logo
Трикстер. Научно о религии
logo
0
читателей
0 ₽
в месяц
Трикстер. Научно о религии  
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Меня зовут Александр Быданцев, занимаюсь исследованиями в области религии. Имею бакалаврское и магистерское образование по религиоведению и философии религии. Вы можете быть знакомы с моими материалами на Яндекс-Дзене. Если нет, то вкратце опишу свою блогерскую деятельность:
  1. Пишу о религии с точки зрения науки в научно-популярном формате.
  2. Иногда пишу критические статьи, связанные с религиозными заблуждениями, вмешательством религии в образование, науку и законотворческие процессы России.
На этой платформе Вы можете заказывать темы, которые интересны лично Вам. Учитывая материальную помощь, я смогу создавать контент более скрупулезно, информативно и специально для Вас.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Единовременный платёж означает безвозмездное пожертвование указанной вами суммы без возможности возврата средств. Данный взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту. Автор внесет Ваше имя в титрах видео (если желаете).

Помочь проекту
Сократ 150₽ месяц 1 620₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Трикстер. Научно о религии
Доступны сообщения

Кроме моей искренней благодарности и доступа к материалам, Вы получите: - возможность задавать вопросы в комментариях; - упоминание в титрах видео (если желаете).

Оформить подписку
Платон 250₽ месяц 2 700₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Трикстер. Научно о религии
Доступны сообщения

Кроме моей искренней благодарности и доступа к материалам, Вы получите: - возможность задавать вопросы в комментариях; - упоминание в титрах видео (если желаете); - возможность заказывать темы для статей/видео.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
0 ₽ в месяц
Обновления проекта
Поделиться
Читать: 5+ мин
logo Трикстер. Научно о религии

Раскол церкви при большевиках, или как большевики воспользовались кризисом в РПЦ

Большевики ‎после‏ ‎прихода ‎к ‎власти ‎придумывали ‎разные‏ ‎способы ‎борьбы‏ ‎с‏ ‎религией, ‎особенно ‎с‏ ‎церковью. ‎На‏ ‎тот ‎момент ‎в ‎Русской‏ ‎церкви‏ ‎был ‎иерархический‏ ‎кризис, ‎вылившийся‏ ‎в ‎«обновленчество», ‎и ‎большевики ‎воспользовались‏ ‎этим‏ ‎кризисом.

Обновленчество ‎возникло‏ ‎еще ‎до‏ ‎Октябрьской ‎революции ‎в ‎1905 ‎году,‏ ‎когда‏ ‎группа‏ ‎из ‎«32-х‏ ‎священников» ‎призвала‏ ‎реформировать ‎церковь.‏ ‎Они‏ ‎предлагали ‎создать‏ ‎новые ‎условия ‎для ‎белого ‎духовенства‏ ‎(священников, ‎которые‏ ‎могли‏ ‎жениться, ‎но ‎не‏ ‎могли ‎стать‏ ‎епископами, ‎в ‎дальнейшем ‎обновленцы‏ ‎предлагали‏ ‎дополнительные ‎реформы).‏ ‎Лидером ‎тогда‏ ‎стал ‎епископ ‎Антонин ‎(Грановский). ‎Но‏ ‎Синод‏ ‎пресек ‎их‏ ‎деятельность ‎в‏ ‎1907 ‎году.

В ‎1917 ‎году ‎обновленцы‏ ‎снова‏ ‎активизировались‏ ‎и ‎даже‏ ‎приняли ‎участие‏ ‎в ‎Поместном‏ ‎соборе,‏ ‎создав ‎собственную‏ ‎фракцию. ‎Этот ‎собор ‎проходил ‎параллельно‏ ‎с ‎захватом‏ ‎Зимнего‏ ‎дворца ‎и ‎установлением‏ ‎советской ‎власти‏ ‎в ‎России. ‎С ‎того‏ ‎момента‏ ‎у ‎обновленцев‏ ‎начинается ‎рассвет.

(Поместный‏ ‎собор ‎1917-1918 ‎гг.)

