Означает ли «плоть» (саркс) «греховную природу»?
В греческом Новом Завете различные формы слова саркс встречаются около 150 раз. В большинстве этих отрывков значения «греховная природа» вообще не может быть. Например, Иисус стал саркс, «плотью» (Ин. 1:14); Его «плоть» — наш хлеб жизни (Ин. 6:51), который мы должны (в духовном смысле) есть, дабы иметь жизнь (Ин. 6:53–56). «Плоть» Иисуса не подвержена тлению (Деян. 2:31). Он был потомком Давида и патриархов по «плоти» (Рим. 1:3; 9:5). Иисус был Бог, явившийся «во плоти» (1 Тим. 3:16) и был умерщвлен «по плоти» (1 Тим. 3:16) (1 Пет. 3:18). «Греховная природа» никак не вписывается в эти контексты.
Когда саркс употребляется по отношению к человеку как существу, чье тело может использоваться для святых или злых целей, оно означает его хорошие или дурные «похоти плоти». Смысл можно определить только по контексту (Деян. 2:26; Рим. 8:7). Когда люди оказываются перед нравственным выбором, такие похоти, как правило, греховны; таким образом смысл чаще бывает отрицательным, чем положительным.
Ни один большой греческий лексикон, ни один словарь и ни одна энциклопедия не дают саркс такое определение, как «греховная природа». Ближе всего к «греховной природе» стоит словосочетание «страсти греховные» в Рим. 7:5. Но даже здесь Павел говорит не о греховной «плоти» (саркс), а о греховных «страстях» (пафемата). Не «плоть», а «Закон» будил греховные страсти, работая через члены тела.
По отношению к человеческим страстям лексиконы дают примерно такие определения саркс: «[Плоть] находится во власти греха до такой степени, что где есть плоть, там присутствуют и все формы греха, и ничего хорошего не может жить в саркс» (Бауэр). В качестве возможного перевода предлагается «греховная плоть» — но нигде и никогда «греховная природа» или «греховная натура».
Подводя итог сказанному о саркс, Эдвард Швейцер пишет: «Таким образом, плоть — это не та сфера, которую следует отличать от других земных вещей и которая внутренне [врожденно] плохая или особенно опасная. Она становится плохой, только когда человек строит на ней свою жизнь».
Макдональд верно отмечает:
«И все же „плоть“ — саркс — не просто название слабости человека как творения Божия. Да, плоть тленна (1 Кор. 15:53) и подвержена смерти (2 Кор. 10:2). Тем не менее, Павел придает более позитивное этическое содержание своей идее саркс. Таким образом, хотя плоть сама по себе не греховна, она является той частью человеческой природы, которая дает греху шанс. Она дает греху плацдарм для действия. Саркс — это такой элемент в человеке, в который грех внедряется и к которому он прилепляется. Тогда на основании этого, в широком смысле, можно сказать, что, хотя Павел ни в коем случае не учит гностическому представлению о неотъемлемой греховности материи, он считает плоть в какой-то степени пропитанной грехом, в результате чего мы имеем „дела плоти“ (см. Гал. 5:19 и др.).
Хотя люди слабы и склонны к греху, никакая «греховная природа», не заставляет нас совершать зло непреодолимо. Как некогда призвал Иисус Навин (Иис. Н. 24:15), мы должны выбрать, кому служить.
0 комментариев