logo
0
читателей
История с Рахметом  Разбираю исторические, весёлые и взрослые темы
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Я разбираю самые разные исторические темы: от истории алкоголя до Второй мировой войны
Если вы хотите узнать что-то новое из истории нашей страны и посмеяться с исторических мемов, то подписывайтесь
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

Безвозмездное пожертвование без возможности возврата. Этот взнос не предоставляет доступ к закрытому контенту.

Помочь проекту
Промо уровень 250₽ месяц Осталось 15 мест
Доступны сообщения

Подписка по специальным условиям для ограниченного количества подписчиков.

Оформить подписку
Бронза 500₽ месяц 5 100₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте История с Рахметом
Доступны сообщения

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Серебро 990₽ месяц 10 098₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте История с Рахметом
Доступны сообщения

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Золото 1 750₽ месяц 17 850₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте История с Рахметом
Доступны сообщения

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Платина 5 000₽ месяц 51 000₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте История с Рахметом
Доступны сообщения

Укажите здесь, что получат подписчики уровня. Что входит в стоимость, как часто публикуется контент, какие дополнительные преимущества у подписчиков этого уровня.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 13+ мин
logo История с Рахметом

Расцвет и крах откупной системы. История русского алкоголизма. ЧАСТЬ II

Чтобы ‎понять,‏ ‎как ‎пьянство ‎начало ‎распространяться ‎массово‏ ‎(см. ‎предыдущую‏ ‎часть), необходимо‏ ‎понять ‎существовавшую ‎тогда‏ ‎питейную ‎систему‏ ‎и ‎её ‎развитие. ‎На‏ ‎рубеже‏ ‎XVI–XVII ‎вв.‏ ‎царские ‎кабаки‏ ‎начинают ‎делиться ‎на ‎два ‎вида:‏ ‎«кабаки‏ ‎на ‎вере»‏ ‎и ‎«кабаки‏ ‎на ‎откупе».

В ‎первом ‎случае ‎вино‏ ‎продавали‏ ‎от‏ ‎казны ‎и‏ ‎содержали ‎кабаки‏ ‎на ‎вере‏ ‎выборные‏ ‎«верные» ‎казенные‏ ‎целовальники, ‎получившие ‎свое ‎название ‎от‏ ‎того, ‎что‏ ‎целовали,‏ ‎в ‎присутствии ‎священника,‏ ‎крест ‎и‏ ‎давали ‎клятву ‎на ‎библии‏ ‎на‏ ‎верность ‎царю,‏ ‎т. ‎е.‏ ‎обязательство ‎вести ‎дело ‎честно, ‎без‏ ‎обмана‏ ‎— ‎пишет‏ ‎М. ‎Л.‏ ‎Гавлин ‎(к. ‎и. ‎н.)

Во ‎втором‏ ‎случае‏ ‎торговали‏ ‎«охочие ‎люди»,‏ ‎которые ‎выкупали‏ ‎у ‎государства‏ ‎право‏ ‎на ‎продажу‏ ‎алкоголя. ‎Проще ‎говоря, ‎кабаки ‎стали‏ ‎делиться ‎на‏ ‎государственные‏ ‎и ‎частные.

Откупная ‎система‏ ‎была ‎палкой‏ ‎о ‎двух ‎концах, ‎которая,‏ ‎с‏ ‎одной ‎стороны,‏ ‎приносила ‎колоссальные‏ ‎доходы ‎в ‎казну; ‎с ‎другой,‏ ‎навязывала‏ ‎населению ‎пьянство.‏ ‎«Откупа ‎в‏ ‎России ‎были ‎сложным, ‎но ‎прибыльным‏ ‎предприятием»‏ ‎(М.‏ ‎Л. ‎Гавлин). Со‏ ‎временем ‎количество‏ ‎«кабаков ‎на‏ ‎откупе»‏ ‎росло, ‎и,‏ ‎когда ‎мы ‎говорим ‎о ‎расцвете‏ ‎откупной ‎системы,‏ ‎мы‏ ‎говорим ‎в ‎том‏ ‎числе ‎о‏ ‎росте ‎числа ‎«питухов» ‎(пьяниц,‏ ‎от‏ ‎слово ‎«пить»)‏ ‎в ‎России.


Первые‏ ‎попытки ‎ограничить ‎систему ‎откупов

В ‎«Домострое»‏ ‎сказано:‏ ‎«не ‎будь‏ ‎алчен ‎к‏ ‎пьянству ‎и ‎жаден ‎к ‎обжорству».‏ ‎А‏ ‎Стоглавый‏ ‎собор ‎1551‏ ‎года ‎постановил,‏ ‎что ‎«пьянство‏ ‎начало‏ ‎и ‎конец‏ ‎всем ‎злым ‎делам». ‎Патриарх ‎Никон‏ ‎вслед ‎за‏ ‎догматами‏ ‎воспринимал ‎пьянство ‎за‏ ‎грех, ‎который‏ ‎надо ‎живо ‎искоренить, ‎чтобы‏ ‎создать‏ ‎православное ‎царство‏ ‎благочестия. ‎Алексей‏ ‎Михайлович ‎поддержал ‎идеи ‎Никона ‎и‏ ‎созвал‏ ‎в ‎1652‏ ‎году ‎Земский‏ ‎собор, ‎который ‎вошёл ‎в ‎историю‏ ‎как‏ ‎«собор‏ ‎о ‎кабаках».‏ ‎По ‎итогу‏ ‎сократили ‎количество‏ ‎кабаков‏ ‎и ‎дни‏ ‎их ‎работы, ‎запретили ‎торговлю ‎пивом‏ ‎и ‎мёдом,‏ ‎а‏ ‎также ‎были ‎ликвидированы‏ ‎частные ‎винокурни.