Советы ‎сделали ‎ставку‏ ‎на‏ ‎обновленцев, ‎чтобы‏ ‎усугубить ‎раскол‏ ‎в ‎Русской ‎церкви, ‎в ‎ответ‏ ‎на‏ ‎это‏ ‎обновленческая ‎церковь‏ ‎проявляла ‎лояльность‏ ‎к ‎советской‏ ‎власти.

Поддержка‏ ‎большевиков ‎сильно‏ ‎сказалась ‎на ‎росте ‎обновленческого ‎движения:‏ ‎храмы ‎могли‏ ‎не‏ ‎платить ‎налоги, ‎уже‏ ‎к ‎концу‏ ‎1922 ‎году ‎большая ‎часть‏ ‎православных‏ ‎храмов ‎принадлежала‏ ‎обновленцам.

Также ‎сила‏ ‎обновленцев ‎возрастала ‎за ‎счет ‎уголовного‏ ‎преследования‏ ‎патриарха ‎Тихона‏ ‎– ‎главы‏ ‎официальной ‎Русской ‎церкви. ‎Однако ‎даже‏ ‎при‏ ‎поддержке‏ ‎государства ‎советская‏ ‎пропаганда ‎рисовала‏ ‎карикатуры ‎на‏ ‎обновленцев.

(Патриарх‏ ‎Тихон)

Самым ‎популярным‏ ‎лидером ‎обновленцев ‎в ‎начале ‎20-х‏ ‎годов ‎становится‏ ‎Владимир‏ ‎Красницкий, ‎создавший ‎новую‏ ‎ветвь ‎обновленцев‏ ‎– ‎«Живую ‎церковь». ‎В‏ ‎1922‏ ‎году ‎он‏ ‎был ‎объявлен‏ ‎первым ‎протопресвитером ‎всея ‎Руси. ‎«Живая‏ ‎церковь»‏ ‎была ‎примечательна‏ ‎тем, ‎что‏ ‎ее ‎члены ‎входили ‎в ‎карательные‏ ‎органы‏ ‎СССР.‏ ‎Но ‎уже‏ ‎к ‎концу‏ ‎1922 ‎года‏ ‎«Живая‏ ‎церковь» ‎потерпела‏ ‎крах, ‎так ‎как ‎большевики ‎не‏ ‎видели ‎в‏ ‎ней‏ ‎перспектив ‎и ‎стали‏ ‎делать ‎ставку‏ ‎на ‎другие ‎движения ‎обновленцев.

Вторым‏ ‎популярным‏ ‎лидером ‎обновленцев‏ ‎был ‎митрополит‏ ‎Антонин ‎(Грановский). ‎В ‎период ‎с‏ ‎1922-1923‏ ‎гг. ‎он‏ ‎председательствовал ‎в‏ ‎Высшем ‎церковном ‎управлении ‎обновленцев. ‎Также‏ ‎был‏ ‎создателем‏ ‎другого ‎обновленческого‏ ‎союза ‎–‏ ‎«Церковное ‎возрождение».‏ ‎Но‏ ‎уже ‎в‏ ‎1927 ‎году ‎он ‎и ‎его‏ ‎движение ‎сошли‏ ‎на‏ ‎нет.

(Красницкий ‎слева, ‎с‏ ‎лысиной. ‎Грановский‏ ‎справа, ‎седой)

Еще ‎одним ‎крупным‏ ‎движением‏ ‎был ‎«Союз‏ ‎общин ‎древлеапостольской‏ ‎церкви», ‎его ‎возглавлял ‎епископ ‎Александр‏ ‎Введенский.‏ ‎Он ‎просуществовал‏ ‎дольше ‎всех‏ ‎и ‎в ‎40-е ‎годы, ‎до‏ ‎смены‏ ‎вектора‏ ‎властей ‎в‏ ‎сторону ‎РПЦ,‏ ‎находился ‎в‏ ‎должности‏ ‎«Первоиерарха ‎Православных‏ ‎церквей ‎в ‎СССР».

