logo
0
читателей
Аналитическая песочница  Эссе, мысли, теории от системного аналитика про окружающий мир
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Собираю материалы (пишу понемногу) для разработки курсов по логике и системному мышлению. Вместе развиваем третий уровень мышления в иерархии «рефлексия и логика -> рациональное мышление -> системное мышление».
Блок интересов:
  • Независимое и эффективное мышление, и что нужно для этого (книги, публикации, учебники и т. д.)
  • Опыт работы и интересные кейсы системного аналитика (примеры, наблюдения, случаи из жизни)
  • Материалы для методичек по развитию мышления моих аналитиков
  • Инвестирование и фондовый рынок (как средство сбережения)
  • Сарказм, душнота и токсичность по поводу окружающего мира
Комментарии открыты для всех. Если‏ ‎у ‎вас‏ ‎есть‏ ‎свои ‎замечания ‎и ‎предложения, ‏ ‎то ‎пожалуйста, ‏ ‎пишите ‎их ‎в ‎комментариях. Не сдерживайтесь.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Подарить автору пончик (donut)! Это безвозмездное пожертвование небольшой суммы без возможности возврата. Просто дать автору понимание, что его писульки небезнадёжны.

Помочь проекту
Чашка капучино 300 мл 170₽ месяц 1 734₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Аналитическая песочница
Доступны сообщения

Чашка капучино 300 мл в ONE PRICE COFFEE в Ижевске по адресу Красная ул., 154

Бронзовый уровень. Пока это единственный уровень доступа, надо накопить материала, чтобы было не стыдно.

Можно писать личные сообщения автору и рассчитывать, что он ответит 😉

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 5+ мин
logo Аналитическая песочница

Что такое знание и что такое научный подход?

Основы ‎самостоятельного‏ ‎мышления. ‎Небольшое ‎эссе ‎на ‎тему.‏ ‎Используем ‎простые‏ ‎слова,‏ ‎чтобы ‎попытаться ‎описать‏ ‎одну ‎из‏ ‎фундаментальных ‎проблем ‎познания. ‎Это‏ ‎просто‏ ‎размышления ‎—‏ ‎просьба ‎не‏ ‎реагировать ‎остро ‎и ‎сразу ‎обвинять‏ ‎автора‏ ‎во ‎всех‏ ‎грехах.

Знание

Во-первых. Мир ‎—‏ ‎един! ‎Он ‎действительно ‎один ‎во‏ ‎всем‏ ‎своем‏ ‎многообразии ‎и‏ ‎продолжительности ‎в‏ ‎Пространстве ‎и‏ ‎во‏ ‎Времени. ‎Отсюда,‏ ‎во-вторых.

Во-вторых. В ‎головах ‎у ‎людей ‎есть‏ ‎ментальные ‎модельки‏ ‎Мира‏ ‎разной ‎степени ‎адекватности.‏ ‎И ‎люди‏ ‎в ‎соответствии ‎с ‎этими‏ ‎модельками‏ ‎прогнозируют ‎развитие‏ ‎ситуации ‎и‏ ‎действуют ‎в ‎этом ‎Мире.

В-третьих. Если ‎у‏ ‎человека‏ ‎ожидания/прогнозы ‎от‏ ‎развития ‎ситуации‏ ‎и ‎действий ‎всех ‎акторов ‎(участников,‏ ‎действующих‏ ‎лиц)‏ ‎совпадают ‎с‏ ‎тем, ‎что‏ ‎получилось, ‎то‏ ‎модель‏ ‎Мира ‎у‏ ‎человека ‎адекватная ‎реальности ‎и ‎мы‏ ‎такого ‎человека‏ ‎называем‏ ‎умным ‎или ‎знающим‏ ‎(обладающим ‎знанием).

Если‏ ‎же ‎у ‎человека ‎ожидания/прогнозы‏ ‎от‏ ‎развития ‎ситуации‏ ‎и ‎действий‏ ‎всех ‎акторов ‎НЕ ‎совпадают ‎с‏ ‎тем,‏ ‎что ‎получилось,‏ ‎то ‎модель‏ ‎Мира ‎у ‎человека ‎НЕ ‎адекватная‏ ‎реальности‏ ‎и‏ ‎мы ‎такого‏ ‎человека ‎называем‏ ‎дураком ‎или‏ ‎НЕ‏ ‎знающим ‎(не‏ ‎обладающим ‎знанием)

В-четвертых. Знание ‎= ‎адекватные ‎модельки‏ ‎можно ‎получать‏ ‎разными‏ ‎способами, ‎например:

  • От ‎рефлексии‏ ‎над ‎собственным‏ ‎жизненным ‎опытом ‎(ну ‎или‏ ‎опытом‏ ‎других ‎людей)
  • От‏ ‎предков ‎(родителей‏ ‎или ‎бабушек ‎и ‎дедушек, ‎или‏ ‎других‏ ‎старших ‎поколений).‏ ‎Просто ‎доверяемся‏ ‎тому, ‎что ‎их ‎модельки ‎уже‏ ‎классные
  • От‏ ‎созерцания‏ ‎Мира ‎и‏ ‎постижения ‎его‏ ‎сути ‎(можно‏ ‎сказать,‏ ‎через ‎чувства)
  • От‏ ‎«прямой ‎сотовой ‎связи ‎с ‎Богом‏ ‎(Богами)» ‎(то,‏ ‎что‏ ‎мы ‎называем ‎религией‏ ‎или ‎верой)
  • От‏ ‎выдвижения ‎гипотез ‎и ‎проведения‏ ‎экспериментов‏ ‎(то, ‎что‏ ‎мы ‎называем‏ ‎научным ‎подходом)
  • Другое ‎…

В-пятых. Чем ‎больше ‎времени‏ ‎до‏ ‎наступления ‎последствий‏ ‎(дальше ‎горизонт‏ ‎прогнозирования) ‎и ‎сложнее ‎рассматриваемая ‎система‏ ‎или‏ ‎явление,‏ ‎тем ‎сложнее‏ ‎само ‎знание‏ ‎и ‎труднее‏ ‎это‏ ‎знание ‎получить‏ ‎(сформировать).

