Yamaha F310
M-Audio BX3 BT
L.R. Baggs Session Acoustic DI
Prudencio Sáez
Guitarblog.ru - Самый лучший русскоязычный гитарный сайт. Новости, обзоры, интервью как с музыкантами, так и с производителями музыкальных инструментов и оборудования, исторические факты о гитарах, гитарном оборудовании, гитаристах, а также и других музыкальных инструментах. Материалы публикуются практически ежедневно. Все материалы можно обсудить как оставив комментарии на странице, так и на форуме сайта.
Prudencio Sáez - один из самых известных и популярных испанских производителей классических и фламенко гитар не только у себя на родине, но и во всём мире.
Гитары Prudencio Sáez производятся небольшой семейной мастерской в живописном местечке Торренте, пригороде Валенсии. C 1963 года компания придерживается традиционных, передаваемых из поколения в поколение технологий, предпочитая ручной труд и тщательный контроль качества на каждом этапе, не увлекаясь внедрением ЧПУ и автоматизации. По сей день, их методы столь же неторопливы и кропотливы, как и в прошлые года. Поэтому каждый инструмент Prudencio Sáez впитал в себя переживания и эмоции, переданные прикосновением старательных рук опытного мастера, а не фрезы бездушной машины. Сами они описывают свою мастерскую как место, где время словно остановилось. При том что в методах изготовления гитар Prudencio Sáez придерживаются строгого консерватизма, они не отвергают и современных тенденций. Например, грифы гитар усилены карбоновыми вставками, что позволяет увеличить их стабильность и уменьшить толщину, сделав более комфортными. Для нижних дек и обечаек широко применяются экзотические породы древесины тропического пояса. Также следуя современным трендам, Prudencio Sáez производят электроакустические и катавэйные кроссоверы. Философия компании, безусловно, оправдала себя, практика достигла совершенства. Они стали экспертами в искусстве создания великолепных моделей гитар для классической музыки и фламенко, известных своим превосходным соотношением цены и качества.
Модельный ряд Prudencio Sáez простирается от доступных студенческих моделей с верхними деками из цельного кедра или ели и до профессиональных инструментов, изготовленных целиком из массива. В производстве широко применяется отборная древесина ценных тропических музыкальных пород со всего мира. Все инструменты, независимо от ценового диапазона используют конструкцию соединения грифа с корпусом "испанский сапог", требующей тщательного контроля качества и аккуратности, поскольку в случае ошибки нельзя просто отклеить гриф и приклеить заново. Это целое искусство, на постижение которого требуется огромное время. Суть конструкции заключается в том, верхний клёц является продолжением грифа, соединяясь непосредственно с обечайками и деками, обеспечивая более стабильный и продолжительный сустейн, чем у гитар, где гриф приклеивается к отдельному клёцу.
И хотя каталог гитар Prudencio Sáez представлен множеством моделей, он максимально продуман, чтобы предоставить покупателю достойный выбор, не шокируя излишним разбросом опций. Одновременно с недавним обновлением модельного ряда, производитель провёл и реиндексацию. Если ранее нумерация обозначения моделей не поддавалась логике, возникая по мере возникновения той или иной новинки, оставляя в каталоге наиболее востребованные, то сейчас она стала более логичной. При этом, в прайс-листах приводится в скобках и старое обозначение, за исключением не производившихся ранее новинок.
Классические гитары:
Модельный ряд классических гитар Prudencio Sáez представлен тремя категориями, обозначаемыми буквенным индексом модели. Студенческие гитары с индексом S представляют собой гитары с верхней декой из массива, а нижними деками и обечайками из ламината тропических пород. Позиционируемые полупрофессиональными гитары с индексом M, изготовлены полностью из массива, что конструктивно соответствует профессиональным гитарам других производителей. И, наконец, в топовых профессиональных моделях с индексом PS, также изготовленных целиком из массива, применяется патентованная решётчатая геометрия пружин, придуманная ещё самим Пруденсио Саесом Арменголом, дедом нынешнего старшего лютье Пруденсио Саеса Марина, позволившая уменьшить толщину верхней деки, сохраняя её прочность, благодаря чему инструменты отличаются потрясающей динамикой и богатой тембральной палитрой.
