‏ ‎попасть‏ ‎в‏ ‎Северную ‎Азию‏ ‎как ‎раз‏ ‎около ‎40‏ ‎тысяч‏ ‎лет ‎назад,‏ ‎однако ‎до ‎недавнего ‎времени ‎практически‏ ‎ничего ‎не‏ ‎было‏ ‎известно ‎об ‎этих‏ ‎переселенцах, ‎их‏ ‎образе ‎жизни, ‎культуре ‎и‏ ‎быте.‏ ‎Археологи ‎надеются,‏ ‎что ‎находки‏ ‎на ‎стоянке ‎Сямабэй ‎помогут ‎в‏ ‎изучении‏ ‎истории ‎заселения‏ ‎Азии ‎нашими‏ ‎предками.

Кроме ‎того, ‎раскопки ‎в ‎бассейне‏ ‎Нихэван‏ ‎интересны‏ ‎ещё ‎и‏ ‎своими ‎артефактами,‏ ‎так ‎как‏ ‎именно‏ ‎здесь ‎были‏ ‎обнаружены ‎самые ‎ранние ‎из ‎известных‏ ‎сегодня ‎свидетельств‏ ‎обработки‏ ‎охры ‎в ‎Восточной‏ ‎Азии ‎и‏ ‎уникальные ‎для ‎Китая ‎каменные‏ ‎инструменты,‏ ‎включая ‎такие,‏ ‎размер ‎которых‏ ‎не ‎превышает ‎2 ‎сантиметра. ‎На‏ ‎многих‏ ‎артефактах ‎имеются‏ ‎следы ‎существования‏ ‎рукояти, ‎а ‎сами ‎они ‎использовались‏ ‎для‏ ‎самых‏ ‎разных ‎нужд:‏ ‎от ‎сверления‏ ‎и ‎скобления‏ ‎шкур‏ ‎до ‎разрезания‏ ‎мягких ‎тканей ‎и ‎строгания. ‎В‏ ‎дополнение ‎к‏ ‎этому‏ ‎оказалось, ‎что ‎представители‏ ‎неизвестной ‎культуры‏ ‎измельчали ‎охру ‎в ‎порошок‏ ‎и‏ ‎окрашивали ‎с‏ ‎его ‎помощью‏ ‎различные ‎предметы ‎и ‎собственные ‎жилища.

"Способность‏ ‎гоминидов‏ ‎жить ‎в‏ ‎северных ‎широтах,‏ ‎с ‎холодными ‎и ‎сильно ‎сезонными‏ ‎условиями,‏ ‎вероятно,‏ ‎была ‎обусловлена‏ ‎эволюцией ‎культуры‏ ‎в ‎форме‏ ‎экономических,‏ ‎социальных ‎и‏ ‎символических ‎адаптаций, ‎- ‎рассказывает ‎доктор‏ ‎Шися ‎Ян,‏ ‎исследователь‏ ‎из ‎Китайской ‎академии‏ ‎наук. ‎-‏ ‎Находки ‎в ‎Сямабэе ‎помогают‏ ‎нам‏ ‎понять ‎эти‏ ‎приспособления ‎и‏ ‎их ‎потенциальную ‎роль ‎в ‎миграции‏ ‎людей".

Находки,‏ ‎подобные ‎обнаруженным‏ ‎в ‎Сямабэе,‏ ‎ранее ‎в ‎Восточной ‎Азии ‎датировались‏ ‎лишь‏ ‎27-30‏ ‎тысячелетием ‎до‏ ‎нашей ‎эры.‏ ‎Артефакты ‎из‏ ‎Сямабэя‏ ‎древнее ‎на‏ ‎10 ‎тысяч ‎лет.

Более ‎того, ‎изучение‏ ‎остатков ‎жилищ‏ ‎на‏ ‎древней ‎стоянке ‎косвенно‏ ‎указывает ‎на‏ ‎сложную ‎социальную ‎систему ‎обитавшей‏ ‎здесь‏ ‎культуры.

Будущие ‎исследование,‏ ‎возможно, ‎смогут‏ ‎точно ‎ответить ‎на ‎вопрос ‎к‏ ‎какому‏ ‎виду ‎людей‏ ‎относились ‎жители‏ ‎стоянки ‎в ‎Сямабэе: ‎действительно ‎ли‏ ‎это‏ ‎были‏ ‎homo ‎sapiens‏ ‎или ‎кто-то‏ ‎ещё. ‎А‏ ‎пока‏ ‎раскопки ‎в‏ ‎бассейне ‎реки ‎Нихэван ‎дополняют ‎коллекцию‏ ‎загадок ‎древней‏ ‎истории.

Буквально,‏ ‎каждый ‎год, ‎обнаруживаются‏ ‎всё ‎большее‏ ‎и ‎большее ‎количество ‎свидетельств‏ ‎не‏ ‎только ‎более‏ ‎ранней, ‎чем‏ ‎предполагалось, ‎миграции ‎древних ‎людей ‎в‏ ‎Азию.‏ ‎Постепенно ‎среди‏ ‎антропологов ‎появляются‏ ‎версии, ‎что ‎первые ‎люди ‎могли‏ ‎появиться‏ ‎не‏ ‎только ‎на‏ ‎территории ‎юго-восточной‏ ‎Африки, ‎но‏ ‎и‏ ‎в ‎других‏ ‎регионах, ‎например ‎в ‎Азии. ‎Независимо‏ ‎от ‎«африканской‏ ‎колыбели».

Изображение‏ ‎взято ‎с ‎сайта:‏ ‎https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b7/Homo_sapiens_-_Paleolithic_-_reconstruction_-_MUSE.webp/1200px-Homo_sapiens_-_Paleolithic_-_reconstruction_-_MUSE.webp

Читать: 6+ мин
logo Древняя История

Следы потерянной истории: мальтийский гипогей

Доступно подписчикам уровня
«Заглянуть в прошлое»
Подписаться за 500₽ в месяц

Древний архитектурный памятник расположен вблизи города Паола и представляет собой комплекс трехуровневых пещерных сооружений...

Читать: 4+ мин
logo Древняя История

Кориканча: золотой храм нового бога

Храм ‎Кориканча‏ ‎(в ‎переводе ‎с ‎языка ‎кечуа‏ ‎«Золотой ‎храм»),‏ ‎расположенный‏ ‎в ‎центре ‎современного‏ ‎города ‎Куско,‏ ‎является ‎одним ‎из ‎ярчайших‏ ‎свидетельств‏ ‎повторного ‎использования‏ ‎людьми ‎более‏ ‎древних ‎построек ‎под ‎свои ‎нужды.‏ ‎Официальная‏ ‎дата ‎постройки‏ ‎базальтового ‎храма‏ ‎неизвестна. ‎Однако ‎считается, ‎что ‎сооружение‏ ‎было‏ ‎выстроено‏ ‎в ‎честь‏ ‎инкского ‎бога‏ ‎солнца ‎Инти‏ ‎(о‏ ‎чём ‎свидетельствует‏ ‎предыдущее ‎название ‎храма ‎— ‎Интиканча‏ ‎или ‎храм‏ ‎Солнца),‏ ‎и ‎являлось ‎одной‏ ‎из ‎важнейших‏ ‎ритуальных ‎построек ‎империи ‎Инков.‏ ‎Будучи,‏ ‎буквально, ‎набитым‏ ‎доверху ‎драгоценными‏ ‎металлами, ‎храм ‎Кориканча ‎был ‎разграблен‏ ‎после‏ ‎вторжения ‎в‏ ‎столицу ‎империи‏ ‎конкистадоров.

