Киров-Пассажирский
О вятском кремле и современном мифотворчестве
В дни новогоднего безделья посетили мы с сударем некую вятскую архитектурную древность, которую кое-кто гордо величает “стеной вятского кремля”.
Сразу скажу: кремль был. Вятка всегда была чем-нибудь да ограждена. В том же 1374 году, когда огромная разбойничья армия ушкуйников разграбила город, он был наверняка ограждён валом и частоколом. В 15-м веке вятчане пару раз давали отпор московским войскам тоже не сидя за грядками с капустой: город был укреплён сильно.
Первые документальные сведения именно о кремле содержатся в Писцовой книге А.М. Толочанова и А. Иевлева, 1625:
“Город Хлынов, деревян, над рекою над Вяткою, рублен в 2 стены, в башнях и в праслах лес сосновый, а у него 4 башни с вороты, да 4 глухих, а меры всего города 420 сажен; город и башни крыты тесом…”
Икона Трифон Вятский, писаная в середине того же 17-го века даёт представление, как выглядел кремль:
Сама икона сохранилась плохо, поэтому я немного обработал её изображение, а справа - прорисовка этой части иконы, приведённая в книге А.Г. Тинского Планировка и застройка города Вятки в XVII-XIX веках. Ничего не настораживает? В писцовой книге указаны 8 башен кремля: 4 с воротами и 4 глухих, а на иконе созданной несколько позднее, изображены только 6.
- Ну и что? Взяли и решили перестроить. Или сгорел кремль.
Вятка не была бы Вяткой, если б было всё так просто.
Насчёт перестроить - так в писцовой книге уже упоминается укрепление “в две стены” - именно то, что изображено на иконе. Насчёт пожаров - их было, и как раз именно в то время: в 1631 и 1634 годах. Известия о пожарах содержатся в трудах Вятской учёной архивной комиссии (ТВУАК): в выпусках 3-4 от 1913 года публикуется переписка хлыновского воеводы Чевкина и царя Алексея Михайловича относительно восстановления города. Хронологически события происходили следующим порядком:
- 15.09.1631 - пожар в Хлынове, упомянутый в челобитной от 02.08.1634. Сгорел “... город и Божии церкви и колокольни и съезжая изба и тюрмы и мосты и воеводцкой двор и церковных людей и посадцких дворы.”
- 16.06.1634 - очень большой пожар в Хлынове: сгорели церкви, административные здания, увеселительные заведения и более 300 посадских дворов.
- без даты - письмо воеводы Чевкина , в котором он сообщает царю: “... не доделано пять башен да двои ворота…”, а также о своём распоряжении строителям осметить недоделки
- 04.07.1634 - счётный список “стеннаго лесу” городского приказчика Шевелёва в ответ на распоряжение воеводы Чевкина об инвентаризации брёвен, “... которые готовлены на Хлынов город…”
- 02.08.1634 - челобитная царю хлыновского городского старосты Шапочника, орловского городского старосты Софронова и др. о разрешении строить “воеводцкой и диячей дворы” из леса, оставшегося от строительства после пожара 1631 года.
- 03.09.1634 - ответ царя с разрешением использовать оставшийся лес. В публикации ТВУАК ответ ошибочно датирован 7140 (1631) годом.
- 05.11.1634 - письмо царя воеводе Чевкину и дьяку Одинцову с требованием сообщить “... Хлыновское городовое дело шесть башен и крепости около города всякие против прежние сметы совсем ли доделаны…”, а дьяку Одинцову составить отчёт (роспись) о строительстве и чертёж и за своей подписью отправить эти документы в Москву.
Вполне допускаю, что в ТВУАК опубликованы не все документы, касающиеся пожара 1631 года, но факт: опись ущерба, причинённого городу пожаром 1634 года, очень подробна. Царю даже сообщили, в каком конкретно кабаке сколько и на какую сумму хмеля сгорело - кабатчик, видать, ещё и пиво варил, а пожар 1631 года упомянут только приведённой выше цитатой.
Из всего этого лично я делаю вывод: проект вятского кремля с шестью башнями появился после пожара 1631 года. А откуда он появился и почему? Хм… Письмо воеводы Чевкина о недоделке пяти башен из шести в 1634 году - спустя три года после первого пожара… Я не думаю, что предыдущий вятский воевода забил метиз на приказ царя о восстановлении Хлынова: такие кундштюки в те времена были чреваты не только боком, но и потерей более жизненно важных органов. А потому… Уж если за три года удалось восстановить только 1 башню из запланированных шести… То хлыновский пожар 1631 года был не просто пожаром, и не большим пожаром, а очень большим пожаром: выгорел вообще весь кремль со всеми крепостными сооружениями и прилегающими посадами! Это и объясняет появление нового проекта - восстанавливать было попросту нечего, проще - построить заново. Это объясняет и медленность строительных работ: пока проект составят, пока с заказчиком согласуют, осметят, утвердят, аванс получат… - Строители меня поймут 6-). Тогда всё сходится. Как бы то ни было, к моменту написания иконы Трифон Вятский основные работы были завершены, лишь со стороны реки стена кремля была всё ещё одинарной - видно на прорисовке.
Где располагался кремль - видно из наложения планов разных лет:
По Писцовой книге Толочанова от 1625 года периметр стен составлял 420 сажен. Если взять за сажень примерно 2,13…2,16 м, то окружность стен города составит около 900 м - более-менее совпадает с наложением:
Какова была дальнейшая судьба "вятского"-хлыновского кремля?
