logo
Диктатура науки
Четвёртая модернизация России
logo
8
читателей
Диктатура науки  Четвёртая модернизация России
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Статистика Обновления проекта Контакты Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
Определимся с понятиями:
1) Модернизация — это усовершенствование механизма.
2) Государство — это механизм принятия и реализации решений, которые касаются миллионов людей.
3) Модернизация государства — это усовершенствование механизма принятия и реализации решений, которые касаются миллионов людей.
Россия прошла три модернизации после того, как дружина Святослава закрепила право Руси на существование:
1) Команда Ивана III организовала первую модернизацию. Она касалась мышления и бюрократии.
2) Команда Петра I организовала войско и производство. Россия вышла к Чёрному и Балтийскому морю.
3) Большевики автоматизировали производство и организовали систему образования.
После модернизации общество достигает пика организации и начинается кризис. Наш кризис начался с «перестройки» и закончился в феврале 2022 года. Наша задача: организовать четвёртую модернизацию и выйти на пик.
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Участник 100₽ месяц
Доступны сообщения

Организуешь себя и других.

Оформить подписку
Фильтры
Статистика
8 подписчиков
Обновления проекта
Поделиться
Метки
Слушать: 10+ мин
logo Диктатура науки

Событие-2024. Армения замораживает ОДКБ

Событие-2024. Армения замораживает ОДКБ.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
10:01
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 7+ мин
logo Диктатура науки

Прогноз. Сдача Армении

Прогноз. Сдача Армении.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
07:55
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 53+ мин
logo Диктатура науки

Что делать? Северный Кавказ

Что делать Северный Кавказ.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
53:55
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Диктатура науки

Что делать? Северо-Кавказский край

Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 3 час 18+ мин
logo Диктатура науки

Дополнительно. Кавказ.

Игнатенко про Ичкерию.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
37:44
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Слушать: 9+ мин
logo Диктатура науки

Событие. Конфликт в Нагорном Карабахе

Событие. Конфликт в Нагорном Карабахе.mp3
x0.5 x1 x1.5 x2
00:00
09:58
Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 1+ мин
logo Диктатура науки

Нагорный Карабах после Победы

Доступно подписчикам уровня
«Участник»
Подписаться за 100₽ в месяц

Читать: 9+ мин
logo Товарищ майор

Загадка кавказских дворцов (№ 197)

Как ‎вы,‏ ‎уважаемые ‎друзья, ‎наверняка ‎знаете, ‎в‏ ‎реальной ‎жизни‏ ‎я‏ ‎человек ‎довольно ‎общительный,‏ ‎ни ‎от‏ ‎кого ‎не ‎прячусь ‎и‏ ‎достаточно‏ ‎легко ‎нахожу‏ ‎общий ‎язык‏ ‎с ‎представителями ‎самых ‎разных ‎течений,‏ ‎увлечений,‏ ‎религий ‎и‏ ‎национальностей. ‎Пару‏ ‎месяцев ‎назад ‎я ‎побывал ‎в‏ ‎гостях‏ ‎в‏ ‎одной ‎хорошей‏ ‎чеченской ‎семье,‏ ‎где ‎мне‏ ‎открыли‏ ‎глаза ‎на‏ ‎многие ‎детали ‎и ‎моменты, ‎которые‏ ‎остаются ‎для‏ ‎нас,‏ ‎русских, ‎скрытыми ‎за‏ ‎пологом ‎предрассудков,‏ ‎мифов ‎и ‎самостоятельного ‎придуманного‏ ‎и‏ ‎тщательно ‎пестуемого‏ ‎вранья.

Спустя ‎некоторое‏ ‎время ‎мне ‎вновь ‎довелось ‎пообщаться‏ ‎за‏ ‎шашлыком ‎и‏ ‎квасом ‎с‏ ‎представителями ‎кавказской ‎диаспоры, ‎уровень ‎доверительности‏ ‎отношений‏ ‎с‏ ‎которыми ‎позволяет‏ ‎задавать ‎вопросы‏ ‎и ‎получать‏ ‎на‏ ‎них ‎правдивые‏ ‎ответы. ‎В ‎этот ‎раз ‎я‏ ‎попросил ‎раскрыть‏ ‎один‏ ‎из ‎секретов, ‎которые‏ ‎вызывают ‎жгучий‏ ‎афедронный ‎бомбаж ‎у ‎русских‏ ‎патриотов,‏ ‎а ‎также‏ ‎повсеместно ‎используется‏ ‎различными ‎шароварными ‎недоумками ‎и ‎доморощенными‏ ‎имбецилами‏ ‎для ‎выпячивания‏ ‎факта ‎того,‏ ‎что ‎Россия ‎якобы ‎«кормит» ‎Кавказ,‏ ‎естественно,‏ ‎в‏ ‎ущерб ‎собственным‏ ‎гражданам ‎славянского‏ ‎происхождения. ‎Вы‏ ‎наверняка‏ ‎и ‎сами‏ ‎не ‎раз ‎сталкивались ‎с ‎данной‏ ‎темой ‎и‏ ‎слышали‏ ‎от ‎различных ‎всепропальщиков‏ ‎рассуждения ‎вроде‏ ‎«да ‎ты ‎заедь ‎в‏ ‎любой‏ ‎кавказский ‎аул,‏ ‎в ‎Дагестане,‏ ‎Ингушетии, ‎Чечне ‎и ‎посмотри, ‎какие‏ ‎там‏ ‎дворцы ‎стоят!‏ ‎Громадные ‎домины‏ ‎и ‎заборы ‎повыше ‎кремлёвской ‎стены!‏ ‎А‏ ‎потом‏ ‎сравни ‎с‏ ‎нашей ‎деревней‏ ‎под ‎Рязанью!».‏ ‎Я‏ ‎попросил ‎своих‏ ‎друзей ‎раскрыть ‎секрет, ‎как ‎же‏ ‎на ‎Кавказе‏ ‎даже‏ ‎в ‎деревнях ‎умудряются‏ ‎строить ‎такие‏ ‎хоромы ‎и ‎в ‎чём‏ ‎страшная‏ ‎тайна.

Всё ‎написанное‏ ‎ниже ‎—‏ ‎это ‎мой ‎вольный ‎пересказ ‎того,‏ ‎что‏ ‎мне ‎рассказали‏ ‎сами ‎кавказцы.

Горы,‏ ‎бабло ‎и ‎расследования

Начнём ‎сразу ‎с‏ ‎невероятной‏ ‎сенсации.‏ ‎Подавляющее ‎большинство‏ ‎жителей ‎кавказских‏ ‎республик ‎живут‏ ‎ОЧЕНЬ‏ ‎бедно. ‎Забудьте‏ ‎навсегда ‎вбитые ‎в ‎голову ‎ещё‏ ‎советские ‎стереотипы‏ ‎о‏ ‎златозубых ‎гвоздичных ‎магнатах‏ ‎из ‎Грузии‏ ‎и ‎Азербайджана, ‎не ‎обращайте‏ ‎внимания‏ ‎на ‎понты‏ ‎современных ‎носатых‏ ‎нуворишей, ‎которые ‎показательно ‎швыряют ‎деньги‏ ‎налево‏ ‎и ‎направо.‏ ‎Да, ‎на‏ ‎Кавказе ‎есть ‎богатые ‎люди, ‎но‏ ‎процент‏ ‎их‏ ‎ничтожен. ‎На‏ ‎двух ‎показушных‏ ‎швырятелей ‎купюр‏ ‎приходится‏ ‎девяносто ‎восемь‏ ‎человек, ‎которые ‎живут ‎крайне-крайне ‎скромно.‏ ‎Средняя ‎заплата‏ ‎в‏ ‎Чечне ‎и ‎Дагестане‏ ‎колеблется ‎в‏ ‎районе ‎20-30 ‎тысяч ‎рублей,‏ ‎причём‏ ‎30 ‎—‏ ‎это ‎уже‏ ‎очень ‎хорошая ‎зарплата ‎и ‎за‏ ‎такую‏ ‎работу ‎держатся‏ ‎изо ‎всех‏ ‎сил. ‎Например, ‎я ‎из ‎самых‏ ‎первых‏ ‎рук‏ ‎знаю, ‎что‏ ‎максимальная ‎зарплата‏ ‎учителя ‎в‏ ‎Чечне‏ ‎составляет ‎17‏ ‎тысяч ‎рублей. ‎Ещё ‎раз ‎—‏ ‎максимальная.

В ‎республиках‏ ‎региона‏ ‎полно ‎людей, ‎которые‏ ‎не ‎то,‏ ‎что ‎ни ‎разу ‎не‏ ‎были‏ ‎на ‎отдыхе‏ ‎в ‎Турции,‏ ‎где-нибудь ‎под ‎Дербентом ‎вы ‎запросто‏ ‎встретите‏ ‎тех, ‎кто‏ ‎никогда ‎за‏ ‎всю ‎свою ‎жизнь ‎не ‎выезжал‏ ‎дальше‏ ‎райцентра.‏ ‎И ‎это‏ ‎не ‎потому,‏ ‎что ‎они‏ ‎такие‏ ‎домоседы, ‎нет.‏ ‎Это ‎от ‎бедности. ‎Когда ‎вы‏ ‎видите ‎на‏ ‎приёмной‏ ‎комиссии ‎московского ‎вуза‏ ‎гордого, ‎важного‏ ‎и ‎очень ‎дерзкого ‎Алибека,‏ ‎в‏ ‎9 ‎случаях‏ ‎из ‎10‏ ‎в ‎кармане ‎у ‎него ‎тысяч‏ ‎40‏ ‎рублей, ‎которые‏ ‎ему ‎несколько‏ ‎лет ‎собирала ‎вся ‎семья ‎с‏ ‎одной‏ ‎целью‏ ‎— ‎чтобы‏ ‎сын ‎поступил‏ ‎в ‎институт.‏ ‎Именно‏ ‎поэтому ‎в‏ ‎локальных ‎республиканских ‎вузах ‎процветает, ‎будем‏ ‎откровенны, ‎чудовищная‏ ‎коррупция‏ ‎и ‎каждая ‎семья‏ ‎норовит ‎пристроить‏ ‎своё ‎чадо ‎на ‎бюджет.‏ ‎Это‏ ‎тоже ‎от‏ ‎бедности, ‎от‏ ‎того, ‎что ‎даже ‎в ‎складчину‏ ‎семья‏ ‎не ‎может‏ ‎пять ‎лет‏ ‎оплачивать ‎обучение, ‎тем ‎более ‎не‏ ‎факт,‏ ‎что‏ ‎чадо ‎с‏ ‎поломанными ‎ушами‏ ‎захочет ‎и‏ ‎сможет‏ ‎дотянуть ‎до‏ ‎заветного ‎диплома.

