Место и работа пророков
Рассматривая ветхозаветных пророков, мы должны помнить, что основное значение слова «пророк» – это «передающий; тот, кто передает (дальше)». В Библии пророки говорили от имени Бога. Пророки должны были передать Божью весть так, чтобы она отложилась в умах их современников. Ветхозаветные пророки сами заявляли, что Бог говорит их устами. Новый Завет подтверждает эту истину. Петр писал: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Бог давал ветхозаветным пророкам весть, которую они должны были передать людям от Его имени. Иными словами, Святой Дух Божий направлял их в том, что говорить.
Кроме того, ветхозаветное пророчество включало элемент предсказания будущего. Пожалуй, то, что пророки предвещали будущее, чаще всего и приходит нам в голову, когда мы думаем о них. Они действительно иногда заглядывали в будущее и пророчествовали о событиях, которые позже должны были произойти по Божьей воле. И все же, в основном, их весть предназначалась людям, жившим в одно время с ними. Когда ветхозаветные пророки говорили о грядущих событиях, это не было их домыслом. Вначале каждого года определенные люди заявляют всему миру, чего нам ждать в течение года. Они это пытаются отгадать. Ветхозаветные пророки не были гадателями. Как не были они и просто людьми, которые предсказывали, что произойдет, на основании того, что они уже могли видеть. Например, метеоролог может оценить состояние неба, облаков, влажности и предсказать скорый дождь. Если его прогноз оказывается верным и идет дождь, это не говорит о том, что он пророк. Ветхозаветные пророки не гадали и не предсказывали, основываясь на том, что они видели. Возвещая от Божьего имени, они могли заглянуть в будущее и предсказать за сотни лет вперед – притом с абсолютной точностью – то или иное событие или выход на историческую сцену той или иной личности. С человеческой точки зрения, они никак не могли узнать о подобных фактах.
Рассмотрим несколько примеров. В Ис. 44 и 45 Исаия (говоривший от имени Бога около 750 г. до н.э.) предрек день, когда человек по имени Кир издаст повеление, или указ, позволяющий Божьему народу, находившемуся в плену, вернуться домой. Это пророчество прозвучало примерно за двести лет до фактического выхода указа. Самое замечательное в этом пророчестве то, что, когда Исаия изрекал эти слова, Кира еще не было и в помине. Позже царем Персии действительно стал Кир. Когда пророчествовал Исаия, вообще не было никакой Персидской империи. При жизни Исаии огромной частью мира правила Ассирийская империя. Да и позже, когда Ассирия ослабела, следующей мировой державой стала не Персия во главе с Киром. До Кира властелином мира стало Вавилонское царство. Откуда во время правления ассирийцев Исаия мог знать о падении Ассирийской державы, возвышении и падении другой силы и приходе третьей мировой державы во главе с царем по имени Кир? Эти события имели место, и Исаия сказал о них за двести лет до того, как они произошли.
Вы согласитесь со мной, я уверен, что еще более удивительным было предсказание ветхозаветными пророками прихода Христа и подробностей Его земной жизни за сотни лет до Его рождения в Вифлееме. Пророки говорили, что Он родится от девы. Они предвещали, что Он будет служить и что Его же народ отвернется от Него. Разные пророчества говорили о Его распятии и о том, что Он воскреснет из мертвых. Они заявляли, что Он будет прославлен и придет снова. Полагаю, что и кто-то другой мог бы сделать что-то из того, что делал Иисус, но никакой самозванец не смог бы совершить то, что совершил Иисус в начале и в конце Своей жизни. Он пришел в мир, родившись сверхъестественным путем, и покинул этот мир чудесным образом, пообещав снова вернуться.
Пророки возвещали о событиях до того, как они имели место. Они говорили народу своего времени, иногда предрекая будущее, но всегда в рамках водительства Святого Духа. То, что они говорили от имени Бога, отличалось абсолютной точностью.
Нам нужно проявлять особую осторожность, когда мы истолковываем ветхозаветных пророков. Человек может, прочитав пророчество, приписать ему практически любой смысл, какой только захочет. Давно один преподаватель сказал о ветхозаветных пророках то, что я запомнил на всю жизнь: «Самое лучшее толкование пророчества – богодухновенное». Иными словами, если другой библейский автор подтвердил: «Это именно то, что сказал пророк», – тогда это богодухновенное и точное толкование. Когда мы отходим от вдохновенного толкования, нам нужно идти очень осторожно и проявлять глубокое смирение в том, что мы говорим. Мы не ветхозаветные пророки, которые, говоря от Божьего имени, были водимы Святым Духом.
0 комментариев