(Александр ‎Введенский)

Все ‎три‏ ‎обновленческие ‎группы‏ ‎боролись‏ ‎друг ‎с ‎другом‏ ‎за ‎власть‏ ‎в ‎Русской ‎церкви, ‎они‏ ‎даже‏ ‎сотрудничали ‎с‏ ‎Главным ‎политическим‏ ‎управлением. ‎В ‎1923 ‎году ‎в‏ ‎Храме‏ ‎Христа ‎Спасителя‏ ‎проходил ‎первый‏ ‎обновленческий ‎собор ‎при ‎поддержке ‎большевиков.‏ ‎На‏ ‎соборе‏ ‎приняли ‎почти‏ ‎все ‎обновленческие‏ ‎реформы, ‎монастыри‏ ‎заложили‏ ‎под ‎трудовые‏ ‎коммуны, ‎был ‎создан ‎Высший ‎церковный‏ ‎совет ‎под‏ ‎надзором‏ ‎советской ‎власти. ‎Главное‏ ‎– ‎отменили‏ ‎патриаршество ‎во ‎главе ‎с‏ ‎патриархом‏ ‎Тихоном.

Проект ‎обновленцев‏ ‎потерпел ‎крах,‏ ‎когда ‎из-под ‎ареста ‎в ‎1923‏ ‎году‏ ‎был ‎выпущен‏ ‎патриарх ‎Тихон,‏ ‎который ‎в ‎1924 ‎году ‎осудил‏ ‎всё‏ ‎обновленчество‏ ‎в ‎целом.

Но‏ ‎обновленчество ‎на‏ ‎этом ‎не‏ ‎закончилось.‏ ‎В ‎1923‏ ‎году ‎Высший ‎церковный ‎совет ‎превратился‏ ‎в ‎Синод.‏ ‎От‏ ‎этого ‎Синода ‎откололись‏ ‎Грановский ‎и‏ ‎Красницкий. ‎Фактическим ‎руководителем ‎новой‏ ‎организации‏ ‎стал ‎Александр‏ ‎Введенский.

Однако ‎критика‏ ‎обновленцев ‎продолжалась ‎даже ‎после ‎смерти‏ ‎патриарха‏ ‎Тихона, ‎и‏ ‎уже ‎в‏ ‎1927 ‎году ‎обновленческое ‎движение ‎утратило‏ ‎свою‏ ‎силу,‏ ‎а ‎советская‏ ‎власть ‎начала‏ ‎сотрудничество ‎с‏ ‎официальным‏ ‎руководством ‎РПЦ.‏ ‎Большинство ‎действующих ‎на ‎тот ‎момент‏ ‎храмов ‎стали‏ ‎возвращаться‏ ‎в ‎патриаршую ‎церковь.‏ ‎В ‎конце‏ ‎40-х ‎годов ‎обновленчество ‎исчезло.

Таким‏ ‎образом,‏ ‎крупный ‎кризис‏ ‎в ‎русском‏ ‎православии, ‎усиленный ‎большевиками, ‎существенно ‎понизил‏ ‎авторитет‏ ‎церкви. ‎Многие‏ ‎храмы ‎были‏ ‎беспрепятственно ‎разрушены ‎с ‎одобрения ‎обновленцев,‏ ‎церковное‏ ‎имущество‏ ‎распродано, ‎миллионы‏ ‎мирян ‎ушли‏ ‎из ‎церкви.

Читать: 4+ мин
logo Трикстер. Научно о религии

Предтеча европейского атеизма. Ксенофан Колофонский

Ксенофан ‎Колофонский‏ ‎жил ‎в ‎середине ‎1 ‎тысячелетия‏ ‎до ‎нашей‏ ‎эры.‏ ‎Тогда ‎еще ‎не‏ ‎было ‎Сократа,‏ ‎Платона, ‎Аристотеля ‎и ‎других‏ ‎важнейших‏ ‎для ‎европейской‏ ‎цивилизации ‎философов.‏ ‎Некоторые ‎исследователи ‎полагают, ‎что ‎Ксенофан‏ ‎был‏ ‎первым ‎в‏ ‎мире ‎философом.‏ ‎Потому ‎что ‎его ‎считают ‎основателем‏ ‎элеатской‏ ‎философской‏ ‎школы, ‎которая‏ ‎придумала ‎онтологию‏ ‎- ‎науку‏ ‎о‏ ‎бытии, ‎основу‏ ‎самой ‎философии.