Откуда ‎дом, ‎Расул?

Перейдём ‎к‏ ‎основной ‎теме.‏ ‎Как‏ ‎же, ‎спросите ‎вы,‏ ‎тогда ‎в‏ ‎каждом ‎ауле ‎возникают, ‎как‏ ‎грибы,‏ ‎огромные ‎домины‏ ‎с ‎заборами,‏ ‎как ‎у ‎султанского ‎дворца ‎в‏ ‎Аграбе‏ ‎и ‎коваными‏ ‎воротами?

Сейчас ‎расскажу.

Главный‏ ‎секрет ‎в ‎том, ‎что ‎дом‏ ‎строится‏ ‎годами.‏ ‎Его ‎возведение‏ ‎в ‎большинстве‏ ‎случаев ‎растягивается‏ ‎на‏ ‎5-7-10 ‎лет.‏ ‎Мои ‎собеседники ‎рассказали, ‎что ‎дед‏ ‎и ‎отец‏ ‎одного‏ ‎из ‎них ‎строили‏ ‎дом ‎почти‏ ‎20 ‎(!) ‎лет.

Происходит ‎это‏ ‎по‏ ‎следующей ‎схеме.‏ ‎Собирается ‎вся‏ ‎большая ‎семья, ‎все ‎братья, ‎дяди,‏ ‎племянники,‏ ‎тёти ‎и‏ ‎бабушки, ‎на‏ ‎общем ‎собрании ‎принимается ‎решение ‎о‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎семья ‎будет‏ ‎строить ‎дом.‏ ‎И ‎вот‏ ‎с‏ ‎этого ‎момента‏ ‎начинается ‎то, ‎о ‎чём ‎даже‏ ‎не ‎догадывается‏ ‎большинство‏ ‎тех, ‎кто ‎любит‏ ‎кивать ‎на‏ ‎«жирующий ‎Кавказ».

Вся ‎семья, ‎все‏ ‎родственники‏ ‎помогают ‎деньгами.‏ ‎Не ‎просто‏ ‎помогают, ‎а ‎отдают ‎практически ‎последнее.‏ ‎Пока‏ ‎строится ‎дом,‏ ‎ВСЯ ‎семья‏ ‎переходит ‎на ‎режим ‎жесточайшей ‎экономии,‏ ‎буквально‏ ‎на‏ ‎хлеб, ‎воду‏ ‎и ‎макароны,‏ ‎и ‎такой‏ ‎формат‏ ‎может, ‎как‏ ‎я ‎уже ‎писал, ‎длиться ‎годами.‏ ‎Никто ‎не‏ ‎покупает‏ ‎дорогих ‎вещей, ‎не‏ ‎бухает ‎по‏ ‎кабакам ‎и ‎не ‎ездит‏ ‎на‏ ‎море ‎в‏ ‎Геленджик.

Помимо ‎денег‏ ‎родня ‎по ‎мере ‎сил ‎помогает‏ ‎в‏ ‎проведении ‎всевозможных‏ ‎работ. ‎Подавляющее‏ ‎большинство ‎работ ‎выполняются ‎самостоятельно ‎либо‏ ‎с‏ ‎привлечением‏ ‎условного ‎соседа-электрика,‏ ‎которого ‎просят‏ ‎помочь ‎по-соседски,‏ ‎за‏ ‎что ‎потом‏ ‎угостят ‎жижиг-галнаш. ‎Практика ‎это ‎повсеместная,‏ ‎сегодня ‎ты‏ ‎помог,‏ ‎завтра ‎— ‎тебе,‏ ‎особенно ‎распространено‏ ‎это ‎в ‎малых ‎поселениях.‏ ‎Чтобы‏ ‎отблагодарить ‎родню‏ ‎и ‎всех‏ ‎добровольных ‎помощников ‎время ‎от ‎времени‏ ‎устраиваются‏ ‎широкие ‎ужины.

В‏ ‎первый ‎год,‏ ‎как ‎правило, ‎выгоняется ‎только ‎«коробка».‏ ‎Всё‏ ‎мужское‏ ‎население ‎семьи‏ ‎приходит ‎с‏ ‎основной ‎работы,‏ ‎переодевается‏ ‎и ‎не‏ ‎ложится ‎на ‎диван ‎под ‎пивас‏ ‎болеть ‎за‏ ‎«Зенит»,‏ ‎а ‎идёт ‎мешать‏ ‎вручную ‎цемент‏ ‎или ‎класть ‎камень. ‎Да,‏ ‎строят‏ ‎на ‎Кавказе,‏ ‎по ‎традиции‏ ‎в ‎основном ‎из ‎кирпича, ‎реже‏ ‎встречается‏ ‎шлакоблок ‎и‏ ‎другие ‎современные‏ ‎блочные ‎стройматериалы. ‎В ‎районах, ‎где‏ ‎наблюдается‏ ‎сейсмическая‏ ‎активность, ‎до‏ ‎сих ‎пор‏ ‎активно ‎используется‏ ‎древний‏ ‎дедовский ‎способ‏ ‎— ‎простенки ‎и ‎даже ‎внешние‏ ‎стены ‎делают‏ ‎(либо‏ ‎«подпирают») ‎из ‎самана‏ ‎на ‎базе‏ ‎деревянной ‎рамы. ‎При ‎толчках‏ ‎«жёсткий»‏ ‎каменный ‎дом‏ ‎трескается, ‎а‏ ‎саманный ‎«гуляет» ‎и ‎чаще ‎всего‏ ‎остаётся‏ ‎невредимым.

Так, ‎в‏ ‎общем ‎труде‏ ‎и ‎тотальном ‎самоограничении, ‎проходит ‎первое‏ ‎лето.‏ ‎Как‏ ‎правило, ‎успевают‏ ‎в ‎этот‏ ‎период ‎только‏ ‎понять‏ ‎«коробку», ‎а‏ ‎с ‎наступлением ‎осени ‎дом ‎консервируют‏ ‎от ‎дождя‏ ‎и‏ ‎влаги ‎и ‎уходят‏ ‎на ‎перерыв.‏ ‎Всю ‎последующую ‎зиму ‎семья‏ ‎продолжает‏ ‎копить ‎деньги‏ ‎и ‎стройматериалы.‏ ‎Тут, ‎конечно, ‎нужно ‎упомянуть, ‎что‏ ‎стройматериалы‏ ‎в ‎Чечне,‏ ‎Дагестане ‎и‏ ‎других ‎республиках ‎значительно ‎дешевле, ‎чем‏ ‎в‏ ‎московских‏ ‎строительных ‎супермаркетах.‏ ‎Если ‎там‏ ‎условный ‎мешок‏ ‎цемента‏ ‎стоит ‎условные‏ ‎100 ‎рублей, ‎то ‎на ‎строительном‏ ‎рынке ‎в‏ ‎Шали‏ ‎его ‎цена ‎составит‏ ‎35 ‎рублей.‏ ‎И ‎так ‎во ‎всём.‏ ‎Обусловлено‏ ‎это, ‎повторюсь,‏ ‎низким ‎уровнем‏ ‎дохода ‎и ‎слабой ‎покупательной ‎способностью‏ ‎населения.

На‏ ‎второй ‎год‏ ‎кроют ‎крышу‏ ‎и ‎по ‎возможности ‎начинают ‎внутренние‏ ‎отделочные‏ ‎работы,‏ ‎но ‎в‏ ‎целом ‎к‏ ‎штукатурке, ‎затирке‏ ‎стен‏ ‎и ‎укладке‏ ‎полов ‎могут ‎приступить ‎и ‎через‏ ‎2-3 ‎года.

Когда‏ ‎дом‏ ‎всё-таки ‎построен, ‎его‏ ‎доводят ‎изнутри,‏ ‎а ‎потом ‎на ‎новоселье‏ ‎приглашается‏ ‎вся ‎родня,‏ ‎которая ‎и‏ ‎помогала ‎при ‎его ‎возведении. ‎Приглашённые‏ ‎одаривают‏ ‎хозяев, ‎причём‏ ‎каждый ‎в‏ ‎меру ‎собственной ‎зажиточности ‎и ‎никто‏ ‎ни‏ ‎на‏ ‎кого ‎не‏ ‎обижается. ‎Нормальной‏ ‎считается ‎ситуация,‏ ‎когда‏ ‎кто-то ‎дарит‏ ‎модный ‎итальянский ‎котёл, ‎а ‎следующий‏ ‎за ‎ним‏ ‎комплект‏ ‎постельного ‎белья. ‎С‏ ‎миру ‎по‏ ‎нитке, ‎семье ‎уважаемого ‎Расула‏ ‎—‏ ‎дом ‎полная‏ ‎чаша.

