logo
Бесконечный пикник  Правдиво, жизненно, покровосрывно и крышесносно™
О проекте Просмотр Уровни подписки Фильтры Обновления проекта Поделиться Метки
Все проекты
О проекте
О современной русской и нерусской литературе. Коротко и по делу, длинно и деструктивно.
С издательствами не дружу, в СМИ давно не работаю, пишу только то, что считаю важным и полезным.
картинка на обложке: © Нестор Поварнин
Публикации, доступные бесплатно
Уровни подписки
Единоразовый платёж

передать автору длинных рублей.

когда кажется, что одной подписки мало

Помочь проекту
я местный, мне все можно 222₽ месяц 2 398₽ год
(-10%)
При подписке на год для вас действует 10% скидка. 10% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Бесконечный пикник
Осталось 19 мест
Доступны сообщения

Подписка по специальным условиям для ограниченного количества подписчиков.

Дает права уровня 777 для тех, кто вправе

Оформить подписку
Огни Москвы 495₽ месяц 5 049₽ год
(-15%)
При подписке на год для вас действует 15% скидка. 15% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Бесконечный пикник
Доступны сообщения

свободный доступ ко всему контенту, кроме некоторых особо длинных текстов.

Оформить подписку
Три топора 777₽ месяц 6 993₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Бесконечный пикник
Доступны сообщения

доступ ко всему контенту без ограничений

Оформить подписку
Кремлевский мечтатель 1 408₽ месяц 12 672₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Бесконечный пикник
Доступны сообщения

права уровня 777: доступ ко всему контенту, включая длинные статьи, А ТАКЖЕ право раз в квартал получить развернутый текст (5-10К зн.) по своему запросу

Оформить подписку
Светлое, светлое, светлое завтра 2 222₽ месяц 19 998₽ год
(-25%)
При подписке на год для вас действует 25% скидка. 25% основная скидка и 0% доп. скидка за ваш уровень на проекте Бесконечный пикник
Доступны сообщения

права уровня Кремлевский Мечтатель + ежемесячная консультация по любому вопросу, от гжели до рептилоидов

Оформить подписку
Фильтры
Обновления проекта
Контакты
Поделиться
Читать: 10+ мин
logo Бесконечный пикник