Пояснения ‎к ‎данным ‎тезисам ‎(игра‏ ‎в ‎вопросы‏ ‎—‏ ‎ответы):

Точно ‎ли ‎Вы‏ ‎хотели ‎написать‏ ‎«адекватные ‎модельки», ‎а ‎не‏ ‎«объективные‏ ‎модельки»?

  • Именно ‎адекватные.‏ ‎Адекватность ‎лучше‏ ‎объективности, ‎так ‎как ‎нет ‎претензии‏ ‎на‏ ‎истинность.

У ‎каждого‏ ‎своя ‎адекватность?

  • Точно!‏ ‎Если ‎у ‎двух ‎людей ‎прогноз‏ ‎будущего‏ ‎более-менее‏ ‎точный, ‎то‏ ‎не ‎факт,‏ ‎что ‎модельки‏ ‎в‏ ‎головах ‎у‏ ‎них ‎одинаковы. ‎Хотя ‎обе ‎модельки‏ ‎адекватны ‎(позволяют‏ ‎сделать‏ ‎более-менее ‎точный ‎прогноз).

А‏ ‎как ‎вы‏ ‎определяете ‎объективность? ‎Как ‎вы‏ ‎понимаете,‏ ‎что ‎более‏ ‎объективно? ‎Объективность‏ ‎определяется ‎научным ‎подходом. ‎Знание ‎объективно‏ ‎=‏ ‎знание ‎получено‏ ‎с ‎помощью‏ ‎научного ‎подхода, ‎с ‎соблюдением ‎методологии‏ ‎научного‏ ‎подхода.

  • Это‏ ‎интересное ‎определение‏ ‎объективности! ‎Дочитайте‏ ‎вопросы-ответы…

А ‎как‏ ‎быть,‏ ‎если ‎модель‏ ‎в ‎голове ‎сформирована ‎на ‎основании‏ ‎экспериментов, ‎но‏ ‎они‏ ‎не ‎удовлетворяют ‎критериям‏ ‎научности? ‎Банально,‏ ‎не ‎обеспечена ‎репрезентативность, ‎изолированность,‏ ‎да‏ ‎и ‎срок‏ ‎жизни ‎явления‏ ‎существенно ‎превосходит ‎срок ‎проведения ‎эксперимента.‏ ‎Тогда‏ ‎чем ‎отличается‏ ‎объективность ‎от‏ ‎адекватности?

  • Получается ‎ничем! ‎Люди ‎пытаются ‎потешить‏ ‎собственное‏ ‎«Я»,‏ ‎доказывая ‎«объективность»‏ ‎своих ‎знаний,‏ ‎хотя ‎их‏ ‎результативность‏ ‎в ‎реальном‏ ‎мире ‎(в ‎жизни) ‎может ‎быть‏ ‎меньше, ‎чем‏ ‎у‏ ‎«необъективных», ‎но ‎обладающих‏ ‎адекватной ‎=‏ ‎результативной ‎моделью.

Научный ‎подход

В ‎бытовом‏ ‎понимании‏ ‎наука ‎—‏ ‎это ‎гипотезы‏ ‎и ‎эксперименты. ‎«Хомячки», узнав ‎про ‎такое‏ ‎начинают‏ ‎считать, ‎что‏ ‎если ‎они‏ ‎сами ‎провели ‎какой-либо ‎эксперимент, ‎ну‏ ‎или‏ ‎пронаблюдали‏ ‎какое-то ‎явление‏ ‎один ‎раз,‏ ‎то ‎тем‏ ‎самым‏ ‎они ‎получили‏ ‎знание ‎о ‎Мире.

Проблема ‎в ‎том,‏ ‎что ‎каждый‏ ‎способ‏ ‎получения ‎знаний ‎(перечисленные‏ ‎выше ‎по‏ ‎тексту) ‎имеет ‎свою ‎методологию‏ ‎или,‏ ‎можно ‎сказать‏ ‎по-другому ‎(ХА-ХА),‏ ‎имеет ‎свои ‎ограничения. ‎Для ‎научного‏ ‎подхода‏ ‎мы ‎попробуем‏ ‎по-простому ‎эти‏ ‎ограничения ‎описать ‎(это ‎не ‎всё‏ ‎—‏ ‎только‏ ‎часть):

  • Эксперименты ‎сложно применять‏ ‎к ‎системам‏ ‎или ‎явлениям,‏ ‎чей‏ ‎срок ‎жизни‏ ‎превосходит ‎срок ‎жизни ‎экспериментатора. ‎Просто‏ ‎охватить ‎явления,‏ ‎которые‏ ‎сильно ‎превосходят ‎наблюдателя‏ ‎— ‎это‏ ‎нетривиальная ‎задача.
  • Нужно ‎обеспечить ‎независимость‏ ‎экспериментов/наблюдений‏ ‎друг ‎от‏ ‎друга, ‎чтобы‏ ‎четко ‎обособить ‎связи ‎и ‎зависимости‏ ‎в‏ ‎модели ‎явления.‏ ‎Нужно ‎исключить‏ ‎нашу ‎предвзятость ‎и ‎влияние ‎окружающего‏ ‎мира‏ ‎(все‏ ‎в ‎мире‏ ‎взаимосвязано).
  • Нужно ‎обеспечить‏ ‎репрезентативность ‎выборки,‏ ‎то‏ ‎есть ‎быть‏ ‎уверенным, ‎что ‎небольшое ‎(относительно ‎небольшое)‏ ‎количество ‎наблюдений‏ ‎адекватно‏ ‎представляет ‎рассматриваемое ‎явление‏ ‎или ‎систему,‏ ‎и ‎мы ‎можем ‎использовать‏ ‎индукцию, чтобы‏ ‎вывести ‎знание‏ ‎(закон, ‎правило).

Если‏ ‎учитывать ‎эти ‎ограничения, ‎то ‎сразу‏ ‎следует‏ ‎интересный ‎вывод:‏ ‎весьма ‎спорно‏ ‎называть ‎наукой ‎«экономическую ‎науку», ‎«социологическую‏ ‎науку»,‏ ‎а‏ ‎также ‎психологию,‏ ‎медицину ‎и‏ ‎так ‎далее‏ ‎и‏ ‎тому ‎подобное.‏ ‎Очень ‎автору ‎нравится ‎мысль, ‎что‏ ‎предмет ‎«физическая‏ ‎культура»,‏ ‎которую ‎преподают ‎в‏ ‎спортивных ‎ВУЗах,‏ ‎скорее ‎является ‎«знанием ‎предков»,‏ ‎чем‏ ‎«наукой».

