Школа. 2024-05
Школа. 2024-04
Школа. 2024-03
Школа 2024-02
Школа. 2024-01
Школа конфликтов. Готовимся
Книга «Жизнь как тире»
Скидка на покупку: litres.ru/69696016/? lfrom=1103601128& ref_offer=1& ref_key=3ae17a79cd9874dffb388b80fb2c3ef49d01321e846437f371abcf3d033acee2
О книге
Сборник коротких миниатюр, не имеющих ничего общего между собой. Именно такие короткие рассказы позволяют нам остановиться на мгновение и акцентировать внимание на простые вещи, которые пролетают мимо многих людей и которые многие даже стараются избегать, не замечать или быстрее забыть, если они случились. Именно из таких маленьких деталей образуется вся наша жизнь, которая потом просто исчезнет.
Сколько книг вы прочли за всю жизнь?
В мире считается более 135 млн книг. Сколько прочли вы сами за всю жизнь?
Если даже представить, что человек в день будет читать несколько книг, он не сможет всех их прочесть.
Теперь вы понимаете, насколько мало знает один человек.
Книга Юрия Белк «Дорога в школу». Целиком
Современная книга о педагогике, как помочь найти себя в жизни ученику
Как вольно дышится в углу на коврике (№ 191)
А зори здесь тихие...
«…А зори здесь тихие» — советский двухсерийный художественный фильм, снятый в 1972 году по одноимённой повести писателя Бориса Васильева (1924—2013) режиссёром Станиславом Ростоцким. 1-я серия — «Во втором эшелоне»; 2-я серия — «Бой местного значения».
1 серия
2 серия
Сюжет
Основные события фильма происходят в 1942 году в Карелии.
У железнодорожного разъезда в тылу советских войск расквартировано два отделения взвода зенитчиков. К коменданту разъезда, старшине Федоту Васкову (бывшему разведчику и ветерану финской войны), недовольному поведением солдат (в частности, пьянством и тягой к противоположному полу), присылают непьющий контингент в лице девушек-добровольцев, многие из которых только окончили школу. Находясь в самовольной отлучке, одна из девушек, командир отделения Маргарита Осянина, обнаруживает в лесу двоих немцев-диверсантов. Вернувшись в расположение взвода, она докладывает об этом старшине, и тот, доложив вышестоящему руководству, получает приказ обезвредить врагов.
Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват гитлеровцев, возможной целью которых является Кировская железная дорога. Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит — Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один Васков. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов во главе с командиром. После демобилизации Васков усыновляет Игоря — сына Риты Осяниной.
Через тридцать лет Федот Васков и его приёмный сын Игорь, ставший офицером-ракетчиком, приезжают в эти места и устанавливают мемориальную доску в районе гибели девушек-зенитчиц. Отдыхающие неподалёку молодые туристы, завидев издалека Васкова и Игоря, шутя называют их «привидениями». Но когда туристы подходят близко к Федоту и Игорю, то сразу всё понимают и склоняют головы в знак уважения памяти погибших девушек-зенитчиц, а одна туристка преклоняет колени перед мемориальной доской.
История создания
В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «…А зори здесь тихие» Бориса Васильева, которая вызвала большой резонанс в читательской среде, став одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне. В 1971 году повесть была инсценирована Юрием Любимовым в московском театре на Таганке. В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр, бывший фронтовик, — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Натурные съёмки фильма прошли в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии, в районе Рускеальских водопадов и в павильонах «Мосфильма» в 1972 году.
Только актриса Ольга Остроумова успела сняться у Станислава Ростоцкого в известной картине «Доживём до понедельника» и уже была довольно популярна. Для остальных актёров в главной роли картина стала настоящим дебютом на большом экране. 26-летний Андрей Мартынов убедительно сыграл роль старшины Федота Васкова (которому, согласно тексту книги, было 32 года) и на экране выглядел намного солиднее своих лет.
В съёмках фильма принимали активное участие студенты Петрозаводского государственного университета.
Песню туриста исполнил Владимир Ивашов.
Отличия от книги
Фильм снят очень близко к тексту повести, и отличия можно найти в незначительных деталях:
Многие реплики старшины Васкова в повести являлись его размышлениями.
В книге Рита Осянина подбила из зенитного пулемёта наблюдательный аэростат, причём ещё на фронте. В фильме же она подбила немецкий разведывательный самолёт — уже на разъезде. Кроме того, в книге в ходе боя с «мессершмиттами», также имевшего место ещё на фронте, помимо двух раненых, была и одна убитая зенитчица — «подносчица, курносая некрасивая толстуха, всегда что-то жевавшая втихомолку».
Далее в фильме происходит небольшой конфликт между помкомвзвода Кирьяновой и старшиной по поводу того, что не нужно было расстреливать парашютиста, а на следующий день майор, начальник Васкова, осматривая сбитый самолёт, предлагает представить Осянину к награде, от которой она отказывается, и спрашивает старшину: «Зачем им понадобилось ваше расположение разведывать?», — намекая на последующие события в фильме. Этого сюжетного хода в книге не было.
Лиза Бричкина по книге была родом с Брянщины, по фильму же она родом с Вологодчины, отсюда и её «окающий» говор.
В книге о гибели Гали Четвертак Рите и Жене рассказывает Васков. В фильме девушки хоронят убитую подругу, о чём впоследствии сообщают старшине.
В книге Васков захватывает в плен четверых диверсантов, а пятого, пытавшегося броситься к оружию, убивает последним патроном из нагана. В фильме же один из оставшихся четверых пытается убить Васкова, всё-таки добравшись до оружия, но старшина опережает его и убивает из автомата, который забирает у только что застреленного диверсанта, в результате чего в плен попадают только трое немцев, в том числе командир группы (в книге о пленении Васковым именно командира диверсантов не упоминается).
В книге сына Риты Осяниной звали Альбертом (Аликом), а Игорь — имя умершего в деревне перед войной сына Васкова («не уберегла маманя»). В фильме же Игорем зовут именно сына Осяниной. Кроме того, Васкова, своего приёмного отца, он называет «батя» (в книге — «тятя»).
В фильме раскрываются подробности довоенной жизни Сони Гурвич, Риты Осяниной, Лизы Бричкиной и Жени Комельковой, но совсем отсутствует сюжетная линия довоенной жизни Гали Четвертак.
Художественные особенности
Сцены военного времени сняты в подчёркнуто реалистичном ключе и чёрно-белой гамме, тогда как в цвете сняты сцены современности, а воспоминания и мечты девушек — в цвете и в условно-романтическом стиле. Пять цветных флешбэков-грёз о несостоявшемся женском счастье стали смысловой доминантой картины.
Особые сложности возникли в связи со съёмкой эпизода в бане. В советском кинематографе того периода весьма редко допускались столь откровенные съёмки обнажённого женского тела, но режиссёр картины преследовал определённые художественные цели. Станислав Ростоцкий объяснял суть сцены актрисам, которых пришлось уговаривать раздеться перед камерой, так:
Девочки, мне надо показать, куда попадают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать.
Мечты Гали Четвертак и романс «Нет, не любил он» в исполнении Жени Комельковой являются аллюзией к популярнейшим кинокартинам тридцатых годов «Цирк» и «Бесприданница».
Автомобиль, скрипка и собака Клякса
«Автомобиль, скрипка и собака Клякса» — широкоформатный фильм режиссёра Ролана Быкова.
