Лекция №31 Социальное неравенство
Презентации №№10, 11, 12
Лекция № 9. Развитие общества. Общественный прогресс
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Что нельзя отнять у человека? Его сущность! Она всегда проявляет себя, стремится себя проявить во всём, что делает человек, в его поступках, стремлениях, в том, к чему он искренне предрасположен.
Где нет человеческой сущности, нет и человека!
Социализм, капитализм и индустриальное общество
(+) Die Welt: «Как Шольц возрождает ленинскую концепцию борьбы» (перевод с немецкого)
???Обзор немецких медиа
?(+) Die Welt в статье-мнении по премиум-подписке одного из «экспертов» «Как Шольц возрождает ленинскую концепцию борьбы» пытается осторожно подвести к тому, что Шольцу – бывшему вожаку социал-демократического «Комсомола» в ФРГ, не очень-то стоит доверять как политику и канцлеру. Уровень упоротости: умеренный ? Автор всё же цитирует Ленина и знаком с работами Маркса и Каутского.
Будучи радикальным Juso [Juso – Die Jungsozialisten – «Молодые социалисты» – типа, социал-демократический «Комсомол» в бывшей ФРГ – прим. «Мекленбургского Петербуржца»], Олаф Шольц предостерегал против «агрессивно-империалистического НАТО». Теперь он использует против Путина боевой термин «империализм», придуманный Лениным: «Это чистый империализм». Формула раскрывает кое-что о мировоззрении канцлера.
Одно из величайших, но и самых своеобразных достижений Олафа Шольца до сих пор почти не получило публичного признания. Канцлер вернул на политическую сцену лексикон, от которого не ожидали такого возвращения в этой стране: империализм. Это похоже на классику марксизма, К-групп [студенческие коммунистические объединения в бывшей ФРГ, нередко маоистского толка – прим. «МП»] и движения за мир. Но сегодня? «Империализм вернулся в Европу», - написал Шольц в своей статье о «смене эпох» в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. Необычные звуки из Федеральной канцелярии. Слово «война» тоже подошло бы. Хотя даже это не исчезло окончательно из реальности, оно скорее исчезло из восприятия.
На днях, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, Шольц ещё более однозначно высказался о поведении России в Украине: «Есть только одно слово для этого. Это чистый империализм! Возвращение империализма - это не только катастрофа для Европы. Это также катастрофа для нашего глобального мирного порядка, который является антитезой империализма и неоколониализма». Это подошло бы Фиделю Кастро, с вызывающим «Yankee Go Home!» после этого. Но с технократически выглядящим Шольцем? «Иван иди домой!» как новый символ государственных интересов?
В эти выходные, вскоре после своего выступления, Шольц отправляется в страны Персидского залива. В Саудовской Аравии он встретится с принцем мира и другом журналистов Мухаммедом бин-Салманом. Будет ли речь идти о глобальном мировом порядке в Йемене? А в Катаре об антитезе неоколониализму и о рабочих, с которыми плохо обращались, загоняя их до смерти? Нет, речь идёт об экономических интересах. Шольца трудновато представить как непоколебимого лидера антиимпериалистического союза.
Является ли разговор Шольца об империализме всего лишь воспоминанием о диких временах Juso? В то время кудрявый юноша осуждал «агрессивно-империалистическое НАТО» и описывал ФРГ как «европейский оплот большого бизнеса». однако конъюнктура меняется. Всё, что пахнет империализмом, можно найти только за своими собственными стенами. Кроме того, старые друзья из международной социалистической молодёжной организации, такие как Йенс Столтенберг, теперь возглавляют рыцарские силы Запада в качестве генерального секретаря НАТО [вот же т****ь, тоже бывший комсомольский вожак, Столтенберг-то. Как Миша Ходорковский. И Горби. И ещё много всяких перекрасившихся ?– прим. «МП»].
