Является ли покорность женщины вопросом культуры?
В отношениях между женами и мужьями многие придерживаются того взгляда, что жены больше не должны повиноваться своим мужьям, потому что Павел якобы говорил так потому, что это было принято в культуре I века, и устранял нарушение правил в своем обществе. Однако наставления, данные женщинам в Писаниях, основаны не на культуре. Эдвард Швейцер так пишет о подчинении одних другим: «Если правильно посмотреть, то это повиновение не другим, а Господу (Кол. 3:23). Изначально это предусматривало не что иное, как полное освобождение от всех земных господ».
Писания указывают на начало сотворения
Обратите внимание на следующие утверждения Павла и Петра:
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог… Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:3, 8, 9).
«Жены ваши… [должны быть] в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор. 14:34).
«А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим. 2:12, 13).
«Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1 Пет. 3:5).
Павел обращается к порядку Божьего сотворения, когда пишет: «Жене глава — муж»; «жена [произошла] от мужа»; «жена [была создана] для мужа»; «жены [должны быть] в подчинении, как и закон говорит» и «прежде создан Адам, а потом Ева». Петр приводит поведение благочестивых женщин прошлого (живших «некогда») в качестве примера для христианок, стремящихся быть угодными Богу.
Некоторые спрашивают: «Где в Законе сказано, чтобы женщины повиновались мужчинам?» (см. 1 Кор. 14:34) — потому что в законах и повелениях, открытых Моисею, они не нашли ничего подобного. На этот вопрос можно ответить так: слово «закон» Иисус иногда использовал в смысле ветхозаветных установлений, которых не было в законе Моисея (см. Пс. 81:6, процитированный в Ин. 10:34; Пс. 34:19 в Ин. 15:25). Кроме того, Павел в 1 Кор. 14:21 называет Закон в подтверждение своего учения, хотя цитирует Ис. 28:11, 12. Еще более наглядна его ссылка на Закон в Гал. 4:21, 22, где он упоминает Сарру и Агарь. Ясно, что, говоря о Законе, Павел не ограничивается теми законами, которые Бог дал Моисею. Павел считал книгу Бытие частью Закона в широком смысле. Поэтому он считал правильным привести слова Господа: «…и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16).
Указания Павла противоречили культурным традициям общества
Его указания христианкам (1 Кор. 14:34, 35; 1 Тим. 2:11, 12) не основывались на культурных традициях тех стран, где они жили. В греко-римском мире женщины начинали играть ведущую роль в обществе. Ниже приводятся цитаты, иллюстрирующие положение женщин в мире Нового Завета:
«Существуют обширные данные, указывающие на то, что женщины занимали многие государственные должности и выполняли свои обязанности наравне с мужчинами. Женские имена зафиксированы в разнообразных официальных надписях, отмечающих — и прославляющих — их гражданскую службу и щедрость. Они брали на себя заботу о храмах и финансировали игры, шествия и жертвы» (Кремер и Д’Анжело).
«Женщины служили жрицами и выполняли другие ведущие роли в большинстве языческих культов, таких как культ Артемиды, Изиды, Ливии, Диониса, Либера и Либеры. Они активно участвовали в литургиях, сочиняли гимны и обряды, управляли храмом и денежными средствами, организовывали торжества по случаю праздников, играли на музыкальных инструментах и принимали ответственные решения, затрагивавшие большое число людей» (Авраамсен).
«…Эллинистический век вообще был веком женской эмансипации… Женщины в дни Павла имели значительную свободу передвижения, права в замужестве и разводе, а в некоторых местах и в некоторых культах право занимать государственные и религиозные должности… Гречанки упразднили покрывало и экспериментировали со всевозможными причёсками» (Берд).
В Деяниях Лука пишет о занятиях женщин, которые указывают на то, что они пользовались известностью в своем обществе и имели право вести дела наравне с мужчинами. «Почетные женщины» и «первые в городе люди» спровоцировали гонение на Павла и Варнаву в Антиохии Писидийской (Деян. 13:50), а в Фессалониках немало знатных женщин стало христианками (Деян. 17:4).
Хотя общество может дать женщинам роли, не допускаемые Писаниями, христианки не должны попадать под влияние мира (Рим. 12:2). Их цель — слушаться повелений Иисуса, даже когда Его заповеди противоречат обычаям, доминирующим в обществе. Женщины должны спрашивать не «Что общество ожидает от меня?», а «Что хочет от меня Иисус?»

0 комментариев