1678 год, в Росписном списке князя Прозоровского с воеводой Нарышкиным (ТВУАК, вып. 5-6, 1905 г.) указаны башни:
- Спасская (проездная);
- Воскресенская (проездная);
- Богоявленская (проездная);
- Никольская (проездная);
- Покровская (проездная)
1684 год, в Росписном списке князя Лыкова с воеводой Дорошенкой (ТВУАК, вып. 5-6, 1905 г.) указано: “А того города Кремля построено 5 башен, срублено и сделано доготова. Башня ж Богоявленская не достроена.”
Есть сведения ещё об одном пожаре, погубившем хлыновский кремль: в Своде летописных известий о Вятском крае А.А. Спицына в 1701 году указано:
”Того ж сентября против 22 числа учинился пожар в Хлынове, у засоры, у Саввы Вепрева, и згорели церкви все, и иконы и книги и ризы, и людей 6 человек, и кремль город весь и на посаде по Московской и Спенцинской и Копанская улицы, и в подгорье все до земских бань, и Успенский монастырь и в девиче церковь.”
За основу свода Спицын взял Повесть о стране Вяцкой - произведение весьма сомнительное в части историчности. Спицын писал, что дополнил Повесть некими летописными сведениями, но откуда он их взял, не упомянул. Такой гигантский пожар, что перекинулся на другую сторону оврага и спалил Успенский монастырь, должен быть обязательно упомянут в каких-то местных и не только документах. И впрямь: в сборнике Вятская старина. Материалы для истории Вятского края первой четверти XVIII века, вып. 1, 1888, В. Юрьев сообщает о том же пожаре, и последствия его были ужасающими. Полковник Василий Григоров, посланный в Хлынов для защиты его от бунтующих башкир и казанских татар, так описывает состояние города в 1708 году:
“... а по осмотру оказалось, что прежнее строение сгорело в прошлых годах (1700 года), также и вал, и рвы обвалились, и от воровских людей, если случай позовет в осаде сидеть, - будет не в чем…”
Вятская старина, стр. 20.
На этом, в общем-то, и закончилась история Хлыновского кремля - не оправился он от пожара 1700 года. Далее царь Пётр стал столь усердно рубить окно в Европу, что позади него зрелище оставалось весьма неприглядное: практически выжатый досуха Хлынов столь обнищал, что московским коллекторам приходилось буквально - буквально! - палками выбивать из лучших (читай - богатейших) людей города недоимки по налогам - тому есть письменные подтверждения.
Когда вятские архиереи перебрались на территорию бывшего кремля,точно указать не могу: видел документ, но какой… и где… Было какое-то распоряжение выделить на территории кремля место под архиерейский дом. Помнится, что кто-то описывал чуть ли не в 1700 году уже разрушенный вал кремля, внутри которого располагался архиерейский дом, тюрьма и зелейная изба. В любом случае, в Переписной (ландратской) книге М.П. Гагарина от 1717 г., указывается: “В Кремле соборная церковь каменная во имя Живоначальные Троицы… Дом архиерейской каменной…”.
В ведомости на дом епископа Вятского и Великопермского Алексия от 22.06.1725 г. (ТВУАК, 1912 вып 1-2, отд. II, стр. 111) среди прочего упоминается: “круг ево [дома] ограда все деревянное.”
Сведения о строительстве каменных зданий архиерейского комплекса на месте хлыновского кремля содержатся в приказе епископа Вятского и Великопермского Антония от 24.07.1752 года (ТВУАК, 1907, вып. 4, отд. III, стр. 21-30). Приказ был издан по причине очередного посадского пожара, случившегося 20 июля 1752 года: помимо прочего выгорел архиерейский дом, церкви, амбары, административные здания. Каменное строение в то время уже шло:
“... а меж тем, как возможно, под тое Консисторию и Казенной Приказ наемными людьми оканчивать вновь строящиеся каменныя палаты; а хотя протчаго каменнаго здания после пожару стен и немало осталось, и те от великаго жару крайне повредились и впредь к починке во все безнадежны…”
Там же (стр. 26) упоминаются пострадавшие кирпичные сараи, поставлявшие кирпич на строительство ограды Трифонова монастыря:
“... а потом сараи кирпишные (из коего кирпича с нынешняго лета около всего монастыря строится ограда)...”
Вот в этом приказе (см. там же стр. 28) и появляется кирпичная ограда архиерейского подворья: епископ Вятский Антоний распоряжается направить в Святейший Правительственный Синод прошение
“... дабы повелено было: 1) для строения в доме нашем из старого кирпича вновь каменных удобных для жительства архиерейского покоев, и при том конюшни, поварни, погребов, кузницы и амбаров, и около дому архиерейского ограды…”
А поскольку объект архитектурного наследия в наше время наличествует, нет сомнения, что разрешение на строительство от Синода было получено, и ограда была построена. Как она выглядела в начале 20-го века (указано, что в 1911-1917 г.г.), видно на фотографии С.А. Лобовикова (фрагмент укрупнённо):
В 30-е годы прошлого века церкви и почти вся ограда архиерейского подворья были разрушены, но по счастью… Ну, как по счастью… По счастью, часть ограды таки сохранилась, но частью пребывает в состоянии довольно печальном 6-).
