Наум: Пророческая погребальная песнь по Ниневии
Единственная цель книги пророка Наума — возвестить гибель Ниневии, столицы Ассирии. Она была написана за несколько лет до падения города, которое произошло в 612 г. до н.э. Она буквально источает дух мести и радости по поводу разрушения Ниневии.
ЕЕ АВТОР
Кто такой Наум? Нам известно только его имя и название города, где он жил. В Библии его имя встречается еще только в одном месте. Оно приводится в генеалогии в Лк. 3:25. Как и многие другие пророки, для нас он — всего лишь голос. Он не цитируется и не отдается эхом в Новом Завете. Наиболее известный из малых пророков — Иона, а Наум, пожалуй, наименее известный. О нем мы знаем меньше, чем о каком-либо другом пророке. Его имя означает “утешение” или “сострадание”.
Откуда он родом? Из Елкоса — города, о котором сегодня практически ничего не известно. Вероятно, он был из южного царства: северного царства к тому времени уже не существовало.
ЕЕ ТЕМА
Наум возвещает падение Ниневии. Этот могущественный город был столицей Ассирийской империи, которая в 721 г. до н.э при царях Салманасаре и Саргоне разрушила Израиль. Во время царствования Иеровоама (793–753 гг. до н.э.) Бог посылал в Ниневию Иону. Услышав весть Ионы о скорой гибели Ниневии, царь и народ покаялись (Иона 3:4-10). Однако их покаяние было кратковременным.
Пророчество Наума с яркими подробностями описывает разрушение Ниневии. Это пророчество — погребальная песнь по Ниневии. Это вопль человечества о правосудии. Джон Коленбергер III писал об ассирийской жестокости: “Описания их завоеваний, убийств, покорения народов и даже их живопись, которая изображает обезглавливание, четвертование, сажание на кол, сдирание кожи с живого человека и другие зверства, демонстрируют, что ассирийцы были именно такими жестокими и самодовольными, какими их описывает Наум”. После двухлетней осады армия вавилонян и мидян разрушила Ниневию.
ДАТА ЕЕ НАПИСАНИЯ
Terminus A Quo (время, раньше которого книга не могла быть написана) — 667 г. до н.э. Ссылка на захват Фив (другие названия — Карнак и Но-Аммон) не позволяет датировать книгу годами, предшествующими захвату этого города. Фивы были захвачены Ашшурбанипалом (библ. Аснафаром) около 667 г. до н.э. и окончательно им разрушены около 661 г.
Terminus Ad Quet (время, после которого книга не могла быть написана) — 612 г. до н.э. Предсказание падения Ниневии указывает на то, что она не могла быть написана позднее 612 г. до н.э., когда это и произошло. Датой написания книги принято считать 620 г. до н.э. Хобарт Фримен датирует книгу 650 г. до н.э. Если Фримен прав, то Наум пророчествовал, когда Ассирия была в силе и не выказывала никаких признаков упадка.
ЕЕ ЦЕЛЬ
Книга была написана, чтобы возвестить приговор и гибель Ниневии. Она показывает Господне отмщение. Ассирийцы одержали победу над северным царством, Израилем, а теперь будет побеждена Ассирия. Это панихида, скорбная песнь о падении иноземного царства.
Наум ничего не говорит о грехах Иудеи или о грядущем золотом времени для Иудеи. Он говорит только о гибели Ниневии.
Это пророчество не было произнесено; наиболее вероятно, что оно было написано. Книга Наума названа “книгой видений” — никакая другая книга в Библии не удостоилась такого названия. Похоже, что пророчество Наума — изначально литературное произведение. Оно написано отточенным языком. Автор исключительно владеет даром описания.
Первыми читателями этой книги стали, по всей видимости, жители Ниневии. Потом ее прочитало южное царство и все человечество.