И ‎очень‏ ‎автора ‎смешит,‏ ‎когда ‎участники ‎дискуссий ‎ярятся ‎в‏ ‎праведном‏ ‎гневе ‎«ученые‏ ‎же ‎ДОКАЗАЛИ!»‏ ‎пытаясь ‎убедить ‎в ‎своем ‎НЕзнании‏ ‎и‏ ‎ссылаются‏ ‎на ‎«исследования‏ ‎ученых», ‎которые‏ ‎не ‎соответствуют‏ ‎методологии‏ ‎научного ‎подхода.

Не‏ ‎настаиваю ‎— ‎это ‎частное ‎мнение‏ ‎и ‎не‏ ‎является‏ ‎рекомендацией ‎к ‎действиям.‏ ‎Если ‎у‏ ‎вас ‎есть ‎свои ‎замечания‏ ‎и‏ ‎предложения, ‎то‏ ‎пожалуйста, ‎пишите‏ ‎их ‎в ‎комментариях.
Читать: 3+ мин
logo Аналитическая песочница

Требования к системному аналитику

Квалификационные ‎требования

  • Высшее‏ ‎профессиональное: ‎техническое ‎(инженерное) ‎или ‎математическое‏ ‎образование;
  • Знание ‎основ‏ ‎экономики‏ ‎предприятия ‎и ‎бухгалтерского‏ ‎учета, ‎основ‏ ‎бюджетирования. ‎Глубокое ‎знание ‎организации‏ ‎процессов‏ ‎в ‎2-х‏ ‎предметных ‎областях:‏ ‎разработка ‎программного ‎обеспечения ‎и ‎одна‏ ‎произвольная‏ ‎предметная ‎область‏ ‎в ‎бизнес-области‏ ‎(например, ‎логистика, ‎управление ‎финансами ‎и‏ ‎т.‏ ‎п.);
  • Понимание‏ ‎методологии ‎управления‏ ‎жизненным ‎циклом‏ ‎программного ‎продукта.‏ ‎Знание‏ ‎современных ‎подходов‏ ‎к ‎проектированию ‎архитектуры ‎информационной ‎системы.
  • Знание‏ ‎различных ‎методологий‏ ‎разработки‏ ‎программного ‎обеспечения ‎(Scrum,‏ ‎Agile, ‎Waterfall‏ ‎и ‎др.);
  • Знание ‎основ ‎объектно-ориентированного‏ ‎подхода‏ ‎в ‎программировании,‏ ‎понимание ‎архитектуры‏ ‎клиент-сервер ‎и ‎принципов ‎разработки ‎трехзвенных‏ ‎приложений;
  • Знание‏ ‎концептуальных ‎подходов‏ ‎к ‎проектированию‏ ‎и ‎разработке ‎баз ‎данных ‎и‏ ‎баз‏ ‎знаний;
  • Знание‏ ‎и ‎умение‏ ‎применять ‎одну‏ ‎из ‎методик‏ ‎описания‏ ‎бизнес-процессов: ‎BPMN,‏ ‎IDEF0, ‎DFD, ‎UML ‎и ‎т.‏ ‎п.;
  • Аналитическое ‎мышление‏ ‎и‏ ‎умение ‎систематизировать ‎информацию.‏ ‎Грамотная ‎устная‏ ‎и ‎письменная ‎речь;
  • Уверенный ‎пользователь‏ ‎офисного‏ ‎ПО.

Функциональные ‎обязанности

  • Работа‏ ‎с ‎бизнес‏ ‎заказчиками ‎по ‎вопросам ‎выявления ‎и‏ ‎описания‏ ‎функциональных ‎требований,‏ ‎их ‎формализации‏ ‎(изложения ‎в ‎виде ‎требований, ‎заданий,‏ ‎схем)‏ ‎и‏ ‎согласования. ‎Определение‏ ‎нефункциональных ‎требований,‏ ‎на ‎основе‏ ‎анализа‏ ‎процессов ‎заказчиков;
  • Выработка‏ ‎предложений ‎по ‎оптимизации ‎бизнес-процессов ‎предметной‏ ‎области ‎и‏ ‎информационного‏ ‎взаимодействия ‎между ‎участниками‏ ‎(подразделениями ‎предприятия,‏ ‎клиентами, ‎поставщиками, ‎регуляторами);
  • Участие ‎в‏ ‎проектировании‏ ‎прикладной ‎функциональной‏ ‎архитектуры ‎информационных‏ ‎систем;
  • Разработка ‎технических ‎заданий ‎на ‎создание,‏ ‎доработку,‏ ‎внедрение ‎информационных‏ ‎систем;
  • Постановка ‎задач‏ ‎разработчикам ‎(программистам): ‎формулирование ‎задач ‎как‏ ‎детализация‏ ‎требований‏ ‎ТЗ, ‎написание‏ ‎постановок, ‎функциональное‏ ‎тестирование ‎и‏ ‎приемка‏ ‎результатов;
  • Разработка ‎сопровождающей‏ ‎документации ‎для ‎информационной ‎системы ‎(спецификации,‏ ‎инструкции ‎пользователей,‏ ‎регламенты,‏ ‎стандарты ‎и ‎др.);
  • Обучение‏ ‎пользователей, ‎демонстрация‏ ‎работы ‎информационной ‎системы ‎заказчикам.