В ‎1650 ‎году ‎после ‎сильного‏ ‎землетрясения,‏ ‎дополнительно‏ ‎повредившего ‎инкскую‏ ‎святыню, ‎над‏ ‎храмом ‎Кориканча‏ ‎был‏ ‎построен ‎католический‏ ‎собор ‎Санто-Доминго, ‎указывающий ‎в ‎том‏ ‎числе ‎на‏ ‎победу‏ ‎миссионеров ‎над ‎невежественными‏ ‎верованиями ‎аборигенов‏ ‎Перу.

Сохранившаяся ‎высококачественная ‎базальтовая ‎конструкция‏ ‎в‏ ‎основании ‎храма‏ ‎указывает ‎на‏ ‎то, ‎что ‎изначально ‎храм ‎представлял‏ ‎собой,‏ ‎так ‎называемую,‏ ‎божественную ‎постройку,‏ ‎относимую ‎индейцами ‎к ‎делу ‎рук‏ ‎бога‏ ‎солнца‏ ‎Инти, ‎а‏ ‎позже ‎используемую‏ ‎ими ‎в‏ ‎качестве‏ ‎храма ‎для‏ ‎поклонения. ‎Собственно, ‎ничего ‎не ‎изменилось‏ ‎и ‎столетия‏ ‎спустя,‏ ‎когда ‎нетривиальную ‎для‏ ‎испанцев ‎постройку‏ ‎решено ‎было ‎использовать ‎точно‏ ‎таким‏ ‎же ‎образом,‏ ‎водрузив ‎над‏ ‎ней ‎храм ‎новой ‎европейской ‎веры.‏ ‎А‏ ‎главенство ‎над‏ ‎неизвестными ‎конкистадорам‏ ‎технологиями ‎строительства, ‎что ‎были ‎использованы‏ ‎при‏ ‎создании‏ ‎базальтового ‎храма,‏ ‎привносило ‎новоявленным‏ ‎хозяевам ‎долины‏ ‎Куско‏ ‎дополнительную ‎веру‏ ‎в ‎свои ‎силы. ‎Это ‎поддерживало‏ ‎и ‎без‏ ‎того‏ ‎воинственные ‎настроения ‎испанской‏ ‎короны ‎в‏ ‎отношении ‎диковинных ‎племён ‎далёких‏ ‎берегов‏ ‎Южной ‎Америки.

При‏ ‎этом ‎даже‏ ‎невооружённым ‎взглядом ‎можно ‎заметить ‎разницу‏ ‎в‏ ‎технологиях ‎как‏ ‎испанских ‎при‏ ‎возведении ‎Санто-Доминго, ‎так ‎и ‎инкских,‏ ‎которые‏ ‎разительно‏ ‎отличаются ‎от‏ ‎базальтовой ‎кладки.‏ ‎Что ‎указывает‏ ‎на‏ ‎более ‎примитивный‏ ‎уровень ‎строительного ‎мастерства ‎индейцев ‎по‏ ‎сравнению ‎с‏ ‎теми,‏ ‎кому ‎изначально ‎принадлежала‏ ‎Кориканча. ‎Впрочем,‏ ‎подобное ‎встречается ‎в ‎регионе‏ ‎Куско,‏ ‎буквально, ‎на‏ ‎каждом ‎шагу.‏ ‎И ‎если ‎внимательный ‎исследователь ‎будет‏ ‎осматривать‏ ‎индейские ‎руины,‏ ‎то ‎велик‏ ‎шанс ‎наткнуться ‎на ‎более ‎ранний‏ ‎архитектурный‏ ‎слой‏ ‎представителей ‎совсем‏ ‎иной ‎культуры,‏ ‎которых ‎индейцы‏ ‎считали‏ ‎богами, ‎и‏ ‎на ‎руинах ‎которой ‎они ‎строили‏ ‎свои ‎храмы‏ ‎и‏ ‎поселения.

Вход ‎в ‎Кориканчу‏ ‎открыт ‎для‏ ‎туристов. ‎И ‎несмотря ‎на‏ ‎проведенные‏ ‎реставрационные ‎работы,‏ ‎можно ‎увидеть‏ ‎немало ‎интересных ‎следов, ‎оставленных ‎на‏ ‎базальтовых‏ ‎стенах ‎золотого‏ ‎храма.

Пример ‎Кориканчи‏ ‎заставляет ‎задуматься ‎о ‎бесконечной ‎череде‏ ‎изменений,‏ ‎о‏ ‎неумолимом ‎ходе‏ ‎времени ‎и‏ ‎безжалостной ‎иерархии‏ ‎эпох,‏ ‎когда ‎новые‏ ‎боги ‎сменяют ‎старых, ‎даже ‎если‏ ‎являются ‎лишь‏ ‎фантомами‏ ‎прообразов ‎реальных ‎персонажей.‏ ‎Как ‎знать,‏ ‎быть ‎может, ‎совсем ‎по‏ ‎историческим‏ ‎меркам ‎скоро,‏ ‎над ‎стенами‏ ‎Храма ‎Христа ‎Спасителя, ‎Ватикана ‎или‏ ‎мечети‏ ‎Аль-Харам ‎будет‏ ‎воздвигнут ‎новый‏ ‎храм, ‎восхваляющий ‎силу ‎и ‎величие‏ ‎новых‏ ‎пророков‏ ‎и ‎новых‏ ‎божеств, ‎знаменуя‏ ‎рождение ‎эры‏ ‎новых‏ ‎надежд ‎и‏ ‎противостояний, ‎а ‎заодно ‎забывая ‎о‏ ‎тех ‎далёких‏ ‎временах,‏ ‎когда ‎названные ‎боги‏ ‎сами ‎воздвигали‏ ‎свои ‎постройки, ‎бросающие ‎вызов‏ ‎тысячелетиям.‏ ‎(С. ‎Дешевой)

Автор‏ ‎фото: ‎Павел‏ ‎Кормаков

Читать: 7+ мин
logo Древняя История

Тайны плато Наска

Недалеко ‎от‏ ‎побережья ‎Тихого ‎океана ‎раскинули ‎свои‏ ‎засушливые ‎владения‏ ‎плато‏ ‎Наска ‎и ‎чуть‏ ‎менее ‎известное‏ ‎плато ‎Пальпа. ‎Это ‎пустынная‏ ‎территория,‏ ‎являющаяся ‎фактически‏ ‎границей ‎между‏ ‎перуанскими ‎костой ‎и ‎сьеррой. ‎И‏ ‎вряд‏ ‎ли ‎было‏ ‎бы ‎это‏ ‎место ‎таким ‎популярным ‎среди ‎туристов‏ ‎всего‏ ‎мира,‏ ‎даже ‎не‏ ‎смотря ‎на‏ ‎торчащие ‎то‏ ‎тут,‏ ‎то ‎там,‏ ‎а ‎иногда ‎и ‎просто ‎лежащие‏ ‎на ‎поверхности‏ ‎прекрасно‏ ‎сохранившиеся ‎останки ‎представителей‏ ‎различных ‎культур,‏ ‎обитавших ‎здесь ‎столетия ‎назад,‏ ‎если‏ ‎бы ‎над‏ ‎Плато ‎Наска‏ ‎в ‎1939 ‎году ‎не ‎пролетел‏ ‎американский‏ ‎археолог ‎Пол‏ ‎Косок.