Сюжет
В одном приморском городе, в большом дворе, окружённом старыми обшарпанными двухэтажными домами, живут герои этого фильма. Два школьных товарища влюблены в самую красивую девочку двора. Один из них, Олег — мастер на все руки, — возится с машинами и другими железками, а другой — Давид, — учится играть на скрипке. Старшая сестра девочки оканчивает школу, но уроки не лезут ей в голову, и ей помогают их учить то одноклассник, то репетитор… А ещё у неё есть маленький братик Кузя. Он — творец. Из знакомой чёрной собаки при помощи зубной пасты он делает «зербу» (так он называет зебру). А вообще-то у него есть мечта — чтобы у него было много-много кошек. Ведь из них легко сделать обезьян, потому что из каждой обезьяны довольно просто сделать медведя, а уж из медведей совсем нетрудно сделать себе товарищей! Аня пытается достать для него кошек, параллельно разбираясь со своими чувствами…
Переживания Кузи своеобразно иллюстрирует ансамбль, музыканты которого одновременно перевоплощаются в других персонажей, помогая юным героям.
Факты
Приз за лучшую режиссёрскую работу Ролану Быкову, 1975 год, 8-й Всесоюзный кинофестиваль (Кишинёв).
В фильме использован приём «вариоэкрана»: границы кадра меняются в зависимости от сюжета, действие может выходить за его пределы. Это вторая и последняя лента Ролана Быкова с таким приёмом (первым фильмом был «Айболит-66»).
Фильм снимался в Таллине и в Пярну. Некоторые эпизоды снимались в Москве около посёлка Рублёво (например, сцена проезда музыкантов на телеге снята близ старого, ещё до первой реконструкции, моста на пересечении Рублёвского шоссе и МКАД в сторону сада «Дружба»).
Каникулы Кроша
Старшеклассник Сергей Крашенинников (Крош), однажды, совершенно случайно, знакомится с Владимиром Николаевичем - интересным человеком, коллекционером нэцке. Но вскоре Крош обнаруживает, что за открытой дружелюбностью и порядочностью этого человека стоят совершенно противоположные качества...
Кабачок 13 стульев . Все серии (1968-1980)
Телетеатр юмористических миниатюр.
Москва - Кассиопея
Виктор Середа, школьный авторитет во всем, что касается точных наук, рассказывает о проекте полета к созвездию Кассиопеи на космическом корабле «Заря». Собственно, ничего бы не произошло, если бы вдруг не появилась некая загадочная личность, представившаяся как ИОО, что означает «исполняющий особые обязанности». Из детей не старше 14 лет набирается команда из шести человек для полёта в космос ...
Тайна железной двери
Однажды четвероклассник Толя Рыжков нашёл волшебные спички, исполняющие любое желание. И началась у Толи вольготная жизнь! Вместе с другом он оказался на волшебном острове. Но вскоре ребята поняли, что возвращаться им придётся самостоятельно.
Вам и не снилось...
«Вам и не снилось…» — советский художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация одноимённой повести Галины Щербаковой (до печати в журнале «Юность» — «Роман и Юлька»).
Премьера в СССР состоялась 23 марта 1981 года. По итогам проката 1981 года картина заняла 12-е место — её посмотрели более 26 млн зрителей. Лучший фильм 1981 года по опросу журнала «Советский экран». В США премьера прошла в Нью-Йорке 5 марта 1982 года под названием «Love & Lies».
Сюжет
Старшеклассница Катя Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый дом и в новой школе знакомится с одноклассником Ромой Лавочкиным (Никита Михайловский). Постепенно Катя и Рома влюбляются друг в друга, и все относятся к этому по-разному: одноклассники по-доброму подшучивают, некоторые взрослые не верят в их чувства, а другие (например, классная руководительница Татьяна Николаевна (Елена Соловей) относятся к этому положительно и считают, что ребятам не следует мешать. Мать Кати Людмила (Ирина Мирошниченко) в юности была возлюбленной отца Ромы Константина (Альберт Филозов), но отвергла его. Мать Ромы Вера (Лидия Федосеева-Шукшина) знает об этом и поэтому ревнует мужа к матери Кати и из-за этого ненавидит её, а заодно и её дочь. Она стремится всеми силами разлучить детей — переводит Рому в другую школу, запрещает им встречаться, но любовь Ромы и Кати от этого не прекращается и даже становится сильней и крепче, ведь юные влюблённые не представляют себе жизни друг без друга.
Тогда Вера вынуждает Рому на долгое время уехать из Москвы в Ленинград на поезде ухаживать за якобы больной бабушкой (Татьяна Пельтцер), которая, в свою очередь, пресекает все попытки Кати связаться с Ромой. Рома, который не может понять, почему Катя не отвечает на его письма (почтальонша (Любовь Соколова) передаёт их бабушке Ромы, и та избавляется от них), звонит Татьяне Николаевне, но та по ошибке принимает его за Михаила (Леонид Филатов) — своего возлюбленного, с которым она в ссоре, и велит ему сюда никогда больше не звонить. Ей становится известно об обмане Веры, и она сообщает правду Людмиле и её мужу Владимиру (Евгений Герасимов). Катя, тяжело переживающая разлуку с Ромой, решает поехать в Ленинград и выяснить всё сама. Мучаясь от неизвестности, Рома случайно слышит телефонный разговор бабушки с матерью и узнаёт, что болезнь бабушки выдумана для того, чтобы разлучить его с Катей.
Шокированный предательством близких, Рома запирается в своей комнате, а бабушка пытается достучаться до него и всё объяснить. Рома видит из окна, как во двор входит Катя, приехавшая в Ленинград. Он хочет выйти из комнаты, но бабушка не пускает его, пытаясь удержать от Кати и её «порочной» семьи. Рома раскрывает окно, зовёт Катю, но поскальзывается на подоконнике и, сломав раму, падает вниз. Его падение смягчает сугроб. Катя подбегает к нему и пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег. За ними наблюдают двое детей — мальчик и девочка.
От повести к фильму
До повести «Роман и Юлька» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать лёгкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж. Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз, и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ: мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала повесть «Роман и Юлька» и отнесла её в редакцию журнала «Юность». Когда прошло несколько месяцев, а повесть всё не печатали, Щербакова запечатала повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького Сергею Герасимову. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова уже разговаривала с Ильёй Фрэзом.
Перед началом съёмок Щербакова не выдержала и пошла к редактору «Юности» Борису Полевому, который сказал ей, что не может отправить повесть в печать, потому что у неё, по его мнению, очень мрачный финал. Узнав, что дело только в этом, Галина взяла с его стола рукопись, вышла из кабинета и тут же переписала последние несколько предложений. Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-разному (Рома либо умирает, либо теряет сознание). Спустя два месяца (осенью 1979 года), уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была напечатана в журнале под редакторским названием «Вам и не снилось».
Подбор актёров
Галина Щербакова не участвовала в подборе, но Фрэз показывал ей все пробы, которые она потом очень долгое время хранила у себя. Лидия Федосеева-Шукшина сразу дала своё согласие на съёмки. Очень долго искали исполнителей на роли Ромы и матери Кати. На роль Ромы отсмотрели тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Татьяну Аксюту, кто-то сообщил Фрэзу, что в Ленинграде есть мальчик Никита Михайловский, который, вполне возможно, очень даже подойдёт. Михайловскому к тому моменту только исполнилось шестнадцать лет. Он ещё учился в школе и у него не было никакого актёрского образования и опыта, кроме нескольких второплановых и эпизодических ролей в кино, и единственной главной роли в фильме «Дети как дети». Но на пробах он покорил всех своей естественностью, и его тут же утвердили. Татьяна Аксюта на семь лет старше Михайловского — к тому времени уже окончила театральный вуз и вышла замуж.
