Бродель: "Ловушка цивилизации" или ловушка восприятия ?
Экономическая история. Часть 1: 527-1230 гг.
Откровенно говоря, я не вполне уверен в том, что сейчас делаю, но все же хочется апробировать придуманный аналитический метод на практике.
В чем суть проблемы?
Экономическая история вроде бы важная дисциплина и даже где-то модная, но до сих пор большинство учебников по этой теме больше похоже на пособие по домоводству (если речь идет об аграрной эпохе) или вольный пересказ мемуаров крупных хозяйственников (если речь идет об индустриализации).
Разумеется, есть и качественная специализированная литература: например, Туган-Барановский с его базовым трудом "Русская фабрика в прошлом и настоящем" и другие исследователи, которые дают прекрасное описание фактуры и аналитику по тому или иному частному вопросу , но это получается история отдельно взятой компании или отрасли (в лучшем случае подсистемы той или иной национальной экономики), но никак не комплексная экономическая история. Полноценная экономическая история должна, на мой взгляд, раскрывать взаимодействие факторов производства и как следствие - помогать объяснять феномены как внутреннего, так и внешнего развития социума. Чтобы это осуществить я решил попробовать использовать разработанную матрицу факторов производства и описать с её помощью исторический процесс.
На первом этапе займемся Европой, а также Ближним и Средним Востоком (без Индии)
Временные рамки тоже взял пока скромно - начиная с 527 года, то есть рубежа глобальных социально-экономических циклов: античного и современного (индустриального). Датировку циклов см по ссылке.
Первый период, который мы рассмотрим - это 527-641 годы: от начала правления Юстиниана до завоевания арабами Египта в ходе арабо-византийской войны, когда по сути Византийская империя перестала быть империей в экономическом отношении (хотя Карфаген и Бизерта были захвачены арабами только в 696 году, а в 717 году при осаде Константинополя чудом не произошло полного завоевания Византии)
Исходное состояние до начала арабского завоевания на матрице социальных порядков можно представить следующим образом (извиняюсь за качество рисунков, делаю это в Visio, там по другому не получается)
Форма и размеры областей пока большого значения не имеют - скорее важно взаиморасположение социумов на матрице.
С началом арабского завоевания ситуация меняется следующим образом:
За дату завершения этапа взята битва при Гарельяно (915 г), после которой арабская экспансия в Европу была остановлена.
На матрице очень хорошо видно, что Арабский халифат и его преемники (Оймеядский, Аббасидский халифаты и т.д.), хотя и не создали устойчивого государства, но консолидировали в рамках единого "мусульманского" социального уклада почти все необходимые факторы производства, создав де факто империю "полного цикла", основанную прежде всего на импорте трудовых ресурсов в виде рабов как из черной Африки, так и из Евразии, а также на контроле транзита товаров по Великому Шелковому пути. То, что арабам не удалось политически подчинить Византию и распространить ислам на всей территории Западной Европы - это с одной стороны стечение обстоятельств, а с другой - отсутствие жесткой необходимости, поскольку Западная Европа в тот период не представляла собой в экономическо отношении большой ценности и занималась продажей "военного труда" тем же арабам и отчасти Византии (в т.ч. через транзитный коридор "из варяг в греки")
Период упадка и последующего распада Аббасидского халифата (который начался в 861 году, но оформился к 946 году, когда Багдадский халиф стал номинальной фигурой) и вплоть до начала Крестовых походов ситуация сильно не поменялась: контроль над ключевыми факторами производства оставался на Востоке, а Европе и Евразии в лучшем случае отводилась роль "военного труда", а в худшем - поставщика рабов. Ту же роль, к слову, выполняли сами арабы в период господства Византии и Сасанидской Персии.
Серьёзный передел сфер влияния и перераспределение производственных ресурсов начинается по результатам Крестовых походов
Арабов, на самом деле, не удается сильно "подвинуть" с занимаемых позиций, но зато Византия после взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году теряет остатки политического и экономического могущества: последние византийские капиталы реквизируются и становятся основной для будущего экономического процветания Италии и Фландрии. А сбежавшие в Италию художники и инженеры закладывают основу для Проторенессанса ("дученто" и "треченто"). Попутно с началом Крестовых походов теряет актуальность транзитный коридор "из варяг в греки", что приводит к распаду Киевской Руси и "русской столетней войне"
Могущество арабского Востока всерьез сокрушает только монгольское завоевание: хотя монголы не устанавливают жесткого политического контроля над Ближним Востоком и кардинально не меняют социальные порядки, накопленные ресурсы уходят в ставку Великого хана, а транзит по Великому Шелковому пути контролируется теперь из Китая. Европа избежала монгольского погрома, опять же в значительной мере по счастливому стечению обстоятельств, но на фоне ограбления Востока смогла перехватить лидерство (просто потому что не была разорена) и получить некоторые торговые и политические преференции. Потом это всё назвали первыми ростками капитализма, связали с особым европейским менталитетом, культурой и пр.
Но, по совести говоря, то что было новым для Европы, совершенно не было новым для Востока, не говоря уже о Китае или Индии. Но историю пишут победители, или в данном случае - выжившие. Поэтому у нас сейчас есть миф о самозарождении капитализма в Европе))
-------------------------
Продолжение следует (напишите пожалуйста в комментариях: удобен ли такой формат и вообще, стоит ли продолжать)
Византия. Последний из римлян. Часть 2
На окраине современного Стамбула ряд древних стен уходит корнями в землю… В этом эпизоде мы рассмотрим одну из самых невероятных историй выживания в истории — тысячелетнюю эпопею Византийской империи.
