Эта книга — первая в серии "Следы человека".
![](/project/958/post/17399/image/32225/imagesprojects958958xo13in34f02h4i48_original.webp?1657609163832)
Напечатана специально для библиотек тиражом 500 пронумерованных экземпляров в 1999 году под руководством Франко Мария Риччи шрифтом бодони. Бумага верже ручной работы изготовлена специально в круглой форме на бумажной фабрике Пьетро Милиани в Фабриано. Этот электронный экземпляр с книги под номером 141, делал его по просьбе руководства библиотеки, для сохранности оригинала.
Творческий путь художника начался довольно типично для XVI столетия: фрески в соборах, парадные портреты, звание придворного художника, императорские семьи с собачками на полотнах… Но совсем скоро к Арчимбольдо приходит понимание того, что люди, собранные из огурцов и яблок, могут быть гораздо интереснее. Картины-метаморфозы Джузеппе Арчимбольдо ошеломили Европу. Никто и никогда не рисовал ничего подобного.
В 1563 году Арчимбольдо создал первую картину из серии «Времена года». Времена года изображены в облике людей, составленных из соответствующих атрибутов, - Весна из цветов, Лето из колосьев и овощей, Осень из фруктов, а Зима в виде дерева. Далее живописец берется за следующую серию аллегорий «Четыре элемента», где съестные припасы заменяются на бытовые предметы («Огонь») и представителей фауны («Вода», «Земля» и «Воздух»).
Арчимбольдо, словно поэт эпохи барокко, работает с "диковинами" языка, жонглирует синонимами и омонимами. Живопись Арчимбольдо вырастает из языка, воображение этого художника имеет поэтическую природу, оно не создает знаки, но комбинирует их, меняет местами, выворачивает наизнанку.
![](/project/958/post/17399/image/32226/imagesprojects958958e30caw34f034817h.webp?1657610309078)
Джузеппе Арчимбольдо. Зима, 1573. Холст, масло, 76x64 см. Обрамление из цветов.
Ранее хранилась в собрании Неже, Париж. Национальный музей Лувр, Париж
![](/project/958/post/17399/image/32227/imagesprojects958958cw7c0u34f03h0ae2.webp?1657612328813)
Джузеппе Арчимбольдо.
Весна, Дерево каменного дуба, масло, 66x50 см.
Внизу справа подпись: Giuseppe Arcimboldo • F.
На обороте название и надпись: Весна. Дополнением которой служит Воздух...
Королевская Академия Изобразительных искусств "Сан-Фернандо ", Мадрид
![](/project/958/post/17399/image/32231/imagesprojects9589588e4r3r34f03j7j2c.webp?1657612708164)
Джузеппе Арчимбольдо. Лето. Липовое дерево, масло, 67x52 см.
На воротнике подпись: Giuseppe Arcimboldo • F.
На эполете дата: 1563. Музей истории искусств, Вена
![](/project/958/post/17399/image/32239/imagesprojects9589581kj5sz34f040g475.webp?1657612934258)
Джузеппе Арчимбольдо.
Осень, 1573. Холст, масло, 76x64 см. Обрамление из цветов.
Ранее хранилась в собрании Неже, Париж. Национальный музей Лувр, Париж
![](/project/958/post/17399/image/32248/imagesprojects958958co21a534f0438a07.webp?1657613352526)
Джузеппе Арчимбольдо.
Флора. Дерево, масло, 73x56 см.Собрание Робера Лебеля, Париж
Четыре стихии, изображенные в виде фигур, составленных из элементов, сопряженных с каждою стихией, как на тех картинках, где Джузеппе Арчимбольдо, художник императора Максимилиана, образовал фигуру Огня из лучей, горящих факелов, подсвечников и прочего, имеющего отношение к огню, Воздух - из летающих в нем птиц, да так прекрасно, что части его кажутся едва ли не воздушными, Воду же – из всевозможных рыб и морских устриц, сложенных так ловко, что и впрямь как будто получилось олицетворение воды, а четвертую стихию, Землю, - из скал, пещер, стволов деревьев и земных животных
![](/project/958/post/17399/image/32249/imagesprojects958958olckzx34f04afih1.webp?1657614532043)
Джузеппе Арчимбольдо.
Огонь. Липовое дерево, масло, 67x52 см Внизу справа подпись: Josephus Arcimboldus Mlnensis • F.
На обороте название и дата: Ignis. 1566. Музей истории искусств, Вена
![](/project/958/post/17399/image/32250/imagesprojects958958fxj9j234f04e4c18.webp?1657615081327)
Джузеппе Арчимбольдо.
