СУЩЕСТВУЕТ ЛИ БОГ? Да, ибо как иначе объяснить... КРАСОТА
Людей зачаровывает не только существование и движение луны, но и ее красота. Луна имеет для землян не только практическое значение, служа для определения месяцев, приливов и отливов, но и эстетическое. Вероятно, вблизи она не так уж полезна и не так уж красива, но на расстоянии почти полумиллиона километров ее желтый полумесяц или сияние полного белого диска как-то особенно трогает каждого, особенно влюбленных. Может, для Создателя луны не было секретом, какое значение, практическое и эстетическое, она будет иметь для землян?
Если перевести взгляд с луны на землю и внимательно присмотреться к розе, то возникает несколько вопросов. Откуда она взялась? Зачем такая симметрия, такой прекрасный цвет и такой нежный запах? Если в этом нет никакой практической ценности, то, может быть, Создатель тонко чувствовал прекрасное? Может, Он и в людей вложил подобное чувство тонкого восприятия симметрии, цвета и аромата?
Если попытаться перечислить все прекрасное, можно выбиться из сил. Еще задолго до того, как яблоки станут продуктами питания, яблоневые сады в период цветения становится таким зрелищем, которое не может вообразить и художник. Так же и весна на Алтае - это нечто невообразимое. Восход солнца на море - не просто еще один оборот земли. Научное объяснение рассвета на море оставляет желать лучшего: “Момент, когда касательная плоскость Земли совпадает с азимутом Солнца”. Песни соловья, аромат фиалки, улыбка друга и сияние глаз любимой - привлекательность всего этого трудно описать, но как все это красиво и реально!
“Человеку присуще эстетическое чувство, – отмечает Лорен Эйсли, – которое, будучи разным у разных людей, так или иначе проявляется у всех народов”. Ф. Р. Теннант пишет:
«И в телескопическом, и в микроскопическом масштабе, от звездных небес до кремнистого скелета диатомовой водоросли, в ее потаенных местах и на виду, в цветах с “невидимым румянцем” и в драгоценных камнях, которые таят “неизмеримые глубины океана”, Природа величава и прекрасна, а исключения только подтверждают это правило».
Платон и Аристотель большое внимание уделяли обсуждению красоты. Иммануил Кант много страниц посвятил “Критике эстетического суждения”, где показал, что человеческое “суждение о Вкусе” нужно резко отличать от “Понимания или Разума”. Кант не меньше Юма был предан идее чистого разума. Еще больше, чем Давид Юм, он был предан “нравственному закону внутри”. Вероятно, более всякого иного смертного Кант был очарован и заинтригован красотой “звездных небес”.
Жизнь реальна, и красота тоже реальна. Поэтому представляется логичным, что Творец и того, и другого должен быть живым и обладать эстетическим восприятием. Очевидно, только люди обладают созерцательной способностью, реагирующей на красоту. Уильям Дэвис, профессор философии Обурнского университета, отмечает: “Человек – единственное животное, которое использует украшения, и это делают все люди!” Обычно декоративному искусству или красивым предметам нельзя приписать никакой практической ценности, но в красоте есть “своя цель, которая, по нашему мнению, – писал Кант, – вообще не служит никакой цели”. Теист без труда объяснит как существование красоты, так и ее восприятие, а вот эволюционисту, находящемуся в плену доктрины “выживания самых приспособленных”, сказать нечего. Эволюционист Томас Хаксли очень честно признал эту трудность:
“Единственное, что удерживает меня от пессимизма и говорит в пользу великодушного создателя вселенной, это мое наслаждение пейзажем и музыкой. Я не вижу, как они могли помогать в борьбе за существование. Это ни на чем не основанные дары”.
Теннант, ученый и красноречивый философ, говорил: “Некоторые входят в Его Храм через Врата Красоты”. Он без колебаний причислял красоту к одному из столпов теизма.
“Универсальность красоты Природы – если допустить, что понятие красоты у всех одинаково и присуще всем – это обобщение, грубо сравнимое с единообразием естественного закона. То, что объекты природы вызывают эстетические чувства, является таким же фактом, как и то, что они подчиняются законам движения или имеют определенный химический состав”.
Если “Бог создал страну”, а “человек создал город... тогда у нас есть возможное объяснение этим вещам; но если отвергнуть содержащийся в этом высказывании теизм, тогда на объяснения, похоже, не стоит рассчитывать” (Теннант).
“...Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них” (Мф. 6:28, 29).
0 комментариев