Новая морская доктрина России - это не только интересы страны, но и новый мировой порядок в мире...
Теперь уже официально мир изменился навсегда, прежнего миропорядка больше не будет...
Авторский Проект «Пульс» Механическое устройство-дополнение для автономной и бесперебойной подзарядки дронов в воздухе на принципах (ВИЭ)
Проект «Пульс», подразумевает создание пульсирующего устройства на основе механики и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Является авторским и первым в мире изобретением, которое сможет обеспечить бесперебойное питание дронов в полете на крайне длительные расстояния.
Суть проекта сводиться к небольшому устройству «Пульс», которое будет размещаться внутри дрона любого типа, (возможно создание внешнего блока к дрону) в качестве регулярного генератора энергии с использованием пьезоэементов, пружин, ударного устройства, оснований и магнитов, которые посредством вращения уже запущенных лопастей дрона с использованием дополнительных ударных рычагов будут нажимать на пружинное устройство с крайне быстрой скоростью, тем самым вырабатывая электроэнергию, которая будет сразу поступать в аккумулятор дрона образовывая замкнутую цепь питания дрона прямо во время полета.
Для создания устройства, которое бы автоматически и механически нажимало на пьезоэлемент, используя пружины, и отталкивалось, чтобы снова нажать и выработать электричество, нужно выполнить следующие шаги:
1. Определить требования к устройству:
— Размеры и форма устройства
— Мощность генерируемого электричества
— Частота нажатий на пьезоэлемент
— Источник энергии для движущих пружин
2. Создать концепцию устройства:
— Разработать механическую систему, которая будет нажимать на пьезоэлемент и отталкиваться
— Разработать систему пружин, которая будет создавать необходимую силу для нажатия и возвращения в исходное положение
3. Выбрать материалы и компоненты:
— Изучить свойства и характеристики различных пружин, чтобы выбрать подходящие для данного устройства
— Определить оптимальные материалы для корпуса устройства и других его частей
— Найти пьезоэлемент с нужными техническими характеристиками
4. Проектирование механизма:
— Разработать механизм, который будет нажимать на пьезоэлемент и отталкиваться с определенной силой
— Учесть моменты, такие как точность позиционирования, устойчивость и долговечность механизма
5. Изготовление прототипа:
— Построить прототип устройства на основе разработанного проекта
— Проверить его работоспособность и эффективность
— Внести необходимые изменения и улучшения
6. Тестирование и оптимизация:
— Провести тестирование устройства в различных условиях эксплуатации
— Оценить полученные результаты и эффективность генерации электричества
— Внести корректировки и оптимизировать устройство для достижения лучших показателей
7. Производство и масштабирование:
— Разработать детальные чертежи и техническую документацию для массового производства устройства
— Определить процесс производства и необходимые ресурсы
— Запустить производство и начать масштабирование производства устройства
Это общий гайд по созданию устройства, которое будет механически нажимать на пьезоэлемент, отталкиваться и генерировать электричество. Конкретные детали и потребности будут зависеть от конкретной реализации и требованиях.
Тип идеи
Цифровые решения, Законодательная инициатива, Бизнес-проект, Другое
Тема идеи
Развитие беспилотных технологий
Зрелость идеи
Проработанная инициатива — подготовленная концепция реализации идеи, для которой уже проведены базовые исследования и переговоры с заинтересованными сторонами, собраны исходные данные, подготовлен общий план действий
Описание проблемной ситуации
Отсутствие оптимального устройства «дозаправки» дронов. В следствии чего, БПЛА требуют возврата в точку запуска для подзарядки аккумуляторов, что существенно снижает их эффективность и блокирует развитие логистики как дальней авиации в доставке продуктов, медикаментов, почты, иных грузов. И как следствие не дает развиться иным ветвям бизнеса использующего БПЛА как удобный и выгодный инструмент.
Затраты и ресурсы
Порядка 1 миллиона рублей на создание прототипа, его доработку, тестирование и оплату труда участникам проекта
Прогнозируемые эффекты, видение результата реализации идеи
Бесперебойные полеты дронов абсолютно различных типов не нуждающихся в смене аккумуляторов и их подзарядки на земле.