Студенческие гитары отличаются между собой, в первую очередь, материалом нижней деки и обечайки, о чём говорит цифровой индекс от единички до семёрки. 1-S (старое название 8) = овангол, 2-S (160) = эвкалипт, 3-S (12) = гренадил, 4-S (31) = палисандр, 5-S (34) = пао-ферро, 6-S (35) = зирикот, 7-S (новинка) = экзотический белый эбен.
Дабы добавить разнообразия, модели с первой по третью отличаются от моделей с четвёртой по седьмую и дизайном головы грифа и материалом его рабочей поверхности. У 1-S – 3-S это овангол (он же монгой), у 4S – 7S – чёрное дерево.
Грифы всех студенческих гитар изготовлены из красного дерева. Каждая модель предлагает на выбор верхнюю деку из альпийской ели или средиземноморского кедра.
Полупрофессиональные модели с индексом M используют тот же подход, только нижние деки и обечайки, так же, как и верхние деки, изготавливают из массива, а грифы из южноамериканской седреллы с рабочей поверхностью из чёрного дерева. Исключение – Модель 1-M с грифом из красного дерева. Материал нижних дек и обечаек: 1-M (G3) = красное дерево, 2-M (G9) = индийский палисандр, 3-M (28) = яванский палисандр, 4-M (изначально задумывалась как замена G11 из мадагаскарского палисандра, но стала новинкой), клён породы явор, 5-M (5B) = пао-ферро, 6-M (новинка) = овангол. Каждая модель предлагает на выбор верхнюю деку из альпийской ели или средиземноморского кедра.
Профессиональные гитары PS отличаются от полупрофессиональных M более тонкими и отзывчивыми верхними деками, решётчатой геометрией пружин, дополнительным ладом для дискантов и более богатой отделкой, включая колковую механику. Материал нижних дек и обечаек: 1-PS (280) = индийский палисандр, 2-PS (290) = гренадил, 3-PS (270) = грецкий орех, 4-PS (1963) = пао-ферро, 5-PS (138) = яванский палисандр, 6-PS (132) = мадагаскарский палисандр. Каждая модель предлагает на выбор верхнюю деку из альпийской ели или средиземноморского кедра.
Фламенко-гитары
Prudencio Sáez предлагает широкий ряд фламенко-гитар, как студенческих FL, так и профессиональных FP. В моделях позиционируемых студенческими, хотя правильнее было бы их назвать любительскими, в качестве материала нижних дек и обечаек используется ламинат, а в профессиональных массив древесины ярких и громких сортов.
Студенческие фламенко-гитары FL представлены тремя моделями. Нижняя дека и обечайка модели 1-FL(15) – гоябао (бразильский хризофиллум, он же брина), а модели 2-FL (17) – палисандр. Гриф обеих моделей – красное дерево с палисандровой рабочей поверхностью. Нижняя дека и обечайка модели 3-FL (37) – экзотический белый эбен, гриф – южноамериканская седрелла с рабочей поверхностью из чёрного дерева. Каждая модель предлагает на выбор верхнюю деку из альпийской ели или средиземноморского кедра. На верхние деки наклеены прозрачные гольпеадоры.
Ассортимент профессиональных моделей фламенко-гитар FP гораздо шире, что вполне логично, ведь как правило фламенко-гитаристы начинают заниматься на гитарах как классики, и ассортимент студенческих фламенко-моделей больше рассчитан на любителей, ищущих доступный инструмент не намереваясь потратить его приобретение большую сумму денег или на профессионалов-классиков в качестве дополнительного, не основного "факультативного" инструмента. Поскольку в производстве нижних дек и обечаек фламенко-гитар используются самые звонкие и громкие сорта древесины, их выбор ограничен звонким кипарисом и громким палисандром, а индекс модели подразумевает не только породу дерева, но и конструкцию: модель 4-FP (36) = кипарис, модель 2-FP (24) – палисандр с традиционным веерным расположением пружин верхней деки, модель 3-FP (G18) – палисандр с решётчатой геометрией пружин более тонкой и отзывчивой верхней деки, модель 4-FP (G36) – кипарис, причём нижняя дека клиновидной конструкции из трёх частей, с развёрнутым расположением волокон средней части, а верхняя с решётчатой геометрией пружин. И, наконец, кипарисовая 5-FP (S.P.) – топовая модель фламенковых Prudencio Sáez, с великолепной отделкой, в лучших традициях представителя второго поколения, Пруденсио Саеса Паредеса (сына основателя и отца нынешнего старшего лютье), специализирующегося на фламенковых гитарах. Каждая модель предлагает на выбор верхнюю деку из альпийской ели или средиземноморского кедра. На верхние деки наклеены прозрачные гольпеадоры.
