Глава 1. В начале было Слово
Сколько людей, столько и мнений. Религии объединяют людей. Религии разобщают людей. Сколько религий, столько и вариантов описания сотворения Мира. И все истолковывают этот процесс по-своему, потому что сколько людей, столько и мнений.
1. Таланты и дилетанты
Дяденька, я — не настоящий сварщик! (с) Анекдот
Что такое «сценарист»?
Сценаристом называется автор литературной основы для сериала или кинофильма. Это человек, который раскрывает различные явления нашей жизни через занимательные истории и интересные рассказы. Иногда сценарист называется просто автором или драматургом. Но основной массе авторов и драматургов всё-таки больше всего нравится называться именно сценаристами, так как это название наиболее ярким образом демонстрирует их принадлежность к киноиндустрии и миру кино. Давайте познакомимся ближе, что же это за чудо такое — сценарист?
Итак, сценарист — это такая профессия.
Точно такая же профессия, как и любая другая, поверьте. Она требует не только страстной любви к предмету, называемой призванием, или особых способностей к успешному выполнению работы, называемых талантом, но и элементарного владения техническими знаниями и законами этой профессии — так называемым «языком кино». И вот некоторые начинающие (и не только!) авторы именно этим самым языком зачастую пренебрегают. Многие считают важными для работы только желание или талант, а всякую технику и прочую математику почитают никчемными и необязательными. И, как правило, в этой части очень глубоко заблуждаются.
Я никак не хочу поднимать вопрос обязательности наличия таланта в нашей профессии, так как талант — это всего лишь качество, которое помогает человеку более успешно справляться со своей работой и всё, не более. Но! Обращаю ваше настоятельное внимание, что в то же самое время, отсутствие таланта никак не мешает выполнению той же самой работы другими людьми. И мы видим вокруг себя массу живых примеров, подтверждающих этот вывод. Я, может, выскажу крамольную мысль, но вы и сами это прекрасно знаете: даже не обладая талантом, некоторые люди выбиваются в авторы. А некоторые авторы потом даже выбиваются в люди! Парадокс? Да ничего подобного.
Оказывается, талант — не главное!
Рассказ о том, что творец обязан быть талантливым — сказка для бедных, распространяемая в так называемой богеме, или, говоря проще, в околотворческих кругах. Многие невежественные люди представляют, что творец по определению талантлив. При этом само наличие таланта подаётся, как нечто священное, данное свыше, ниспосланное богами, как чудо или природное явление. А наивысшая степень таланта в принципе является необсуждаемой и называется гением. Если народ не в состоянии объяснить, что такое талант, то понятие гений у них находится вообще за пределами смысла и нашей вселенной. Но мне кажется, что такого туману специально напускают те, кто в искусстве плохо соображает, и пытается сделать из понятий таланта и гения некий жупел, которым они могут оперировать в свою пользу.
А ведь всё очень просто, намного проще, чем нам пытаются это внушить недалёкие люди. Талант — это способность успешно выполнять работу. Всё. Не обсуждаем, от чего он зависит: от воли богов или темперамента автора, от наследственности или образования, от случайности или воспитания. Это уже другой вопрос и лежит он, скорее, в области психологии. Нам он не интересен. Нам важно знать только то, что талант — необязательное качество для творца. Вот такой парадокс обывательского восприятия. То есть, оно, конечно, талант — качество желательное, но не обязательное. Творить можно и без таланта — что бы вам на эту тему не рассказывали невежи. Да, с талантом будет повеселее, да и работа лучше спорится. Но, как ежедневно показывает практика, люди и без таланта прекрасно справляются с поставленными задачами. Просто не так быстро. Не настолько легко и непринуждённо. Но — справляются.
Кстати, гений — это всего лишь талант, получивший широкое признание, то есть, добившийся успеха. Правда же, всё очень просто, если мы знаем, о чём говорим? Теперь подумайте над понятием, с которым вы часто сталкивались: «непризнанный гений». Смешно? Похоже на «талант, признанный авансом», правда?
Поэтому любые мысли на счёт наличия у вас таланта, смело отметаем. Отсутствие или наличие таланта — не обязательное условие для начала участия в творческой работе. Как учили нас в академиях: гений — это всего лишь один процент таланта и девяносто девять процентов труда! Я не хочу сказать, что стопроцентно талантливые люди совсем не нужны, но очень часто по жизни подобные одаренные личности — это, как правило, бездельники, ведущие праздный образ жизни и не занимающиеся ничем. Они постоянно пропадают в сетевых беседках и курилках, болтают весь день ни о чем, но большей частью — о себе, любимых, непризнанных гениях. О том, как же так получилось, что их, таких талантливых, еще не заметили, и почему их до сих пор никто никуда не пригласил. Учитывая, что в столе у них лежит уже пара-тройка сценариев, которые просто бери и снимай! И эти гении в обязательном порядке называют себя «сценаристами»…
Ребята, вы же понимаете, что, просто назвавшись сценаристом, стать им нельзя?