— Увеличение расстояний полета БПЛА без возврата в начальную точку к оператору для подзарядки.
— Мощный толчек для развития видов бизнеса использующего БПЛА как инструмент
— Создание и развитие инфраструктуры для БПЛА
— Решение, которое существенно повлияет на экономическую составляющую Российской Федерации
— Обустройство загородной логистики полетов дронов
— Открывается возможность дальних перелетов для дронов с «дозаправкой»
— 100% импортозамещение
— Потенциальные клиенты — нефтяные и газовые компании: дроны смогут обеспечивать постоянный мониторинг работы и неисправностей нефтевышек и газопроводов.
— Возможность для зарядки дронов без участия человека в автономном режиме
— Бесперебойное питание стационарных систем РЭБ (радио-электронной борьбы) с вражескими дронами БПЛА установленных на дронах
Решение данной задачи, глобально изменит мир не только в беспилотных системах, но и послужит толчком для тысяч прорывных открытий и воплощений приостановленных изобретений абсолютно во всех сферах.
Описание целевой аудитории
Государственные нужды, бизнес использующий дроны как инструмент для работы, сельское хозяйство, МЧС, Минобороны, гражданское население.
Все население Российской Федерации и стран партнеров при продажах устройств «Пульс» за рубеж. Компании в области сельского хозяйства, логистики, туризма, медицины, общественного питания, строительства, промышленного альпинизма, ресурсодобывающие компании, Министерство обороны, МЧС, МВД, различные инспекции и другие сферы, где дроны широко используются или планируются использоваться.
А так же гражданское население, как только государство решит вопрос с открытыми полетными зонами, а именно, где, кому, по каким документам и как «летать»
В основе работы «Пульса» лежат революционные принципы генерации электричества, основанные на использовании пьезоэлектрических элементов и пружин. Этот передовой технологический подход позволяет быстро вырабатывать электроэнергию, обеспечивая непрерывную подзарядку беспилотных летательных аппаратов в самом полете.
Одной из ключевых особенностей нашего проекта является максимальная мобильность и гибкость в использовании. «Пульс» легко интегрируется с любыми моделями беспилотных летательных аппаратов, что позволяет эффективно использовать его в различных условиях и задачах.
Каждое устройство «Пульс» снабжено инновационной технологией самообслуживания и позволяет производить замену пьезоэлектрических элементов и пружин без необходимости прекращения работы. Это позволяет существенно снизить время на обслуживание и увеличить эффективность работы наших клиентов.
Наш авторский проект «Пульс» представляет не только передовую технологию, но и новое направление в развитии беспилотной авиации. Мы уверены, что наше устройство сможет принести революционные изменения в сфере дронов и помочь пользователю значительно увеличить временные ограничения полета своих беспилотных аппаратов
Проект «Зодчий» Система боевых дронов-патрулей у границ РФ с целью выявления диверсионных групп и приближающихся ракет для их перехвата и уничтожения
«Проект „Зодчий“ Система боевых дронов-патрулей у границ РФ с целью выявления диверсионных групп и приближающихся ракет для их перехвата и уничтожения методом тарана»
Предложенный к реализации проект подразумевает, создание дронов-патрулей приграничных участков Российской Федерации. С целью выявления диверсионных групп противника и раннего выявления приближающихся к границы России ракет противника с целью их перехвата и уничтожения посредством столкновения дрона с ракетой или пикирование на диверсионную группу в случае с наземным вариантом операции по ликвидации противника.
Система прекрасно может работать в паре с российскими ПВО, среагировав на порядок раньше ПВО, а в случае неудачи в поражении ракеты беспилотникиком, предоставить эту возможность уже системам ПВО.
В любом случае — система «Зодчий» станет незаменимым дополнением для ПВО, а так же для пограничных войск в виде патрулирования границ.