На роль матери Кати пробовалось множество известных актрис, в том числе для проб из Киева приезжала Ада Роговцева, но Илья Фрэз всем говорил «нет», потому что заранее утвердил на эту роль Ирину Мирошниченко, которая тогда попала в аварию и поэтому носила фиксирующий воротник на шее, и Фрэз ждал, пока она поправится.
Съёмочный процесс
Фильм снимался не в хронологическом порядке и почти с самого конца, поэтому актёры не всегда понимали то, что говорили по сюжету.
«Этот фильм я и люблю, и ненавижу, — призналась автор повести Галина Щербакова, — но мне до́роги месяцы воспоминаний о съёмочном процессе. Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский ещё учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актёрствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».
Михайловский, хоть и имел за плечами некоторый актёрский опыт, по воспоминаниям, не мог правильно отыграть сцену с первых дублей и «раскочегаривался» только к шестому дублю, в то время как Аксюта, привыкшая играть на сцене, изображала нужные эмоции почти с первого раза и к шестому дублю уже начинала сдавать. В результате, по словам Щербаковой, почти все сцены фильма состоят из серединных дублей.
В сцене в парке Катя носит на голове венок из листьев. Венок не был запланирован по сценарию, но до начала съёмки сцены, пока устанавливали камеры, Татьяна Аксюта от нечего делать сплела этот венок, который всем понравился.
Музыка Рыбникова
Автором музыки к фильму стал советский композитор Алексей Рыбников, её исполнил Государственный симфонический оркестр кинематографии под руководством дирижёра Александра Петухова.
Рыбников написал для фильма несколько инструментальных тем на основе песни «Последняя поэма». Некоторые композиции появлялись в различных альбомах с музыкой Рыбникова. В частности, следующие треки появились среди прочих на втором диске коллекционного издания 2005 года под названием «Музыка кино», выпущенном лейблом «Студия Алексея Рыбникова»:
Новый дом (0:47)
В парке (2:34)
Роман и Катя (1:52)
Танцы (2:15)
Финал (2:43)
Кроме того, в квартире Танечки можно услышать фрагмент композиции «Alouette» Поля Мориа из теле передачи «В мире животных».
«Последняя поэма»
Звучащая в фильме песня «Последняя поэма» (на стихи Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис) была написана композитором Алексеем Рыбниковым ещё в 1970 году, во время работы над фильмом «Остров сокровищ», но стала известна только в 1981 году, когда вышел на экраны фильм «Вам и не снилось…» Песню исполнили Ирина Отиева и Вера Соколова.
Композитор рассказывал: «В 1970 году была написана мелодия, которую долгое время никуда не удавалось пристроить. И однажды, взяв с полки роман Рабиндраната Тагора „Последняя поэма“, завершавшийся стихами в переводе поэтессы Аделины Адалис, я был поражён, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…» Однако ещё в 1973 году «Мелодия» выпустила миньон (СМ-0004107-8), содержавший эту песню, исполненную «Трио Линник» на стихи Р. Тагора.
После выхода картины песня стала популярной, вышла в финал фестиваля «Песня-81», причём из двух вариантов исполнения — Ирины Отиевой и ВИА «Ялла» (придавшей песне восточный колорит) — с преимуществом лишь в несколько голосов из многих тысяч вышел ВИА «Ялла».
Известны также варианты исполнения этой песни сёстрами Лисициан, Русланой, Варварой, Валерией, Леной Перовой c рок-группой «МультFильмы», группами «Русский размер» и «Hi-Fi», Екатериной Белоконь.
В фильме 2018 года «Тренер» песню акапелльно исполняют болельщики клуба «Метеор».
Приключения Электроника
«Приключения Электроника» — советский детский музыкальный трёхсерийный телефильм 1979 года режиссёра Константина Бромберга. Снят на Одесской киностудии по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси — неуловимый друг» (1971). Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов.
Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир. Картина стала одним из самых популярных детских художественных фильмов за всю историю советского кинематографа, приобретя характер культового.
Сюжет
Серия 1. «Побег»
В заграничном городе Тэймере действует банда преступников, возглавляемая коварным криминальным авторитетом Стампом. Он поручает Урри, лучшему гангстеру банды, найти в СССР профессора Громова и похитить у него особую суперотмычку, известную под названием «Электроник», которая нужна банде для участия в «преступлении века» — ограблении городского музея. Прибыв на место, Урри узнаёт, что Электроник на самом деле — робот, внешне выглядящий, как обычный 12-летний мальчик, которого Громов прячет в своей квартире.
Громов создал Электроника с целью продемонстрировать вершину технической эволюции — искусственный интеллект Электроника способен к быстрому усваиванию любого материала и решению задач различной сложности. Но в то же время Электроник — не просто машина. У него формируется личность, и в день приезда Урри он просит Громова исполнить его мечту: ему хочется стать человеком и поступать так, как он сам этого хочет, а не так, как от него этого требует Громов.
Профессор решает отложить этот разговор, и Электроник, расценив это как предательство, сбегает из его квартиры. Помимо умственных способностей, он обладает выдающейся физической силой и может развивать скорость до 300 км/ч. После этого Громов говорит своей ассистентке Маше, которая знала про робота, что он специально отложил этот разговор, поскольку уверен: Электроник никогда не сможет стать человеком, и он боится, что когда Электроник сам это поймёт, то «может погибнуть».
По совету Маши, Громов решает объявить Электроника в розыск в качестве своего племянника и для опознания предъявить фотографию мальчика с журнальной обложки, которую он использовал как образец, когда создавал внешность Электроника. Мальчиком на фотографии является школьник Сергей Сыроежкин, и случайным образом обстоятельства складываются так, что робот и его живой «прототип» встречаются. Сыроежкин, исповедующий кредо: «Не напрягаясь, жить в своё удовольствие», ближе знакомится с Электроником, поражается его уникальным возможностям и быстро берёт своего двойника в оборот: предлагает ему ходить вместо себя в школу и даже появляться у себя дома, убеждая его, что таким образом он сможет стать человеком.
Электроник соглашается, после чего Сыроежкин целыми днями наслаждается бездельем у себя в гараже, веселится и совсем не думает об учёбе и других делах, а робот быстро вписывается в его жизнь. У Электроника появляются друзья, учителя не могут нарадоваться на способного ученика, внезапно проявившего невиданные таланты в математике, физкультуре, рисовании и даже в пении, а родители Сыроежкина только радуются успехам своего псевдосына. О подмене никто не догадывается, так как единственное внешнее отличие Сыроежкина от Электроника только в том, что последний не выражает почти никаких эмоций.
Тем временем Урри раз за разом терпит неудачу, поражаясь уникальным способностям Электроника. Он не может сразу схватить робота, поскольку не может понять, как им управлять, и поэтому продолжает следить за обоими мальчиками. Со временем Сыроежкин понимает, что остался абсолютно один и не у дел, поскольку робот занял его место в жизни. Сознавая безысходность своего нового положения, Сыроежкин решает «выйти из подполья», признавшись друзьям, что в последнее время в школе и дома его заменял робот Электроник.
Серия 2. «Тайна шестого „Б“»
Хвастливо рассказав друзьям о подмене, Сыроежкин вызывает у Электроника неожиданную реакцию: тот понимает, что, заняв место Сыроежкина, в конечном итоге заставил его страдать, хотя Громов всегда внушал ему, что создал его для помощи людям. Окончательно Электроника добивает случайно брошенная Сыроежкиным фраза о том, что он понятия не имеет, как ему стать человеком, и что он может и не стать им вообще. Электроник, не захотев, чтобы Сергей страдал из-за него, убегает.
