«Признаки» и «приближение дня» в Мф. 24
Многие «признаки», указанные Иисусом в разговоре с апостолами в Мф. 24, предсказывали события, которые должны были привести к разрушению города. Их могли «усмотреть» верные, которые, возможно, даже получили дополнительное разъяснение от вдохновенных апостолов. Они верой узнали исполнение признаков, о которых говорил Иисус. Описанные Иисусом события произошли, в основном, между 66 и 70 годами, а некоторые, такие как землетрясение, — даже в 50-е (Мф. 24:7). То, что они смогли определить этот день, говорит о том, что указанные признаки «были уже видимы для проницательных мужчин и женщин» (Брюс). Естественно, зная, что приближается его смертный час, человек захочет побыть в собрании своих братьев-христиан, но суть данного отрывка не в этом.
В Мф. 24:15, 16 даётся один довольно-таки странный признак: «Итак, когда увидите мерзость запустения, речённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Эта проблема повторена в Мк. 13:14: «Когда же увидите мерзость запустения, речённую пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы».
Что это за «мерзость запустения»? Лука объясняет немного более подробно: «Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его; тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него» (Лк. 21:20, 21). Как можно было убежать из города, когда Иерусалим был уже окружён, а войска видны? Как другие могли войти в него? В Мф. 24:22 Иисус даёт подсказку: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Здесь нам большую услугу оказал очевидец Иосиф Флавий. Он поведал, что во время первой попытки подавить мятеж в Иерусалиме римская армия «самым неожиданным образом покинула город» (Иосиф Флавий. Иудейская война 2.19.7).
Хотя, делая данную запись спустя тридцать лет после описываемых событий, этот бывший фарисей так и не уразумел причины, по которой Цестий отозвал своих воинов, мы с вами знаем то, чего не знал Иосиф: Бог позаботился о Своих избранных и сократил дни. Это дало христианам возможность совершить побег из города. Евсевий, «отец церковной истории», сообщает, что в результате данного им «божественного откровения» «всему телу» христиан представилась возможность убежать (Евсевий. История церкви 3.5).
Назвав признаки падения Иерусалима, Иисус далее ответил на вопросы о Своём втором пришествии, сказав следующее: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). Это высказывание не могло относиться к падению Иерусалима, иначе все указанные Им признаки были бы бессмысленны. Это заставляет думать, что фраза «приближение дня оного» имела особое значение для евреев Иудеи и что данное письмо было написано определённой группе людей в этом районе. Оно было адресовано не «епископам и дьяконам», как Послание к филиппийцам (1:1), людям внутри церкви, которые должны были послушаться «наставников» (Евр. 13:17) ради безопасности своих душ и тел.
0 комментариев