Боевые летающие дроны пограничников — это очень важный элемент в современной военной технике. Они могут использоваться для различных целей, включая перехват и уничтожение ракет противника, а также разведку приграничной территории.
Эти дроны обычно оснащены передовым оборудованием, таким как ракеты, радары, камеры и другие средства наблюдения. Они могут летать на больших скоростях и иметь хорошую маневренность, что делает их эффективными в боевых действиях.
Пограничные службы могут использовать такие дроны для обеспечения безопасности границы, отслеживания незаконных пересечений, выявления потенциальных угроз и предотвращения инцидентов. Они также могут быть задействованы в миссиях по поиску и спасению, контролю территории в условиях чрезвычайной ситуации и других задачах.
В целом, боевые летающие дроны пограничников играют важную роль в обеспечении безопасности приграничных территорий и могут быть решающим фактором в различных военных операциях.
Боевые дроны могут быть оснащены различными технологиями, такими как системы наблюдения и разведки, оптические и радиолокационные прицельные системы, системы связи и управления, автопилоты и, в случае военных дронов, вооружение.
Систему «Зодчий» планируется оснастить инфракрасными датчиками и тепловизорами, а так же искусственным интеллектом (ИИ), которая заметит любое изменение ландшафта на границе, а так же определит любое передвижение, отличая животных от людей. Передаст информацию на пульт военного дежурного для дальнейшего принятия решения относительно выявленных целей.
Тип идеи
Цифровые решения, Законодательная инициатива, Бизнес-проект, Другое
Тема идеи
Развитие беспилотных технологий
Зрелость идеи
Проработанная инициатива — подготовленная концепция реализации идеи, для которой уже проведены базовые исследования и переговоры с заинтересованными сторонами, собраны исходные данные, подготовлен общий план действий
Описание проблемной ситуации
Регулярные обстрелы приграничных областей — Белгородская, Курская, Воронежская, Брянская, Ростовская, Липецкая Российской Федерации. Регулярные проникновения диверсионных групп на территорию Российской Федерации для совершения диверсий и тераристических актов направленных на уничтожение инфраструктур и гражданского населения России!
Затраты и ресурсы
Поскольку для полноценной работы систем «Зодчий» требуется регулярная их подзарядка, то предлагаю для реализации проекта совместить его с уже мной предложенными проектами — Проект «Ковен» Дистанционная подзарядка дронов в небе https://xn--d1ach8g.xn--c1aenmdblfega.xn--p1ai/imp... , а так же — Проект «Ладонь» Заправочные станции-аэродромы для беспилотников (БПЛА) https://xn--d1ach8g.xn--c1aenmdblfega.xn--p1ai/imp... и соответственно — Проект «Оптическая паутина» Дистанционная подзарядка дронов во время полета https://xn--d1ach8g.xn--c1aenmdblfega.xn--p1ai/imp... Таким образом, затраты и ресурсы будут целиком зависеть от варианта подзарядки дронов-патрулей, которые будут дежурить в количестве десяти групп по 10 дронов в каждой. Пока одна группа дежурит, вторая группа находиться на станциях-подзарядках, так называемых дронопортах.
В среднем для быстрой реализации моего авторского проекта потребуется порядка 30 миллионов рублей. При поддержке проекта, я довольно быстро рассчитаю финансовую модель для проекта «Зодчий» с точки зрения рентабельности как бизнес проекта, который будет сотрудничать напрямую с Министерством обороны Российской Федерации. Проект имеет 100% импортозамещение и позиционируется исключительно как российская разработка от гайки до системы патрулирования, схем передвижения и метода уничтожения противника
Прогнозируемые эффекты, видение результата реализации идеи
Весомый аргумент в поддержку Министерства обороны Российской Федерации. Не дорогой вариант решения проблемы с уничтожением ракет противника, в сравнении со стоимостью одного залпа ПВО. Боевые дроны-патрули могут решать различные задачи. Одной из главных задач является обеспечение безопасности и защиты территории. Кроме того, боевые дроны-патрули могут использоваться для разведки и наблюдения, наблюдения за границами и территориями
Боевые дроны-патрули владеют рядом с преимуществами, перед самолетами, которые делают их эффективными для решения различных задач. Вот из некоторых из них:
— Маловисимость: Боевые дроны-патрули обычно имеют меньшие размеры и вес по сравнению с удлиненными самолетами, что делает их более легкими и менее заметными для поражения
— Более высокая манёвренность: Боевые дроны-патрули могут быть оснащены автожиоуправляемым поворотным крылом или винтами, что позволяет им летать с большей скоростью и маневренностью, что может быть крайне важно для обнаружения врага
— Более низкий уровень шума: Боевые дроны-патрули обычно работают с повышением уровня шума, что делает их более невидимыми для обнаружения и снижает риск обнаружения.
