Древние миграции на Северном Кавказе – Алексей Резепкин | Научпоп | Лекции по археологии
О миграциях и археологических культурах Кавказа.
Эпоха ранней бронзы на Северном Кавказе – археолог Алексей Резепкин | Научпоп
Когда началась эпоха бронзы (бронзовый век) на Северном Кавказе? Где найдены самый древний в мире меч и струнный музыкальный инструмент? Какие уникальные археологические памятники эпохи бронзы найдены на Северном Кавказе? Чем интересна майкопская культура и как она появилась? Чем она отличается от новосвободненской культуры?
Об этом и многом другом рассказывает Алексей Дмитриевич Резепкин, археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологии Центральной Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН.
Благодарим за помощь в организации съёмок наших друзей и партнёров — Этно-археологический комплекс «Затерянный Мир».
Загадка кавказских дворцов (№ 197)
Как вы, уважаемые друзья, наверняка знаете, в реальной жизни я человек довольно общительный, ни от кого не прячусь и достаточно легко нахожу общий язык с представителями самых разных течений, увлечений, религий и национальностей. Пару месяцев назад я побывал в гостях в одной хорошей чеченской семье, где мне открыли глаза на многие детали и моменты, которые остаются для нас, русских, скрытыми за пологом предрассудков, мифов и самостоятельного придуманного и тщательно пестуемого вранья.
Спустя некоторое время мне вновь довелось пообщаться за шашлыком и квасом с представителями кавказской диаспоры, уровень доверительности отношений с которыми позволяет задавать вопросы и получать на них правдивые ответы. В этот раз я попросил раскрыть один из секретов, которые вызывают жгучий афедронный бомбаж у русских патриотов, а также повсеместно используется различными шароварными недоумками и доморощенными имбецилами для выпячивания факта того, что Россия якобы «кормит» Кавказ, естественно, в ущерб собственным гражданам славянского происхождения. Вы наверняка и сами не раз сталкивались с данной темой и слышали от различных всепропальщиков рассуждения вроде «да ты заедь в любой кавказский аул, в Дагестане, Ингушетии, Чечне и посмотри, какие там дворцы стоят! Громадные домины и заборы повыше кремлёвской стены! А потом сравни с нашей деревней под Рязанью!». Я попросил своих друзей раскрыть секрет, как же на Кавказе даже в деревнях умудряются строить такие хоромы и в чём страшная тайна.
Всё написанное ниже — это мой вольный пересказ того, что мне рассказали сами кавказцы.
Горы, бабло и расследования
Начнём сразу с невероятной сенсации. Подавляющее большинство жителей кавказских республик живут ОЧЕНЬ бедно. Забудьте навсегда вбитые в голову ещё советские стереотипы о златозубых гвоздичных магнатах из Грузии и Азербайджана, не обращайте внимания на понты современных носатых нуворишей, которые показательно швыряют деньги налево и направо. Да, на Кавказе есть богатые люди, но процент их ничтожен. На двух показушных швырятелей купюр приходится девяносто восемь человек, которые живут крайне-крайне скромно. Средняя заплата в Чечне и Дагестане колеблется в районе 20-30 тысяч рублей, причём 30 — это уже очень хорошая зарплата и за такую работу держатся изо всех сил. Например, я из самых первых рук знаю, что максимальная зарплата учителя в Чечне составляет 17 тысяч рублей. Ещё раз — максимальная.
В республиках региона полно людей, которые не то, что ни разу не были на отдыхе в Турции, где-нибудь под Дербентом вы запросто встретите тех, кто никогда за всю свою жизнь не выезжал дальше райцентра. И это не потому, что они такие домоседы, нет. Это от бедности. Когда вы видите на приёмной комиссии московского вуза гордого, важного и очень дерзкого Алибека, в 9 случаях из 10 в кармане у него тысяч 40 рублей, которые ему несколько лет собирала вся семья с одной целью — чтобы сын поступил в институт. Именно поэтому в локальных республиканских вузах процветает, будем откровенны, чудовищная коррупция и каждая семья норовит пристроить своё чадо на бюджет. Это тоже от бедности, от того, что даже в складчину семья не может пять лет оплачивать обучение, тем более не факт, что чадо с поломанными ушами захочет и сможет дотянуть до заветного диплома.
Откуда дом, Расул?