Время ‎идёт,‏ ‎в ‎семье ‎рождаются ‎дети, ‎сыновья‏ ‎женятся‏ ‎и ‎приводят‏ ‎в ‎дом‏ ‎невесток, ‎у ‎них ‎тоже ‎появляются‏ ‎детки‏ ‎и‏ ‎тогда ‎(почти‏ ‎гарантированно) ‎дедушка‏ ‎Расул ‎решает‏ ‎расширять‏ ‎дом. ‎К‏ ‎основному ‎зданию ‎начинают ‎пристраивать ‎комнаты‏ ‎и ‎флигели.‏ ‎Строятся‏ ‎они ‎тоже ‎неспешно‏ ‎и ‎по‏ ‎мере ‎финансовых ‎сил. ‎Иногда‏ ‎пристройки‏ ‎гармонично ‎вплетаются‏ ‎в ‎архитектурный‏ ‎ансамбль, ‎иногда ‎не ‎очень, ‎но‏ ‎тут‏ ‎уже ‎главное,‏ ‎чтобы ‎всем‏ ‎в ‎большой ‎семье ‎было ‎место‏ ‎и‏ ‎уголок.

Так‏ ‎год ‎за‏ ‎годом ‎и‏ ‎растёт ‎семейное‏ ‎гнездо,‏ ‎лет ‎через‏ ‎15 ‎разрастаясь ‎до ‎привычного ‎нам‏ ‎«дворца», ‎обнесённого‏ ‎Великой‏ ‎Кавказской ‎стеной.

Уходящие ‎традиции

К‏ ‎радости ‎или‏ ‎к ‎сожалению, ‎но ‎современный‏ ‎мир‏ ‎проникает ‎даже‏ ‎в ‎глубоко‏ ‎патриархальное ‎кавказское ‎общество. ‎Многие ‎традиции‏ ‎либо‏ ‎уходят ‎в‏ ‎прошлое, ‎либо‏ ‎видоизменяются ‎под ‎давлением ‎реалий. ‎Ещё‏ ‎лет‏ ‎10-15‏ ‎назад ‎в‏ ‎той ‎же‏ ‎Чечне ‎широко‏ ‎практиковалось‏ ‎то, ‎что‏ ‎на ‎Украине ‎называется ‎«вечорницi». ‎На‏ ‎разные ‎работы‏ ‎привлекали‏ ‎молодых ‎ребят ‎и‏ ‎девушек. ‎Кареглазые‏ ‎прелестницы, ‎например, ‎занимались ‎покраской,‏ ‎а‏ ‎юный ‎джигиты‏ ‎таскали ‎раствор‏ ‎и ‎камень. ‎Бывало, ‎что ‎такие‏ ‎вечера‏ ‎устраивали ‎и‏ ‎просто ‎так,‏ ‎например, ‎в ‎пору ‎сбора ‎урожая.‏ ‎Под‏ ‎присмотром‏ ‎старших ‎парни‏ ‎и ‎девушки‏ ‎знакомились, ‎и‏ ‎начинали‏ ‎общаться, ‎что‏ ‎заканчивалось ‎не ‎одной ‎шумной ‎свадьбой.‏ ‎Увы, ‎в‏ ‎настоящее‏ ‎время ‎данная ‎традиция‏ ‎практически ‎умерла‏ ‎и ‎не ‎встречается ‎даже‏ ‎в‏ ‎горных ‎аулах.‏ ‎Жизнь ‎кавказской‏ ‎молодёжи ‎точно ‎так ‎же ‎переехала‏ ‎в‏ ‎интернет, ‎как‏ ‎и ‎у‏ ‎их ‎сверстников ‎из ‎Тулы ‎и‏ ‎Смоленска.

На‏ ‎этом‏ ‎я, ‎пожалуй,‏ ‎буду ‎завершать‏ ‎свой ‎рассказ.‏ ‎Подозреваю,‏ ‎что ‎в‏ ‎репостах ‎опять ‎начнётся ‎гопак ‎и‏ ‎острые ‎седалищные‏ ‎боли‏ ‎на ‎тему ‎того,‏ ‎что ‎автор‏ ‎продался ‎кавказцам ‎и ‎топит‏ ‎за‏ ‎чурок. ‎Я‏ ‎же ‎надеюсь,‏ ‎что ‎рассказ ‎был ‎вам ‎интересен‏ ‎и‏ ‎помог ‎приоткрыть‏ ‎один ‎из‏ ‎аспектов ‎жизни ‎и ‎устройства ‎кавказского‏ ‎общества.‏ ‎Уважайте‏ ‎друг ‎друга,‏ ‎стройте ‎дома,‏ ‎ходите ‎друг‏ ‎к‏ ‎другу ‎в‏ ‎гости.

Июнь ‎2019 ‎года.

Читать: 16+ мин
logo Товарищ майор

Как я ходил в гости в чеченскую семью (№ 196)

Этот ‎текст‏ ‎был ‎написан ‎в ‎январе ‎2019‏ ‎года, ‎но‏ ‎из-за‏ ‎неудобства ‎формата ‎социальных‏ ‎сетей, ‎где‏ ‎всё ‎постоянно ‎«уезжает» ‎вниз‏ ‎в‏ ‎ленте, ‎затерялся‏ ‎и ‎почти‏ ‎забылся. ‎А ‎в ‎своё ‎время‏ ‎автор‏ ‎получил ‎на‏ ‎него ‎множество‏ ‎тёплых ‎отзывов. ‎Потому, ‎чтобы ‎централизовать‏ ‎и‏ ‎локализовать‏ ‎плоды ‎майорского‏ ‎творчества, ‎он‏ ‎будет ‎теперь‏ ‎храниться‏ ‎здесь.

Вступление

Есть ‎у‏ ‎меня ‎очень ‎хороший ‎товарищ, ‎чеченец‏ ‎по ‎национальности,‏ ‎причём‏ ‎не ‎полукровка ‎какой-нибудь,‏ ‎а ‎самый‏ ‎настоящий, ‎кондовый, ‎кровь ‎от‏ ‎крови,‏ ‎что ‎называется.‏ ‎Общаемся ‎мы‏ ‎давно, ‎тепло ‎и ‎душевно, ‎и‏ ‎в‏ ‎период ‎новогодних‏ ‎праздников ‎он‏ ‎пригласил ‎меня ‎с ‎женой ‎к‏ ‎себе‏ ‎в‏ ‎гости. ‎Мы,‏ ‎признаюсь, ‎слегка‏ ‎напряглись, ‎не‏ ‎в‏ ‎том ‎плане,‏ ‎что ‎страшно ‎ехать ‎«к ‎этим‏ ‎страшным ‎горцам»,‏ ‎а‏ ‎потому, ‎что ‎нохчи‏ ‎народ ‎довольно‏ ‎закрытый ‎и ‎малоизвестный ‎для‏ ‎людей,‏ ‎живущих ‎вдали‏ ‎от ‎Ставрополья‏ ‎и ‎юга ‎России ‎вообще. ‎Я‏ ‎чеченцев‏ ‎вживую ‎видел‏ ‎только ‎когда‏ ‎снимал ‎их ‎с ‎поезда ‎«Кисловодск‏ ‎—‏ ‎Киев»,‏ ‎а ‎самое‏ ‎экстремальное, ‎что‏ ‎делала ‎моя‏ ‎жена,‏ ‎это ‎летала‏ ‎в ‎Уфу ‎(кстати, ‎ей ‎там‏ ‎очень ‎понравилось).‏ ‎Мы‏ ‎сразу ‎уточнили ‎форму‏ ‎одежды, ‎надо‏ ‎ли ‎жене ‎надеть ‎платок.‏ ‎Нам‏ ‎не ‎сложно,‏ ‎а ‎людям‏ ‎будет ‎приятно, ‎что ‎их ‎традиции‏ ‎уважают.‏ ‎В ‎ответ‏ ‎нам ‎сказали,‏ ‎что ‎достаточно ‎будет ‎просто ‎длинного‏ ‎платья.‏ ‎В‏ ‎общем, ‎собрались‏ ‎мы, ‎погрузились‏ ‎в ‎машину‏ ‎(ибо‏ ‎в ‎гостях‏ ‎у ‎чеченцев ‎алкоголь ‎пить ‎не‏ ‎принято) ‎и‏ ‎поехали.

Нужно‏ ‎сразу ‎сказать, ‎что‏ ‎принимавшая ‎нас‏ ‎семья ‎оказалось ‎ОЧЕНЬ ‎радушной‏ ‎во‏ ‎всех ‎планах‏ ‎и ‎терпеливо‏ ‎отвечали ‎на ‎все ‎мои ‎бесконечные‏ ‎вопросы.‏ ‎С ‎вашего‏ ‎позволения ‎поделюсь‏ ‎наблюдениями ‎и ‎всем, ‎что ‎увидел‏ ‎и‏ ‎узнал.