Колибри

С ‎тех‏ ‎самых ‎пор, ‎вот ‎уже ‎почти‏ ‎80‏ ‎лет‏ ‎никому ‎так‏ ‎и ‎не‏ ‎удалось ‎открытий‏ ‎тайну‏ ‎происхождения ‎тысяч‏ ‎линий ‎и ‎фигур, ‎которыми ‎исполосована‏ ‎поверхность ‎этих‏ ‎мест.‏ ‎Справедливости ‎ради, ‎первым,‏ ‎кто ‎упомянул‏ ‎о ‎здешних ‎линиях, ‎был‏ ‎испанский‏ ‎священник ‎Педро‏ ‎Сьеса ‎де‏ ‎Леон ‎ещё ‎во ‎второй ‎половине‏ ‎XVI‏ ‎столетия. ‎Однако‏ ‎тогда, ‎когда‏ ‎до ‎появления ‎авиации ‎оставалось ‎ещё‏ ‎более‏ ‎трёх‏ ‎сотен ‎лет,‏ ‎он ‎и‏ ‎представить ‎себе‏ ‎не‏ ‎мог ‎весь‏ ‎масштаб ‎узоров ‎и ‎фигур ‎плато‏ ‎Наска.

Особенность ‎геоглифов‏ ‎этого‏ ‎места ‎в ‎том,‏ ‎что ‎на‏ ‎площади ‎примерно ‎в ‎500‏ ‎квадратных‏ ‎километров ‎уместилось‏ ‎порядка ‎14000‏ ‎известных ‎на ‎данный ‎момент ‎рисунков,‏ ‎полос,‏ ‎узоров, ‎геометрических‏ ‎фигур. ‎При‏ ‎этом ‎каждый ‎год ‎находят ‎всё‏ ‎новые,‏ ‎уже‏ ‎едва ‎различимые‏ ‎из-за ‎неосторожного‏ ‎вмешательства ‎человека‏ ‎геоглифы.‏ ‎И ‎если‏ ‎о ‎рисунках ‎(их ‎порядка ‎30)‏ ‎широкой ‎публике‏ ‎известно,‏ ‎то ‎о ‎других‏ ‎геометрических ‎фигурах‏ ‎обычно ‎знают ‎лишь ‎те,‏ ‎кто‏ ‎интересуется ‎древней‏ ‎историей ‎данного‏ ‎региона. ‎А ‎интересоваться ‎есть ‎чем.‏ ‎Некоторые‏ ‎линии ‎достигают‏ ‎8 ‎и‏ ‎более ‎километров ‎в ‎длину ‎(при‏ ‎ширине‏ ‎до‏ ‎200 ‎метров),‏ ‎при ‎этом‏ ‎будучи ‎фактически‏ ‎идеально‏ ‎ровными ‎по‏ ‎всей ‎длине. ‎Но ‎и ‎это‏ ‎ещё ‎не‏ ‎всё.

Дело‏ ‎в ‎том, ‎что‏ ‎нередко ‎линии‏ ‎проходят ‎по ‎сложному ‎рельефу,‏ ‎то‏ ‎есть, ‎спускаются‏ ‎в ‎овраги‏ ‎и ‎поднимаются ‎на ‎холмы, ‎будто‏ ‎игнорируя‏ ‎естественные ‎препятствия,‏ ‎при ‎этом‏ ‎абсолютно ‎не ‎теряя ‎в ‎точности‏ ‎и‏ ‎симметричности!‏ ‎Невероятным ‎кажется‏ ‎ещё ‎и‏ ‎то, ‎что‏ ‎все‏ ‎рисунки ‎и‏ ‎линии ‎полностью ‎можно ‎увидеть ‎лишь‏ ‎с ‎высоты‏ ‎птичьего‏ ‎полёта, ‎при ‎полном‏ ‎отсутствии ‎на‏ ‎всей ‎территории ‎естественных ‎возвышений,‏ ‎за‏ ‎исключением ‎уже‏ ‎упомянутых ‎холмов,‏ ‎высота ‎которых ‎не ‎позволяет ‎видеть‏ ‎величественную‏ ‎картину ‎под‏ ‎ногами. ‎Зачастую‏ ‎же, ‎как ‎упоминалось ‎выше, ‎многие‏ ‎холмы‏ ‎также‏ ‎«разрисованы»

Кит

Все ‎линии‏ ‎и ‎рисунки‏ ‎выполнены ‎по‏ ‎одной‏ ‎технологии: ‎с‏ ‎поверхности ‎снималось ‎от ‎10 ‎до‏ ‎30 ‎сантиметров‏ ‎песочно-галечного‏ ‎грунта, ‎обнажая ‎более‏ ‎светлый ‎слой.‏ ‎По ‎причине ‎того, ‎что‏ ‎весь‏ ‎этот ‎регион‏ ‎является ‎одним‏ ‎из ‎самых ‎засушливых ‎в ‎мире‏ ‎при‏ ‎практически ‎полном‏ ‎отсутствии ‎осадков,‏ ‎любой ‎оставленный ‎на ‎земле ‎след‏ ‎может‏ ‎сохраняться‏ ‎веками, ‎если‏ ‎не ‎больше.


Однако‏ ‎и ‎здесь‏ ‎кроется‏ ‎ещё ‎одна‏ ‎загадка: ‎при ‎кажущейся ‎простоте ‎нанесения‏ ‎изображений, ‎отсутствуют‏ ‎следы‏ ‎проведения ‎работ; ‎не‏ ‎только ‎разметочных‏ ‎колышков ‎и ‎деревянных ‎свай‏ ‎(небольшое‏ ‎количество ‎которых‏ ‎всё-таки ‎было‏ ‎найдено), ‎которыми ‎по ‎мнению ‎современных‏ ‎историков‏ ‎делали ‎разметку‏ ‎культуры ‎наска‏ ‎и ‎паракас, ‎чьим ‎рукам ‎и‏ ‎приписывается‏ ‎это‏ ‎грандиозное ‎полотно,‏ ‎но ‎и‏ ‎следы ‎самих‏ ‎строителей,‏ ‎которые ‎при‏ ‎колоссальных ‎масштабах ‎работ ‎просто ‎не‏ ‎могли ‎не‏ ‎наследить.‏ ‎Удивительно ‎ещё ‎и‏ ‎то, ‎что‏ ‎современные ‎геодезические ‎методы ‎не‏ ‎способны‏ ‎выдержать ‎погрешность‏ ‎в ‎0,1‏ ‎градуса ‎при ‎нанесении ‎прямых ‎линий‏ ‎длинной‏ ‎в ‎несколько‏ ‎километров, ‎к‏ ‎тому ‎же, ‎по ‎сложному ‎рельефу,‏ ‎а‏ ‎древние‏ ‎“художники” ‎этого‏ ‎добиться ‎смогли.