Необязательно,‏ ‎но‏ ‎будет ‎плюсом

  • Опыт‏ ‎работы ‎в‏ ‎должности ‎системного ‎аналитика ‎или ‎бизнес‏ ‎аналитика;
  • Опыт‏ ‎участия ‎в‏ ‎проектах ‎по‏ ‎разработке ‎программного ‎обеспечения ‎в ‎роли‏ ‎постановщика‏ ‎задач,‏ ‎тестировщика, ‎разработчика‏ ‎ПО;
  • Знание ‎систем‏ ‎управления ‎базами‏ ‎данных‏ ‎и ‎владение‏ ‎каким-либо ‎CASE-средством ‎для ‎проектирования ‎БД;
  • Опыт‏ ‎работы ‎с‏ ‎инструментами‏ ‎описания ‎бизнес-процессов.
Не ‎настаиваю‏ ‎— ‎это‏ ‎частное ‎мнение ‎и ‎не‏ ‎является‏ ‎рекомендацией ‎к‏ ‎действиям. ‎Если‏ ‎у ‎вас ‎есть ‎свои ‎замечания‏ ‎и‏ ‎предложения, ‎то‏ ‎пожалуйста, ‎пишите‏ ‎их ‎в ‎комментариях.
Читать: 5+ мин
logo Аналитическая песочница

Проблемы понимания (истории и нарративы)

Из-за ‎чего‏ ‎возникает ‎наше ‎различие ‎в ‎восприятии‏ ‎и ‎понимании‏ ‎одной‏ ‎и ‎той ‎же‏ ‎«истории» ‎(повествования,‏ ‎слов ‎нашего ‎собеседника). ‎Это‏ ‎наше‏ ‎родное, ‎«проектное»:‏ ‎разное ‎понимание‏ ‎у ‎заказчика ‎и ‎аналитика ‎одного‏ ‎и‏ ‎того ‎же‏ ‎описания ‎процесса,‏ ‎разное ‎понимание ‎аналитиком ‎и ‎разработчиком‏ ‎одной‏ ‎и‏ ‎той ‎же‏ ‎постановки.

Введение

Компании ‎ищут‏ ‎сотрудников: ‎аналитиков,‏ ‎руководителей‏ ‎проектов ‎и‏ ‎продуктов, ‎и ‎одним ‎из ‎ключевых‏ ‎требований, ‎предъявляемых‏ ‎кандидатам,‏ ‎является ‎примерно ‎следующее‏ ‎(из ‎реальных‏ ‎вакансий): ‎«Вести ‎коммуникации ‎со‏ ‎всеми‏ ‎заинтересованными ‎лицами‏ ‎(от ‎топ‏ ‎менеджмента ‎до ‎эксперта ‎в ‎предметной‏ ‎области)»,‏ ‎«Способность ‎эффективно‏ ‎общаться ‎с‏ ‎людьми ‎разного ‎уровня ‎и ‎качественно‏ ‎аналитически‏ ‎обобщать‏ ‎выводы».

Главная ‎боль‏ ‎— ‎найти‏ ‎хороших ‎«переводчиков»‏ ‎с‏ ‎языка ‎бизнеса,‏ ‎часто ‎«косноязычного», ‎на ‎язык ‎команды‏ ‎разработки, ‎часто‏ ‎«весьма‏ ‎специфический». ‎Человек ‎должен‏ ‎обладать ‎именно‏ ‎навыком ‎(автоматически, ‎без ‎сознательного‏ ‎контроля)‏ ‎выявления ‎ошибок‏ ‎в ‎коммуникации‏ ‎и ‎неправильном ‎понимании ‎стороны ‎диалога.‏ ‎Нужно‏ ‎постоянно ‎контролировать‏ ‎совпадение ‎когнитивных‏ ‎моделей ‎(считывать ‎собеседника) ‎и ‎задавать‏ ‎уточняющие‏ ‎вопросы,‏ ‎приводить ‎дополнительные‏ ‎факты, ‎чтобы‏ ‎у ‎вас‏ ‎формировался‏ ‎одинаковый ‎взгляд‏ ‎на ‎предмет ‎беседы.

Мысли ‎и ‎тексты

Как‏ ‎об ‎этом‏ ‎пишет‏ ‎Курпатов:

Вы ‎когда-нибудь ‎замечали,‏ ‎насколько ‎часто‏ ‎люди, ‎которым ‎мы ‎рассказываем‏ ‎какую-то‏ ‎историю, ‎вдруг‏ ‎начинает ‎перебивать‏ ‎нас ‎и ‎говорить: ‎«О, ‎у‏ ‎меня‏ ‎тоже ‎такое‏ ‎было!» ‎Да,‏ ‎конечно ‎«было», ‎ведь ‎все ‎наши‏ ‎истории‏ ‎одинаковые‏ ‎— ‎главный‏ ‎герой, ‎последовательность‏ ‎событий, ‎завязка,‏ ‎развитие,‏ ‎кульминация.
Мы ‎узнаём‏ ‎соответствующие ‎смысловой ‎паттерн, ‎а ‎дефолт-система‏ ‎нашего ‎мозга‏ ‎разворачивает‏ ‎на ‎его ‎основе‏ ‎целый ‎спектакль,‏ ‎который ‎мы ‎буквально ‎видим‏ ‎«внутренним‏ ‎взором» ‎внутри‏ ‎собственной ‎головы.
Причём‏ ‎иногда ‎вы ‎испытываете ‎недоумении ‎—‏ ‎вам‏ ‎кажется, ‎что‏ ‎вы ‎рассказывали‏ ‎«об ‎одном», ‎а ‎ваш ‎собеседник‏ ‎вдруг‏ ‎заговорил‏ ‎почему-то ‎о‏ ‎чём-то ‎«другом».‏ ‎Как ‎такое‏ ‎может‏ ‎быть?
Дело ‎в‏ ‎том, ‎что ‎вы ‎пытались ‎сообщить‏ ‎ему ‎«смысл»‏ ‎своей‏ ‎истории, ‎а ‎его‏ ‎дефолт-система ‎сложила‏ ‎изложенные ‎факты, ‎и ‎у‏ ‎него‏ ‎получилась ‎другая‏ ‎история, ‎с‏ ‎другим ‎«смыслом». ‎Вроде ‎бы ‎и‏ ‎«по‏ ‎мотивам», ‎но‏ ‎совсем ‎другое.
Наши‏ ‎собеседники ‎не ‎слышат, ‎что ‎происходит‏ ‎у‏ ‎нас‏ ‎в ‎голове,‏ ‎а ‎мы‏ ‎не ‎знаем,‏ ‎что‏ ‎происходит ‎в‏ ‎их ‎головах (хотя, ‎как ‎правило, ‎и‏ ‎не ‎замечаем‏ ‎своего‏ ‎незнания). ‎Поэтому ‎вам‏ ‎может ‎казаться,‏ ‎что ‎вы ‎«всё ‎так‏ ‎ясно‏ ‎и ‎понятно‏ ‎изложили» ‎(вы‏ ‎же ‎видите ‎свой ‎«смысл!»), ‎а‏ ‎вас‏ ‎не ‎поняли‏ ‎и ‎увидели‏ ‎в ‎вашем ‎рассказе ‎другой ‎«смысл».

