Брихаспати кавача — На защиту Юпитеру
Из всех грах (планетарных божеств джйотиш) только трое являются Учителями, раскрывая разные грани этого архетипа, отождествляемых с тремя гунами[1].
Брихаспати (Юпитер), учитель богов — это Гуру в саттве, мудрый и спокойный учитель, окружённый достойными и благодарными учениками.
Шукра (Венера), гуру демонов — это Гуру в раджасе, учитель, чьими наставлениями вновь и вновь пренебрегают неблагодарные и невоздержанные ученики, опять и опять попадая из-за этого в беду, из которой учитель их постоянно вызволяет, являя качества терпения, сострадания и беспредельной и беспричинной любви.
Шани (Сатурн) — это Гуру в тамасе, «чёрный Гуру», всегда готовый прописать своим ученикам очень лечебных тумаков, исключительно для их же блага. Учеников у него всего двое — Раху и Кету, которых из-за их непонятного, промежуточного статуса и, даже по меркам демонов, дурного нрава больше никто не захотел обучать — а ведь у каждого живого существа должен быть свой Гуру.
По факту, все мы имеем тех учителей, которых заслужили. Однако, хочется заслужить всё-таки саттвичного Брихаспати — из-за его спокойствия, мудрости, глубоких знаний и, что уж греха таить, авторитета в обществе и высокого социального статуса — ведь под Его покровительством находятся те слои общества, которые принято называть авторитетами, лидерами общественного мнения и интеллектуальными элитами.
Эмоционально Брихаспати олицетворяет собой труднодостижимое чувство удовлетворённости — это когда всё идёт хорошо, как и ожидалось, и иначе просто и быть не могло. Вот только для того, чтобы это чувство в жизни практикующего стало обоснованным и постоянным, а не самообманом, который быстро и болезненно рассеется, требуется огромная мудрость, глубокое понимание Высшего и невероятная способность строить события. Это — практика длиной во всю жизнь. А порой и не одну.
В конце концов, если посмотреть в корень — во всех трёх историях меняются только ученики. Гуру же (как проявление ануграха шакти, беспричинной милости Бога) — остаётся тем же самым…