Тайра Синкэн - отец современного кобудо
Как-то не особенно принято в среде приверженцев воинских искусств отмечать какие-то важные даты. Например, дни рождения основателей различных стилей. Тортики на тренировку, мне кажется, по таким случаям в додзё люди не приносят.
А вот вспомнить лидеров школ их последователям бывает очень полезно. И важно. А тут как раз значимый повод. 12 июня 1897 года на острове Кумэдзима, одном из островов архипелага Рюкю, родился человек, ставший впоследствии самой яркой фигурой окинавского кобудо середины ХХ века. Известный историк Патрик МакКарти сравнивал его в Фунакоси Гитином, но на поприще окинавских оружейных, а не безоружных традиций. И если присмотреться, огромное количество современных школ кобудо так или иначе соприкасается с наследием, оставленным им.
Речь о Тайра Синкэн (урождённый Маэдзато Синкэн). Чем же он заслужил такого сравнения? Давайте разберёмся.
В юности Тайра Синкэн не помышлял о судьбе приверженца будо. Но в молодые годы, работая на рудниках по добыче серы, попал под завал и серьёзно повредил одну ногу, сросшуюся неправильно. Хромать ему, между прочим, пришлось до самой смерти. Тайра очень переживал, что его увечье является поводом насмешек многих сверстников. И когда судьба в 1922 году забросила его в Токио на работу, он решил осваивать дзюдо, чтобы стать сильнее и в случае чего навалять каждому, кто его захочет оскорбить. Вид будо, созданный усилиями великого популяризатора Кано Дзигоро в тот период гремел на всю страну. Но… до зала дзюдо наш герой не дошёл, познакомившись со своим соотечественником Фунакоси Гитином. Тем самым мастером Фунакоси, приложившим немало усилий для ознакомления японцев с окинавским каратэ. С занятий у Фунакоси и началось путешествие Тайра в огромный мир воинских рукопашных дисциплин.
Относительно скоро, в 1929 году в том же Токио судьба свела Тайра Синкэн с другим окинавским мастером — Ябику Модэн. Тот перебрался в столицу империи ещё в 1911 году, тут же трудился, а также пытался продвигать воинские искусства Окинавы. Считается, что он основал тогда некое Общество по изучению рюкюсского кобудо.
Конечно, результаты его труда никак не сравнимы с успехом Фунакоси. Тем не менее, в формирующейся в 20-ые годы среде приверженцев каратэ он был известен и контактировал со всеми ведущими мастерами. За плечами его была учёба у ведущих специалистов на родной Окинаве. Ябику учился каратэ непосредственно у Итосу Анко. А тот, пожалуй, был центральной фигурой всего окинавского каратэ, и его эксперимент со внедрением воинского искусства в программу физвоспитания школ, а затем и специальных профессиональных заведений оказался важной вехой в деле распротранения «пустой руки» в Японии и мире.
Итосу, как известно, сконцентрировался на безоружном бое (хотя определённо что-то оружейное изучал) . Поэтому технику бо Ябику постигал под руководством Тинэн Масанра по прозвищу Яманни-усумэ, человека-предтечи школы бо-дзюцу Яманни-рю. Именно с его именем связано формирование того набора ката с шестом, которое позже оформилось в школу Яманни-рю. Тинэн отрабатывал и преподавал ката Сюси-но кун, Сакугава-но кун и некоторые другие. Вероятно, также ката, носящее имя его однофамильца Тинэн Сикиянака-но кун. Тинэн Масанра также придумал Ёнэгава-но кун. В молодости ездил на остров Цукэндзима, чтобы разучить и сохранить уникальные местные традиции боя шестом. Сложно сказать, какие именно ката он привёз. Считается, что это были Цукэн-но кун, Сунакакэ-но кун и какое-то Симадзири…
Ябику также стал последователем другого столпа окинавских воинских искусств. Его имя — Киндзё (Канагусуку по-окинавски) Масанра по прозвищу Уфутику (уфутику — это какая-то должность среди тогдашнего дворянства с полицейскими функциями; кроме того, Киндзё был телохранителем последнего окинавского короля). Его учителями были Мацумура Сокон, Хамахига-пэтин и Ёсимура-удун.
Во второй половине ХХ века другой последователь Киндзё создаст школу Уфутику-рю. Вероятнее всего, Ябику изучал у него искусство сай-дзюцу, тунфа-дзюцу и бо-дзюцу.
Третьим наставников Ябику в оружейном искусстве стал Тавата Синдзю, наследник яркой семейной традиции, в которой особое место уделялось технике трезубцев сай. И традиция эта сохранилась (конечно, не в неизменном виде) именно благодаря Ябику. Потому что о потомках Таваты позже слышно не было.
Итак, Тайра стал учеником Ябику Модэна и, наверное, главным наследником. Вскоре Тайра получил от своих учителей право открыть собственное додзё. Что он и сделал в городке Икахо (префектура Гумма). По сути, Тайра преподавал раннюю версию каратэ Фунакоси и довольно обширный набор оружейных техник.
Но ему было мало этого.
Он с разрешения своих наставников обратился к Мабуни Кэнва. Мало кто сейчас знает, что Мабуни являлся своего рода хранителем нескольких редких оружейных традиций. Под ними я подразумеваю группы ката от той или иной «школы» окинавского кобудо/кобудзюцу, которые несли в себе некие интересные особенности. В частности, Мабуни занимался у упомянутого выше Таваты, а также изучил несколько ката (с шестом и сай), которыми владел Арагаки Сэйсё по прозвищу Мая («кот» по-окинавски), один из столпов окинавских воинских искусств.