Ксенофан ‎Колофонский ‎протестовал ‎против‏ ‎греческого ‎политеизма‏ ‎(многобожия).‏ ‎Он ‎считал, ‎что‏ ‎политеизм, ‎«религия‏ ‎отцов», ‎предков ‎- ‎совершенно‏ ‎неразумна.‏ ‎Поэтому ‎он‏ ‎стал ‎изобретать‏ ‎«религию ‎разумную» ‎в ‎противовес ‎тогдашним‏ ‎самым‏ ‎модным ‎верованиям.

Греческий‏ ‎политеизм ‎подразумевает‏ ‎генеалогию ‎богов, ‎то ‎есть ‎одни‏ ‎боги‏ ‎были‏ ‎рождены ‎от‏ ‎других ‎богов,‏ ‎а ‎эти‏ ‎другие‏ ‎боги ‎были‏ ‎рождены ‎от ‎третьих ‎богов. ‎Это‏ ‎значит, ‎что‏ ‎был‏ ‎бог, ‎который ‎являлся‏ ‎самым ‎первым.

(Пантеон‏ ‎греческих ‎богов)

Но ‎откуда ‎появился‏ ‎этот‏ ‎первый ‎бог?‏ ‎Из ‎ничего‏ ‎он ‎появиться ‎не ‎мог, ‎а‏ ‎значит‏ ‎его ‎просто‏ ‎не ‎было.‏ ‎Ксенофан ‎недоумевал: ‎как ‎же ‎могут‏ ‎существовать‏ ‎так‏ ‎много ‎богов?‏ ‎Ведь ‎если‏ ‎есть ‎один‏ ‎самый‏ ‎сильный ‎и‏ ‎совершенный ‎бог, ‎значит ‎все ‎остальные‏ ‎боги ‎должны‏ ‎ему‏ ‎подчиняться, ‎следовательно, ‎они‏ ‎богами ‎не‏ ‎являются, ‎ибо ‎бог ‎не‏ ‎может‏ ‎подчиняться ‎кому-либо.‏ ‎Равными ‎эти‏ ‎боги ‎тоже ‎быть ‎не ‎могут,‏ ‎ведь‏ ‎настоящий ‎бог‏ ‎должен ‎превосходить‏ ‎абсолютно ‎всех, ‎он ‎не ‎может‏ ‎быть‏ ‎равен‏ ‎кому-либо, ‎следовательно,‏ ‎равенство ‎богов‏ ‎невозможно.

Ксенофан ‎критиковал‏ ‎традиционные‏ ‎религии ‎своего‏ ‎времени ‎за ‎то, ‎что ‎боги‏ ‎в ‎них‏ ‎были‏ ‎уж ‎слишком ‎похожими‏ ‎на ‎людей.‏ ‎Они ‎также ‎могли ‎быть‏ ‎грешнее‏ ‎людей. ‎Тогда‏ ‎какой ‎смысл‏ ‎их ‎почитать? ‎Тот ‎же ‎Зевс‏ ‎оплодотворял‏ ‎направо ‎и‏ ‎налево ‎любую‏ ‎деву, ‎которая ‎ему ‎понравится.

(Зевс ‎и‏ ‎Гера)

Ксенофану‏ ‎приписывается‏ ‎идея, ‎что‏ ‎у ‎каждого‏ ‎народа ‎боги‏ ‎похожи‏ ‎на ‎их‏ ‎самих: ‎у ‎эфиопов ‎боги ‎черные,‏ ‎у ‎фракийцев‏ ‎боги‏ ‎светлые ‎и ‎голубоглазые.‏ ‎В ‎этом‏ ‎смысле ‎Ксенофан ‎интересен ‎тем,‏ ‎что‏ ‎он ‎один‏ ‎из ‎первых‏ ‎стал ‎говорить ‎о ‎происхождении ‎религии.‏ ‎Из-за‏ ‎явной ‎схожести‏ ‎греческих ‎богов‏ ‎с ‎самими ‎же ‎греками ‎философ‏ ‎утверждал,‏ ‎что‏ ‎люди ‎сами‏ ‎сотворили ‎себе‏ ‎этих ‎богов.‏ ‎А‏ ‎причиной ‎этому‏ ‎стал ‎страх ‎людей ‎перед ‎силами‏ ‎природы. ‎Люди‏ ‎не‏ ‎понимали ‎происходящего ‎в‏ ‎окружающем ‎мире,‏ ‎поэтому ‎считали, ‎что ‎природными‏ ‎явлениями‏ ‎(гроза, ‎бури,‏ ‎холод) ‎руководят‏ ‎высшие ‎существа. ‎Знакомая ‎аргументация?

