Сегодня, невзирая на огромное количество художников, которых относят к числу сюрреалистов, поистине талантливых не так уж и много. Среди их числа российский художник Михаил Хохлачёв, известный всему миру как Майкл Шеваль (Michael Cheval). О Михаиле многие говорят, что он гений современного сюрреализма и непревзойденный мастер абсурда. Его картины часто сравнивают с пазлами, которые зритель пытается собирать воедино в общую композицию, тем самым выстраивая цепочку происходящих событий и разгадывая загадки мастера.
Произведения Шеваля представляют собой некий коктейль сюрреализма и абсурда, втягивающий зрителя в увлекательнейшую игру, где нет логики, а существует лишь нереальная реальность. И, приглашая публику в свою игру, Майкл искренне рад, когда она его понимает и принимает.
Самое большое влияние, как считает сам живописец, оказали на него два великих сюрреалиста прошлого века — Сальвадор Дали и Рене Магритт. Однако сам себя Майкл Шеваль не относит к этому стилю. Согласно его определению, он — абсурдист, а его театр абсурда — это перевернутая реальность, обратная сторона логики, которая не приходит из снов и с глубин подсознания. Это виртуозная игра воображения самого художника, который заявляет, что »…абсурд — не что иное, как логика сердца, тесно переплетающаяся с бессознательным миром, воображением и иллюзиями. А сам абсурдизм — это попытка понять нашу жизнь так, как она есть. И полезно, время от времени, перевернуть все с ног на голову.»
Через сюжеты своих творений мастер ведет немой диалог со зрителями, ввергая их то в шок, то в эйфорию, а то нагоняет депрессию или взбадривает. И каждый, кто единожды увидел работы Майкла Шеваля, останется покорен поразительной фантазией художника, а также опьянен живописным коктейлем из абсурда и сюра.
Майкл Шеваль, будто приоткрывает завесу своего внутреннего мира, протягивает руку зрителю и вводит его в необыкновенно загадочный, таинственный и непостижимый театр абсурда, где разыгрываются сцены из фантастических спектаклей, полных тайн, загадок и интриг. Актеры, скрыв свои лики под масками, или же под непроницаемым выражением лиц, мастерски играют свои роли. И зрителю порой сложно понять, что же происходит на самом деле в этом непредсказуемом театре. Однако, благодаря подсказкам, которые художник оставляет в виде небольших деталей, зритель шаг за шагом постигает тайны и разгадывает загадки, скрытые на его живописных полотнах.
Каждая картина художника — это карта путешествия в иллюзию, это красочное зрелище, где тесно переплелись реальность и вымысел, обрывки снов и запредельных мечтаний. Все произведения мастера живут собственной жизнью: они будто оживают таинственным образом и уводят покоренного зрителя в мир иллюзий, в самые сокровенные уголки души самого мастера.
Немного о художнике
Михаил Хохлачёв (Майкл Шеваль) (1966 г. р.) родом из небольшого городка Котельниково, что на юге России. Детство мальчика прошло в творческой семье. Его отцом был Михаил Хохлачев, художник-самоучка, а дедом — Юрий Липов, профессиональный художник и скульптор. И, как часто бывает в таких семьях, творческие способности мальчика развились очень быстро, он уже в три года рисовал сложнейшие композиции как на свой возраст.
14-летним подростком со своими родными Михаил переехал в Германию, где художественные музеи и древние замки, узкие улочки и чудесные пейзажи покорили сердце юного дарования и навсегда определили его вкусы. Живя за границей, Майкл интересовался историей и литературой, сочинял музыку и стихи, организовал свою музыкальную рок-н-ролльную группу.
Именно там он впервые увидел книги с репродукциями полотен Сальвадора Дали и искренне поразится: «Кто-то думает так же, как я… Вообще, я не выбирал сюрреализм для своего творчества сознательно — это было состояние души с самого детства».
Однако зигзаги судьбы снова привели Хохлачева в Советский Союз. 20-летним юношей Майкл оказался в Туркменистане, где и происходило становление будущего художника. Окончив Ашхабадскую школу изобразительных искусств, он начал работать как независимый профессиональный художник. Восточная философия во многом сформировала и внесла свои коррективы в стиль начинающего мастера и помогла выбрать направление. Он создавал сценические образы, моделировал костюмы для театральных спектаклей и занимался иллюстрированием книг.
И уже в 1990 году состоялась первая персональная выставка в Музее изобразительного искусства Туркменистана. Эта экспозиция высоко была оценена не только зрителями и критиками, но и сообществом художников, что считалось высочайшим комплиментом молодому начинающему таланту.
С 1993 года Михаил поехал покорять Москву. Он в качестве независимого художника начал плодотворно сотрудничать с различными книжными издательствами. И нужно отметить, что весьма успешно. Его иллюстрации были широко востребованы, а имя приобрело известность.
Однако новая эпоха для живописца началась в 1997 году, когда он эмигрировал США. Мастер, кардинально сменив стиль и технику, обратился к западной культуре, вдохновлявшей его еще в годы юности. К тому же теперь за его плечами был колоссальный собственный опыт живописца, жизненная философия и порыв безудержной фантазии, что моментально нашло свое отражение в творчестве русского сюрреалиста.
И буквально через год Майкл становится членом престижного нью-йоркского Национального художественного клуба, а в 2002 — членом Общества искусств Лондона и постоянным участником ежегодных европейских экспозиций.
На сегодняшний день Шеваль создал свой, четко узнаваемый стиль, которому стали подражать некоторые начинающие мастера сюрреалисты, а это уже говорит о многом.Его работы находятся не только в ведущих галереях и в частных коллекциях в США, а и в Государственных музеях изобразительного искусства Туркменистана и России, а также в частных коллекциях Джины Лолобриджиды, Эрнста Фукса и Иэна.
ИСТОЧНИК
Если возникнет желание продолжить знакомство с творчеством художника, прошу поставить в известность, могу набрать работ как минимум на два поста.