Паук

Некоторые‏ ‎люди ‎посвятили‏ ‎изучению‏ ‎линий ‎и‏ ‎рисунков ‎плато ‎Наска ‎всю ‎жизнь.‏ ‎Одним ‎из‏ ‎таких‏ ‎исследователей ‎была ‎немецкий‏ ‎археолог ‎Мария‏ ‎Райхе ‎— ‎именно ‎она,‏ ‎начав‏ ‎изучать ‎насканские‏ ‎фигуры ‎в‏ ‎1941 ‎году, ‎спустя ‎6 ‎лет,‏ ‎первой‏ ‎сумела ‎сфотографировать‏ ‎рисунки ‎с‏ ‎воздуха. ‎Но ‎до ‎сих ‎пор,‏ ‎даже‏ ‎после‏ ‎нескольких ‎аэрофотосъёмок,‏ ‎точной ‎карты‏ ‎линий ‎на‏ ‎плато‏ ‎Наска ‎и‏ ‎Пальпа ‎не ‎существует. ‎Как ‎не‏ ‎существует ‎и‏ ‎ответов‏ ‎на ‎вопросы: ‎кто,‏ ‎когда, ‎как,‏ ‎а ‎главное, ‎зачем ‎оставил‏ ‎столько‏ ‎удивительных ‎следов‏ ‎своего ‎пребывания‏ ‎на ‎южном ‎побережье ‎современного ‎Перу.‏ ‎(С.‏ ‎Дешевой)

Кондор

“Дерево” ‎и‏ ‎“Руки”

Обезьяна

Автор ‎фото:‏ ‎Павел ‎Кормаков

Читать: 1+ мин
logo Просто батя

Немного о себе

Всем ‎привет,‏ ‎кто ‎зашел ‎на ‎мой ‎блог.‏ ‎Меня ‎зовут‏ ‎Владимир.‏ ‎Относительно ‎недавно ‎я‏ ‎стал ‎отцом‏ ‎прекрасной ‎маленькой ‎принцессы. ‎И‏ ‎с‏ ‎появлением ‎в‏ ‎моей ‎жизни‏ ‎ребенка, ‎она ‎сильно ‎изменилась. ‎В‏ ‎этом‏ ‎блоге ‎я‏ ‎буду ‎делиться‏ ‎частью ‎своей ‎жизни ‎постепенно ‎раскрываясь.‏ ‎Данный‏ ‎блог‏ ‎у ‎меня‏ ‎первый. ‎Решил‏ ‎попробовать ‎и‏ ‎посмотреть‏ ‎на ‎сколько‏ ‎у ‎меня ‎это ‎получится. ‎Очередной‏ ‎вызов ‎и‏ ‎выход‏ ‎из ‎своей ‎зоны‏ ‎комфорта.

Смотреть: 3+ мин
logo Наша история это Гордость

Удачный разнос немецкого аэродрома. Победа забытого Героя 29 июня 1941

Доступно подписчикам уровня
«Уровень 1»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 2+ мин
logo Вызывайте историка!

Фильм «Последняя крепость: Хаджибей» на русском языке

Доступно подписчикам уровня
«Бронза»
Подписаться за 300₽ в месяц

Этот фильм не планировался (естественно) к прокату в России, поэтому нам пришлось сделать свой собственный перевод.

Читать: 9+ мин
logo Записки Трех Деревьев

Потерянный мир боевых искусств

Воспоминание ‎о‏ ‎былом.

Школа ‎Сюэ

Глава ‎1 ‎— ‎Услышав‏ ‎о ‎нем,‏ ‎люди‏ ‎отвернулись

Сюэ ‎Дянь ‎(1887‏ ‎— ‎1953)‏ ‎уроженец ‎уезда ‎Шулу, ‎провинции‏ ‎Хэбэй.‏ ‎Учился ‎у‏ ‎мастера ‎Ли‏ ‎Цуньи, ‎а ‎позднее ‎поклонился ‎мастеру‏ ‎Ли‏ ‎Чжэньбаню ‎из‏ ‎Шаньси ‎и‏ ‎мастеру ‎Линкун ‎из ‎Утайшань. ‎После‏ ‎возвращения‏ ‎из‏ ‎Шаньси, ‎заведовал‏ ‎академией ‎боевых‏ ‎искусств ‎(гуошугуань)‏ ‎в‏ ‎Тяньцзине. ‎Написал‏ ‎учебное ‎пособие ‎«Истинная ‎оценка ‎образов‏ ‎и ‎форм‏ ‎кулачного‏ ‎искусства».

Не ‎так ‎давно,‏ ‎(я) ‎увидел‏ ‎переиздание ‎старых ‎пособий ‎по‏ ‎боевым‏ ‎искусствам, ‎среди‏ ‎которых ‎была‏ ‎книга ‎«Истинная ‎оценка ‎образов ‎и‏ ‎форм‏ ‎кулачного ‎искусства»‏ ‎1933 ‎года.‏ ‎Вздохнув, ‎я ‎вспомнил ‎об ‎ушедшем‏ ‎(времени)‏ ‎шестидесятилетней‏ ‎давности.

Моя ‎молодость‏ ‎пришлась ‎на‏ ‎эпоху ‎Сюэ‏ ‎Дяня.‏ ‎Его ‎имя‏ ‎гремело ‎на ‎каждом ‎углу ‎и‏ ‎унаследовав ‎стиль‏ ‎боя‏ ‎Ли ‎Цуньи, ‎он‏ ‎заведовал ‎работой‏ ‎в ‎академии ‎гуошу, ‎день‏ ‎за‏ ‎днем ‎приумножая‏ ‎славу ‎синьицюань.‏ ‎В ‎наших ‎глазах ‎он ‎был‏ ‎почти‏ ‎что ‎богом,‏ ‎человеком ‎великих‏ ‎дел.

Два ‎моих ‎учителя, ‎Тан ‎Вэйлу‏ ‎и‏ ‎Шан‏ ‎Юнсянь, ‎были‏ ‎очень ‎близки‏ ‎с ‎ним.‏ ‎Окрепнув‏ ‎телом, ‎(я)‏ ‎решил ‎что ‎взрастил ‎гунфу ‎и‏ ‎подумывал ‎вызвать‏ ‎его‏ ‎на ‎бой. ‎Ведь‏ ‎если ‎доходишь‏ ‎до ‎первого ‎этапа ‎постижения‏ ‎синъицюань‏ ‎«видимой ‎силы»‏ ‎(明劲 ‎—‏ ‎минцзинь), ‎то ‎просто ‎необходимо ‎испробовать‏ ‎себя‏ ‎в ‎бою.