Кабацкая‏ ‎реформа ‎1652 ‎года ‎была‏ ‎непродуманной,‏ ‎в ‎результате‏ ‎чего ‎ограничения‏ ‎сильно ‎ударили ‎по ‎казне. ‎Крах‏ ‎антиалкогольной‏ ‎компании ‎определил‏ ‎Медный ‎бунт‏ ‎(1662 ‎год), ‎который ‎вызвал ‎серьёзный‏ ‎финансовый‏ ‎кризис‏ ‎в ‎стране.‏ ‎В ‎1663‏ ‎году ‎Алексей‏ ‎Михайлович,‏ ‎пытаясь ‎решить‏ ‎финансовые ‎вопросы, ‎вернул ‎старую ‎систему.

Федор‏ ‎Алексеевич, ‎как‏ ‎и‏ ‎отец, ‎пытался ‎ограничить‏ ‎деятельность ‎откупов.‏ ‎Его ‎указ ‎18 ‎июля‏ ‎1681‏ ‎года ‎гласит:‏ ‎«кружечным ‎дворам‏ ‎быть ‎на ‎вере, ‎а ‎откупу‏ ‎отнюдь…‏ ‎нигде ‎не‏ ‎быть». ‎В‏ ‎связи ‎с ‎внезапной ‎смертью ‎царя‏ ‎(1682‏ ‎год)‏ ‎указ ‎не‏ ‎привели ‎в‏ ‎действие.

Третья ‎винная‏ ‎монополия

Система‏ ‎винных ‎откупов,‏ ‎помимо ‎того, ‎что ‎«портила ‎нравственные‏ ‎силы ‎населения»‏ ‎(по‏ ‎выражению ‎Н. ‎Г.‏ ‎Чернышевского), рождала ‎корче́мство‏ ‎(нелегальное ‎производство ‎и ‎продажа‏ ‎вина).‏ ‎Из-за ‎корчемства‏ ‎государство ‎недополучало‏ ‎внушительные ‎средства. ‎Государства ‎боролось ‎с‏ ‎корчемниками,‏ ‎вводя ‎суровые‏ ‎наказания, ‎но‏ ‎эта ‎борьба ‎не ‎давала ‎положительных‏ ‎результатов.‏ ‎Дело‏ ‎было ‎сверхприбыльным‏ ‎— ‎риск‏ ‎того ‎стоил.‏ ‎Да‏ ‎и ‎этот‏ ‎риск ‎был ‎небольшим. ‎«Питухи» ‎готовы‏ ‎были ‎покрывать‏ ‎корчемников,‏ ‎а ‎в ‎случае‏ ‎«шухера» ‎можно‏ ‎было ‎дать ‎взятку. ‎Более‏ ‎того,‏ ‎И. ‎В.‏ ‎Курукин, ‎Е.‏ ‎А. ‎Никулина отмечают:

закон ‎имел ‎лазейку, ‎которая‏ ‎превращала‏ ‎преступника-«корчемника» ‎в‏ ‎добропорядочного ‎откупщика:‏ ‎такой ‎выявленный, ‎но ‎очевидно ‎состоятельней‏ ‎человек‏ ‎имел‏ ‎право ‎тут‏ ‎же ‎заплатить‏ ‎и ‎зарегистрировать‏ ‎откуп‏ ‎в ‎Новой‏ ‎четверти. ‎Такая ‎уловка ‎освобождала ‎его‏ ‎от ‎ответственности

Петр‏ ‎I,‏ ‎чтобы ‎устранить ‎корчемство‏ ‎и ‎получить‏ ‎из ‎питейного ‎дело ‎максимум,‏ ‎вводит‏ ‎винную ‎монополию.‏ ‎Теперь ‎производство‏ ‎и ‎продажа ‎водки ‎— ‎привилегия‏ ‎государства.‏ ‎План ‎ждал‏ ‎провал. ‎И.‏ ‎В. ‎Курукин ‎и ‎Е. ‎А.‏ ‎Никулина объясняют‏ ‎это‏ ‎тем, ‎что‏ ‎в ‎начале‏ ‎XVIII ‎века

казенная‏ ‎промышленность‏ ‎не ‎могла‏ ‎так ‎быстро ‎нарастить ‎мощности, ‎чтобы‏ ‎заменить ‎частное‏ ‎производство;‏ ‎провинциальная ‎администрация ‎была‏ ‎не ‎в‏ ‎состоянии ‎— ‎да ‎и‏ ‎не‏ ‎слишком ‎старалась‏ ‎— ‎проконтролировать‏ ‎все ‎дворянские ‎имения ‎[чтобы ‎те‏ ‎не‏ ‎занимались ‎корчемством‏ ‎— ‎Рахмет]

По‏ ‎свидетельству ‎ганноверского ‎резидента ‎Фридриха ‎Вебера, «из‏ ‎одного‏ ‎посредственно-зажиточного‏ ‎дома» ‎продали‏ ‎100 ‎ведер‏ ‎водки, ‎«что‏ ‎причинило‏ ‎убытку ‎царским‏ ‎интересам ‎по ‎крайней ‎мере ‎на‏ ‎900 ‎руб».‏ ‎И‏ ‎это ‎только ‎один‏ ‎случай, ‎а‏ ‎сколько ‎их ‎было ‎вообще?

