Мнемоника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), специальные способы и приемы, облегчающие запоминание нужной информации ассоциативным путем).
Обладая неплохой природной памятью "на лица"- легко узнаю человека, которого не видел, лет эдак ...цать, но при этом, плохо запоминаю числовой ряд (последовательность цифр).
Цирковые трюки с запоминаем числовых рядов, лично мне, не интересны, но попытки просто вызубрить - номер сотового/ ключевую дату, приводили к довольно большим временным затратам и требовали периодического повторения. В общем и целом, жить - это не мешало, но определенная "слабина" была.
Когда- то , в книге Дейла Карнеги про "ораторское искусство", я прочитал о простом мнемоническом приеме запоминания числовой последовательности. Но попытки применения его на практике - особого успеха не принесли. Однажды, перечитывая книгу нейробиолога Венди Сузуки "Девочка которая влюбилась в собственный мозг", я осознал корень ошибки. Соответственно, в способ запоминания была внесена корректировка и он "заработал".
База
Основой метода быстрого и устойчивого запоминая числового ряда ( да и не только числового ряда, а вообще некой информации) - это ассоциация и структура.
Можно вспомнить мнемонический пример из детства, когда ребенка учать запоминанию последовательности цветов радуги. "Каждый Охотник. Желает. Знать Где. Сидит. Фазан" (по первым буквам - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
С цифрами - тот же принцип.
Суть метода быстрого запоминания числового ряда
- 10 цифр (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9), которыми записывается любой числовой ряд (в нашем случае - номер телефона или дата)
- Каждой цифре присваивается - рифмованное слово. Хитрость, о которой я тогда не думал - механизм запоминания основан на ассоциативной памяти, соответственно слово может быть любым, но должно вызывать -яркий зрительный образ. Это увеличивает эффективность - "в разы".
Например, так
0- боль
1- гражданин
2- Москва
3- смотри
4- в тире
5- спать
6- есть
7- (с этой цифрой помучался, в подборе рифмы) - шлем
8- заморозим
9- лебедь
- Значения присвоены, запоминаем. Подводящее упражнение - сначала с закрытыми глазами «связываем» последовательно каждую цифру с соответствующим словом. Например, произносим/представляем -"ноль" , образ боли ( зубной нерв), 1 - представляем "помятого "гражданина. Шагаем последовательно, до цифры 9 .
- В обратную сторону ( от 9 к 0). Цифра - рифма и яркая ассоциация. Поиграли, не пернапрягаясь (мин. 10-15) и будет. Понятно, что изначально образы будут тусклыми и размытыми.
- Одно из главных правил тренировок любых "психотехник" или упражнений с "мозгом"/"нейробики"- нельзя переутомляться, не нужно делать «через силу», необходимо работать легко, в игровой манере.
- Стоит поработать в подводящем упражнениии, пару недель, по 5- 7 минут, через день. Необходимо добиться эффекта: при произношении/представлении- цифры, в памяти всплывает, связанное с ней ассоциативно, слово.
- Далее, уже практические тренировки заключаются в запоминании простых и коротких числовых рядов, дат. Пример: дата гибели атамана Ермака, согласно летописи (1585 г.). Ассоциация 1- гражданин , 5-спать, 8- заморозим, 5-спать. Картинка: Ермак (бородатый мужик в доспехах тонет в реке)+ на берегу реки спит гражданин в помятом костюме, мерзнет во сне (ежится), но спит. Странный образ запечатлен, странности запоминаются легче. Повторить 2-3 раза. Через пару дней вернуться- обновитьв памяти. Все, эту - дату ( дата гибели Ермака), можно легко и быстро вспомнить через много лет.
- Потренироваться на коротких датах (можно запоминать пинкоды к карточкам, если их несколько, буквально "влет". Получил карточку, посмотрел на бумажку - срифмовал, больше бумажка не нужна. Можно пробовать запоминать номера телефонов.
- Практика показывает, тренировки ассоциативной памяти, как это ни странно - улучшают как память обычную так и являются тренировками - концентрации внимания.
Более гибко
- Уяснив принцип ( структура и ассоциация), накопив собственный опыт, можно на практике запоминать более простым способом. Привязывая не конкретное слово к цифре, а просто запомнив -некое общее структурное правило.
Пример: на банковской карточке, которой человек расчитывается в магазине (пин -"4587"), для запоминания достаточно помнить не пин, а правило "+1". Последние цифры номера карты на лицевой стороне - "...3476", связав "в уме" правило -"+1" к последним четырем цифрам карточки, всегда можно восстановить свой пин в памяти, просто посмотрев на последние цифры банковской карточки и прибавив к ним "в уме" единицу.