Столь ‎прогрессивные‏ ‎для‏ ‎своего ‎времени‏ ‎идеи ‎делают‏ ‎Ксенофана ‎предтечей ‎европейского ‎атеизма. ‎Его‏ ‎аргументы‏ ‎можно‏ ‎встретить ‎даже‏ ‎в ‎речах‏ ‎нынешних ‎атеистов.‏ ‎Однако‏ ‎сам ‎философ‏ ‎не ‎был ‎атеистом. ‎Его ‎просто‏ ‎не ‎удовлетворяла‏ ‎греческая‏ ‎религия. ‎В ‎ответ‏ ‎на ‎недостатки‏ ‎политеизма ‎с ‎его ‎антропоморфизмом,‏ ‎то‏ ‎есть ‎приписыванием‏ ‎богам ‎человеческих‏ ‎качеств, ‎Ксенофан ‎разработал ‎свою ‎неантропоморфную‏ ‎религию.‏ ‎Его ‎можно‏ ‎назвать ‎религиозным‏ ‎реформатором.

Он ‎считал, ‎что ‎бог ‎существует‏ ‎только‏ ‎один,‏ ‎и ‎этот‏ ‎бог ‎есть‏ ‎Единое. ‎Все‏ ‎явления‏ ‎природы, ‎вещи,‏ ‎происходят ‎из ‎Единого. ‎Всё ‎упирается‏ ‎в ‎это‏ ‎Единое.‏ ‎Этот ‎бог ‎проникает‏ ‎в ‎каждую‏ ‎вещь ‎окружающего ‎мира. ‎Вся‏ ‎Вселенная‏ ‎и ‎Единый‏ ‎тождественны.

Единый ‎никогда‏ ‎не ‎рождался ‎и ‎никогда ‎не‏ ‎умрет,‏ ‎он ‎вечен.‏ ‎Он ‎является‏ ‎основой ‎бытия, ‎сущностью ‎мира, ‎без‏ ‎него‏ ‎мир‏ ‎существовать ‎не‏ ‎может. ‎Такая‏ ‎концепция ‎именуется‏ ‎монизмом.‏ ‎Монизм ‎–‏ ‎это ‎учение, ‎при ‎котором ‎все‏ ‎вещи ‎в‏ ‎мире‏ ‎сводятся ‎к ‎одной‏ ‎субстанции, ‎к‏ ‎одному ‎началу. ‎Вполне ‎возможно,‏ ‎что‏ ‎Ксенофан ‎предполагает‏ ‎существование ‎некой‏ ‎энергии, ‎которая ‎лежит ‎в ‎основе‏ ‎всего‏ ‎мира, ‎без‏ ‎которой ‎мир‏ ‎просто ‎перестал ‎бы ‎существовать.

Из-за ‎жесткой‏ ‎критики‏ ‎религии‏ ‎греков ‎Ксенофан‏ ‎был ‎вынужден‏ ‎всё ‎время‏ ‎скитаться.‏ ‎Иначе ‎его‏ ‎бы ‎просто ‎осудили, ‎как ‎это‏ ‎произошло ‎с‏ ‎Сократом.‏ ‎Ибо ‎критика ‎религии‏ ‎– ‎это‏ ‎критика ‎традиции, ‎общественных ‎устоев‏ ‎и‏ ‎морали, ‎что‏ ‎опасно ‎для‏ ‎порядка ‎в ‎обществе.

После ‎Ксенофана ‎начинается‏ ‎процесс‏ ‎критики ‎религии,‏ ‎появляются ‎новые‏ ‎философы-атеисты, ‎которые ‎предлагали ‎свои ‎концепции‏ ‎происхождения‏ ‎религии.

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048