Фрэнсис Гэри Пауэрс, Курт Джентри. ОПЕРАЦИЯ «ПЕРЕЛЕТ»: Воспоминания об инциденте с U-2
Посвящаю Сью, благодаря которой все закончилось хорошо
Памяти Бастера Юджина Иденса, погибшего при крушении U-2 на базе ВВС Эдвардс, Калифорния
Апрель 1965 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 мая 1960 года – в выходной день, когда СССР праздновал Первое мая, День международной солидарности трудящихся - американский самолет-разведчик U-2 пролетал высоко в небе над территорией Советского Союза, фотографируя стратегические цели. Это был уже двадцать четвертый полет U-2 над СССР, первый состоялся почти четыре года назад. В кокпите этого U-2 был тридцатилетний Фрэнсис Гэри Пауэрс. Бывший летчик-истребитель ВВС США, Пауэрс был самым опытным пилотом в разведывательной программе, имевшим около шестисот часов налета на U-2. Он также считался одним из самых уважаемых сотрудников программы за свое летное мастерство и патриотизм.
Безмятежно спокойное небо на высоте более двадцати тысяч метров, намного превышающей боевой потолок любого советского истребителя, внезапно было разорвано на части, когда рядом с самолетом Пауэрса взорвалась ракета земля-воздух. Потеряв контроль над сильно поврежденной машиной, не имея возможности использовать катапультируемое кресло, Пауэрс с огромным трудом смог выбраться из искалеченного самолета, стремительно летящего к земле. Он благополучно спустился на парашюте на землю, где вскоре был обнаружен, арестован и доставлен в Москву.
Сбитый самолет-разведчик и арест Пауэрса оказали существенное влияние на ход Холодной войны. К концу 1950-х годов Соединенные Штаты, руководимые президентом Дуайтом Эйзенхауэром и СССР возглавляемый премьер-министром Никитой Сергеевичем Хрущевым постепенно делали шаги навстречу в международных отношениях. После успешной встречи на высшем уровне двух лидеров сверхдержав в Женеве в июле 1955 года в отношениях участников Холодной войны наступило некоторое потепление. В сентябре 1959 года Хрущев посетил Соединенные Штаты, где осмотрел кукурузные поля Айовы, был приглашен на заседание Конгресса и встречался с кинозвездами на съемочной площадке в голливудской студии. Он пригласил Эйзенхауэра, его детей и внуков посетить Советский Союз с ответным визитом.
Это потепление внезапно закончилось в тот момент, когда с неба начали падать обломки. Американские официальные разъяснения о сбившемся с курса самолете метеорологической разведки NASA были немедленно разоблачены как наглая ложь. Хрущев лично отправился в Нью-Йорк, чтобы заявить протест на шпионские полеты с трибуны ООН. Пауэрса предали суду и признали виновным в шпионаже. Эйзенхауэр, поставленный в безвыходное положение провальной работой ЦРУ, взял на себя личную ответственность за санкционирование разведывательных полетов над территорией СССР. Давно запланированная на середину мая встреча на высшем уровне в Париже обернулась катастрофой, поскольку Хрущев потребовал от Президента извинений.
Последовавшие за этим разоблачения стали одновременно и триумфом и позором для Советского Союза: один из знаменитых «неуловимых» американских самолетов-шпионов был сбит, но весь мир узнал, что в течение почти четырех лет - с 4 июля 1956 года - U-2 летали над советской территорией совершенно безнаказанно.
Двадцать три успешных полета были жизненно важны для национальной безопасности США. Проникая за «железный занавес», опустившийся вокруг Советского Союза и его восточноевропейских сателлитов, U-2 предоставлял ценные разведданные о советской программе пилотируемых бомбардировщиков, а затем и о ее программе межконтинентальных баллистических ракет. Кроме того, точные координаты стратегических целей, которые до того были известны только по немецким картам начала 1940-х годов и даже по более старым, дореволюционным документам, теперь могли быть атакованы с необходимой точностью.
В «Операции «Перелет» Фрэнсис Гэри Пауэрс дает нам непревзойденную возможность глазами очевидца взглянуть на программу U-2, на процесс подготовки пилотов и на организацию полетов самолетов-разведчиков над СССР, а также над Ближним Востоком и даже над некоторыми «дружественными» странами. Книга написана живо и ярко, чтение ее доставляет удовольствие.
Эта книга - значительный вклад в историю авиации.
Норман Полмар
Автор книги «Spyplane: The U-2 History Declassified»