Не теряй надежду.
Надежда не умирает.
Когда приходит смерть
У смерти нет лицеприятия. Наоборот, она — великий уравнитель. Она забирает молодых и старых, богатых и бедных, мужчин и женщин невзирая на их жизненные обстоятельства. Смерть приходит как незваный гость, разрывая ткань брака, семьи, а иногда и общества. Время плача приходило к Давиду (2 Цар. 12:15-23), Иову (Иов. 1:20), Иеремии и народу Иудеи (2 Пар. 35:20-25), а также к Иисусу и Его друзьям (Ин. 11:31-36). Павел называл смерть «последним врагом» (1 Кор. 15:26). Когда бы ни пришла смерть, она вызывает плач, потому что забирает близких людей.
Быт. 23:2 говорит: «И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее». Когда патриарх вошел в шатер оплакать свою любимую жену Сарру, его, несомненно, переполнили воспоминания. Он, наверное, вспомнил, как они прожили в браке сто или больше лет, вспомнил взлеты и падения их совместной жизни. Он, безусловно, думал о том, какой любящей и верной женой она была и как ему будет ее не хватать, несмотря на ссоры и разногласия, которые у них случались за многие годы. Он, конечно, вспомнил, как она обвинила его в своем гневе и ревности к Агари из-за рождения Измаила (Быт. 16:1-6) и как его расстроило и огорчило ее требование навсегда выгнать их из дома (Быт. 21:8-14). Разумеется, он не мог не вспомнить и то, что некоторые их проблемы были результатом его эгоизма и отсутствия веры.
Но больше всего он, вероятно, думал о том, как Бог по Своей благодати благословил их жизнь, несмотря на их грехи и недостатки. Конечно, они вместе очень радовались, когда они уже потеряли было всякую надежду на сына, а Бог чудесным образом дал жизнь их дряхлым телам и способность родить Исаака, сына обетования (Быт. 21:1-7). Потом они радовались в тот день, когда Авраам вернулся домой и рассказал Сарре, как Бог спас их возлюбленного сына Исаака от смерти на горе Мориа (Быт. 22:1-12). Патриарх, должно быть, пересказал вторичное обетование Яхве, что Он благословит их сына, чьи потомки в конечном итоге благословят «все народы земли» (Быт. 22:18). Это заверение очень поддерживало Авраама и Сарру в их преклонных годах, когда они наблюдали, как растет и мужает Исаак.
Мы не знаем, какие мысли теснились в голове Авраама в том доме плача, но раз он был назван «отцом верных» (см. Рим. 4:16), то, конечно, не мог не думать о том, что Сарра была не только хорошей женой, но также «святой» женщиной, «уповавшей на Бога» (1 Пет. 3:5). Верой он предвкушал то время, когда вновь будет с ней в «городе, имеющем основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Такую же надежду имеет Божий народ сегодня.
Когда мы сами оказываемся перед лицом смерти или оплакиваем близкого человека, ушедшего из этой жизни, воспоминания могут быть великим благословением, потому что мы имеем обетования во Христе (Ин. 5:24-29; 11:25, 26). Воспоминания могут также вызвать огромную душевную боль, лишить людей радости жизни и надежды на будущее. Все зависит от того, как мы смотрим на свои прошлые поступки. Вспоминать свои грехи хорошо и полезно, если это приводит к покаянию перед Богом и исправлению ошибок, которые мы допустили по отношению к тем, кого обидели. Тогда Бог простит нас и «беззаконий наших не вспомнит более» (Евр. 8:12; см. 10:17).
С одной стороны, христиане смотрят на смерть одинаково с Авраамом. Нам бы очень хотелось услышать громкий голос заверения от Бога, но небеса молчат. А с другой стороны, наша вера опирается на более определенную надежду, нежели вера патриарха. Автор Послания к евреям предлагает такое сравнение: в прошлом Бог говорил «отцам» (Аврааму и тем, кто был после него), а «в последние дни эти говорил нам в Сыне» (через апостолов и других слышавших Его) (Евр. 1:1, 2; 2:3, 4). Бог через Иисуса сказал последнее веское слово о смерти — устами (Ин. 5:24-29; 11:23-26, 38-44) и демонстрацией (Ин. 20:19-31) — свидетелям Своего славного воскресения. Наша вера зиждется не на фантазии, а на истинном свидетельстве людей, которые видели Господа живым после смерти. Они охотно пожертвовали всем ради возвещения евангелия (доброй вести), чтобы мы могли вместе с Ним воскреснуть к вечной жизни (1 Кор. 15:1-8, 20-26, 50-58; 1 Фес. 4:13-18).