Дедушка‏ ‎и ‎бабушка

В‏ ‎чеченских ‎семьях‏ ‎царит ‎абсолютный‏ ‎патриархат.‏ ‎При ‎этом‏ ‎он ‎не ‎воспринимается, ‎как ‎какое-то‏ ‎угнетение ‎женщин,‏ ‎видно,‏ ‎что ‎люди ‎родились‏ ‎и ‎всю‏ ‎жизнь ‎прожили ‎в ‎таком‏ ‎укладе,‏ ‎для ‎них‏ ‎он ‎настолько‏ ‎же ‎естественен, ‎как ‎для ‎украинца‏ ‎взять‏ ‎на ‎Рождество‏ ‎миску ‎кути‏ ‎и ‎пойти ‎с ‎детьми ‎поздравлять‏ ‎кума.‏ ‎Дедушка‏ ‎абсолютный ‎глава,‏ ‎при ‎этом‏ ‎это ‎не‏ ‎какой-то‏ ‎злобный ‎нахмуренный‏ ‎старик, ‎который ‎тиранит ‎всех ‎и‏ ‎вся, ‎нет.‏ ‎Принимавший‏ ‎нас ‎глава ‎дома‏ ‎оказался ‎совсем‏ ‎не ‎дряхлым ‎мужчиной, ‎улыбчивым‏ ‎и‏ ‎спокойным. ‎С‏ ‎домашними ‎дедушка‏ ‎обращается ‎спокойно ‎и ‎сухо ‎(кроме‏ ‎внуков),‏ ‎всё ‎общение‏ ‎строится ‎на‏ ‎коротких ‎фразах, ‎вроде ‎«чаю» ‎—‏ ‎и‏ ‎через‏ ‎минуту ‎перед‏ ‎главой ‎дома‏ ‎стоит ‎чайник‏ ‎и‏ ‎хрустальная ‎вазочка‏ ‎со ‎сладостями. ‎С ‎сыновьями, ‎а‏ ‎в ‎принимавшей‏ ‎нас‏ ‎семье ‎только ‎сыновья‏ ‎старше ‎25‏ ‎лет, ‎отец ‎общается ‎тоже‏ ‎сдержанно,‏ ‎ограничиваясь ‎короткими‏ ‎«да/нет». ‎Это‏ ‎обусловлено ‎чеченскими ‎традициями, ‎об ‎этом‏ ‎чуть‏ ‎ниже. ‎С‏ ‎гостями ‎же‏ ‎никаких ‎ограничений ‎нет. ‎Глава ‎дома‏ ‎и‏ ‎семьи‏ ‎рассказывал ‎нам,‏ ‎как ‎служил‏ ‎в ‎стройбате,‏ ‎посмеиваясь‏ ‎«нас ‎же,‏ ‎чеченцев, ‎больше ‎никуда ‎не ‎брали»,‏ ‎как ‎и‏ ‎кем‏ ‎работал, ‎как ‎вся‏ ‎семья ‎жила‏ ‎в ‎Казахстане, ‎как ‎он‏ ‎дружил‏ ‎всю ‎жизнь‏ ‎с ‎русским‏ ‎и ‎казахом.

Из ‎всех ‎женщин ‎дома‏ ‎за‏ ‎столом ‎и‏ ‎с ‎гостями‏ ‎может ‎сидеть ‎только ‎бабушка, ‎то‏ ‎есть‏ ‎жена‏ ‎главы ‎семьи.‏ ‎Скажу ‎сразу,‏ ‎что ‎чеченские‏ ‎бабушки‏ ‎ну ‎вот‏ ‎вообще ‎ничем ‎не ‎отличаются ‎от‏ ‎русских ‎или‏ ‎любых‏ ‎других. ‎Такой ‎себе‏ ‎бабушковый ‎интернационал.‏ ‎Радушно ‎встречает ‎гостей, ‎кормит‏ ‎их‏ ‎до ‎потери‏ ‎сознания ‎и‏ ‎разрыва ‎брючного ‎ремня, ‎сокрушаясь, ‎что‏ ‎«чего‏ ‎же ‎вы‏ ‎совсем ‎ничего‏ ‎не ‎поели». ‎Дедушка ‎с ‎бабушкой‏ ‎также‏ ‎крайне‏ ‎скуп ‎на‏ ‎слова, ‎но‏ ‎хорошо ‎видно,‏ ‎что‏ ‎эти ‎люди‏ ‎прожили ‎жизнь, ‎«проросли» ‎и ‎«читают»‏ ‎друг ‎друга.‏ ‎Бабушка‏ ‎может ‎мило ‎болтать‏ ‎с ‎гостями,‏ ‎в ‎это ‎время ‎дедушка‏ ‎будет‏ ‎пить ‎чай,‏ ‎в ‎какой-то‏ ‎момент ‎дедушка ‎на ‎сантиметр ‎приподнимет‏ ‎над‏ ‎скатертью ‎свою‏ ‎опустевшую ‎кружку‏ ‎и ‎бабушка, ‎боковым ‎зрением ‎и‏ ‎шестым‏ ‎чувством‏ ‎— ‎воды?‏ ‎Почему ‎воды,‏ ‎ведь ‎он‏ ‎только‏ ‎что ‎пил‏ ‎чай? ‎Тем ‎не ‎менее ‎попадание‏ ‎всегда ‎100-процентное.‏ ‎Дети‏ ‎и ‎внуки ‎с‏ ‎бабушкой ‎подчеркнуто‏ ‎вежливы ‎и ‎уважительны, ‎хотя,‏ ‎конечно,‏ ‎это ‎совсем‏ ‎другое ‎по‏ ‎сравнению ‎с ‎дедом. ‎Теплее ‎и‏ ‎милее.

Мужчины

Главная‏ ‎особенность ‎построения‏ ‎отношений ‎в‏ ‎чеченских ‎семьях, ‎это ‎то, ‎что‏ ‎муж‏ ‎и‏ ‎отец ‎не‏ ‎имеет ‎права‏ ‎никоим ‎образом‏ ‎показывать‏ ‎свои ‎чувства‏ ‎к ‎жене ‎и ‎детям. ‎Нас‏ ‎заранее ‎об‏ ‎этом‏ ‎предупредили. ‎То ‎есть‏ ‎жена ‎будет‏ ‎бегать, ‎суетиться, ‎носить ‎с‏ ‎кухни‏ ‎блюда ‎и‏ ‎чайники, ‎муж‏ ‎будет ‎смотреть ‎сквозь ‎неё, ‎ограничиваясь‏ ‎минимально‏ ‎необходимыми ‎фразами.‏ ‎Как ‎вы‏ ‎понимаете, ‎переходить ‎рамки ‎приличия ‎я‏ ‎не‏ ‎мог,‏ ‎но ‎как‏ ‎я ‎понял,‏ ‎такой ‎игнор‏ ‎действует‏ ‎везде, ‎где‏ ‎есть ‎кто-либо ‎третий, ‎без ‎разницы‏ ‎родственники ‎или‏ ‎посторонние.‏ ‎Оставаясь ‎вдвоём, ‎чеченская‏ ‎пара ‎общается‏ ‎совершенно ‎нормально ‎и ‎тех‏ ‎рамках‏ ‎той ‎теплоты,‏ ‎которую ‎они‏ ‎смогли ‎выстроить ‎между ‎собой.

Чеченский ‎мужчина‏ ‎никогда‏ ‎и ‎ни‏ ‎при ‎каких‏ ‎условиях ‎не ‎похвалит ‎своего ‎сына.‏ ‎Запредельной‏ ‎степенью‏ ‎похвалы ‎со‏ ‎стороны ‎отца‏ ‎считается, ‎если‏ ‎он‏ ‎сухо ‎обронит‏ ‎«молодец». ‎Отец ‎никогда ‎не ‎потреплет‏ ‎сына ‎по‏ ‎голове,‏ ‎не ‎поцелует ‎его‏ ‎и ‎не‏ ‎возьмёт ‎на ‎руки. ‎Кстати,‏ ‎забыл‏ ‎спросить, ‎распространяется‏ ‎ли ‎это‏ ‎правило ‎на ‎дочерей.

Женщины

Как ‎я ‎уже‏ ‎писал‏ ‎выше, ‎в‏ ‎чеченских ‎семьях‏ ‎женщины ‎всецело ‎реализуют ‎понятие ‎замужества,‏ ‎в‏ ‎том‏ ‎ключе, ‎что‏ ‎они ‎ЗА‏ ‎мужем, ‎за‏ ‎его‏ ‎спиной. ‎Чеченец‏ ‎не ‎уступит ‎молодой ‎чеченке ‎место‏ ‎в ‎трамвае,‏ ‎да‏ ‎и ‎сама ‎она‏ ‎никогда ‎не‏ ‎подумает ‎о ‎таком ‎попросить.‏ ‎Скажу‏ ‎сразу, ‎что‏ ‎вот ‎этот‏ ‎вопрос ‎я ‎долго ‎потом ‎согласовывал‏ ‎с‏ ‎моей ‎женой,‏ ‎ибо ‎она‏ ‎получила ‎возможность ‎пообщаться, ‎так ‎сказать,‏ ‎с‏ ‎коллегами‏ ‎по ‎цеху.‏ ‎Она ‎всецело‏ ‎подтвердила ‎мои‏ ‎впечатления.