- То же самое с паролем для ПК. Сложные системы безопасности заставляют ежемесячно менять пароль, который состоит из большого количества символов. Например - 9 символов. Простой вариант - яркое ассоциативное русское слово + несколько символов, но на латинице ( образ). Например - Муравей999 ( представили- муравья с четырьмя девятками на спинке). Набрали на латинице ( переключившись на английский, отжимая русские буквы), получился пароль - Vehfdtq((((, для кибербезопасности можно еще символ впереди , например $Vehfdtq((((. Все. Несколько раз - зашли/вышли под новым паролем, одновременно вызывая в памяти зрительную ассоциацию ( доллар, на нем муравей с четырьмя девятками на туловище). Еще пару дней повторили, но по прошествии некоторого времени , память становится механической, как говорится- "пальцы- помнят".
- Гибкий принцип, можно применять при разучивании иностранных слов, сложных текстов (выявить структуру, сформировать правило или понять и запомнить суть).
Формирование нового движения, перевод его в навык (рефлекс)
Еще интересный момент применения подобного принципа при разучивании новых движений, перевода движений в двигательные рефлексы.
Люблю и регулярно тренируюсь в бразильском джиу джитсу / БЖЖ (уровень- продвинутый физкультурник, но не соревнующийся спортсмен). Например, разучиваю новое движение. Необходимо- "вычленить" суть, не зацикливаясь на деталях, представить его визуально (очень короткой, яркой формулой) и при механической отработке с партнером/на снарядах , проговаривать "короткую формулу" -"про себя". Усвоение (перевод движения на рефлекторный уровень) - будет "в разы" быстрее, чем стандартная механическая отработка. Потому, что заучивая движение механически, мы подсознательно, все равно "рисуем" в нашем мозге "его образ".
Когда движение начнет "вылетать"\получаться не только в схватках по заданию, но и в вольных схватках (переведено на рефлекторный уровень), можно заострить внимание на каких -то технических нюансах и деталях. Мне так удобно.
Пример: простой базовый прием в стойке: сбивание проходом в 2 ноги/" дабл лег тейк даун" в БЖЖ , с колена. Вариантов проходов много, как и разницы в технических деталях ( положение головы, выдергивание ног в сторону /назад, движение туловищем, головой и т.д.), но для новичка, который разучивает движение впервые, есть самые важные моменты. 1. подбить руки противника (сделать "окно" для входа) 2. заходить на прием - не сгибая спину ( "накроют"/ отбросят ноги)- как самолет на взлете, самое устойчивое положение структуры (угол 45 градусов), прижиматься -плотно без зазоров, захватив - подколеные сгибы, подолжать движение до сваливания партнера, не замирать . Формируется простая формула, например - "Окно, самолет, плотно -на вынос", формула/образ "прокручивается в голове". При отработке приема с партнером, короткая формула проговаривается, пока движение не станет целостным и рефлекторным.
Еще такой, весьма полезный момент, для универсализации - движение нужно отрабатывать с разными по антропометрии и классу партнерами: худыми, тяжелыми, короткими, длинными, сильными и опытными, новичками и с разными "снарядами". Например: чучело, резина. Это позволяет сформировать - более гибкие нейронные связи. В вольной схватке, представить даже такую короткую формулу - не получится, да это и не требуется, просто будет всплывать визуальный образ.
Это тоже не мое изобретение. Как говорится в Екклесиате, - "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после".
В общем, на примере БЖЖ, описанна методика ассоциативного запоминания + идеомоторики (образ-движение) из трудов российского профессора психологии А.В. Алексеева. Профессионально работавшего с нашими олимпийцами: дзюдоистами, тяжелоатлетами, стрелками, прыгунами в воду и т.д. Автора книг- "Преодолей себя. Психическая подготовка в спорте" , "Система АГИМ" и т.д. Кому интересно - они есть в свободном доступе в интернете.
Но здесь нужно понимать: 1. это все не догма, не набор жестких аксиом, нужно понять принципы и гибко применять 2. работает то, что - "практикуется", знание принципов - ничто.
Нейробика
Можно считать, описанные выше способы запоминания, одним из прикладных упражнений для мозговых структур (сейчас модно слово-"нейробика") и прежде всего - комплексных механизмов, отвечающих за ассоциативную память.
Принцип прикладной физиологии - "что не используется, то утрачивается". Можно тренироваться - в любом месте ( цифры запоминать, формулы для движений - прокручивать визуально). Если дополнить, к примеру, регулярным - механическим разучиванием: стихов, молитв, иностранных слов и обучением в каких-то новых двигательных навыках, то голова станет - "светлой", тело -"умным и послушным", ум -"острым", а память -"цепкой". Цирковыми артистами оригинального жанра нам (аборигенам )-не стать, но в жизни пригодится.