Риск-аппетит или как не надо управлять рисками
Как бездумно потратить 220 тыс.рублей, ради сохранения 400 руб. Идиотизму поем мы оду. (Одноименный пост пока открыт для всех желающих)
Риск-аппетит или как не надо управлять рисками
Как я и говорил, буду максимально стараться излагать материал сугубо простым языком + на основе эмпирического опыта (но местами без теории не обойтись, это надо просто принять).
Погнали.
Итак, мы имеем некую середнячковую организацию (4-8 млрд выручки в год) , которую только что продали, убили всю региональную сеть и новый собственник начинает наводить свои порядки, что естественно.
На что он обратит внимание в первую очередь?
Скорей всего на резервы и обычные текущие расходы.
Вот об обычных и текущих речь и пойдёт.
Новому хозяину было озвучено, что в этой конкретной компании если кто и хотел что-то украсть посредством расходной части, давно украл и его тут уже нет. И на это не нужно тратить время и людские ресурсы.
Но новый хозяин принимает решение, что надо назначить 2 людей, которые будут контролировать все текущие (любые) расходы.
При этом совокупная зп этих 2х людей 330 тыс.руб. (да, не самые дешёвые люди).
Итог?
За 2 недели работы не выявлено никакого мошенничества и воровства (проверялось 100% расходов), а найден лишь один неверно оформленный акт выполненных работ на 2000 рублей.
Теперь математика
- совокупная зп 2х людей за две недели 165 тыс.руб.
- отчислим во внебюджет грубо 30%. Ещё 55 тыс.
- найденный риск? Риск по налогу на прибыль. 20% от 2000 рублей = 400 рублей. Штрафы, пени...вообще нематериальны.
Так о чем это все?
Риск-аппетит - это когда лучше оставить потерю на своем удержании, чем понести еще бОльшие потери, чтобы ее выявить или чтобы управлять ею.
Простыми словами, - потратить много тысяч и сэкономить пару сотен - неправильное управление риском. А руководителя, который принимает такое решение...даже и не знаю как назвать. Есть варианты?
Не согласны с этой историей? Ну... It's up to you.
Контрольные процедуры и управление рисками
Продолжаем погружаться в мир внутреннего контроля, рисков и самообразования.
Постом ранее мы, надеюсь, выяснили, что такое РИСК. А так как повторенье - мать ученья, озвучу ещё раз: Риск - любое неблагоприятное событие, которое может привести или уже привело бизнес к потерям.
Резонно встаёт вопрос по классику: "Что делать?"
Ответ прост. Своими рисками надо управлять.
Дабы избежать академичности и сухой теории, предлагаю смоделировать некую практическую историю.
Пусть у нас есть организация, у которой очень много расходов. А расходы, как мы знаем, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Очевидный риск организации - налоговый. А именно, - доначисление налога, штрафы, пени и прочие "блага".
Почему?
Потому что расходы могут быть не подтверждены документально (доков нет, доки неверно оформлены, доки не бьются с налоговым периодом...НК РФ нам в помощь).
Чтобы этот риск нас не настиг надо что-то делать (управлять риском) :
- назначить ответственных за наличие, своевременность истребования, корректность документов;
- зафиксировать обязанности ответственных в должностных инструкциях;
- настроить напоминалки в информационной системе;
- разграничить права доступа в той же информ.системе...
И т.д. В каждом бизнесе есть свои нюансы и вариации.
Всё вышеозначенное является примером контрольных процедур - меры, которые помогают вам избежать потерь.
Если у вас их нет...пора задуматься и внедрить. Если есть - вы молодец, но стоит проверить, а эффективны ли ваши контрольные процедуры? Действительно ли они оберегают вас от потерь?
А про риск-аппетит наслышаны?
Об этом позднее.
Реальная история о сверхглупости последует.
Оставаться или нет... it's up to you.