Мы‏ ‎строим‏ ‎у‏ ‎себя ‎в‏ ‎голове ‎картинку,‏ ‎которую ‎нам‏ ‎рассказывают,‏ ‎или ‎картинку,‏ ‎которую ‎мы ‎рисуем ‎сами? ‎Для‏ ‎меня ‎ответ‏ ‎очевиден:‏ ‎только ‎когда ‎я‏ ‎с ‎человеком‏ ‎«пуд ‎соли ‎съел», ‎накопил‏ ‎общий‏ ‎багаж ‎знаний‏ ‎и ‎мыслительных‏ ‎шаблонов ‎(именно ‎одинаковых ‎когнитивных ‎моделек‏ ‎в‏ ‎нашей ‎предметной‏ ‎области), только ‎тогда‏ ‎мы ‎начинаем ‎немного ‎понимать ‎друг‏ ‎друга‏ ‎и‏ ‎можем ‎совместно‏ ‎действовать ‎без‏ ‎постоянного ‎общения‏ ‎с‏ ‎целью ‎синхронизации.

Как‏ ‎люди ‎приспособились ‎к ‎такой ‎особенности‏ ‎работы ‎своего‏ ‎мозга?‏ ‎Для ‎договоров ‎используются‏ ‎«сухие», ‎юридические‏ ‎формулировки, ‎чтобы ‎максимально ‎исключить‏ ‎двойное‏ ‎толкование. ‎Про‏ ‎художественную ‎литературу‏ ‎я ‎не ‎говорю, ‎все, ‎думаю,‏ ‎помнят,‏ ‎как ‎писали‏ ‎сочинения ‎на‏ ‎тему ‎«ваш ‎взгляд ‎на ‎отношения‏ ‎Евгения‏ ‎и‏ ‎Татьяны ‎…»‏ ‎или ‎«как‏ ‎Достоевский ‎раскрывает‏ ‎тему‏ ‎добра ‎и‏ ‎зла…». ‎Которое ‎уже ‎поколение ‎школьников‏ ‎рыдает ‎на‏ ‎данные‏ ‎темы ‎и ‎все-равно‏ ‎истории ‎разные‏ ‎получаются.

А ‎как ‎быть ‎с‏ ‎проектными‏ ‎документами ‎—‏ ‎требованиями, ‎заданиями,‏ ‎постановками? ‎Все, ‎наверное, ‎разработчики ‎информационных‏ ‎систем‏ ‎сталкивались ‎с‏ ‎«трудным ‎заказчиком»,‏ ‎который ‎трактует ‎«простые ‎и ‎понятные»‏ ‎требования‏ ‎ТЗ‏ ‎своим ‎особым‏ ‎«извращенным» ‎способом:‏ ‎-). ‎По‏ ‎мнению‏ ‎Курпатова ‎получается,‏ ‎что ‎на ‎вопрос ‎«Как ‎избежать‏ ‎разного ‎понимания‏ ‎одного‏ ‎и ‎того ‎же‏ ‎документа ‎людьми?»‏ ‎ответ ‎«Никак!».

Мне ‎кажется, ‎что‏ ‎одна‏ ‎из ‎важных‏ ‎задач ‎руководителя‏ ‎проекта ‎или ‎аналитика ‎и ‎заключается‏ ‎в‏ ‎том, ‎чтобы‏ ‎править ‎картинку‏ ‎в ‎голове ‎заказчика ‎и ‎приводить‏ ‎её‏ ‎в‏ ‎соответствие ‎с‏ ‎картинкой ‎проектной‏ ‎команды. ‎А‏ ‎как‏ ‎это ‎делать,‏ ‎можно ‎поискать ‎совета ‎у ‎Курпатова,‏ ‎в ‎книге‏ ‎много‏ ‎интересных ‎моментов ‎и‏ ‎даже ‎советов.‏ ‎Вот, ‎например:

… Отсюда ‎понятно, ‎что‏ ‎мы‏ ‎заложники ‎уже‏ ‎существующих ‎в‏ ‎нас ‎«историй». ‎Можете ‎называть ‎их‏ ‎как‏ ‎угодно ‎—‏ ‎«тенденциозностью ‎восприятия»,‏ ‎«предрассудками», ‎«невротическими ‎комплексами». ‎Сути ‎дела‏ ‎это‏ ‎не‏ ‎меняет ‎—‏ ‎они ‎нас‏ ‎слепят ‎…
Мы‏ ‎не‏ ‎можем ‎увидеть‏ ‎факты ‎сами ‎по ‎себе, ‎как‏ ‎они ‎есть.‏ ‎Своё‏ ‎значение ‎они ‎обретают‏ ‎для ‎нас‏ ‎только ‎через ‎отношения ‎с‏ ‎какими-то‏ ‎другими ‎фактами.‏ ‎До ‎тех‏ ‎пор, ‎пока ‎мы ‎не ‎видим‏ ‎«истории»,‏ ‎мы ‎смотрим‏ ‎в ‎пустоту.
Причём‏ ‎«истории» ‎не ‎только ‎искажают ‎факты‏ ‎…,‏ ‎но‏ ‎и ‎додумывают‏ ‎их ‎…,‏ ‎а ‎также‏ ‎игнорируют‏ ‎те, ‎которые‏ ‎очевидно ‎имеют ‎место ‎быть ‎…

Каков‏ ‎же ‎практический‏ ‎вывод?

Много‏ ‎обсуждаем, ‎добавляем ‎факты‏ ‎— ‎смотрим,‏ ‎убираем ‎факты ‎— ‎смотрим,‏ ‎меняем‏ ‎акценты/значимость ‎фактов‏ ‎— ‎снова‏ ‎пересматриваем. ‎И ‎так ‎шаг ‎за‏ ‎шагом‏ ‎перестраиваем ‎картинку‏ ‎и ‎формируем‏ ‎общее ‎понимание ‎со ‎второй ‎стороной.