Кроссоверы:
Для музыкантов, играющих джаз-фьюжн, латино, поп-рок, и прочую современную музыку Prudencio Sáez предлагает солидный ассортимент кроссоверов с катавэем, открывающим доступ к нотам выше двенадцатого лада и чуть зауженным до 50мм грифом с удобным тонким профилем и анкерным механизмом. Поскольку инструменты рассчитаны на подключение, в качестве нижних дек и обечаек используется ламинат, менее подверженный акустической заводке от близко расположенного комбо или монитора, что часто возникает как на сцене, так и в студии.
Модели 1-CW (50) и 2-СW (54) не оборудованы звукоснимателями, но зато имеют полноразмерную глубину корпуса для подзвучки микрофонами. Нижняя дека и обечайка первой из красного дерева, а второй – палисандровые. Грифы из красного дерева, рабочая поверхность первой палисандровая, а второй из чёрного дерева. Также гитары отличаются лаковым покрытием, у первой оно матовое, у второй глянцевое.
Модели 3-CW (52) и 4-CW (56) аналогичны первой и второй моделям, соответственно, только имеют на четверть уменьшенную глубину корпуса и оборудованы активной пьезозистемой Fishman Classic II со встроенным электронным тюнером. Ещё одна "тонкая" модель 5-CW (57) с нижней декой и обечайкой из гоябао, помимо пьезозвукоснимателя оборудована электретным микрофоном для исполнения фламенковых перкуссионных приёмов и бортовой электроникой Fishman Classic Blend.
Ещё два полноразмерных кроссовера 6-CW (59) и 7-CW (90) с нижними деками и обечайками из клёна и пао-ферро, соответственно, оборудованы бортовой электроникой Fishman Pro Blend с пьезозвукоснимателем и электретным микрофоном. Их также отличает овальная форма резонаторного отверстия, гриф из южноамериканской седреллы с рабочей поверхностью из чёрного дерева, дополнительным ладом для дискантов и более богатой отделкой.
Каждая катавэйная модель предлагает на выбор верхнюю деку из альпийской ели или средиземноморского кедра.
Для музыкантов, работающих в группе с громкой ритм-секцией и электрогитаристов играющих "акустику" производятся ультрасовременные комфортные модели Shadow и Stage с тонким корпусом, немногим толще цельнокорпусных гитар. Перенос резонаторного отверстия на обечайку позволил сделать верхнюю деку тоньше и отзывчивее, что очень важно при столь небольшом акустическом объёме тонкого корпуса. Более узкий, чем на стандартной классической гитаре 48мм гриф, придётся по вкусу тем, для кого классическая гитара является дополнением к основному инструменту (вестерну или электрогитаре) и тем, кто привык играть медиатором на нейлоне, но при этом он достаточно широк для фингерстайла. Геометрия грифа в сочетании с шелковистым покрытием его тыльной части, раскрепощает левую руку, не сковывая её подвижность. Корпус санбёрстовой модели Shadow изготовлен из экзотической бразильской юколы (она же макоре) с верхней декой из массива красного дерева, гриф – красное дерево с палисандровой рабочей поверхностью. Корпус модели Stage – палисандровый с верхней декой из массива ели. Гриф – красное дерево с накладкой из чёрного дерева. Гитары оборудованы подпорожковым пьезозвукоснимателем и активным предусилителем Fishman INK4 с четырёхполосным эквалайзером и встроенным электронным тюнером.
Manuel Rodriguez III. Каста гитарных мастеров
Хосе Мануэль Лопес
Cutaway Magazine
Декабрь 2013 - Январь 2014
После пребывания в Западном Голливуде и последующего возвращения в Испанию Мануэль Родригес III приобрёл огромный опыт в области конструирования и маркетинга испанской гитары. Полностью посвятив себя заботе об окружающей среде и продвижению испанской гитары как испанского брэнда, он рассказывает нам о своём подходе к этому в следующем интервью.
Вполне очевидно, что вы принадлежите к династии мастеров, но когда Вы поняли, что собираетесь посвятить себя этому делу?
