Давид в роли пророка
Изучение жизни Давида будет неполным, если не рассмотреть его роли как пророка.
Принято считать, что Псалтырь - книга, прежде всего, духовная по своему характеру, однако же она несет и большую пророческую нагрузку. Когда Иисус появился перед Своими учениками после Своего воскресения, Он сказал: “Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах” (Лк. 24:44). Новозаветные авторы приводили цитаты из Псалтыри гораздо чаще, нежели из любой другой ветхозаветной книги. Большинство цитируемых псалмов были написаны Давидом.
Когда Самуил помазал Давида на царство, “почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после” (1 Цар. 16:13). Дух Божий, например, дал ему проект строительства храма (1 Пар. 28:19), но гораздо интереснее для нас тот факт, что Дух вдохновлял Давида, когда тот писал свои псалмы. Вот как начинаются “последние слова Давида”:
“...изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня” (2 Цар. 23:1, 2).
Давид, наверное, и сам до конца не понимал всего скрытого смысла сказанного им. Его псалмы рождались из конкретных жизненных ситуаций, в которые он попадал, и из тех эмоций, которые они в нем вызывали. Он наверняка не знал, до какой степени был тем типом Мессии, который должен был прийти, или сколько из сказанного им полностью осуществится в жизни Христа.
Во многих местах Нового Завета говорится о Давиде, как о выразителе Божьей воли. Когда пришло время найти замену Иуде, Петр процитировал псалом 68 и 108 и сказал: “Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде” (Деян. 1:16). Когда Петр выступал со своей первой проповедью благой вести, он процитировал из псалма 15, а затем сказал: “Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему [Давиду] от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа” (Деян. 2:30, 31). В Деян. 4, когда апостолы молились Богу, они процитировали из псалма 2 и возгласили: “Ты устами отца нашего Давида, раба твоего, сказал Духом Святым: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?»” (ст. 25). Когда автор Послания к евреям хотел побудить своих читателей ответить сразу же, он привел цитату из псалма 94, говоря: “[Бог] еще определяет некоторый день, «ныне», говоря чрез Давида...: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших»” (Евр. 4:7).
Вот некоторые из псалмов, цитируемые в Новом Завете (с ссылками на Новый Завет в скобках): 2:1 (Деян. 4:25); 2:7 (Деян. 13:33); 2:9 (Отк. 2:27; 12:5; 19:15); 5:10 (Рим. 3:14); 13:1-3 (Рим. 3:10-12); 17:50 (Рим. 15:9); 18:5 (Рим. 10:18); 21:2 (Мф. 27:46); 21:19 (Мф. 27:35; Лк. 23:34; Ин. 19:24); 31:1, 2 (Рим. 4:7, 8); 33:21 (Ин. 19:36); 40:10 (Ин. 13:18); 68:10 (Ин. 2:17); 68:22 (Мф. 27:34); 109:1 (Мф. 22:44; Мк. 12:36; Лк. 20:42, 43; Деян. 2:34, 35); 117:22 (Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17; Деян. 4:11; Еф. 2:20; 1 Пет. 2:7); 117:26 (Мф. 21:9; 23:39; Мк. 11:9; Лк. 13:35; 19:38; Ин. 12:13). В большинстве случаев подчеркивается, что эти псалмы написал Давид; ни один не приписывается никакому другому автору.
В приведенных выше местах из Нового Завета псалмы используются по-разному. Иногда в Новом Завете прямо говорится об исполнении данного места из Псалтыри, иногда то, что происходит в Новом Завете, представляет собой параллель событий, описанных в псалмах, иногда используется язык псалма в силу точности его выражения.
Когда вы будете думать о том, как Бог действовал через Давида, не забудьте об этом очень важном моменте: он был пророком!
0 комментариев