Не‏ ‎настаиваю‏ ‎—‏ ‎это ‎частное‏ ‎мнение ‎и‏ ‎не ‎является‏ ‎рекомендацией‏ ‎к ‎действиям.‏ ‎Если ‎у ‎вас ‎есть ‎свои‏ ‎замечания ‎и‏ ‎предложения,‏ ‎то ‎пожалуйста, ‎пишите‏ ‎их ‎в‏ ‎комментариях.
Читать: 2+ мин
logo Аналитическая песочница

Мир подчиняется простым правилам (типичное заблуждение хомячков)

Недавно ‎в‏ ‎общении ‎услышал ‎фразу: ‎«… ‎объективность,‏ ‎адекватность, ‎субъективность…‏ ‎мир‏ ‎велик ‎и ‎многогранен…,‏ ‎но ‎при‏ ‎этом ‎всегда ‎подчинен ‎простым‏ ‎правилам…‏ ‎которые ‎не‏ ‎стоит ‎усложнять,‏ ‎проще ‎вернуться ‎к ‎исходнику ‎и‏ ‎осознать‏ ‎суть…🤔»

Прошу ‎не‏ ‎обижаться ‎тех,‏ ‎кто ‎так ‎же ‎думает, ‎но‏ ‎вы‏ ‎демонстрируете‏ ‎типичное ‎заблуждение‏ ‎большинства ‎современных‏ ‎хомячков ‎(Кого‏ ‎можно‏ ‎назвать ‎Хомячком): «Мир‏ ‎подчиняется ‎простым ‎правилам».

В ‎чем ‎кроется‏ ‎заблуждение, ‎с‏ ‎моей‏ ‎точки ‎зрения? ‎Давайте‏ ‎посмотрим:

Мир ‎—‏ ‎он ‎очень ‎сложный, ‎многообразный‏ ‎и‏ ‎богатый. ‎В‏ ‎окружающем ‎нас‏ ‎мире ‎очень ‎сложные ‎связи ‎и‏ ‎зависимости‏ ‎между ‎всеми‏ ‎явлениями. ‎Причем,‏ ‎знакомая ‎нашему ‎современнику ‎техносфера, ‎создаваемая‏ ‎человеком,‏ ‎хоть‏ ‎и ‎«выедает»‏ ‎окружающую ‎среду,‏ ‎но ‎сама‏ ‎постепенно‏ ‎увеличивает ‎сложность.‏ ‎И ‎есть ‎нюанс ‎в ‎том,‏ ‎как ‎мы‏ ‎формируем‏ ‎знание ‎об ‎окружающем‏ ‎мире.

На ‎нижнем‏ ‎уровне ‎нашего ‎взаимодействия ‎с‏ ‎окружением‏ ‎конечно ‎можно‏ ‎выявить ‎простые‏ ‎правила: ‎«Дают ‎— ‎бери, ‎бьют‏ ‎—‏ ‎беги». ‎Но,‏ ‎когда ‎мы‏ ‎начинаем ‎повышать ‎уровни ‎абстракции ‎в‏ ‎наших‏ ‎ментальных‏ ‎моделях ‎и‏ ‎формируем ‎общее‏ ‎описание/понимание ‎мира‏ ‎(привет‏ ‎статье ‎про‏ ‎стратегию), ‎то ‎мы ‎начинаем ‎группировать‏ ‎сложные ‎правила‏ ‎в‏ ‎относительно ‎простые ‎принципы.‏ ‎Ну ‎или,‏ ‎если ‎хотите, ‎символы, которые ‎в‏ ‎себя‏ ‎включают ‎очень‏ ‎глубокие ‎смыслы.

Про‏ ‎что ‎забывают ‎хомячки? ‎Про ‎то,‏ ‎что‏ ‎формально ‎«простой»‏ ‎принцип ‎требует‏ ‎«тонны» ‎разъяснений ‎о ‎том, ‎как‏ ‎его‏ ‎использовать‏ ‎и ‎примерять‏ ‎в ‎реальной‏ ‎жизни.

Например, ‎известно‏ ‎«простое»‏ ‎правило ‎биржевой‏ ‎(и ‎не ‎только) ‎торговли ‎«покупай‏ ‎дешево, ‎продавай‏ ‎дорого»,‏ ‎все ‎же ‎просто‏ ‎(сарказм)! ‎Но‏ ‎чтобы ‎научиться ‎это ‎правило‏ ‎применять‏ ‎почему-то ‎требуется‏ ‎неиллюзорное ‎время‏ ‎и ‎серьезные ‎умственные, ‎денежные ‎и‏ ‎другие‏ ‎усилия.

И ‎так,‏ ‎к ‎сожалению,‏ ‎в ‎большинстве ‎«простых» ‎правил, ‎если‏ ‎копнуть‏ ‎глубже.

К‏ ‎чему ‎это‏ ‎я? ‎Есть‏ ‎правила, ‎а‏ ‎есть‏ ‎принципы. ‎И‏ ‎это ‎— ‎две ‎большие ‎разницы,‏ ‎два ‎очень‏ ‎разных‏ ‎уровня ‎абстракции. ‎Не‏ ‎надо ‎забывать,‏ ‎что, ‎когда ‎много ‎повидавший‏ ‎человек‏ ‎выдает ‎«простое»‏ ‎описание, ‎обычно‏ ‎за ‎этим ‎стоит ‎«сложный» ‎жизненный‏ ‎опыт.

Не‏ ‎настаиваю ‎—‏ ‎это ‎частное‏ ‎мнение ‎и ‎не ‎является ‎рекомендацией‏ ‎к‏ ‎действиям.‏ ‎Если ‎у‏ ‎вас ‎есть‏ ‎свои ‎замечания‏ ‎и‏ ‎предложения, ‎то‏ ‎пожалуйста, ‎пишите ‎их ‎в ‎комментариях.
Читать: 2+ мин
logo Аналитическая песочница

Кого можно назвать Хомячком?

«Хомячок» ‎—‏ ‎человек, ‎который ‎формирует ‎знание ‎на‏ ‎нерепрезентативных ‎данных,‏ ‎а‏ ‎когда ‎ему ‎указывают‏ ‎на ‎логические‏ ‎противоречия ‎в ‎его ‎модели‏ ‎мира,‏ ‎яростно ‎отвергает‏ ‎замечания ‎и‏ ‎обвиняет ‎в ‎агрессии.

