logo
Картинки
Уникальные картинки
logo
0
читателей
Картинки  Уникальные картинки
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Картинки на любой вкус.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Промо уровень 250₽ месяц Осталось 15 мест

Подписка по специальным условиям для ограниченного количества подписчиков.

Оформить подписку
Бронза 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Картинки

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Серебро 990₽ месяц 10 098₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Картинки

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Золото 1 750₽ месяц 17 850₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Картинки

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Платина 5 000₽ месяц 51 000₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Картинки

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 2+ мин
logo Картинки

Шаблоны для открыток к "


Читать: 29+ мин
r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Бём Е. Азбука. 5 вып. Париж, 1913-1914


Поставщик ‎Двора‏ ‎Его ‎Императорского ‎Величества ‎И.С. ‎Лапин,‏ ‎художник ‎–‏ ‎издатель.‏ ‎Париж, ‎1913-1914. ‎5‏ ‎вып. ‎(планировалось).‏ ‎Тираж ‎1000 ‎экз. ‎При‏ ‎жизни‏ ‎Елизаветы ‎Бем‏ ‎вышло ‎только‏ ‎три ‎выпуска. ‎Планировалось ‎выпустить ‎5‏ ‎выпусков‏ ‎по ‎6‏ ‎букв ‎в‏ ‎каждом, ‎вышло ‎всего ‎4 ‎выпуска‏ ‎(24‏ ‎буквы).‏ ‎Позднее ‎в‏ ‎1920-е ‎годы‏ ‎«Азбука» ‎переиздавалась‏ ‎в‏ ‎Праге, ‎серией‏ ‎из ‎30 ‎открыток ‎для ‎детей‏ ‎иммигрантов. ‎Каждую‏ ‎из‏ ‎хромолитографий ‎сопровождает ‎искусственно-вычурный‏ ‎и ‎помпезный‏ ‎текст. ‎


Выпуски ‎в ‎мягких‏ ‎издательских‏ ‎обложках. ‎38,8х29,8‏ ‎см. ‎На‏ ‎первой ‎обложке ‎– ‎Св. ‎Пророк‏ ‎Наум,‏ ‎по ‎преданию,‏ ‎патрон ‎науки,‏ ‎как ‎и ‎гласит ‎русская ‎пословица‏ ‎:‏ ‎"Пророк‏ ‎Наум, ‎наставь‏ ‎на ‎ум!".‏ ‎Детей ‎начинали‏ ‎обучать‏ ‎грамоте ‎1-го‏ ‎декабря, ‎в ‎день ‎Св. ‎Пр.‏ ‎Наума! ‎Текст‏ ‎составлен‏ ‎Е. ‎Бём, ‎профессором‏ ‎Ф. ‎Батюшковым‏ ‎и ‎Опочининым. ‎Рисунки ‎наклеены‏ ‎на‏ ‎толстую ‎бумагу‏ ‎Верже ‎специального‏ ‎изготовления. ‎Цена ‎всей ‎азбуки ‎–‏ ‎30‏ ‎рублей, ‎одного‏ ‎выпуска ‎–‏ ‎6 ‎рублей! ‎Сто ‎роскошных ‎номерованных‏ ‎экземпляров,‏ ‎особенно‏ ‎тщательно ‎исполненным,‏ ‎с ‎автографом‏ ‎Елизаветы ‎Бём.‏ ‎Его‏ ‎цена ‎по‏ ‎подписке ‎– ‎50 ‎рублей. ‎Половина‏ ‎тиража ‎вышла‏ ‎в‏ ‎издательском ‎коленкоровом ‎переплёте‏ ‎с ‎двумя‏ ‎металлическими ‎под ‎старое ‎серебро‏ ‎застёжками‏ ‎и ‎пряжками.

Создавать‏ ‎давно ‎задуманную‏ ‎азбуку ‎Е.М. ‎Бём ‎начала ‎в‏ ‎1911‏ ‎году, ‎заключив‏ ‎договор ‎с‏ ‎издателем ‎И.С. ‎Лапиным. ‎Произведение ‎было‏ ‎задумано‏ ‎не‏ ‎для ‎обучения‏ ‎грамоте, ‎а‏ ‎скорее ‎как‏ ‎история‏ ‎в ‎картинках.‏ ‎Используя ‎композицию ‎иллюстрированной ‎азбуки, ‎художница‏ ‎Елизавета ‎Бём,‏ ‎попыталась‏ ‎создать ‎оригинальный ‎альбом‏ ‎в ‎сказочном‏ ‎стиле. ‎Образцом ‎для ‎азбуки‏ ‎послужили‏ ‎"Буквицы" ‎времён‏ ‎царя ‎Алексея‏ ‎Михайловича. ‎Это ‎дало ‎мысль ‎применить‏ ‎и‏ ‎подобрать ‎рисунки‏ ‎на ‎каждую‏ ‎из ‎букв, ‎придерживаясь ‎по ‎возможности,‏ ‎духа‏ ‎того‏ ‎времени ‎или‏ ‎сказочного ‎или‏ ‎народного. ‎Для‏ ‎заставок‏ ‎подобраны ‎сибирские‏ ‎камни, ‎тоже ‎на ‎всякую ‎букву.‏ ‎Монеты ‎взяты‏ ‎из‏ ‎разных ‎времён, ‎начиная‏ ‎с ‎червонца‏ ‎Царя ‎Михаила ‎Феодоровича, ‎рубля‏ ‎и‏ ‎четвертака ‎Царя‏ ‎Алексея ‎Михайловича,‏ ‎полушки ‎Анны ‎Иоанновны, ‎гривны ‎Екатерины‏ ‎I‏ ‎и ‎знаменитого‏ ‎пятака ‎Екатерины‏ ‎II. ‎"Азбуку ‎ведати ‎- ‎глаголеть‏ ‎добро‏ ‎есть!"

Библиографические‏ ‎источники:

1. От ‎азбуки‏ ‎Ивана ‎Фёдорова‏ ‎до ‎современного‏ ‎букваря.‏ ‎Москва, ‎1974,‏ ‎с.с. ‎166-167.

2. Чапкина-Руга ‎С.А. ‎Русский ‎стиль‏ ‎Елизаветы ‎Бём.‏ ‎Москва,‏ ‎2007.

РАЗНООБРАЗНЫЕ ‎И ‎НЕОБЫЧАЙНО‏ ‎КРАСИВЫЕ ‎РУКОПИСНЫЕ‏ ‎БУКВЫ ‎ИЗ ‎«БУКВИЦЫ» ‎ВРЕМЕН‏ ‎ЦАРЯ‏ ‎АЛЕКСЕЯ ‎МИХАЙЛОВИЧА‏ ‎ПОСЛУЖИЛИ ‎ПОВОДОМ‏ ‎К ‎СОСТАВЛЕНИЮ ‎НАСТОЯЩЕЙ ‎«АЗБУКИ». ‎ЭТО‏ ‎ДАЛО‏ ‎МЫСЛЬ ‎ПРИМЕНИТЬ‏ ‎И ‎ПОДОБРАТЬ‏ ‎РИСУНКИ ‎НА ‎КАЖДУЮ ‎ИЗ ‎БУКВ,‏ ‎ПРИДЕРЖИВАЯСЬ,‏ ‎ПО‏ ‎ВОЗМОЖНОСТИ, ‎ДУХА‏ ‎ТОГО ‎ВРЕМЕНИ,‏ ‎ИЛИ ‎СКАЗОЧНОГО,‏ ‎ИЛИ‏ ‎НАРОДНОГО.