Сказав‏ ‎об ‎этом‏ ‎учителю ‎Шану, ‎тот ‎ничего ‎не‏ ‎ответил.‏ ‎А‏ ‎когда ‎через‏ ‎пару ‎дней‏ ‎из ‎Нинхэ‏ ‎приехал‏ ‎учитель ‎Тан,‏ ‎то ‎(он) ‎жестко ‎отчитал ‎меня.‏ ‎«Ты ‎не‏ ‎понимаешь.‏ ‎Он ‎демонически ‎быстр‏ ‎и ‎свободно‏ ‎переходит ‎от ‎одного ‎действия‏ ‎к‏ ‎другому. ‎И‏ ‎хотя ‎внешне‏ ‎(Сюэ ‎Дянь) ‎похож ‎на ‎школьного‏ ‎учителя,‏ ‎в ‎бою‏ ‎его ‎взгляд‏ ‎обретает ‎звериные ‎черты, ‎ввергая ‎в‏ ‎страх‏ ‎даже‏ ‎крепких ‎духом».

Шан‏ ‎Юнсян ‎отдыхал‏ ‎в ‎дворике‏ ‎своего‏ ‎дома. ‎Мастер‏ ‎Тан ‎подвел ‎меня ‎к ‎нему‏ ‎и ‎подкинув‏ ‎ногой‏ ‎тыкву ‎горлянку, ‎протянул‏ ‎ее ‎мне‏ ‎со ‎словами: ‎«Пробьешь ‎ударом‏ ‎насквозь,‏ ‎тогда ‎можешь‏ ‎вызвать ‎Сюэ‏ ‎на ‎бой». Помню, ‎как ‎его ‎пристальный‏ ‎взгляд‏ ‎смутил ‎и‏ ‎опустошил ‎меня.‏ ‎И ‎хотя ‎тыква ‎настолько ‎мягка,‏ ‎что‏ ‎и‏ ‎ребенок ‎пробьет‏ ‎ее, ‎я‏ ‎не ‎смог‏ ‎поднять‏ ‎рук. ‎Увидев‏ ‎как ‎мое ‎эго ‎ушло, ‎мастер‏ ‎Тан ‎сказал:‏ ‎«Сюэ‏ ‎считается ‎твоим ‎дядей‏ ‎по ‎школе.‏ ‎Вызвав ‎его ‎на ‎бой,‏ ‎ты‏ ‎поднимешь ‎всех‏ ‎нас ‎на‏ ‎смех. ‎Он ‎наиболее ‎известный ‎(среди‏ ‎нас)‏ ‎и ‎стоит‏ ‎понимать, ‎что‏ ‎лучше ‎оберегать ‎его ‎(имя)».

Как-то, ‎я‏ ‎помог‏ ‎другу‏ ‎мастера ‎Тана‏ ‎отбиться ‎от‏ ‎шпаны ‎на‏ ‎улице.‏ ‎Этому ‎старику‏ ‎было ‎около ‎70 ‎лет, ‎хотя‏ ‎он ‎выглядел‏ ‎достаточно‏ ‎крепким. ‎В ‎благодарность,‏ ‎он ‎пригласил‏ ‎меня ‎к ‎себе, ‎и‏ ‎мы‏ ‎проговорили ‎весь‏ ‎вечер. ‎Дойдя‏ ‎до ‎Сюэ, ‎он ‎рассказал, ‎что‏ ‎тот‏ ‎был ‎поздним‏ ‎учеником ‎Ли‏ ‎Цуньи, ‎и ‎мастер ‎часто ‎расхваливал‏ ‎его‏ ‎перед‏ ‎другими.

Как-то ‎раз,‏ ‎Сюэ ‎Дянь‏ ‎и ‎его‏ ‎старший‏ ‎брат ‎Фу‏ ‎Чанжун ‎подрались ‎на ‎втором ‎этаже‏ ‎ресторана. ‎Сюе‏ ‎сказал:‏ ‎«Здесь ‎не ‎место‏ ‎для ‎драки»,‏ ‎на ‎что ‎Фу ‎ответил:‏ ‎«Мне‏ ‎и ‎не‏ ‎понадобиться ‎много‏ ‎места, ‎чтобы ‎побить ‎тебя». ‎Сюэ‏ ‎торопливо‏ ‎подал ‎руку‏ ‎вперед, ‎а‏ ‎Фу ‎выполнил ‎прием ‎«ладонь ‎оборачивающего‏ ‎тела»‏ ‎и‏ ‎скинул ‎Сюэ‏ ‎через ‎перилла,‏ ‎со ‎второго‏ ‎этажа‏ ‎вниз. ‎Упав,‏ ‎окружающие ‎подумали, ‎что ‎он ‎сломал‏ ‎кости ‎и‏ ‎не‏ ‎сможет ‎встать. ‎Однако,‏ ‎с ‎легкостью‏ ‎вскочив, ‎Сюэ ‎крикнул: ‎«Я‏ ‎еще‏ ‎приду ‎к‏ ‎тебе» ‎и‏ ‎ушел.

 После ‎этого ‎он ‎пропал. ‎Лишь‏ ‎когда‏ ‎умер ‎Ли‏ ‎Цуньи ‎он‏ ‎появился ‎вновь. ‎Сам ‎Сюэ ‎рассказывал,‏ ‎что‏ ‎поселился‏ ‎в ‎горах‏ ‎Утайшань. ‎Он‏ ‎редко ‎упоминал‏ ‎об‏ ‎обучении ‎у‏ ‎мастера ‎Ли ‎и ‎в ‎основном,‏ ‎утверждал ‎что‏ ‎обучался‏ ‎у ‎старого ‎монаха‏ ‎— ‎Усю‏ ‎Линкун ‎(Старик ‎небесной ‎пустоты).‏ ‎Будто‏ ‎тому ‎было‏ ‎120 ‎лет,‏ ‎что ‎выглядело ‎как ‎мистификация ‎и‏ ‎мало‏ ‎кто ‎верил‏ ‎в ‎это.

Но‏ ‎разве ‎мог ‎Сюэ ‎Дянь ‎постичь‏ ‎боевое‏ ‎искусство‏ ‎у ‎того,‏ ‎кого ‎никогда‏ ‎и ‎не‏ ‎было?‏ ‎Само ‎имя‏ ‎«Старик ‎небесной ‎пустоты» ‎говорит ‎что‏ ‎его ‎нет.‏ ‎А‏ ‎имя ‎небесный ‎или‏ ‎духовной ‎пустоты‏ ‎очень ‎напоминает ‎фразу ‎—‏ ‎«уходящий‏ ‎в ‎небо»,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎уходящий ‎в ‎нирвану. ‎Не ‎намек‏ ‎ли‏ ‎это ‎на‏ ‎термин ‎«условной‏ ‎реальности» ‎в ‎буддизме? ‎Также ‎возраст‏ ‎120‏ ‎лет‏ ‎это ‎2‏ ‎полных ‎цикла‏ ‎традиционного ‎календаря.‏ ‎Подсказка‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎человек ‎дважды ‎родился?