Перейдём к основной теме. Как же, спросите вы, тогда в каждом ауле возникают, как грибы, огромные домины с заборами, как у султанского дворца в Аграбе и коваными воротами?
Сейчас расскажу.
Главный секрет в том, что дом строится годами. Его возведение в большинстве случаев растягивается на 5-7-10 лет. Мои собеседники рассказали, что дед и отец одного из них строили дом почти 20 (!) лет.
Происходит это по следующей схеме. Собирается вся большая семья, все братья, дяди, племянники, тёти и бабушки, на общем собрании принимается решение о том, что семья будет строить дом. И вот с этого момента начинается то, о чём даже не догадывается большинство тех, кто любит кивать на «жирующий Кавказ».
Вся семья, все родственники помогают деньгами. Не просто помогают, а отдают практически последнее. Пока строится дом, ВСЯ семья переходит на режим жесточайшей экономии, буквально на хлеб, воду и макароны, и такой формат может, как я уже писал, длиться годами. Никто не покупает дорогих вещей, не бухает по кабакам и не ездит на море в Геленджик.
Помимо денег родня по мере сил помогает в проведении всевозможных работ. Подавляющее большинство работ выполняются самостоятельно либо с привлечением условного соседа-электрика, которого просят помочь по-соседски, за что потом угостят жижиг-галнаш. Практика это повсеместная, сегодня ты помог, завтра — тебе, особенно распространено это в малых поселениях. Чтобы отблагодарить родню и всех добровольных помощников время от времени устраиваются широкие ужины.
В первый год, как правило, выгоняется только «коробка». Всё мужское население семьи приходит с основной работы, переодевается и не ложится на диван под пивас болеть за «Зенит», а идёт мешать вручную цемент или класть камень. Да, строят на Кавказе, по традиции в основном из кирпича, реже встречается шлакоблок и другие современные блочные стройматериалы. В районах, где наблюдается сейсмическая активность, до сих пор активно используется древний дедовский способ — простенки и даже внешние стены делают (либо «подпирают») из самана на базе деревянной рамы. При толчках «жёсткий» каменный дом трескается, а саманный «гуляет» и чаще всего остаётся невредимым.
Так, в общем труде и тотальном самоограничении, проходит первое лето. Как правило, успевают в этот период только понять «коробку», а с наступлением осени дом консервируют от дождя и влаги и уходят на перерыв. Всю последующую зиму семья продолжает копить деньги и стройматериалы. Тут, конечно, нужно упомянуть, что стройматериалы в Чечне, Дагестане и других республиках значительно дешевле, чем в московских строительных супермаркетах. Если там условный мешок цемента стоит условные 100 рублей, то на строительном рынке в Шали его цена составит 35 рублей. И так во всём. Обусловлено это, повторюсь, низким уровнем дохода и слабой покупательной способностью населения.
На второй год кроют крышу и по возможности начинают внутренние отделочные работы, но в целом к штукатурке, затирке стен и укладке полов могут приступить и через 2-3 года.
Когда дом всё-таки построен, его доводят изнутри, а потом на новоселье приглашается вся родня, которая и помогала при его возведении. Приглашённые одаривают хозяев, причём каждый в меру собственной зажиточности и никто ни на кого не обижается. Нормальной считается ситуация, когда кто-то дарит модный итальянский котёл, а следующий за ним комплект постельного белья. С миру по нитке, семье уважаемого Расула — дом полная чаша.
Время идёт, в семье рождаются дети, сыновья женятся и приводят в дом невесток, у них тоже появляются детки и тогда (почти гарантированно) дедушка Расул решает расширять дом. К основному зданию начинают пристраивать комнаты и флигели. Строятся они тоже неспешно и по мере финансовых сил. Иногда пристройки гармонично вплетаются в архитектурный ансамбль, иногда не очень, но тут уже главное, чтобы всем в большой семье было место и уголок.
Так год за годом и растёт семейное гнездо, лет через 15 разрастаясь до привычного нам «дворца», обнесённого Великой Кавказской стеной.