ВАШ ‎КАРАНДАШ—МОЯ‏ ‎ОБИДА.

ЗАЧЕМ ‎НЕ ‎МНЕ ‎ОН ‎БОГОМ‏ ‎ДАН?

Я ‎НЕ‏ ‎ПОКАЗЫВАЮ‏ ‎ВИДА,

НО ‎В ‎СЕРДЦЕ‏ ‎ЦЕЛЫЙ ‎УРАГАН!

ПОЭТ‏ ‎АПОЛЛОН ‎МАЙНОВ ‎- ‎ЕЛИЗАВЕТЕ‏ ‎БЁМ.‏ ‎1896

К ‎числу‏ ‎почитателей ‎таланта‏ ‎Е. ‎Поленовой ‎принадлежала ‎и ‎Е.‏ ‎Бём.‏ ‎Имена ‎этих‏ ‎художниц ‎часто‏ ‎ставились ‎рядом, ‎В. ‎Стасов ‎однажды‏ ‎назвал‏ ‎их‏ ‎«родными ‎сестрицами‏ ‎и ‎товарками».‏ ‎Однако ‎различия‏ ‎в‏ ‎их ‎творческих‏ ‎методах ‎гораздо ‎очевиднее, ‎чем ‎внешнее‏ ‎тематическое ‎сходство.‏ ‎Бём‏ ‎была ‎графиком ‎более‏ ‎плодовитым, ‎чем‏ ‎Поленова, ‎но ‎и ‎несравненно‏ ‎более‏ ‎поверхностным ‎и‏ ‎однообразным. ‎Даже‏ ‎Стасов, ‎друживший ‎с ‎художницей ‎и‏ ‎всячески‏ ‎превозносивший ‎ее‏ ‎работы ‎в‏ ‎печати, ‎в ‎письме ‎к ‎Е.‏ ‎Поленовой‏ ‎признавался:‏ ‎«...я ‎никогда‏ ‎ровно ‎ничего‏ ‎не ‎требую‏ ‎и‏ ‎не ‎смею‏ ‎взыскивать ‎с ‎Е. ‎Бём, ‎хотя‏ ‎нахожу ‎совершенно‏ ‎фальшивой‏ ‎ее ‎систему ‎все‏ ‎на ‎свете‏ ‎изображать ‎вечно ‎только ‎посредством‏ ‎маленьких‏ ‎детей! ‎По-моему,‏ ‎это ‎очень‏ ‎худо ‎и ‎даже ‎нелепо, ‎но‏ ‎если‏ ‎ее ‎натура,‏ ‎вкус ‎и‏ ‎талант ‎того ‎требуют, ‎— ‎я‏ ‎с‏ ‎охотой‏ ‎и ‎почтением‏ ‎преклоняюсь ‎и‏ ‎с ‎любовью‏ ‎слежу‏ ‎за ‎ее‏ ‎грациозными ‎и ‎талантливыми ‎творениями».

Мир ‎детей‏ ‎был ‎главной,‏ ‎если‏ ‎не ‎единственной ‎темой‏ ‎произведений ‎одаренной‏ ‎рисовальщицы. ‎По ‎свидетельству ‎С.‏ ‎Лаврентьевой,‏ ‎приятельницы ‎и‏ ‎первого ‎биографа‏ ‎Бём, ‎художница ‎основательно ‎готовилась ‎к‏ ‎летним‏ ‎поездкам ‎в‏ ‎свое ‎родовое‏ ‎имение, ‎закупая ‎множество ‎подарков ‎для‏ ‎крестьянских‏ ‎детей.‏ ‎В ‎деревне‏ ‎«...барыня, ‎одарив‏ ‎всех, ‎принималась‏ ‎за‏ ‎срисовывание ‎своих‏ ‎маленьких ‎друзей, ‎во ‎всех ‎видах‏ ‎и ‎положениях,‏ ‎чего‏ ‎они ‎не ‎избегали,‏ ‎но ‎охотно‏ ‎позировали...». ‎Эти ‎наброски ‎служили‏ ‎потом‏ ‎основой ‎для‏ ‎бесчисленных ‎акварелей,‏ ‎литографий, ‎книжных ‎иллюстраций, ‎открыток. ‎Специфика‏ ‎подхода‏ ‎художницы ‎к‏ ‎русской ‎теме‏ ‎особенно ‎наглядно ‎проявилась ‎в ‎«Азбуке»,‏ ‎предназначавшейся‏ ‎не‏ ‎для ‎обучения‏ ‎грамоте, ‎а‏ ‎для ‎знакомства‏ ‎с‏ ‎бытом, ‎материальной‏ ‎культурой, ‎эстетикой ‎допетровской ‎Руси. ‎На‏ ‎страницах ‎этой‏ ‎книги‏ ‎дети, ‎одетые ‎в‏ ‎старинные ‎костюмы,‏ ‎наглядно ‎демонстрируют ‎смысл ‎непонятных‏ ‎слов,‏ ‎их ‎фигуры‏ ‎включаются ‎в‏ ‎единую ‎композицию ‎с ‎образцами ‎архаичной‏ ‎каллиграфии,‏ ‎с ‎изображениями‏ ‎предметов ‎утвари,‏ ‎животных.

Акварели ‎Бём ‎остроумно ‎скомпонованы, ‎красивы‏ ‎по‏ ‎цвету,‏ ‎импонируют ‎разнообразием‏ ‎и ‎тонкостью‏ ‎тональных ‎переходов.‏ ‎И‏ ‎в ‎то‏ ‎же ‎время ‎искушенного ‎зрителя ‎не‏ ‎покидает ‎ощущение,‏ ‎что‏ ‎в ‎рисунки ‎«переложено‏ ‎сахара». ‎Стилистику,‏ ‎в ‎которой ‎работала ‎художница,‏ ‎часто‏ ‎называют ‎сентиментальным‏ ‎реализмом. ‎Поверхностный‏ ‎взгляд ‎«доброй ‎барыни» ‎фиксировал ‎лишь‏ ‎внешние‏ ‎черты ‎маленьких‏ ‎натурщиков, ‎расчетливо‏ ‎отбирал ‎лишь ‎те ‎детали, ‎которые‏ ‎способны‏ ‎вызвать‏ ‎у ‎чувствительного‏ ‎зрителя ‎слезу‏ ‎умиления. ‎Тема‏ ‎русской‏ ‎старины ‎чаще‏ ‎всего ‎сводилась ‎к ‎игривому ‎маскараду,‏ ‎к ‎переодеванию‏ ‎современных‏ ‎крестьянских ‎ребят ‎в‏ ‎наряды ‎других‏ ‎эпох.