А тем временем возвращение Сергея на своё место в школе и дома вызывает множество конфузов: ведь Электроник сделал из него «звезду школы» (отличника по всем предметам, «ходячую энциклопедию», выдающегося певца, спортсмена и художника). Теперь преподаватели, уже привыкшие видеть в Сергее вундеркинда, оказываются в недоумении, сталкиваясь с его откровенно средними способностями. Как ни пытаются друзья «прикрывать» Сыроежкина, разница в уровне слишком очевидна. А в школу тем временем начинают приглашать «высоких» людей, чтобы продемонстрировать им способности Сыроежкина.
Тем временем Электроник, бесцельно бродя по городу, начинает использовать свои способности на благо людям, главным образом — в деле починки различных механизмов и приборов. За помощь в магазине детских игрушек ему достаётся игрушечная собака, из которой он создаёт себе спутника и друга — робота-пса Рэсси (Редчайшая Электронная Совершенная Собака И так далее). Наконец Электроника находит их общая с Сыроежкиным знакомая, девочка Майя, которая сообщает, что Сыроежкин попал в беду: в его школе физкультурник, впечатлявшийся спортивными успехами «Сыроежкина», пригласил в школу тренера по хоккею для отбора в местную юношескую команду, попутно расписав ему самого «Сыроежкина» в самых ярких красках.
Тренер, однако, не может понять, почему Сыроежкин не демонстрирует никаких спортивных успехов, но тут в школу незаметно пробирается Электроник и в нужный момент заменяет Сыроежкина, благодаря чему репутация последнего в этот раз оказывается спасена, и его зачисляют в команду. Позже Сыроежкин извиняется перед Электроником и говорит, что не знает, как исполнить его мечту, потому что ему, по сути, «самому надо стать человеком». Электроник соглашается с ним и говорит, что всё понял: он станет человеком, если сделает что-то для себя, а не для других. В это время Громов, выйдя на след Сыроежкина и узнав, какие способности он недавно продемонстрировал в школе, догадывается о подмене и говорит Маше, что Электроник сумел доказать своё право на самостоятельность (он влился в коллектив людей, но никто не понял, что он робот), а это, по мнению профессора, уже делает мальчика-робота на шаг ближе к исполнению его мечты.
Наступает день, когда команда Сыроежкина должна играть с сильным противником. После долгих колебаний ребята решают, что играть должен Электроник, так как Сергей может подвести команду. Электроника уговаривают согласиться, сославшись на то, что если Громов будет наблюдать за игрой, то выигрыш послужит доказательством того, что его мечта осуществилась. Но во время игры Электроник, не понимающий сути хоккея, не только не обеспечивает своей команде выигрыш, но даже забивает гол в собственные ворота. Его спешно заменяет Сергей, который и забивает решающий гол.
Присутствующие на матче Громов и Маша, которые пришли туда, будучи уверенными, что в хоккей будет играть именно Электроник, испытывают недоумение, так как им кажется, что именно он и забил гол, а до этого играл Сыроежкин. А между тем, вследствие небольшой случайности, о существовании Электроника и подмене становится известно всей школе, и после матча вокруг Сыроежкина собирается толпа, требующая, чтобы он раскрыл свою личность, иначе гол могут отменить.
В разгар этого появляется удручённый своей неудачной игрой в хоккей Электроник и объявляет, что финальный гол забил Сыроежкин, и поэтому он засчитан справедливо. Затем он подходит к Громову и признаёт его правоту и своё поражение. Неожиданно Громов видит, как по лицу Электроника бегут слёзы, и успокаивает его, что вызывает у Электроника улыбку, а у Громова — уверенность в том, что Электроник теперь точно стал человеком.
Громов решает забрать Электроника с собой, но на прощание позволяет тому побыть какое-то время наедине с Сыроежкиным, которому Электроник даёт маленькую рацию-медальон, через которую они смогут общаться на расстоянии (вторая рация висит на ошейнике Рэсси, и через неё Электроник отдаёт собаке команды). Урри, всё это время следивший за Электроником, улучив момент, когда тот будет один, похищает его с помощью специального парализующего чемодана, который магнитными волнами затягивает в себя Электроника. Сыроежкин видит похищение, но возвращается слишком поздно и не успевает что-нибудь предпринять.
Серия 3. «Мальчик с собакой»
Урри вывозит Электроника в чемодане за границу, а за ним гонится Рэсси — не знающий усталости пёс, которого пустил по следу Сыроежкин. По прибытии в Тэймер Урри вместо благодарности получает недоверие: Стамп хочет знать, где у Электроника «кнопка» — способ заставить его прямо выполнять приказы. Он не верит Урри, заявляющему, что «кнопки» не существует — Электроник действует на своё усмотрение. Постепенно Стамп, однако, убеждается в правоте Урри и решает, что с Электроником нужно общаться как с обычным наивным ребёнком.
Тем временем в школе Сыроежкина наступает хаос: после того, как история с подменой стала известна всем, оценки, полученные Электроником от имени Сыроежкина, аннулируются, и над Сергеем нависает угроза остаться на второй год. Учителя требуют от Сергея немедленной пересдачи по всем предметам, недвусмысленно указывая Сыроежкину, что он просто обязан выучить все школьные дисциплины и сдать их не хуже робота. Титаническими усилиями, с помощью друзей Сыроежкин добивается невозможного — подтверждает «пятёрки» по всем предметам.
В Тэймере Стамп убеждает Электроника, что в здании городского музея находятся великие полотна известных художников всех времён, которые правительство города не даёт лицезреть простым горожанам — ценителям высокого искусства (на самом деле музей закрыт из-за раннего времени). Стамп просит Электроника помочь в изъятии полотен из музея, чтобы потом выставить их на всеобщее обозрение, восстановив таким образом справедливость, и обещает вернуть потом домой. Электроник с помощью Рэсси пытается связаться с Сыроежкиным, чтобы получить его совет, но безуспешно — медальон-рация утерян Сыроежкиным, и Электронику никто не отвечает.
Бандиты под видом доставщиков привозят в музей «дар» — скульптурную композицию «Мальчик с собакой» — символ и герб Тэймера (на самом деле это переодетые и замаскированные Электроник с Рэсси), и бронзовое изваяние-истукан «в стиле модерн» с Урри внутри. Электроник, «ожив», отключает сигнализацию и впускает грабителей. Когда картины уже вывезены, бандиты неожиданно снова затягивают Электроника в чемодан.
Урри, освободив Электроника и Рэсси, раскрывает им глаза на истинные облик и цель Стампа и его банды. Электроник решает исправить свою ошибку, вернув украденные картины на прежнее место. Он захватывает грузовик и, преследуемый бандитами, возвращается в музей. Ситуация становится критической, но тут Рэсси ловит сигнал: Сыроежкин нашёл свой аппарат. Электроник рассказывает Сыроежкину свою ситуацию, и на другом конце тот с друзьями начинает думать, что ему делать. Решение находит младшеклассник по фамилии Чижиков: Электроник должен запустить большие часы с колоколами, находящиеся на главной башне города, которые давно не работают, чтобы их боем привлечь внимание горожан.
Электроник запускает башенные часы, крепит вырезанные грабителями полотна к рамкам поворотного механизма, связанного с часами, и вместе с Рэсси забирается на шпиль здания, изображая мальчика с собакой, как на городском гербе. Бой часов будит весь город, и у башни начинает собираться народ. Раздосадованный Стамп, бросив свою банду, заблокированную в башне пришедшим в действие механизмом часов, вынужден срочно ретироваться, оставшись ни с чем.