Уходящие традиции
К радости или к сожалению, но современный мир проникает даже в глубоко патриархальное кавказское общество. Многие традиции либо уходят в прошлое, либо видоизменяются под давлением реалий. Ещё лет 10-15 назад в той же Чечне широко практиковалось то, что на Украине называется «вечорницi». На разные работы привлекали молодых ребят и девушек. Кареглазые прелестницы, например, занимались покраской, а юный джигиты таскали раствор и камень. Бывало, что такие вечера устраивали и просто так, например, в пору сбора урожая. Под присмотром старших парни и девушки знакомились, и начинали общаться, что заканчивалось не одной шумной свадьбой. Увы, в настоящее время данная традиция практически умерла и не встречается даже в горных аулах. Жизнь кавказской молодёжи точно так же переехала в интернет, как и у их сверстников из Тулы и Смоленска.
На этом я, пожалуй, буду завершать свой рассказ. Подозреваю, что в репостах опять начнётся гопак и острые седалищные боли на тему того, что автор продался кавказцам и топит за чурок. Я же надеюсь, что рассказ был вам интересен и помог приоткрыть один из аспектов жизни и устройства кавказского общества. Уважайте друг друга, стройте дома, ходите друг к другу в гости.
Июнь 2019 года.
Как я ходил в гости в чеченскую семью (№ 196)
Этот текст был написан в январе 2019 года, но из-за неудобства формата социальных сетей, где всё постоянно «уезжает» вниз в ленте, затерялся и почти забылся. А в своё время автор получил на него множество тёплых отзывов. Потому, чтобы централизовать и локализовать плоды майорского творчества, он будет теперь храниться здесь.
Вступление
Есть у меня очень хороший товарищ, чеченец по национальности, причём не полукровка какой-нибудь, а самый настоящий, кондовый, кровь от крови, что называется. Общаемся мы давно, тепло и душевно, и в период новогодних праздников он пригласил меня с женой к себе в гости. Мы, признаюсь, слегка напряглись, не в том плане, что страшно ехать «к этим страшным горцам», а потому, что нохчи народ довольно закрытый и малоизвестный для людей, живущих вдали от Ставрополья и юга России вообще. Я чеченцев вживую видел только когда снимал их с поезда «Кисловодск — Киев», а самое экстремальное, что делала моя жена, это летала в Уфу (кстати, ей там очень понравилось). Мы сразу уточнили форму одежды, надо ли жене надеть платок. Нам не сложно, а людям будет приятно, что их традиции уважают. В ответ нам сказали, что достаточно будет просто длинного платья. В общем, собрались мы, погрузились в машину (ибо в гостях у чеченцев алкоголь пить не принято) и поехали.
Нужно сразу сказать, что принимавшая нас семья оказалось ОЧЕНЬ радушной во всех планах и терпеливо отвечали на все мои бесконечные вопросы. С вашего позволения поделюсь наблюдениями и всем, что увидел и узнал.
Дедушка и бабушка
В чеченских семьях царит абсолютный патриархат. При этом он не воспринимается, как какое-то угнетение женщин, видно, что люди родились и всю жизнь прожили в таком укладе, для них он настолько же естественен, как для украинца взять на Рождество миску кути и пойти с детьми поздравлять кума. Дедушка абсолютный глава, при этом это не какой-то злобный нахмуренный старик, который тиранит всех и вся, нет. Принимавший нас глава дома оказался совсем не дряхлым мужчиной, улыбчивым и спокойным. С домашними дедушка обращается спокойно и сухо (кроме внуков), всё общение строится на коротких фразах, вроде «чаю» — и через минуту перед главой дома стоит чайник и хрустальная вазочка со сладостями. С сыновьями, а в принимавшей нас семье только сыновья старше 25 лет, отец общается тоже сдержанно, ограничиваясь короткими «да/нет». Это обусловлено чеченскими традициями, об этом чуть ниже. С гостями же никаких ограничений нет. Глава дома и семьи рассказывал нам, как служил в стройбате, посмеиваясь «нас же, чеченцев, больше никуда не брали», как и кем работал, как вся семья жила в Казахстане, как он дружил всю жизнь с русским и казахом.