Еще ‎проще ‎решалась ‎сложнейшая‏ ‎проблема‏ ‎пластической ‎передачи‏ ‎особенностей ‎детской‏ ‎психологии. ‎Та ‎простодушно-восторженная ‎характеристика ‎творчества‏ ‎Бём,‏ ‎с ‎которой‏ ‎начинает ‎свой‏ ‎очерк ‎С. ‎Лаврентьева, ‎очень ‎точно‏ ‎описывает‏ ‎не‏ ‎только ‎типичный‏ ‎для ‎художницы‏ ‎круг ‎образов,‏ ‎но‏ ‎и ‎тот‏ ‎эмоциональный ‎эффект, ‎на ‎который ‎было‏ ‎рассчитано ‎большинство‏ ‎ее‏ ‎произведений: ‎«Кто ‎из‏ ‎нас ‎не‏ ‎знаком ‎с ‎вышедшими ‎из-под‏ ‎ее‏ ‎кисти ‎детишками,‏ ‎чисто-русского ‎типа,‏ ‎с ‎их ‎розовыми ‎личиками, ‎русыми‏ ‎кудряшками,‏ ‎наивными ‎глазками‏ ‎и ‎широко‏ ‎улыбающимися ‎или ‎слегка ‎надутыми ‎губками?‏ ‎Кто,‏ ‎встретив‏ ‎этих ‎детишек,‏ ‎не ‎залюбуется,‏ ‎а ‎часто‏ ‎и‏ ‎приветливо ‎улыбнется‏ ‎этим ‎крошкам ‎то ‎в ‎расшитых‏ ‎золотом ‎боярских‏ ‎кафтанах,‏ ‎то ‎в ‎рваных‏ ‎зипунишках ‎и‏ ‎простых ‎рубашонках, ‎то ‎в‏ ‎виде‏ ‎ангелочков, ‎осененных‏ ‎грациозно ‎сложенными‏ ‎крыльями?» ‎Сценки ‎из ‎жизни ‎сусальных,‏ ‎ангелоподобных‏ ‎«крохотных ‎людей»‏ ‎пользовались ‎огромным‏ ‎спросом. ‎Возможно, ‎именно ‎громкий ‎успех‏ ‎у‏ ‎невзыскательной‏ ‎публики ‎провоцировал‏ ‎Бём ‎на‏ ‎бесконечные ‎самоповторы,‏ ‎мешал‏ ‎ей ‎критически‏ ‎взглянуть ‎на ‎свои ‎работы ‎и‏ ‎в ‎конечном‏ ‎счете‏ ‎поставил ‎все ‎ее‏ ‎творчество ‎на‏ ‎зыбкую ‎грань ‎между ‎искусством‏ ‎и‏ ‎откровенным ‎кичем.‏ ‎Это ‎тем‏ ‎более ‎обидно, ‎если ‎учесть, ‎что‏ ‎речь‏ ‎идет ‎о‏ ‎художнице ‎высокоодаренной,‏ ‎в ‎совершенстве ‎владевшей ‎техническими ‎приемами‏ ‎графики.

Частое‏ ‎обращение‏ ‎к ‎силуэтному‏ ‎рисунку ‎дисциплинировало‏ ‎Бём, ‎помогало‏ ‎избавиться‏ ‎от ‎налета‏ ‎патоки, ‎почти ‎всегда ‎присутствовавшего ‎в‏ ‎ее ‎акварелях.‏ ‎Одной‏ ‎из ‎лучших ‎книг,‏ ‎оформленных ‎художницей,‏ ‎справедливо ‎считается ‎«Народная ‎сказка‏ ‎о‏ ‎репке», ‎в‏ ‎которой ‎каждый‏ ‎персонаж ‎получает ‎емкую ‎графическую ‎характеристику,‏ ‎действие‏ ‎развивается ‎с‏ ‎кинематографической ‎динамикой,‏ ‎ажурные ‎силуэты ‎цветов ‎и ‎трав‏ ‎подчеркивают‏ ‎весомость,‏ ‎монолитность ‎фигур‏ ‎главных ‎героев.‏ ‎В ‎лучших‏ ‎своих‏ ‎работах ‎Бём‏ ‎умела ‎быть ‎графиком ‎не ‎только‏ ‎манерно-слащавым, ‎но‏ ‎и‏ ‎наблюдательным, ‎ироничным, ‎точным‏ ‎в ‎отборе‏ ‎деталей. ‎Часто ‎ее ‎рисунки‏ ‎вели‏ ‎связный ‎и‏ ‎увлекательный ‎рассказ‏ ‎без ‎помощи ‎текста, ‎в ‎лаконичном‏ ‎силуэте‏ ‎угадывалось ‎настроение‏ ‎и ‎даже‏ ‎выражение ‎лица ‎героя. ‎Целый ‎ряд‏ ‎бёмовских‏ ‎иллюстративных‏ ‎циклов ‎представляет‏ ‎несомненный ‎интерес‏ ‎как ‎попытки,‏ ‎пусть‏ ‎и ‎не‏ ‎всегда ‎удачные, ‎свести ‎воедино ‎повествовательное‏ ‎начало ‎и‏ ‎декоративные‏ ‎принципы ‎оформления ‎книги.‏ ‎Однако ‎в‏ ‎гораздо ‎большей ‎степени ‎в‏ ‎решении‏ ‎этой ‎задачи‏ ‎преуспели ‎иллюстраторы‏ ‎«Мира ‎искусства».

Это ‎просто ‎были ‎крестьянские‏ ‎ребятишки

из‏ ‎соседней ‎деревни,‏ ‎которые ‎стерегли‏ ‎табун…

Сидя ‎без ‎шапок ‎и ‎в‏ ‎старых‏ ‎полушубках‏ ‎на ‎самых

бойких‏ ‎клячонках, ‎мчатся‏ ‎они ‎с‏ ‎весёлым

гиканьем‏ ‎и ‎криком,‏ ‎болтая ‎руками ‎и ‎ногами,

высоко ‎подпрыгивают,‏ ‎звонко ‎хохочут.

И.С.Тургенев.‏ ‎Бежин‏ ‎луг.

Е.М. ‎Бём ‎происходила‏ ‎из ‎дворянского‏ ‎рода ‎Эндауровых, ‎восходящего ‎к‏ ‎концу‏ ‎XVI ‎века,‏ ‎но ‎согласно‏ ‎семейному ‎преданию ‎- ‎Елизавета ‎Меркурьевна‏ ‎из‏ ‎рода ‎Индогур,‏ ‎татар, ‎пришедших‏ ‎на ‎службу ‎к ‎Ивану ‎III,‏ ‎который‏ ‎переименовал‏ ‎их ‎в‏ ‎Эндауровых. ‎Отец‏ ‎Е.М. ‎Бём,‏ ‎Меркурий‏ ‎Николаевич ‎Эндауров‏ ‎(1816-1906), ‎родился ‎в ‎Вологде, ‎учился‏ ‎в ‎школе‏ ‎гвардейских‏ ‎подпрапорщиков ‎и ‎юнкеров,‏ ‎в ‎1833-1840‏ ‎годах ‎служил ‎в ‎лейб-гвардии‏ ‎Московском‏ ‎полку, ‎с‏ ‎1840-го ‎по‏ ‎1850 ‎год ‎служил ‎в ‎Санкт-Петербурге‏ ‎в‏ ‎Комиссариатском ‎департаменте‏ ‎Военного ‎министерства‏ ‎помощником ‎бухгалтера. ‎В ‎1850 ‎году‏ ‎он‏ ‎уволился‏ ‎со ‎службы‏ ‎в ‎чине‏ ‎коллежского ‎асессора‏ ‎и‏ ‎переехал ‎с‏ ‎семьей ‎в ‎имение ‎- ‎сельцо‏ ‎Щепцово ‎Пошехонского‏ ‎уезда‏ ‎Ярославской ‎губернии. ‎