Как‏ ‎уже ‎было‏ ‎сказано, ‎в ‎доме ‎жены ‎сыновей‏ ‎и ‎дочери‏ ‎подчиняются‏ ‎воле ‎главы. ‎Чеченские‏ ‎женщины ‎(кроме‏ ‎бабушки) ‎не ‎имеют ‎права‏ ‎сидеть‏ ‎и ‎кушать‏ ‎с ‎мужчинами‏ ‎за ‎одним ‎столом, ‎у ‎них‏ ‎свой‏ ‎стол ‎в‏ ‎другой ‎комнате.‏ ‎Тут ‎нужно ‎сразу ‎оговориться, ‎что‏ ‎в‏ ‎данном‏ ‎контексте ‎«другой»‏ ‎совсем ‎не‏ ‎означает ‎«хуже».‏ ‎У‏ ‎девушек ‎и‏ ‎женщин ‎всё ‎тоже ‎самое, ‎только‏ ‎отдельно. ‎Пока‏ ‎мы‏ ‎сидели ‎за ‎столом,‏ ‎невестки ‎накрывали‏ ‎стол, ‎приносили ‎всё ‎новые‏ ‎блюда,‏ ‎чай, ‎сладости,‏ ‎убирали ‎со‏ ‎стола. ‎При ‎этом, ‎стоило ‎только‏ ‎нам,‏ ‎мужчинам, ‎выйти‏ ‎на ‎перекур,‏ ‎как ‎все ‎женщины ‎тут ‎же‏ ‎вышли‏ ‎в‏ ‎зал ‎и,‏ ‎похватав ‎детей‏ ‎и ‎присоединившись‏ ‎к‏ ‎бабушке ‎и‏ ‎моей ‎супруге, ‎устроили ‎самые ‎настоящие‏ ‎бабские ‎поболтушки.‏ ‎Когда‏ ‎мы ‎вернулись, ‎на‏ ‎коленях ‎моей‏ ‎жены ‎уже ‎восседал ‎черноглазый‏ ‎джигит,‏ ‎строил ‎ей‏ ‎глазки, ‎агукал,‏ ‎улыбался ‎и ‎пускал ‎пузыри.

Женщины ‎в‏ ‎чеченских‏ ‎семьях ‎не‏ ‎носят ‎каких-то‏ ‎супер ‎строгих ‎платков ‎или ‎платьев,‏ ‎всё‏ ‎обычно,‏ ‎платки ‎так‏ ‎и ‎вовсе‏ ‎видно, ‎что‏ ‎просто‏ ‎дань ‎традиции.‏ ‎У ‎многих ‎платья ‎были ‎с‏ ‎открытыми ‎до‏ ‎локтей‏ ‎руками. ‎Вообще ‎чеченки‏ ‎(в ‎конкретной‏ ‎семье) ‎не ‎произвели ‎на‏ ‎меня‏ ‎впечатление ‎угнетённых‏ ‎или ‎в‏ ‎чём-то ‎ограниченных. ‎Красивые ‎платья ‎из‏ ‎красивой‏ ‎ткани, ‎красивые‏ ‎платки, ‎массивные‏ ‎украшения, ‎кольца, ‎браслеты ‎— ‎тут‏ ‎уж‏ ‎ничего‏ ‎не ‎попишешь,‏ ‎восток ‎есть‏ ‎восток. ‎Понятно,‏ ‎что‏ ‎у ‎всех‏ ‎семей ‎уровень ‎достатка ‎разный, ‎но‏ ‎женщин ‎не‏ ‎держат‏ ‎в ‎чёрном ‎теле‏ ‎по ‎умолчанию.

Дети

Детей‏ ‎чеченцы ‎любят ‎яростно ‎и‏ ‎неудержимо.‏ ‎Поскольку ‎отцы‏ ‎детей ‎баловать‏ ‎ни ‎вниманием, ‎ни ‎подарками ‎не‏ ‎могут,‏ ‎всё ‎отдаётся‏ ‎на ‎откуп‏ ‎бабушкам, ‎дедушкам, ‎дядям ‎и ‎всей‏ ‎прочей‏ ‎родне.‏ ‎И ‎те‏ ‎уже ‎себя‏ ‎не ‎сдерживают,‏ ‎балуют‏ ‎их ‎просто‏ ‎до ‎потери ‎сознания. ‎Тут ‎тебе‏ ‎и ‎подарки,‏ ‎и‏ ‎игры, ‎и ‎общение‏ ‎и ‎вообще‏ ‎что ‎угодно.

Это, ‎наверно, ‎ключевой‏ ‎момент,‏ ‎на ‎который‏ ‎я ‎обратил‏ ‎внимание. ‎Суть ‎в ‎том, ‎что‏ ‎благодаря‏ ‎такой ‎традиции‏ ‎у ‎малыша‏ ‎выстраиваются ‎«горизонтальные» ‎отношения ‎внутри ‎семьи,‏ ‎то‏ ‎есть‏ ‎он ‎с‏ ‎молодых ‎ногтей‏ ‎очень ‎близок‏ ‎с‏ ‎братьями ‎и‏ ‎сестрами ‎до ‎самого ‎дальнего ‎колена,‏ ‎с ‎дядьями,‏ ‎с‏ ‎бабушкой ‎и ‎дедушкой.‏ ‎Когда ‎он‏ ‎вырастет, ‎все ‎они ‎будут‏ ‎для‏ ‎него ‎не‏ ‎просто ‎именами,‏ ‎а ‎ОЧЕНЬ ‎близкими ‎людьми.

В ‎наших‏ ‎же‏ ‎семьях ‎мы‏ ‎строим ‎«вертикальную»‏ ‎модель, ‎где ‎ребёнок ‎замкнут ‎в‏ ‎рамках‏ ‎линии‏ ‎папа-мама-бабушки-дедушки. ‎С‏ ‎роднёй ‎даже‏ ‎на ‎уровне‏ ‎двоюродных‏ ‎мы ‎почти‏ ‎не ‎общаемся, ‎не ‎видимся ‎и‏ ‎с ‎возрастом‏ ‎расходимся‏ ‎всё ‎сильнее.

Я ‎над‏ ‎этим ‎очень‏ ‎долго ‎думал ‎и ‎жена‏ ‎со‏ ‎мной ‎полностью‏ ‎согласилась. ‎Такая‏ ‎схема ‎построения ‎отношений ‎чрезвычайно ‎надёжна‏ ‎именно‏ ‎для ‎женщины.‏ ‎Потому ‎что‏ ‎женщины, ‎хоть ‎парагвайские, ‎хоть ‎русские,‏ ‎рожают‏ ‎детей‏ ‎не ‎за‏ ‎материнский ‎капитал,‏ ‎а ‎по‏ ‎велению‏ ‎сердца ‎и‏ ‎природы. ‎И ‎воздерживаются ‎от ‎деторождения‏ ‎не ‎только‏ ‎по‏ ‎причине ‎бедности, ‎а‏ ‎даже ‎больше‏ ‎потому, ‎что ‎не ‎уверены,‏ ‎кто‏ ‎и ‎как‏ ‎будет ‎ставить‏ ‎ребенка ‎на ‎ноги. ‎То ‎есть‏ ‎просто‏ ‎банальное: ‎муж‏ ‎вкалывает, ‎как‏ ‎лошадь, ‎а ‎она ‎вечно ‎одна‏ ‎дома‏ ‎с‏ ‎ребенком ‎и‏ ‎бытом ‎на‏ ‎горбу. ‎У‏ ‎чеченцев‏ ‎такой ‎проблемы‏ ‎нет, ‎даже ‎если ‎ты ‎сама‏ ‎не ‎можешь,‏ ‎не‏ ‎умеешь, ‎тебе ‎ВСЕГДА‏ ‎помогут. ‎Без‏ ‎вариантов. ‎Бабушка, ‎сестры, ‎жены‏ ‎братьев‏ ‎мужа. ‎По‏ ‎части ‎быта‏ ‎не ‎знаю, ‎но ‎ребёнка ‎заберут,‏ ‎накормят,‏ ‎оденут ‎и‏ ‎присмотрят, ‎а‏ ‎это, ‎согласитесь, ‎очень ‎немало. ‎Поэтому‏ ‎семьи‏ ‎в‏ ‎Чечне ‎традиционно‏ ‎многодетные, ‎трое-четверо‏ ‎детей ‎—‏ ‎норма.‏ ‎При ‎этом‏ ‎для ‎мужчин ‎крайне ‎важно ‎именно‏ ‎рождение ‎сына.‏ ‎Если‏ ‎в ‎семье ‎четверо‏ ‎дочерей, ‎понятно,‏ ‎что ‎их ‎безумно ‎любят,‏ ‎но‏ ‎на ‎такого‏ ‎папу ‎всё‏ ‎равно ‎смотрят ‎с ‎сочувствием ‎—‏ ‎выдашь‏ ‎замуж ‎в‏ ‎другие ‎семьи,‏ ‎а ‎твою ‎кто ‎продолжать ‎будет?

Сватовство

Пару‏ ‎лет‏ ‎назад‏ ‎с ‎моей‏ ‎женой ‎работал‏ ‎парнишка ‎из‏ ‎Дагестана,‏ ‎кумык ‎по‏ ‎национальности. ‎Его ‎с ‎будущей ‎женой,‏ ‎скажем ‎так,‏ ‎крайне‏ ‎настойчиво ‎сводили ‎и‏ ‎знакомили ‎родители.‏ ‎Нет, ‎если ‎бы ‎любой‏ ‎из‏ ‎них ‎сказал‏ ‎твёрдое ‎«нет»,‏ ‎то ‎свадьба ‎не ‎состоялась ‎бы,‏ ‎но‏ ‎тем ‎не‏ ‎менее, ‎изначальная‏ ‎инициатива ‎исходила ‎«сверху».

У ‎чеченцев, ‎к‏ ‎моему‏ ‎большому‏ ‎удивлению, ‎всё‏ ‎не ‎так.‏ ‎Молодые ‎люди‏ ‎знакомятся‏ ‎сами, ‎то‏ ‎есть ‎изначально ‎отношения ‎строятся ‎на‏ ‎взаимной ‎симпатии.‏ ‎Чеченская‏ ‎молодёжь ‎перед ‎свадьбой‏ ‎встречается, ‎естественно,‏ ‎под ‎присмотром ‎родни ‎и‏ ‎без‏ ‎малейших ‎намёков‏ ‎на ‎фривольность.‏ ‎Если ‎молодые, ‎подчёркиваю, ‎именно ‎парень‏ ‎с‏ ‎девушкой, ‎решат‏ ‎пожениться, ‎то‏ ‎только ‎на ‎этом ‎этапе ‎в‏ ‎работу‏ ‎вступает‏ ‎семья.