Земля, Дерево, масло, 70,2x48,7 см. Частное собрание, Вена
![](/project/958/post/17399/image/32251/imagesprojects958958aqy1k434f04fb1ah.webp?1657615293114)
Джузеппе Арчимбольдо.
Вода, 1566. Липовое дерево, холст, 67x52 см.
Надпись на обороте: Aqua, Музей истории искусств, Вена
![](/project/958/post/17399/image/32252/imagesprojects958958w7sxrq34f04gi789.webp?1657615511465)
Джузеппе Арчимбольдо.
Воздух. Холст, масло, 74,5x56 см. Частное собрание, Базель
Желая угодить Максимилиану II и его двору, Арчимбольдо написал также несколько портретов лиц из непосредственного окружения императора, часто составленных из атрибутов их профессии.
![](/project/958/post/17399/image/32253/imagesprojects958958vu5b7634f0506615.webp?1657616054922)
Джузеппе Арчимбольдо.
Библиотекарь. Холст, масло, 97x71 см. Skoklosters Slott, Styrelsen, Стокгольм
![](/project/958/post/17399/image/32254/imagesprojects958958ulwktz34f0580hj1.webp?1657617291670)
Джузеппе Арчимбольдо.
Юрист. Холст, масло, 64x51 см. На обороте подпись и дата: Giuseppe Areimboldo • Е 1566. Statens Konstsamlingar, Gripsholm Slott, Стокгольм
Он был необычайно смешон, этот портрет, написанный им по заказу императора Максимилиана с некоего Доктора, чьё лицо было совсем испорчено французской болезнью и на подбородке оставались считанные волоски, Арчимбольдо целиком составил его из зажаренных рыб и животных, да так ловко, что всякий видевший его тотчас же узнавал в нем славного законника. Излишне говорить, какое удовольствие доставило сие Его Величеству, какие вызвало насмешки у императорских придворных". В результате работы с документами того периода Альфонс склонился к опознанию в "славном законнике" юриста Иоханна Ульриха Зазиуса, одного из ближайших сотрудников Максимилиана II
![](/project/958/post/17399/image/32256/imagesprojects9589586kg91o34f061373e.webp?1657619391354)
Джузеппе Арчим6ольдо.
Повар. Дерево, масло, 52,5x41 см. Частное собрание, Стокгольм
![](/project/958/post/17399/image/32257/imagesprojects958958yuenov34f06240h7.webp?1657619556826)
Портрет перевёртыш
![](/project/958/post/17399/image/32258/imagesprojects958958inc7qr34f062g05i.webp?1657619652595)
![](/project/958/post/17399/image/32259/imagesprojects958958mvsebg34f062icha.webp?1657619673629)
Ещё один портрет перевёртыш
Джузеппе Арчимбольдо.
Огородник.
Дерево, масло, 35x24 см. Городской музей Кремоны.
![](/project/958/post/17399/image/32260/imagesprojects958958p3glus34f06568d3.webp?1657620055942)
Джузеппе Арчимбольдо.
Вертумн, 1591 Дерево, масло, 68x56 см. Skoklosters Slott, Styrelsen, Стокгольм.
"Тот же Арчимбольдо почти завершил еще одну картину с изображением Вертумна в огороде,
состоящего всецело из плодов, чтобы послать Его Величеству, дающему в своих письмах понять, что
он ожидает ее с большим нетерпением".
![](/project/958/post/17399/image/32262/imagesprojects9589581w63n434f0689ffg_original.webp?1657620562793)
Подражание Арчимбольдо, итальянская школа, XVII в.
Осень. Холст, масло, 93x140 см.
Картинная галерея Тозио Марпшненго, г. Бреша
Сколь размеренной и увенчанной успехом была жизнь Джузеппе Арчимбольдо, столь же непростой, отмеченной забвением - посмертная судьба его произведений. Один из наиболее любимых, восхваляемых, служивших образцом для подражания художников своего времени, он сделал достойную карьеру, состоя на службе у архиепископов и императоров; картины же его претерпевали всевозможные превратности, значительная их часть затерялась, смешалась с массой непритязательных безымянных подражаний.
Его творчество, расценивавшееся преобладавшим вкусом как курьез, как некая причуда, блажь, почти не замечалось официальной литературой об искусстве и упоминалось только между делом, зачастую некстати; в истории искусства этот поразительный художник остался лишь как казус, как некая диковина, и биография его восстановима только благодаря свидетельствам пышных панегириков, посвященных ему современниками, и педантичным записям о выплатах, выисканным архивистами в документах и гроссбухах его могущественных меценатов.
Книга ценна тем великолепным текстом, который сопровождает иллюстративный материал.