Располагается она здесь:
Фасад дома 28 полностью свободен от штукатурки. Сама ли отвалилась, отбил ли кто - неведомо. На первых этажах домов 24 и 26 штукатурка есть и в неплохом состоянии. В отмеченных на картинке местах взяли пробы раствора, на котором сложена стена - они совпали: довольно легко рассыпающийся известковый раствор.
Судя по тому, что между стеной ограды и домом 28 образовалась изрядная щель,
сначала была построена стена, а уж к ней пристроен дом. Между домом 26 и его частью стены такой щели нет.
Чтоб закончить с “аркой” - посмотрите повнимательнее на фотографии Лобовикова и другую, того же времени: ничего не замечаете? - И я не заметил: не было в 1911-1917 годах между домами 26 и 28 никакой арки вообще. Равно как и вот этого окна, что в пластиковом переплёте:
Если с окном понятно: прорубили для организации ещё одной жилой комнаты при заселении дома, то когда уже в советские времена прорубили арку - надо смотреть фотографии тех времён. Вообще было бы интересно, под какими годами постройки числятся дома 24, 26 и 28 в кадастре недвижимости.
Тем не менее, это нисколько не умаляет значение остатков стены, как архитектурного наследия Вятки 18-го века. Такие дела.
О мифотворчестве
1. О “вятском кремле”
Тех энтузиастов, что взялись за сохранение остатков стены, я искренне уважаю: вот они смогли, а я - нет. Чем-то всё время занимаюсь, статьи пишу для кого-то, в общем - всякая муть. Так что они - молодцы, а я - не очень 4-). Но.
Надо чётко осознавать, что “Арка Вятского кремля” - это торговая марка или, как модно говорить, локальный бренд, который не имеет ничего общего ни с историей вятского кремля, ни с историей вообще. Поскольку хлыновский кремль таки был, а вот вятского - не было. Совсем. Напрочь. И сама ныне существующая арка не имеет совершенно никакого исторического общего с каким-либо кремлём. Вообще. Я понимаю, что с точки зрения промоушена, пиара и чего там ещё “Арка Вятского кремля” выглядит намного, намного круче и перспективнее, чем “остатки стены архиерейского подворья”. Но это - миф. Точнее - могло бы стать мифом в отсутствие необходимых знаний. Здесь же имеем знания о предмете во вполне достаточном количестве, а в этом случае миф называется уже несколько по-другому. Не хочется, чтобы очень полезное и очень похвальное дело начиналось с… ну, вы понимаете 4-).
2. О “комплексе зданий кафедрального собора”
По странному стечению обстоятельств случилась у меня недавно одна маленькая дискуссия с уважаемым мною человеком по поводу этого “вятского кремля”. Ему тоже не нравится “кремль”, но он предпочитает называть эту территорию городской застройки “комплексом зданий Кафедрального собора”. Позволю себе привести пространную цитату, правда - с некоторыми сокращениями:
“1) Для города и его жителей в первую очередь важную роль играет именно собор, а не подворье и "жилье" архиерея…
2) С точки зрения банальной практичности, если бы собор был возведен в ином месте, то и подворье, скорее всего, могло бы быть организовано там же, а не здесь...
3) … Я не могу судить о том, как делили эту территорию жители Вятки. Но, сейчас для меня, да и для других, эта территория ассоциируются именно с Кафедральным собором, а не "обслуживающим" его и архиерея подворьем...”
Лично мне здесь видятся отголоски мифа о некоем благолепном и духотворном русском народе, коий массово мироточил на бюсты государей-”анпираторов” и был уж таким православным-православным, что кушать не мог. Это его потом большевики испортили 6-). Соответственно, вятский кафедральный собор должен был восприниматься как самостоятельная ценность, а церковнослужители - именно, что “обслуживать” эту ценность. Как говорится, "при нём". Однако, как бывает с мифами, действительность была гораздо прозаичнее. Как я и сам подозревал, лёгкое гугление по поводу “кафедрального собора” тоже показало, что это именно архиерей выбирал себе церковь для служения, “назначал” церковь кафедральной/соборной. Другой архиерей мог избрать для служения другую церковь, и она становилась кафедральной, причём предыдущая сохраняла свой статус. К примеру, по переписной книге Гагарина от 1717 года на территории бывшего хлыновского кремля среди прочих находились аж три соборных церкви: Живоначальной троицы, Богоявления Господня и во имя Нерукотворного Спасова образа, причём никакая не выделена в качестве главной. Лишь спустя 70 лет после того, как вятские архиереи перебрались на территорию бывшего хлыновского кремля на архиерейском подворье на месте церкви Живоначальной троицы для служения архиереев был построен Свято-Троицкий храм, получивший статус кафедрального.
Насчёт богобоязненности и православности русского народа. Как-то уже давно натыкался я на исследование то ли конца 19-го, то ли начала 20-го в., где показывалось, что религиозность русского народа неуклонно снижалась. Приводились выписки из документов, в которых попы жалились, что прихожане всё реже делятся с ними своими грехами, да и реализация продукции в церквях заметно проседает. Надо, мол, предпринимать какие-то меры. Кнутом там, или ещё чем… В этот раз, просматривая ТВУАК, наткнулся на требование властей к попам присылать списки прихожан, не ходящих к исповеди, с целью налагать на них денежный штраф. Это - 18-й век, и проблема была такой, что сами власти озаботились "благонравием" населения. Загонять население железной рукой отнюдь не большевики придумали.
Так что транслировать современное увлечение религией на прошлое, на мой взгляд, - несколько… забавно выглядит, скажу так 6-).