Из всех женщин дома за столом и с гостями может сидеть только бабушка, то есть жена главы семьи. Скажу сразу, что чеченские бабушки ну вот вообще ничем не отличаются от русских или любых других. Такой себе бабушковый интернационал. Радушно встречает гостей, кормит их до потери сознания и разрыва брючного ремня, сокрушаясь, что «чего же вы совсем ничего не поели». Дедушка с бабушкой также крайне скуп на слова, но хорошо видно, что эти люди прожили жизнь, «проросли» и «читают» друг друга. Бабушка может мило болтать с гостями, в это время дедушка будет пить чай, в какой-то момент дедушка на сантиметр приподнимет над скатертью свою опустевшую кружку и бабушка, боковым зрением и шестым чувством — воды? Почему воды, ведь он только что пил чай? Тем не менее попадание всегда 100-процентное. Дети и внуки с бабушкой подчеркнуто вежливы и уважительны, хотя, конечно, это совсем другое по сравнению с дедом. Теплее и милее.
Мужчины
Главная особенность построения отношений в чеченских семьях, это то, что муж и отец не имеет права никоим образом показывать свои чувства к жене и детям. Нас заранее об этом предупредили. То есть жена будет бегать, суетиться, носить с кухни блюда и чайники, муж будет смотреть сквозь неё, ограничиваясь минимально необходимыми фразами. Как вы понимаете, переходить рамки приличия я не мог, но как я понял, такой игнор действует везде, где есть кто-либо третий, без разницы родственники или посторонние. Оставаясь вдвоём, чеченская пара общается совершенно нормально и тех рамках той теплоты, которую они смогли выстроить между собой.
Чеченский мужчина никогда и ни при каких условиях не похвалит своего сына. Запредельной степенью похвалы со стороны отца считается, если он сухо обронит «молодец». Отец никогда не потреплет сына по голове, не поцелует его и не возьмёт на руки. Кстати, забыл спросить, распространяется ли это правило на дочерей.
Женщины
Как я уже писал выше, в чеченских семьях женщины всецело реализуют понятие замужества, в том ключе, что они ЗА мужем, за его спиной. Чеченец не уступит молодой чеченке место в трамвае, да и сама она никогда не подумает о таком попросить. Скажу сразу, что вот этот вопрос я долго потом согласовывал с моей женой, ибо она получила возможность пообщаться, так сказать, с коллегами по цеху. Она всецело подтвердила мои впечатления.
Как уже было сказано, в доме жены сыновей и дочери подчиняются воле главы. Чеченские женщины (кроме бабушки) не имеют права сидеть и кушать с мужчинами за одним столом, у них свой стол в другой комнате. Тут нужно сразу оговориться, что в данном контексте «другой» совсем не означает «хуже». У девушек и женщин всё тоже самое, только отдельно. Пока мы сидели за столом, невестки накрывали стол, приносили всё новые блюда, чай, сладости, убирали со стола. При этом, стоило только нам, мужчинам, выйти на перекур, как все женщины тут же вышли в зал и, похватав детей и присоединившись к бабушке и моей супруге, устроили самые настоящие бабские поболтушки. Когда мы вернулись, на коленях моей жены уже восседал черноглазый джигит, строил ей глазки, агукал, улыбался и пускал пузыри.
Женщины в чеченских семьях не носят каких-то супер строгих платков или платьев, всё обычно, платки так и вовсе видно, что просто дань традиции. У многих платья были с открытыми до локтей руками. Вообще чеченки (в конкретной семье) не произвели на меня впечатление угнетённых или в чём-то ограниченных. Красивые платья из красивой ткани, красивые платки, массивные украшения, кольца, браслеты — тут уж ничего не попишешь, восток есть восток. Понятно, что у всех семей уровень достатка разный, но женщин не держат в чёрном теле по умолчанию.
Дети
Детей чеченцы любят яростно и неудержимо. Поскольку отцы детей баловать ни вниманием, ни подарками не могут, всё отдаётся на откуп бабушкам, дедушкам, дядям и всей прочей родне. И те уже себя не сдерживают, балуют их просто до потери сознания. Тут тебе и подарки, и игры, и общение и вообще что угодно.
Это, наверно, ключевой момент, на который я обратил внимание. Суть в том, что благодаря такой традиции у малыша выстраиваются «горизонтальные» отношения внутри семьи, то есть он с молодых ногтей очень близок с братьями и сестрами до самого дальнего колена, с дядьями, с бабушкой и дедушкой. Когда он вырастет, все они будут для него не просто именами, а ОЧЕНЬ близкими людьми.
В наших же семьях мы строим «вертикальную» модель, где ребёнок замкнут в рамках линии папа-мама-бабушки-дедушки. С роднёй даже на уровне двоюродных мы почти не общаемся, не видимся и с возрастом расходимся всё сильнее.
Я над этим очень долго думал и жена со мной полностью согласилась. Такая схема построения отношений чрезвычайно надёжна именно для женщины. Потому что женщины, хоть парагвайские, хоть русские, рожают детей не за материнский капитал, а по велению сердца и природы. И воздерживаются от деторождения не только по причине бедности, а даже больше потому, что не уверены, кто и как будет ставить ребенка на ноги. То есть просто банальное: муж вкалывает, как лошадь, а она вечно одна дома с ребенком и бытом на горбу. У чеченцев такой проблемы нет, даже если ты сама не можешь, не умеешь, тебе ВСЕГДА помогут. Без вариантов. Бабушка, сестры, жены братьев мужа. По части быта не знаю, но ребёнка заберут, накормят, оденут и присмотрят, а это, согласитесь, очень немало. Поэтому семьи в Чечне традиционно многодетные, трое-четверо детей — норма. При этом для мужчин крайне важно именно рождение сына. Если в семье четверо дочерей, понятно, что их безумно любят, но на такого папу всё равно смотрят с сочувствием — выдашь замуж в другие семьи, а твою кто продолжать будет?
Сватовство
Пару лет назад с моей женой работал парнишка из Дагестана, кумык по национальности. Его с будущей женой, скажем так, крайне настойчиво сводили и знакомили родители. Нет, если бы любой из них сказал твёрдое «нет», то свадьба не состоялась бы, но тем не менее, изначальная инициатива исходила «сверху».
У чеченцев, к моему большому удивлению, всё не так. Молодые люди знакомятся сами, то есть изначально отношения строятся на взаимной симпатии. Чеченская молодёжь перед свадьбой встречается, естественно, под присмотром родни и без малейших намёков на фривольность. Если молодые, подчёркиваю, именно парень с девушкой, решат пожениться, то только на этом этапе в работу вступает семья.
Делается это так.
Отец мужа обычно обращается к мулле, тот по своим каналам разыскивает кого-нибудь из семьи невесты (но не отца) и просит его узнать, как семья отнесётся к сватовству. Если ответ положительный, то тогда отец жениха в сопровождении муллы едет в дом невесты где они пьют чай с отцом невесты и договариваются о всех деталях. Вот тут молодые вообще не участвуют, как говорится, свадьба дело обстоятельное и горячей крови не терпит.
Нужно сказать, что перед непосредственно сватовством чеченцы крайне щепетильно проверяют семью с которой собираются породниться. Оценивается абсолютно всё, и деньги тут играют совсем не главную роль. Семья должна быть хорошей, в смысле, что в ней не должно быть людей, запятнавших себя чем-то совсем уж недостойным, у них не должно быть много кровников, потому что семья мужа автоматически принимает на себя обязательства, скажем так, выплаты долгов.
Отдельно стоит упомянуть, что для чеченцев свадьба — это не просто мероприятие. Выходя замуж, девушка полностью переходит в семью мужа, становится уже её частью. Тут понятие «приняли в семью» носит самый прямой и однозначный смысл. Понятно, что никто не запрещает ей потом общаться с родителями и родными, но по традиции она теперь уже часть семьи мужа и именно они несут за неё всю ответственность.
К документальному оформлению чеченцы относятся пренебрежительно. Подавляющее большинство свадеб — это накях, без похода в ЗАГС. Для тех женщин, кто тут напрягся, могу сказать, что разводов у чеченцев почти не бывает и если, например, муж начнёт обижать жену, то на него всей массой наедет вся семья, от папы до братьев. Естественно, в жизни бывает всякое, но если девушку приняли в дом, то она там останется навсегда, даже если отношения с мужем не сложатся. Одну её никогда не оставят.
Кухня
Сами чеченцы признают, что их кухня не очень разнообразна. Национальные блюда простые и максимально сытные. Говорю сразу, что чеченские названия блюд я не запомнил — нас кормили такими маленькими галушками, из домашнего теста, их сворачивают в трубочку и варят. Аналог наших магазинных рожек, но домашней лепки и прямые. Аналогичные «галушки» были из кукурузной муки. В качестве основного блюда подали бараньи желудки, фаршированные ливером. Скажу честно, я, как бывший курсант и дитя 90-х, к ливеру отношусь мягко говоря не очень, но как же это было офигенно вкусно! Выяснилось, что ливер бывает вкусным и, что самое главное, вовсе не вонючим. Ко всему этому подают острый чесночный соус. В плошку с бульоном от варки желудков трут громадное количество чеснока, по желанию туда добавляется ещё и пассированный лук. Я всем этим так объелся, даже нет, обожрался, что в определённый момент пряжка ремня стала давить на пузо совсем уже невыносимо.