Третья‏ ‎винная‏ ‎монополия ‎(первая‏ ‎были ‎при‏ ‎Иване ‎III ‎и ‎Василии ‎III,‏ ‎а‏ ‎вторая ‎—‏ ‎при ‎Алексее‏ ‎Михайловиче) ‎была ‎отменена ‎указом ‎от‏ ‎28‏ ‎января‏ ‎1716 ‎года.‏ ‎Вместе ‎с‏ ‎этим ‎для‏ ‎производителей‏ ‎вводилась ‎«винокурная‏ ‎пошлина». ‎Она ‎и ‎обеспечила ‎финансовое‏ ‎здоровье ‎казны.‏ ‎Как‏ ‎отмечает ‎М. ‎Л.‏ ‎Гавлин:

к ‎концу‏ ‎царствования ‎Петра ‎I ‎доход‏ ‎в‏ ‎государственную ‎казну‏ ‎от ‎питейных‏ ‎откупов ‎составлял ‎1 ‎194 ‎950‏ ‎руб.,‏ ‎или ‎20%‏ ‎от ‎общего‏ ‎поступления ‎денег ‎от ‎сбора ‎налогов‏ ‎в‏ ‎Российской‏ ‎империи

Откупы ‎в‏ ‎эпоху ‎«Просвещения»

Екатерина‏ ‎II, ‎взойдя‏ ‎на‏ ‎престол, ‎сразу‏ ‎поняла ‎всю ‎важность ‎питейной ‎торговли,‏ ‎потому ‎в‏ ‎1763‏ ‎году ‎лично ‎занялась‏ ‎систематизацией ‎и‏ ‎совершенствованием ‎откупной ‎системы. ‎Сначала‏ ‎в‏ ‎1765 ‎году‏ ‎она ‎издала‏ ‎«Устав ‎о ‎винокурении», ‎регулировавший ‎производство,‏ ‎сбыт‏ ‎алкоголя ‎и‏ ‎его ‎налогообложение.‏ ‎А ‎уже ‎в ‎1767 ‎году‏ ‎предоставила‏ ‎откупам‏ ‎монополию ‎на‏ ‎торговлю ‎(за‏ ‎исключением ‎Сибири).‏ ‎«Мать‏ ‎Отечества» ‎сделала‏ ‎откупов ‎«коронными ‎поверенными» ‎(своими ‎доверенными‏ ‎лицами), ‎освободила‏ ‎их‏ ‎от ‎государственных ‎повинностей‏ ‎и ‎контроля.‏ ‎Сделав ‎винных ‎откупов ‎элитой‏ ‎общества,‏ ‎Екатерина ‎Великая‏ ‎стимулировала ‎развитие‏ ‎питейного ‎дела. ‎Об ‎эффективности ‎такой‏ ‎политики‏ ‎говорят ‎цифры,‏ ‎приведенные ‎М.‏ ‎Л. ‎Гавлиным:

к ‎концу ‎периода ‎правления‏ ‎Екатерины‏ ‎II‏ ‎питейный ‎доход‏ ‎в ‎пользу‏ ‎государства ‎доходил,‏ ‎по‏ ‎некоторым ‎подсчетам,‏ ‎до ‎19 ‎млн ‎руб. ‎при‏ ‎общем ‎доходе‏ ‎бюджета‏ ‎65 ‎млн ‎руб‏ ‎(т. ‎е.‏ ‎30,4% ‎или ‎немногим ‎меньше‏ ‎⅓‏ ‎всех ‎поступлений

Реформа‏ ‎Д. ‎А.‏ ‎Гурьева

Пока ‎винные ‎откупы ‎были ‎существенной‏ ‎статьёй‏ ‎доходов, ‎их‏ ‎никто ‎не‏ ‎собирался ‎отменять. ‎Но ‎к ‎началу‏ ‎XIX‏ ‎в.‏ ‎ситуация ‎изменилась.‏ ‎Откупная ‎система‏ ‎мало ‎того,‏ ‎что‏ ‎стала ‎меньше‏ ‎давать ‎денег, ‎так ‎она ‎снижала‏ ‎трудоспособность ‎крестьян,‏ ‎от‏ ‎которой ‎зависели ‎другие‏ ‎источники ‎дохода‏ ‎(например, ‎подушная ‎подать ‎и‏ ‎экспорт‏ ‎хлеба). ‎Излишняя‏ ‎либерализация ‎откупной‏ ‎системы ‎привела ‎к ‎ещё ‎большему‏ ‎процветанию‏ ‎корчемства, ‎отчего‏ ‎также ‎страдала‏ ‎казна.

После ‎окончания ‎наполеоновских ‎войн ‎в‏ ‎1817‏ ‎году‏ ‎министр ‎финансов‏ ‎Д. ‎А.‏ ‎Гурьев ‎продавил‏ ‎правительство‏ ‎Александра ‎I‏ ‎утвердить ‎«Устав ‎о ‎питейном ‎сборе».‏ ‎Согласно ‎новому‏ ‎уставу,‏ ‎устанавливались ‎фиксированные ‎цены‏ ‎на ‎ряд‏ ‎алкогольной ‎продукции ‎(прежде ‎всего‏ ‎водку,‏ ‎наливки ‎и‏ ‎настойки), ‎а‏ ‎заготовкой ‎и ‎оптовой ‎продажей ‎вина‏ ‎занималось‏ ‎исключительно ‎государство‏ ‎— ‎это‏ ‎означало ‎создание ‎очередной ‎винной ‎монополии.

Новая‏ ‎система,‏ ‎хотя‏ ‎и ‎сократила‏ ‎потребление ‎алкоголя‏ ‎крестьянством, ‎но‏ ‎сильно‏ ‎ударила ‎по‏ ‎доходам ‎государства. ‎Помимо ‎этого, ‎администрация,‏ ‎заведующая ‎питейным‏ ‎делом,‏ ‎погрязла ‎в ‎многочисленных‏ ‎злоупотреблениях ‎(взяточничестве).‏ ‎Характеризуя ‎«развращенность ‎администрации ‎по‏ ‎питейному‏ ‎делу», ‎И.‏ ‎В. ‎Курукин‏ ‎и ‎Е. ‎А. ‎Никулина пишут:

Продавцы ‎бессовестно‏ ‎манипулировали‏ ‎ценами ‎и‏ ‎сортами ‎вина,‏ ‎обмеряли ‎покупателей ‎[согласно ‎словарю ‎Даля,‏ ‎«обмер‏ ‎—‏ ‎это ‎обман‏ ‎или ‎ошибка‏ ‎при ‎измерении‏ ‎или‏ ‎отмеривании ‎чего-либо»‏ ‎— ‎Рахмет] ‎и ‎снижали ‎предписанную‏ ‎крепость ‎водки‏ ‎при‏ ‎полном ‎попустительстве ‎местного‏ ‎начальства