В конце фильма профессор Громов привозит Электроника к школе, где учится Сыроежкин, и его окружает толпа, вместе с которой он уходит со школьного двора. Последняя реплика фильма, которую произносит Чижиков, даёт понять, что начались каникулы.
Музыка и песни
1-я серия:
«Песенка Урри» (Николай Караченцов)
«Мы — маленькие дети» (Елена Камбурова)
«До чего дошёл прогресс…» (Елена Камбурова)
«Крылатые качели» (Детский хор Государственного Академического большого театра под управлением Игоря Агафонникова, солистка Елена Шуенкова).
«Грустная песенка Сыроежкина» (Елена Камбурова)
2-я серия:
«Песня игрушек» (Детский хор Государственного Академического большого театра, партия механического робота — Игорь Агафонников, партия заводной обезьяны — Елена Шуенкова)
«Это что же такое…» (Елена Камбурова)
«Это знает всякий» (Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Елена Шуенкова)
3-я серия:
«Крылатые качели» (реприза) (Детский хор Государственного Академического большого театра)
«Песенка Стампа» (Владимир Басов)
«Бьют часы на старой башне» (Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Елена Шуенкова)
«Ты — человек» (Детский хор Государственного Академического большого театра, солистка Елена Шуенкова)
Симфонический оркестр Госкино СССР, дирижёр Д. Штильман
Инструментальный ансамбль «Мелодия» п/у Г. Гараняна
Всю музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов, автор слов песен — Юрий Энтин.
Песни из фильма вскоре после телепремьеры вышли на пластинке журнала «Кругозор» № 8 за 1980 год, это были песни: «Мы — маленькие дети», «Бьют часы на старой башне», «Крылатые качели». На гибкой пластинке завода «Грамзапись» также вышли песни: «До чего дошёл прогресс…», «Мы — маленькие дети», «Крылатые качели», «Ты — человек». На этих пластинках были опубликованы записи сделанные на съёмках фильма в 1979 году, а аудиозапись песни «Крылатые качели» является не оригинальным саундтреком из фильма, а одним из дублей не вошедших в фильм. Записи на этих пластинках, как и оригинальная звуковая дорожка в фильме, были монофонические. В 1980 году песня «Крылатые качели» была включена в программу телефестиваля «Песня-80» где, в отличие от фильма, вместо сценки школьного исполнения требовался профессиональный концертный номер, для которого оригинальный текст песни из двух куплетов был короток. Евгений Крылатов долго уговаривал Юрия Энтина дописать текст, но тот ничего не хотел про это слышать, так как поссорился с режиссёром фильма, и находился в подавленном состоянии, поскольку считал что песня ему не удалась, и из-за него провален весь фильм. С большим трудом Крылатову удалось уговорить поэта дописать третий куплет, и в этой дополненной редакции песню исполнил Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Виктора Попова, солистка Татьяна Мелёхина. В 1980 году фирма «Мелодия» также записала песни из фильма, и в 1981 году по просьбам слушателей выпустила отдельную пластинку «Крылатые качели». Популярность пластинки, как и самого фильма, была настолько велика, что вплоть до 1991 года включительно разные заводы грампластинок, принадлежавшие «Мелодии», каждый год допечатывали её тираж.
Подбор актёров
Изначально планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссёр задумал снимать близнецов, в поисках которых ассистенты отсмотрели несколько сотен пар братьев-близнецов по всему Советскому Союзу. Володя и Юра Торсуевы были по счёту 368-й парой. Направление на кинопробы им дала завуч школы № 23, где они тогда учились. На эти пробы мальчики пришли зимним днём, когда стоял мороз под 40 градусов, и, кроме них, больше на встречу никто не пришёл. От исполнителей Сыроежкина и Электроника требовалось, чтобы они умели играть на гитаре, танцевать под музыку, ездить на мопеде и хотя бы немного петь. Торсуевы умели и то, и другое и, помимо всего остального, занимались в музыкальной школе. И поэтому в тот день выбрали именно их, хотя сначала на главные роли искали мальчиков немного помладше.
На пробах ребятам нужно было разыграть сцену в гараже, когда Сыроежкин объясняет Электронику, что значит быть человеком. При подготовке к сцене у братьев завязался спор, кто кого будет играть, так как обоим хотелось играть положительного Электроника. В конечном счёте Володя уступил Юре роль Электроника, потому что Юра был младше. И под таким распределением их и утвердили в фильм, однако буквально в первый же съёмочный день Константину Бромбергу что-то не понравилось в их игре, и он поменял их местами. В итоге более серьёзному Володе прекрасно подошла роль Электроника, а Юра гармоничнее смотрелся в образе задорного и разбитного Сыроежкина.
Но когда утвердили братьев Торсуевых, обнаружилось, что утверждённый до этого на роль верзилы-хулигана Макара Гусева мальчик был ниже их ростом. В итоге всё внимание ассистентов по подбору актёров переключилось на подбор исполнителя этой роли. Сыгравшего в конечном итоге роль Гусева мальчика Васю Скромного нашли случайно и при забавных обстоятельствах. Он скатился с перил на второго режиссёра фильма Юлию Константинову, когда она в последний решающий день заглянула в одесский интернат.
Роль девочки Майи Светловой Константин Бромберг предлагал уже прославившейся Красной Шапочке — Яне Поплавской, но юная звезда закапризничала и отказалась. На роль Майи также претендовала никому не известная тогда Оксана Фандера, но в фильме ей досталась лишь эпизодическая роль школьницы, которая всё время путает фамилию Чижикова. Сыгравшая в конечном итоге Майю Оксана Алексеева сама пришла на съёмки и, подойдя к оператору фильма Константину Апрятину, наивно спросила: «А когда же я буду сниматься?» Апрятин сам сделал пробу, и так Оксана и попала в картину.
Максима Калинина, который сыграл интеллектуала Королькова, нашли в бассейне «Динамо» и прямо там же сделали кинопробы, которые занесли в картотеку киностудий. Когда же с ним сделали пробу к «Электронику», то она ему очень не понравилась, и он до конца жизни не знал, чем тогда приглянулся Бромбергу. К тому же, как выяснилось, по замыслу художника-постановщика Владимира Лыкова, персонаж Корольков («Профессор») должен был выглядеть как долговязый блондин в очках. Однако утверждённый на эту роль Максим Калинин представляет собой полную противоположность — невысокий брюнет с нормальным зрением.
На роль профессора Громова пробовались Ростислав Плятт (его профессор показался режиссёру слишком вальяжным), Бруно Фрейндлих (актёр сразу после проб заболел), Леонид Броневой (он разругался с оператором) и Алексей Сафонов. В итоге роль Громова сыграл Николай Гринько.
Роль ассистентки профессора Громова Маши предлагали Ирине Муравьёвой, но у неё был слишком плотный съёмочный график. Лия Ахеджакова не попала в фильм из-за слишком неуживчивого характера. У Евгении Ханаевой не заладился дуэт с Николаем Гринько. А появившаяся на пробах Елизавета Никищихина так здорово отыграла вместе с ним, что режиссёр сразу её утвердил.
Когда Константина Бромберга спросили, кого он видит в роли предводителя банды — Стампа, он ответил: «Луи де Фюнеса», — после чего ассистент по актёрам позвонила Анатолию Папанову, но тот был занят. Владимир Басов неохотно согласился сниматься, потому что одну из ролей в фильме играла его бывшая жена Роза Макагонова (учительница пения), хотя совместных эпизодов у них не было.
На роль учителя физкультуры Ростислава поначалу утвердили Сергея Филиппова, но он заболел. Ходили разговоры, что Филиппов вообще «ненадёжен», потому что в любой момент может уйти в запой. В итоге учителем физкультуры стал Николай Боярский, дядя певца и актёра Михаила Боярского.