— Более высокая дальность полета: Боевые дроны-патрули могут иметь большую дальность полета, что позволяет им оперативно перемещаться на большем расстоянии и выполнять задачи на более глубокой дистанции.
— Более обоснованная стоимость: Боевые дроны-патрули обычно дешевле и менее ресурсоемкие, чем традиционные самолеты, что делает их более доступными для использования.
— Более высокая эффективность: Боевые дроны-патрули могут использоваться для решения различных задач, таких как разведка, наблюдение, наблюдение за границами и территориями, поиск и спасение, а также военные операции и боевые действия.
Благодарю за внимание! Поддержите проект
В Белгородской области планируется запустить производство противопожарного дрона «Стрекоза»
В Белгородской области планируется запустить производство противопожарного дрона «Стрекоза». Об этом RT рассказал директор местного конструкторского бюро «Реаниматор» Михаил Климчук. По его словам, опытная модель аппарата будет представлена широкой публике уже этим летом. Проект поддерживается Национальной технологической инициативой (НТИ). БПЛА будет носителем гидранта и порошковых баллонов. По словам разработчика, «Стрекоза» минимизирует риски для спасателей. Использование БПЛА заметно повысит эффективность пожаротушения, особенно в высотных зданиях, согласны эксперты.
Директор конструкторского бюро «Реаниматор» (Старый Оскол) Михаил Климчук рассказал RT о готовности предприятия к запуску производства противопожарного дрона «Стрекоза». По его словам, БПЛА может стать первым серийным отечественным беспилотником подобного типа.
«Стадия проектирования беспилотника завершена. Мы приступаем к сборке первого экземпляра „Стрекозы“ и представим его широкой публике этим летом. Модель вертолётного типа получит шесть винтов на электротяге, которые будут удерживать аппарат на нужной высоте», — рассказал Климчук.
Как утверждает собеседник RT, «Стрекоза» будет тушить огонь быстрее спасателей в тех случаях, когда сотрудникам МЧС приходится приставлять к окну горящего помещения лестницу или подниматься на верхние этажи.
По словам Климчука, у «Стрекозы» будет металлический корпус, диаметр аппарата составит 2,8 м, масса — около 40 кг с учётом пожарного гидранта и порошковых баллонов, которые будут расположены под днищем дрона. Кроме того, «Стрекозу» оснастят интеллектуальной системой для контроля за ситуацией с возгоранием.
«Вилки, на которых установлены пропеллеры, будут телескопическими, за счёт чего можно уменьшать диаметр дрона, если понадобится залететь внутрь помещения и сбросить на пламя огнетушащий порошок. Разбивать стекло в окне горящего здания будет специальное устройство, предусмотренное в конструкции „Стрекозы“. Также на беспилотнике будут установлены видеокамеры, программное обеспечение и газовые датчики. Это позволит оператору в режиме реального времени наблюдать за динамикой пожара и оперативно получать данные о загрязнении воздуха», — отметил Климчук.
Кроме того, как пояснил директор КБ, «Стрекоза» может использоваться для патрулирования территории, применяя для этого инфракрасную камеру.
«Предполагается, что „Стрекозу“ будут устанавливать на крышу пожарной машины вместе с зарядным устройством. Таким образом, спасатели смогут быстро запустить дрон к месту ЧП. Дальность его действия — около 10 км. Это позволяет беспилотнику патрулировать городской район, обнаруживать возгорания, сообщать о них, при необходимости сбрасывать на огонь порошок, а затем возвращаться на базу для подзарядки. Помимо этого, „Стрекозу“ можно использовать в качестве ретранслятора для радиосвязи во время тушения лесных пожаров», — уточнил Михаил Климчук.
Оперативный подход
По словам директора КБ, проект «Стрекоза» был представлен на форуме «Сильные идеи для нового времени», который 19–20 февраля провели в Москве Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс.
В проведённой на этом мероприятии презентации (запись есть в распоряжении RT) говорится, что БПЛА необходимы в тех случаях, когда требуется проникновение пожарных в труднодоступные локации. Наряду с этим беспилотники способны повысить скорость реакции на возгорание.
«Цель проекта — сохранение жизни сотрудников МЧС, быстрая реакция на очаги возгорания, проникновение дрона в опасные труднодоступные локации возгорания. Применение ИИ (искусственного интеллекта. — RT) и систем самообучения дрона с целью развить у него самостоятельное понимание о реакции на отдельные случаи пожаров», — говорится в документе.
В презентационных материалах КБ «Реаниматор» отмечается, что на беспилотную платформу можно устанавливать широкий спектр оборудования: разнообразные камеры, сенсоры, системы капельного тушения, средства подачи пены и иных противопожарных веществ. По мнению Климчука, «летающие пожарные машины» способны значительно повысить эффективность пожаротушения и сократить риск для жизни и здоровья пожарных.
Опрошенные RT эксперты также полагают, что дроны способны существенно упростить и ускорить борьбу с огнём в городах, на промышленных объектах и открытой местности. При этом БПЛА особенно востребованы при тушении пожаров в многоэтажных зданиях.
«Противопожарные БПЛА действительно могут быть полезны. Конечно, они не подойдут для тушения крупных возгораний, но для срочного пожаротушения в высотках будут незаменимы. Только беспилотник может за короткое время добраться, например, до 24-го этажа и потушить локальный очаг. Такой оперативный подход позволит предотвратить распространение огня», — пояснил в беседе с RT член рабочей группы «Аэронет» Национальной технологической экспертизы (НТИ) Сергей Мусиенко.
Как рассказал эксперт, в настоящее время для тушения пожаров можно использовать и ряд уже действующих отечественных БПЛА. С точки зрения специалиста, для этой цели, в частности, приспособлены беспилотные вертолёты SH-450 и SH-750 компании «Аэромакс» грузоподъёмностью 100 и 300 кг соответственно.
«При необходимости на этих беспилотных вертолётах устанавливается специализированное оборудование эксплуатанта, в том числе противопожарный модуль „Сфера“ отечественного производства. При сбросе на огонь устройство срабатывает, выбрасывая огнетушащий порошок на пламя», — рассказал Мусиенко.
По данным «Аэромакса», вертолёт SH-450 может находиться в воздухе до шести часов. Аппарат хорошо приспособлен под применение в труднодоступной местности, на неподготовленных площадках и при плохой видимости. БПЛА может развивать скорость до 150 км/ч и подниматься на высоту до 3,5 тыс. м. На беспилотник может быть установлено различное оборудование: оптические системы, транспортный и противопожарный модули.
«Технологии, заложенные в конструкцию, позволяют устанавливать практически любое целевое оборудование. Такая вариативность делает SH-450 эффективным при пожаротушении, поисково-спасательных и мониторинговых работах, проведении экологической экспертизы и перевозке грузов», — говорится на сайте «Аэромакса».
В свою очередь, SH-750 имеет мощный силовой агрегат и объёмный топливный бак, что позволяет ему находиться в воздухе до пяти часов и преодолевать расстояние в несколько сотен километров. Крейсерская скорость БПЛА составляет 120 км/ч, максимальная — 200 км/ч. На аппарат можно устанавливать различное оборудование, включая системы пожаротушения.