Мать‏ ‎Е.М. ‎Бём‏ ‎Юлия ‎Ивановна ‎(1820-?) ‎-дочь‏ ‎чиновника‏ ‎6-го ‎класса‏ ‎Богуславского ‎полка.‏ ‎Оба ‎родителя ‎были ‎большими ‎любителями‏ ‎искусства,‏ ‎отец ‎-‏ ‎страстным ‎меломаном‏ ‎и ‎театралом. ‎Родилась ‎Елизавета ‎Меркурьевна‏ ‎12‏ ‎февраля‏ ‎1843 ‎года‏ ‎в ‎Петербурге.‏ ‎Всего ‎в‏ ‎семье‏ ‎было ‎шестеро‏ ‎детей: ‎Екатерина ‎(1841-?), ‎Елизавета ‎(1843-1914),‏ ‎Николай ‎(1848-?),‏ ‎Александр‏ ‎(1851-1918), ‎Любовь ‎(1853-?),‏ ‎Александра. ‎Александр‏ ‎стал ‎директором ‎Мальцовского ‎хрустального‏ ‎завода,‏ ‎на ‎котором‏ ‎его ‎сестра‏ ‎Елизавета ‎создавала ‎позже ‎свои ‎произведения‏ ‎из‏ ‎стекла. ‎Любовь‏ ‎тоже ‎стала‏ ‎художницей, ‎приверженкой ‎русского ‎стиля, ‎но‏ ‎не‏ ‎такой‏ ‎знаменитой, ‎как‏ ‎сестра. ‎Она‏ ‎прославилась ‎акварелями‏ ‎растений,‏ ‎и ‎Община‏ ‎Св. ‎Евгении ‎выпустила ‎несколько ‎серий‏ ‎ее ‎открыток,‏ ‎на‏ ‎которых ‎строки ‎стихов‏ ‎окружали ‎полевые‏ ‎цветы. ‎

Детство ‎до ‎1857‏ ‎года‏ ‎Елизавета ‎провела‏ ‎в ‎родовом‏ ‎имении ‎Щепцово, ‎где ‎делала ‎свои‏ ‎первые‏ ‎шаги ‎в‏ ‎рисовании. ‎«Любовь‏ ‎к ‎рисованию ‎у ‎меня ‎была‏ ‎с‏ ‎самых‏ ‎ранних ‎лет;‏ ‎я ‎себя‏ ‎иначе ‎не‏ ‎помню,‏ ‎как ‎рисующей‏ ‎на ‎всех ‎клочках ‎бумаги, ‎которые‏ ‎попадались ‎мне‏ ‎в‏ ‎руки. ‎В ‎письма‏ ‎к ‎своим‏ ‎подругам ‎петербургским ‎я ‎постоянно‏ ‎вкладывала‏ ‎рисуночки ‎куколок‏ ‎и ‎животных,‏ ‎и ‎вот ‎это-то ‎и ‎обратило‏ ‎внимание‏ ‎людей, ‎несколько‏ ‎понимающих, ‎что‏ ‎мне ‎серьезно ‎следовало ‎заняться ‎рисованием»,‏ ‎-‏ ‎вспоминала‏ ‎Е.М. ‎Бём.‏ ‎

Когда ‎ей‏ ‎исполнилось ‎14‏ ‎лет,‏ ‎по ‎настоянию‏ ‎родственников, ‎Ильиных, ‎она ‎возвращается ‎в‏ ‎Петербург ‎для‏ ‎обучения‏ ‎в ‎рисовальной ‎школе‏ ‎Общества ‎поощрения‏ ‎художеств. ‎Генерал ‎А.А. ‎Ильин,‏ ‎двоюродный‏ ‎дядя ‎Е.М.‏ ‎Бём, ‎был‏ ‎учредителем ‎известного ‎во ‎всей ‎Европе‏ ‎Санкт-Петербургского‏ ‎картографического ‎заведения,‏ ‎печатавшего ‎в‏ ‎технике ‎литографии, ‎он ‎издавал ‎различные‏ ‎атласы,‏ ‎популярные‏ ‎журналы ‎«Природа‏ ‎и ‎люди»,‏ ‎«Всемирный ‎путешественник».‏ ‎

Его‏ ‎издательство ‎выпустило‏ ‎в ‎свет ‎большое ‎количество ‎силуэтов‏ ‎художницы. ‎Елизавета‏ ‎Меркурьевна‏ ‎была ‎одной ‎из‏ ‎первых ‎женщин,‏ ‎получивших ‎профессиональное ‎художественное ‎образование.‏ ‎«Я‏ ‎начала ‎посещать‏ ‎школу ‎Общества‏ ‎поощрения ‎художеств, ‎находившуюся ‎тогда ‎на‏ ‎Васильевском‏ ‎острове, ‎в‏ ‎здании ‎Биржи.‏ ‎Лучшими, ‎счастливыми ‎годами ‎были ‎те,‏ ‎что‏ ‎я‏ ‎занималась ‎в‏ ‎школе!

Приватных ‎занятий‏ ‎я ‎не‏ ‎имела,‏ ‎так ‎что‏ ‎затраты ‎на ‎мое ‎художественное ‎образование‏ ‎были ‎самые‏ ‎ничтожные.‏ ‎Руководителями ‎нашими ‎в‏ ‎школе ‎были‏ ‎такие ‎мастера, ‎как ‎Крамской,‏ ‎Чистяков,‏ ‎Бейдеман, ‎Примацци‏ ‎(по ‎акварели)»,‏ ‎- ‎писала ‎Е.М. ‎Бём. ‎С‏ ‎И.Крамским‏ ‎Елизавета ‎Меркурьевна‏ ‎поддерживала ‎дружеские‏ ‎отношения ‎и ‎после ‎окончания ‎рисовальной‏ ‎школы,‏ ‎считая‏ ‎его ‎своим‏ ‎«наилюбимейшим ‎руководителем».‏ ‎«Самые ‎отрадные‏ ‎воспоминания‏ ‎останутся ‎у‏ ‎меня ‎навсегда ‎о ‎Крамском ‎и‏ ‎глубокая ‎благодарность‏ ‎за‏ ‎ту ‎пользу, ‎которую‏ ‎он ‎мне‏ ‎принес. ‎Если ‎я ‎хоть‏ ‎малость‏ ‎понимаю ‎в‏ ‎рисунке, ‎то‏ ‎обязана ‎этим ‎исключительно ‎Крамскому». ‎

В‏ ‎1864‏ ‎году, ‎закончив‏ ‎обучение, ‎она‏ ‎возвращается ‎в ‎родительское ‎имение, ‎где‏ ‎увлекается‏ ‎рисованием‏ ‎с ‎натуры‏ ‎животных; ‎в‏ ‎1865 ‎году,‏ ‎приехав‏ ‎в ‎Петербург,‏ ‎Елизавета ‎Меркурьевна ‎получает ‎за ‎эти‏ ‎рисунки ‎серебряную‏ ‎медаль‏ ‎Общества ‎поощрения ‎художеств.‏ ‎В ‎Петербурге‏ ‎молодая ‎художница ‎поселилась ‎у‏ ‎своей‏ ‎приятельницы ‎А.‏ ‎Дмоховской ‎(Пинто),‏ ‎чей ‎муж, ‎объявленный ‎политическим ‎преступником,‏ ‎бежал‏ ‎из ‎Италии.‏ ‎Лишенный ‎всех‏ ‎средств ‎и ‎имущества, ‎в ‎Петербурге‏ ‎он‏ ‎зарабатывал‏ ‎уроками ‎итальянского‏ ‎языка, ‎и‏ ‎только ‎после‏ ‎вступления‏ ‎на ‎престол‏ ‎Виктора ‎Эммануила ‎был ‎восстановлен ‎в‏ ‎своих ‎правах‏ ‎и‏ ‎получил ‎место ‎итальянского‏ ‎консула ‎в‏ ‎России. ‎