ЧЕРТИ В КОРОБКЕ: ЯНА ВАГНЕР

Популярный ‎благодаря‏ ‎ковидле ‎сериал ‎«Эпидемия» ‎я ‎посмотрел‏ ‎поздно, ‎только‏ ‎в‏ ‎прошлом ‎году, ‎а‏ ‎о ‎его‏ ‎литературной ‎основе, ‎романах ‎Яны‏ ‎Вагнер‏ ‎«Вонгозеро» ‎и‏ ‎«Живые ‎люди»,‏ ‎вспомнил ‎всего ‎пару ‎месяцев ‎назад.‏ ‎В‏ ‎отличие ‎от‏ ‎большинства ‎нынешних‏ ‎писателей, ‎самозарождающихся ‎в ‎больших ‎и‏ ‎малых‏ ‎издательствах‏ ‎пачками, ‎как‏ ‎мухи ‎в‏ ‎куче ‎компоста,‏ ‎Вагнер‏ ‎владеет ‎русским‏ ‎языком, ‎ее ‎текст ‎умеет ‎удержать‏ ‎внимание, ‎и‏ ‎Вагнер‏ ‎сложно ‎читать ‎медленно.‏ ‎Дилогию ‎«Эпидемии»‏ ‎я ‎прочел ‎за ‎4‏ ‎вечера,‏ ‎о ‎чем‏ ‎немного ‎жалею.‏ ‎Не ‎столько ‎потому, ‎что ‎жаль‏ ‎закрывать‏ ‎хороший ‎текст—нет,‏ ‎хороший ‎текст‏ ‎никогда ‎не ‎оставляет ‎сожалений, ‎когда‏ ‎заканчивается.‏ ‎А‏ ‎потому, ‎что‏ ‎медленное ‎чтение‏ ‎могло ‎бы‏ ‎сгладить‏ ‎ряд ‎недостатков‏ ‎текста. ‎Местами ‎он ‎провисает, ‎и‏ ‎надолго. ‎Сцены‏ ‎не‏ ‎всегда ‎ловко ‎шьются‏ ‎друг ‎с‏ ‎другом. ‎Жанр ‎обстоятельного ‎роуд-муви,‏ ‎уже‏ ‎захвативший ‎читателя,‏ ‎как-то ‎скачками‏ ‎мигрирует ‎в ‎жанр ‎«компания ‎в‏ ‎старом‏ ‎доме», ‎примыкающий‏ ‎к ‎хоррору,‏ ‎но ‎не ‎заступающий ‎на ‎его‏ ‎территорию.‏ ‎Эта‏ ‎драматургическая ‎недоговоренность‏ ‎ярко ‎обнажена‏ ‎в ‎сериале:‏ ‎1‏ ‎сезон ‎«Эпидемии»‏ ‎2019 ‎года—это ‎ладно ‎сшитое, ‎в‏ ‎рамках ‎каждой‏ ‎серии,‏ ‎роуд-муви ‎из ‎ниоткуда‏ ‎в ‎никуда‏ ‎по ‎снежной ‎стране, ‎в‏ ‎целом‏ ‎оставляющее ‎зрителя‏ ‎ни ‎с‏ ‎чем: ‎куда ‎ехали? ‎зачем? ‎отчего?‏ ‎Нет‏ ‎у ‎сценаристов‏ ‎Кантора ‎и‏ ‎Караулова ‎ответа, ‎зачем ‎они ‎так‏ ‎бесполезно‏ ‎пофиксили‏ ‎исходный ‎текст.‏ ‎И ‎у‏ ‎меня ‎нет.‏ ‎А‏ ‎зачем ‎читать‏ ‎исходную ‎дилогию ‎Вагнер, ‎я ‎напишу‏ ‎как-нибудь ‎потом,‏ ‎потому‏ ‎что ‎несколько ‎дней‏ ‎назад ‎вышел‏ ‎новый ‎и ‎самый ‎крутой‏ ‎ее‏ ‎роман—

«Тоннель», ‎Яна‏ ‎Вагнер. ‎М:‏ ‎АСТ, ‎2024


Вагнер ‎писала ‎«Тоннель» ‎пять‏ ‎лет.‏ ‎Долгая ‎работа‏ ‎не ‎всегда‏ ‎идет ‎большому ‎тексту ‎на ‎пользу.‏ ‎Например,‏ ‎неделей‏ ‎раньше ‎«Тоннеля»‏ ‎вышла ‎«Девочка‏ ‎со ‎спичками»,‏ ‎в‏ ‎качестве ‎достоинства‏ ‎которой ‎указывается, ‎что ‎авторка, ‎Катя‏ ‎Тюхай, ‎писала‏ ‎эту‏ ‎«антиутопию» ‎целых ‎шесть‏ ‎лет; ‎этого‏ ‎срока ‎ей ‎не ‎хватило,‏ ‎чтобы‏ ‎додумать ‎полторы‏ ‎подростковых ‎мысли,‏ ‎зато ‎читатель ‎легко ‎замечает ‎грубые‏ ‎швы‏ ‎между ‎написанными‏ ‎в ‎разное‏ ‎время ‎фрагментами. ‎Но ‎«Тоннель» ‎в‏ ‎результате‏ ‎пятилетней‏ ‎шлифовки ‎изумителен‏ ‎по ‎сделанности.‏ ‎В ‎трудной‏ ‎конструкции‏ ‎романа ‎нет‏ ‎пустых ‎или ‎провисающих ‎мест, ‎он‏ ‎практически ‎безупречен—что‏ ‎удивительно‏ ‎необычно ‎для ‎текста‏ ‎объемом ‎в‏ ‎полтысячи ‎страниц. ‎Но ‎еще‏ ‎удивительнее,‏ ‎что ‎все‏ ‎500 ‎хорошо‏ ‎утрамбованных ‎страниц ‎описывают ‎крохотный ‎замкнутый‏ ‎объем—участок‏ ‎тоннеля ‎под‏ ‎Москвой-рекой ‎длиной‏ ‎в ‎4 ‎километра.