Дружественный опыт
КБ «Реаниматор» не единственная отечественная компания, которая собирается запустить производство противопожарных БПЛА. Так, в декабре прошлого года о планах производства аналогичных аппаратов объявило АО «Корпорация „Инфинтех“ (Санкт-Петербург), которое также претендует на то, чтобы стать первым серийным изготовителем данного типа беспилотников.
Предприятие намерено наладить производство дрона пожарной разведки «Капля» взлётной массой 7,2 кг и четырёх аппаратов — «Ливень», «Перун», «Гроза» и «Буря» — для непосредственной борьбы с пожарами, которые будут отличаться размерами и грузоподъёмностью.
По мнению Сергея Мусиенко, при разработке и внедрении в эксплуатацию противопожарных дронов России имеет смысл обратить внимание на опыт Китая, достигшего существенного прогресса в этой сфере. Одним из наиболее успешных аппаратов эксперт назвал EHang 216 °F, способный эффективно устранять возгорания в высотных зданиях.
Впрочем, эксперт не сомневается, что российские разработчики, включая КБ «Реаниматор», смогут наладить производство БПЛА, не уступающих по качеству зарубежным аналогам.
«С точки зрения технологии пожаротушения с борта БПЛА „Стрекоза“ применяет схожую с уже проверенной в Китае. Это гарантированно сократит количество возможных проблем при массовом применении. Однозначно можно сказать, что отечественные разработчики стараются нарастить компетенции в этой сфере, и проект „Стрекоза“ тому пример», — пояснил Мусиенко.
На положительный эффект от интеграции китайского опыта в разговоре с RT обратил внимание и генеральный директор КБ «АвиаНовации», кандидат технических наук Сергей Товкач.
«В Китае противопожарные дроны выстреливают „ракеты“, начинённые порошком либо углекислотой. Они способны пробивать стекло и весьма успешно тушить пламя. В любом случае такой способ выглядит эффективнее, чем заливать квартиру пеной или водой, потому что углекислота не портит имущество. По опыту КНР можно сделать вывод, что дрон не всегда может в одиночку справиться с пожаром в небоскрёбе. Однако его применение как минимум сдержит распространение огня и даст спасателям время на принятие необходимых мер», — подчеркнул эксперт.
По мнению специалиста, в России нет технологических ограничений для развития сектора противопожарных беспилотников. Главным препятствием для вложений в создание и производство данного класса БПЛА является законодательство, которое пока не позволяет пожарным применять тяжёлые дроны в городах, говорит Товкач.
«Стоит понимать, что противопожарные БПЛА актуальны прежде всего в крупных городах с высокой застройкой. В этом плане Москва — самый перспективный мегаполис России с точки зрения развития беспилотной противопожарной авиации. Полёты над столицей и другими городами нашей страны сейчас ограничены по закону. Впрочем, как считают многие специалисты, количество административных и правовых барьеров, установленных на их применение, будет постепенно уменьшаться», — подытожил Товкач.
Кое-что защитное из Древней Греции
С легкой руки столь же легких для восприятия художественных фильмов у многих давно сложился шаблонный образ древнегреческого воина. И в части защиты головы он довольно предсказуем, так как киноделы любят злоупотреблять так называемыми "спартанскими" шлемами в качестве реквизита.
Однако в действительности шлемы древних греков были представлены куда большим количеством образцов. И часть из них можно отнести к настоящим произведениям искусства.
Конический
Иногда встречается название "кегельхельм" (нем. kegelhelm). Судя по имеющимся археологическим данным, это наиболее ранний тип древнегреческого шлема. Если не брать в расчет шлемы из клыков кабана, которые переносят в эпоху бронзы. Конические же относят к железному веку.
Усиленный нащечниками конический шлем, IX-VIII вв. до н. э. Из аукционного дома Кристис (http://christies.com). Продан в 2004 году за 45410 фунтов стерлингов
Греки пришли (вероятно, не без помощи соседей) к данному типу защиты головы в X веке до н. э. Собирался конический шлем из 4-5 сегментов, которые затем склепывались в одно изделие. Он был дорог в производстве и имел не лучшие показатели защиты (мог при первом ударе посыпаться на части). И в VIII веке он окончательно исчезает.
