Нужно ли соблюдать субботу сегодня?
Из всех заповедей в законе Моисея заповедь о субботе вызывает больше всего споров. Это одна из Десяти заповедей (Исх. 20:8-11; Втор. 5:12-15), и о ее важности можно судить по тому факту, что в книге Исход она записана шесть раз (16:4, 5, 22-30; 20:8-11; 23:12; 31:12-17; 34:21; 35:1-3). И действительно, она была настолько важной, что нарушение субботы каралось смертью (31:15; 35:2; Чис. 15:32-36). То, что Израиль был обязан хранить субботу, не вызывает никаких сомнений. Заповедь о субботе соблюдалась иудеями во времена Нового Завета и соблюдается ими по сей день.
А нужно ли нам сегодня соблюдать субботу? Если нет, то имеет ли повеление о субботе какое-либо значение для нас?
ПОВЕЛЕНИЕ НЕ ДЛЯ НАС
Некоторые из исповедующих христианство считают, что мы и сегодня должны соблюдать повеление о субботе, как соблюдали его иудеи в новозаветные времена. Так ли это?
Суббота была частью старого закона, который был упразднен. Новый Завет учит, что Ветхий Завет был убран с пути (см. Евреям; Гал. 3:24, 25; Еф. 2:15). Соблюдающие субботу возражают, что устарел обрядовый закон, но не Десять заповедей. Однако они проводят различие, которого ни Ветхий, ни Новый Завет не делает. Когда Библия говорит «Закон», это значит весь Закон, как обрядовые, так и моральные требования. В Рим. 7:1-7, где речь идет о «законе», показано, что Десять заповедей являются частью этого закона, и делается заявление, что христиане «освободились от [закона]». В Еф. 2:15 уточняется, что Христос «покончил с законом, со всеми его правилами и уставами» (Современный Перевод). Невозможно отделить «заповеди» Закона от его «уставов».
Она не была повелением от начала творения. Мы не находим никаких признаков того, что патриархи до Моисея соблюдали субботу или что суббота является повелением на все века. Хотя в Быт. 2:3 и сказано, что Бог «благословил» седьмой день, там не уточняется, что Он сделал это именно в то время. Скорее, в книге Бытие говорится, что, когда позже была дана суббота, основанием для повеления отдыхать было то, что Бог почил в седьмой день.
Она была дана как знак завета между Богом и Израилем. Она не была дана язычникам или всему миру. А поскольку все люди сейчас живут в эпоху нового завета, то эта заповедь к нам не относится.
От ранней церкви не требовалось собираться на поклонение в субботу. Первые христиане действительно благовествовали иудеям в субботу, но свои богослужения в этот день не проводили. Они собирались в первый день недели (Деян. 20:7; 1 Кор. 16:1, 2). Это был день Христова воскресения, известный как «день Господень» (Отк. 1:10). То, что христиане собирались в первый день недели, подтверждается писаниями отцов церкви. В Новом Завете нет никаких правил относительно соблюдения дня Господня, за исключением требования собираться вместе для поклонения и соблюдения Господней вечери. И уж конечно, в Новом Завете нет повеления отдыхать в Господний день. С этой точки зрения, первый день недели (воскресенье, или Господний день) не является эквивалентом иудейской субботы.
«Христианская суббота» — это не седьмой день недели, а вечность на небесах. Единственное место, где Новый Завет использует слово «суббота» (или его близкий эквивалент) по отношению к христианам, находится в Евр. 4:9-11. Здесь автор призывает христиан войти в небеса, которые он называет «субботством», или субботним «покоем»: «Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (ст. 11).
НАПОМИНАНИЕ НАМ
Повеление о субботе должно служить нам напоминанием.
Мы должны вспоминать. Иудеям каждую субботу напоминали, что Бог сотворил мир. Нам нужно вспоминать, что Бог сделал для нас — в сотворении, в искуплении и в откровении. Вспоминаем мы об этом, в частности, тогда, когда собираемся вместе в день Господний для участия в Господней вечере.
Мы должны отдыхать. Иисус сказал: «Суббота для человека» (Мк. 2:27). Он имел в виду, что отдыхать один раз в неделю человеку полезно. Нам неплохо бы усвоить эту идею; возможно, одна их самых больших наших проблем— что мы слишком много работаем и слишком мало отдыхаем.
Мы должны откликаться на нужды других. Суббота была задумана для того, чтобы дать время отдыха не только израильтянам, но также тем, кто зависел от них, — их рабам, жившим с ними пришельцам и даже их скоту (Втор. 5:14; Исх. 23:12). Пусть предписание о субботе напоминает нам о необходимости сочувствовать другим.
Мы должны удвоить свои усилия, направленные на то, чтобы войти на небеса, стремясь к тому «субботству», которое ожидает нас (Евр. 4:9-11). Вы утомились? Подумайте о том вечном доме, где Иисус даст нам покой, и проявляйте еще больше усердия, чтобы попасть туда.

0 комментариев