Видимо, ‎то‏ ‎поражение ‎повлияло‏ ‎на‏ ‎Сюэ, ‎и ‎он‏ ‎сам ‎изгнал‏ ‎себя ‎из ‎школы. ‎Будто‏ ‎решил,‏ ‎что ‎подвел‏ ‎мастера ‎и‏ ‎придумал ‎мистическую ‎линию ‎передачи ‎от‏ ‎неведомого‏ ‎монаха. ‎И‏ ‎хотя ‎это‏ ‎только ‎догадка, ‎мне ‎кажется, ‎что‏ ‎монах‏ ‎существовал‏ ‎на ‎самом‏ ‎деле. ‎Лишь‏ ‎имя ‎было‏ ‎другим,‏ ‎а ‎какое,‏ ‎(я) ‎уже ‎и ‎позабыл.

Вернувшись, ‎он‏ ‎выглядел ‎очень‏ ‎открытым.‏ ‎Но ‎люди ‎не‏ ‎могли ‎разглядеть‏ ‎того, ‎что ‎было ‎(в‏ ‎нем).‏ ‎Как-то, ‎он‏ ‎продемонстрировал ‎свое‏ ‎мастерство ‎на ‎собрании ‎практикующих. ‎Всего‏ ‎несколько‏ ‎шагов, ‎словно‏ ‎танец. ‎Но‏ ‎в ‎каждом ‎действии ‎его ‎тела,‏ ‎была‏ ‎невероятная‏ ‎согласованность, ‎что-то‏ ‎звериное, ‎заставляющее‏ ‎застыть ‎всех‏ ‎смотрящих.‏ ‎Невероятное, ‎очень‏ ‎необычное ‎состояние ‎ци, ‎цзинь, ‎шэнь.‏ ‎Тут ‎же‏ ‎кто-то‏ ‎начал ‎говорить, ‎что‏ ‎его ‎тело‏ ‎обрело ‎волшебные ‎метаморфозы. ‎И‏ ‎закончив‏ ‎демонстрацию, ‎он‏ ‎вызвал ‎Фу‏ ‎Чанжуна ‎на ‎бой.

Я ‎слышал, ‎что‏ ‎это‏ ‎жутко ‎перепугало‏ ‎Шан ‎Юнсяна.‏ ‎«Мы ‎все ‎братья ‎одной ‎школы!‏ ‎Конечно,‏ ‎мы‏ ‎не ‎так‏ ‎близки, ‎как‏ ‎кровные, ‎но‏ ‎наши‏ ‎связи ‎ближе,‏ ‎чем ‎с ‎двоюродными! ‎Как ‎же‏ ‎можно ‎биться‏ ‎до‏ ‎смерти?!» — закричал ‎он. ‎И‏ ‎в ‎итоге‏ ‎отговорил ‎Сюэ ‎от ‎боя.‏ ‎А‏ ‎после, ‎на‏ ‎правах ‎старшего‏ ‎(брата), ‎уговорил ‎взять ‎на ‎себя‏ ‎обучение‏ ‎группы ‎Ли‏ ‎Цуньи ‎и‏ ‎возглавить ‎тяньцзиньскую ‎академию ‎гуошу.

Несмотря ‎на‏ ‎то,‏ ‎что‏ ‎преподавание ‎боевых‏ ‎искусств ‎проходило‏ ‎под ‎лозунгами‏ ‎укрепления‏ ‎страны ‎и‏ ‎народа, ‎в ‎синъицюань ‎есть ‎строгое‏ ‎правило, ‎не‏ ‎допускать‏ ‎повсеместной ‎передачи ‎учения.‏ ‎Поэтому ‎многие‏ ‎материалы ‎и ‎книги ‎по‏ ‎стилю‏ ‎касались ‎лишь‏ ‎общих ‎вещей.‏ ‎Только ‎дойдя ‎до ‎определенного ‎момента,‏ ‎ты‏ ‎мог ‎понимать‏ ‎значения ‎наставлений.

И‏ ‎напомню, ‎что ‎это ‎была ‎эпоха‏ ‎кризисов.‏ ‎В‏ ‎этих ‎условиях,‏ ‎Сюэ ‎Дянь‏ ‎раздумывал, ‎как‏ ‎создать‏ ‎материал ‎для‏ ‎быстрого ‎самообучения ‎стилю. ‎Так ‎и‏ ‎появилась ‎книга‏ ‎«Истинная‏ ‎оценка ‎образов ‎и‏ ‎форм ‎кулачного‏ ‎искусства». ‎Те, ‎кто ‎получил‏ ‎истинную‏ ‎передачу, ‎посмотрев,‏ ‎тут ‎же‏ ‎понимали, ‎о ‎чем ‎идет ‎речь.‏ ‎Конечно‏ ‎было ‎понятно,‏ ‎что ‎это‏ ‎синъицюань. ‎Получается, ‎что ‎таким ‎образом‏ ‎он‏ ‎хотел‏ ‎избежать ‎нарушения‏ ‎правил ‎и‏ ‎назвал ‎книгу‏ ‎искусство‏ ‎образов ‎и‏ ‎форм, ‎а ‎не ‎синъицюань?

Это ‎догадка,‏ ‎но ‎«искусство‏ ‎образов‏ ‎и ‎форм» ‎и‏ ‎синъицюань ‎имеют‏ ‎общую, ‎древнюю ‎связь. ‎Ее‏ ‎написание‏ ‎было ‎словно‏ ‎надеждой, ‎на‏ ‎побуждение ‎к ‎самоотверженности ‎практикующих. ‎Ведь‏ ‎боевое‏ ‎искусство ‎—‏ ‎это ‎искусство‏ ‎движения, ‎которое ‎должно ‎передаваться ‎от‏ ‎человека‏ ‎у‏ ‎которого ‎ты‏ ‎учишься ‎на‏ ‎примере. ‎И‏ ‎лишь‏ ‎потом, ‎(ты)‏ ‎можешь ‎осмыслять ‎(технику) ‎самостоятельно. ‎Поэтому‏ ‎не ‎получиться‏ ‎заложить‏ ‎хорошую ‎основу ‎по‏ ‎книгам, ‎практикуя‏ ‎без ‎учителя.

Так ‎несмотря ‎на‏ ‎его‏ ‎известность, ‎поражение‏ ‎в ‎том‏ ‎бою ‎оставило ‎отпечаток ‎на ‎всю‏ ‎оставшуюся‏ ‎жизнь. ‎Погиб‏ ‎он ‎трагично.‏ ‎(В ‎1953 ‎году ‎его ‎расстреляли‏ ‎как‏ ‎члена‏ ‎религиозного ‎культа).‏ ‎И ‎долгое‏ ‎время ‎знающие‏ ‎его‏ ‎люди, ‎предпочитали‏ ‎не ‎говорить ‎о ‎нем ‎и‏ ‎не ‎особо‏ ‎почитали‏ ‎его ‎последователей.

