Существует расхожее выражение:
«Простить кого-то — не значит списать все долги. Это значит, что долги переданы в коллекторскую компанию Карма INC»
Это выражение воспринимается, как забавная позитивная шутка материалистами и людьми «интересующимися духовностью».
Оно воспринимается, как мотивационное, людьми, только начинающими свой духовный путь, уже обретшими веру, но ещё не имеющими серьёзного духовного опыта — ведь такие люди часто испытывают страдания от кажущейся «несправедливости бытия».
Для людей же, имеющих мистический опыт, оно звучит довольно жутко и в корне меняет само значение слова «прощение» — в такой интерпретации в нём не остаётся ничего доброго и милосердного.
Ведь взыскивать долги от имени компании Карма INC будет Шани.
Тот, кто абсолютно беспристрастен — у него нет «близких» и «далёких», он со всех взыскивает одинаково.
Тот, кто абсолютно безжалостен — его невозможно упросить и растрогать, он не понимает «чистосердечного раскаяния» и «особых обстоятельств», и со всех взыскивает неуклонно.
Тот, кто ничего, никому и никогда не забывает, и не прощает — если кто-то умирает под бременем непосильного долга, Шани придёт к нему в следующей жизни. И продолжит взыскание.
На эмоциональном плане Шани олицетворяет чувство тревоги, страха, бессилия — ведь он несёт нам то, чего мы, в глубине души, больше всего боимся, неторопливое, но неизбежное приближение чего предчувствуем… но не можем избежать.
Шани называют «величайшим из угнетателей» — и действительно, его принуждение неодолимо, от него невозможно освободиться.
Можно лишь заменить насильственное ограничение от Шани добровольным самоограничением — аскезой, благотворительностью, бескорыстным и честным трудом… И это работает — ведь те, кто выплачивают долг добровольно, не дожидаясь визита коллектора, получают скидки и рассрочки.
Такой простой способ, который, вроде бы, знают все — но многие ли им пользуются?
Многие проводят аналогию между образами Шукры и Люцифера (тем более, что оба они олицетворяют планету Венера): Светоносный падший ангел, ставший демоном и бог по рождению, ставший гуру демонов, исконных врагов богов.
Вот только аналогия эта несколько натянута, ведь, в отличие от Люцифера, поступок Шукры был не «падением», а осознанным принятием на себя нелёгкой миссии: ни никто не должен оставаться без Гуру. Даже демоны.
В отличие от христианства, индуизм не признаёт концепцию «окончательной погибели» — обратиться на правильный путь и спастись может любое живое существо, и даже среди демонов есть и праведники, и святые — например, широко известный Прахлада Махарадж, который, вопреки своим слащаво-лубочным изображениям, был рождён демоном. И, скорее всего, имел соответствующую внешность.
В современном искусстве архетип такого учителя наиболее ярко изображён в фильме Гая Ричи «Джентльмены» (2020) в образе Тренера — этот герой фильма пытается обучать мальчишек из трущоб и криминальных районов, чтобы у них было хоть какое-то будущее. И когда его ученики внезапно звонят ему и хвалятся, что только что ограбили нарколабораторию злого мафиози, выложили видео об этом в соцсети и, от простоты душевной, предлагают долю дорогому учителю, хватается за голову и восклицает: «Что я наделал! Оставил детей без присмотра!»
Это прекрасно описывает отношения Шукры с его учениками, которые постоянно спорят со своим учителем, отказываются следовать его наставлениям, а порой даже изгоняют его, когда он говорит им что-то уж совсем неприятное. Причём, провокатором и соблазнителем, фактически, и. о. Искусителя, в этих отношениях постоянно выступает Брихаспати, который является демонам в разных привлекательных образах, говорит им именно то, что они хотят услышать и учит их тому, что они и сами бы хотели сделать — но что, в перспективе, навредит им и поспособствует их деградации — таким образом проявляя свою «тёмную сторону» ложного учителя. Согласно некоторым упанишадам, материализм был придуман Брихаспати, чтобы отвратить демонов от духовных практик, и, тем самым, ослабить их.