Изначально на роль Урри пробовался Леонид Каневский, но в результате эту роль сыграл Николай Караченцов.
Съёмки
Съёмки проходили в Одессе, в течение восьми месяцев, всё это время дети-актёры жили в гостинице, практически самостоятельно. В свободное от съёмок время они посещали местную школу, впрочем, довольно неохотно — школа была украинской и с углублённым изучением английского языка. По воспоминаниям Владимира Торсуева, съёмочный процесс шёл довольно легко и свободно, режиссёр не давил на ребят и прислушивался к их мнению, барьера между детьми и взрослыми профессиональными актёрами не было.
Цветопередача советской плёнки «Свема» была такова, что актёрам приходилось накладывать плотный грим и ярко красить губы (причём только розовой помадой, поскольку красная на плёнке имела синеватый оттенок). Братьям Торсуевым для съёмок красили волосы в яркий блонд по моде тех лет. Существует предположение, что именно поэтому через несколько лет мальчики начали быстро лысеть. После того как в армии им обрили головы, кудри окончательно пропали.
Во время съёмок дети быстро росли, и приходилось постоянно перешивать им костюмы. Братья Торсуевы дважды сменили школьную форму. Иногда можно заметить последствия того, что сцены, идущие друг за другом, снимали в разное время, — например, девочка улыбается, демонстрируя полный ряд зубов, а в следующем кадре у неё уже нет парочки резцов.
Для съёмок эпизода, в котором Рэсси сгрызает пистолет Урри («Ты зачем оружие съел?»), съёмочной группой были приготовлены два пластмассовых пистолета: целый и с отпиленным («откушенным») стволом. Но на съёмке эрдельтерьер Чингиз на самом деле схватил пистолет зубами и разгрыз его в буквальном смысле. Поскольку больше целых пистолетов не было, в картину вошёл именно этот дубль. В целом Николаю Караченцову во время съёмок доставалось больше всех. В эпизоде, когда на голову Урри падает штанга (бутафорская), актёр рухнул наземь, напоровшись на сук. Режиссёру он ничего не сказал и только после съёмок поехал в больницу, где ему наложили шов.
Владимир Басов лично придумал костюм Стампа, так как заранее сшитый костюм по недоразумению оказался на три размера больше. Актёр рассердился, а потом скомандовал перепуганной художнице по костюмам: «Девочка, снимайте штаны!» Еле влез в её белые джинсы, нашёл в гримёрной чёрный свитер и остался доволен нарядом. Аналогично, Николаю Караченцову по неизвестной причине тоже не смогли подобрать джинсы, поэтому те, которые носит Урри на протяжении фильма, были из личного гардероба актёра Эрвинаса Пятярайтиса, который сыграл одного из членов банды Стампа.
Евгений Весник для роли учителя Таратара копировал Маршака — от произношения до изумлённого, вечно детского взгляда. А комичную походку (болтающиеся за спиной руки-плети) скопировал с врача своей районной поликлиники.
У Владимира и Юрия Торсуевых были звонкие, но совершенно не поставленные голоса. К тому же во время съёмок их голоса начали ломаться, а поскольку большая часть фильма снималась в Одессе, то к концу съёмок мальчики усвоили одесский говор. По этим причинам при монтаже все их реплики были переозвучены другими актёрами. Между тем Константин Бромберг с самого начала хотел, чтобы Электроник и Сыроежкин говорили разными по тембру голосами (чтобы зрителям было легче их различать), поэтому озвучивание было выполнено двумя актёрами, а не одним. В итоге у Сыроежкина голос заметно более грубый, чем у Электроника. Единственный фрагмент, который не был переозвучен, — смех Сыроежкина после того, как ему представляется Электроник в сцене их знакомства.
Отличия от книг Евгения Велтистова
Хотя сценарий фильма писал сам Евгений Велтистов, экранизация (как это нередко бывает) оказалась достаточно далека от литературного оригинала. По существу, из книги заимствована только самая общая фабула и некоторые детали сюжета: от профессора-робототехника сбегает «электронный мальчик», встречает своего живого «близнеца», становится его другом и помощником, ходит вместо него в школу, затем мальчика-робота пытается похитить в криминальных целях некая зарубежная мафиозная структура.
Главное отличие — время действия: если у Велтистова буквально с первых страниц очевидно, что события повестей происходят хотя и в СССР, но не в брежневскую эпоху, а в неопределённом будущем — некоем футуристическом мире: в книге описываются, к примеру, такие фантастические для того времени реалии, как видеотелефон, ультратонкие настенные телевизоры, стены-дисплеи в помещениях школы, вертолёт-такси, небоскрёбы с садами-террасами на крышах, а также система климат-контроля в гостиничном номере, — то в фильме действие, вопреки тогдашней традиции советских детско-подростковых фантастических фильмов (таких как «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Большое космическое путешествие»), привязано к настоящему времени или самому ближайшему будущему (хотя некоторые футуристические технологии всё же присутствуют и в фильме: например, устройства для дальней радиосвязи между Электроником и Сыроежкиным или между Урри и бандой Стампа, чемодан-парализатор для похищения Элека, сверхмощный магнит Урри, а также сам факт создания в те годы таких продвинутых роботов, как Электроник и Рэсси).
Также имеется много мелких отличий:
Причины побега Электроника различаются: если в книге он убежал из-за перенапряжения в сети во время зарядки током, то в фильме он просто ушел от создателя сознательно, стараясь доказать, что он тоже член человеческого общества.
Кино-Электроник умеет практически всё: петь, рисовать, читать стихи, ну и, разумеется, решать сложнейшие математические задачи, а также показывать рекорды в спортивных мероприятиях. В книге Электроник силен лишь в математике и беге.
В повести Велтистова более правдоподобно объясняется сходство Электроника и Сыроежкина: профессору понравилась в журнале фотография, на которой был изображён в полный рост мальчик в плавках у бассейна — по этим «параметрам» Громов и сделал электронную копию мальчика. В фильме же на обложке журнала только улыбающаяся голова Сыроежкина — соответственно, телосложения и роста мальчика Громов никак не мог бы определить.
В книге профессора зовут Гель Иванович, в фильме — Виктор Иванович.
В повести от профессора убежал не только мальчик-робот, но и робот-лис.
В книге ассистентом профессора был пожилой мужчина, в фильме — молодая женщина.
В книге Электроник одержал победу в соревновании по бегу, в фильме — в гонке на велосипедах.
Если в повести Электроник мог просто бегать — быстро и на большие расстояния, то в фильме он появлялся и исчезал в пространстве мгновенно, а при беге развивал конкретную скорость — до 300 км/ч (до 83 м/с).
Собака Рэсси в фильме также могла лишь быстро бегать и к тому же еще и взбираться по стенам. В книге же она имела складные «стрекозьи» крылья, позволявшие ей летать, а также могла трансформироваться в морского жителя с хвостом-движителем, свободно плавая в океане на большой глубине.
В целом, в трех повестях Велтистова происходит гораздо больше приключений, путешествий и даже «чудес» (фокусы Электроника в Парке отдыха, путешествие Сыроежкина за солнечными зайчиками в Страну двух измерений и многое другое), чем это показано в фильме.
Велтистов писал свои повести, в особенности первую, в культурном контексте «битвы физиков и лириков». Соответственно, можно также выделить следующие различия:
Электроник из первой книги — это идеальный «физик», носитель чистого разума, лишённый чувств. Он ничего не понимает в искусстве, хотя и способен математически рассчитать скорость игры на пианино. Вместо пейзажа на уроке рисования он чертит график движения лыжников.