Как ‎то ‎я‏ ‎сразу‏ ‎«с ‎места‏ ‎в ‎карьер».‏ ‎Раскроем ‎чуть ‎подробнее, ‎какие ‎смыслы‏ ‎я‏ ‎вкладываю‏ ‎в ‎это‏ ‎определение.

Первое. ‎«Хомячок»‏ ‎— ‎это‏ ‎детская‏ ‎(незрелая) ‎психика‏ ‎или ‎детское ‎отношение ‎к ‎тому,‏ ‎что ‎события‏ ‎в‏ ‎окружающем ‎мире ‎протекают‏ ‎не ‎так,‏ ‎как ‎думает ‎«хомячок». ‎Это‏ ‎перенос‏ ‎ответственности ‎за‏ ‎последствия ‎поступков‏ ‎на ‎внешние ‎причины. ‎Классический ‎пример:‏ ‎когда‏ ‎ребенок ‎ушиб‏ ‎пальчик ‎о‏ ‎ножку ‎стула, ‎то ‎«стул ‎—‏ ‎плохой»,‏ ‎а‏ ‎не ‎«я‏ ‎— ‎неловкий».‏ ‎Когда ‎нашему‏ ‎«хомячку»‏ ‎возражают ‎в‏ ‎дискуссии ‎или ‎указывают ‎на ‎его‏ ‎ошибку ‎в‏ ‎представлении‏ ‎о ‎мире, ‎наш‏ ‎«герой» ‎отвечает‏ ‎в ‎стиле: ‎«Сам ‎дурак!‏ ‎Душнила!‏ ‎ЭДПН! ‎Бан‏ ‎тебе ‎урод!»

Второе.‏ ‎«Хомячок» ‎— ‎это ‎несформированное ‎самостоятельное‏ ‎мышление.‏ ‎Накопленная ‎мешанина‏ ‎из ‎ярких‏ ‎фактов, ‎мнений ‎«правильных» ‎источников, ‎шаблонные‏ ‎выводы‏ ‎«весь‏ ‎мир ‎знает».‏ ‎У ‎«хомячка»‏ ‎не ‎работает‏ ‎даже‏ ‎базовый ‎мыслительный‏ ‎уровень: ‎нет ‎рефлексии ‎относительно ‎окружающего‏ ‎мира ‎и‏ ‎нет‏ ‎логической ‎проверки ‎на‏ ‎противоречия ‎в‏ ‎собственных ‎представлениях. ‎Что ‎же‏ ‎говорить‏ ‎о ‎рациональности‏ ‎выводов ‎и,‏ ‎тем ‎более, ‎о ‎системном ‎взгляде‏ ‎на‏ ‎мир.

Основная ‎ошибка.‏ ‎«Хомячок» ‎формирует‏ ‎обобщение ‎(или ‎строит ‎выводы) ‎на‏ ‎нерепрезентативных‏ ‎выборках:

  • строит‏ ‎заключения ‎на‏ ‎ярких, ‎эмоциональных‏ ‎данных/фактах, ‎которые,‏ ‎конечно‏ ‎имеют ‎место‏ ‎быть, ‎но ‎никак ‎не ‎отражают‏ ‎все ‎реальную‏ ‎жизнь,‏ ‎все ‎многообразие ‎мира;
  • берёт‏ ‎в ‎рассмотрение‏ ‎очень ‎маленькие ‎выборки, ‎даже‏ ‎если‏ ‎ему ‎кажется,‏ ‎что ‎их‏ ‎много. ‎Больше ‎трех ‎— ‎это‏ ‎же‏ ‎очень ‎много!‏ ‎Не ‎важно,‏ ‎что ‎в ‎реальности ‎фактов ‎на‏ ‎много‏ ‎порядков‏ ‎больше;
  • использует ‎очень‏ ‎простые ‎взаимосвязи‏ ‎между ‎явлениями‏ ‎(постоянно‏ ‎говорят ‎о‏ ‎линейной ‎зависимости, ‎хотя ‎такая ‎зависимости‏ ‎характерна ‎только‏ ‎для‏ ‎очень ‎простых ‎механических‏ ‎систем);
  • очень ‎часто‏ ‎«хомячок» ‎в ‎качестве ‎исходных‏ ‎фактов‏ ‎использует ‎не‏ ‎факты, ‎а‏ ‎мнения! ‎И ‎дальше, ‎строит ‎выводы‏ ‎на‏ ‎выводах.
Не ‎настаиваю‏ ‎— ‎это‏ ‎частное ‎мнение ‎и ‎не ‎является‏ ‎рекомендацией‏ ‎к‏ ‎действиям. ‎Если‏ ‎у ‎вас‏ ‎есть ‎свои‏ ‎замечания‏ ‎и ‎предложения,‏ ‎то ‎пожалуйста, ‎пишите ‎их ‎в‏ ‎комментариях.
Читать: 2+ мин
logo Аналитическая песочница

Дисциплина превосходит мотивацию

Полистал ‎ленту‏ ‎и ‎загрустил. ‎Очень ‎стало ‎печально‏ ‎от ‎современного‏ ‎идиотизма‏ ‎подхода ‎в ‎головах‏ ‎у ‎людей.‏ ‎Сейчас ‎модно ‎(и ‎это‏ ‎всеми‏ ‎поощряется ‎и‏ ‎продвигается) ‎считать,‏ ‎что ‎психологическая ‎и ‎эмоциональная ‎подготовка‏ ‎очень‏ ‎важна, ‎даже‏ ‎«сверхважна». ‎Вообще‏ ‎все ‎«ваши ‎интернеты», ‎переполнены ‎постами‏ ‎о‏ ‎том,‏ ‎как ‎важно‏ ‎«правильно» ‎относиться‏ ‎к ‎жизни,‏ ‎работе,‏ ‎отношениям, ‎удачам‏ ‎и ‎неудачам, ‎достижениям ‎и ‎потерям,‏ ‎как ‎важно‏ ‎правильно‏ ‎«эмоционировать» ‎и ‎«мотивироваться»:

  • Основные‏ ‎эмоциональные ‎ошибки‏ ‎<подставить ‎любой ‎вид ‎деятельности>
  • Определите‏ ‎свое‏ ‎отношение ‎к‏ ‎риску ‎в‏ ‎<поставить ‎что ‎угодно>
  • Контролируйте ‎эмоции ‎при‏ ‎<подставить‏ ‎любое ‎событие>
  • Что‏ ‎угодно ‎—‏ ‎это ‎не ‎что ‎угодно. ‎Это‏ ‎психология‏ ‎и‏ ‎эмоциональный ‎интелллллект!
  • И‏ ‎еще ‎много‏ ‎подобной ‎чуши…

Не‏ ‎отменяя‏ ‎важности ‎морально-волевых.‏ ‎Однако!