В отличие от Брихаспати, который являет собой саттвичный аспект Гуру — достойный Учитель в окружении достойных и чтящих Его учеников, — Шукра проявляет раджасичный аспект Гуру — беспричинную любовь и бесконечное терпение Учителя, который снова и снова принимает покаяние своих неразумных учеников, прощает им неповиновение и оскорбления и вызволяет из неприятностей, которые они сами на себя навлекли. Ради своих учеников он совершил беспримерное самопожертвование — висел 1000 лет вниз головой в дыме жертвенного костра — чтобы получить от Шивы мантру для оживления мёртвых. Ведь без этой мантры Его смертных учеников могли полностью уничтожить бессмертные боги… Так Он во всей полноте раскрывает Ануграха шакти — аспект беспричинной любви и милосердия Бога к каждому живому существу, который как раз и проявлен в образе Гуру.
Любая девушка, мечтавшая о прекрасном принце на белом коне, в действительности, в этот момент соприкасалась с Шукрой. Ведь Он и есть тот прекрасный идеал Возлюбленного, который мы никогда не встретим в материальном мире, но всегда носим в своём сердце… Ведь Шукра — Прекраснейший и дарующий и чувство прекрасного, величайший из Поэтов дающий поэтический дар, покровитель и источник Любви во всех её проявлениях — от самых плотских и эгоистичных, до самых возвышенных.
И, самое главное, Он источник бхакти — любви и преданности к Богу.
Из всех грах (планетарных божеств джйотиш) только трое являются Учителями, раскрывая разные грани этого архетипа, отождествляемых с тремя гунами[1].
Брихаспати (Юпитер), учитель богов — это Гуру в саттве, мудрый и спокойный учитель, окружённый достойными и благодарными учениками.
Шукра (Венера), гуру демонов — это Гуру в раджасе, учитель, чьими наставлениями вновь и вновь пренебрегают неблагодарные и невоздержанные ученики, опять и опять попадая из-за этого в беду, из которой учитель их постоянно вызволяет, являя качества терпения, сострадания и беспредельной и беспричинной любви.
Шани (Сатурн) — это Гуру в тамасе, «чёрный Гуру», всегда готовый прописать своим ученикам очень лечебных тумаков, исключительно для их же блага. Учеников у него всего двое — Раху и Кету, которых из-за их непонятного, промежуточного статуса и, даже по меркам демонов, дурного нрава больше никто не захотел обучать — а ведь у каждого живого существа должен быть свой Гуру.
По факту, все мы имеем тех учителей, которых заслужили. Однако, хочется заслужить всё-таки саттвичного Брихаспати — из-за его спокойствия, мудрости, глубоких знаний и, что уж греха таить, авторитета в обществе и высокого социального статуса — ведь под Его покровительством находятся те слои общества, которые принято называть авторитетами, лидерами общественного мнения и интеллектуальными элитами.
Эмоционально Брихаспати олицетворяет собой труднодостижимое чувство удовлетворённости — это когда всё идёт хорошо, как и ожидалось, и иначе просто и быть не могло. Вот только для того, чтобы это чувство в жизни практикующего стало обоснованным и постоянным, а не самообманом, который быстро и болезненно рассеется, требуется огромная мудрость, глубокое понимание Высшего и невероятная способность строить события. Это — практика длиной во всю жизнь. А порой и не одну.
В конце концов, если посмотреть в корень — во всех трёх историях меняются только ученики. Гуру же (как проявление ануграха шакти, беспричинной милости Бога) — остаётся тем же самым…
Будха джйотиша имеет одно важное отличие от того Меркурия в крылатых сандалиях, которого мы знаем по школьному курсу мифологии: он никуда не путешествует. Он заботится о путешествующих — как хозяин трактира на перекрёстке, через который идёт бесконечный поток путников. И каждый из них может получить в трактире отдых и еду, прикупить и починить снаряжение, услышать ценный совет о дальнейшем пути. А затем путники идут своей дорогой, а Будха остаётся… Чтобы снова встретить их на следующем перекрёстке.
Будхе просто не нужно никуда идти — ведь Он и так контролирует все пути, постоянно обитая на всех перекрёстках и развилках, и во всех неоднозначных ситуациях, когда нужно сделать судьбоносный выбор. У Вас проблема выбора? Значит Будха сейчас где-то рядом с Вами.
И от того, насколько Он к Вам расположен, зависит, насколько простым и верным будет Ваш выбор.
На перекрёстке, перемычке между мирами богов и людей расположена и управляемая Им вишуддха чакра, способная регулировать как высшие, божественные семь чакр, так и низшие, демонические семь тал, являющаяся, фактически, главным перекрёстком человеческого тела, где Будха воплощён в форме стелы — указателя, подобной былинному Камню на распутье.
Все мы знаем про Меч В Камне из легенды о Короле Артуре — но мало кто задумывался — а кто же сделал этот меч и столь хитро поместил его в камень?