Ну вот. Хотел было десяток-другой предложений оперативно тиснуть на злободневную тему… В результате - вон чё получилось. Зато все ТВУАК просмотрел 6-).
Нет ничего темнее истории Вятки, говорите... А Малмыж?
Часть Генеральной карты Вятской губернии, 1806г.
Нда... Нет чтобы просто написать про поездку да выложить фоточек (пришлось таки сделать 6-) - понесло меня в историю Малмыжа, а там... Если история Вятки ещё хоть как-то документирована, то в истории Малмыжа... ой, бядя-бяда-огорчение, причём - повальное. Конечно, если посмотреть ордынские и казанские документы века с... 14-го, то, наверное, можно было бы найти упоминания о городе, да где они...
В большинстве нынешних описаний указывается, что город был основан в 16-м веке - да, есть такая практика датировать время возникновения населённого пункта по самому раннему упоминанию его в письменных источниках, но тогда... Книга большому чертежу, 1627 г.:
"А от усть реки Вятки, 120 верст, на Вятке город Малмыш."
Или Писцовая книга казанского уезду письма и меры Ивана Болтина от 1602-1603гг.:
"За князь Камаем же 2 кабака. Один по Арской дороге ниже Малмыжа, а другой на Каме реке на дубовом перевозе; да 2 перевоза - один на реке на Вятке, а другой на Каме реке."
Это я навскид нашёл. Может, где и раньше, но надо смотреть документы приказов, а у меня к ним доступа нет и не будет 4-). В целом, основанием Малмыжа считают кто 1552-й, кто - 1553-й год, но точно связывают это, во-первых, со взятием Казани царём Иваном IV, и во-вторых, с неким князем Болтушем (он же - Полтыш ону, мар.).
Известная - "народная" - версия
Полтыш был князем Малмыжского княжества, бывшего вассалом Казани. После взятия в 1552 году Казани русскими войсками князь Полтыш поднял восстание против русского царя. Против него был послан отряд, который осадил и взял Малмыж, при этом князь Полтыш был убит орудийным ядром. Князя похоронили на горе над Малмыжем, названной в последствии Болтушиной горой, а в самом Малмыже остался стрелецкий наряд. После этого недовольные малмыжане перебрались на новое место и назвали его Мари-Малмыж, откуда, вроде бы, собирались родной Малмыж от русских мигрантов-оккупантов освобождать.
Совершенно традиционная, изумительно неоригинальная легенда, коих на исторических просторах - как мышей в поле. Идёт она от записи путешественником Н.П. Рычковым в середине 18-го века рассказов малмыжских и окрестных жителей. Тем не менее, в легенде есть часть, которая находит неоднократное подтверждение в русских летописях: приход русского отряда в район Малмыжа. И впрямь, во время завоевания Казанского ханства от Казани в сторону Уржума посылались русские войска, но, просмотрев большую часть летописей ПСРЛ, я не нашёл явного упоминания каких-либо боевых действий около Малмыжа. Арск брали, Малмыжа - нет 6-).
Вот место действия (показана дорога Казань - Малмыж - Уржум):
Казанское взятие
Кампания по взятию Казани была подготовлена очень тщательно.
- Апрель 7059 (1551). Начинается поход, на Волге в судах грузят готовые срубы для строительства базы войск - Свияжска, войска выдвигаются на позиции.
При этом царь Иван Васильевич специально позаботился о защите тыла войск. Летописец начала царства Ивана Васильевича:
"А с Вятки велел притти Бахтеяру Зюзину с вятчаны на Каму. Да сверху Волгою государь прислал многих казаков, а велел стати по всем перевозом и по Каме и по Волге и по Вятке реке, чтобы воинские люди, ис Казани и в Казань не ездили."
Зюзин (также - Зузин) Бахтеяр Григорьевич, сын боярский, упомянут в составе избранной тысячи в указе 1550 года, в 1551 году - вятский воевода.
Кстати, в Разрядной книге 1475-1605 гг. это упоминается так:
"А с Вятки велел государь притти на Каму Бахтеяру Зюзину с вятчаны.
А с служилыми тотары Борис Иванов сын да Григорей Микитин сын Сукины."
Сукин Борис Иванович, дьяк, доверенное лицо царя Ивана Васильевича.
Сукин Григорий Никитич, сын боярский, упомянут в составе избранной тысячи в указе 1550 года.
Лицевой летописный свод:
"а Камою вверх по Вятку, и Вяткою вверх по перевозом дети боярские и стрельцы и казаки крепко стоят"
Сразу вспоминаем перевозы князя Камая из писцовой книги Ивана Болтина: один - на Каме и один - на Вятке. На Генеральной карте Вятской губернии 1806 года ниже Уржума и до Камы обозначены только две переправы через Вятку: одна - в районе Шуней, ниже Вятских Полян, а вторая - в Гоньбе, чуть выше Малмыжа. Соответственно, зюзинские вятчане просто обязаны были взять их под контроль. От Малмыжа до Вятки сейчас - 3 с небольшим километра по Шошме, а раньше и того меньше было, так что если не взять под контроль и Малмыж, то останется совершенно прямой путь с левого берега Вятки на Казань по Арской дороге , а там население смотрело на русские войска совсем не дружелюбно. Где удобнее всего было расположить ставку блокирующих перевозы войск - так это в Малмыже, контролирующем и Вятку, и Арскую дорогу. Тем более, что путь с Арской дороги на Гоньбу шёл именно через Малмыж:
Часть Генеральной карты Вятской губернии, 1806 год.