Делается ‎это‏ ‎так.

Отец ‎мужа‏ ‎обычно ‎обращается‏ ‎к‏ ‎мулле, ‎тот‏ ‎по ‎своим ‎каналам ‎разыскивает ‎кого-нибудь‏ ‎из ‎семьи‏ ‎невесты‏ ‎(но ‎не ‎отца)‏ ‎и ‎просит‏ ‎его ‎узнать, ‎как ‎семья‏ ‎отнесётся‏ ‎к ‎сватовству.‏ ‎Если ‎ответ‏ ‎положительный, ‎то ‎тогда ‎отец ‎жениха‏ ‎в‏ ‎сопровождении ‎муллы‏ ‎едет ‎в‏ ‎дом ‎невесты ‎где ‎они ‎пьют‏ ‎чай‏ ‎с‏ ‎отцом ‎невесты‏ ‎и ‎договариваются‏ ‎о ‎всех‏ ‎деталях.‏ ‎Вот ‎тут‏ ‎молодые ‎вообще ‎не ‎участвуют, ‎как‏ ‎говорится, ‎свадьба‏ ‎дело‏ ‎обстоятельное ‎и ‎горячей‏ ‎крови ‎не‏ ‎терпит.

Нужно ‎сказать, ‎что ‎перед‏ ‎непосредственно‏ ‎сватовством ‎чеченцы‏ ‎крайне ‎щепетильно‏ ‎проверяют ‎семью ‎с ‎которой ‎собираются‏ ‎породниться.‏ ‎Оценивается ‎абсолютно‏ ‎всё, ‎и‏ ‎деньги ‎тут ‎играют ‎совсем ‎не‏ ‎главную‏ ‎роль.‏ ‎Семья ‎должна‏ ‎быть ‎хорошей,‏ ‎в ‎смысле,‏ ‎что‏ ‎в ‎ней‏ ‎не ‎должно ‎быть ‎людей, ‎запятнавших‏ ‎себя ‎чем-то‏ ‎совсем‏ ‎уж ‎недостойным, ‎у‏ ‎них ‎не‏ ‎должно ‎быть ‎много ‎кровников,‏ ‎потому‏ ‎что ‎семья‏ ‎мужа ‎автоматически‏ ‎принимает ‎на ‎себя ‎обязательства, ‎скажем‏ ‎так,‏ ‎выплаты ‎долгов.

Отдельно‏ ‎стоит ‎упомянуть,‏ ‎что ‎для ‎чеченцев ‎свадьба ‎—‏ ‎это‏ ‎не‏ ‎просто ‎мероприятие.‏ ‎Выходя ‎замуж,‏ ‎девушка ‎полностью‏ ‎переходит‏ ‎в ‎семью‏ ‎мужа, ‎становится ‎уже ‎её ‎частью.‏ ‎Тут ‎понятие‏ ‎«приняли‏ ‎в ‎семью» ‎носит‏ ‎самый ‎прямой‏ ‎и ‎однозначный ‎смысл. ‎Понятно,‏ ‎что‏ ‎никто ‎не‏ ‎запрещает ‎ей‏ ‎потом ‎общаться ‎с ‎родителями ‎и‏ ‎родными,‏ ‎но ‎по‏ ‎традиции ‎она‏ ‎теперь ‎уже ‎часть ‎семьи ‎мужа‏ ‎и‏ ‎именно‏ ‎они ‎несут‏ ‎за ‎неё‏ ‎всю ‎ответственность.

К‏ ‎документальному‏ ‎оформлению ‎чеченцы‏ ‎относятся ‎пренебрежительно. ‎Подавляющее ‎большинство ‎свадеб‏ ‎— ‎это‏ ‎накях,‏ ‎без ‎похода ‎в‏ ‎ЗАГС. ‎Для‏ ‎тех ‎женщин, ‎кто ‎тут‏ ‎напрягся,‏ ‎могу ‎сказать,‏ ‎что ‎разводов‏ ‎у ‎чеченцев ‎почти ‎не ‎бывает‏ ‎и‏ ‎если, ‎например,‏ ‎муж ‎начнёт‏ ‎обижать ‎жену, ‎то ‎на ‎него‏ ‎всей‏ ‎массой‏ ‎наедет ‎вся‏ ‎семья, ‎от‏ ‎папы ‎до‏ ‎братьев.‏ ‎Естественно, ‎в‏ ‎жизни ‎бывает ‎всякое, ‎но ‎если‏ ‎девушку ‎приняли‏ ‎в‏ ‎дом, ‎то ‎она‏ ‎там ‎останется‏ ‎навсегда, ‎даже ‎если ‎отношения‏ ‎с‏ ‎мужем ‎не‏ ‎сложатся. ‎Одну‏ ‎её ‎никогда ‎не ‎оставят.

Кухня

Сами ‎чеченцы‏ ‎признают,‏ ‎что ‎их‏ ‎кухня ‎не‏ ‎очень ‎разнообразна. ‎Национальные ‎блюда ‎простые‏ ‎и‏ ‎максимально‏ ‎сытные. ‎Говорю‏ ‎сразу, ‎что‏ ‎чеченские ‎названия‏ ‎блюд‏ ‎я ‎не‏ ‎запомнил ‎— ‎нас ‎кормили ‎такими‏ ‎маленькими ‎галушками,‏ ‎из‏ ‎домашнего ‎теста, ‎их‏ ‎сворачивают ‎в‏ ‎трубочку ‎и ‎варят. ‎Аналог‏ ‎наших‏ ‎магазинных ‎рожек,‏ ‎но ‎домашней‏ ‎лепки ‎и ‎прямые. ‎Аналогичные ‎«галушки»‏ ‎были‏ ‎из ‎кукурузной‏ ‎муки. ‎В‏ ‎качестве ‎основного ‎блюда ‎подали ‎бараньи‏ ‎желудки,‏ ‎фаршированные‏ ‎ливером. ‎Скажу‏ ‎честно, ‎я,‏ ‎как ‎бывший‏ ‎курсант‏ ‎и ‎дитя‏ ‎90-х, ‎к ‎ливеру ‎отношусь ‎мягко‏ ‎говоря ‎не‏ ‎очень,‏ ‎но ‎как ‎же‏ ‎это ‎было‏ ‎офигенно ‎вкусно! ‎Выяснилось, ‎что‏ ‎ливер‏ ‎бывает ‎вкусным‏ ‎и, ‎что‏ ‎самое ‎главное, ‎вовсе ‎не ‎вонючим.‏ ‎Ко‏ ‎всему ‎этому‏ ‎подают ‎острый‏ ‎чесночный ‎соус. ‎В ‎плошку ‎с‏ ‎бульоном‏ ‎от‏ ‎варки ‎желудков‏ ‎трут ‎громадное‏ ‎количество ‎чеснока,‏ ‎по‏ ‎желанию ‎туда‏ ‎добавляется ‎ещё ‎и ‎пассированный ‎лук.‏ ‎Я ‎всем‏ ‎этим‏ ‎так ‎объелся, ‎даже‏ ‎нет, ‎обожрался,‏ ‎что ‎в ‎определённый ‎момент‏ ‎пряжка‏ ‎ремня ‎стала‏ ‎давить ‎на‏ ‎пузо ‎совсем ‎уже ‎невыносимо.

Сразу ‎же‏ ‎под‏ ‎всё ‎это‏ ‎подаётся ‎чай,‏ ‎очень ‎много. ‎Я ‎думал, ‎что‏ ‎помру‏ ‎прямо‏ ‎у ‎стола,‏ ‎но ‎после‏ ‎5 ‎(пяти)‏ ‎больших‏ ‎кружек ‎горячего‏ ‎чая ‎стало ‎не ‎так ‎тяжело.‏ ‎Настолько, ‎что,‏ ‎когда‏ ‎хозяйка ‎дома ‎поставила‏ ‎передо ‎мной‏ ‎пиалу ‎со ‎сладким ‎пловом,‏ ‎я‏ ‎убил ‎ещё‏ ‎и ‎его.‏ ‎Под ‎ещё ‎две ‎чашки.

Война

О ‎войне‏ ‎чеченцы‏ ‎говорят ‎спокойно,‏ ‎вторая ‎чеченская‏ ‎закончилась ‎давно ‎и ‎дети, ‎рождённые‏ ‎уже‏ ‎после,‏ ‎сейчас ‎заканчивают‏ ‎школу. ‎Рассказывают‏ ‎разное ‎и‏ ‎без‏ ‎прикрас ‎—‏ ‎какой ‎был ‎разгул ‎и ‎беспредел‏ ‎в ‎республике‏ ‎в‏ ‎начале ‎90-х, ‎про‏ ‎банды ‎и‏ ‎разборки, ‎про ‎чеченские ‎авизо,‏ ‎про‏ ‎дерьмовый ‎бензин‏ ‎с ‎подпольных‏ ‎«самоваров», ‎которым ‎торговали ‎все, ‎кому‏ ‎не‏ ‎лень, ‎про‏ ‎автоколонны ‎с‏ ‎палёной ‎осетинской ‎водкой, ‎что ‎под‏ ‎охраной‏ ‎федералов‏ ‎бесконечным ‎потоком‏ ‎шла ‎в‏ ‎Россию ‎и‏ ‎многое‏ ‎другое.

