Атомная пика и ядерный дробовик: оружие ближнего космоса
Автор Михаил Лапиков. Публикуется с его ведома и благословления
Ядерное оружие в космосе — это полный бред. Оно попросту не будет работать. Но каким же тогда может быть оружие для будущих «звёздных» войн?
Что же делать?
Ядерная дубина в космосе — плохая затея. Без атмосферы и ударную волну передавать нечем, и электромагнитного импульса нет. От радиации любой космический аппарат вероятного противника хорошо защищён по умолчанию — её в космосе и без взрывов хватает. От тепла надёжно хранят космические расстояния. Короче говоря, подрывать боеголовку нужно так близко к цели, что проще уж сразу таранить.
И что с этим всем прикажете делать?
Первый закон космической войны
Любой двигатель — это и есть оружие. Чем он лучше — тем эффективнее. Вы спросите, каким боком тут атомная бомба? А таким, что на рассвете космической эры американцы всерьёз планировали использовать её как основной двигатель сверхтяжёлого космического аппарата!
Шизофреническая конструкция при минимальной проверке оказалась вполне жизнеспособной. Увесистая экспериментальная модель вполне наглядно разгонялась над полигоном на приводе из брикетов обычной взрывчатки.Перевод её на слабые атомные заряды и увеличение размеров сулили полезную нагрузку в тысячи тонн. Хоть к Марсу лети, хоть к Юпитеру. Ну или закидывай коммунистов с орбиты ядерными бомбами — каждому хотя бы стотысячному городу не меньше одной штуки в подарок.Проект, названный «Орион», дальше кульманов не взлетел, как и многие тогдашние задумки. А вот побочные выгоды столь мощного импульсного двигателя — остались.
Имею патрон — готов изобретать ружьё!
Эффективность двигателя ядерного импульсного взрыволёта напрямую зависела от того, сколько энергии взрыва попадёт на опорную плиту, чтобы подтолкнуть железку дальше в космос. За пределами земной атмосферы она резко падала. Решать это предложили очевидным для военных способом — направленным взрывом.
Но если эффективное направление энергии взрыва уже посчитали для максимального сбережения рабочей поверхности взрыволёта, почему бы не посчитать всё то же самое для максимального повреждения чего-нибудь другого? Скажем, вражеских космических аппаратов? Так на свет появилась гаубица «Касаба».
Дыня-убийца из космоса
Традиция смешных названий с приусадебного участка — давнее и уважаемое проявление военного юмора. Почему бы и не обозвать в честь сорта дыни ядерный боеприпас направленного взрыва, ну в самом-то деле? Страшные russkies свои гаубицы вообще на цветочной грядке растят, включая атомные — и неплохо себя по этому поводу чувствуют.Что же могла сделать в реальности «Касаба» за пределами земной атмосферы?
Многое. Сравнительно маленький и лёгкий атомный боеприпас в самоходной капсуле с раскладными антенной управления и блоком наведения позволял отправить очень быстрый и горячий привет любой цели.Обычная горнопроходческая взрывчатка — и та в космических условиях сообщает поражающим элементам скорость порядка десяти километров в секунду. Чего уж говорить о хорошем ядерном взрыве? Там скорость приближается к сотне.
Ядерная пика
В 1985 году в одном из поздних лабораторных испытаний килограмм вольфрам-молибденового сплава разогнали в вакуумной камере слабым атомным взрывом до 70 км/с. А если бы это был не килограмм, а хотя бы центнер? Да любой космический объект человеческой постройки разнесёт в хлам, что вдоль, что поперёк!
Причём разнесёт на дистанциях куда бо́льших, чем у космического лазера той же массы. Даже со всеми двигателями, топливным баком, солнечными батареями, аккумуляторами, системами управления огнём и прочим типичная космическая боеголовка направленного взрыва уверенно выигрывала по соотношению результата, дальности поражения и цены у любых других схем — что кинетических, что излучающих.
Атомный дробовик
Угол расхождения можно изменить в другую сторону. Сделать его очень большим вместо очень маленького. Вместо куска вольфрама использовать сверхплотный полиэтилен, как в ранних проектах «орионов», — но с маленькой пикантной добавкой.
Дробью.
Первые несколько километров в конусе поражения такой заряд накрывает мгновенно. Десятая доля секунды с маленьким хвостиком — примерно столько же занимает выстрел по мишени у тренированного стрелка. Но это у тренированного стрелка и по одной мишени. А тут — хоть полнеба в ракетах, все будут в труху!
В теории выходило куда эффективнее, чем рентгеновским лазером с ядерной накачкой. Ему мало того, что нужны дорогущие системы крайне точного управления каждым поражающим стержнем, так ещё и нарастить мощность и дальность физически невозможно — стержни, хоть в лепёшку расшибись, не получится сделать большими.У ядерного дробовика таких проблем нет — знай себе, пали хоть в ракетные автобусы, хоть в отдельные рои боеголовок. На дальности в две тысячи километров боеголовка на восемь килотонн уже через 20 секунд после срабатывания гарантировала не меньше одного поражающего элемента на квадратный метр и могла сбить даже сравнительно подвижную цель.Что дальше? Разумеется, переход от атомных боеприпасов к термоядерным! У кумулятивного термоядерного боеприпаса скорость истечения поражающего элемента подскакивает на два (!) порядка. Теоретический предел скорости — 10 тысяч км/с — три процента световой! Можно жахнуть с орбиты Земли по Луне и меньше чем за минуту — попасть.
Физические размеры лазера той же эффективности заметно превышают современную МКС. О массе и говорить не приходится. А тут сравнительно небольшая и лёгкая боеголовка, тонны эдак на три, сулит тот же самый эффект.
Почему же всё это так и осталось в лабораториях? Ответ прост — жукоглазые монстры из внешнего космоса так и не прилетели. А без них тащить смертоносное железо на орбиту вроде бы и незачем. В реальности люди предпочитают мирное сотрудничество и строительные инструменты.Но если что, главный калибр для космического флагмана объединённой Земли уже есть. Трепещите, инопланетные агрессоры, погребальные урны подорожают!
0 комментариев