В 1940 году Тайра вернулся на Окинаву и открыл там своё додзё. Ещё два зала его непосредственных учеников осталось в большой Японии.
На родине Тайра пошёл дальше, осваивая всё новые и новые элементы. Одним из его коллег стал Камия Дзинсэй, очень важная персона в истории окинавского кобудо. Камия, напомню, занимался Годзю-рю под руководством Мияги Тёдзюна и был его очень близким учеником и товарищем. А также практиковал кобудо. Он сохранил для потомков шикарные ката, прежде всего, наследие легендарного мастера Тятан Яра. Если ката с сай Тятан Яра-но сай широко известно (и присуствует в перечне ката Уфутику-рю), то сложное, изобилующее неожиданными разворотами, контратаками в разные стороны ката Тятан Яра-но кун сохранилось лишь благодаря ему.
Существовала ещё одна условная старинная школа бо-дзюцу. Некий мастер Соэиси был хранителем ката Сюси-но кун, Тёун-но кун, а также им разработанной формы Соэиси-но кун. Вероятно, Тёун-но кун в Рюкю кобудо появилось благодаря Камия-сэнсэю.
Опять-таки, Камия не был последним источником информации для мастера Тайра. Тот тесно общался с Хохaн Сокэн, выдающимся мастером. Тот был интересен тем, что был родственником Мацумура Сокон и изучал каратэ и кобудо у его потомков. В молодости Хохан иммигрировал в Аргентину, там продолжал заниматься и даже преподавал. С его возвращением на родину после Второй мировой выяснилось, что он, по сути, преподавал «законсервированную» технику, чем и привлёк к себе внимание.
Также Тайра консультировался с несколькими учениками Тинэн Масанра, который преподавал бо-дзюцу широкому кругу людей.
В 1955 году Тайра при поддержке учеников создал «Рюкю кобудо ходзон синкокай» (Общество по сохранению и продвижению старинных рюкюсских воинских искусств). Обратите внимание, пожалуйста: упор в названии сделан на термин «рюкюсские». Речь о том, что Тайра сохранял довольно старые традиции, уходящие корнями в годы до упразднения королевства Рюкю, которые насчитывают 200 и более лет.
Так чем же всё-таки Тайра заслужил неофициальное звание «Фунакоси в области кобудо»? В 20-30-ые годы каратэ появилось в большой Японии и начало завоёвывать популярность. И на самой Окинаве произошёл рост числа поклонников воинских искусств. Кобудо не поспевало за каратэ по ряду причин. По причине того, что в том современном мире каратэ явно казалось прикладной дисциплиной, а оружейные техники с шестом и экзотикой типа сай, тунфа и нунтяку стояли в сторонке. Хотя бо-дзюцу довольно широко преподавалось на Окинаве, в т.ч. школьникам и студентам училищ.
Также по каратэ широкая сеть преподавателей групп в университетах иногда состояла из молодых людей, которые до кобудо попросту ещё не добрались. Ну и плюс сложности с пространством, снаряжением и техникой безопасности на занятиях.
Огромный урон культуре Окинавы нанесла Вторая мировая война. Много людей погибло.
Тайра Синкэн с коллегами даже предпринял попытку поднять народный дух, путешествуя вместе с учениками по острову и проводя показательные выступления.
И если сравнить с другими существовавшими школами кобудо, то Рюкю кобудо было наиболее популярным и активным. «Рюкю кобудо» — это название закрепилось за линией Тайра, хотя, по уму, оно может относиться к любой другой школе, и исключения действительно есть. Возьмём Матаёси-кобудо. Мастер Матаёси Синко, один из лидеров довоенного кобудо, погиб в 1945-ом. Его сын Симпо, ставший впоследствии главой мощной школы, был эвакуирован в Кавасаки, и вернулся на Окинаву только в 50-ых. Яманни-рю (формально оформившееся как школа в 60-ые) существовала, но каких-то особенных активностей не проводила. Школа каратэ и кобудо Рюэй-рю и вовсе до 60-ых годов не преподавалась за пределами семьи Накаима. В общем так: сказать, что окинавское кобудо совсем уж «загибалось» невозможно. Но не было активного развития и часть наследия просто постепенно терялась.
А Тайра привлёк в свою организацию ряд сторонников, в том числе мастеров из большой Японии. Например, одним из его первых учеников был Сакагами Рюсё (в каратэ — ученик Мабуни Кэнва), основатель направления Итосу-кай Сито-рю и Конго-рю кобудо. Его ученик — Дэмура Фумио, один из главных популяризаторов кобудо на Западе.
Также в его организации состоял Хаяси Тэруо (который позже также стал изучать Рюэй-рю и основал свой стиль Кэнсин-рю; он появляется в старом фильме «Будо — искусство убивать» (Budo: Art of killing)).
В 30-ых годах Тайра подготовил небольшой материал, посвящённый окинавскому кобудо и ката Конго-но кон (вообще-то это было Сюси-но кун) для «Энциклопедии каратэ». А в 60-ых написал «Рюкю кобудо Тайкан» — «Энциклопедию рюкюсского кобудо». Предполагалось, что выйдет три тома, но опубликован был, к сожалению, только первый.
В общем, Тайра приложил огромные усилия по сохранению и популяризации окинавского кобудо. В 30-60-ые годы более, чем все остальные мастера вместе взятые.
Умер Тайра Синкэн в 1970 году.
Автор: Павел Долгачёв
0 комментариев