Очень хороший вопрос, я начал заниматься гитарами в возрасте одиннадцати лет, после окончания колледжа в Западном Голливуде, я помогал отцу выкладывать мозаику и чуть не выпил шеллак, похожий на Cola Cao. Я втянул в себя мастерство лютье вместе с запахами дерева и клея. Когда я вернулся в Испанию в 1975 году, когда Франко уже не был у власти, я был не очень хорошим учеником и начал изготавливать гитары, когда мне было 18 лет.
Каким было ваше ученичество в качестве лютье?
Я начал в 18 лет, и когда я сделал свою десятую гитару, на своём красном Renault 11, который я купил, преподавая английский язык, я отправился в путешествие по Франции, Великобритании и Бельгии, демонстрируя свои гитары. Они были очень популярны в Лондоне в различных магазинах, я жил там, работал официантом в отеле Runnymede под Виндзором и по вечерам ходил по магазинам, рекламируя наши гитары. Это были восьмидесятые годы.
Ваша семья будучи эмигрантами, поселилась в Лос-Анджелесе, что послужило причиной отъезда из Испании?
Мой отец работал на улице Министрилес в 1955 году в районе Лавапьес вместе с другим лютье Марсело Барберо, в то время, когда после Гражданской войны в стране царило бедственное положение. Мои дедушка и бабушка были носильщиками, и мой дедушка также делал гитары вместе с моим отцом, не забывайте, что моя семья пережила две мировые войны и гражданскую войну, будучи лютье Профессор Калифорнийского университета Тед Норман шёл по улице Министрилес и спросил его, не хочет ли он поехать в Лос-Анджелес, Калифорния, чтобы делать гитары для Калифорнийского университета и голливудской индустрии. Мой отец не стал долго раздумывать, женился на моей матери и, имея 100 долларов в кармане и пару инструментов, отправился за американской мечтой!
Как правило, большинство испанских производителей классических гитар или гитар фламенко продают значительную часть своей продукции за пределами Испании, как Вы думаете, почему так происходит?
Ну, во-первых, испанская гитара - это символ страны, а современная гитара, произошедшая от виуэлы, была изобретена Антонио Торресом приблизительно в 1850 году.
Она была изобретена в Испании так же, как вертолёт или подводная лодка, и мы должны защищать наше культурное наследие. Именно поэтому на мировом уровне гитара с нейлоновыми струнами отождествляется с Испанией, как акустическая и электрогитара - с США. Мы должны понять, что мы - история гитары, потому что акустическая и электрогитара произошли от испанской гитары.
Акустические гитары появились в 1890 году благодаря компании Martin Guitars, а лектрогитары - благодаря Лео Фендеру в 1950-е годы. Это моя точка зрения на то, почему мы экспортируем продукцию по всему миру. Мы существуем уже 108 лет, являемся вторым по старшинству брэндом в мире и экспортируем 90% своей продукции в 120 стран.
С Вашей точки зрения, что Вы считаете более важным в конечном результате гитары - хорошую технологию изготовления или хорошую древесину, хорошие компоненты...?
Я думаю, что в первую очередь для нас важен опыт 108 лет работы в этой профессии, каждый день мы узнаём что-то новое. Конечно, дерево, его сушка и возраст - это самое важное, но также на конструкцию влияет температура или высота над уровнем моря, и даже ваше душевное состояние. Каждая гитара индивидуальна, как человек, как красивая женщина. Вы должны сделать так, чтобы каждая нота звучала душевно.
Также важна зернистость верхней деки, чем она мельче, тем сбалансированнее басы и тембра, а также используемые пружины и то, что каждый лютье имеет свою индивидуальность в конструкции, в этом и кроется богатство разнообразия.
Что Вы считаете хорошей отстройкой гитары?
Очень важна настройка порожков, в MR Guitars на всех моделях используется неотбеленная кость, также она должна быть мягкой по вибрации и с небольшой компенсацией мензуры между 5 и 14 ладами, всего один мм. В то же время струны имеют принципиальное значение, если они жёсткого или мягкого натяжения, мы используем жесткие, D'Addario EXP46 Hard Tension.
Каковы Ваши рекомендации в профессии?
Быть лютье любого инструмента - это страсть, мой отец говорил: "Если ты делаешь что-то своими руками, у тебя есть страна в мире". Это моё мировоззрение, и я должен быть уверен, что это так".
