Про сеть ментальных моделей Чарли Мангера
Сила маленьких побед
На начальном этапе моей юридической карьеры старшие коллеги наставляли меня, что небольшие шаги могут привести к значительным результатам. Последовательное выполнение небольших задач способно привести к значительным достижениям.
Вот несколько примеров, иллюстрирующих силу маленьких побед.
Чтобы решить сложную задачу, необходимо разделить её на более мелкие части. Решите ту часть задачи, которую вы можете выполнить прямо сейчас. Отметьте свой небольшой успех (над собой и обстоятельствами) и переходите к следующей части задачи. От одной части к другой — и так до полного решения. Осознание прогресса в работе, пусть и не слишком быстрого, но последовательного, вдохновляет. Как говорится, «вода камень точит». Чем больше небольших успехов, тем больше уверенности в достижении значительных результатов.
В сложной задаче необходимо найти первую «костяшку домино», даже если она кажется незначительной, и дать ей импульс. Одна костяшка домино может привести к значительным результатам. В практическом плане это означает, что успех достигается постепенно, и за один раз нужно выполнять одно дело.
Важно эффективно использовать каждый небольшой отрезок времени. Необходимо действовать как спринтер, выполняя ту часть работы по проекту, которую можно выполнить в конкретный небольшой промежуток времени. После выполнения спринта необходимо зафиксировать результат и перейти к следующему спринту.
Кроме того, необходимо максимально использовать способность небольших промежутков времени накапливаться. Необходимо избавиться от ненужных рассылок, бесполезных коммуникаций и отвлекающих факторов. Необходимо проанализировать свой рабочий день и определить, какие задачи можно исключить. Способы экономии времени существуют повсеместно!
Как стать эффективным юристом инхаус?
В открытых источниках можно найти множество советов на эту тему.
Среди полезных привычек, о которых говорят и пишут чаще всего:
- Быть проактивным
- Руководствовать здравым смыслом
- Быть частью решения, а не проблемы
- Знать своё дело, а также бизнес компании изнутри
- Стремиться сначала понять, а потом быть понятым
- Стать (и оставаться всегда) заслуживающим доверия
- Делать сегодня то, что не надо откладывать на завтра
- Начинать думать с конца, четко представляя конечный результат
- Поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью
- Делать первоочередные дела в первую очередь, фокусируясь на главном
- Использовать свое время с умом, защищая его от бесполезных дел
- Мыслить беспроигрышно («win-win»), предлагая вариант, который будет выгоден всем участникам
- Знать свою аудиторию, адаптируя свои разъяснения и рекомендации под их особенности
- Инвестировать в личное и профессиональное развитие, регулярно обучаясь новому и совершенствуя ранее изученное
Наряду с привычками мыслить и решать юридические задачи определённым образом, рекомендуется также взять за правило:
- Держать всегда под рукой ручку и бумагу для заметок
- Быть аккуратным и организованным, в том числе следуя политике «чистого стола»
- Развивать вдумчиво свой личный бренд, зарабатывая себе имя и репутацию на юридическом рынке
Блестящая юридическая экспертиза и знание внутрикорпоративных документов необходимы юристу по умолчанию. Однако куда сложнее оказывается организовать свою работу и переформатировать свой образ мышления. Об этом, например, можно прочитать в статье юриста с 18-летним стажем работы в Credit Suisse.
Что юристу необходимо знать об эффекте Даннинга-Крюгера?
В 2023 году лауреатами премии Гравемейера в области психологии стали Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер за «идею, которая помогает людям лучше понимать друг друга и окружающий мир». Хотя подробности их исследований могут быть не известны, эффект Даннинга-Крюгера неизбежно встречается в повседневной жизни, в том числе и в юридической практике.
Суть эффекта заключается в том, что человек не осознаёт своей некомпетентности. Он склонен переоценивать свои знания, при этом не способен критически оценить свои ошибки.
Проблема может быть связана не только с недостатком знаний, но и с их качеством. Представления человека могут быть предвзятыми или основанными на ложных сведениях. К сожалению, образование не всегда является гарантией от невежества. На вопрос, как заставить людей сказать «Я не знаю», Даннинг прямо ответил: «Я не знаю».
Эффект Даннинга-Крюгера может оказывать негативное влияние на результаты работы и приводить к юридическим ошибкам. Преодоление этого эффекта требует значительных усилий и самоанализа.
Существуют различные подходы к преодолению эффекта Даннинга-Крюгера. Один из них — роль «адвоката дьявола», когда человек начинает сомневаться в своих знаниях и искать ошибки. Другой подход — анализ собственных убеждений и поиск возможных заблуждений. Также может быть полезно обратиться за советом к другим людям.