Благодаря ‎этой ‎семье‏ ‎Е.М.‏ ‎Бём ‎узнала‏ ‎артистический ‎мир‏ ‎столицы, ‎подружилась ‎с ‎дочерью ‎цензора‏ ‎профессора‏ ‎А. ‎Никитенко,‏ ‎через ‎которую‏ ‎познакомилась ‎с ‎И.Гончаровым ‎и ‎И.Тургеневым.‏ ‎Благодаря‏ ‎А.‏ ‎Дмоховской ‎Елизавета‏ ‎Меркурьевна ‎встретилась‏ ‎и ‎с‏ ‎Л.Толстым,‏ ‎с ‎которым‏ ‎поддерживала ‎дружеские ‎отношения ‎до ‎его‏ ‎смерти. ‎В‏ ‎1867‏ ‎году ‎молодая ‎художница‏ ‎вышла ‎замуж‏ ‎за ‎Людвига ‎Францевича ‎Бёма,‏ ‎талантливого‏ ‎скрипача ‎и‏ ‎преподавателя, ‎а‏ ‎позднее ‎профессора ‎Петербургской ‎консерватории.

Людвиг ‎Францевич‏ ‎-‏ ‎венгр ‎по‏ ‎происхождению, ‎австрийский‏ ‎подданный. ‎Его ‎отец ‎и ‎первый‏ ‎учитель‏ ‎-‏ ‎Франц ‎Бём‏ ‎-скрипач, ‎страстный‏ ‎любитель ‎и‏ ‎пропагандист‏ ‎квартетов ‎Бетховена,‏ ‎с ‎1810-х ‎годов ‎жил ‎в‏ ‎Петербурге, ‎был‏ ‎солистом‏ ‎Императорских ‎театров. ‎Давал‏ ‎уроки ‎музыки‏ ‎царской ‎семье, ‎девицам ‎в‏ ‎Смольном‏ ‎институте, ‎а‏ ‎также ‎М.Глинке.‏ ‎Музыкальное ‎образование ‎Людвиг ‎Францевич ‎получил‏ ‎в‏ ‎Венской ‎консерватории,‏ ‎проживая ‎у‏ ‎своего ‎дяди, ‎знаменитого ‎профессора, ‎скрипача‏ ‎Иосифа‏ ‎Бёма,‏ ‎основателя ‎Венской‏ ‎скрипичной ‎школы,‏ ‎который ‎дружил‏ ‎с‏ ‎Бетховеном ‎и‏ ‎был ‎учителем ‎целой ‎плеяды ‎знаменитых‏ ‎скрипачей. ‎

После‏ ‎смерти‏ ‎дяди ‎Л.Ф. ‎Бём‏ ‎получил ‎в‏ ‎наследство ‎скрипку ‎Страдивари ‎и‏ ‎письмо‏ ‎Бетховена. ‎Став‏ ‎семейной ‎дамой,‏ ‎Елизавета ‎Меркурьевна ‎не ‎прекращала ‎заниматься‏ ‎рисованием.‏ ‎«Любя ‎всей‏ ‎душой ‎свое‏ ‎занятие, ‎я ‎и ‎по ‎выходе‏ ‎замуж‏ ‎и‏ ‎после ‎того,‏ ‎что ‎имела‏ ‎ребенка, ‎все‏ ‎так‏ ‎же, ‎если‏ ‎еще ‎не ‎более, ‎занималась ‎любимым‏ ‎делом», ‎-‏ ‎вспоминала‏ ‎она. ‎Е.М. ‎Бём‏ ‎во ‎время‏ ‎обучения ‎в ‎рисовальной ‎школе‏ ‎стала‏ ‎известна ‎как‏ ‎прекрасная ‎девушка‏ ‎в ‎костюме ‎Дианы ‎на ‎костюмированном‏ ‎балу‏ ‎в ‎Академии‏ ‎художеств. ‎В‏ ‎Петербурге ‎ее ‎еще ‎долго ‎ассоциировали‏ ‎с‏ ‎образом‏ ‎Прекрасной ‎Дианы.‏ ‎Этот ‎образ‏ ‎в ‎1862‏ ‎году‏ ‎запечатлел ‎на‏ ‎память ‎современникам ‎и ‎потомкам ‎в‏ ‎акварельном ‎портрете‏ ‎А.Шарлемань.‏ ‎

Первый ‎костюмированный ‎бал‏ ‎состоялся ‎29‏ ‎декабря ‎1861 ‎года ‎и‏ ‎был‏ ‎платным, ‎24‏ ‎февраля ‎1862‏ ‎года ‎по ‎желанию ‎президента ‎Академии‏ ‎художеств‏ ‎великой ‎княгини‏ ‎Марии ‎Николаевны‏ ‎состоялся ‎повторный ‎бал. ‎На ‎него‏ ‎бесплатно‏ ‎приглашались‏ ‎отличившиеся ‎костюмами,‏ ‎среди ‎них‏ ‎была ‎и‏ ‎Елизавета‏ ‎Меркурьевна. ‎Именно‏ ‎на ‎этом ‎балу ‎А.Шарлемань ‎выполнил‏ ‎акварельный ‎портрет,‏ ‎который‏ ‎приобрел ‎граф ‎Н.Кушелев-Безбородко.‏ ‎Становление ‎Е.М.‏ ‎Бём ‎как ‎художника ‎приходится‏ ‎на‏ ‎1870-е ‎годы.‏ ‎

Впервые ‎творчество‏ ‎Елизаветы ‎Меркурьевны ‎стало ‎известно ‎зрителю‏ ‎по‏ ‎исполненным ‎ею‏ ‎графическим ‎работам‏ ‎в ‎технике ‎литографии, ‎разновидности ‎гравюры,‏ ‎-‏ ‎она‏ ‎была ‎изобретена‏ ‎в ‎1796‏ ‎году ‎Алоизером‏ ‎Зенефельдером.‏ ‎«Оригинальные» ‎листы,‏ ‎то ‎есть ‎листы, ‎выполненные ‎литографически‏ ‎непосредственно ‎самими‏ ‎художниками,‏ ‎по ‎своему ‎изяществу‏ ‎и ‎тонкости‏ ‎ни ‎в ‎чем ‎не‏ ‎уступали‏ ‎резцовой ‎гравюре.‏ ‎Художественная ‎литография‏ ‎стала ‎популярна ‎в ‎первой ‎четверти‏ ‎XIX‏ ‎века, ‎особенно‏ ‎во ‎Франции.‏ ‎К ‎этому ‎же ‎времени ‎относится‏ ‎появление‏ ‎литографии‏ ‎в ‎России,‏ ‎первой ‎работой‏ ‎считается ‎«Всадник»‏ ‎А.Орловского,‏ ‎отпечатанный ‎в‏ ‎марте ‎1816 ‎года. ‎Литография ‎развивалась‏ ‎очень ‎быстро,‏ ‎в‏ ‎этой ‎технике ‎пробовали‏ ‎свои ‎силы‏ ‎практически ‎все ‎корифеи ‎отечественной‏ ‎живописи‏ ‎- ‎А.Венецианов,‏ ‎В.Боровиковский, ‎О.Кипренский,‏ ‎А. ‎и ‎К. ‎Брюлловы, ‎братья‏ ‎Н.‏ ‎и ‎Г.‏ ‎Чернецовы ‎и‏ ‎многие ‎другие.

Во ‎второй ‎половине ‎XIX‏ ‎века‏ ‎распространяется‏ ‎репродуцирование ‎картин‏ ‎литографским ‎способом.‏ ‎В ‎18бО-е‏ ‎годы‏ ‎в ‎моду‏ ‎вошло ‎литографирование ‎пером ‎на ‎камне.‏ ‎В ‎этой‏ ‎манере‏ ‎себя ‎попробовали ‎многие:‏ ‎В.Верещагин, ‎И.Шишкин,‏ ‎В.Суриков, ‎В.Серов, ‎и ‎среди‏ ‎прочих‏ ‎- ‎Е.М.‏ ‎Бём. ‎На‏ ‎выставках ‎в ‎Императорской ‎Академии ‎художеств‏ ‎были‏ ‎представлены ‎рисунки‏ ‎Е.М. ‎Бём‏ ‎«Голова ‎теленка», ‎«Две ‎кошачьих ‎головы»,‏ ‎«Собака‏ ‎с‏ ‎дикой ‎уткой»‏ ‎и ‎др.‏ ‎По ‎этим‏ ‎рисункам‏ ‎Е.М.Бём ‎выполнила‏ ‎литографии, ‎две ‎из ‎которых ‎-‏ ‎«Голова ‎теленка»‏ ‎и‏ ‎«Собака ‎с ‎дикой‏ ‎уткой» ‎-‏ ‎были ‎напечатаны ‎в ‎«Художественном‏ ‎автографе»‏ ‎в ‎1869-1870‏ ‎гг. ‎вместе‏ ‎с ‎литографиями ‎И.Шишкина, ‎Е.Лансере, ‎В.Маковского‏ ‎и‏ ‎других. ‎

В‏ ‎1870 ‎году‏ ‎Императорская ‎Академия ‎художеств ‎присудила ‎Елизавете‏ ‎Меркурьевне‏ ‎большую‏ ‎поощрительную ‎медаль‏ ‎за ‎рисунки‏ ‎животных. ‎Также‏ ‎в‏ ‎технике ‎литографирования‏ ‎пером ‎по ‎камню ‎был ‎исполнен‏ ‎большой ‎лист‏ ‎«Красной‏ ‎шапочки» ‎(1870) ‎-‏ ‎работа, ‎предшествовавшая‏ ‎первому ‎крупному ‎произведению ‎Елизаветы‏ ‎Меркурьевны‏ ‎- ‎рисункам‏ ‎к ‎поэме‏ ‎Н.Некрасова ‎«Мороз ‎Красный ‎нос», ‎изданным‏ ‎в‏ ‎1872 ‎году‏ ‎А.Ильиным ‎и‏ ‎представлявшим ‎собой ‎папку ‎из ‎шести‏ ‎нумерованных‏ ‎тоновых‏ ‎литографий ‎в‏ ‎обложке ‎с‏ ‎изображением ‎сказочной‏ ‎ели,‏ ‎исполненных ‎в‏ ‎классической ‎технике ‎литографского ‎карандаша. ‎Каждая‏ ‎композиция ‎иллюстрирует‏ ‎определенные‏ ‎строки ‎поэмы, ‎все‏ ‎они ‎решены‏ ‎вертикально ‎и ‎расположены ‎в‏ ‎центре‏ ‎листа, ‎в‏ ‎нижней ‎части‏ ‎которого ‎напечатаны ‎стихи. ‎Работы ‎выполнены‏ ‎в‏ ‎эстетике ‎70-х‏ ‎годов ‎XIX‏ ‎века, ‎сродни ‎идеализированным ‎образам ‎персонажей‏ ‎литографий‏ ‎А.‏ ‎Лебедева ‎«Погибшие,‏ ‎но ‎милые‏ ‎создания». ‎

В‏ ‎них‏ ‎еще ‎не‏ ‎проявился ‎тот ‎отличительный ‎почерк, ‎по‏ ‎которому ‎Е.М.‏ ‎Бём‏ ‎легко ‎определить, ‎но‏ ‎уже ‎заметна‏ ‎любовь ‎художницы ‎к ‎изображению‏ ‎русской‏ ‎деревни ‎и‏ ‎детей ‎-‏ ‎двум ‎темам, ‎прошедшим ‎через ‎все‏ ‎ее‏ ‎творчество. ‎В‏ ‎1910-е ‎годы‏ ‎И ‎Лапин ‎выпустил ‎папку ‎«Всего‏ ‎понемножку»‏ ‎из‏ ‎двадцати ‎четырех‏ ‎хромолитографий ‎с‏ ‎акварелей ‎Е.М.‏ ‎Бём,‏ ‎герои ‎всех‏ ‎композиций ‎- ‎дети. ‎Эти ‎же‏ ‎композиции ‎были‏ ‎использованы‏ ‎на ‎почтовой ‎бумаге,‏ ‎а ‎некоторые‏ ‎из ‎них ‎изданы ‎как‏ ‎открытки.

Особенно‏ ‎важной ‎и‏ ‎желанной ‎работой‏ ‎в ‎жизни ‎художницы ‎стала. ‎«Азбука»,‏ ‎состоящая‏ ‎из ‎тридцати‏ ‎акварелей, ‎иллюстриру­ющих‏ ‎русский ‎алфавит. ‎Она ‎была ‎издана‏ ‎И‏ ‎Лапиным‏ ‎в ‎1913-1914‏ ‎годах ‎в‏ ‎Париже ‎в‏ ‎пяти‏ ‎выпусках, ‎при‏ ‎жизни ‎Елизаветы ‎Меркурьевны ‎вышло ‎только‏ ‎три. ‎Создавать‏ ‎давно‏ ‎задуманную ‎азбуку ‎Е.М.‏ ‎Бём ‎начала‏ ‎в ‎1911 ‎году, ‎заключив‏ ‎договор‏ ‎с ‎издателем.‏ ‎Произведение ‎было‏ ‎задума­но ‎«не ‎для ‎обучения ‎грамоте‏ ‎малышей»,‏ ‎а ‎скорее‏ ‎как ‎история‏ ‎в ‎картинках. ‎«Разнооб­разные ‎и ‎необычно‏ ‎красивые‏ ‎рукописные‏ ‎буквы ‎из‏ ‎«Буквицы» ‎времен‏ ‎Алексея ‎Ми­хайловича‏ ‎послужили‏ ‎поводом ‎к‏ ‎состав­лению ‎настоящей ‎«Азбуки». ‎Это ‎дало‏ ‎мыс­ли ‎применить‏ ‎и‏ ‎подобрать ‎рисунки ‎на‏ ‎каждую ‎из‏ ‎букв, ‎придерживаясь ‎по ‎воз­можности‏ ‎духа‏ ‎того ‎времени,‏ ‎или ‎сказоч­ного,‏ ‎или ‎народного. ‎

Для ‎заставок ‎подо­браны‏ ‎сибирские‏ ‎камни, ‎то‏ ‎же ‎на‏ ‎всякую ‎букву. ‎Монеты ‎взяты ‎из‏ ‎разных‏ ‎времен,‏ ‎на­чиная ‎с‏ ‎червонца ‎Михаила‏ ‎Федоровича, ‎рубля‏ ‎и‏ ‎четвертака ‎царя‏ ‎Алексея ‎Михайло­вича, ‎полушки ‎Анны ‎Иоанновны,‏ ‎гривны ‎Екатерины‏ ‎I‏ ‎и ‎пятака ‎Екатерины‏ ‎II», ‎-‏ ‎гла­сил ‎текст, ‎открывающий ‎издание.‏ ‎Текст‏ ‎к ‎каждой‏ ‎буквице ‎составили‏ ‎Елизавета ‎Меркурьевна, ‎профессор ‎Ф.Батюшков ‎и‏ ‎зна­ток‏ ‎фольклора ‎Е.Опочинин.‏ ‎Заставки ‎и‏ ‎ви­ньетки ‎в ‎новгородском ‎стиле ‎к‏ ‎акварелям‏ ‎Е.М.‏ ‎Бём ‎исполнил‏ ‎Н.Иванов. ‎