Вы же не станете космонавтом, если просто напишете в резюме: «Я — космонавт», верно?
А мне иногда присылают резюме, в которых скромно написано: «Я — сценарист, пишу с две тысячи какого-то там года». При этом автор не имеет ни одной экранизации — ни одного снятого по его сценарию фильма. Но очень мечтает попасть на экран. И у него уже не один, а добрый десяток сценариев в столе, которые он рассылает во все киностудии, но студии их не принимают.
— В чем дело? — спрашиваю.
— Не берут!
— Вот странно! Почему не берут?
— Откуда я знаю?!.
— Кинокомпании постоянно охотятся за новыми сценариями, а тут вдруг — не берут! Как же так, а? Что-то здесь нечисто…
Дорогие друзья, вы должны понимать, что подобное поведение в антропологии называется карго-культом. Карго — груз, культ карго — поклонение грузу. Данное явление было замечено у аборигенов Африки, совершенно диких племён, которые молились «железным птицам» — самолётам, пролетающим в небе, считая их тележками богов. Аборигены считали, что если построить на земле из бамбука и соломы чучело «железной птицы», то оно обязательно привлечёт к себе настоящий самолёт, из которого выйдут боги — белые люди и принесут дикарям много полезных и вкусных вещей. Груз. Карго. Так и самозваные сценаристы: они считают, что достаточно назвать себя сценаристом и написать какой-то сценарий, как с неба немедленно явятся продюсеры в белых одеждах и одарят нашего папуаса всевозможными удовольствиями в виде известности, денег и славы.
***
На тему карго-культа был даже снят целый фильм: «Боги, наверное, сошли с ума».
В нетронутой цивилизацией саванне проживает дикое племя бушменов. Оно поклоняется своим богам, живущим на небе. И однажды с неба прилетает невиданный прозрачный предмет — бутылка из-под кока-колы.
Бутылка настолько понравилась всем, что все захотели владеть ей, и она внесла смуту в спокойное первобытное течение жизни племени.
Тогда бушмен Ки, который нашёл бутылку в пустыне, решил отнести «злую вещь» от греха подальше, за край света, и вернуть её богам.
***
И таких «сценаристов» — тьма, имя им — легион! Их ошибка ровно в одном: они считают, что, раз профессия называется «сценарист», значит, её продукция называется «сценарий». Это же логично? У поэта — стихи, у музыканта — музыка, у певца — песня, а вот у сценариста — сценарий, верно? Нет, дорогие друзья, это заблуждение. И поэзия, и музыка, и даже песня в состоянии существовать самостоятельно. Поэму можно прочесть, музыку — послушать, а песню — исполнить. А вот сценарий можно только увидеть. На экране, в виде готового фильма. Нет, на самом деле и сценарий можно прочитать, но только глаза сломаете, потому что он пишется не для чтения, а для съёмки. Мы же неспроста в самом начале сказали: «сценарий — это литературная основа будущего фильма». Будущего. Фильма. В нашем случае готовой продукцией сценариста правильным будет считать готовый фильм.
Сценариста без экранизации не бывает.
Если нет ни одной экранизации, вы — не сценарист. Вы можете рассказывать окружающим, что собираетесь стать сценаристом, так вы хотя бы никого не обманете. Только не забывайте, что, пока хоть одно-единственное ваше произведение не попадёт на экран, вы сценаристом не являетесь. Запомните это, и больше никому не морочьте голову. В том числе и себе.
***
Реальное письмо.
Галя Сценарист gala@stcenarist.in.ua
21:57 (6 мин. назад)
кому: serial
Здравствуйте,
Меня зовут Галя.
Я - Сценарист.
На моем сайте Вы можете посмотреть мое резюме и портфолио: http://www.stcenarist.in.ua
(несколько более масштабных проектов находятся на стадии производства).
Возможно, в Вашей компании есть горящие заказы, требующие участия Сценариста?
Буду рада принять участие в интересном проекте!
С уважением, Сценарист Галя
e-mail: gala@stcenarist.in.ua
Skype: Galinka1328
***
Теперь о сценариях.
Если кинокомпании не принимают ваши сценарии, скорее всего, с этими сценариями что-то не так. Проблема не обязательно кроется в отсутствии таланта у автора, хотя такое тоже иногда случается, мы это уже обсуждали. Поэтому, творческая сторона вопроса, скорее всего, тут не при чём. Проблема, вероятнее всего, кроется в другом: эти сценарии не годятся для кинопроизводства в техническом смысле — они просто непригодны для съемки. Другими словами, автор написал свой сценарий так, что средствами кино его снять невозможно. А если сценарий невозможно снять, значит, это произведение сценарием не является. А автор данного произведения, соответственно, не является сценаристом. Вот и вся логика.
