ДПМ. Что за зверь и с чем его едят?
Проблемой российской энергетики является возраст и износ электростанций, большинство из которых построены в 30–60-е годы прошлого века. Из-за низких тарифов на электроэнергию компаниям-производителям невыгодно вкладываться в обновление и модернизацию генерирующих мощностей. Государство решило стимулировать капитальные вложения в отрасли с помощью программы Договоров предоставления мощности (ДПМ). Суть ее в том, что компании за свой счет строят новые электростанции, а покупатели оплачивают энергию по повышенным тарифам, компенсирующим затраты на строительство. Более того, эти тарифы не только окупают расходы, но и обеспечивают доходность от инвестиций в новые мощности. То есть энергетики вкладываются в стройку и получают деньги обратно от потребителей постепенно и в большем объеме, чем вложили.
Насколько привлекателен стимул? Программа ДПМ-1 действовала в 2010–2020 гг. За 10 лет компании ввели в эксплуатацию новые станции суммарной мощностью 30 ГВт. Больше всех построили Интер РАО и ОГК-2. Заметьте, это государственные компании.
Формула тарифов предусматривала базовый уровень доходности 14% при ставке по длинным ОФЗ 8,5%. То есть примерно на 5,5% выше ОФЗ. Неплохо, да? Если доходность ОФЗ падала, то на следующий год падала доходность платежей по ДПМ. И наоборот. Разумно, что повышенные тарифы были не вечными: платежи за новые мощности растягивались на 10 лет для теплоэлектростанций и 20 лет для ГЭС. Параллельно с основной программой с 2013 г. действует ДПМ ВИЭ — для возобновляемых источников энергии, в рамках которой в 2014–2024 годах планируется ввести 5,5 ГВт.
За 10 лет действия программы ДПМ суммарная установленная мощность электростанций России увеличилась на 16%. Однако выработка и потребление по причине низкого роста спроса выросли лишь на 7%. Возник переизбыток мощности, в результате чего максимум потребления с 71% от общей установленной мощности (ОУМ) упал до 62%. Зато компании выводят из эксплуатации старое и неэффективное оборудование — 18 ГВт за 10 лет.
Однако проблема устаревшего оборудования осталась. Около половины всей генерации старше 40 лет, 25% — старше 50 лет, а средний возраст составляет 34 года. Поэтому с 2022 по 2032 годы правительство проводит новую программу ДПМ-2 (КОММОД), которая отличается от первой ДПМ тем, что теперь будет не строительство новых станций, а модернизация старых.
Основные параметры: локализация используемого оборудования — не менее 90% (для поддержки отечественных производителей и энергетической безопасности страны, на ДПМ-1 неплохо заработали иностранцы), срок платежей — 15 лет, формула доходности прежняя — около 14% с привязкой к ставкам по ОФЗ.
Уже прошли конкурсы с отбором заявок на 2022–2029 гг. Снова лидирует Интер РАО с 10,4 ГВт, на втором месте Юнипро с 4,2 ГВт. Всего в результате программы ДПМ-2 будет модернизировано 41 ГВт (17% ОУМ России). Инвестиции составят около 2 трлн руб.
Зачем инвестору знать про все эти ДПМ? Смотрите веселые картинки.
Как видите, платежи по ДПМ-1 у ОГК-2 падают с 2020 года, а в 2025 году вообще почти обнуляются. Что это значит для компании? Из базовой годовой чистой прибыли 20 млрд руб (результат 2022 г. 12,1 млрд непоказателен из-за разовой переоценки 9,5 млрд) уйдут около 20 млрд только выплат по ДПМ. Все ли инвесторы понимают сей факт?
Причем ОГК-2 не стоит особняком, на 2018–2020 гг. пришелся пик доходов у всех участников программы ДПМ-1. А новая программа только началась, причем с задержками по вполне понятным всем причинам, да и по размеру она гораздо меньше предыдущей. Пожалуй, лишь Интер РАО и Юнипро делают на нее серьезную ставку.
Так что понимать смысл и влияние программ ДПМ для инвесторов в российскую электрогенерацию жизненно необходимо, если они, конечно, не хотят оказаться «индюшками Талеба».
Статья написана в апреле 2023 г., полтора года спустя актуальности не потеряла.
2 комментария