logo С Богом по жизни

Царь Ниневии

«Это ‎слово‏ ‎дошло ‎до ‎царя ‎Ниневии, ‎и‏ ‎он ‎встал‏ ‎с‏ ‎престола ‎своего, ‎и‏ ‎снял ‎с‏ ‎себя ‎царское ‎облачение ‎свое,‏ ‎и‏ ‎оделся ‎во‏ ‎вретище, ‎и‏ ‎сел ‎на ‎пепле» ‎(Иона ‎3:6).

Как‏ ‎понимать‏ ‎фразу ‎«царь‏ ‎Ниневии» ‎в‏ ‎Иона ‎3:6?

Некоторые ‎критики ‎выражение ‎«царь‏ ‎Ниневии»‏ ‎цитируют‏ ‎как ‎свидетельство‏ ‎того, ‎что‏ ‎книга ‎была‏ ‎написана‏ ‎позже ‎кем-то,‏ ‎кто ‎не ‎понимал, ‎что ‎в‏ ‎Ниневии ‎не‏ ‎было‏ ‎царя ‎или ‎что‏ ‎в ‎дни‏ ‎Ионы ‎ассирийский ‎царь ‎не‏ ‎правил‏ ‎из ‎Ниневии.‏ ‎Однако ‎есть‏ ‎и ‎другие ‎объяснения ‎этого ‎выражения,‏ ‎заслуживающие‏ ‎большего ‎доверия.

1. Возможное‏ ‎объяснение, ‎которого‏ ‎придерживается ‎Фергюсон, ‎— ‎что ‎выражение‏ ‎«царь‏ ‎Ниневии»‏ ‎относится ‎к‏ ‎правителю, ‎или‏ ‎градоначальнику, ‎Ниневии‏ ‎и‏ ‎что ‎«Ниневия»‏ ‎включала ‎в ‎себя ‎не ‎только‏ ‎город, ‎но‏ ‎и‏ ‎провинцию, ‎в ‎которой‏ ‎она ‎находилась.‏ ‎Он ‎приводит ‎доказательство, ‎что‏ ‎еврейское‏ ‎слово, ‎переведённое‏ ‎как ‎«царь»‏ ‎(мелек), ‎как ‎и ‎соответствующие ‎слова‏ ‎в‏ ‎ассирийском ‎и‏ ‎арамейском ‎языках,‏ ‎применялось ‎не ‎только ‎по ‎отношению‏ ‎к‏ ‎«царю»‏ ‎ассирийской ‎империи,‏ ‎но ‎также‏ ‎и ‎к‏ ‎управляющим‏ ‎провинциями. ‎Если‏ ‎именно ‎таково ‎значение ‎выражения ‎«царь‏ ‎Ниневии» ‎в‏ ‎книге‏ ‎Ионы, ‎тогда ‎не‏ ‎Ассирия ‎как‏ ‎таковая, ‎а ‎город ‎Ниневия‏ ‎был‏ ‎объектом ‎Божьего‏ ‎гнева, ‎а‏ ‎затем ‎Божьей ‎милости.

2. Возможно ‎также, ‎что‏ ‎«царь‏ ‎Ниневии» ‎—‏ ‎это ‎всё‏ ‎равно, ‎что ‎«царь ‎Ассирии». ‎Правда,‏ ‎если‏ ‎второй‏ ‎титул ‎широко‏ ‎используется ‎в‏ ‎Ветхом ‎Завете‏ ‎(см.‏ ‎4 ‎Цар.‏ ‎18—20), ‎то ‎первый ‎встречается ‎только‏ ‎в ‎Иона‏ ‎3:6.‏ ‎Однако ‎в ‎исторических‏ ‎книгах ‎о‏ ‎царе ‎страны ‎нередко ‎говорится‏ ‎как‏ ‎о ‎царе‏ ‎её ‎столицы.‏ ‎Например, ‎«царя ‎израильского» ‎библейские ‎авторы‏ ‎часто‏ ‎называли ‎«царём‏ ‎самарийским» ‎(3‏ ‎Цар. ‎21:1; ‎4 ‎Цар. ‎1:3).

С‏ ‎этим‏ ‎объяснением‏ ‎есть ‎одна‏ ‎проблема ‎—‏ ‎это ‎то,‏ ‎что‏ ‎в ‎то‏ ‎время, ‎когда ‎Иона, ‎как ‎предполагается,‏ ‎проповедовал ‎в‏ ‎Ниневии,‏ ‎она, ‎очевидно, ‎не‏ ‎была ‎столицей‏ ‎ассирийской ‎империи.