Художница‏ ‎создала ‎30‏ ‎оригинальных‏ ‎композиций, ‎со­четающих‏ ‎в ‎себе ‎древнюю ‎буквицу, ‎изоб­ражение‏ ‎и ‎надписи,‏ ‎ее‏ ‎поясняющие, ‎- ‎все‏ ‎это ‎соединено‏ ‎воедино ‎и ‎неразделимо. ‎Каждая‏ ‎композиция‏ ‎ярко ‎характеризует‏ ‎понятие ‎«русский‏ ‎стиль». ‎В ‎1920-е ‎годы ‎«Азбука»‏ ‎была‏ ‎дважды ‎издана‏ ‎в ‎Праге‏ ‎се­рией ‎открыток ‎для ‎детей ‎русских‏ ‎эмиг­рантов.‏ ‎«Азбука»‏ ‎явилась ‎выражением‏ ‎и ‎реализа­цией‏ ‎творческих ‎замыслов‏ ‎художницы.‏ ‎Она ‎воплотила‏ ‎в ‎жизнь ‎совершенно ‎новое ‎представление‏ ‎о ‎книге‏ ‎как‏ ‎о ‎комплексном ‎произведении‏ ‎искусства.

C ‎Азбукой Елизаветы‏ ‎Меркурьевны ‎Бём ‎уже ‎познакомил,‏ ‎но‏ ‎пройти ‎мимо‏ ‎этой ‎статьи‏ ‎не ‎мог ‎из ‎за ‎интересного,‏ ‎содержательного‏ ‎текстового ‎материала‏ ‎и ‎именно‏ ‎поэтому ‎сделал ‎репринт ‎статьи ‎на‏ ‎своём‏ ‎аккаунте,‏ ‎чтобы ‎мои‏ ‎читатели ‎как‏ ‎можно ‎более‏ ‎подробно‏ ‎познакомились ‎с‏ ‎творчеством ‎Елизаветы ‎Бём.

Источник



Смотреть: 3+ мин
r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Музыкальная видео композиция с Международным женским днём 8 марта


Читать: 7+ мин
r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Креативные открытки для торжественных случаев. Удивите друзей, гостей и родных

В ‎первые‏ ‎с ‎подобной ‎работой ‎столкнулся, ‎когда‏ ‎знакомый ‎попросил‏ ‎сделать‏ ‎ему ‎оригинальное ‎приглашение‏ ‎на ‎свадьбу.‏ ‎В ‎то ‎давнее ‎время‏ ‎слово‏ ‎компьютер ‎в‏ ‎лексиконе ‎отсутствовало,‏ ‎а ‎уж ‎тем ‎более ‎фотощоп‏ ‎и‏ ‎единственная ‎технология,‏ ‎которой ‎к‏ ‎тому ‎времени ‎хорошо ‎владел, ‎это‏ ‎фотография.

То,‏ ‎что‏ ‎при ‎помощи‏ ‎фотографии ‎смог‏ ‎в ‎то‏ ‎время‏ ‎сделать, ‎это‏ ‎было ‎лет ‎45 ‎назад. ‎Фотография‏ ‎была, ‎но‏ ‎найти‏ ‎не ‎смог, ‎нашёл‏ ‎только ‎негатив‏ ‎на ‎широкой ‎плёнке, ‎положил‏ ‎на‏ ‎матовое ‎стекло‏ ‎светодиодного ‎светильника‏ ‎и ‎сфотографировал ‎смартфоном, ‎вы ‎видите‏ ‎результат‏ ‎того, ‎что‏ ‎в ‎итоге‏ ‎после ‎не ‎большой ‎обработки ‎в‏ ‎фотошоп‏ ‎получилось.

О‏ ‎том, ‎что‏ ‎на ‎смену‏ ‎бромосеребрянной ‎фотографии‏ ‎придёт‏ ‎цифровая, ‎примерно‏ ‎в ‎то ‎же ‎время ‎в‏ ‎очень, ‎очень‏ ‎маленькой‏ ‎заметке ‎прочитал ‎в‏ ‎журнале ‎"Наука‏ ‎и ‎жизнь" ‎и ‎писалось‏ ‎как‏ ‎о ‎возможности‏ ‎появления ‎такой‏ ‎фотографии.

Это ‎приглашение, ‎которое ‎делал ‎для‏ ‎себя‏ ‎родного. ‎Данный‏ ‎пост, ‎чисто‏ ‎рекламный, ‎что ‎все ‎подобные ‎работы,‏ ‎эскизы‏ ‎чуть‏ ‎ниже, ‎при‏ ‎не ‎обходимости‏ ‎можете ‎мне‏ ‎заказать,‏ ‎общаться ‎можем‏ ‎через ‎почту ‎kinorov@gmail. ‎com, ‎или‏ ‎же ‎через‏ ‎Мессенджер‏ ‎в ‎vk, ‎через‏ ‎Viber, ‎WhatsApp.‏ ‎В ‎качестве ‎примера ‎брал‏ ‎любые‏ ‎рамки, ‎делал‏ ‎прозрачным ‎место,‏ ‎куда ‎вставлять ‎изображение, ‎изображения ‎парочек‏ ‎из‏ ‎Яндекс ‎картинки.

Различных‏ ‎торжественных ‎случаев‏ ‎может ‎быть ‎очень ‎много ‎по‏ ‎разным‏ ‎поводам.‏ ‎Присылаете ‎тех‏ ‎задание, ‎необходимые‏ ‎фотографии, ‎если‏ ‎будет‏ ‎текст, ‎его‏ ‎также ‎присылаете, ‎пишу ‎во ‎что‏ ‎это ‎выльется‏ ‎-‏ ‎согласовываем ‎и ‎приступаю‏ ‎к ‎работе,‏ ‎все ‎этапы ‎согласовываю ‎с‏ ‎вами.

Можно‏ ‎поступить ‎проще‏ ‎в ‎следующем‏ ‎посте, ‎он ‎будет ‎закрытым ‎-‏ ‎по‏ ‎подписке, ‎опубликую‏ ‎60 ‎уже‏ ‎подготовленных ‎рамок ‎с ‎прозрачным ‎местом‏ ‎для‏ ‎вставки‏ ‎изображения ‎и‏ ‎вы ‎подписавшись‏ ‎и ‎зайдя‏ ‎на‏ ‎этот ‎пост,‏ ‎забираете ‎их ‎все ‎себе ‎и‏ ‎всю ‎остальную‏ ‎работу‏ ‎делаете ‎сами, ‎если‏ ‎возникнут ‎вопросы‏ ‎по ‎алгоритму ‎работы, ‎объясню‏ ‎всё‏ ‎в ‎отдельном‏ ‎посте.

Кроме ‎этих‏ ‎работ ‎могут ‎быть ‎и ‎такие‏ ‎поздравления:

Прошу‏ ‎откликнуться ‎и‏ ‎написать ‎своё‏ ‎мнение ‎по ‎моим ‎предложениям. ‎С‏ ‎уважением‏ ‎Николай.