Когда ‎вышло ‎«Метро-2033»,‏ ‎я‏ ‎был‏ ‎гораздо ‎впечатлительней,‏ ‎чем ‎сегодня.‏ ‎Я ‎быстро‏ ‎отписал‏ ‎рецензию ‎в‏ ‎один ‎давно ‎закрытый ‎журнал ‎с‏ ‎историей ‎и‏ ‎несколько‏ ‎лет, ‎до ‎запуска‏ ‎франшизы, ‎не‏ ‎возвращался ‎к ‎книжке, ‎написанной‏ ‎хоть‏ ‎и ‎с‏ ‎большим ‎энтузиазмом,‏ ‎но ‎весьма ‎небрежно. ‎Но ‎тем‏ ‎не‏ ‎менее—еще ‎долго,‏ ‎спускаясь ‎в‏ ‎метро, ‎я ‎вспоминал, ‎какой ‎мерзопакостью‏ ‎населил‏ ‎удачливый‏ ‎сказочник ‎Глуховской*‏ ‎станции ‎да‏ ‎тоннели. ‎Уверен,‏ ‎что‏ ‎теперь ‎многим‏ ‎читателям ‎угрюмый ‎Лефортовский ‎тоннель ‎(по‏ ‎ряду ‎признаков‏ ‎можно‏ ‎вычислить, ‎что ‎действие‏ ‎книжки ‎Вагнер‏ ‎происходит ‎в ‎нем) ‎долго‏ ‎будет‏ ‎напоминать, ‎что‏ ‎даже ‎если‏ ‎ты ‎всегда ‎готов ‎к ‎чрезвычайной‏ ‎ситуации—выживание‏ ‎не ‎гарантировано.

Жанр‏ ‎«Тоннеля» ‎аннотация‏ ‎определяет ‎как ‎«роман-катастрофа» ‎и ‎«герметичный‏ ‎триллер».‏ ‎Оно‏ ‎так, ‎кто‏ ‎ж ‎будет‏ ‎спорить. ‎Но‏ ‎в‏ ‎эти ‎рамочные‏ ‎определения ‎влезет ‎и ‎зомби-апокалипсис, ‎и‏ ‎«Десять ‎негритят».‏ ‎Пойнт‏ ‎Вагнер—вовсе ‎не ‎в‏ ‎соответствии ‎жанровому‏ ‎стандарту, ‎жанровиков, ‎умеющих ‎соблюдать‏ ‎правила,‏ ‎и ‎без‏ ‎нее ‎полон‏ ‎интернет. ‎Текст ‎Вагнер ‎разрастается, ‎как‏ ‎грибница,‏ ‎за ‎границы‏ ‎жанровой ‎схемы;‏ ‎и ‎если ‎крепкий ‎ремесленник, ‎как‏ ‎принято‏ ‎говорить,‏ ‎всего ‎лишь‏ ‎одевает ‎жанровый‏ ‎скелет ‎мясом‏ ‎деталей‏ ‎и ‎жиром‏ ‎среды, ‎то ‎у ‎Вагнер ‎текст‏ ‎замешан ‎на‏ ‎густом‏ ‎ядовитом ‎эфире, ‎и‏ ‎этот ‎эфир‏ ‎с ‎ароматом ‎человечьего ‎духа‏ ‎буквально‏ ‎гипнотизирует ‎читателя.‏ ‎С ‎таким‏ ‎приемом ‎недолго ‎ошибиться, ‎как, ‎например,‏ ‎Вагнер‏ ‎ошиблась ‎в‏ ‎предыдущем ‎романе,‏ ‎где ‎сходу ‎взяла ‎неверный ‎регистр‏ ‎и‏ ‎герметичный‏ ‎триллер ‎«Кто‏ ‎не ‎спрятался»‏ ‎оказывается ‎неудобоваримой‏ ‎глыбой‏ ‎из ‎тяжелых‏ ‎психологизмов ‎и ‎обсессивных ‎наблюдений ‎из‏ ‎разряда ‎«небо‏ ‎над‏ ‎Аустерлицем». ‎«Тоннель» ‎же‏ ‎тщательно ‎вычищен‏ ‎от ‎всего ‎лишнего ‎и,‏ ‎в‏ ‎рамках ‎жанра…