Сразу же под всё это подаётся чай, очень много. Я думал, что помру прямо у стола, но после 5 (пяти) больших кружек горячего чая стало не так тяжело. Настолько, что, когда хозяйка дома поставила передо мной пиалу со сладким пловом, я убил ещё и его. Под ещё две чашки.
Война
О войне чеченцы говорят спокойно, вторая чеченская закончилась давно и дети, рождённые уже после, сейчас заканчивают школу. Рассказывают разное и без прикрас — какой был разгул и беспредел в республике в начале 90-х, про банды и разборки, про чеченские авизо, про дерьмовый бензин с подпольных «самоваров», которым торговали все, кому не лень, про автоколонны с палёной осетинской водкой, что под охраной федералов бесконечным потоком шла в Россию и многое другое.
Один из приведённых примеров.
В первую войну к родовому селу хозяев подошёл крупный отряд Басаева. Навстречу им вышли старейшины и попросили не заходить в село — завтра-послезавтра федералы узнают и раскатают всё авиацией и артиллерией в мелкий щебень. Басаев выдвинул встречное условие — село должно дать N еды, фуража, автоматов, боеприпасов и ИПП, и всего прочего. Старейшины собрали сход, всё село скинулось кто чем мог в плане денег и отправили на ближайшую базу федералов гонцов, где они через нечистых на руку прапоров и людей званием повыше купили всё, что требовалось. Басаев ушёл в горы.
Уже во вторую войну в семье погиб очень близкий родственник. Он был сотрудником чеченской милиции и погиб в бою с ваххабитами. Короче говоря, обе чеченские войны дело крайне грязное и сами нохчи рады, что Путин нашёл и поставил главой Ахмата Кадырова, который весь этот кровавый шухер прекратил тем или иным способом.
Отношение к власти внутри республики
Для российского обывателя Рамзан Кадыров представляется эдаким восточным деспотом и самодуром. Чеченцы воспринимают это, как само собой разумеющееся, более того, говорят прямо: с нами только так и надо, мы по-другому не понимаем. Самый простой пример — осенью уже прошлого года ударили сильные заморозки и за один только день в ДТП в Чечне погибло 25 человек, просто потому, что все ездят на летней резине и не переобуваются. Кадырову пришлось лично вмешаться и дать по телевизору распоряжение сменить «кеды». МВД взяло под козырёк и стало принудительно останавливать машины и высаживать водителей. На все возмущения формата «ты чо, лэээ, папутал, ты знаешь кто я?!» давался простой ответ: знаю, ты хер ишачий, приказ Кадырова слышал?
Ведро дёгтя
На этой странице не осталось мамкиных казнил, которые ненавидят «чуркобесов» и обещали приехать и набить мне лицо, а жаль, я так ждал. Потому напишу честно для всех прочих вменяемых. Если вы думаете, что это какой-то хвалебный проплаченный пост и что чеченцы ходят строем с указательным пальцем вверх, то я вас разочарую.
Радушно принимавшая нас семья в силу кавказского менталитета, конечно, не могла сказать ничего плохого про свой дом, ну так и я не первый день живу на свете и знаю немало людей, которые по тем или иным делам бывали в республике. Из этого коллективного мнения я и составил текст ниже.
При всех достижениях в республике есть тотальный и всепоглощающий бич — коррупция. Она просто везде, как воздух. За любое действие в Чечне нужно заплатить. За справку — плати, за выписку — плати, чтобы устроиться простой медсестрой в городскую поликлинику нужно заплатить 50 000 рублей. Чтобы попасть служить в полицию или ОМОН — 200 000 рублей на позицию рядового. Не заплатишь, не попадёшь, будь ты хоть гибридом Ивана Ярыгина и терминатора. И даже попав на любую подобную должность ты вряд ли хоть раз получишь полную зарплату — идут постоянные негласные сборы, на день рождения Рамзану, в фонд его матери, ещё на какие-то дела. Так что, когда вы видите в новостях, что фонд Аймани Кадыровой профинансировал модернизацию акушерского центра в условном Курчалое, следует понимать, что изрядная доля денег там собрана «с благодарных земляков».