Именно так и действует Будха, воплощая архетип Мастера, созидая всевозможные оружия и орудия, которые затем выпускает в мир — где они попадут в руки великих героев. Или ужасных злодеев. В прекрасном или губительном блеске деяний которых, никто не заметит скромного Мастера, без которого, собственно, ничего бы и не началось.
Как Мастер Буддха покровительствует всему, что надо рассчитывать, планировать, проектировать, прогнозировать. По большому счёту, Он (вместе с Ганапати) покровительствует всем точных наукам (в первую очередь — математике), и IT-технологиям.
Как Мастер Он покровительствует обучению, в первую очередь — самообучению, способности воспринимать и систематизировать информацию. Будха — идеальный ученик.
При этом интересно, что у идеального ученика (Будха) и идеального учителя (Брихаспати) не самые лучшие отношения.
Ведь покровительствуя обучению, Будха не является учителем, он лишь даёт ответ на конкретные, чётко заданные вопросы. Поскольку способность задать вопрос в глазах Будхи является признаком готовности получить ответ.
Будха скорее хранитель потаённой библиотеки, полной древних и новейших знаний, которую когда-то усердно посещали все Великие Учителя — прежде, чем выйти в большой мир и создать там свои знаменитые школы. В блеске славы которых, конечно же, никто не вспомнит о скромном библиотекаре.
И Он всё так же останется в тени. И всё так же усмехнётся нашей суете…
Мангала кавача — На защиту Марсу.
Мангала (Марс) — могучий и грозный бог войны, покровитель боевых искусств соревновательных видов спорта и в целом любых форм соперничества и соревнования.
В человеческой психике он олицетворяет эмоцию гнева, так необходимую нам для защиты своих границ и своих близких, отстаивании своих интересов и достижении труднодостижимых целей.
В отличие от популярных ныне концепций нью-эйдж, где чувство гнева активно стигматизируется и подавляется, во всех традиционных религиях существует понятие праведного гнева — даруемого человеку ради исполнения своего долга, защиты Дхармы и всех, кого он обязан защищать.
Если в своих низших, грубых проявлениях Мангала может стать причиной неконтролируемой гневливости и пустых конфликтов, то в своей высшей форме он олицетворяет целеустремлённость, безусловный контроль над своими чувствами, дисциплину и командную работу, и даёт как сам гнев, так и способность его контролировать и направлять во имя преодоления препятствий достижения общей цели.
Марс олицетворяет стихию огня во всей Его очищающей мощи — и в этом качестве Его почитают ради очищения тела от болезней, их «выжигания». Кроме того, как божество крови и отточенной стали, Марс является покровителем хирургов и хирургии, к Нему обращаются ради успеха хирургической операции.
И, конечно же, ради победы во всех видах соперничества и состязаний.
На Руси существовала традиция не стричь волосы детям до 7 лет. Это было связано с глубокими культурными и религиозными представлениями наших предков. Давайте подробнее разберемся в истоках этой традиции.
Для древних славян волосы имели огромное символическое значение. Они рассматривались как вместилище жизненной силы, души человека. Считалось, что через волосы осуществляется связь человека с высшими силами и природой. Поэтому к волосам относились с особым трепетом и почитанием.
Особенно почитались детские волосы, которые воспринимались как священное достояние ребенка. Считалось, что младенец приходит в этот мир с «небесным покровом» — волосами, данными ему свыше. Поэтому стричь их до 7 лет было категорически запрещено, так как это могло повредить ребенку, «лишив» его частички божественной благодати.
Число 7 у славян имело сакральное значение и символизировало собой переход человека в новое жизненное состояние. Именно в этом возрасте ребенок считался достаточно окрепшим физически и духовно, чтобы пережить «обряд пострижения». После этого волосы стригли, что символизировало утрату «небесного покрова» и переход в новый жизненный этап.
Кроме того, нераспущенные волосы ребенка рассматривались как мощный оберег, защищающий его от злых духов и сглаза. Считалось, что длинные волосы «притягивают» к себе положительную энергию и не позволяют ей покинуть тело младенца.
Таким образом, традиция не стричь детям волосы до 7 лет имеет глубокие корни в славянской культуре. Она была связана с представлениями о сакральной ценности детских волос, их способности оберегать ребенка и обеспечивать связь с высшими силами. Достижение 7-летнего возраста было важным рубежом, после которого ребенок мог «расстаться» со своим «небесным покровом».