Апогей ‎откупной‏ ‎системы. ‎«Семиоткупщина»

С ‎воцарением ‎Николая‏ ‎I‏ ‎стала ‎оспариваться‏ ‎эффективность ‎государственной‏ ‎монополии. ‎Новый ‎министр ‎финансов ‎Е.‏ ‎Ф.‏ ‎Канкрин ‎высказал‏ ‎императору ‎мнение,‏ ‎что ‎самый ‎оптимальный ‎вариант ‎—‏ ‎это‏ ‎свободная‏ ‎торговля ‎с‏ ‎акцизным ‎налогом,‏ ‎но ‎раз‏ ‎такой‏ ‎вариант ‎невозможен‏ ‎в ‎условиях ‎крепостничества, ‎то ‎стоит‏ ‎остановиться ‎на‏ ‎старой,‏ ‎дореформенной ‎системе. ‎В‏ ‎1827 ‎году‏ ‎система ‎винных ‎откупов ‎была‏ ‎возвращена.‏ ‎Удивительно, ‎но‏ ‎Е. ‎Ф.‏ ‎Канкрин, ‎внеся ‎минимальные ‎изменения ‎в‏ ‎систему,‏ ‎добился ‎того‏ ‎что ‎«при‏ ‎Николае ‎I ‎винные ‎откупа ‎достигли‏ ‎особенного‏ ‎расцвета»,‏ ‎а ‎«доходы‏ ‎в ‎казну‏ ‎от ‎откупа‏ ‎возросли‏ ‎в ‎течение‏ ‎его ‎царствования ‎более ‎чем ‎в‏ ‎два ‎раза»‏ ‎(М.‏ ‎Л. ‎Гавлин). ‎Более‏ ‎того, ‎начиная‏ ‎с ‎1840-х ‎гг. ‎питейные‏ ‎сборы‏ ‎стали ‎давать‏ ‎самые ‎большие‏ ‎доходы ‎в ‎казну. ‎Вот ‎какие‏ ‎цифры‏ ‎приводят ‎И.‏ ‎В. ‎Курукин‏ ‎и ‎Е. ‎А. ‎Никулина: «в ‎1825‏ ‎году‏ ‎19‏ ‎554 ‎600‏ ‎рублей, ‎в‏ ‎1850-м ‎—‏ ‎45‏ ‎015 ‎500‏ ‎рублей, ‎в ‎1859-м ‎— ‎80‏ ‎137 ‎700‏ ‎рублей‏ ‎(38% ‎бюджета)».

Естественно, ‎была‏ ‎и ‎обратная‏ ‎сторона ‎медали ‎такого ‎«успеха».‏ ‎Контролируя‏ ‎важную ‎статью‏ ‎доходов ‎государства,‏ ‎откупщики ‎стали ‎больше ‎влиять ‎на‏ ‎политику.‏ ‎По ‎предложению‏ ‎В. ‎А.‏ ‎Кокорева, ‎которого ‎именовали ‎«Откупщицкий ‎царь»‏ ‎и‏ ‎который‏ ‎объединился ‎в‏ ‎синдикат ‎(форма‏ ‎монополии ‎для‏ ‎совместного‏ ‎сбыта ‎продукции‏ ‎и ‎устранения ‎конкурентов) ‎с ‎Д.‏ ‎Е. ‎Бенардаки‏ ‎(богатейшим‏ ‎откупщиком ‎того ‎времени),‏ ‎в ‎1847‏ ‎году ‎царское ‎правительство ‎приняло‏ ‎«Положение‏ ‎об ‎акцизно-откупном‏ ‎комиссионерстве». ‎Согласно‏ ‎новым ‎правилам,

  • страна ‎делилась ‎на ‎питейные‏ ‎округа,‏ ‎каждым ‎из‏ ‎которых ‎заведовал‏ ‎определенный ‎откуп;
  • откупщик ‎выкупал ‎вино ‎у‏ ‎государства‏ ‎по‏ ‎заготовительной ‎цене‏ ‎с ‎прибавкой‏ ‎откупной ‎суммы‏ ‎и‏ ‎был ‎посредником‏ ‎(комиссионером) ‎по ‎продажи ‎казенного ‎вина;
  • если‏ ‎откупщик ‎выкупит‏ ‎у‏ ‎казны ‎установленную ‎пропорцию‏ ‎вина, ‎то‏ ‎ему ‎полагалось ‎10-15% ‎комиссионных‏ ‎с‏ ‎продажи;
  • откупщик ‎также‏ ‎наделялся ‎правом‏ ‎сбора ‎акцизных ‎статей ‎с ‎алкогольной‏ ‎продукции.

Как‏ ‎видим, ‎система‏ ‎«акцизно-откупного ‎комиссионерства»,‏ ‎предложенная ‎В. ‎А. ‎Кокоревым, ‎для‏ ‎откупщиков‏ ‎имела‏ ‎много ‎плюшек.‏ ‎Откупщики ‎из‏ ‎просто ‎привилегированной‏ ‎прослойки‏ ‎населения ‎превратились‏ ‎в ‎олигархическую ‎группу. ‎И. ‎В.‏ ‎Курукин ‎и‏ ‎Е.‏ ‎А. ‎Никулина пишут:

Откупная ‎система‏ ‎производства ‎и‏ ‎продажи ‎спиртного ‎к ‎концу‏ ‎своего‏ ‎существования ‎сосредоточилась‏ ‎в ‎руках‏ ‎небольшой ‎группы ‎дельцов. ‎питейные ‎дома‏ ‎империи‏ ‎были ‎поделены‏ ‎между ‎146‏ ‎откупщиками, ‎обладавшими ‎колоссальными ‎состояниями; ‎семь‏ ‎человек‏ ‎держали‏ ‎откупа ‎на‏ ‎сумму ‎более‏ ‎3 ‎миллионов‏ ‎рублей‏ ‎каждый ‎(Бенардаки,‏ ‎Утин, ‎Рюмин, ‎Базилевский, ‎Гинцбург, ‎Кокорев,‏ ‎Мамонтов), ‎21‏ ‎человек‏ ‎— ‎более ‎чем‏ ‎на ‎миллион,‏ ‎30 ‎человек ‎— ‎от‏ ‎500‏ ‎тысяч ‎до‏ ‎миллиона, ‎87‏ ‎— ‎от ‎100 ‎тысяч ‎до‏ ‎полумиллиона‏ ‎рублей

Окончательный ‎крах‏ ‎откупной ‎системы

Государство‏ ‎вновь ‎берется ‎за ‎пересмотр ‎откупной‏ ‎системы‏ ‎после‏ ‎катастрофы ‎Крымской‏ ‎войны ‎ввиду‏ ‎расшатанной ‎финансовой‏ ‎системы.‏ ‎Предчувствуя ‎свой‏ ‎близкий ‎конец, ‎откупщики ‎решили ‎напоследок‏ ‎выжать ‎все‏ ‎соки.‏ ‎С ‎1858 ‎года‏ ‎они ‎начали‏ ‎в ‎несколько ‎раз ‎повышать‏ ‎цены‏ ‎на ‎водку,‏ ‎а ‎в‏ ‎кабаки ‎— ‎поставлять ‎её ‎недоброкачественный‏ ‎аналог,‏ ‎состоящий ‎из‏ ‎дурманящих ‎примесей‏ ‎вроде ‎табака. ‎Крестьяне ‎на ‎это‏ ‎запротестовали‏ ‎массовым‏ ‎«трезвенным» ‎движением.‏ ‎Через ‎год‏ ‎«восставших» ‎удалось‏ ‎подавить,‏ ‎но ‎их‏ ‎акция ‎сильно ‎ударила ‎по ‎казне.‏ ‎События ‎1858–1859‏ ‎гг.‏ ‎стали ‎последним ‎гвоздем‏ ‎в ‎крышку‏ ‎гроба ‎откупной ‎системы ‎Российской‏ ‎империи.‏ ‎В ‎1859‏ ‎году ‎проходят‏ ‎последние ‎откупные ‎торги, ‎в ‎следующем‏ ‎году‏ ‎учреждается ‎специальная‏ ‎комиссия ‎для‏ ‎рассмотрения ‎проблемы, ‎ещё ‎через ‎год‏ ‎«Положением‏ ‎о‏ ‎питейном ‎сборе»‏ ‎винные ‎откупы‏ ‎отменяются. ‎На‏ ‎место‏ ‎прежней ‎системы‏ ‎в ‎1863 ‎году ‎вводится ‎акцизная‏ ‎система, ‎которая‏ ‎предусматривала‏ ‎взимание ‎косвенных ‎налогов‏ ‎в ‎сфере‏ ‎производства.

Итог

Винная ‎откупная ‎система, ‎возникшая‏ ‎ещё‏ ‎во ‎времена‏ ‎Ивана ‎Грозного,‏ ‎сыграла ‎огромную ‎роль ‎в ‎продвижении‏ ‎алкоголя‏ ‎в ‎массы,‏ ‎но ‎не‏ ‎стоит ‎эту ‎роль ‎преувеличивать. ‎Убив‏ ‎в‏ ‎себе‏ ‎этот ‎феодальный‏ ‎рудимент, ‎Россия‏ ‎пошла ‎по‏ ‎капиталистическому‏ ‎пути ‎и‏ ‎«семиоткупщина» ‎просто ‎заменилась ‎олигархами ‎«нового‏ ‎типа», ‎которые‏ ‎стали‏ ‎проводить ‎политику, ‎если‏ ‎не ‎хуже,‏ ‎то ‎точно ‎такую ‎же.‏ ‎Соотвественно‏ ‎с ‎кончиной‏ ‎откупщины ‎умирает‏ ‎только ‎система, ‎но ‎никак ‎не‏ ‎пьянство.

О‏ ‎том ‎как‏ ‎Российское ‎государство‏ ‎на ‎протяжении ‎века ‎пыталось ‎побороть‏ ‎пьянство,‏ ‎ставшее‏ ‎массовым, ‎вы‏ ‎узнаете ‎в‏ ‎следующей ‎части…


Подписывайтесь!

Хотите‏ ‎узнавать‏ ‎новости ‎и‏ ‎стать ‎частью ‎моего ‎сооющества, ‎тогда‏ ‎вам ‎в‏ ‎Телеграм‏ ‎https://web.telegram.org/k/#@rakhmetru

Хотите ‎раньше ‎читать‏ ‎статьи, ‎тогда‏ ‎в ‎вам ‎в ‎ЯндексДзен:‏ ‎https://dzen.ru/id/661b8bbd879c62541a8a9a46

Хотите‏ ‎больше ‎исторических‏ ‎мемов, ‎тогда‏ ‎вам ‎в ‎ВК ‎https://m.vk.com/rakhmetru?from=groups

Пикабу ‎https://pikabu.ru/@RAKHMETHISTORY


Читать: 9+ мин
logo История с Рахметом

Трезвая Русь. История русского алкоголизма. ЧАСТЬ I

В ‎2005‏ ‎году экс-президент ‎Латвии ‎Вайра ‎Вике-Фрейберга, ‎выступая‏ ‎на ‎латвийском‏ ‎национальном‏ ‎телеканале ‎LNT, ‎выдала, что‏ ‎русские ‎

9 мая‏ ‎будут ‎класть ‎воблу ‎на‏ ‎газету,‏ ‎пить ‎водку‏ ‎и ‎распевать‏ ‎частушки, ‎а ‎также ‎вспоминать, ‎как‏ ‎они‏ ‎геройски ‎завоевали‏ ‎Балтию ‎

Вот‏ ‎только ‎не ‎говорите, ‎что ‎вы‏ ‎не‏ ‎так‏ ‎отмечаете ‎9‏ ‎мая?

На ‎самом‏ ‎деле ‎в‏ ‎этом‏ ‎мало ‎чего‏ ‎смешного. ‎Развесистой ‎клюкве ‎о ‎русских‏ ‎подвержены ‎даже‏ ‎«сливки‏ ‎общества», ‎чего ‎говорить‏ ‎об ‎обычных‏ ‎людях. ‎Идея, ‎что ‎русский‏ ‎=‏ ‎неисправимый ‎пьянчужка‏ ‎— ‎это‏ ‎миф, ‎ничего ‎не ‎имеющий ‎общего‏ ‎с‏ ‎реальностью. ‎Более‏ ‎того, ‎на‏ ‎протяжении ‎веков ‎русские ‎были ‎одной‏ ‎из‏ ‎самых‏ ‎трезвых ‎наций.‏ ‎Не ‎верите?‏ ‎Тогда ‎предлагаю‏ ‎окунуться‏ ‎в ‎историю.

Киевская‏ ‎Русь

Пожалуй, ‎всем ‎известен ‎ответ ‎Владимира‏ ‎Красно ‎Солнышко‏ ‎на‏ ‎предложение ‎принять ‎ислам:

Руси‏ ‎есть ‎веселие‏ ‎пить: ‎не ‎можем ‎без‏ ‎того‏ ‎быти

Звучит ‎как‏ ‎девиз ‎заядлого‏ ‎алкоголика, ‎но ‎не ‎всё ‎так‏ ‎просто.‏ ‎Запрет ‎алкоголя‏ ‎препятствовал ‎проведению‏ ‎княжеских ‎пиров. ‎«Угощение ‎князем ‎дружинников‏ ‎закрепляло‏ ‎личные‏ ‎связи, ‎существовавшие‏ ‎между ‎ними‏ ‎с ‎детства»‏ ‎(И.‏ ‎Н. ‎Данилевский,‏ ‎д. ‎и. ‎н.). Историк ‎пришел ‎к‏ ‎выводу:

отношения ‎князя‏ ‎и‏ ‎дружины ‎строились ‎на‏ ‎личных ‎связях,‏ ‎закреплявшихся ‎развитой ‎системой ‎«даров»‏ ‎в‏ ‎различных ‎формах

Для‏ ‎современного ‎человека‏ ‎эта ‎идея ‎может ‎показаться ‎странной,‏ ‎но‏ ‎вспомните: ‎мы,‏ ‎как ‎правило,‏ ‎принимаем ‎пищу ‎в ‎кругу ‎семьи‏ ‎(не‏ ‎чужих‏ ‎людей). ‎Даже‏ ‎в ‎наше‏ ‎время, ‎чтобы‏ ‎быстро‏ ‎сблизиться ‎с‏ ‎человеком, ‎надо ‎с ‎ним ‎выпить.


«Торговые‏ ‎поездки ‎и‏ ‎военные‏ ‎экспедиции ‎в ‎Византию‏ ‎познакомили ‎русских‏ ‎с ‎виноградным ‎вином» ‎(историки‏ ‎И.‏ ‎В. ‎Курукин,‏ ‎Е. ‎А.‏ ‎Никулина). Вино, ‎привозимое ‎на ‎Русь ‎из‏ ‎Византии,‏ ‎было ‎некрепким.‏ ‎Византийцы ‎разбавляли‏ ‎напиток ‎водой, ‎так ‎как ‎считали‏ ‎неразбавленное‏ ‎вино‏ ‎признаком ‎варварства.‏ ‎Но ‎русы‏ ‎всё ‎же‏ ‎редко‏ ‎пили ‎вино‏ ‎и ‎предпочитали ‎ему ‎мед: ‎он‏ ‎был ‎дешевле‏ ‎и‏ ‎его ‎можно ‎было‏ ‎сделать ‎в‏ ‎домашних ‎условиях. ‎Напиток ‎также‏ ‎был‏ ‎некрепким. ‎При‏ ‎любом ‎раскладе‏ ‎напиться ‎в ‎стельку ‎было ‎трудно.‏ ‎Более‏ ‎того, ‎напиться‏ ‎считалось ‎привилегией‏ ‎знати. ‎Обычные ‎же ‎крестьяне ‎напивались‏ ‎только‏ ‎во‏ ‎время ‎братчины‏ ‎(праздничного ‎мирского‏ ‎пира), ‎которая‏ ‎жёстко‏ ‎регламентировались ‎сельской‏ ‎общиной.

Монголы ‎и ‎Русь

В ‎середине ‎XIII‏ ‎в. ‎на‏ ‎Руси‏ ‎установилось ‎татаро-монгольское ‎иго.‏ ‎Нравы ‎монголов‏ ‎отличались ‎от ‎русских. ‎Татаро-монголы,‏ ‎которые‏ ‎вели ‎однообразную‏ ‎степную ‎жизнь,‏ ‎любили ‎выпивать. ‎Н. ‎С. ‎Борисов, д.‏ ‎и.‏ ‎н., ‎пишет:

Поводом‏ ‎для ‎пирушки‏ ‎могли ‎стать ‎различные ‎события ‎семейной‏ ‎(свадьба,‏ ‎рождение‏ ‎ребенка) ‎или‏ ‎хозяйственной ‎жизни‏ ‎(стрижка ‎овец,‏ ‎изготовление‏ ‎первого ‎кумыса,‏ ‎клеймение ‎лошадей, ‎осенний ‎забой ‎скота‏ ‎и ‎т.‏ ‎п.).‏ ‎В ‎Орде ‎пили‏ ‎все ‎и‏ ‎помногу. ‎Чингисхан ‎сетовал, ‎что‏ ‎его‏ ‎люди ‎«пропивают‏ ‎полностью ‎коня,‏ ‎стадо ‎и ‎все, ‎что ‎у‏ ‎них‏ ‎есть»

Китайский ‎посол‏ ‎Чжао ‎Хун,‏ ‎живший ‎в ‎XIII ‎веке ‎вспоминает:

Всякий‏ ‎раз,‏ ‎когда‏ ‎татары ‎видят,‏ ‎что ‎чужеземный‏ ‎гость, ‎напившись,‏ ‎шумит,‏ ‎нарушает ‎этикет,‏ ‎либо ‎его ‎рвет ‎или ‎он‏ ‎уснул, ‎они‏ ‎бывают‏ ‎очень ‎довольны ‎и‏ ‎говорят: ‎«Раз‏ ‎гость ‎напился, ‎то, ‎значит,‏ ‎он‏ ‎с ‎нами‏ ‎душа ‎в‏ ‎душу!»

Николай ‎Сергеевич ‎Борисов ‎задается ‎вопросом:

Трудно‏ ‎даже‏ ‎представить ‎себе,‏ ‎сколько ‎же‏ ‎при ‎этих ‎нравах ‎должны ‎были‏ ‎выпивать‏ ‎заздравных‏ ‎чаш ‎русские‏ ‎князья, ‎приезжавшие‏ ‎в ‎Орду‏ ‎в‏ ‎роли ‎просителей.‏ ‎И ‎не ‎от ‎того ‎ли‏ ‎многие ‎из‏ ‎них‏ ‎умирали ‎в ‎Орде‏ ‎или ‎на‏ ‎обратном ‎пути ‎домой? ‎

Историк‏ ‎также‏ ‎отмечает, ‎что

Ибн‏ ‎Баттута ‎недаром‏ ‎называет ‎русских ‎«плутовским ‎народом». ‎Они‏ ‎быстро‏ ‎заметили ‎пристрастие‏ ‎татар ‎к‏ ‎хмельным ‎напиткам. ‎Кажется, ‎уже ‎Иван‏ ‎Калита‏ ‎начал‏ ‎потихоньку ‎спаивать‏ ‎Орду ‎своим‏ ‎неиссякаемым ‎лесным‏ ‎«мёдом».‏ ‎Однако ‎при‏ ‎этом ‎русские ‎и ‎сами ‎незаметно‏ ‎втянулись ‎в‏ ‎процесс.‏ ‎К ‎концу ‎«татарского‏ ‎периода» ‎они,‏ ‎по ‎свидетельству ‎Иосифа ‎Волоцкого,‏ ‎пили‏ ‎столь ‎же‏ ‎неумеренно, ‎как‏ ‎и ‎степняки…

Алкогольная ‎политика ‎при ‎Иване‏ ‎III

При‏ ‎московском ‎дворе‏ ‎времен ‎Ивана‏ ‎III ‎(если ‎хотите ‎узнать, ‎как‏ ‎Иван‏ ‎III‏ ‎завоевал ‎Новгород,‏ ‎см. ‎здесь) появился‏ ‎интересный ‎обычай.‏ ‎Бояре‏ ‎спаивали ‎иностранцев,‏ ‎чтобы ‎получить ‎у ‎них ‎всю‏ ‎возможную ‎информацию.‏ ‎Напивался‏ ‎и ‎сам ‎великий‏ ‎князь. ‎По‏ ‎свидетельству ‎Сигизмунда ‎Герберштейна, посла ‎Священной‏ ‎Римской‏ ‎империи,

За ‎обедом‏ ‎он ‎[Иван‏ ‎III] ‎большею ‎частью ‎до ‎того‏ ‎напивался,‏ ‎что ‎засыпал,‏ ‎а ‎все‏ ‎приглашенные ‎между ‎тем ‎от ‎страху‏ ‎молчали;‏ ‎проснувшись,‏ ‎он ‎протирал‏ ‎глаза, ‎и‏ ‎только ‎тогда‏ ‎начинал‏ ‎шутить ‎и‏ ‎был ‎весел ‎с ‎гостями

При ‎этом‏ ‎Иван ‎III‏ ‎установил‏ ‎для ‎«черной ‎кости»‏ ‎дни, ‎регламентирующие‏ ‎употребление ‎меда ‎и ‎браги.‏ ‎Об‏ ‎этом ‎упоминает‏ ‎тот ‎же‏ ‎С. ‎Герберштейн:

Татарские ‎обычаи ‎отозвались ‎на‏ ‎Руси‏ ‎запрещением ‎крестьянам‏ ‎пить ‎спиртное‏ ‎во ‎все ‎дни, ‎кроме ‎свадеб‏ ‎и‏ ‎больших‏ ‎праздников

Соответственно, ‎чтобы‏ ‎контролировать ‎потребление‏ ‎алкоголя ‎среди‏ ‎населения,‏ ‎Ивана ‎III‏ ‎в ‎1470-х ‎гг. ‎ввел ‎винную‏ ‎монополию ‎государства.

Русские‏ ‎или‏ ‎же ‎европейцы?