Однако первым шагом к преодолению эффекта Даннинга-Крюгера является осознание того, что собственных знаний может быть недостаточно. Признаться в этом самому себе может быть сложно, но, по моему мнению, это ключевой момент.
Как юристу компании стать своим для бизнеса?
Наличие глубоких юридических знаний может быть достаточным для получения работы в компании, но этого может быть недостаточно для построения партнерских отношений с бизнесом.
Для успешного взаимодействия с бизнесом юристу необходимо обладать ключевыми навыками, которые позволят ему говорить на одном языке с бизнесом, понимать его потребности и предлагать решения, соответствующие его интересам.
Какие навыки в этой связи необходимы юристу?
1. Финансы. Юрист должен понимать финансовую отчётность, уметь работать с финансовыми показателями, знать основные термины и аббревиатуры из финансовой сферы, а также быть способным производить финансовые расчеты. В дополнение к этому от юриста требуется четкое понимание экономики каждого юридического проекта.
2. Деловая переписка. Юрист должен уметь формулировать юридические идеи в понятной и удобной для бизнеса форме. Письма должны быть чёткими, краткими, ясными и по существу. Необходимо не только констатировать проблему, но и предлагать оптимальные пути её решения.
3. Ведение переговоров. Этот навык полезен как во внешней, так и во внутренней среде компании. Различные техники ведения переговоров, разработка специального руководства для конкретных переговоров, принцип «переговоры — это 90% подготовки и 10% разговоров» — все эти аспекты будут полезны юристу.
4. Мягкие навыки. Из всех бизнес-навыков, на мой взгляд, в юридической среде чаще всего говорят о мягких навыках. К ним относятся эмоциональный интеллект, активное слушание, инициативность, коммуникативные навыки, умение работать в условиях стресса. Отдельно стоит отметить умение мыслить стратегически, что является крайне важным.
5. Управление проектами. Фокус не только на результате, но и на процессе его достижения. Прорабатываются вопросы бюджетирования, сроков, команды, плана действий, мониторинга, коммуникации о статусе и многое другое.
6. Управление временем и ресурсами. Юристу необходимо уметь эффективно управлять своим временем и вниманием, расставлять приоритеты в задачах, избегать потери времени на непродуктивные встречи и звонки.
7. Владение технологиями. Быть в курсе последних технологических достижений — значит работать на имидж современной юридической фирмы, использовать те же инструменты, что и бизнес, для повышения эффективности работы и, как правило, делать больше с меньшими затратами.
8. Анализ данных. Речь о способности находить и анализировать данные, задавать правильные вопросы и использовать данные для получения ответов или выявления тенденций, а также принимать решения на основе данных и представлять их в понятной для бизнеса форме.
9. Делегирование задач. Цель — сформировать и обучить команду, а также развить управленческие навыки, чтобы освободить время для более важных задач, таких как стратегическое планирование.
Этот перечень навыков является открытым и постоянно дополняется. При этом развитие юристом указанных навыков — это не разовое действие, а непрерывный процесс.
По моему мнению, постоянное развитие и совершенствование юристом профессиональных навыков в области бизнеса является не просто рекомендацией, а необходимым условием для успешной работы на юридическом рынке.
В современном бизнесе требуется не просто квалифицированный юрист, но и специалист, который эффективно управляет своим временем, способен общаться на языке бизнеса, развивает свою команду и работает с данными, цифрами и технологиями.
Как перевести с юридического языка на русский?
Юристы используют специальный язык, который отличается формализованностью и может быть сложен для понимания не только неспециалистами, но и некоторыми юристами.
Однако сложность юридического текста не всегда является показателем его качества. Напротив, сложный текст может затруднить выполнение поставленной задачи или создать впечатление о неспособности автора ясно и логично излагать свои мысли.
Почему бы не использовать более понятный язык в юридических текстах?
Любой юрист может стремиться к ясности и понятности своих текстов. Ведь все, что можно выразить словами, может быть выражено ясно и понятно. Для этого не требуется переходить на бытовой язык или получать специальное образование.
Для того чтобы юридический текст был более понятным и доступным для восприятия, необходимо:
- использовать прямой порядок слов
- избегать излишней детализации
- отдавать предпочтение активному залогу перед пассивным
- минимизировать использование профессионального жаргона
- структурировать текст
- соблюдать логическую последовательность изложения.
