Немного про АвтоВАЗ еще и инжениринг - имею право, считаю, т.к. в этом экспертизой обладаю за гранью обычного здравомыслия. Ну и прогноз раздела холдинга.
Фактически, у ВАЗ своих "платформ" ровно две было, да и осталось. Первая - классическая, наследство ФИАТ-124, вместе с технологией и заводом импортированная, вторая - "восьмая", разработка которой базировалась очень во многом на аутсорсинге инженерии - Порше, итальянские конторы и т д. Фактически же, обе эти "платформы" - продукт западной инженерии, а никак не отечественной школы.
Намек на ее развитие был один раз - при Горбачеве, который хотел создать центр проектирования на основе АвтоВАЗа для всей индустрии массовых легковых авто. Толком там ничего не вышло, т.к. разрыв между проектированием и технологией был непреодолимым. Это основная причина, а не политическая.
Особенность обоих платформ ВАЗа собственных, равно как и всех других платформ пост-СССР (ИЖ-2126, если это можно назвать платформой, рессорный ГАЗ, Симка-горизонт (читай - Москвич) и т д) в том, что все они нецифровые, т.е. были созданы до времен САПР и под жесткую связь именно с технологией.
Когда пытались создать центр стиля ВАЗ, т.е. инжениринг, уже наступала пора САПР, и разрыв между проектированием и реалиями производства жесткого по системам автоматизации и переналадки линий оказался уже непреодолимым. Т.е. "прорывного" пути таким образом добиться было нельзя, только эволюционного.
Приведу аналогию - платформа, например, Вольво 140, которая прожила с 1962 по 1992 годы. Да, такие были длинные сроки жизни. Или платформа переднего привода VW - тоже 30 лет. Модернизации, переналадки и длинные сроки жизни.
С приходом САПР в начале 90-х такой путь постепенно умер. Последние могикане на западе из этой школы - 960 Вольво и Ауди А6 дожили до 1997 где-то года, остальные платформы оцифровали и они перешли в новое цифровое качество.
А в России осталось по старому. Типичная полная аналогия с 140-240 сериями Вольво - это ГАЗовская "Волга", например. Но и с ВАЗом все ровно то же самое.
Нынешние "самостийные" модели ВАЗ - это ничто иное, как развитие тех самых двух исконных платформ. Гранта - это восьмая платформа, Нива, что старая, что новая - классика. Отчасти их оцифровали, но именно организация производства и линий, и автоматизации остались старыми - в той еще парадигме 70-х годов. Это не хорошо и не плохо - это данность.
Понятно, что на этой базе никаких "прорывных" моделей технологические сделать нельзя. Аурис - это не пример, так как там штучные изделия, не подразумевающие наличие технологии, включая работу автоматизированную со смежниками.
Я не думаю, что в министерствах дураки. Поэтому думается, что все все это понимают. Более того, понимают, что на понятный ширнармассам легковой автопром ставку поддержки ресурсами делать не надо - тут козырей нет, да и, если честно, приоритета никакого и выхлопа - вопрос только обеспечения населения авто и сохранения занятости. Поэтому вопрос с пролонгированием использования технологий чужих так или иначе будет продолжен, что, скорее всего, приведет к необходимости юридического деления активов таким образом:
старые тележки (восьмерка и классика) - на ИЖ-авто, в Ижевск,
тольяттинские линии - под сборку по импортным технологиям.
Очень в этой связи жаль, что линии сборки классики и исконного 8-ого семейства сдали в металл. Посл кризиса 8 года они именно вытащили АвтоВАЗ с помощью программы утилизации. Вытянули бы и еще раз, тем более, что условия более подходящие сейчас, чем тогда были, вплоть до сноса ненужных регламентов евроуровня.