Не заплатить нельзя. И не потому, что тебя убьют или покалечат, нет, тебе даже угрожать никто не будет. Просто у чеченцев так не принято. К тебе в дом приедет какой-нибудь уважаемый человек с седой бородой, вы будете долго пить с ним чай и степенно разговаривать, и в беседе он будет журить тебя, как же так, ты же чеченец, и я чеченец, мы должны быть все вместе, поддерживать друг друга, а ты пожалел тысячу рублей из зарплаты, чтобы Рамзан Ахматович новую мечеть построил. Это наш Вася скажет: «да пошёл ты, батюшка, на гору Афон строевым шагом!», а чеченец никогда. Что люди потом про нашу семью будут говорить?
Послесловие
Дорогие друзья, надеюсь, я не сильно вас утомил своим рассказом и вам было немного интересно. Всё написанное здесь — это то, что мы с женой увидели и услышали в замечательной семье, которая столь радушно и хлебосольно принимала нас у себя дома. Текст не оплачен ни чеченской мафией, ни культурным центром «Вайнах», ни спортклубом «Ахмат».
январь 2019 г.
Событие-2024. Армения замораживает ОДКБ
Прогноз. Сдача Армении
Дмитрий Павлов: Про новые исследования и дольмены Кавказа (Полная версия видео)
Новое видео с Дмитрием Павловым!
ДАЙДЖЕСТ ЛАИ: Ближайшие мероприятия с участием Дмитрия Павлова. Присоединяйтесь!
11 августа (18:00 по Москве) — на телеканале РЕН ТВ состоится эфир с участием Дмитрия в рамках программы "Пирамиды: самые шокирующие гипотезы".
12 августа (19:00 по Москве) — на ютуб-канале ЛАИ пройдет стрим, в котором будет рассказано о последних интригующих экспериментах. Тема эфира: "Дмитрий Павлов про пирамиды Египта и эксперименты со временем".
13 августа (14:00 по Москве) — в магазине "Книжный день» (по адресу г. Москва. улица Коровий Вал, 1А с1, 3-й этаж) состоится открытая встреча с Дмитрием Павловым, на тему "Тайны египетских пирамид". На встрече вы сможете из первых уст услышать о результатах последних поездок в Египет, а также узнать о планирующихся в ближайшем будущем экспедициях и задать интересующие вас вопросы. Регистрация: https://clck.ru/35Fpdg
15 августа (19:30 по Москве) — в Клубе Путешественников «Спорт-Марафон» Дмитрий выступит с лекцией "Нетуристический Египет - шахты, подземелья, гробницы". Регистрация: https://clck.ru/35Gk5a
Кроме того, планируется три экспедиционных тура под руководством Дмитрия Павлова, присоединиться к которым вы можете на сайте Aturs (https://aturs.ru/), а также мини-семинар ЛАИ по Латинской Америке в Муроме:
21-27 августа — "Байкал без границ", экспедиционный круиз по самому глубокому озеру мира вместе с исследователями ЛАИ! Присоединяйтесь: https://aturs.ru/baikal
8-10 сентября — мини-семинар ЛАИ в Муроме "Древние цивилизации, мегалиты, крепости, загадочные линии и пирамиды Латинской Америки". Подробная информация: https://clck.ru/35GkJZ
16-26 сентября — "Загадки Древнего Египта" — Атурс и ЛАИ отправляются в путешествие по всему Египту! Это особенное путешествие, которое перевернёт все ваши представления о Египте и древней истории в целом. Основной целью тура является максимально широкое знакомство с настоящим Египтом и изучение объектов и артефактов, указывающих на то, что древняя история данного региона сильно отличалась от принятой сегодня картины прошлого древнеегипетской цивилизации. Присоединяйтесь: https://aturs.ru/kruiz
1-7 октября — "Дольмены Кавказа" — экспедиция по загадочным объектам Черноморского побережья Кавказа вместе с исследователями ЛАИ! Присоединяйтесь: https://aturs.ru/dolmen