Это моё мировоззрение, и я должен передать его четвёртому поколению, что будет нелегко и не может быть принудительным. Я также несу символ такого прекрасного и универсального инструмента, как испанская гитара.
Развивается ли испанская гитара или, наоборот, всё уже сказано?
Гитара постоянно развивается, когда инструмент рождается, он прогрессирует в своём звучании каждый год. Это также зависит от верхих дек, если они сделаны из кедра, то вначале они прогрессируют, но затем с годами их звук и громкость немного ослабевают, если из ели, то вначале они тусклые, а затем прогрессируют с каждым годом, как скрипки, которые сделаны из ели.
Кроме того, эволюционируют звукосниматели и системы эквализации.
Что вы можете рассказать о вашем экологически чистом ремесле мастерской?
Мы являемся компанией "Eco Friendly" и думаем "Зелено", поскольку в нашей отрасли их очень мало, и нам всем приходится прилагать большие усилия, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений. Три года назад мы установили на нашей крыше солнечную электростанцию мощностью 100 кВт, чтобы мы могли производить наши гитары с помощью солнечной энергии и продавать излишки энергии электрической компании. В следующем году мы хотим начать регистрацию FSC, мы хотим делать шпон из опилок с нашим поставщиком шпона, чтобы избежать вырубки деревьев, мы также работаем с экологическими лаками без растворителей и с воском для создания винтажной отделки. Мы даже используем гибридные автомобили, а на крыше моего автомобиля установлена солнечная батарея. Это наша страсть - мыслить экологично.
Мы сотрудничаем с банком Triodos, он поддерживает нас в нашем культурном и экологическом проекте. Если мы идём в обычный испанский банк, просим кредит, а там нас спрашивают, можно ли заработать на жизнь как лютье... В нашей стране всё очень печально!
Есть ли какая-то связь между испанской гитарой и гитарой мануш?
Из испанской классической гитары, которая произошла от виуэлы, в 30-40-е годы прошлого века возникла французская гитара Маккаферри, мануш, с её очень своеобразной и чистой музыкой. Это промежуточное звено между классической и акустической гитарой, мы производим их для европейского рынка, а также с винтажной отделкой, это очень небольшой рынок, и мы единственные в Испании, кто их производит.
Насколько широк ваш ассортимент и какие факторы вы принимаете во внимание при его составлении?
В связи с тем, что в этом году в мире разразился кризис, спрос на классические гитары с нейлоновыми струнами сильно упал, и в разговоре с Ларри Томасом, генеральным директором компании Fender, он сказал мне, что спрос на электрогитары также упал, поэтому мы должны иметь ряд других инструментов, которые мы производим, таких как гитары типа Maccaferrri, гитары с катавэями с электрогитарными грифами, укулеле из массива коа, кахоны для фламенко и т.д., чтобы иметь возможность сбалансировать наш оборот. Мы производим 80 различных моделей.
Принимаете ли вы индивидуальные заказы?
У нас есть Custom Shop, где заказчик может выбрать древесину, конструкцию и профиль грифа. Мы изготавливаем гитары по индивидуальному заказу клиента, разумеется, за дополнительную плату.
Как вы сочетаете традиции и современность?
Испанская гитара с нейлоновыми струнами должна эволюционировать в сторону производства инструментов с электрогитарным грифом, катавэем, узким или широким корпусом, а также с высокотехнологичными эквалайзерами, такими как Lr Baggs или Fishman. Мы работаем над проектом iPhone в гитаре с микшером, представьте себе музыканта, который находится на пляже на Гавайях, у него возникает музыкальное вдохновение, он записывает его на свой микшер, встроенный в гитару, и отправляет записанный фрагмент по Wi Fi в свою студию звукозаписи. Это "следующий шаг", мы должны быть менее консервативными и донести идею "экологичности" до молодого рынка, с более современными конструкциями, с более экзотическими породами дерева... Наш девиз: "Богатый звук, богатая история, богатая красота с 1905 года".
Что Вы считаете самой важной задачей в процессе производства?