В отличие от фильма (где настоящий Сыроежкин вытеснен в гараж), Электроник не способен подменить своего живого двойника в быту, человеческие эмоции он осваивает с большим трудом, и это связано для него с угрозой перегорания. В фильме же он демонстрирует выдающиеся способности не только в математике, но и также в рисовании и пении.
В отличие от книжного прототипа, Электроник в фильме легко социализируется, владеет нормами поведения в обществе, разве что оказываясь излишне «правильным», к примеру, не понимая молодёжного сленга.
Несмотря на заявление профессора, что Электроник не умеет улыбаться, он с самого начала фильма способен испытывать чувства, у него есть желание стать настоящим человеком.
В фильме Электроник убегает от профессора, желая свободы, а не потому, что его включили в розетку без переходника. Собственно и штепселя, с помощью которого Электроник в книге подзаряжается от сети, у него в фильме нет.
Тема питания и подзарядки Электроника в фильме вообще не раскрывается; в одной из сцен он только говорит, что человеческая пища ему не требуется. Поэтому вопрос, откуда он черпает энергию, так или иначе встает при просмотре фильма.
В фильме Электроник обретает магические способности: мгновенно появляться и исчезать (хотя в книге он может просто бегать быстро и на большие расстояния, но отнюдь не со скоростью 300 км/ч) и ремонтировать механизмы простым прикосновением руки.
Изменился в фильме и Сыроежкин. Если в книге это — нормальный любознательный ребёнок, которому просто не хватает организованности и который, устав от вранья, в конце концов сам открывает родителям правду, то в фильме это закоренелый разгильдяй, ненавидящий школу и, в результате, демонстративно наказываемый одиночеством. Книга рассказывает о воспитании обоих «близнецов». Они взаимодополняющая пара: Сыроежкин — носитель чувств, без достаточного руководства разума, а Электроник — разум, лишённый чувств; по мере развития сюжета они учатся друг у друга недостающим качествам (причём Электроник нуждается в этом даже больше Сыроежкина). В фильме же Электроник — персонаж почти идеальный. Киноверсия вписана уже не в контекст советской научной фантастики про физиков и лириков, но скорее в контекст литературной сказки, такой как «Пиноккио» или «Маленький принц».
Заметны трансформации и отрицательных персонажей Велтистова. Злодей-мафиози Урри из пожилого водителя лимузина превращается в обаятельного молодого байкера (исполняемого Николаем Караченцовым), который выглядит своего рода «повзрослевшей» версией Сыроежкина. Так, мальчик, едущий на мопеде, появляется в картине вскоре вслед за проездом Урри на мотоцикле, и тот, и другой поют несколько пародийные песни с отчётливо рок-н-ролльным звучанием. Шеф же Урри из зловещего учёного-вивисектора Манфреда фон Круга превратился в сурового, но местами и весёлого главаря мафии Стампа.
Уже после выхода фильма, в 1988 году, Велтистов написал четвёртую научно-фантастическое повествование из цикла — «Новые приключения Электроника», в начале которой автор пересказывает финал фильма. Её герои переживают свалившуюся на них после выхода фильма известность и обсуждают отличия фильма от книжной реальности.
Илья Кукулин провёл мини-опрос, в котором приняло участие 50 человек 1965—1980 годов рождения, одним из результатов опроса стало то, что из тех, кто и читал книгу, и смотрел фильм, все показали разное отношение к этим произведениям, большинству больше понравился фильм, но были и такие, которым книга показалась заметно более глубоким произведением.
У доски и в поле (№190)
Где-то с год назад я по мере сил помогал одной хорошей девушке выехать из Украины. Барышня оказалась на 101% русской и находиться вна Украине текущего формата более не имела сил. Ситуацию осложняло то, что своей русскостью она заразила детей, всех четверых, что осложняло жизнь уже семье в целом, ибо папа там был убандеренный на всю кастрюлю, плюс в самой «европейской» стране даже за нейтральное отношение к России можно присесть в тюрьму благо писать доносы безвизовые граждане наблатыкались на отлично.
Короче, мама с четырьмя детками сбежала в Россию и благодаря приветливым и добросердечным родственникам осела в Москве. Родственники оплачивали квартиру, а всё остальное пришлось добывать в ежедневном бою.
Суть рассказа в том, что старший ребёнок, который НИКОГДА не учил русский язык и вообще учился по «европейской» программе, попав сразу в 11 класс московской школы вначале охренел от реалий, а потом засучил рукава, клацнул зубами и бросился на гранитный массив. В процессе ребёнок умудрился сдать русский и химию лучше всех одноклассников, что вызвало нешуточный прилив ревности у классного руководителя, которая долго отказывалась выдать ребёнку соответствующий сертификат. Как же так, ишь, понаехали. Это то, о чём я многократно говорил – изрядный процент школьных педагогов нельзя подпускать к детям на три пушечных выстрела, потому что эти прекрасные люди не поддерживают хрупких и ломких в силу возраста детей, а топчутся на них, почёсывая свои сраные комплексы и обиды.
Ну да мы не про то. В итоге ребёнок поступил сразу в два медицинских вуза и в оба прошёл на бюджет, чем натурально спас маму от продажи самой себя в рабство, ибо на следующий год поступать второму, а два кредита на обучение вряд ли покроет даже проданная почка. Меня, конечно, больше всего интересовали впечатления ребенка от новой школы, программы обучения, процесса подготовки к ЕГЭ, проведения олимпиад и так далее.
Если совсем просто, то между украинской и российской школьной программой, по словам новоявленного студента, БЕЗДНА. В том плане, что российская намного более современная, комплексная и СЛОЖНАЯ. Прямо вот сложнее на порядки, впрочем, когда я узнал, что вна Украине в школах уже давно отменены сочинения, а дети в качестве контрольного упражнения пишут только диктанты, всё встало на свои места. В общем плане украинских школьников учат азам математики и других точных наук, но именно что на уровне понимания общих процессов и не более. Впервые взяв в руки российские учебники, респондент, скажем так, испытал изрядное удивление пополам с приступом паники.
Про гуманитарные науки вна Украине можно вообще не говорить, тут всё понятно по умолчанию, особенно с историей. Это объясняет тот факт, что украинские школьники и студенты практически не появляются в отчётах международных олимпиад. Считать до ста умеет, крестик под банковским кредитным договором поставить может, ну и хватит. Для нео-европейца в самый раз.
Теперь, когда вы испытали гордость за страну, поговорим о проблемах. Особенно о тех, о которых не принято упоминать в победоносных реляциях и красочных докладах нашего Минпросвета.
В прошлом году мы с моим большим другом выпускали класс, где была девочка-медалистка. Честности ради скажу, что в целом на медаль она не тянула, но была единственным светлым пятном в классе конкретных дебилоидов, была милым и крайне трудолюбивым ребёнком, а потому учительский коллектив, не сговариваясь и в кои-то веки не споря между собой, помогал ей по велению души и сердца.
Ребёнок перевелся в нашу школу из Иркутска, где она училась в лицее №1, который, по её же словам, считается самым лучшим и сильным в городе и, соответственно, регионе.
Проблема заключается в том, что, попав в по сути обычную московскую школу, сразу стало ясно, что девчонка НЕ ТЯНЕТ и причина заключается в том уровне знаний и преподавания, который был в Иркутске. Прошу понять меня правильно – тут нет ни единой буквы надменности и уничижения школьных педагогов из регионов. Я исключительно передаю слова самой отличницы. А их общий посыл в том, что даже при условно (подчеркну, условно) унифицированной программе обучения уровень даваемых знаний в регионах и в двух столичных городах очень разный. Естественно, с положительным отличием во вторую сторону.