Византия. Последний из римлян. Часть 1
В этом эпизоде мы рассмотрим и тысячелетнюю эпопею Византийской империи. Узнайте, как эта цивилизация пережила потерю своей западной половины и продолжила непрерывное наследие Рима на протяжении всего средневековья. Узнайте о том, как она стала мостом между двумя континентами и двумя эпохами, и узнайте, как неприступные стены Константинополя в конце концов рухнули на землю...
Русь изначальная
Действие картины происходит в Древней Руси - в те времена, когда славянам, объединившимся в войско под предводительством Ратибора, сына Всеслава, удалось одержать первые победы над племенами кочевников.
Идеальные мотивы для творческих целей из справочника Грэхем Лесли Маккэлэм "4000 мотивов: цветы и растения" часть вторая
Как пишет автор книги в своём вступлении - Будь вы художник, дизайнер или просто любитель искусства, мастер-профессионал или человек, занимающийся им в качестве хобби, - эта книга создавалась именно для вас. Людям творческим постоянно требуется тот или иной «идеальный мотив» - они всегда погружены в поиск совершенной формы, подстегивающей их воображение и обещающей придать их творениям большую масштабность.
ЭКСКЛЮЗИВ: Алексей Комогорцев - Протоцивилизация. Начало Славянской, Византийской и Индо-Иранской цивилизации
Видео от Алексея Комогорцева которое не выйдет на ютубе. Тема - Протоцивилизация
Подборка иллюстраций в технике каллиграфии
Обзор таблиц из двухтомника "Орнамент всех времён и стилей"
Обзор двухтомного издания "Орнамент всех времён и стилей".
Основой для данного альбома - книги, явилось издание "L`Ornement Polychome",которое было выпущено в Париже в 1888 году под редакцией Огюста Расино, здесь же в этом обзоре представлен и обзор книги "Орнамент всех времён и стилей", том 2
Представлены иллюстрации из второго тома, естественно что они и ссылка на электронный вариант книги даны в ознакомительных целях, не для коммерческого использования.
Обзор книжного издания "Орнамент всех времён и стилей" в четырёх книгах
Как и в двухтомнике, основой для четырёхкнижия послужило издание «L`Ornement polychromt», которое было выпущено в Париже в 1888 году под редакцией Огюста Расинэ, проведшего огромную работу по исследованию первоисточников и итог этого колоссального труда воплотился в хорошо продуманных таблицах со строгой систематизацией.
Альбом отличает удачный выбор сюжетов, почерпнутых из первоисточников, искусная группировка этих многочисленных сюжетов в гармоничные и хорошо продуманные композиционные построения таблиц, точность рисунка и верный цвет, а также строгая систематизация.
Воспроизведенные в альбоме оригинальные цветные таблицы, впервые опубликованные в конце прошлого века А. Ш. А. Расине, в необычайно емкой форме объединяют образцы орнаментов близких хронологических периодов и регионов, а также различных областей применения в прикладном искусстве (ткани, керамика, металл, ювелирные изделия) и архитектуре (роспись, резьба, рельеф).
"Осовремененные" аннотации к таблицам помогают читателю ориентироваться в бесконечном многообразии орнаментального творчества, родившегося в глубокой древности и продолжающего свое развитие в наше время. Чуть ниже ссылки на книги издания
Книга первая, книга вторая, книга третья, книга четвёртая
Иллюстрации из книги "Орнаменты, Стили, Мотивы"
Как возникла идея создания книги «Орнаменты, Стили, Мотивы» Небольшая пред история её появления, то есть именно появления идеи.
Со студенческих лет меня привлекала красота орнаментальных композиций и всё самое интересное, красивое собирал в своих загашниках, раскладывал по папкам. Кроме орнаментальных форм собирал материал, а он также очень большой, просто огромный это всё, что касается искусства шрифта, его накопилось много и вроде бы нашёл тех кто готов был книгу издать, но когда приступил к ретуши таблиц, а при моём тогдашнем владении компьютером, это оказался такой геморрой, что пришлось отказаться от реализации этой идеи.
А вот по поводу книги по орнаменту, мысли периодически возникали и когда из одной библиотеки Союза получил посылку с микрофильмом книги «Sigestion in design», а она по своему композиционному построению таблиц привлекла внимание и захотелось сделать, что-то подобное. Тем более, что за долгие годы собирательства материала накопилось столько, что становилось трудно найти в нём нужные орнаментальные формы.
В результате родилась мысль весь материал разместить в книге — и сделать это в первую очередь для себя, чтобы в ней было все, что к этому моменту было собрано из разных источников и чтобы мне самому было удобно ей пользоваться. В книге появились разделы, которые в книгах по орнаментальному искусству отсутствовали, особенно последний раздел, посвящённый персоналиям, в нём представлены три художника - Джон Р.Седдон, Билибин И.Я. и Уильям Роул. Все три художника очень интересные, имеются ввиду их творческие работы.
Джона Р. Седдона и Уильяма Роул, пробовал поискать в интернете и нашёл только ссылки на свои таблицы. Большое желание довести количество таблиц в разделе "персоналии" до 15, а чтобы это всё смог осилить прошу продонатить, хотя бы на месяц стать моими подписчиками. В результате будет разовый донат и плюс доступ ко всем закрытым постам, а их более 25 и всего то за 200 р. А если оставите свои координаты, по ним вышлю после выхода книги "Гротеск в орнаментальном искусстве Ренессанса" её электронную копию в pdf. Так как я человек старой формации и делать рассылки, ни когда и ни кому не делаю, ваши координаты будут использованы только для отправки pdf.