В ‎далеком ‎детстве ‎и ‎юности‏ ‎немного ‎занимался‏ ‎дзюдо,‏ ‎а ‎еще ‎на‏ ‎пианино ‎играл.‏ ‎В ‎обеих ‎дисциплинах ‎были‏ ‎выступления‏ ‎и ‎соревнования.‏ ‎И ‎тренеры,‏ ‎и ‎преподаватели ‎всегда ‎больше ‎внимания‏ ‎уделяли‏ ‎тренировкам ‎(развитию‏ ‎навыков ‎и‏ ‎накоплению ‎опыта). ‎А ‎стойкость ‎характера,‏ ‎упорство,‏ ‎отсутствие‏ ‎зацикливания ‎на‏ ‎ошибках ‎и‏ ‎неудачах ‎—‏ ‎все‏ ‎эти ‎психологические‏ ‎качества ‎развивались ‎вследствие ‎работы ‎по‏ ‎совершенствованию ‎мастерства.‏ ‎Старшие‏ ‎товарищи, ‎конечно, ‎помогали‏ ‎пережить ‎неудачи‏ ‎или ‎рутину ‎тренировок, ‎но‏ ‎главное‏ ‎было ‎действовать,‏ ‎вкалывать ‎и‏ ‎упираться, ‎а ‎не ‎«страдать ‎эмоциями»‏ ‎и‏ ‎ныть.

То ‎есть‏ ‎в ‎классическом‏ ‎подходе ‎к ‎обучению ‎и ‎развитию‏ ‎мастерства‏ ‎приоритет‏ ‎отдается ‎тренировкам‏ ‎навыков, ‎а‏ ‎морально-волевые ‎развиваются‏ ‎вследствие.‏ ‎А ‎в‏ ‎современной ‎«хомячковой» ‎парадигме ‎«экспертов» ‎(чуваков,‏ ‎которые ‎только‏ ‎болтать‏ ‎умеют, ‎а ‎реальной‏ ‎практики ‎у‏ ‎них ‎«кот ‎наплакал») ‎приоритет‏ ‎отдан‏ ‎«следствию ‎мастерства».‏ ‎Современные ‎люди‏ ‎вообще ‎не ‎понимают, ‎что ‎такое‏ ‎«необходимые»,‏ ‎а ‎что‏ ‎такое ‎«достаточные»‏ ‎условия ‎для ‎достижения ‎результата.

Но ‎все-таки,‏ ‎повторяем:‏ ‎«Подготовка‏ ‎и ‎дисциплина‏ ‎делают ‎нас‏ ‎хозяевами ‎Судьбы!»

Не‏ ‎настаиваю‏ ‎— ‎это‏ ‎частное ‎мнение ‎и ‎не ‎является‏ ‎рекомендацией ‎к‏ ‎действиям.‏ ‎Если ‎у ‎вас‏ ‎есть ‎свои‏ ‎замечания ‎и ‎предложения, ‎то‏ ‎пожалуйста,‏ ‎пишите ‎их‏ ‎в ‎комментариях.
Читать: 1+ мин
logo Аналитическая песочница

Напоминание о пользе Разума

Слова ‎неизвестного‏ ‎греческого ‎поэта, ‎которые ‎приводит ‎афинский‏ ‎оратор ‎Ликург‏ ‎(390‏ ‎— ‎324 ‎гг.‏ ‎до ‎Р.Х.)‏ ‎в ‎речи ‎против ‎Леократа:‏ ‎«Когда‏ ‎гнев ‎богов‏ ‎постигает ‎человека,‏ ‎то ‎прежде ‎всего ‎божество ‎отнимает‏ ‎у‏ ‎него ‎здравый‏ ‎смысл ‎и‏ ‎дает ‎превратное ‎направление ‎его ‎мыслям,‏ ‎чтобы‏ ‎он‏ ‎не ‎сознавал‏ ‎своих ‎ошибок».

Латинский‏ ‎вариант: ‎«Quos‏ ‎Deus‏ ‎perdere ‎vult‏ ‎dementat ‎prius» (Кого ‎Бог ‎хочет ‎погубить,‏ ‎того ‎он‏ ‎сначала‏ ‎лишает ‎разума).

В ‎индуизме‏ ‎это ‎гуна‏ ‎невежества ‎— ‎«Тамас». ‎Результатом‏ ‎влияния‏ ‎Тамаса ‎на‏ ‎Индивида ‎является‏ ‎деградация ‎в ‎низшие ‎формы ‎жизни‏ ‎в‏ ‎круговороте ‎рождения‏ ‎и ‎смерти.

Не‏ ‎настаиваю ‎— ‎это ‎частное ‎мнение‏ ‎и‏ ‎не‏ ‎является ‎рекомендацией‏ ‎к ‎действиям.‏ ‎Если ‎у‏ ‎вас‏ ‎есть ‎свои‏ ‎замечания ‎и ‎предложения, ‎то ‎пожалуйста,‏ ‎пишите ‎их‏ ‎в‏ ‎комментариях.
Остальные записи можно увидеть оформив подписку
Оформить подписку
Читать: 13+ мин
logo Аналитическая песочница

Основы разработки стратегии

Доступно подписчикам уровня
«Чашка капучино 300 мл»
Подписаться за 170₽ в месяц

"Золотой теленок". Незаменимое пособие для сочинения Юбилейных статей, Табельных фельетонов, а также Парадных стихотворений, Од и Тропарей. ^_^ Автор решил дать свою методичку, как надо подходить к разработке и описанию стратегии. Скромно? А кто сомневается?! Оригинально? Посмотрим!

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048