…представляет‏ ‎собой ‎историю‏ ‎двухдневного ‎взаимодействия ‎500 ‎незнакомых ‎людей‏ ‎в‏ ‎замкнутом ‎пространстве‏ ‎с ‎ограниченным‏ ‎количеством ‎ресурсов.

Всего ‎в ‎романе ‎около‏ ‎20‏ ‎с‏ ‎примерно ‎равной‏ ‎тщательностью ‎прописанных‏ ‎персонажей, ‎что,‏ ‎вообще-то,‏ ‎много, ‎в‏ ‎смысле ‎больше ‎обычного ‎для ‎заявленного‏ ‎жанра ‎(кстати,‏ ‎одно‏ ‎из ‎недочищенных ‎автором‏ ‎мест—еще ‎пятеро,‏ ‎3 ‎мужика ‎и ‎2‏ ‎девочки‏ ‎в ‎машине‏ ‎в ‎самом‏ ‎конце; ‎кажется, ‎что ‎эпизод ‎с‏ ‎ними‏ ‎был ‎сокращен,‏ ‎но ‎не‏ ‎дорезан ‎полностью). ‎Почти ‎все ‎они‏ ‎без‏ ‎имен‏ ‎и ‎обозначаются‏ ‎по ‎маркам‏ ‎автомобилей: ‎женщина-Мерседес,‏ ‎мамаша-Пежо,‏ ‎девушка ‎из‏ ‎Тойоты ‎и ‎так ‎далее. ‎Выготский‏ ‎учил, ‎что‏ ‎личность‏ ‎проявляется ‎в ‎взаимодействии.‏ ‎ОК, ‎каждый‏ ‎из ‎персонажей—личность, ‎даже ‎мальчик-Фольксваген,‏ ‎задача‏ ‎которого ‎только‏ ‎умереть ‎от‏ ‎септического ‎шока. ‎Но ‎одновременно ‎они—жестко‏ ‎обрисованные‏ ‎типы, ‎и‏ ‎иногда ‎кажется,‏ ‎что ‎мы ‎читаем ‎современный ‎вариант‏ ‎«Мертвых‏ ‎душ»,‏ ‎сшитый ‎по‏ ‎нынешней ‎моде‏ ‎ужасом ‎и‏ ‎безнадежностью,‏ ‎а ‎не‏ ‎экономическим ‎гешефтом.

Внешний ‎мир ‎появляется ‎в‏ ‎романе ‎на‏ ‎мгновение:‏ ‎всего ‎несколько ‎страниц‏ ‎в ‎начале,‏ ‎перед ‎закрытием ‎гермоворот, ‎которые‏ ‎запрут‏ ‎500 ‎человек‏ ‎в ‎тоннеле,‏ ‎и ‎несколько ‎быстрых ‎страниц ‎в‏ ‎финале,‏ ‎совершенно ‎неожиданном‏ ‎для ‎давно‏ ‎уже ‎покорившегося ‎беспощадной ‎логике ‎катастрофы‏ ‎читателя.‏ ‎Между‏ ‎ними—полтысячи ‎страниц‏ ‎хроники ‎распада‏ ‎цивилизации. ‎Легион‏ ‎пост-апок‏ ‎сочинений ‎фокусируется‏ ‎на ‎задаче ‎полегче, ‎плюс-минус ‎убедительной‏ ‎картине ‎мира‏ ‎после‏ ‎катастрофы, ‎когда ‎уже‏ ‎все ‎сломалось‏ ‎и ‎в ‎широком ‎регистре‏ ‎от‏ ‎драмы ‎до‏ ‎анекдота ‎можно‏ ‎топтаться ‎на ‎руинах. ‎Вагнер ‎берется‏ ‎за‏ ‎гораздо ‎более‏ ‎сложную ‎тему,‏ ‎за ‎деконструкцию ‎социальных ‎связей—с ‎ее‏ ‎точки‏ ‎зрения,‏ ‎они ‎важнее‏ ‎ресурсов. ‎У‏ ‎Саке ‎Комацу‏ ‎в‏ ‎«Гибели ‎Дракона»‏ ‎и ‎Питера ‎Уоттса ‎в ‎«Водовороте»‏ ‎были ‎целые‏ ‎континенты‏ ‎(ну, ‎Япония ‎для‏ ‎японцев—целая ‎планета);‏ ‎у ‎Вагнер—всего ‎4 ‎километра‏ ‎тоннеля.