- Май 7059 (1551). На Круглую гору доставляются срубы, строится Свияжск, начинают прибывать войска.
- Конец мая 7059 (1551). На Круглую гору прибывают войска Шигалея и воевод, Свияжск построен за 4 недели. Горные мари просят принять их под власть царя Ивана Васильевича. Царь их принимает.
- Июнь 7059 (1551). Чуваши и горные мари попытались взять Арск - приступ не удался.
В Казани был бой между крымскими татарами и казанскими. 300 человек крымских князей, мурз, уланов и казаков разграбили в Казани, что смогли, бросили семьи и сбежали из города. Они добрались до Камы, но встретили детей боярских со стрельцами, почему добрались до реки Вятки, где их и разбил тот самый Бахтеяр Зюзин с вятчанами и государевыми казаками Федкой Павловым и Севергой.
- Август 7059 (1551). К царю прибывает казанское посольство, Казанское ханство принимает власть царя Ивана Васильевича, Шигалей становится царём Казанским.
Понятно, что и малмыжский князь Полтыш тоже должен был клясьтся в верности русскому царю.
Кстати, после взятия Казани на Русь было возвращено около 60000 пленных, и не только от казанских татар, но и от горных, и от луговых марийцев. И это только те, кто прошёл через Свияжск. Остальные, кто жил поблизости, в том числе и в Вятской земле, и в самом Казанском царстве (!) просто разошлись по домам. Выходит, что с большой долей вероятности и в Малмыже были русские рабы.
Как дальше дело делалось
- Сентябрь 7060 (1551). Царь Иван Васильевич отправляет в Казань со своими чиновниками деньги и дары для Шигалея, и распоряжение ускорить освобождение пленников, поскольку тот, чтобы избежать волнений среди своих обретённых подданных, не торопился выполнять прежнее распоряжение царя.
- Октябрь 7060 (1551). К царю Ивану прибывают татарские послы с просьбой отдать им право собирать дань с горных мари, ссылаясь на то, что это было оговорено при сдаче Казани. Царь им ответил, что пока не будут освобождены все пленники, как явно указано в условиях, разговаривать с татарами ни о каких других условиях он не будет. Прибывают царские чиновники с известием, что татары пленников прячут и держат связь с ногайцами. Шигалей это знает, но за это никого не наказывает и царю Ивану об этом не сообщает.
Послы соврамши: царь Иван Васильевич принял в своё подданство горных марийцев по их же просьбе и передал их в ведение администрации Свияжска ещё до взятии Казани.
- Ноябрь 7060 (1551). Шигалей раскрывает заговор с целью своего убийства и переходе Казани в подданство Ногайской Орде, сам убивает заговорщиков. Чуя в известном месте жжение, Шигалей просит царя Ивана в смысле "что-то ссыкотно мне в Казани, отдал бы ты казанским авторитетам для кормления горных марийцев, я бы тогда для тебя Казань огого бы как держал. А кто кроме меня?" Царь Иван отвечал в смысле, что "Тю, Шигалеюшка, ты что, рамсы попутал, забыл, кто и зачем тебя царём Казанским сделал? Хочешь сбежать? Так скажи: своих ребят пришлю. Горных марийцев им подавай..."
- Январь 7060 (1552). К царю Ивану Васильевичу прибывают представители казанской общественности с просьбой убрать Шигалея, поскольку тот крысятничает и беспределит, девок казанских и баб сильно портит. "Дай нам, царь, заместо Шигалея своего боярина, ну или кого из нас наместником поставь - будет всё пучком, а не дашь - лучше здесь убей. Ну или убери на время от Шигалея своих стрельцов - сам сбежит."
- Март 7060 (1552). Видючи такую картину маслом, Шигалей почёл таки за лучшее самому в Свияжск из Казани сбежать и сбежал. Естественно, казанские князья да мурзы тут же передрались. Одни хотели за царём Иваном остаться, другие послали в Ногайскую Орду гонцов, чтоб те им царя из Орды привезли. И естественно - тут же начали грабить горных марийцев.
- Апрель 7060 (1552). Видючи и такую картину, царь Иван Васильевич опять велел Григорию Сукину с вятчанами да Пауку Заболоцкому с устюжанам перекрыть перевозы по Вятке и Каме, и двинул войска на Казань.
Летописец начала царства Ивана Васильевича:
"А с Вятки велел итти на Каму Пауку Заболоцкому с Устюжскими волостели и Вяцкими, а с Вятчаны велел ити Григорию Сукину."
Григорий Сукин - тот, что с Бахтеяром Зюзиным в 1551 году те же перевозы сторожил.
Снова оставлять бесконтрольным Малмыж с его дорогой на Арск было бы крайне неразумным, поскольку ту дорогу контролировали казанцы с недружелюбными московским луговыми марийцами. Тем более Сукину, который эти места год назад должен был основательно изучить
Как только передовые войска дошли до Свияжска, горные марийцы царю Ивану изменили и с казанскими татарами московских бить начали с переменным успехом. Тогда же погиб казак Северга, что в Первую Казанскую с Бахтеяром Зюзиным и Григорием Сукиным перевозы через Вятку держал.
- Июнь 7060 (1552). Царь Иван с основным войском вышел на Казань. Крымский хан Девлет-Гирей с ногайцами и турками (!) подошёл к Туле и попытался её взять, но был вдребезги отбит.
