Невозможные рисунки Наска. Игорь Алексеев
В пустыне Наска огромное количество почти идеальных прямых линий, геометрически точных прямолинейных фигур, спиралей. Но есть небольшая группа рисунков, изображающих растения, насекомых, животных, выполненных также с большой точностью. Об удивительных и загадочных свойствах рисунков и пойдет речь в докладе.
Тайны плато Наска
Недалеко от побережья Тихого океана раскинули свои засушливые владения плато Наска и чуть менее известное плато Пальпа. Это пустынная территория, являющаяся фактически границей между перуанскими костой и сьеррой. И вряд ли было бы это место таким популярным среди туристов всего мира, даже не смотря на торчащие то тут, то там, а иногда и просто лежащие на поверхности прекрасно сохранившиеся останки представителей различных культур, обитавших здесь столетия назад, если бы над Плато Наска в 1939 году не пролетел американский археолог Пол Косок.
Колибри
С тех самых пор, вот уже почти 80 лет никому так и не удалось открытий тайну происхождения тысяч линий и фигур, которыми исполосована поверхность этих мест. Справедливости ради, первым, кто упомянул о здешних линиях, был испанский священник Педро Сьеса де Леон ещё во второй половине XVI столетия. Однако тогда, когда до появления авиации оставалось ещё более трёх сотен лет, он и представить себе не мог весь масштаб узоров и фигур плато Наска.
Особенность геоглифов этого места в том, что на площади примерно в 500 квадратных километров уместилось порядка 14000 известных на данный момент рисунков, полос, узоров, геометрических фигур. При этом каждый год находят всё новые, уже едва различимые из-за неосторожного вмешательства человека геоглифы. И если о рисунках (их порядка 30) широкой публике известно, то о других геометрических фигурах обычно знают лишь те, кто интересуется древней историей данного региона. А интересоваться есть чем. Некоторые линии достигают 8 и более километров в длину (при ширине до 200 метров), при этом будучи фактически идеально ровными по всей длине. Но и это ещё не всё.
Дело в том, что нередко линии проходят по сложному рельефу, то есть, спускаются в овраги и поднимаются на холмы, будто игнорируя естественные препятствия, при этом абсолютно не теряя в точности и симметричности! Невероятным кажется ещё и то, что все рисунки и линии полностью можно увидеть лишь с высоты птичьего полёта, при полном отсутствии на всей территории естественных возвышений, за исключением уже упомянутых холмов, высота которых не позволяет видеть величественную картину под ногами. Зачастую же, как упоминалось выше, многие холмы также «разрисованы»
Кит
Все линии и рисунки выполнены по одной технологии: с поверхности снималось от 10 до 30 сантиметров песочно-галечного грунта, обнажая более светлый слой. По причине того, что весь этот регион является одним из самых засушливых в мире при практически полном отсутствии осадков, любой оставленный на земле след может сохраняться веками, если не больше.
Однако и здесь кроется ещё одна загадка: при кажущейся простоте нанесения изображений, отсутствуют следы проведения работ; не только разметочных колышков и деревянных свай (небольшое количество которых всё-таки было найдено), которыми по мнению современных историков делали разметку культуры наска и паракас, чьим рукам и приписывается это грандиозное полотно, но и следы самих строителей, которые при колоссальных масштабах работ просто не могли не наследить. Удивительно ещё и то, что современные геодезические методы не способны выдержать погрешность в 0,1 градуса при нанесении прямых линий длинной в несколько километров, к тому же, по сложному рельефу, а древние “художники” этого добиться смогли.
Паук
Некоторые люди посвятили изучению линий и рисунков плато Наска всю жизнь. Одним из таких исследователей была немецкий археолог Мария Райхе — именно она, начав изучать насканские фигуры в 1941 году, спустя 6 лет, первой сумела сфотографировать рисунки с воздуха. Но до сих пор, даже после нескольких аэрофотосъёмок, точной карты линий на плато Наска и Пальпа не существует. Как не существует и ответов на вопросы: кто, когда, как, а главное, зачем оставил столько удивительных следов своего пребывания на южном побережье современного Перу. (С. Дешевой)
Кондор
“Дерево” и “Руки”
Обезьяна
Автор фото: Павел Кормаков