2017. Город играет джаз I часть
I областной эстрадно-джазовый фестиваль
2019. Интерактивный фестиваль "ЗДОРОВО Трехгорный"
городской интерактивный фестиваль науки и творчества
BURNING NAN - Новый фестиваль в Казахстане | TONQAI
BURNING NAN - Новый фестиваль в Казахстане
Обещанные мысли о СоникКоне
Как это было внутри меня
Десять раз по 4'33''
самое любимое мое занятие - это придумывать какие-нибудь безумные проекты. Либо с нуля, либо путем комбинирования: когда берешь какую-нибудь крутую идею и пытаешься присобачить ее в неожиданный контекст. Иногда такое комбинирование получается, когда сам себе задаешь вопрос: "а что если вот эту штуку приделать к вот такому, совсем не предназначенного для этой штуки основанию?". И если ответ на этот вопрос кажется по крайней мере неожиданным, а в идеале воодушевляющим, то надо обязательно пробовать.
По сути, я сейчас даю в этой статье очень краткий и очень сжатый курс изобретательства. Правда, изобретательства ненужных идей. Хотя, нужность или бесполезность - критерии, не относящиеся к актуальности. Обозревать их следует издалека, с дистанции времени. Оглядываясь назад и прикидывая, остались ли у тебя от того или иного проекта воспоминания или нет. Если остались, значит все не зря. И будет что рассказать внукам.
Один из таких безумных проектов пришел мне в голову, когда я в очередной раз использовал одну из самых своих любимых практик - доведения до абсурда, путем количественного увеличения сущности. Попробую чуть проще. Многие знают знаменитое произведение американского композитора Джона Кейджа, по сути Малевича от академической музыки, которое называется 4'33'' и представляет собой трёхчастный опус продолжительностью четыре минуты и тридцать три секунды, во время которого исполнитель этого опуса не делает на сцене ровным счетом ничего.
Ноты 4'33''
Точнее не так. Он делает: выходит на сцену, садится за рояль, откинув полы фрака, поднимает крышку инструмента и ставит на подставку ноты. Как правило, ставить также рядом часы, чтобы следить за временем. А затем сидит обозначенное время. Предполагается, что контентом произведения становятся те естественные звуки, даже микрошумы, которые случаются в зале во время "исполнения" произведения.
Идея революционная, достойная пера Малевича и концепта Марселя Дюшана, и во многом перевернувшая все восприятие современной музыки и отношение к ней, как со стороны исполнителей, так и со стороны слушателей.
John Cage
И вот однажды я задумался, как было бы круто устроить мероприятие, а точнее целый фестиваль, в течение которого сразу несколько исполнителей друг за другом сыграть свои версии этого бессмертного произведения. Но это была только часть концепции. Второй ее составляющей, возможно самой важной, являлось обязательное присутствие на ней зрителей, желательно по билетам. А самой главной частью проекта должна была стать звериная серьезность и ответственность, с которой исполнители подойдут к своему выступлению, а зрители к процессу слушания этих произведений.
И эта идея могла бы остаться только идеей. Но в то время я работал программным директором музея современного искусства Эрарта. И отладил там работу своего департамента таким образом, что между зарождением идеи и практически немедленной ее реализацией не было практически никаких препятствий. Поэтому мы попробовали... О чем расскажу в подробностях в одной из следующих серий моего блога.