- Июль 7060 (1552). Московские внушили горным марийцам, что те поступили неправильно, да так славно внушили, что те снова царю Ивану присягнули.
- Август 7060 (1552). Царь Иван Васильевич с войском прибывает в Свияжск. С ним же прибывает и Шигалей: видать, у него остыло, и ему снова на царство Казанское захотелось. В конце месяца казанские татары с арскими луговыми черемисами нападают на передовой полк московского войска. Московские и этим объяснили, что те - не правы, а потом начали Казань окапывать. После чего пошли на Арское поле (как я понял, место между Казанью и Арском) и оставшихся неразумных сильно угомонили.
Далее пошла нудная осада Казани, пока...
- Сентябрь 7061 (1552). Царь Иван отправляет войска угомонить Арск, и это исполняется с блеском. Фронт боевых действий составил около 150 км: от Камы почти до Параньги, дальше Арска войска не пошли. Осада Казани пошла куда веселее, пока Казань совсем не взяли.
Царь Иван снова посадил Шигалея на Казанский трон, напутствовав: "Помни, как в этот раз всё приключилось, и чтоб больше - ни-ни!"
По всем улусам снова были посланы грамоты, чтобы местные платили ясак, как и прежде, в Казань - это важно. К царю прибыли луговые мари с просьбой послать к ним боярина, который пообещает, что никого не накажут, и царь это выполнил.
- Октябрь 7061 (1552). К царю прибывают представители Арска и других мест луговых мари с заверением совершеннейшего почтения. Иван Васильевич принимает от них присягу верности всей Луговой стороны и распоряжается, чтобы налоги - ясак - платили, как и прежде, в Казань - это снова важно.
Второй Казанский поход заканчивается, московский царь возвращается восвояси.
- Декабрь 7061 (1552). В Москву приходит известие, что некие "Тугаевы дети с товарыщи" безобразили в районе Арска, но мурза Комай (видимо тот, у кого перевозы по Вятке да кабаки были) с Никитой Казариновым с помощью "Арских людей" - луговых мари - супостатов уговорили.
То бишь, аряне делом показали свою верность царю Ивану. Но счастье было не таким уж и долгим:
- Март 7061 (1553). В Москву приходит известие, что луговые марийцы царю изменили: ясак не заплатили, ясачников - убили.
Вот тут нужно поподробнее описать - это тоже важно: восставшие собрались в Арске. Русские войска, посланные из Свияжска, были разбиты. Луговые построили себе крепость в стороне от Арска "на Меше, а от Казани от города 70 верст" (получается - район нынешних Тюлячей) и перешли в неё. Далее луговые начали совершать набеги на Горную сторону.
- Весна 7061 (1553), и вот опять, уже но гораздо более подробной Никоновской летописи:
Адашев Даниил (Данила) Фёдорович, окольничий, воевода, выдающийся полководец, упомянут в составе избранной тысячи в указе 1550 года.
И в третий раз перекрываются перевозы через Вятку и Каму. И опять неразумно было оставлять Малмыж бесконтрольным: за два конных перехода восставшие аряне могли свободно переправиться у Малмыжа на левый берег Вятки в леса, где достать их было бы исключительно трудно.
С этих событий начинается история Черемисских войн, продлившихся без малого 30 лет. И вот тут явно указываются события, в которых Малмыж попросту не мог не участвовать.
- Сентябрь 7062 (1554). Из Нижнего Новгорода на восставших "Арьскых изменников" отправляется войско, сторожевым полком которого командует князь Андрей Курбский.
Князь Андрей Курбский в своей Истории о великом князе Московском писал:
"Понеже хождаху за ними мѣсяцъ цѣлый, а предние полки наши гоняху за ними аже за Уржумъ и Мѣтъ-рѣку, за лѣсы великие, и оттуду аже до башкирска языка, яже по Камѣ-рѣке вверхъ ко Сибири протязается. И что ихъ было осталося, тѣ покоришася намъ."
"Мѣтъ-рѣка" - это почти наверняка Меша, куда весной 1553 восставшие марийцы из Арска перебрались. Из Нижнего Новгорода войска наверняка шли через Свияжск и Казань, далее - Арск, Малмыж, на Уржум и далее.
- Февраль 7062 (1555). Свияжские воеводы учинили карательный поход: "...и сами идучи на Арско и к Нурме и на Уржум идучи, воевали и жгли во всех местах. И пришли воеводы на Нуржум, от Казани десять днищь ходу..."
То бишь, явно указывается, что оба раза войска дошли до Уржума. И по пути "воевали и жгли" всё подряд. Спрашивается: если Малмыж в это время был на стороне восставших и не был под контролем Данилы Адашева, мог ли он избежать этой участи? - Да никак!.
Измышления дилетанта
Первое, что сразу обращает на себя внимание - точное сходство малмыжской легенды с более ранним задокументированным эпизодом взятия Арска. И там, и там марийцы восстали. И там, и там на них были посланы московские войска, которые города штурмовали. Да, Малмыж - взяли, Арск поперву - нет. И там, и там марийцы ушли из городов и основали новые базы с целью борьбы с захватчиками. Совпадение? - Хотелось бы сказать: "Не думаю!" 4-), но, возможно, именно так. Правда, есть ещё одно обстоятельство, связанное с фамилией "Адашев".