Прежде всего, это сушка древесины. Наши гитары отправляются в 120 стран с очень разным климатом, поэтому мы должны адаптироваться к климату, высушивая древесину до 4% влажности, а также позаботиться о лаках для влажных стран, например, расположенных на экваторе, и для очень жарких стран. Затем расположение пружин, выбор древесины и её возраст, у нас есть палисандр моего деда 1940 года с ограничениями CITES, регулярный после Декларации CITES от 1992 года, этот палисандр - золото нашей компании.
Есть много молодых людей, которые начинают играть на электрогитаре. Что бы Вы сказали им, чтобы заинтересовать их испанской гитарой?
Как я уже сказал, мы адаптируемся к современности, создавая более современные модели, с грифом, как у электрогитар, и катавэями, как у модели Boca MR.
Многие производители электрогитар строят свою коммерческую политику на основе эндорсмента. Необходимо ли иметь послужной список гитаристов, чтобы иметь возможность продавать инструменты?
Я считаю, что в мире гитар с нейлоновыми струнами очень важно иметь послужной список музыкантов по всему миру, которые признают ваши усилия и брэнд, а также то, что вы производите гитары, которые их устраивают. Очень немногие имеют в своём послужном списке Карлоса Сантану, Стиви Уандера, Earth Wind and Fire, Ману, Рики Мартина и многих испанцев, как мы.
Мы очень заботимся о поддержке и продвижении испанского брэнда.
Что Вы думаете о запрете на использование некоторых пород дерева с целью защиты их от вырубки?
Фундаментально, я думаю, вы знаете нашу точку зрения на заботу о нашей планете. Я вижу, как Китай захватывает Африку по заготовке древесины, а на Мадагаскаре они уничтожают весь лесной массив, который является нашим кислородом, а мы практически ничего не делаем, по крайней мере, MR вносит свой вклад в развитие планеты.
Что даёт MR Guitars гитарной индустрии и музыкантам?
Мы единственные, кто, как амбассадоры испанской гитары, дарим инструменты в качестве национального символа главам государств, лауреатам Нобелевской премии или музыкантам. И мы делаем это не только от своего имени, но и от имени всех лютье Испании и испанских брэндов.
В заключение назовите три причины, по которым стоит купить гитару MR...
На этот вопрос должны ответить покупатели и музыканты, мы не лучше и не хуже, мы просто ещё один представитель испанских брэндов и всегда думаем об "экологичности".
Я родился в Западном Голливуде, испанская страсть, нести Испанию как символ гитары очень приятно, жаль, что нас больше ценят за границей, чем в Испании, в нашей стране у нас образ "простолюдинов", мне жаль это выражать, но это моя точка зрения, когда я провожу семинары по всему миру и встречаюсь с лютье из других стран, первое, что я им говорю, давайте делиться, чтобы мы оба были "победителями", вы всегда узнаете что-то новое от других людей той же профессии.
Но если вернуться к вопросу, то рынок, который является самым мудрым из всех, должен оценивать эти три причины.
Mooer Acoustikar
Manuel Rodriguez
Талантливый испанец рассказывает нам о неудачном рыболовном бизнесе и фламенко
Esquire Ближний Восток
Июль/август 2016
Перевод с английского
Как руководитель компании Manuel Rodriguez Guitars, чья славная история насчитывает более 110 лет, Мануэль Родригес на протяжении многих лет поставлял гитары самым лучшим музыкантам мира. Мануэль не только специализируется на создании мастерски изготовленных инструментов, но и стремится объединить людей благодаря своей страсти к музыке. Нам посчастливилось получить несколько слов от самого Мануэля.
Ваша компания имеет богатую историю. Не могли бы вы рассказать нам немного об этом?
Ну, как компания мы существуем уже около 110 лет. Мои дед и отец пережили две мировые войны и одну гражданскую войну в Испании, и все это время они делали гитары и экспортировали их по всему миру.
Мои родители иммигрировали в 1955 году в Западный Голливуд, чтобы делать гитары для голливудской индустрии. Они переехали, не зная английского языка, и приехали, не имея ничего, кроме нескольких инструментов. Я родился там, и прожил там 20 лет. Так что именно в Америке я начал свою карьеру лютье. А затем в 1970 году мы вернулись в Испанию. Испания - страна, страстно увлечённая конструированием гитар. И это то, чем мы занимаемся сейчас, экспортируя наши гитары в более чем 100 стран и надеясь действительно вернуть Испанию на карту мира.
Какие шаги вы предприняли, чтобы присоединиться к семейному бизнесу?