Один ‎из‏ ‎приведённых ‎примеров.

В ‎первую ‎войну ‎к‏ ‎родовому ‎селу‏ ‎хозяев‏ ‎подошёл ‎крупный ‎отряд‏ ‎Басаева. ‎Навстречу‏ ‎им ‎вышли ‎старейшины ‎и‏ ‎попросили‏ ‎не ‎заходить‏ ‎в ‎село‏ ‎— ‎завтра-послезавтра ‎федералы ‎узнают ‎и‏ ‎раскатают‏ ‎всё ‎авиацией‏ ‎и ‎артиллерией‏ ‎в ‎мелкий ‎щебень. ‎Басаев ‎выдвинул‏ ‎встречное‏ ‎условие‏ ‎— ‎село‏ ‎должно ‎дать‏ ‎N ‎еды,‏ ‎фуража,‏ ‎автоматов, ‎боеприпасов‏ ‎и ‎ИПП, ‎и ‎всего ‎прочего.‏ ‎Старейшины ‎собрали‏ ‎сход,‏ ‎всё ‎село ‎скинулось‏ ‎кто ‎чем‏ ‎мог ‎в ‎плане ‎денег‏ ‎и‏ ‎отправили ‎на‏ ‎ближайшую ‎базу‏ ‎федералов ‎гонцов, ‎где ‎они ‎через‏ ‎нечистых‏ ‎на ‎руку‏ ‎прапоров ‎и‏ ‎людей ‎званием ‎повыше ‎купили ‎всё,‏ ‎что‏ ‎требовалось.‏ ‎Басаев ‎ушёл‏ ‎в ‎горы.

Уже‏ ‎во ‎вторую‏ ‎войну‏ ‎в ‎семье‏ ‎погиб ‎очень ‎близкий ‎родственник. ‎Он‏ ‎был ‎сотрудником‏ ‎чеченской‏ ‎милиции ‎и ‎погиб‏ ‎в ‎бою‏ ‎с ‎ваххабитами. ‎Короче ‎говоря,‏ ‎обе‏ ‎чеченские ‎войны‏ ‎дело ‎крайне‏ ‎грязное ‎и ‎сами ‎нохчи ‎рады,‏ ‎что‏ ‎Путин ‎нашёл‏ ‎и ‎поставил‏ ‎главой ‎Ахмата ‎Кадырова, ‎который ‎весь‏ ‎этот‏ ‎кровавый‏ ‎шухер ‎прекратил‏ ‎тем ‎или‏ ‎иным ‎способом.

Отношение‏ ‎к‏ ‎власти ‎внутри‏ ‎республики

Для ‎российского ‎обывателя ‎Рамзан ‎Кадыров‏ ‎представляется ‎эдаким‏ ‎восточным‏ ‎деспотом ‎и ‎самодуром.‏ ‎Чеченцы ‎воспринимают‏ ‎это, ‎как ‎само ‎собой‏ ‎разумеющееся,‏ ‎более ‎того,‏ ‎говорят ‎прямо:‏ ‎с ‎нами ‎только ‎так ‎и‏ ‎надо,‏ ‎мы ‎по-другому‏ ‎не ‎понимаем.‏ ‎Самый ‎простой ‎пример ‎— ‎осенью‏ ‎уже‏ ‎прошлого‏ ‎года ‎ударили‏ ‎сильные ‎заморозки‏ ‎и ‎за‏ ‎один‏ ‎только ‎день‏ ‎в ‎ДТП ‎в ‎Чечне ‎погибло‏ ‎25 ‎человек,‏ ‎просто‏ ‎потому, ‎что ‎все‏ ‎ездят ‎на‏ ‎летней ‎резине ‎и ‎не‏ ‎переобуваются.‏ ‎Кадырову ‎пришлось‏ ‎лично ‎вмешаться‏ ‎и ‎дать ‎по ‎телевизору ‎распоряжение‏ ‎сменить‏ ‎«кеды». ‎МВД‏ ‎взяло ‎под‏ ‎козырёк ‎и ‎стало ‎принудительно ‎останавливать‏ ‎машины‏ ‎и‏ ‎высаживать ‎водителей.‏ ‎На ‎все‏ ‎возмущения ‎формата‏ ‎«ты‏ ‎чо, ‎лэээ,‏ ‎папутал, ‎ты ‎знаешь ‎кто ‎я?!»‏ ‎давался ‎простой‏ ‎ответ:‏ ‎знаю, ‎ты ‎хер‏ ‎ишачий, ‎приказ‏ ‎Кадырова ‎слышал?

Ведро ‎дёгтя

На ‎этой‏ ‎странице‏ ‎не ‎осталось‏ ‎мамкиных ‎казнил,‏ ‎которые ‎ненавидят ‎«чуркобесов» ‎и ‎обещали‏ ‎приехать‏ ‎и ‎набить‏ ‎мне ‎лицо,‏ ‎а ‎жаль, ‎я ‎так ‎ждал.‏ ‎Потому‏ ‎напишу‏ ‎честно ‎для‏ ‎всех ‎прочих‏ ‎вменяемых. ‎Если‏ ‎вы‏ ‎думаете, ‎что‏ ‎это ‎какой-то ‎хвалебный ‎проплаченный ‎пост‏ ‎и ‎что‏ ‎чеченцы‏ ‎ходят ‎строем ‎с‏ ‎указательным ‎пальцем‏ ‎вверх, ‎то ‎я ‎вас‏ ‎разочарую.

Радушно‏ ‎принимавшая ‎нас‏ ‎семья ‎в‏ ‎силу ‎кавказского ‎менталитета, ‎конечно, ‎не‏ ‎могла‏ ‎сказать ‎ничего‏ ‎плохого ‎про‏ ‎свой ‎дом, ‎ну ‎так ‎и‏ ‎я‏ ‎не‏ ‎первый ‎день‏ ‎живу ‎на‏ ‎свете ‎и‏ ‎знаю‏ ‎немало ‎людей,‏ ‎которые ‎по ‎тем ‎или ‎иным‏ ‎делам ‎бывали‏ ‎в‏ ‎республике. ‎Из ‎этого‏ ‎коллективного ‎мнения‏ ‎я ‎и ‎составил ‎текст‏ ‎ниже.

При‏ ‎всех ‎достижениях‏ ‎в ‎республике‏ ‎есть ‎тотальный ‎и ‎всепоглощающий ‎бич‏ ‎—‏ ‎коррупция. ‎Она‏ ‎просто ‎везде,‏ ‎как ‎воздух. ‎За ‎любое ‎действие‏ ‎в‏ ‎Чечне‏ ‎нужно ‎заплатить.‏ ‎За ‎справку‏ ‎— ‎плати,‏ ‎за‏ ‎выписку ‎—‏ ‎плати, ‎чтобы ‎устроиться ‎простой ‎медсестрой‏ ‎в ‎городскую‏ ‎поликлинику‏ ‎нужно ‎заплатить ‎50‏ ‎000 ‎рублей.‏ ‎Чтобы ‎попасть ‎служить ‎в‏ ‎полицию‏ ‎или ‎ОМОН‏ ‎— ‎200‏ ‎000 ‎рублей ‎на ‎позицию ‎рядового.‏ ‎Не‏ ‎заплатишь, ‎не‏ ‎попадёшь, ‎будь‏ ‎ты ‎хоть ‎гибридом ‎Ивана ‎Ярыгина‏ ‎и‏ ‎терминатора.‏ ‎И ‎даже‏ ‎попав ‎на‏ ‎любую ‎подобную‏ ‎должность‏ ‎ты ‎вряд‏ ‎ли ‎хоть ‎раз ‎получишь ‎полную‏ ‎зарплату ‎—‏ ‎идут‏ ‎постоянные ‎негласные ‎сборы,‏ ‎на ‎день‏ ‎рождения ‎Рамзану, ‎в ‎фонд‏ ‎его‏ ‎матери, ‎ещё‏ ‎на ‎какие-то‏ ‎дела. ‎Так ‎что, ‎когда ‎вы‏ ‎видите‏ ‎в ‎новостях,‏ ‎что ‎фонд‏ ‎Аймани ‎Кадыровой ‎профинансировал ‎модернизацию ‎акушерского‏ ‎центра‏ ‎в‏ ‎условном ‎Курчалое,‏ ‎следует ‎понимать,‏ ‎что ‎изрядная‏ ‎доля‏ ‎денег ‎там‏ ‎собрана ‎«с ‎благодарных ‎земляков».

Не ‎заплатить‏ ‎нельзя. ‎И‏ ‎не‏ ‎потому, ‎что ‎тебя‏ ‎убьют ‎или‏ ‎покалечат, ‎нет, ‎тебе ‎даже‏ ‎угрожать‏ ‎никто ‎не‏ ‎будет. ‎Просто‏ ‎у ‎чеченцев ‎так ‎не ‎принято.‏ ‎К‏ ‎тебе ‎в‏ ‎дом ‎приедет‏ ‎какой-нибудь ‎уважаемый ‎человек ‎с ‎седой‏ ‎бородой,‏ ‎вы‏ ‎будете ‎долго‏ ‎пить ‎с‏ ‎ним ‎чай‏ ‎и‏ ‎степенно ‎разговаривать,‏ ‎и ‎в ‎беседе ‎он ‎будет‏ ‎журить ‎тебя,‏ ‎как‏ ‎же ‎так, ‎ты‏ ‎же ‎чеченец,‏ ‎и ‎я ‎чеченец, ‎мы‏ ‎должны‏ ‎быть ‎все‏ ‎вместе, ‎поддерживать‏ ‎друг ‎друга, ‎а ‎ты ‎пожалел‏ ‎тысячу‏ ‎рублей ‎из‏ ‎зарплаты, ‎чтобы‏ ‎Рамзан ‎Ахматович ‎новую ‎мечеть ‎построил.‏ ‎Это‏ ‎наш‏ ‎Вася ‎скажет:‏ ‎«да ‎пошёл‏ ‎ты, ‎батюшка,‏ ‎на‏ ‎гору ‎Афон‏ ‎строевым ‎шагом!», ‎а ‎чеченец ‎никогда.‏ ‎Что ‎люди‏ ‎потом‏ ‎про ‎нашу ‎семью‏ ‎будут ‎говорить?