Исследователь Малмыжа С.В. Шубин (Шубин С.В. К истории города Малмыжа. ТВУАК. 1915. Вып. 2-3. Отдел 3. – Вятка, 1915.) указал на негативную коннотацию слова "адашевец", связанную с сильным неприятием местными марийцами бойцов отряда Данилы Адашева, который, как считается, взял Малмыж и убил князя Полтыша. Но, если тщательно посмотреть упоминания Адашевых в Никоновской летописи, то обнаружится, что в сентябре 1552-го - за пол-года до легендарного взятия Малмыжа - Алексей Адашев, брат Данилы, участвовал в качестве военачальника в боях на Арском поле, во взятии Арска и, видимо, в последующей экспедиции, во время которой войска жгли и убивали всех непокорных от Казани на северо-восток (как раз в сторону Малмыжа) и от Камы до Параньги. Так что если фамилия "Адашев" и была известна арским жителям, то исключительно и точно в такой же коннотации. Совпадение? - Хм... 4-)
Правда, с датами у Шубина - не очень: он указывает год гибели князя Полтыша от отряда Адашева 1550-й, но Д. Адашев брал под контроль перевозы по Вятке и Каме в 1553 году. Да и с негативной коннотацией "адашевцев" у Шубина тоже как-то... не так. Почему-то термин "адашевец" Шубин переносит на русских поселенцев последующих за казанским взятием лет, которые, по его мнению, состояли
"... из беглых, не желающих платить подати по писцовым книгам, преступников, ушкуйников и всяких тунеядцев, являлись сюда не столь колонизировать Малмыж, сколько поживиться чужим добром и пожить на чужой счёт".
Какое отношение подобная братия имела к отряду Д. Адашева, состоявшего из детей боярских - военных профессионалов, чуть ли не элиты войск тех времён, мне, лично, никак не понятно. Не более понятно и как эта братия вообще могла жить в Малмыже 30 лет до окончания черемисских войн: если в Малмыже стоял московский военный отряд, он был обязан всех этих тунеядцев, дебоширов, лодырей и налоговых уклонистов в цепи заковать и употребить по указанию вышестоящего начальства. Если же военного отряда не стояло, малмыжские марийцы бы их моментально вырезали, и никто о них бы и не вспомнил.
Тем не менее, куда скорее всего бежали арские жители осенью 1552 года от ужасов, творимых московскими войсками? - А вот именно что в Малмыж, как оставшийся центр тамошних земель. И если фамилия Адашева им была известна, они вполне могли принести известия о жестоких "адашевцах" в Малмыж. Впрочем, такая версия событий является чисто умозрительной, хотя...
Итак, документированные события, во время которых мог быть взят Малмыж и убит князь Полтыш:
- Весна 1551, вятчане Зюзина берут под контроль переправы через Вятку.
- Апрель 1552, вятчане Сукина и устюжане Заболоцкого берут под контроль переправы через Вятку.
- Весна 1553, вятчане Д. Адашева берут под контроль переправы через Вятку.
- Сентябрь 1554, карательная экспедиция из Нижнего Новгорода, по словам князя Курбского - дошла от Казани до Уржума и далее.
- Февраль 1555, карательная экспедиция из Свияжска, дошла до Уржума.
Две последние даты приведены с той целью, что если даже князь Полтыш и не встречался с "адашевцами", то эти две экспедиции со своим таким патриотическим настроем он уж точно никак пережить бы не смог.
С военной точки зрения все три операции - 1551, 1552 и 1553 годов - не могли существенно отличаться ничем: вятчане уж как 200 лет ходили по Вятке до Камы, а потому преотличнейше знали все места возможных переправ, удобные места стоянки, настроения побережных жителей и т.п. Жителей Малмыжа казанские войны непосредственно не трогали вплоть до осени 1554 года, а потому все блокирующие мероприятия московских войск должны были проходить примерно в одинаковых оперативных условиях, что косвенным образом подтверждают летописные источники, не упоминая ни о каких инцидентах с марийцами на вятских переправах, хотя уничтожение зюзинцами крымчаков летом 1551 года близ устья Вятки отмечено.
И Зюзин, и Сукины, не говоря уж о Д. Адашеве, были одними из лучших военных специалистов того времени, а потому должны были прекрасно понимать оперативное значение Малмыжа в контроле гоньбинского перевоза: без контроля в Малмыже перебросить через Вятку сотню бойцов - дело часа, ещё пол-часа - бросок до Гоньбы, бой - и всё. И никто в течение суток-двое, а то и трое Гоньбе физически на помощь прийти не сможет. Хоть Конно-бурятскую бронетанковую имени Шаддама IV дивизию переправляй и отправляй в Арск. Нет, московские войска просто были обязаны занять и Малмыж. Так когда же был убит князь Полтыш? Варианты развития событий 1551-1553 г.г.:
Версия весны 1551 года. К Малмыжу приходит отряд Зюзина сотоварищи, князь Полтыш оказывает сопротивление и гибнет. В Малмыже остаётся московский гарнизон. В 1552 году вятчане и устюжане снова приходят и становятся только в Гоньбе, малмыжский гарнизон оказывает им помощь. Бранную коннотацию "адашевцев" приносят арские беглецы осенью 1552 года после знакомства с Алексеем, а не Данилой Адашевым. В 1553 году настоящим адашевцам малмыжский гарнизон оказывает поддержку. Последующие карательные экспедиции не трогают Малмыж.