В ‎1533‏ ‎г. ‎госмонополия‏ ‎была ‎отменена, ‎а ‎во‏ ‎второй‏ ‎половине ‎XVI‏ ‎в. ‎появляется‏ ‎«государев ‎кабак», ‎который ‎продает ‎сначала‏ ‎опричникам,‏ ‎а ‎потом‏ ‎и ‎всему‏ ‎населению ‎алкоголь. ‎В ‎конце ‎того‏ ‎же‏ ‎века,‏ ‎в ‎1581‏ ‎г., ‎появляется‏ ‎первая ‎российская‏ ‎аптека,‏ ‎которая ‎использовала‏ ‎аквавиту ‎(спирт, ‎полученный ‎перегонкой ‎виноградного‏ ‎вина) ‎и‏ ‎водку‏ ‎(тогда ‎этим ‎словом‏ ‎называли ‎лечебную‏ ‎настойку) ‎как ‎лекарство. ‎Важно‏ ‎не‏ ‎путать ‎кабак‏ ‎и ‎аптеку:‏ ‎они ‎выполняли ‎разные ‎функции. ‎И.‏ ‎В.‏ ‎Курукин, ‎д.‏ ‎и. ‎н., отмечает:

Аптека‏ ‎— ‎это ‎не ‎место ‎производства‏ ‎алкоголя,‏ ‎это‏ ‎место, ‎где‏ ‎производят ‎разные‏ ‎лечебные ‎настойки,‏ ‎которое‏ ‎обслуживает ‎прежде‏ ‎всего ‎двор, ‎и ‎к ‎продаже‏ ‎алкоголя ‎она‏ ‎не‏ ‎имела ‎отношения

В ‎эпоху‏ ‎Ивана ‎Грозного‏ ‎русские ‎стали ‎пить ‎больше,‏ ‎но‏ ‎не ‎больше‏ ‎своих ‎соседей.‏ ‎Это ‎отмечал ‎в ‎середине ‎XVI‏ ‎века‏ ‎литовский ‎посол‏ ‎в ‎Крымском‏ ‎ханстве ‎Михалон ‎Литвин, ‎сравнивая ‎русских‏ ‎со‏ ‎своими‏ ‎земляками. ‎В‏ ‎своих ‎записках‏ ‎«О ‎нравах‏ ‎татар,‏ ‎литовцев ‎и‏ ‎москвитян» он ‎пишет:

Литовцы ‎возят ‎с ‎собою‏ ‎пиво ‎и‏ ‎водку‏ ‎и ‎в ‎военные‏ ‎походы ‎и‏ ‎даже ‎тогда, ‎когда ‎съезжаются,‏ ‎чтобы‏ ‎присутствовать ‎при‏ ‎богослужении. ‎Они‏ ‎так ‎привыкают ‎к ‎этим ‎напиткам‏ ‎дома,‏ ‎что ‎если‏ ‎во ‎время‏ ‎похода ‎случится ‎пить ‎воду, ‎они,‏ ‎вследствие‏ ‎непривычки,‏ ‎гибнут ‎от‏ ‎поноса ‎и‏ ‎дизентерии. ‎Крестьяне,‏ ‎не‏ ‎радея ‎о‏ ‎земледелии, ‎собираются ‎в ‎корчмах, ‎пьянствуют‏ ‎там ‎день‏ ‎и‏ ‎ночь, ‎забавляясь ‎пляскою‏ ‎ученых ‎медведей‏ ‎под ‎звуки ‎волынки. ‎Растратив‏ ‎таким‏ ‎образом ‎свои‏ ‎средства, ‎они‏ ‎испытывают ‎голод ‎и ‎затем ‎обращаются‏ ‎к‏ ‎воровству ‎и‏ ‎разбою. ‎Это‏ ‎случается ‎так ‎часто, ‎что ‎в‏ ‎каждой‏ ‎литовской‏ ‎области ‎в‏ ‎течение ‎месяца‏ ‎подвергается ‎смертной‏ ‎казни‏ ‎за ‎названные‏ ‎преступления ‎более ‎людей, ‎чем ‎в‏ ‎сто ‎или‏ ‎двести‏ ‎лет ‎в ‎областях‏ ‎Московии ‎и‏ ‎Татарии, ‎в ‎которых ‎воспрещено‏ ‎пьянство.

Забавно,‏ ‎но ‎на‏ ‎2023 ‎год‏ ‎Литва ‎занимает ‎2-е ‎почетное ‎место‏ ‎(1-е‏ ‎место ‎у‏ ‎Молдавии) ‎как‏ ‎самая ‎пьющая ‎страна. ‎Не ‎отстают‏ ‎от‏ ‎предков.‏ ‎Литовцы ‎выпивают‏ ‎15 ‎литров‏ ‎чистого ‎спирта‏ ‎в‏ ‎год, ‎но‏ ‎почему-то ‎Вайра ‎Вике-Фрейберга ‎не ‎говорит‏ ‎про ‎литовских‏ ‎алкоголиков.‏ ‎Я ‎считаю ‎это‏ ‎несправедливым.

CONCLUSIO

Как ‎видим,‏ ‎на ‎протяжении ‎веков ‎русские‏ ‎вели‏ ‎трезвый ‎образ‏ ‎жизни. ‎Так‏ ‎что ‎разговоры ‎о ‎том, ‎что‏ ‎«генетически»‏ ‎предрасположены ‎к‏ ‎алкоголизму, ‎сплошная‏ ‎русофобия.

Но ‎как ‎русские ‎стали ‎пить‏ ‎больше‏ ‎и‏ ‎как ‎сформировался‏ ‎образ ‎русского‏ ‎алкоголика? ‎На‏ ‎эти‏ ‎и ‎другие‏ ‎вопросы ‎вы ‎найдете ‎ответы ‎в‏ ‎следующих ‎частях‏ ‎моей‏ ‎саги. ‎До ‎скорой‏ ‎встречи!

Хотите ‎узнавать‏ ‎новости ‎и ‎стать ‎частью‏ ‎моего‏ ‎сооющества, ‎тогда‏ ‎вам ‎в‏ ‎Телеграм ‎https://web.telegram.org/k/#@rakhmetru

Хотите ‎раньше ‎читать ‎статьи,‏ ‎тогда‏ ‎в ‎вам‏ ‎в ‎ЯндексДзен:‏ ‎https://dzen.ru/id/661b8bbd879c62541a8a9a46

Хотите ‎больше ‎исторических ‎мемов, ‎тогда‏ ‎вам‏ ‎в‏ ‎ВК ‎https://m.vk.com/rakhmetru?from=groups

Пикабу‏ ‎https://pikabu.ru/@RAKHMETHISTORY

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048