Книга ‎же‏ ‎написана ‎красивым‏ ‎и ‎простым ‎языком. ‎Трудно‏ ‎встретить‏ ‎столь ‎чистый‏ ‎и ‎ясный‏ ‎слог, ‎где ‎читатель ‎быстро ‎вникает‏ ‎в‏ ‎суть ‎и‏ ‎может ‎самостоятельно‏ ‎заниматься ‎изучением ‎разделов ‎(книги).

  1. Общие ‎положения.‏ ‎1‏ ‎глава‏ ‎4 ‎раздел,‏ ‎метод ‎стояния‏ ‎как ‎медленная‏ ‎практика‏ ‎вхождения ‎на‏ ‎путь.

Многие ‎знают, ‎что ‎одной ‎из‏ ‎ключевых ‎особенностей‏ ‎синъицюань,‏ ‎является ‎практика ‎стояния.‏ ‎Но ‎вот‏ ‎как ‎стоять, ‎не ‎ясно.‏ ‎В‏ ‎некоторых ‎книгах‏ ‎говорится ‎лишь‏ ‎о ‎том, ‎что ‎нужно ‎подтянуть‏ ‎макушку,‏ ‎язык, ‎уши,‏ ‎нос. ‎О‏ ‎том, ‎что ‎нельзя ‎двигаться. ‎Словно‏ ‎совершаешь‏ ‎буддийскую‏ ‎практику ‎созерцания.‏ ‎И ‎чем‏ ‎дольше ‎стоишь‏ ‎неподвижно,‏ ‎тем ‎лучше.‏ ‎Это ‎ошибочное ‎мнение. ‎Если ‎будешь‏ ‎держать ‎себя,‏ ‎создашь‏ ‎напряжения ‎мышц ‎и‏ ‎лишь ‎испытаешь‏ ‎разочарование ‎(со ‎временем).

Здесь ‎открывается‏ ‎небольшой‏ ‎секрет. ‎Практика‏ ‎стояния ‎—‏ ‎это ‎о ‎движении. ‎Не ‎о‏ ‎практике‏ ‎неподвижного ‎созерцания,‏ ‎а ‎медленная‏ ‎тренировка ‎(движения). ‎Сюэ ‎Дянь ‎говорил‏ ‎так:‏ ‎«Методы‏ ‎стояния ‎—‏ ‎это ‎медленная‏ ‎практика. ‎Медленно,‏ ‎посредством‏ ‎духа ‎и‏ ‎намерения, ‎приходишь ‎в ‎движение, ‎раскрывая‏ ‎четыре ‎конечности».‏ ‎Только‏ ‎об ‎очень ‎медленном‏ ‎(движении), ‎что‏ ‎непонимающие ‎люди ‎этого ‎не‏ ‎замечают.

Эти‏ ‎слова ‎«Медленно‏ ‎посредством ‎духа‏ ‎и ‎намерения ‎приходить ‎в ‎движение» на‏ ‎вес‏ ‎золота. ‎Они‏ ‎разъясняют, ‎что‏ ‎эффект ‎от ‎стояния ‎направлен ‎на:‏ ‎«чистоту‏ ‎(здоровья)‏ ‎внутренних ‎органов,‏ ‎раскрытые ‎каналы‏ ‎и ‎меридианы,‏ ‎крепость‏ ‎костей, ‎костного‏ ‎мозга ‎и ‎наполненность ‎жизненных ‎сил». Особенно‏ ‎есть ‎указание‏ ‎на‏ ‎то, ‎что ‎«обостренная‏ ‎(острая) ‎реакция‏ ‎нервной ‎системы» ‎это ‎ошибочный‏ ‎результат‏ ‎тренировки.

2.   11 глава. ‎12‏ ‎раздел. ‎О‏ ‎дыхании.

Многие ‎знают ‎что ‎синъицюань ‎это‏ ‎искусство‏ ‎внутренней ‎семьи.‏ ‎Получается, ‎что‏ ‎посредством ‎кулачного ‎искусства, ‎можно ‎постичь‏ ‎путь‏ ‎(дао).‏ ‎Но ‎в‏ ‎трактатах ‎только‏ ‎описание ‎тренировки‏ ‎боевого‏ ‎и ‎очень‏ ‎смутно ‎(простыми ‎словами ‎из ‎даосского‏ ‎канона) ‎описано,‏ ‎как‏ ‎же ‎можно ‎постичь‏ ‎путь. ‎Сюэ‏ ‎говорит ‎о ‎цельном ‎дыхании‏ ‎тела,‏ ‎как ‎о‏ ‎методике ‎(синъицюань)‏ ‎для ‎вступления ‎на ‎него. ‎В‏ ‎его‏ ‎тексте ‎сказано:‏ ‎«Со ‎всех‏ ‎сторон ‎(тела), ‎из ‎всех ‎малых‏ ‎пор,‏ ‎поднимается‏ ‎словно ‎пар‏ ‎иль ‎туман‏ ‎дыхание ‎тела». Это‏ ‎и‏ ‎есть ‎мастерство.‏ ‎Именно ‎так ‎дышит ‎дух. ‎Не‏ ‎получив ‎истинной‏ ‎передачи,‏ ‎не ‎усердствуя ‎в‏ ‎практике ‎—‏ ‎не ‎дойдешь ‎до ‎предела‏ ‎и‏ ‎сложно ‎будет‏ ‎вступить ‎на‏ ‎путь.

3.    Первый ‎том. ‎6 ‎глава. ‎Первый‏ ‎раздел.‏ ‎Пять ‎методов‏ ‎сплетаются ‎в‏ ‎жемчужную ‎нить.

В ‎практике ‎синъицюань ‎есть‏ ‎понятие‏ ‎«кружевные‏ ‎руки» (圈手). ‎Еще‏ ‎технику ‎называют‏ ‎— ‎«ветер‏ ‎раскачивает‏ ‎иву». ‎Этими‏ ‎движениями ‎можно ‎как ‎атаковать ‎(противника),‏ ‎так ‎и‏ ‎укрепить‏ ‎тело. ‎Говорят ‎в‏ ‎ней ‎хранится‏ ‎главная ‎суть ‎кулака ‎пяти‏ ‎элементов‏ ‎и ‎форм‏ ‎двенадцати ‎зверей.‏ ‎Не ‎получившие ‎передачу, ‎предполагают, ‎что‏ ‎это‏ ‎такая ‎же‏ ‎практика, ‎как‏ ‎и ‎облачные ‎руки ‎тайцзицюань, ‎где‏ ‎двумя‏ ‎руками‏ ‎(практикующий) ‎описывает‏ ‎круг.