Сама девчонка по моей просьбе вот так обозначила основные и ключевые различия:
- в регионах педсостав в школах это преимущественно люди старше среднего или предпенсионного возраста
- очень мало молодых педагогов, которые и «в струе» с учениками
- (конечно же, не все, но) значительная часть учителей в регионах это очень уставшие люди, которым ничего не нужно и на работу они ходят автоматически, чтобы автоматически же начитывать зазубренные параграфы учебников. Именно отсюда, кстати, растёт пресловутый учительский вой про ненавистный ЕГЭ, «который постоянно меняют и надо постоянно доучиваться и подстраиваться»
- региональный менталитет, усиленный подростковыми гормонами, по которому быть умным и отличником взападло. Это вообще уникальное явление, когда во всём мире люди из кожи вон лезут, чтобы получить образование, а у нас культура и культ успешной учёбы отсутствует, как явление. Наследие 90-ых и узкий круг местных возможностей, увы, не способствуют их возникновению, а наоборот еще сильнее накладывают на умы родителей, должных стимулировать, а иногда и кнутом понукать своих отпрысков к успеваемости, шаблон «да зачем оно всё надо, пойдешь вон на автомеханика учиться».
Очередная грань проблемы – это оценка успешности работы школьного образования в целом. Сегодня основным показателем является не средний уровень знаний и умений, а количество баллов, полученных учениками по итогам ОГЭ и ЕГЭ. Система эта крайне пагубная, но школа тут лишь одна из виновниц. В данном случае система образования лишь реагирует на социальный запрос со стороны общества в лице пап-мам и дедушек-бабушек, для которых абсолютным мерилом является поступление чада в университет. Ведь наша Машенька ради этого и мучается с уроками 11 лет! Школа слышит, трясёт гривой, кроит учебную программу (неофициально, ибо по бумагам все проводится в строжайшем соответствии) и сосредотачивает все усилия на натаскивании учебных горизонталей на конкретный результат.
В нашем давнем очерке «Буквари и берцы» здесь мы уже рассматривали базовую задачу армии и школы, как социального института МАССОВОГО обучения. Но если в реалиях современной армии все дебилы отсеиваются в инвалидные кресла или под деревянные кресты, то школа продолжает носить в себе всё те же болячки без малейшего шанса на их даже очаговое лечение.
Но вернемся к основной проблеме – кадрам.
Они, как утверждал товарищ Сталин, решают всё, а уже дед за успешность понимал, как никто другой.
Ещё раз подчеркнём, что мы не мажем черным негативом всех учителей из регионов разом, мы лишь обозначаем пунктиром границы трагедии. Сегодня в России, как бы ни было приятно сравнение с Украиной, учительский корпус испытывает колоссальную нехватку молодых, энергичных и умных людей. Происходит это по причине, которую мне пару лет назад сами школьные коллеги обрисовали, как «двойной отрицательный отбор».
Суть его заключается в том, что до работы у доски доходят лишь ЕДИНИЦЫ действительно грамотных, фанатично влюблённых и желающих сворачивать горы людей. Конечно, в государственном учительском корпусе хватает профи и фанатов, но людей таких мало и тем сильнее они выделяются на общем фоне, незаметно мигрируя в лучшие условия, т.е. в Москву и Питер.
Первое негативное сито – это набор в педагогические вузы. Идут сюда в абсолютной своей массе те, кто не смог поступить «на другую нормальную специальность». Это не мои слова, это цитата выпускников. Понимаю общее возмущение, но сие факт, который подтверждается:
- суммой баллов, которые необходимы для поступления (она ничтожна)
- количеством бюджетных мест (оно огромно)
То есть государство прекрасно понимает, что учиться в пед молодежь не рвётся, а потому молчаливо понижает входную планку. Соответственно, студенческий контингент уже с первых дней представляет собой очень средний и слабо мотивированный социум, где, как известно, всё определяет та самая средняя температура по больнице. Проще говоря, изначально учиться на учителя приходят не самые лучшие и заряженные молодые люди. С исключениями, конечно, которые ещё больше подчеркивают общее правило.
Те, кто дожил до выпускных экзаменов, формируют второе негативное сито или отрицательный отбор.
После выпуска в специальность работать идут считанные единицы и это не фигура речи. Моя жена в свое время оканчивала педагогический университет им. Н.К. Крупской и на сегодняшний день со всего потока только ОДИН человек посвятил свою жизнь обучению детей. Все прочие занимаются чем угодно: работают в полиции, адвокатами, арбитражниками, кое-кто даже проектирует промышленные системы освещения. То есть люди с дипломом педвуза осознанно разбежались, кто куда, лишь бы только не в школу. И даже если допустить, что единственный оставшийся это гений и абсолютный псих, то в целом это не решает вопроса, как массово дать детям знания и практические умения. Один и в поле, и у доски – не воин.
В нашем конкретном сравнении средней школы в Москве и лучшего лицея Иркутска всё описанное выше отражено во всей полноте красок. Благодаря столичным надбавкам даже в среднестатистических ГБОУ столицы достаточно больше количество молодых учителей и мужчин, что отдельная головная боль и трагедия российской школы, где безраздельно правит бабское, да простится мне такое определение, начало.
Московский уровень зарплаты учителя фантастичен для регионов, в рамках самой столицы я бы охарактеризовал его, как средне-конкурентный. То есть имеется изрядная текучка кадров, но она не критична и не приводит к смерти мозга и двигательно-мотивационного аппарата. В средней московской школе есть и молодые преподы, и мужчины, и педагогический состав в массе своей заряжен на работу и получение ожидаемого результата. Мы говорили, что результат этот спорен, но сейчас речь о другом.
В условном Иркутске ситуация ровно обратная.
Даже в самой сильной школе средняя планка учительской заинтересованности и компетентности очень ниже среднего. Из-за также упомянутого двойного отрицательного отбора, когда все умные и энергичные ушли, как минимум, в частное преподавание, или, по завету Дмитрия Медведева, в бизнес деньги зарабатывать. Винить их нельзя, пафосными словами и мантрами про призвание семью не накормишь и автокредит не погасишь.
Соответственно, общий СРЕДНИЙ уровень знаний и умений в регионах значительно НИЖЕ, а точечные вкрапления разрывателей международных олимпиад это не результат успешной работы системы школьного образования в целом, а успех узкопрофильных учебных заведений, вроде полузакрытых школ физики и химии в Казани.
В качестве итога, пожалуй, скажу, что радоваться образовательному днищу у хохлов очень так себе занятие.
Во-первых, мы не эти самые хохлы, вся суть жизненной парадигмы которых сводится к «абы у москаля хуже было». Во-вторых, образование это такой же спорт высоких достижений, как легкая атлетика или бокс, где для восхождения на пьедестал нужно соревноваться и равняться на лучших, типа Сергея Бубки или Сауля Альвареса. Если радоваться, что ты обогнал всех колченогих алкашей и переколотил всех дистрофанов на районе, то реальную мировую планку тебе никогда не взять. Понятное дело, что на мировой уровень выходят единицы, но чтобы эти единицы допрыгнули наверх, они должны отталкиваться от изначально ВЫСОКОГО СРЕДНЕГО УРОВНЯ. В данном случае знаний.
К сожалению, этот текст прочитает сотня подписчиков этой страницы, а наверх отнесут очередной сияющий доклад о головокружительных успехах Минпросвета, где отдельно будет написано, что учителя просят их даже не кормить, чтобы они не отвлекались от своего любимого призвания.