Это хороший вопрос, потому что я на самом деле не был хорошим учеником. Как говорил мой отец, книги были слишком тяжелы для меня! Однако мною двигала страсть. Потому что с самого раннего возраста мои родители всегда обучали меня всем тонкостям ведения семейного бизнеса. Это у меня в крови.
Я происхожу из цыганской семьи, поэтому мой прадед играл фламенко перед русским царём в 1890-е годы, а потом мой дед открыл рыболовный бизнес и разорился. Во время Первой мировой войны затонуло большое немецкое военное судно, и люди боялись есть рыбу! [Смеётся] Поэтому он начал делать гитары. Я продолжаю создавать их, потому что мне нравится, что я могу делать людей счастливыми с помощью музыки. Музыка — это универсальный язык, не имеющий границ.
Значит, именно эта страсть не отпускает вас.
Да, это страсть делать людей счастливыми. И сейчас это трудно, потому что мы ведём войну против Playstation, iPhone и планшетов. Но я действительно считаю, что дети должны вернуться к игре на музыкальных инструментах в свободное время. Я считаю, что музыка вдохновляет на мудрость и делает вас гораздо более человечными, чем игра с какой-то электроникой.
Вам приходилось балансировать между ростом бизнеса и более традиционными аспектами ручной работы. Было ли это сложно?
Да, это было трудно. Мои дед и отец делали всего 24 гитары в год. Вот в таком темпе я и учился. Но чтобы сделать компанию глобальной, я знал, что нужно расширяться. Я должен был делать инструменты по более низким ценам, которые мог бы позволить себе каждый. Мы не могли просто делать гитары за 20 тысяч долларов. Поэтому мне нужно было организовать большую мастерскую, чтобы превратить её в жизнеспособный бизнес, способный охватить множество стран. Это основная причина, по которой я преобразовал бизнес в гораздо более крупное предприятие.
Конечно, это было нелегко, потому что для изготовления гитары за 300 долларов нужно использовать те же навыки ручной работы, что и для гитары за 20 тысяч долларов. Поэтому мы снизили цену, используя более доступные породы дерева. Цель заключалась в том, чтобы мать, которая хочет купить гитару для своего сына, смогла приобрести достойный инструмент за разумный бюджет. Мы пытаемся сделать идеальную бюджетную гитару для потенциального будущего музыканта. Потому что, если мать пойдёт и купит дешевую китайскую гитару, она не будет звучать правильно, ее ребёнок будет демотивирован, и мы можем потерять потенциального музыканта.
Кто самый известный музыкант, для которого вы когда-либо делали гитару?
Наверное, это Стиви Уандер. Он очень удивил нас, потому что оказалось, что он любит музыку фламенко. Нам так повезло, что мы встретили музыкантов по всему миру, которые действительно ценят нашу культуру и нашу музыку из Испании. Дело в том, что в Испании мы не ценим нашу собственную замечательную культуру. Это печально, потому что только из-за границы другие люди ценят нашу страну.
Помимо Стиви, я также делал гитары для различных мировых лидеров. И когда я дарю им гитары, они говорят мне: "Эта гитара принесёт мир в мою страну". [Смеётся] Я не уверен, что все они добились успеха в этом, но это действительно поразительно, насколько счастливыми мы делаем людей с помощью наших инструментов.
Назовите пятёрку ваших любимых музыкантов?
Бетховен - номер один. Без сомнения. Второй должно быть человек по имени Хоакин Родриго. Это очень известный композитор в Испании, он написал всемирно известный "Аранхуэсский концерт". Испанцы любят гитару, и именно этот звук стал синонимом нашей страны. Поэтому, когда вы видите испанский флаг, вы думаете об этом концерте.
В качестве третьего варианта я бы назвал Rolling Stones. Вы должны послушать немного рок-н-ролла, верно? Четвёртым был бы Стинг - я его обожаю. Он замечательный музыкант и даже играет на наших инструментах. Пятый - Андрес Сеговия, он практически Отец гитары. Он был одним из лучших гитаристов в мире и действительно вознёс инструмент на высшую ступень.
И несколько заключительных слов?
Я хотел бы сказать, что я не претендую на звание лучшего или худшего гитарного мастера в мире, для меня самое главное — это распространение радости музыки среди других. Вот почему я делаю гитары. И именно поэтому я буду продолжать их делать.