Совершенствование образовательной программы высших учебных заведений с целью повышения востребованности специалистов для бизнеса в условиях цифровой трансформации
Приведенная здесь статья опубликована в журнале Черные металлы №8 в 2020 году. Поэтому пост открыт для всех.
Актуальность подготовки специалистов в Производственной системе и методологии Lean Six Sigma для бизнеса в условиях цифровой трансформации
Современный мир стремительно меняется и темп изменений постоянно нарастает. Во многом изменения вокруг нас связаны с внедрением новых цифровых технологий. Поэтому мы все чаще слышим о «цифровой революции» или «индустрия 4.0». Эти понятия, как правило, сопровождаются видением, что уже скоро искусственный интеллект и роботизация заменят собой человека во множестве профессий, что обеспечит высокую, ранее не достижимую эффективность производственных и прочих бизнес-процессов.
Но по факту нас окружают на предприятиях обычные (не цифровые) процессы с сомнительным уровнем эффективности, где готовая продукция выпускается с браком, документы теряют свою актуальность из-за длительности согласований, а оборудование агрегатов ломается вместе с производственными планами. Низкоэффективные производственные процессы снижают скорость принятия решения и внедрение улучшений, что снижает эффект инициатив и приводит к негативным финансовым последствиям. В связи с этим, актуализируется вопрос о том, как эффективно применять цифровые инструменты для решения фактических проблем предприятия?
Если цифровизация предприятия идет бессистемно на неподготовленных производственных объектах для внедрения цифровых технологий, то реализуемые специалистами (data scientist) единичные проекты, вряд ли принесут ощутимую прибыль компаниям. Потому что цифровые инструменты редко дают результаты без прозрачных баз данных, стабильных, правильно выстроенных процессов, автоматических систем дистанционного управления. Например, введение системы электронного документооборота не сильно ускорит бизнес-процессы согласования документов, если документы, как и раньше нужно будет подписывать от руки. Или, какой смысл в цифровом зрении при идентификации дефектов, если информация не будет использоваться в системах оперативного принятия решений и аттестации продукции, а будет лишь накапливаться в базах данных предприятия, занимая дорогостоящее место на серверах?
Подобные единичные малоэффективные цифровые проекты никак не решают проблем предприятия. А иногда наоборот, только добавляют новых сложностей в бизнес-процесс. Например, оперативный учет дублируются, и специалисты вынуждены вносить одинаковую информацию в разные системы. Или в бизнес-процессах предприятия добавляется множество новых шагов-не-увеличивающих-ценность производимого продукта или услуги, таких как, есть необходимость формировать отчетность по новым информационным системам.
Цифровизация должна упрощать труд специалистов предприятия, и только тогда результаты проектов принимаются и используются в бизнесе. В случае если сотрудники считают цифровое решение усложнением своей работы, то оно не приживется и станет еще одним бесполезным делом которое им навязали. Это может быть, как следствием того, что цифровое решение действительно сложно в использовании, так и того, что команда проекта не донесла ценность цифрового решения до сотрудников.
Поэтому бессистемность цифровизиции предприятия вредят делу построения высокоэффективной цифровой компании, не только финансовыми и временными потерями, но и подрывая уверенность в эффективности инструментов индустрии 4.0. Цифровая трансформация бизнеса требует не единичных решений, а целостной системы, включающей как инструменты совершенствования бизнес-процессов и повышения компетенций сотрудников предприятия, так и цифровые инструменты.
Цифровизация компании для своей успешности должна основываться на прочном фундаменте Производственной системы. Казалось бы, между Производственной системой и цифровизацией предприятия мало общего. Но на самом деле, развертывание Производственной системы на предприятии приводит к сокращению потерь с точки зрения бережливого производства делая бизнес-процессы пригодными для использования цифровых инструментов. На рис. 1. представлена область максимальной эффективности инструментов Производственной системы, снижающие риски цифровизации предприятия.
