Новогодние поздравления от создателя самых милых советских открыток Владимира Четверикова
Самая первая проба Владимира Четверикова в почтовой миниатюре, это открытка «Дед Мороз и Снегурочка водят хоровод со зверятами» которую напечатали в марте 1978 года (зная спрос на открытки, Гознак готовился к праздникам заранее).
Обычно первый блин бывает комом, а тут первая работа и сразу пришла известность: на Гознак пошли письма со словами благодарности. Один из поклонников писал: «Ваша работа – это капельки доброты, а в нашей жизни этих капелек, не так уж и много». При всей массовости жанра сам Четвериков считал открытку вещью очень личной и даже интимной.
«Человек покупает её потому, что открытка отвечает его представлениям об эстетике, и он посылает кому-то как бы частичку своего душевного тепла, ставит себя на место и творца, и своего адресата» – говорил художник.
Кумиром для Владимира Ивановича был Уолт Дисней, в своих открытках Владимир Иванович ни кого не копировал а создавал свои собственные образы. По мнению Художественных советов, где заправляли чиновники Минсвязи и Госкомиздата героями открыток должны были быть только медведи, зайцы, белки, лисички и никаких экзотических обезьянок или жирафов. Комиссия придиралась, замечая что-то «не наше», и заставляла переделывать рисунки.
А однажды произошёл курьёзный случай. Владимир Иванович нарисовал зверюшек, плывущих на кораблике вместе с Дедом Морозом. Но тут же на Гознак пришло письмо: бдительный покупатель сигнализировал, что в перевёрнутом виде кораблик напомнил ему фашистскую каску, этож какое воображение у покупателя, но открытку пришлось срочно переделывать.
В перестроечные годы цензура на жёстко заданные каноны жанра была снята. В 1988 году впервые в СССР вышла открытка на тему китайского гороскопа. Наступал Год змеи – у Четверикова змея получилась настолько милой, что открытку скупали пачками, и перед Новым годом тираж пришлось срочно допечатать.
Самое удивительное, что автор прекрасных открыток был дальтоником и совершенно не различал цвета. При поступлении в Строгановку, опасаясь провала на экзаменах, он представил на творческий конкурс скульптуру.
Дальше по жизни Владимир Иванович тщательно боролся со своей проблемой, на всех баночках с красками им было прописано, какой это цвет и краски стояли в секретере в строго определённом порядке, пришлось выработать свою систему работы.
К сожалению жизнь отмерила Владимиру Ивановичу немного времени. Он ушёл в 1992 году в возрасте 48 лет, но память о художнике живёт в его открытках, которые, несмотря на более чем массовые тиражи, теперь считаются особой ценностью в коллекциях филокартистов.
Владимир Четвериков был очень добрым человеком. В одном из интервью он сказал: «Я рисовал, радовался и очень хотел передать эту радость другим» и до сих пор эта радость передаётся, но уже не через почту, а электронным путём и возможно тираж превысил тот который был печатным.