В‏ ‎тоннеле ‎за‏ ‎48 ‎часов‏ ‎полностью ‎разворачиваются ‎два ‎уровня ‎конфликта:‏ ‎личностный‏ ‎и ‎социальный.‏ ‎К ‎личностным‏ ‎читатель ‎привык ‎по ‎предыдущим ‎романам—это‏ ‎фишка‏ ‎Вагнер,‏ ‎наделить ‎каждого‏ ‎персонажа ‎тяжелым‏ ‎бэкграундом ‎и‏ ‎сорвать‏ ‎покровы. ‎Для‏ ‎удобного ‎срыва ‎покровов ‎каждый ‎находит‏ ‎в ‎тоннеле‏ ‎то,‏ ‎что ‎нужно, ‎в‏ ‎неограниченном ‎количестве:‏ ‎Митя, ‎который ‎упрямо ‎представляется‏ ‎нам‏ ‎главным ‎героем—водку,‏ ‎лейтенант—длинноногую ‎нимфу,‏ ‎газелист—старшего, ‎и ‎водка, ‎ноги ‎и‏ ‎разные‏ ‎старшие ‎не‏ ‎кончаются ‎до‏ ‎самого ‎конца. ‎Это ‎по ‎разряду‏ ‎персонажей-недотеп,‏ ‎с‏ ‎бойкими ‎и‏ ‎резвыми ‎чуть‏ ‎сложнее, ‎но‏ ‎конструкция‏ ‎та ‎же.‏ ‎А ‎хорошо ‎развернутый ‎социальный ‎конфликт‏ ‎появляется ‎у‏ ‎Вагнер‏ ‎впервые.

Что ‎Вагнер ‎умеет‏ ‎в ‎публицистику—мы‏ ‎видели ‎по ‎истории ‎«маленького‏ ‎иностранца»‏ ‎Оскара ‎в‏ ‎«Кто ‎не‏ ‎спрятался», ‎замешанной ‎на ‎крушении ‎коммунизма‏ ‎в‏ ‎Чехословакии ‎(и‏ ‎можно ‎догадаться,‏ ‎что ‎для ‎Вагнер ‎здесь ‎есть‏ ‎что-то‏ ‎личное—если‏ ‎не ‎в‏ ‎фактологии, ‎то‏ ‎в ‎переживании).‏ ‎А‏ ‎в ‎«Тоннеле»‏ ‎мы ‎волей ‎автора, ‎которому ‎стало‏ ‎тесно ‎в‏ ‎периметре‏ ‎терок ‎внутри ‎компании‏ ‎хорошо ‎знакомых‏ ‎персонажей, ‎имеем ‎общество ‎в‏ ‎миниатюре—и‏ ‎основные ‎типы‏ ‎этого ‎общества,‏ ‎тесные ‎взаимодействия ‎которых ‎в ‎герметичной‏ ‎коробке‏ ‎тоннеля ‎неизбежно‏ ‎провоцируют ‎конфликт.