Смотреть: 3+ мин
r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Рождественские открытки родом из царской России


Читать: 17+ мин
r
logo
rovkin/Николай Ворончихин

Новогодние поздравления от создателя самых милых советских открыток Владимира Четверикова

Самая ‎первая‏ ‎проба ‎Владимира ‎Четверикова ‎в ‎почтовой‏ ‎миниатюре, ‎это‏ ‎открытка‏ ‎«Дед ‎Мороз ‎и‏ ‎Снегурочка ‎водят‏ ‎хоровод ‎со ‎зверятами» ‎которую‏ ‎напечатали‏ ‎в ‎марте‏ ‎1978 ‎года‏ ‎(зная ‎спрос ‎на ‎открытки, ‎Гознак‏ ‎готовился‏ ‎к ‎праздникам‏ ‎заранее).

Обычно ‎первый‏ ‎блин ‎бывает ‎комом, ‎а ‎тут‏ ‎первая‏ ‎работа‏ ‎и ‎сразу‏ ‎пришла ‎известность:‏ ‎на ‎Гознак‏ ‎пошли‏ ‎письма ‎со‏ ‎словами ‎благодарности. ‎Один ‎из ‎поклонников‏ ‎писал: ‎«Ваша‏ ‎работа‏ ‎– ‎это ‎капельки‏ ‎доброты, ‎а‏ ‎в ‎нашей ‎жизни ‎этих‏ ‎капелек,‏ ‎не ‎так‏ ‎уж ‎и‏ ‎много». ‎При ‎всей ‎массовости ‎жанра‏ ‎сам‏ ‎Четвериков ‎считал‏ ‎открытку ‎вещью‏ ‎очень ‎личной ‎и ‎даже ‎интимной.

«Человек‏ ‎покупает‏ ‎её‏ ‎потому, ‎что‏ ‎открытка ‎отвечает‏ ‎его ‎представлениям‏ ‎об‏ ‎эстетике, ‎и‏ ‎он ‎посылает ‎кому-то ‎как ‎бы‏ ‎частичку ‎своего‏ ‎душевного‏ ‎тепла, ‎ставит ‎себя‏ ‎на ‎место‏ ‎и ‎творца, ‎и ‎своего‏ ‎адресата»‏ ‎– ‎говорил‏ ‎художник.

Кумиром ‎для‏ ‎Владимира ‎Ивановича ‎был ‎Уолт ‎Дисней,‏ ‎в‏ ‎своих ‎открытках‏ ‎Владимир ‎Иванович‏ ‎ни ‎кого ‎не ‎копировал ‎а‏ ‎создавал‏ ‎свои‏ ‎собственные ‎образы.‏ ‎По ‎мнению‏ ‎Художественных ‎советов,‏ ‎где‏ ‎заправляли ‎чиновники‏ ‎Минсвязи ‎и ‎Госкомиздата ‎героями ‎открыток‏ ‎должны ‎были‏ ‎быть‏ ‎только ‎медведи, ‎зайцы,‏ ‎белки, ‎лисички‏ ‎и ‎никаких ‎экзотических ‎обезьянок‏ ‎или‏ ‎жирафов. ‎Комиссия‏ ‎придиралась, ‎замечая‏ ‎что-то ‎«не ‎наше», ‎и ‎заставляла‏ ‎переделывать‏ ‎рисунки. ‎

А‏ ‎однажды ‎произошёл‏ ‎курьёзный ‎случай. ‎Владимир ‎Иванович ‎нарисовал‏ ‎зверюшек,‏ ‎плывущих‏ ‎на ‎кораблике‏ ‎вместе ‎с‏ ‎Дедом ‎Морозом.‏ ‎Но‏ ‎тут ‎же‏ ‎на ‎Гознак ‎пришло ‎письмо: ‎бдительный‏ ‎покупатель ‎сигнализировал,‏ ‎что‏ ‎в ‎перевёрнутом ‎виде‏ ‎кораблик ‎напомнил‏ ‎ему ‎фашистскую ‎каску, ‎этож‏ ‎какое‏ ‎воображение ‎у‏ ‎покупателя, ‎но‏ ‎открытку ‎пришлось ‎срочно ‎переделывать.

В ‎перестроечные‏ ‎годы‏ ‎цензура ‎на‏ ‎жёстко ‎заданные‏ ‎каноны ‎жанра ‎была ‎снята. ‎В‏ ‎1988‏ ‎году‏ ‎впервые ‎в‏ ‎СССР ‎вышла‏ ‎открытка ‎на‏ ‎тему‏ ‎китайского ‎гороскопа.‏ ‎Наступал ‎Год ‎змеи ‎– ‎у‏ ‎Четверикова ‎змея‏ ‎получилась‏ ‎настолько ‎милой, ‎что‏ ‎открытку ‎скупали‏ ‎пачками, ‎и ‎перед ‎Новым‏ ‎годом‏ ‎тираж ‎пришлось‏ ‎срочно ‎допечатать.

Самое‏ ‎удивительное, ‎что ‎автор ‎прекрасных ‎открыток‏ ‎был‏ ‎дальтоником ‎и‏ ‎совершенно ‎не‏ ‎различал ‎цвета. ‎При ‎поступлении ‎в‏ ‎Строгановку,‏ ‎опасаясь‏ ‎провала ‎на‏ ‎экзаменах, ‎он‏ ‎представил ‎на‏ ‎творческий‏ ‎конкурс ‎скульптуру.

Дальше‏ ‎по ‎жизни ‎Владимир ‎Иванович ‎тщательно‏ ‎боролся ‎со‏ ‎своей‏ ‎проблемой, ‎на ‎всех‏ ‎баночках ‎с‏ ‎красками ‎им ‎было ‎прописано,‏ ‎какой‏ ‎это ‎цвет‏ ‎и ‎краски‏ ‎стояли ‎в ‎секретере ‎в ‎строго‏ ‎определённом‏ ‎порядке, ‎пришлось‏ ‎выработать ‎свою‏ ‎систему ‎работы.


К ‎сожалению ‎жизнь ‎отмерила‏ ‎Владимиру‏ ‎Ивановичу‏ ‎немного ‎времени.‏ ‎Он ‎ушёл‏ ‎в ‎1992‏ ‎году‏ ‎в ‎возрасте‏ ‎48 ‎лет, ‎но ‎память ‎о‏ ‎художнике ‎живёт‏ ‎в‏ ‎его ‎открытках, ‎которые,‏ ‎несмотря ‎на‏ ‎более ‎чем ‎массовые ‎тиражи,‏ ‎теперь‏ ‎считаются ‎особой‏ ‎ценностью ‎в‏ ‎коллекциях ‎филокартистов.

Владимир ‎Четвериков ‎был ‎очень‏ ‎добрым‏ ‎человеком. ‎В‏ ‎одном ‎из‏ ‎интервью ‎он ‎сказал: ‎«Я ‎рисовал,‏ ‎радовался‏ ‎и‏ ‎очень ‎хотел‏ ‎передать ‎эту‏ ‎радость ‎другим»‏ ‎и‏ ‎до ‎сих‏ ‎пор ‎эта ‎радость ‎передаётся, ‎но‏ ‎уже ‎не‏ ‎через‏ ‎почту, ‎а ‎электронным‏ ‎путём ‎и‏ ‎возможно ‎тираж ‎превысил ‎тот‏ ‎который‏ ‎был ‎печатным.

Обновления проекта

Статистика

Фильтры

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048