Послесловие

Дорогие‏ ‎друзья, ‎надеюсь, ‎я ‎не‏ ‎сильно‏ ‎вас ‎утомил‏ ‎своим ‎рассказом‏ ‎и ‎вам ‎было ‎немного ‎интересно.‏ ‎Всё‏ ‎написанное ‎здесь‏ ‎— ‎это‏ ‎то, ‎что ‎мы ‎с ‎женой‏ ‎увидели‏ ‎и‏ ‎услышали ‎в‏ ‎замечательной ‎семье,‏ ‎которая ‎столь‏ ‎радушно‏ ‎и ‎хлебосольно‏ ‎принимала ‎нас ‎у ‎себя ‎дома.‏ ‎Текст ‎не‏ ‎оплачен‏ ‎ни ‎чеченской ‎мафией,‏ ‎ни ‎культурным‏ ‎центром ‎«Вайнах», ‎ни ‎спортклубом‏ ‎«Ахмат».

январь‏ ‎2019 ‎г.

Смотреть: 54 мин
logo НИЦ ЛАИ - Запретные темы истории

Дмитрий Павлов: Про новые исследования и дольмены Кавказа (Полная версия видео)

Доступно подписчикам уровня
«Ранний доступ»
Подписаться за 290₽ в месяц

Новое видео с Дмитрием Павловым!

Читать: 2+ мин
logo НИЦ ЛАИ - Запретные темы истории

ДАЙДЖЕСТ ЛАИ: Ближайшие мероприятия с участием Дмитрия Павлова. Присоединяйтесь!


11 августа ‎(18:00‏ ‎по ‎Москве) ‎— на ‎телеканале ‎РЕН‏ ‎ТВ ‎состоится‏ ‎эфир‏ ‎с ‎участием ‎Дмитрия‏ ‎в ‎рамках‏ ‎программы ‎"Пирамиды: ‎самые ‎шокирующие‏ ‎гипотезы".

12 августа‏ ‎(19:00 ‎по‏ ‎Москве) — на ‎ютуб-канале‏ ‎ЛАИ ‎пройдет ‎стрим, ‎в ‎котором‏ ‎будет‏ ‎рассказано ‎о‏ ‎последних ‎интригующих‏ ‎экспериментах. ‎Тема ‎эфира: ‎"Дмитрий ‎Павлов‏ ‎про‏ ‎пирамиды‏ ‎Египта ‎и‏ ‎эксперименты ‎со‏ ‎временем".

13 августа ‎(14:00‏ ‎по‏ ‎Москве) — в ‎магазине‏ ‎"Книжный ‎день» ‎(по ‎адресу ‎г.‏ ‎Москва. ‎улица‏ ‎Коровий‏ ‎Вал, ‎1А ‎с1,‏ ‎3-й ‎этаж)‏ ‎состоится ‎открытая ‎встреча ‎с‏ ‎Дмитрием‏ ‎Павловым, ‎на‏ ‎тему ‎"Тайны‏ ‎египетских ‎пирамид". ‎На ‎встрече ‎вы‏ ‎сможете‏ ‎из ‎первых‏ ‎уст ‎услышать‏ ‎о ‎результатах ‎последних ‎поездок ‎в‏ ‎Египет,‏ ‎а‏ ‎также ‎узнать‏ ‎о ‎планирующихся‏ ‎в ‎ближайшем‏ ‎будущем‏ ‎экспедициях ‎и‏ ‎задать ‎интересующие ‎вас ‎вопросы. ‎Регистрация:‏ ‎https://clck.ru/35Fpdg

15 августа ‎(19:30‏ ‎по‏ ‎Москве) — в ‎Клубе ‎Путешественников‏ ‎«Спорт-Марафон» ‎Дмитрий‏ ‎выступит ‎с ‎лекцией ‎"Нетуристический‏ ‎Египет‏ ‎- ‎шахты,‏ ‎подземелья, ‎гробницы".‏ ‎Регистрация: ‎https://clck.ru/35Gk5a

Кроме ‎того, ‎планируется ‎три‏ ‎экспедиционных‏ ‎тура ‎под‏ ‎руководством ‎Дмитрия‏ ‎Павлова, ‎присоединиться ‎к ‎которым ‎вы‏ ‎можете‏ ‎на‏ ‎сайте ‎Aturs‏ ‎(https://aturs.ru/), а ‎также‏ ‎мини-семинар ‎ЛАИ‏ ‎по‏ ‎Латинской ‎Америке‏ ‎в ‎Муроме:

21-27 августа — "Байкал ‎без ‎границ", ‎экспедиционный‏ ‎круиз ‎по‏ ‎самому‏ ‎глубокому ‎озеру ‎мира‏ ‎вместе ‎с‏ ‎исследователями ‎ЛАИ! ‎Присоединяйтесь: ‎https://aturs.ru/baikal

8-10 сентября — мини-семинар‏ ‎ЛАИ‏ ‎в ‎Муроме‏ ‎"Древние ‎цивилизации,‏ ‎мегалиты, ‎крепости, ‎загадочные ‎линии ‎и‏ ‎пирамиды‏ ‎Латинской ‎Америки".‏ ‎Подробная ‎информация:‏ ‎https://clck.ru/35GkJZ

16-26 сентября — "Загадки ‎Древнего ‎Египта" ‎— ‎Атурс‏ ‎и‏ ‎ЛАИ‏ ‎отправляются ‎в‏ ‎путешествие ‎по‏ ‎всему ‎Египту!‏ ‎Это‏ ‎особенное ‎путешествие,‏ ‎которое ‎перевернёт ‎все ‎ваши ‎представления‏ ‎о ‎Египте‏ ‎и‏ ‎древней ‎истории ‎в‏ ‎целом. ‎Основной‏ ‎целью ‎тура ‎является ‎максимально‏ ‎широкое‏ ‎знакомство ‎с‏ ‎настоящим ‎Египтом‏ ‎и ‎изучение ‎объектов ‎и ‎артефактов,‏ ‎указывающих‏ ‎на ‎то,‏ ‎что ‎древняя‏ ‎история ‎данного ‎региона ‎сильно ‎отличалась‏ ‎от‏ ‎принятой‏ ‎сегодня ‎картины‏ ‎прошлого ‎древнеегипетской‏ ‎цивилизации. ‎Присоединяйтесь:‏ ‎https://aturs.ru/kruiz

1-7 октября — "Дольмены‏ ‎Кавказа" ‎—‏ ‎экспедиция ‎по ‎загадочным ‎объектам ‎Черноморского‏ ‎побережья ‎Кавказа‏ ‎вместе‏ ‎с ‎исследователями ‎ЛАИ!‏ ‎Присоединяйтесь: ‎https://aturs.ru/dolmen


Читать: 6+ мин
logo Товарищ майор

Север-Юг, через горы крюк

Доступно подписчикам уровня
«Тыл»
Подписывайтесь на любой доступный вам уровень.

Смотреть: 11+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

Древние миграции на Северном Кавказе – Алексей Резепкин | Научпоп | Лекции по археологии

Доступно подписчикам уровня
«Научный сотрудник»
Подписаться за 500₽ в месяц

О миграциях и археологических культурах Кавказа.

Смотреть: 14+ мин
logo Научно-просветительский проект НаукаPRO

Эпоха ранней бронзы на Северном Кавказе – археолог Алексей Резепкин | Научпоп

Когда ‎началась‏ ‎эпоха ‎бронзы ‎(бронзовый ‎век) ‎на‏ ‎Северном ‎Кавказе?‏ ‎Где‏ ‎найдены ‎самый ‎древний‏ ‎в ‎мире‏ ‎меч ‎и ‎струнный ‎музыкальный‏ ‎инструмент?‏ ‎Какие ‎уникальные‏ ‎археологические ‎памятники‏ ‎эпохи ‎бронзы ‎найдены ‎на ‎Северном‏ ‎Кавказе?‏ ‎Чем ‎интересна‏ ‎майкопская ‎культура‏ ‎и ‎как ‎она ‎появилась? ‎Чем‏ ‎она‏ ‎отличается‏ ‎от ‎новосвободненской‏ ‎культуры? ‎

Об‏ ‎этом ‎и‏ ‎многом‏ ‎другом ‎рассказывает‏ ‎Алексей ‎Дмитриевич ‎Резепкин, ‎археолог, ‎кандидат‏ ‎исторических ‎наук,‏ ‎старший‏ ‎научный ‎сотрудник ‎отдела‏ ‎археологии ‎Центральной‏ ‎Азии ‎и ‎Кавказа ‎Института‏ ‎истории‏ ‎материальной ‎культуры‏ ‎РАН.

Благодарим ‎за‏ ‎помощь ‎в ‎организации ‎съёмок ‎наших‏ ‎друзей‏ ‎и ‎партнёров‏ ‎— ‎Этно-археологический‏ ‎комплекс ‎«Затерянный ‎Мир».

Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048