То есть, чтобы стать сценаристом, недостаточно просто написать сценарий. И даже сто сценариев. И даже сто тысяч сценариев.
Экранизация — вот гарантия того, что автор владеет техническим языком кино и его сценарий пригоден для производства фильма. Но основная проблема в том, что большую часть сценариев, которые выдают начинающие сценаристы, снять невозможно, так как их авторы — дилетанты и совершенно не владеют специфическим языком кино. Они не способны оформить свою идею правильно, в «киношном» формате.
Дело в том, что съёмка фильма - это громадное производство, махина, плод усилий очень многих людей множества различных профессий. Актеров, продюсеров, режиссеров, композиторов, музыкантов, художников, каскадеров, операторов, декораторов, реквизиторов, гримёров, пиротехников, осветителей, звукооператоров, монтажеров, гримеров, водителей, костюмеров, директоров, администраторов, бухгалтеров и т.д., т.д., т.д. Результатом труда этих многих людей становится фильм, кинокартина, которая выходит на экраны, и её видят сотни, тысячи и даже миллионы людей. И в основе запуска всей этой махины лежит один-единственный сценарий, созданный одним-единственным человеком.
Сценаристом.
Именно по этой причине этот, не побоюсь этого слова: уникальный «единственный человек», т.е. — автор — обязан знать все тонкости кинопроизводства, не только творческие, но и технические. А также специфику работы, связанную со смежными специальностями: постановочными, исполнительскими, административными, организационными и даже финансовыми. Из этих знаний и складывается специфический «язык кино», благодаря которому автор способен написать сценарий, пригодный для съемки.
Увы, к сожалению, новички, желающие стать сценаристами, зачастую этим языком не только не владеют, но даже не подозревают о его существовании. Начинающие авторы штурмуют киностудии с просьбой принять их на работу в качестве сценариста, но киностудии интересует только один вопрос: есть ли у них экранизации? Нет? Кто ты такой? Мы тебя не звали! Давай, до свиданья! Ты не владеешь киноязыком, а заниматься с тобой здесь никто не будет. Приходи, когда научишься в другом месте, а здесь учить тебя некогда, здесь конвейер, дед-лайн, надо план давать! И получается замкнутый круг.
Чтобы попасть на проект — нужна экранизация.
А чтобы получить экранизацию — нужно попасть на проект.
Именно в этот момент к сообразительным ребятам, желающим увидеть свое имя в титрах, приходит осознание, что профессии надо учиться. А менее сообразительные продолжают набивать шишки и становиться всё гениальнее и гениальнее, всё непризнаннее и непризнаннее.
Почему так происходит? Из-за неверия в собственные силы? Из-за недостатка усидчивости? Из-за нежелания учиться? Или из-за желания творить бесконтрольно — как Бог на душу положит, исключительно по вдохновению? А вдруг вдохновение не придёт? Муза – она барышня ветреная, непредсказуемая, а киностудия ждать не может. Киностудия не может полагаться на вдохновение автора, осенит ли его, выдаст ли он что-нибудь к нужному сроку или нет — это же производство, завод, фабрика, здесь всё по графику и распорядку.
И тогда киностудия очень просто решает вопрос. Она нанимает другого автора — обычного профессионала, который готов работать в любой обстановке и с любым настроением. Профи просто садится и пишет, а не ждёт, когда к нему явится Муза и принесёт в зубах вдохновение. Он сам может вызвать у себя вдохновение — он же профессионал! А почему так происходит? А потому что профи — это крепкий ремесленник, который прекрасно владеет своей профессией и знает киноязык назубок. Как с творческой стороны, так и с технической.
Это не значит, что вы не способны стать профессионалом. Чай, не боги горшки лепят. Если вы умеете думать и не считаете себя не вполне полноценным, если у вас есть желание писать и отсутствует рефлексия на тему талант вы или бездарь, то всё остальное — результат тренировки. Знания — это инструмент, с помощью которого вы сможете выполнять работу и выдавать продукцию — сценарии для кино. Дальше всё будет зависеть от вашего личного упорства и трудолюбия. Хотите стать сценаристом — станьте им.
А моя задача в данной книге — дать вам базовые знания о технической стороне работы, о главных правилах и законах профессии. О структуре сценария и его грамотном построении. И научить вас этому особенному и своеобразному киношному языку, на котором пишутся все сценарии всех кинофильмов в мире.