Развитие кегельхельма привело к появлению следующего типа шлемов.
Иллирийский
Попытка устранить минусы предшественника. Свое начало иллирийский тип берет в VIII веке до н. э. и быстро завоевывает популярность. Образцы находили и продолжают находить далеко за пределами Греции (в Испании и в Египте, например). Похоже, шлем активно участвовал в товарообороте между греческими полисами и их средиземноморскими колониями.
Иллирийский, VII в. до н. э. На многих ранних образцах можно заметить отверстия - это для подшлемника. Из берлинского музея доисторического периода и ранней истории (http://smb.museum)
Для иллирийского типа характерны продольные ребра жесткости и открытое лицо. Изначально такие шлемы изготавливали из двух бронзовых листов, которые склепывались на макушке, образуя тем самым в местах соединения выпуклые линии. Вскоре их стали создавать из цельной пластины, но ребра не исчезли. Как характерное отличие.
Иллирийский. Шлем датирован V веком до н. э. - к этому времени их окончательно вытеснят коринфские шлемы. Из музея Метрополитен (http://metmuseum.org)
Уже с VI в. до н. э. популярность этого типа шлемов быстро падает, уступая пьедестал следующим образцам. Хотя в самой Иллирии от них не спешат отказываться еще как минимум два столетия.
Коринфский
Тот самый знаменитый шлем. Пожалуй, самый эффектный, если брать поздние образцы. Ну и самый узнаваемый, конечно. Первые экземпляры коринфского типа относятся к VII в. до н. э. Они, как и иллирийские, были призваны избавиться от недостатков кегельхельма.
Коринфский, конец VI до н. э. Из Британского музея (http://britishmuseum.org)
Но в итоге стали главным шлемом всей Древней Греции. Вазопись, скульптуры, описания битв у древних авторов - повсюду встречается этот закрытый шлем. Его конструкция полностью защищала голову носителя. И если изначально переднюю часть делали относительно открытой, то вскоре, сдвигая к центру сплошные нащечники, уязвимых зон почти не оставили. Что неблагоприятно сказывалось на обзоре воина. Хотя в первых образцах даже не озаботились о слуховых возможностях, закрыв уши.
В до боли знакомой форме, первая половина V в. до н. э. Источник: http://metmuseum.org
Нащечники окончательно срослись уже в апуло-корифнских шлемах, которые, не сложно догадаться, производили в Апулии. То есть в греческих колониях на юге Италии (Великая Греция). Сохраняя черты знаменитых образцов, этот тип впитал местный колорит.
Апуло-коринфский (его еще называют "псевдокоринфским") шлем, VI век до н. э. Пусть не смущают мелкие отверстия для глаз - они декоративны. Этот шлем вообще не закрывал лицо. Его носили точно каску. Из музея изящных искусств в Бостоне (http://mfa.org)
Коринфский шлем стал чуть ли не символом расцвета Греции классического периода. К V веку он действительно олицетворял собой пик ремесленного производства. Но уже в следующем веке его полностью вытеснят. Произойдет это не по причине боевой эффективности. Дело тут в другом.
Халкидский
Он отвечал новым реалиям войны. В VI веке до н. э. армии греческих полисов из неповоротливых фаланг стали активнее разбавляться легкой пехотой и конными отрядами. Битвы обрели новый облик. Кроме противостояния двух "стен" из тяжеловооруженных гоплитов, где достаточно было видеть врага напротив, появились какие-никакие маневры. Возникла необходимость в обзоре получше. И на помощь воинам пришла защита головы халкидского типа.
Халкидский шлем VI века до н. э. Был продан на аукционе за 116500 долларов в 2008 году. Источник: http://christies.com
Как можно увидеть на примере выше, ранние образцы этого типа сильно походят на коринфские шлемы. Вероятно, они изготавливались в тех же мастерских. Тем не менее халкидский был легче, и в нем были сразу учтены такие детали, как отверстия для ушей.