Рис. 1. Мероприятия по снижению рисков в цифровизации предприятия. Зеленым – область максимальной эффективности инструментов производственной системы
Помимо Производственной системы цифровизиция предприятия должна основываться на высоких компетенциях специалистов предприятия в сфере совершенствования процессов. На множестве предприятий, переходящих к индустрии 4.0 в качестве таких специалистов успешно выступают зеленые и черные пояса, владеющие методологией Lean Six Sigma [7-14]. Специалисты Lean Six Sigma использующие инструментарий как бережливого производства, так и цифровой методы являются авангардом совершенствования бизнес-процессов, тем самым стыковочным звеном между производственниками и «цифрой».
Залог успеха в реализации проектов цифровизации специалистами, обученными методологии Lean Six Sigma — эффективная коммуникация как следствие ориентации на клиента. Они выступают своеобразными переводчиками с языка высокой цифры на язык потребностей бизнеса и обратно. Что позволяет формулировать конкретные задачи и бизнес-кейсы для цифровизации и транслировать возможности цифровизации для всех участников бизнес-процессов.
Специалисты Lean Six Sigma важны в цифровизации не только как эффективные коммуникаторы. Реализация проектов по совершенствованию бизнес-процессов предприятия создаёт среду эффективного применения цифровых инструментов индустрии 4.0. В практике цифровой трансформации предприятия нет «цифровой революции», а есть «цифровая эволюция» основным двигателем которой является Производственная система, включающая в себя методологию Lean Six Sigma. При сопоставлении проектного подхода DMAIC являющемся основой методологии Lean Six Sigma с циклом цифровизации предприятия, выясняется, что подходы одинаковые. (рис. 2). Переход от низкоэффективных процессов через методологию Lean Six Sigma к цифровизации бизнеса включает в себя четыре этапа (рис. 3).
Рис. 2. Цифровизация и методология DMAIC
Рис. 3. Этапы развития методологии Lean Six Sigma на предприятии
Первый этап. Зарождение системы. Выстраивание структуры, создание регламентирующих документов, подготовка кадров. Первые победы, успешные проекты, доказавшие эффективность методологии. Массовое обучение руководителей на уровень «Спонсор проекта Lean Six Sigma». Подготовка специалистов на уровень «Черный пояс» и «Пояс тренер». Достижение 30% потенциала эффективности методологии.
Второй этап. Промышленная эксплуатация системы. Обучение методологии LSS до 2%+ персонала от общей численности (имеются в виду все уровни знания методологии от белого пояса до черного). Снижение сопротивления изменениям руководителей различного уровня. Интеграция в общую систему, объединение разрозненных инструментов (А3, Контрольные карты и др.) в логику единой методологии Lean Six Sigma. Проекты делаются не только по направлениям технологии и энергетики, но и в логистике, кадровой службе, в ремонтном производстве и др. Эффективность методологии достигает 90%.
Третий этап. «Дожимание» системы. По большинству направлений бизнеса сделаны проекты Lean Six Sigma, из-за этого происходит снижение величины эффекта от одного проекта, но это компенсируется количеством проектов. Массово выполняются проекты по предиктивной диагностике оборудования и моделирования не производственных процессов. Для создания новых продуктов используется методология DFSS (design for six sigma). 90% контрольных карт построена по результатам проектов Lean Six Sigma и имеют математическую модель управления процессом (советчик). Для дальнейшего развития и оцифровки бизнес процессов происходит установка приборов учета на недостающие позиции. Активно используются виртуальные анализаторы замещая некоторые не ключевые анализы. Эффективность максимальная.
Четвертый этап. Принятие стратегических решений (эволюция системы). Все процессы проанализированы и оцифрованы, дополнительных проектов Lean Six Sigma не требуется, найти новую тему становится сложно. Накоплены большие базы «правильных» данных. Для избегания стагнации необходимо переходить полностью на цифровые, автоматизированные продукты управления процессами. Объединение всех советчиков разработанных на базе проектов Lean Six Sigma в единую систему под управлением искусственным интеллектом. Эволюция системы Lean Six Sigma в систему цифровизации производства.
Интеграция в учебную программу ВУЗов элементов Производственной системы и методологии Lean Six Sigma
Открытым вопросом остается подготовка специалистов по Производственной системе и методологии Lean Six Sigma. На текущий момент, данная подготовка осуществляется компаниями самостоятельно или с привлечением консалтинговых фирм. Поэтому процесс подготовки специалистов подобного профиля дорогой и длительный. Высшая школа в подавляющем большинстве из данного процесса исключена. Что приводит к тому, что еще некоторое время после трудоустройства выпускников ВУЗов необходимо обучать инструментам Производственной системы. Обучение методологии Lean Six Sigma это не менее полугода подготовки на уровень зеленый пояс и не менее полутора лет – на уровень черный пояс. Для ускорения процесса подготовки специалистов по Производственной системе и методологии Lean Six Sigma необходимо включать в программы подготовки профильных ВУЗов.
Набор требуемых компетенций для специалистов в методологии Lean Six Sigma представлен в таблице 1. При анализе данного набора компетенций, выясняется, что программа подготовки специалистов в области металлургии в достаточной мере развивает необходимые компетенции только в двух направлениях «компьютерная грамотность» и «математическая грамотность».
Таблица 1 – Категории навыков специалистов методологии Lean Six Sigma
Включение объема необходимых компетенций по методологии Lean Six Sigma в программу подготовки бакалавров приведет к значительному снижению уровня базовой подготовки в металлургии. Поэтому, развитие данных компетенций можно обеспечить только в рамках программ подготовки инженеров и магистров.
Подготовка специалистов в методологии Lean Six Sigma требует реализации практических проектов по улучшению бизнес-процессов. Это обстоятельство предъявляет к ВУЗам дополнительное требование по высокому уровню кооперации с бизнесом т.к. для реализации проектов в соответствии методологией Lean Six Sigma необходим доступ к актуальной технической и финансовой информации об улучшаемых бизнес-процессах.
Одной из проблем при интеграции в образовательную программу ВУЗов Производственной системы и методологии Lean Six Sigma это получение требуемых компетенций преподавателями вузов. Поэтому важно развитие кооперации между образованием и бизнесом для передачи необходимого набора компетенций от специалистов предприятий по Производственной системе и методологии Lean Six Sigma к преподавательскому составу профильных ВУЗов. С этой целью со стороны предприятий необходимо выделять ресурсы, во-первых, на теоретическую подготовку, а во-вторых, на реализацию практических проектов Lean Six Sigma по совершенствованию бизнес-процессов преподавательским составом ВУЗов.
На текущий момент в ЛГТУ на кафедре ОМД реализуется пилотный проект по подготовке магистров на уровень зеленый пояс Lean Six Sigma в рамках программы дополнительного профессионального образования НЛМК. Первый выпуск специалистов, подготовленных по новой программе, будет осуществлен в текущем учебном году.
Выводы
Интеграция в образовательную программу ВУЗов Производственной системы и методологии Lean Six Sigma позволяет получить следующие выгоды заинтересованным сторонам.
Выгоды для предприятий и бизнеса:
- задействование технической экспертизы преподавателей ВУЗов в реализации проектов Lean Six Sigma;
- рост количества мероприятий операционной эффективности от проектов Lean Six Sigma за счет целевой подготовки специалистов для предприятия в ВУЗе;
- увеличивается полезное время специалистов в первые два года после прихода на предприятии (значительное снижение времени на донабор компетенций);
- вовлечение принятых специалистов к высокоинтеллектуальной творческой работе, т.е. повышение интереса к работе на предприятии и повышение лояльности новых сотрудников;
- развитие кооперации науки, образования и бизнеса.
Выгоды для ВУЗов:
- создание компетенций у преподавателей для реализации проекта «Бережливый университет»;
- повышение актуальности образовательных программ для бизнеса.
Выгоды для государства:
- подготовка кадров для цифровой трансформации ВУЗов, организаций и предприятий;
- повышение производительности труда за счет реорганизации бизнес-процессов;
- повышение эффективности национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».