Эти и другие приёмы написания понятных юридических текстов подробно описаны в таких работах, как «Элементы стиля» Уильяма Странка, «Юридическая письменная речь простым языком: текст с упражнениями» Брайана А. Гарнера, а также «Стиль: ясность и изящество» Джозефа М. Уильямса.
Однако следует учитывать, что в некоторых случаях стремление упростить юридический текст может привести к нарушению интересов клиента, несоблюдению обязательных требований или противоречию целям документа.
Кроме того, существуют случаи намеренной двусмысленности, когда юридический текст содержит пробелы, термины с неопределённым значением или половинчатые решения.
В подобных обстоятельствах задача юриста, на мой взгляд, заключается в том, чтобы найти баланс между точностью и доступностью изложения, а также действовать в соответствии с поставленными целями и задачами.
Что может почерпнуть юрист из математики неудач?
В своей профессиональной деятельности юристы сталкиваются с неудачами. Однако, вместо того чтобы отчаиваться, они могут научиться правильно относиться к ним и извлекать уроки из допущенных ошибок.
В этом могут помочь исследования в области математики неудач. Например, согласно одному из исследований, разница между теми, кто преуспел, и теми, кто потерпел неудачу, заключается не в количестве усилий или попыток, а в способности извлекать уроки из ошибок.
Те, кто преуспел, анализируют причины неудач, выясняют, что работает, а что нет, и учитывают прошлый опыт при решении текущих и будущих задач.
В этой связи исследователи предлагают руководствоваться правилом 85/15: оптимальное количество ошибок для прогресса в обучении составляет 15%, а правильных ответов — 85%.
Другие исследователи обращают внимание на сложности в процессе обучения на своих ошибках, которые могут быть связаны с уязвленной самооценкой. Как правило, люди хорошо запоминают свои успехи, но склонны быстро забывать свои ошибки. При этом обучение на чужих ошибках обычно проходит легче, чем обучение на собственных.
Полагаю, что правильное отношение к неудачам заключается не в том, чтобы их избегать, а в том, чтобы конструктивно реагировать на них. Неудачи — это ценные уроки.
Когда речь заходит о неудачах, я всегда вспоминаю два высказывания Томаса Эдисона.
Первое: «Я не потерпел неудачу. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают».
И второе: «Многие неудачники в жизни — это люди, которые не осознавали, насколько близки они были к успеху, когда сдавались».
Как сообщать клиенту плохие новости?
Всем нравится получать хорошие новости, но рано или поздно у юриста возникает необходимость сообщить клиенту о неблагоприятных событиях.
Как сделать это максимально эффективно и сохранить хорошие отношения с клиентом? Вот несколько идей на этот счет:
Подготовьтесь к возможному неблагоприятному развитию событий. Продумайте, какие проблемы могут возникнуть, и обсудите их с заинтересованными сторонами. Сформируйте у клиента реалистичные ожидания.
Будьте готовы сообщить плохие новости первыми. Следите за новостями и отслеживайте достоверные источники.
Сообщайте плохие новости лично. Постарайтесь смягчить удар и снизить эмоциональную напряжённость. Минимизируйте возможное недопонимание с помощью личной коммуникации.
Выберите правильных адресатов. Определите, кому и что нужно знать. Важно сообщить информацию точно по адресу.
Необходимо четко определить свою позицию. Выходите к клиенту только после того, как будут получены ответы на вопросы о произошедшем инциденте, его причинах, последствиях и дальнейших действиях.
Придерживайтесь фактов. Будьте честны и действуйте на основе имеющейся информации.
Кроме того, соберитесь с духом и подготовьтесь к трудному разговору о плохих новостях. Следует изучить предысторию, проанализировать ситуацию и разработать план действий. Важно избегать обвинений и проявлять понимание эмоций клиента.
Плохие новости могут произойти, но не стоит зацикливаться на них. Гораздо полезнее сосредоточиться на том, что юристы делают лучше всего: анализировать ситуацию, рассматривать различные сценарии развития событий (как негативные, так и позитивные) и обсуждать их с клиентом. А в случае возникновения плохих новостей необходимо оперативно действовать в качестве честного посредника, готового предоставить информацию о ситуации и помочь координировать (или возглавить) ответные действия.
Волобуев: о юристах, законах и самоопределении (Step1Cast 5)
В этом выпуске мы поговорим с ведущим специалистом Юридической компании «Мустанг» Владимиром Волобуевым о профессии юриста и ее актуальности в наши дни.
Сообщество ЮК «Мустанг»:
Наш телеграм-канал:
Сообщество в ВК:
По сотрудничеству ответим тут: