Абсолютная жестокость. У нас не должно быть иллюзий с кем мы столкнулись. Андрей Фурсов
Ну пути к постчеловечеству. Как противостояние Старой Европы и Новой Атлантиды определило сегодняшний день.
Миром управляют древние семьи. Два элитарных кластера, которые разделят планету. Андрей Фурсов
Как устроена мировая верхушка. Как она возникла, развивалась и через какие противоречия проходит. Главный фактор, который надломил мощь Советского Союза. Кого не пустят в мировую элиту. С кем будут считаться мировые верхи, а с кем нет. Какую роль в современном мире играет Китай.
Историк Андрей Фурсов рекомендует прочитать. Книги по истории
Общие:
Немировский А. И. История Древнего мира. Античность. М., 2018.Бауэр С. У. История Древнего мира. М., 2014.
Греция:
Белох Ю. Греческая история. М., 2022.
Виппер Р. Ю. История Греции в классическую эпоху. СПб., 2018.
Курциус Э. История древней Греции (т. 1–5). М., 2002.
Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.
Хибихт Х. Афины. М., 2009.
Безрученко А. Спарта. М., 2008.
Суриков И. Е. Политические деятели древней Греции. (т. 1–2). М., 2002.
Ханиотис А. Эпоха завоеваний. Греческий мир от Александра до Адриана. М., 2020.
Рим:
Моммзен Т. История Рима (т. 1–5, любое издание).
Сергеев В. С. Очерки истории Рима (т. 1–2). М., 1938.
Ковалёв С. И. История Рима. СПб., 2003.
Вегнер В. Рим (т. 1–2). М., 2002.
Алфёрова М. В. История древнего Рима. М., 2002.
Остерман Л. Римская история в лицах. Республика. М., 2014.
Остерман Л. Римская история в лицах. Империя. М., 2014.
Дмитренко В. Властители Рима. М., 2004.
Эверет Э. Возвышение Рима. М., 2018.
Дункан М. История падения Римской республики. М., 2021.
Виппер Р. Ю. История Римской империи. СПб., 2019.
Голдсуорси А. Падение Запада. Медленная смерть Римской империи. М., 2013.
Хизер П. Падение Римской империи. М., 2010.
Хизер П. Великие завоевания варваров. М., 2016.
Хизер П. Восстановление Римской империи. М., 2015.
Художественная литература:
Езерский М. Власть и народ. М., 1994 (4 тома: Гракхи. Марий и Сулла. Триумвиры. Конец республики).
Список книг по истории Ромейской империи (Византии) и Венеции.
Ромеи:
Византийский словарь. М., 2011. Т. 1–2.
100 великих византийцев. М., 2023.
Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1–5.
Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 1996. Т. 1–3.
Величко А. История византийских императоров. М., 2010. Т. 1–5.
Норвич Дж. История Византии. М., 2009.
Херрин Дж. Византия. М., 2015.
Банников А.В., Морозов М. А. Византийская армия. М., 2013.
Диль Ш. Византийские портреты. М., 2011.
Шиканов В. Н. Византия. Щит Европы. Арабо-византийские войны VII–XI вв. СПб., 2004.
Шиканов В. Н. Византия. Орёл и лев. Болгаро-византийские войны VII–XIV вв. СПб., 2006.
Шиканов В. Н. Византия. Римская мечта. Западные войны Византии VI–XIV вв. СПб., 2008.
Шиканов В. Н. Византия. Город над Дунаем. Северные войны Византии V–XIV вв. СПб, 2009.
Шиканов В. Н. Византия. Из варяг в греки. Русско-византийские войны IX–XII вв. СПб., 2010.
Шиканов В. Н. Византия. Война в наследство. Ирано-византийские войны V–VII вв. СПб., 2012.
Шиканов В. Н. Византия. Последние рубежи. Турецко-византийские войны XI–XV вв. СПб., 2011.
Семикнижие В. Н. Шиканова — не только о военной истории и не только о Византии; к тому же книги отлично иллюстрированы и в них — очень важно — много карт.
Венеция:
Кроули Р. Венецианская республика. М., 2011.
Лэйн Ф. Золотой век Венецианской республики. М., 2017.
Норвич Дж. История Венецианской республики. М., 2009.
Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. М., 2002.
Fournoux A. de. La Venise de Doges. Paris, 2009.
Parrot D. The Genius of Venice. N.Y., 2013.
Zorzi A. La repubblica del leone. Milano, 2009.
Список книг по истории основных стран Востока для начинающих:
Япония:
— МакКлейн Дж. Япония: от сёгуната Токугава — в XXI век. М., 2006;
— Сигрейв С., Сигрейв П. Династия Ямато. М., 2005;
— Пронников А.В., Ладанов И. Д. Японцы. М., 1996.