Версия апреля 1552 года. В 1551 году в Малмыж приходят зюзинцы, князь Полтыш, по меньшей мере относится к ним нейтрально, а вот в 1552 году, будучи формально уже подданным Москвы, вдруг решает сопротивляться и гибнет. В Малмыже остаётся московский гарнизон. Бранную коннотацию "адашевцев" приносят арские беглецы осенью 1552 года. В 1553 году отряд Д. Адашева контролирует Гоньбу при поддержке малмыжского гарнизона. Последующие карательные экспедиции не трогают Малмыж.
Версия весны 1553 года. Две предыдущих кампании князь Полтыш если и не помогал московским войскам, то нейтрально к ним относился. В 1553 году князь отказался пускать в город отряд Д. Адашева, Малмыж был взят, а князь - убит. В Малмыже остаётся московский гарнизон. С тех пор "адашевцев" в Малмыже сильно не любят. Последующие карательные экспедиции не трогают Малмыж.
Все три версии и их возможные разновидности имеют свои достоинства и недостатки. Выбрать из них наиболее близкую к бывшей действительности - задача непростая. А теперь поступим так: не будем принимать в расчёт все фамилии участников и всё, что с ними связано, забудем про года, формализуем ситуации - что получится?
Версия 1: военный отряд пришёл для выполнения задания при завоевании территории, местный вождь оказал сопротивление и был убит. Отряд остался в качестве гарнизона для выполнения задач по контролю за территорией.
Версия 2: военный отряд пришёл для выполнения задания при завоевании территории, по окончанию завоевания ушёл. Местный вождь, чья территория ранее и была, отряду не препятствовал. На следующий год военный отряд пришёл на вроде бы завоёванную территорию для выполнения задания при подавлении восстания по соседству, местный вождь оказал сопротивление и был убит. Отряд остался в качестве гарнизона.
Версия 3: военный отряд пришёл для выполнения задания при завоевании территории, территорию завоевал и ушёл. Местный вождь, чью территорию завоёвывали, отряду не препятствовал. На следующий год военный отряд снова пришёл на вроде бы уже завоёванную территорию для выполнения задания при подавлении восстания по соседству и снова ушёл, выполнив задачи. Местный вождь, чью территорию и завоевали, отряду опять не препятствовал. Ещё на следующий год военный отряд опять пришёл на подданную территорию для выполнения задания при подавлении восстания по соседству, и уж тут-то местный вождь оказал таки сопротивление и был убит. Отряд остался в качестве гарнизона.
Ну и какая версия выглядит наиболее правдоподобно и просто? Взмахните-ка бритвой преподобного Оккама - то-то 6-).
Ещё раз повторю: гибель князя Полтыша от рук адашевцев известна только из записей Рычкова народных преданий в середине 18-го века, спустя 200 лет после событий, и ничем документально не подтверждена. Когда, что и на что наслоилось в людской памяти - уму не растяжимо. Всё это зачастую бывает весьма затейливо. Принимать это на веру - так и Соловей-разбойник есть личность исключительно историческая 6-). Участие войск именно Д. Адашева в гибели малмыжского князя, как говорится, путает всю малину, а вот если эту гипотетическую причинно-следственную связь убрать, вся картинка сложится, как пазл пятилетнего ребёнка. И год гибели Полтыша, указанный Шубиным, - 1550 - с учётом вероятной ошибки перевода даты "от СМ" к "от РХ" полностью совпадёт с наиболее простой и логичной версией 1551 года.
Кроме того, я просмотрел Разрядную книгу от 1549 до 1555 года: отправка отряда Зюзина и Сукиных в ней упоминается, а вот о последующих отрядах Григория Сукина с Заболоцким и Данилы Адашева для блокирования вятских и камских перевозов - ни слова, хотя для казанских кампаний всё указано очень подробно: кто, когда, в каком полку служил. Конечно, посмотреть бы отчётную документацию Денежного стола приказа... да как до неё добраться 6-(. Но это бы, возможно, решило вопрос: в каком году начали выделяться средства на содержание малмыжского гарнизона, значит, в то время или чуть раньше всё и произошло. Также было бы очень полезно узнать результаты археологических исследований крепости Малмыжа: когда, в какие годы следы пожаров были. Но это всё - почти несбыточные хотелки, а пока приходится обходиться тем, что есть. Из чего лично я заключаю, что
наиболее логично принять взятие Малмыжа и смерть князя Полтыша весной 1551 года во время блокирования вятских перевозов отрядами вятчан Бахтеяра Зюзина и татар Бориса и Григория Сукиных.
Насчёт героизма князя Полтыша
Да простят меня марийцы, но не тянет никак князь Полтыш на защитника трудового марийского народа, никак не тянет.
Выше я несколько раз отмечал важность того, что царь Иван Васильевич неоднократно и специально подтверждал луговым марийцам неизменность уплаты ясака-налога в прежнем объёме и как прежде - в Казань, а это что означает? А это означает только то, что для трудовых марийцев в экономическом плане после перехода под власть Москвы не изменилось ровным счётом ни-че-го. Спрашивается: а зачем тогда трудовым марийцам против Москвы бунтовать? Если что и изменилось в худшую сторону, то только по воле их местных феодалов, коим князь Полтыш именно и был. И уж если за что и бился князь, так это в первую очередь - за своё феодальное право и дальше жить по своему усмотрению за счёт того самого трудового марийского народа.
А насчёт того, когда был основан Малмыж, пока можно сказать одно: на момент взятия - середина 16-го века - Малмыж уже был городом.
Уф! 6-)