«Тоннель»‏ ‎хорошо, ‎по ‎правилам ‎разогревался. ‎Вышли‏ ‎несколько‏ ‎приличных‏ ‎интервью, ‎в‏ ‎больших ‎СМИ‏ ‎был ‎опубликован‏ ‎отрывок,‏ ‎книжку ‎дали‏ ‎рецензентам. ‎Но ‎рецензий ‎пока ‎вышло‏ ‎всего ‎ничего.‏ ‎Прочел‏ ‎я ‎эту ‎вашу‏ ‎Юзефович ‎(Кинопоиск,‏ ‎05.03): ‎грубо, ‎нагон ‎строки,‏ ‎халтурно.‏ ‎У ‎Ан.‏ ‎Шевченко ‎(Прочтение,‏ ‎06.03) ‎эмоциональный ‎девичий ‎текст, ‎неплохо.‏ ‎Более‏ ‎развернутый ‎и‏ ‎основательный ‎обзор‏ ‎у ‎Е. ‎Васильевой ‎(Фонтанка, ‎05.03).‏ ‎На‏ ‎этом‏ ‎пока ‎все,‏ ‎не ‎считая‏ ‎пары ‎групповых‏ ‎обзоров‏ ‎новинок. ‎Скудно‏ ‎и ‎скучно. ‎И ‎ни ‎в‏ ‎одной ‎рецензии,‏ ‎даже‏ ‎у ‎Васильевой, ‎которая‏ ‎книжку ‎внимательно‏ ‎прочла, ‎не ‎упомянут ‎центральный‏ ‎конфликт‏ ‎«Тоннеля», ‎который‏ ‎только ‎и‏ ‎позволяет ‎считать ‎роман ‎чем-то ‎большим,‏ ‎чем‏ ‎локализованной ‎версией‏ ‎«Под ‎куполом»‏ ‎Стивена ‎Кинга. ‎Это ‎конфликт ‎между‏ ‎Властью‏ ‎и‏ ‎Революцией.

В ‎первый‏ ‎же ‎час‏ ‎после ‎изоляции‏ ‎незнакомых‏ ‎людей ‎в‏ ‎тесном ‎пространстве ‎Вагнер ‎подсовывает ‎нам‏ ‎опасные ‎типы,‏ ‎которые‏ ‎взорвут ‎тоннель: ‎глупую‏ ‎провокаторшу-Пежо, ‎которая‏ ‎мутит ‎народ ‎с ‎хорошо‏ ‎узнаваемыми‏ ‎интонациями ‎«мы‏ ‎здесь ‎власть»,‏ ‎пожилого ‎таксиста, ‎воевавшего ‎на ‎той стороне,‏ ‎и‏ ‎мутного ‎проныру-арестанта,‏ ‎который ‎сбегает‏ ‎из ‎милицейской ‎машины. ‎С ‎противоположной‏ ‎стороны,‏ ‎Власти,‏ ‎работает ‎начальство‏ ‎в ‎бронированном‏ ‎членовозе, ‎начальство‏ ‎настолько‏ ‎высокое ‎и‏ ‎старое, ‎что ‎владеет ‎информацией ‎о‏ ‎протоколах ‎на‏ ‎случай‏ ‎глобального ‎конфликта. ‎Противостояние‏ ‎между ‎ассистенткой‏ ‎начальства, ‎чиновницей-Мерседес, ‎и ‎мутным‏ ‎чертом‏ ‎в ‎наручниках‏ ‎неизбежно ‎приводит‏ ‎к ‎катастрофе, ‎как ‎всегда ‎бывает‏ ‎в‏ ‎конфликте ‎власти‏ ‎и ‎революции.