Корея:
— Ланьков А. Н. Быть корейцем. М., 2006;
— Ланьков А.Н. КНДР вчера и сегодня. Неформальная история Северной Кореи. М., 2005.
Китай:
— Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000;
— Крюгер Р. Китай. Полная история Поднебесной. М., 2006;
— Фицджералд Ч. П. История Китая. М., 2004;
— Фенби Дж. Генералиссимус Чан Кайши и Китай, который он потерял. М., 2006;
— Юн Чжан, Холидей Дж. Неизвестный Мао. М., 2007;
— Макгрегор Р. Партия. Тайный мир коммунистических властителей Китая. М., 2011;
— Девятов А. П. Практическое китаеведение. М., 2007.
ЮВА:
— Мосяков Д. В., Тюрин В. А. История Юго-Восточной Азии. М., 2004.
— Миго А. Кхмеры. М., 1973.
— Сумский В. В. Фиеста филипина. М., 2003.
Южная Азия:
— Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000.
— Боги, брахманы, люди. М., 1969.
— Анго М. Классическая Индия. М., 2007.
— Киэй Дж. История Индии (можно скачать в Интернете).
Тибет:
— Молодцова Е. Н. Тибет: сияние пустоты. М., 2005.
Центральная Азия:
— Кычанов Е. И. Властители Азии. М., 2004.
— Оловинцов А. Тюрки или монголы? Эпоха Чингис-хана. М., 2015.
— Доманин А. Монгольская империя Чингизидов. М., 2005.
— Телицын В. Тамерлан. М., 2007.
Средний Восток:
— Акимбеков С. История Афганистана. М., 2015.
— Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972.
— Ру Ж.-П. История Ирана и иранцев. М., 2012.
Турция:
— Финкель К. История Османской империи. М., 2009.
— Ушаков А. Феномен Ататюрка. М., 2002.
Арабский мир:
— Ле Бон Г. История арабской цивилизации. Минск, 2009.
— Попов А. Полная история ислама и арабских завоеваний. М., 2008.
— Кеннеди Х. Двор халифов. М., 2007.
— Олдридж Дж. Каир (любое издание).
— Бибикова О. Арабы. М., 2008.
— Шагаль А. Арабский мир. М., 2001.
— Сенченко И. П. Аравия. СПб., 2014.
— Тыссовский Ю. К. Крестоносцы против ислама. М., 2011. 2 т.
Израиль:
— Занд Ш. Кто и как изобрёл еврейский народ? М., 2010.
— Занд Ш. Кто и как изобрёл страну Израиля? М., 2010.
— Поликарпов В.С., Лысак И. В. Феномен еврейской цивилизации. М., 2004.
Африка:
— Дэвидсон Б. Новое открытие древней Африки. М., 1962.
— Риттер Э. А. Зулус Чака. М., 1989.
— Иорданский В. Б. Тупики перспективы Тропической Африки. М., 1970.
Венеция. Путешествие "совка" по солнечной Италии в застойные семидесятые
14 сентября
Сегодня в 8.00 выехали в Венецию, расстояние от Милана до Венеции 300 км. Весь путь и затем весь день стояла чудная погода. Ехали по великолепной автостраде . Стёкла в автобусе так чисты как будто Тенио их специально подготовил для съёмки.
Остановка на станции фирмы Pavesi, уже не помню повод для остановки, но их может быть много: заправка автобуса, посещение туалетов, просто размять ноги, посещение торговой лавки и другое.
Приехали в 12 часов дня и на всё время пребывания в Венеции, расстались с нашим автобусом, а Тенио оставшись без автобуса, превратился в такого же туриста как и мы.
Выгрузились, чемоданы у нас забрал гондольеро, а мы добирались на катере, функции улиц на себя взяли каналы.
Это наша группа перед входом в проулок, где вход в отель, место нашего проживания, а обедаем и ужинаем в ресторанчике на берегу канала буквально рядом с мостом Риальто. Проулок, в котором вход в отель, он так узок, что стоя посередине и расставив руки в стороны упрешься ими в стены домов.
Обедали в ресторане на берегу Гранд-канала. который находился менее чем в пятидесяти метрах от моста Риальто, виды великолепные, а после обеда отправились на экскурсию по городу.
Вид на Гранд-канал с моста Академии, просто потрясные виды открываются с моста, фогокамера сама просится в руки.
Мост Академии в Венеции имеет длительную историю, связанную с многочисленными сносами моста и построениями более усовершенствованных его версий на одном и том же месте, в той же части канала в Венеции. Мостом Академии соединены два социально важных района Венеции — Дорсодуро и Сан-Марко. Своим именем этот мост обязан известному итальянскому художественному музею Галереи Академии, в чью честь он был назван. Современная Галерея Академии сегодня, как и прежде, находится в помещении Скуолы Гранде ди Санта-Мария делла Карита, которая ранее была монастырем.
На фото вход в отделение компартии Италии, как нам рассказывали, что член компартии из дружеского отношения может свой партийный билет преподнести как сувенир в подарок, но мы не пытались это проверять, так как для нас советских туристов это было немыслимо.по тем временам.
Вот так доставляют мебель, крупную мебель, возможно на катере.
В те далёкие советские времена, фотографировать на родную свемовскую плёнку внутри помещения было очень и очень проблематично, если вся плёнка снималась в помещении и без подсветки, можно было проявить её, как плёнку аж чувствительностью под 1300 единиц, но зато очень сильно возрастала зернистость, в данном случае воспользоваться этой возможностью не мог так как на плёнке таких кадров было 3, 4.
Во время экскурсии отстали из-за женщин от группы, оказались около торгового центра и только к ужину пришли к отелю для сбора, вообще то теперь собираемся, кто, когда подойдет.
За ужином ели спагетти, довольно вкусно, для нас, особенно для меня это экзотика по тем временам и не просто спагетти, а ещё и посыпая их порошком из тёртого сыра, который на столе присутствовал всегда и мы им постоянно пользовались, у нас в магазинах спагетти отсутствовали их просто никогда не было. Тэниу угостил нас вином, это в дополнение к той бутылке, что уже была на столе.
После ужина всей группой ходили на площадь св.Марка, на бесплатный концерт оперного театра «Ла Фениче» у труппы это была своего рода забастовка, было круто, на фоне окружающей архитектуры звучали божественные звуки. Я не любитель подобных концертов, но даже меня завораживало.
На площади встретили группу из Казани и ребят из ФРГ, которые там живут и учатся и на выходные приехали в Венецию. Они раньше жили в СССР и по вызову родителей уехали туда. Один из Эстонии, другой с Украины и третий с Сибири. Мозги им уже здорово затуманили. Содержат их в тепличных условиях и у них успели выработаться соответствующие взгляды.
После концерта до 24.00 ходили самостоятельно по городу – слушали песни гондольеров. Ночная прогулка по Венеции всем понравилась, у меня сложилось впечатление, что это один большой дом, в котором много дворов и переходов – 428 мостов их соединяющих.
Завершился первый день пребывания в Венеции.
15 сентября
Утром после завтрака была запланирована (в программе путёвки) поездка на остров Лидо, это мы как раз туда и плывём, а у меня фотоаппарат вдруг зажевал плёнку, так как мы все без пиджаков, на следующем фото Тенио передаёт мне свой пиджак, чтобы я смог залезть в фотоаппарат и поправить плёнку в кассете, пинджак у Тенио светлый, и как ни старался плёнка всё же завуалировалась, это чувствуется по фотографиям.
Ли́до — цепочка песчаных островов, отделяющих Венецианскую лагуну от Адриатики. Главный остров архипелага, находящийся всего в 20 минутах хода на моторной лодке от города, славится своими пляжами.
Лидо создан для того, чтобы релаксировать и предаваться божественной лени. Большая часть здешнего пляжа находится в частном владении различных отелей, но общественный пляж тоже есть (в конце Гран-Виале, в центре). Он очень симпатичный, но довольно переполненный. Остров защищает лагуну от Адриатического моря, поэтому здесь несколько более ветрено, и само море не такое спокойное, как на материковой части.
Кроме того, Лидо — это пляж. В 1920 г. он вообще был самым известным в Италии благодаря аристократической атмосфере (она не выветрилась полностью и по сей день). Здесь Томас Манн написал «Смерть в Венеции», здесь Висконти снимал экранизацию этой книги в 1972 г. Здесь же, кстати, были сняты некоторые фрагменты «Английского пациента» и сцена из серии бондианы «Казино „Рояль“».
На (диком) общественном пляже острова Лидо.
Любаша Подгорных с Сергеем позируют. И на Лидо снова увидели привычный наземный транспорт.
Не всё снимать других, надо и себя на память оставить, тем более в окружении такого транспорта, прокатиться на нём не можем себе позволить, так хоть рядом постоять.
Наплавались вдоволь в водах Адриатики, затем возвращение на катере обратно в Венецию, так как впереди ещё запланированные мероприятия.
Колокольня Святого Марка (Campanile di San Marco) располагается непосредственно на одноименной площади, рядом с базиликой Святого Марка. Кампанила легко узнаваема благодаря размещенной на ее вершине статуи Архангела Гавриила и вместе с общим ансамблем площади является одной из главных достопримечательностей Венеции.
Построенная в 9 веке в эпоху правления Пьетро Трибуно кампанила использовалась и в качестве сторожевой башни, и как маяк для кораблей, а также для оповещения горожан о важных событиях, происходящих в жизни Венеции. Для этих целей служили пять колоколов, каждый из которых имел собственное назначение.
Итальянский Дворец Дожей, он же Палаццо Дукале, издревле украшает Венецию, передавая особенности готического зодчества. Шикарное масштабное сооружение находится на городской площади Сан-Марко и протягивается вдоль набережной. Работы по его строительству велись на протяжении шести веков – с IX по XV. Впоследствии дворец многократно подвергался изменениям, но, несмотря на это, он всегда считался одним из главных символов города на воде.
Первое дворцовое здание строилось еще в 810 году, а выглядело оно как высокий замок с башнями, окруженный водой и защищенный рвами и несколькими подъемными мостами. Спустя много лет он дважды полыхал в огне. Впервые это случилось в 976 г., когда итальянский народ восстал против Пьетро Кандиани IV, служившего в то время дожем. Второй случай поджога дворца уже приходится на 1106 год, однако всякий раз его восстанавливали.
Существенные изменения в своей архитектуре замок претерпевал в XII столетии во время правления дожа Себастьяно Дзиани. По его указке были снесены башни, разрушены стены, засыпаны рвы. На этом месте появилась новая постройка, ничем не походившая на крепость – надобность в мощных укреплениях отпала ввиду наличия организованного флота. Таким образом, город был защищен от врагов, нападение которых было возможным с моря. Основные строительные работы продолжались довольно долго – с 1309 по 1424 годы и, наконец, территорию Венецианской республики украсил дворец, сочетающий византийскую пышность и готический стиль.
Приехав в Венецию, первым делом вы, скорее всего, увидите именно Гранд-канал. Это самый известный венецианский канал, который проходит через весь город. Он начинается около железнодорожного вокзала и затем в форме буквы S охватывает всю Венецию. Заканчивается Гранд-канал у здания таможни, где сливается с каналом Сан-Марко и Ла-Джудекка.
По сути Гранд-канал — это главная венецианская улица. Правда, на традиционную улицу он мало похож — у него даже нет набережных. Роль своеобразных берегов выполняют фасады домов. Все здания на Гранд-канале построены на сваях и имеют два выхода — на воду и на сушу.
Прогулка по Гранд-каналу запомнится надолго, потому что самые красивые здания Венеции расположены именно здесь. Более 100 дворцов предстанут перед вашим взором, среди них — Ка-д’Оро, Палаццо Барбариго и многие другие. Разноцветные старинные дома и величественные церкви так красивы, что кажется, будто вы попали в сказку. Практически все туристы передвигаются в основном вдоль Гранд-канала, поэтому мостов немного: всего лишь четыре. Это мост Скальци, мост Риальто, мост Академии и мост Конституции.
Мост Риальто с конца XVI века возвышается над водами Гранд-канала, соединяя не только два городских района, но и две черты венецианского характера: аристократизм и любовь к роскоши района Сан-Марко с деловой хваткой и финансовой изобретательностью района Сан-Поло. За мостом расположен рынок – это место испокон веков было деловым центром Венеции.
Нынешний каменный мост возник на месте двух старых деревянных мостов, которые периодически обваливались. Автор проекта Антонио де Понте выиграл конкурс, в котором участвовал сам Микеланджело. В двух арочных галереях моста расположены магазины, где торгуют сувенирами и ювелирными изделиями. С обеих сторон моста открываются прекрасные виды на Гранд-канал.
Мост Риальто смело можно назвать одним из символов Венеции. Пожалуй, именно на этом мосту собирается самое большое количество туристов. Дело в том, что это самый первый и старый мост через венецианский Гранд-канал. Ко всему прочему, он находится в самой узкой части этого знаменитого канала. По соседству с мостом Риальто расположены интереснейшие достопримечательности города — рынок Риальто и церковь Сан-Джакомо ди Риальто.
Обед и экскурсия в собор св.Марка и дворец дожей. Нам объявили, что к собору св.Марка добираемся самостоятельно, было названо время к которому мы все должны были подойти. После обеда по пути к собору, удачно потерялся от своей компании и до площади добирался один, в результате походил по площади и поснимал с тех ракурсов, что понравились. Обычно, когда ходишь в составе компании, это невозможно.
Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco — «базилика Сан-Марко») — кафедральный собор Венеции (до 1807 года — придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Имеет статус патриархальной базилики.
Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов. В 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошёл в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяется глава апостола Иакова Младшего, мощи мученика Исидора и образ Богородицы «Никопея», что делает её центром христианского паломничества.
В 15 веке колокольня была существенно разрушена сначала из-за молнии, а потом из-за землетрясения. После завершения восстановительных работ к 1513 году, в процессе которых на ее вершине была установлена позолоченная скульптура архангела Гавриила, колокольня Святого Марка приобрела современный вид.
Отличным завершением знакомства с площадью Сан-Марко станет прогулка по залам Дворца дожей – роскошному готическому замку, резиденции правителей Венеции, а сегодня превосходному музею. Собрание картин, отделка и роспись залов, Золотая лестница, Лестница Гигантов, Бумажная дверь, переход в тюрьмы по мосту Вздохов, виды лагуны из окон большого зала дворца задержат вас минимум на пару часов.
В соборе познакомился с полькой, довольно прилично говорящей по русски, она его изучала в университете в Варшаве, часто бывает в СССР, а в Италию приехала по вызову родственников.
Обошли весь дворец, палаты дожей, оружейные, в одной из них был выставлен пояс верности – любопытная конструкция, как сказал нам экскурсовод Карио, что некоторые специально худели, чтобы он у них спал, а вместе с ним ещё кое что и ещё он рассказывал, что венецианки на ночь накладывали на лицо маску из молодой телятины, замоченной в молоке, а утром это поджаривали и готов завтрак мужу.
Вид с моста вздохов, который соединял между собой Дворец Дожей и гороскую тюрьму, после вердикта судей, а он выносился во Дворце Дожей, преступника по этому мосту препровождали в городскую тюрьму. В настоящее время, это популярное место встречи влюблённых.
Напоследок осмотрели тюремные камеры и вышли из дворца.
Затем ужин и культпоход в кинотеатр на психологический триллер (фильм ужасов) «Духи чёрного господина». Ни слова не понимая из того, что говорилось на экране мы очень внимательно следили за сюжетом и в результате после фильма делясь впечатлениями пришлось рассказывать Лиле о содержании фильма так как она внимательно слушая о чём говорили не поняла про что фильм. Не всегда знание языка помогает.
16 сентября
Сегодня понедельник и сегодня Лиля решила устроить нам экскурсию в дешёвый магазин, после завтрака сначала все немного прогулялись, а затем отправились к десяти на Венецианский базар, но в магазине был приём товара и покупки в нём пришлось отложить до 15.00.
До обеда бродили по городу небольшой группой, а после обеда пришлось идти одному, никто не пошёл со мной, дремота напала и они решили поспать. На большом мосту около торговых лотков встретил двух ребят – спортсменов, возвращавшихся через Венецию домой, довольно интересно было пообщаться в такой не совсем обычной обстановке.
Жене приобрел кофту, продавец оказался родом из Казани, его увезли оттуда когда ему был всего год, но он сказал, что у него дома все говорят только на русском.
.
Дешёвый магазин уже торговал, для жены (для меня впечатления, а для неё что то более материальное) взял кремплен, он был в моде, востребован и у нас в большом дефиците и мохер на кофту, ситуация та же, что и с кремпленом.
В 16.00 отправились на запланированную встречу в отделение компартии Венеции, но мне не удалось туда попасть, шли через торговые ряды и на одном из лотков увидел сувенир «гондолу» и к тому же не очень дорого и красиво исполненную, пока торговался, пока расплачивался от группы и след растворился, пытался догнать, безрезультатно, тем более не зная, где это отделение находится, это было невозможно, да я и не расстроился, было бы из-за чего расстраиваться. До ужина продолжил собственную экскурсию по городу.
После ужина ходили в кинотеатр на фильм «Тысяча и одна ночь» по мотивам Бокаччо (средневековая Италия, эротика). До конца досидели только пятеро из двадцати восьми, но фильм любопытный. После фильма небольшая прогулка перед сном и на этом знакомство с Венецией завершилось, завтра в Болонью.
17 сентября
Прощание с отелем, это место выхода из проулка стало уже родным.
Последние снимки и прощай Венеция.
На пути к автобусу, да и Тенио пора снова стать нашим водителем. В Венеции все немного расслабились, а салон автобуса объединяет, чувствуешь, что ты в едином цельном коллективе.
Мне интересно мнение тех, кто удосужится прочитать мои воспоминания и только по Италии впереди ещё четыре статьи, жду ваши отзывы как в комментариях, так и vk куда заглядываю довольно часто.
С уважением Николай.