В ‎действительности‏ ‎же, ‎это‏ ‎похожая‏ ‎практика, ‎но‏ ‎круг ‎описывается ‎не ‎только ‎двумя‏ ‎руками, ‎а‏ ‎все‏ ‎тело ‎приходит ‎в‏ ‎движение.

Синъицюань ‎использует‏ ‎понятия ‎кулака ‎пяти ‎первоэлементов:‏ ‎метала,‏ ‎дерева, ‎воды,‏ ‎огня, ‎земли.‏ ‎Им ‎соответствуют ‎усилия: ‎рубящего, ‎пробивающего,‏ ‎буравящего,‏ ‎взрывного, ‎горизонтального‏ ‎кулаков. ‎Сюэ‏ ‎в ‎своей ‎книге ‎свел ‎их‏ ‎к‏ ‎понятиям:‏ ‎«полета, ‎облака,‏ ‎встряхивания, ‎колыхания,‏ ‎вращения». ‎Так‏ ‎два‏ ‎понятия ‎«полета»‏ ‎и ‎«облака» ‎взяты ‎из ‎фехтования.‏ ‎И ‎(знающие)‏ ‎сразу‏ ‎могут ‎угадать ‎в‏ ‎этом ‎методы‏ ‎изменения ‎кулаков ‎пяти ‎первоэлементов‏ ‎из‏ ‎синъицюань. ‎Словно‏ ‎изменили ‎суп,‏ ‎не ‎изменив ‎его ‎наполнения.

Но ‎если‏ ‎серьезно,‏ ‎то ‎его‏ ‎пять ‎методов‏ ‎взяты ‎не ‎из ‎кулака ‎пяти‏ ‎элементов.‏ ‎Даже‏ ‎кружевные ‎руки‏ ‎имеют ‎очень‏ ‎древнее ‎происхождение.‏ ‎Поэтому‏ ‎лучше ‎уделить‏ ‎внимания ‎изучению ‎того, ‎как ‎он‏ ‎нанизывает ‎пять‏ ‎методов‏ ‎в ‎эту ‎жемчужную‏ ‎нить ‎и‏ ‎как ‎он ‎разъясняет ‎их‏ ‎суть‏ ‎и ‎различия.

Перевел‏ ‎Хван ‎Кирилл.‏ ‎2023

Читать: 14+ мин
logo Музей на диване

Древковое многообразие

Доступно подписчикам уровня
«Место на диване»
Подписаться за 450₽ в месяц

Реальные образцы (более 30!) древкового оружия из коллекций ведущих музеев мира.

Смотреть: 1+ мин
logo Канал Бачкова Романа, историка, учителя, общественного деятеля

КАК НАЙТИ МАГАЗИН ЧЕЛАХОВА, ОПИСАННЫЙ В «КНЯЖНЕ МЕРИ»?

В ‎этом‏ ‎видеоролике ‎мы ‎расскажем, ‎где ‎находится‏ ‎магазин ‎Челахова‏ ‎в‏ ‎Пятигорске, ‎и ‎какие‏ ‎сюжеты ‎из‏ ‎романа ‎«Герой ‎нашего ‎времени»‏ ‎с‏ ‎ним ‎связаны.‏ ‎

ПРОЕКТ ‎«В‏ ‎ПОИСКАХ ‎УТРАЧЕННОГО»

Проект ‎предполагает ‎создание ‎сети‏ ‎эколого-культурных,‏ ‎туристических ‎маршрутов,‏ ‎связанных ‎с‏ ‎исследованием, ‎восстановлением ‎и ‎создания ‎уникальной‏ ‎просветительской‏ ‎и‏ ‎краеведческой ‎инфраструктуры‏ ‎былого ‎исторического‏ ‎облика ‎городов‏ ‎и‏ ‎посёлков ‎Кавказских‏ ‎Минеральных ‎вод.

Видеопрезентация: ‎https://youtu.be/EJlLkOZNu_4.

ПЯТИГОРСК. ‎КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ‎ТУРИСТИЧЕСКИЙ‏ ‎МАРШРУТ ‎«ЛЕРМОНТОВСКИЙ»

Подключайся‏ ‎к‏ ‎нашим ‎экскурсиям ‎вместе‏ ‎с ‎нами.‏ ‎Проведите ‎экскурсионный ‎день ‎на‏ ‎Кавминводах‏ ‎вместе ‎с‏ ‎нами. ‎Запишись‏ ‎на ‎нашу ‎экскурсию: ‎https://vk.me/join/6Ui6lX7835l7p9UQwtYNFDaHStVI7thK8Zw=. Присоединяйся ‎к‏ ‎участию‏ ‎в ‎проектах‏ ‎и ‎программах‏ ‎молодёжного ‎общественного ‎движения.

Не ‎пропусти ‎новые‏ ‎видеоуроки,‏ ‎вебинары‏ ‎и ‎проекты!‏ ‎Прошу ‎вас‏ ‎подписаться ‎на‏ ‎канал,‏ ‎отметить ‎комментариями‏ ‎и ‎лайками ‎для ‎продвижения ‎полезного‏ ‎контента: ‎https://www.youtube.com/channel/UCln0aW7DdQ1qCu7e0DEhkcg.

Виртуальные‏ ‎экскурсии‏ ‎по ‎Кавказским ‎Минеральным‏ ‎водам: ‎https://www.youtube.com/playlist?list=PLzy77CTPR0FgFBj5sQgCZjmTCbfDDhGTM.

На‏ ‎канале ‎выложены ‎(в ‎бесплатном‏ ‎доступе)‏ ‎около ‎1000‏ ‎видеоуроков ‎по‏ ‎гуманитарным ‎предметам, ‎видеоучебник ‎по ‎социальному‏ ‎проектированию‏ ‎(100 ‎видео‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎сделать ‎проект), ‎видеоматериалы ‎социально‏ ‎значимых‏ ‎проектов‏ ‎в ‎области‏ ‎развития ‎детского‏ ‎и ‎молодёжного‏ ‎общественного‏ ‎движения.

#история ‎#регионоведение‏ ‎#краеведение ‎#гид ‎#экскурсия ‎#Ставрополье ‎#кмв‏ ‎#кавминводы ‎#пятигорск‏ ‎#магазинчелахова‏ ‎#геройнашеговремени ‎#княжнамери ‎#печорин‏ ‎#лермонтов ‎#педагог‏ ‎#учитель ‎#учительистории ‎#воспитание ‎#образование‏ ‎#детскийактив‏ ‎#детскоеобъединение ‎#проект‏ ‎#социальныйпроект ‎#молодежныйпроект

Читать: 3+ мин
logo Ицхак Леопольдович | Канал об Истории в Фотографиях.

3 Эксклюзивных Исторических Кадра

Доступно подписчикам уровня
«Подписчик»
Подписаться за 192₽ в месяц

Эксклюзивные Исторические Фотографии

Смотреть: 39+ мин
T
logo
Travel Forever

А вы знаете зачем нужны пирамиды? Чьи они и что внутри? История. А так же как разводят туристов? Древние пирамиды Египта.


А вы были внутри пирамиды? Знаете историю?
Показать еще

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048