Одна,‏ ‎администратор, ‎организует ‎учет ‎ресурсов ‎и‏ ‎перепись‏ ‎населения‏ ‎согласно ‎протоколам‏ ‎Холодной ‎войны.‏ ‎Другой, ‎манипулятор,‏ ‎с‏ ‎целью ‎контроля‏ ‎запасов ‎воды ‎собирает ‎из ‎тоннельных‏ ‎мусульман ‎натуральный‏ ‎джамаат‏ ‎и ‎берет ‎заложников.‏ ‎Одна ‎пытается‏ ‎спасти ‎несколько ‎специалистов ‎в‏ ‎кстати‏ ‎случившемся ‎в‏ ‎стене ‎тоннеля‏ ‎бункере, ‎другой ‎устраивает ‎беспорядки, ‎в‏ ‎которых‏ ‎погибнут ‎все.‏ ‎Симпатии ‎автора‏ ‎на ‎стороне ‎зловещей ‎поначалу ‎чиновницы,‏ ‎но‏ ‎она‏ ‎в ‎буквальном‏ ‎смысле ‎разваливается‏ ‎на ‎ходу,‏ ‎как‏ ‎и ‎ее‏ ‎высокое ‎начальство. ‎А ‎тем ‎временем‏ ‎народная ‎стихия,‏ ‎в‏ ‎виде ‎бригады ‎вахтовиков,‏ ‎уже ‎по‏ ‎дури ‎перерубила ‎кабель, ‎и‏ ‎в‏ ‎тоннеле ‎гаснет‏ ‎свет ‎и‏ ‎останавливаются ‎вентиляторы… ‎Ну ‎да, ‎это‏ ‎все‏ ‎очень ‎напоминает‏ ‎«Повелителя ‎мух»,‏ ‎эпиграфом ‎из ‎которого ‎открывается ‎книжка.

К‏ ‎финалу‏ ‎автор‏ ‎подсовывает ‎читателю,‏ ‎который ‎уже‏ ‎сбился ‎считать‏ ‎трупы,‏ ‎почти ‎визионерский‏ ‎вариант ‎благополучного ‎исхода. ‎Оказывается, ‎существует‏ ‎контрольная ‎группа,‏ ‎в‏ ‎которой ‎не ‎нашлось‏ ‎ни ‎начальства‏ ‎с ‎бункером, ‎ни ‎провокаторов,‏ ‎все‏ ‎друг ‎с‏ ‎другом ‎на‏ ‎вы ‎и ‎едят ‎арбузы, ‎а‏ ‎счастливые‏ ‎дети ‎гоняют‏ ‎в ‎футбол,‏ ‎натуральный ‎Мир ‎Полудня. ‎Однако ‎настоящий‏ ‎финал‏ ‎еще‏ ‎впереди ‎и,‏ ‎в ‎общем,‏ ‎оказывается, ‎что‏ ‎во‏ ‎внешнем ‎мире‏ ‎тот ‎же ‎тоннель, ‎только ‎в‏ ‎профиль.

Следи ‎за‏ ‎собой,‏ ‎будь ‎осторожен, ‎вот‏ ‎это ‎все.‏ ‎«Тоннель»—очень ‎тревожный ‎текст, ‎который‏ ‎будет‏ ‎полезно ‎время‏ ‎от ‎времени‏ ‎перечитывать. ‎Там, ‎где ‎посредственный ‎автор‏ ‎отходит‏ ‎от ‎жанрового‏ ‎шаблона ‎и‏ ‎помимо ‎воли ‎проговаривает ‎собственные ‎страхи,‏ ‎Вагнер‏ ‎умело‏ ‎расширяет ‎шаблон‏ ‎и ‎говорит‏ ‎ясно ‎и‏ ‎четко.‏ ‎Стандартный ‎для‏ ‎Вагнер ‎ход—обычных ‎людей ‎в ‎необычной‏ ‎ситуации ‎вывернуть‏ ‎чертями‏ ‎в ‎закрытой ‎коробке—здесь‏ ‎за ‎пять‏ ‎лет ‎работы ‎доведен ‎до‏ ‎совершенства.‏ ‎Любопытно, ‎не‏ ‎выпустит ‎ли‏ ‎она ‎их ‎в ‎следующем ‎романе‏ ‎из‏ ‎коробки ‎наружу.‏ ‎Ждем.



Подарить подписку

Будет создан код, который позволит адресату получить бесплатный для него доступ на определённый уровень подписки.

Оплата за этого пользователя будет списываться с вашей карты вплоть до отмены подписки. Код может быть показан на экране или отправлен по почте вместе с инструкцией.

Будет создан код, который позволит адресату получить сумму на баланс.

Разово будет списана указанная сумма и зачислена на баланс пользователя, воспользовавшегося данным промокодом.

Добавить карту
0/2048