Когда приходит горе
Все люди разные, и в то же время они такие одинаковые. Мы отличаемся друг от друга характером, отпечатками пальцев, внешностью, но у нас и много общего. В мире есть два слова, которые звучат одинаково на всех языках, - это аллилуйя и аминь. Кровь у всех одна. Независимо от цвета кожи человека его кровь можно перелить другому человеку, имеющему совместимую группу крови, и таким образом спасти ему жизнь. Улыбки и слезы одни для всех. Где бы вы ни оказались, хоть на краю света, вы поймете и чью-то улыбку и чьи-то слезы.
И наверняка можно сказать, что общим для человечества является страдание. Здесь нет исключений. В какой-то момент каждому приходится решать для себя, как он отзовется на него.
Об этой истине нам напоминает пророчица Анна, о которой мы читаем в Евангелии от Луки 2:36-38. Она прожила в браке лишь семь лет, она только-только начинала жить, когда случилась трагедия: она потеряла мужа.
“Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме” (Лк. 2:36-38).
Как же она повела себя в страдании? Она не была совершенной, но она подала нам пример того, что нужно делать, когда приходит горе.
НЕ ОЖЕСТОЧАЙТЕСЬ
В тексте мы не находим ни намека на то, что Анна ожесточилась, а это было так легко, ведь жизнь оказалась к ней несправедлива. Нет, она направила свои страдания на благо.
Что толку тратить жизнь на то, чтобы с кислым видом копаться в собственных переживаниях? Что это даст? Не лучше ли в час печали вспомнить Божьи обещания и положиться на Него?
НЕ ТЕРЯЙТЕ НАДЕЖДЫ
Анна не потеряла надежду. Она продолжала ждать Мессию. В ее сердце ярким светом горело обещание прихода Мессии.
Только подумайте о тех чудесных обещаниях Божиих, которые способны дать нам надежду даже в самые тяжелые минуты. Иисус придет опять (Ин. 14:1-3). Наше будущее на небесах (2 Пет. 3:10-13). Иисус всегда с нами (Мф. 28:19, 20).
НЕ ПРЕКРАЩАЙТЕ ПОКЛОНЕНИЯ
Анна отдавала всю себя поклонению Богу. Все свое время она проводила в храме, служа всеми доступными ей способами.
Есть такая старая поговорка: “Когда жизнь дает тебе лимоны, сделай из них лимонад”. Христиане могут перифразировать ее по-своему: “Когда жизнь становится трагедией, превратим ее в триумф!” Все, что Бог ни делает, содействует к нашему благу (Рим. 8:28). Теперь Анна почти все свое время могла посвятить служению Богу.
НЕУСТАННО МОЛИТЕСЬ
Анна не отреклась от Бога. Она регулярно постилась и молилась. Этому научило ее страдание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь не всегда легка, но Бог дает нам силу справиться с любой ситуацией, какая может возникнуть в нашей жизни. Кто-то сказал: “Когда Бог разрешает Своему чаду гулять в печи огненной, Он держит руку на термостате и смотрит на часы”. Бог был с тремя молодыми евреями: Седрахом, Мисахом и Авденаго, Он и нас не оставит одних в печи огненной.
Анна ответила на страдания не горечью, но надеждой, служением и молитвой. Она, действительно, показала нам путь к покою, каким следует идти, когда нам больно.
Надежда перед лицом смерти
То, как человек подходит к смерти, к своей или к смерти другого человека, многое говорит о нем. Одни приближаются к концу жизни со страхом и сомнениями, другие встречают его с верой и уверенностью. Надежда поддерживает верующих в момент смерти.
В БЫТИИ (И В ЖИЗНИ ИАКОВА)
На протяжении своей жизни Иаков по-разному реагировал на смерть; но перед лицом собственной смерти он думал о будущем своей семьи и исполнении Божьих обетований. «Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифа и поклонился…» (Евр. 11:21).
Нелегко жить праведно в греховном мире, и Божьему народу всегда приходилось бороться с искушениями: эгоизмом, обманом, своеволием, моральной деградацией, чтобы остаться преданным Богу. Однако в случае Иакова эти искушения, похоже, были слишком сильными. На протяжении большей части жизни патриарха, дорога, по которой он шел, была полна выбоин и преград, которые усложняли его жизнь и вредили его репутации как человека Божьего. Когда он увидел окровавленную одежду Иосифа и заключил, что его сын погиб, он впал в отчаяние (Быт. 37:33-35). Как если бы вся надежда и радость покинули его. В тот момент он вошел в темный туннель, который, казалось, никогда не закончится и в конце которого не было никакого света.
Спустя годы угрозой для всей семьи стали засуха и голод. Сыновья Иакова отправились в Египет за хлебом и вернулись оттуда с вестью о том, что Иосиф жив и является всесильным правителем страны. Они также сообщили, что с благословения фараона было сделано все необходимое, чтобы вся семья перебралась в Египет. Предполагалось, что они будут жить рядом с Иосифом и иметь все самое лучшее, что могла предложить та страна.
Когда Иаков со своей семьей отправился в долгий путь из Хеврона в Египет, они остановились в Вирсавии. Там патриарх принес жертвы Богу (Быт. 46:1). После стольких лет он стал осознавать величие, милость и благодать Бога, который сохранил Иосифа и позволил всей семье воссоединиться в Египте.
Семья Иакова прошла через многое — хорошее и плохое, победы и поражения, счастливые моменты, которые обернулись страданиями из-за греховной зависти и соперничества. На протяжении всего этого Бог в Своем провидении действовал в их жизни. Иаков на собственном опыте познал, что Бог исполняет Свои обещания. Отец, который однажды сказал, что сойдет в могилу с печалью, на самом деле умер, зная, что его потомки однажды вернутся в Ханаан и получат землю, данную Богом им в наследство.
В НОВОМ ЗАВЕТЕ (И В ЖИЗНИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ХРИСТА)
Новый Завет содержит несколько примеров того, как люди обрели надежду в результате смерти Иисуса на кресте.
1. Безымянный разбойник, который умер вместе с Христом, обрел надежду, когда Иисус сказал ему: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42, 43).
2. Надежда поддерживала Стефана перед лицом смерти. Насколько мы знаем, он был первым христианским мучеником. Как он мог молиться за тех, кто побивал его камнями (Деян. 7:60)? Ответ, должно быть, в том, что он слышал молитву Иисуса о прощении на кресте (Лк. 23:34). Он также знал о воскресении Иисуса и Его вознесении на небеса как божественного «Сына Человеческого» (Деян. 7:56). Все это дало ему надежду. Умирая, он верил в то, что будет с Господом в раю, как обещал Иисус умирающему разбойнику (Лк. 23:43).
3. Савл из Тарса (позже известный как апостол Павел) — классический пример того, как верующий подходит к жизни и смерти с надеждой. Его прощальными словами были: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7, 8).
Мы, христиане, разделяем эту надежду. Подобно этим мужам Божьим, все повинующиеся евангелию и живущие в стойкой покорности воле Бога, могут надеяться на славный прием в «городе, имеющем основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10).
1, 2 Петра; Иуды (ч.2): Возрадуйтесь в живой надежде (1 Пет. 1:3-12)
Глупец надеется потому, что он невежествен, ленив или и то, и другое вместе. Когда человек в отчаянии, он надеется потому, что реальность для него слишком невыносима. Мудрый же надеется, потому что так велит ему здравый смысл. Мы можем переносить трудности, если у нас есть основание верить, что в будущем нам станет лучше. Петр говорит своим читателям именно о такой надежде мудрого человека.
НАДЕЖДА - 17
безумству храбрых ...