Роскошный шлем халкидского типа, IV в. до н. э. Источник: http://mfa.org
Весили халкидские шлемы не больше 1 кг. Позднее от наносника, который ранее выполнял скорее символическую роль, и вовсе отказались. А нащечники сделали подвижными, на петлях.
Фригийский (фракийский)
Если коротко, то это колпак с изогнутым вперед концом. Неразбериха в названии оттого, что ассоциируется шлем с регионом Фригия, но археологи находят образцы во Фракии.
Фригийский, V в. до н. э. Источник: http://mfa.org
Получил развитие в конце VI века как эндемик халкидского шлема. Фригийский (фракийский) тип легко классифицировать по изогнутой вершине. Он сохранил все плюсы халкидского собрата и обрел свои. Например, у этого шлема спереди сильно выступает козырек для защиты от рубящих ударов.
Фригийский второй половины IV века. В таком козыряли фалангиты Александра Македонского. Интересно, что Александр запретил в армии носить бороды. А тут нащечники с имитацией бороды и усов. Шлем продан на аукционе за 110500 долларов в 2012 году. Источник: http://christies.com
Хоть фригийский тип возник в начале классической эпохи, широкое распространение он получил в период эллинизма (после завоеваний Александра). И был популярен в самой Греции и колониях вплоть до возвышения Рима.
Аттический
Для аттических образцов характерен продольный гребень. Он похож на халкидский, но появился на столетие позже (V век). В отличие от большей части остальных типов его нередко делали из железа, а не из бронзы. Отчего до нас дошло мало образцов.
Аттический, IV в. до н. э. Из музея классического искусства в Мужене (http://mouginsmusee.com)
Интересно, что аттический шлем пережил остальные типы, но не в утилитарном плане, а в виде художественного элемента на картинах и скульптурах. Чтоб показать принадлежность к архаике, в частности к греческой.
Пилос
Самый незатейливый. Но эта бесхитростность конструкции есть его плюс. Собственно, пилос - символ перехода к массовости в вооружении. В соотношении стоимость производства к эффективности он уверенно побеждал остальные образцы. Неудивительно, что греческие войска IV и III столетия до н. э. оказались покорены простецким пилосом.
Пилос, V век до н. э. Источник: http://smb.museum
Хотя есть свидетельства, что нечто похожее носили уже в VI в. до н. э. Спартанцы обратили на него внимание в веке V. Также его носили легкая пехота и лучники. А образцы с приделанными нащечниками имели хождение даже среди всадников.
Пилос, IV век до н. э. Источник: http://mfa.org
Этот шлем стал универсальной защитой головы и распространился по всей Греции. И следующий тип сильно походит на пилос.
Беотийский
Альтернатива для конного воина. Считается, что беотийский шлем - единственный, сохранивший свое историческое название. Он, наряду с коринфским, упоминается в древних письменных источниках. Военная карьера шлема начинается в IV в. до н. э.
Беотийский, конец IV века до н. э. Из музея Эшмола (http://ashmolean.org)
Шлем открытой конструкции, как и пилос, не ограничивал обзор носителя. Что было важно для активно маневрирующей кавалерии. При этом беотийский тип имел защиту шеи и сильно выступающий вперед козырек.
II в. до н. э. Иногда этот шлем называют "коносом" (собсно, конический шлем в новой обертке). По сути, это развитие беотийского типа. Источник: http://christies.com
Древнегреческий автор труда "Анабасис" и полководец Ксенофонт советовал кавалерии носить именно беотийский тип шлема. Немного позднее к его советам прислушается Александр Македонский и оснастит свою конную гвардию (гетайров) данной защитой головы.
О дикости монголо-татар и цивилизованных европейских рыцарях
А с чего в широкой публике считается, что монголо-татары - это такая дикая орда в шкурах и шапках навыверт, кричащая "уррагх!"?