Кроме ‎того, ‎можно‏ ‎привести‏ ‎тот ‎довод,‏ ‎что ‎в‏ ‎книге ‎Ионы ‎ничего ‎не ‎сказано‏ ‎об‏ ‎Ассирии ‎или‏ ‎об ‎ассирийской‏ ‎империи ‎и ‎не ‎ведётся ‎речь‏ ‎ни‏ ‎о‏ ‎каком ‎насилии‏ ‎и ‎притеснении‏ ‎за ‎пределами‏ ‎Ниневии‏ ‎(3:8). ‎Божье‏ ‎постановление ‎касалось ‎только ‎Ниневии, ‎а‏ ‎не ‎всей‏ ‎Ассирии.

Однако‏ ‎даже ‎если ‎в‏ ‎дни ‎Ионы‏ ‎Ниневия ‎и ‎не ‎была‏ ‎столицей‏ ‎Ассирии, ‎ассирийский‏ ‎царь ‎всё‏ ‎равно ‎мог ‎время ‎от ‎времени‏ ‎использовать‏ ‎её ‎в‏ ‎качестве ‎своей‏ ‎резиденции. ‎Фергюсон ‎утверждает, ‎что ‎«в‏ ‎первой‏ ‎половине‏ ‎VIII ‎века‏ ‎до ‎н.э.‏ ‎Ниневия ‎была‏ ‎одним‏ ‎из ‎трёх‏ ‎царских ‎городов». ‎Если ‎это ‎так,‏ ‎тогда ‎возможно,‏ ‎что‏ ‎ассирийский ‎царь ‎каждый‏ ‎год ‎какое-то‏ ‎время ‎проводил ‎в ‎Ниневии.

Если‏ ‎«царь‏ ‎Ниневии» ‎это‏ ‎всё ‎же‏ ‎«царь ‎Ассирии», ‎тогда, ‎скорее ‎всего,‏ ‎Бог‏ ‎определил ‎разрушить‏ ‎Ниневию ‎за‏ ‎грехи, ‎в ‎которых ‎были ‎виновны‏ ‎все‏ ‎ассирийцы‏ ‎в ‎целом.‏ ‎[Один ‎возможный‏ ‎царь ‎Ассирии‏ ‎во‏ ‎время ‎служения‏ ‎Ионы ‎— ‎Ашшурдан ‎III ‎(771–754‏ ‎гг. ‎до‏ ‎н.‏ ‎э.). ‎Его ‎правление‏ ‎совпадало ‎с‏ ‎правлением ‎иудейского ‎царя ‎Иеровоама‏ ‎II‏ ‎(793–753 ‎гг.‏ ‎до ‎н.э.)].‏ ‎Если ‎объектом ‎Божьего ‎гнева ‎была‏ ‎Ассирия,‏ ‎тогда ‎почему‏ ‎Бог ‎собирался‏ ‎разрушить ‎одну ‎только ‎Ниневию? ‎Не‏ ‎исключено,‏ ‎что‏ ‎разрушение ‎Ниневии‏ ‎Бог ‎намеревался‏ ‎использовать ‎в‏ ‎качестве‏ ‎наглядного ‎примера‏ ‎для ‎остальной ‎Ассирии. ‎Раскаяние ‎Ниневии‏ ‎и ‎последующее‏ ‎спасение‏ ‎жителей ‎города ‎могло‏ ‎также ‎преподать‏ ‎урок ‎не ‎только ‎язычникам,‏ ‎но‏ ‎и ‎иудеям.‏ ‎Хотя ‎в‏ ‎книге ‎Ионы ‎грехи ‎Ниневии ‎не‏ ‎называются,‏ ‎контекст ‎данной‏ ‎истории ‎—‏ ‎а ‎также ‎контекст ‎всей ‎книги‏ ‎Ионы‏ ‎—‏ ‎предполагает, ‎что‏ ‎грехами ‎Ниневии‏ ‎были ‎грехи‏ ‎Ассирии.‏ ‎Это ‎те‏ ‎самые ‎грехи, ‎за ‎которые ‎позже‏ ‎Наум ‎осудил‏ ‎Ниневию‏ ‎и ‎народ ‎Ассирии.


Предыдущий Следующий
Все посты проекта
0 комментариев

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048