Тогда, в Juso, Шольц был частью крыла Stamokap [от Staatsmonopolkapitalismus – государственная капиталистическая монополия – нечто вроде государственной экономической системы бывшей ГДР или советского НЭПа – прим. «МП»]. Согласно этой теории, больше нет никакой разницы между бизнесом монополий и бизнесом государства. Это было дальнейшее развитие теории империализма Рудольфа Хильфердинга, который уже на рубеже веков говорил об «организованном капитализме». Всегда было спорно, что должно быть более весомым: внешняя экспансия или внутреннее развитие. Является ли империализм только жаждой колоний? Или речь идёт о правящем экономическом порядке и конкурирующих в его рамках корпорациях и национальных государствах?
Работа Хильфердинга «Финансовый капитал» (1910) стала, после «Империализма» (1902) Джона Аткинсона Хобсона, прелюдией к ожесточенной концептуальной битве, в которую были вовлечены и великие представители немецкой социал-демократии: Роза Люксембург с «Накоплением капитала» (1913) и Карл Каутский с «Империализмом» (1914). Концентрация капитала, кризис и война, как они связаны друг с другом? Намёки на это можно было найти уже в третьем томе «Капитала» Маркса под ключевым словом «историческая тенденция капиталистического накопления».
Все они, однако, получили свой урок от величайшего из теоретиков империализма - Ленина. В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1917) Ленин преподал урок всем сторонам, особенно члену СДПГ Каутскому за его идею о возможности существования глобального и мирного ультра- или суперимпериализма. Ленин же говорил, что конфликты обязательно будут всегда, несмотря на некоторую «передышку» в виде хрупких союзов и тому подобного.
Теперь Ленин добавил к своему определению империализма, что это «умирающий капитализм». С тех пор не только накопились некрологи, но и возникла целая наука о неживом. Такие марксисты, как Роберт Курц и Георг Фюльберт, спорили о том, какой датой следует датировать некролог. Жужжащее слово «зомби-капитализм» витает между деловым разделом и страницами об искусстве. Будь то Сахра Вагенкнехт или Клаус Шваб, все согласны с тем, что капитализм находится в глубоком кризисе. Но мёртв ли он? Похоже, что это не так, несмотря на диагноз загнивания империализма. Здесь нет никаких следов знаменитых могильщиков, которых представлял Маркс.
В дополнение к теории, существует также предполагаемый империализм, который укоренился после инфляционного использования левого «зелёного» языка в 1970-х годах. Социальный империализм, потребительский империализм, культурный империализм, империализм теперь можно было найти везде, с тем странным побочным эффектом, что он исчез из экономической жизни, потому что никто больше не осмеливался искать его там. Мысли о социальных отношениях исчезли, остался только демонизирующий звук.
Выходит ли это за рамки антиимпериалистического чувства, когда Шольц обличает империализм? Несомненно, он попадает в точку сегодняшней реальности, даже если, как социал-демократ, обычно только через горящее стекло столба ограждения в его собственном органе зрения. Однако не будет лишено иронии, если Шольц, в лучшей социал-демократической манере прошлого века, вызовет интеллектуальные дебаты о мировом рынке и империализме. Так когда же, можно спросить канцлера, будет обсуждаться эта книга, новая теория империализма?
@Mecklenburger_Petersburger
???Статус переводов польских медиа: 32 подписчик из требуемых 50
Хотите поддержать проект, читать больше эксклюзивных переводов публикаций в ведущих немецких СМИ и наконец начать читать переводы в польских? Это категорически приветствуется ??
Поддержать проект Мекленбургский Петербуржец (исключительно по желанию)
Не забываем подписываться на канал «Мекленбургский Петербуржец» в Яндекс.Дзен
Арриги, Бродель и другие жертвы мифа о самозарождении капитализма
Как я отношусь к Ленину (и к Марксу)
К вождю мирового пролетариата у меня отношение достаточно сложное. Нельзя его выразить просто и одним словом. Приходится писать заметку.