Беседы с читателями. От модельера обувной фабрики до экскурсовода и научного сотрудника Музея Москвы
Недавно я решил устроить эксперимент и попробовать побеседовать с некоторыми из моих дорогих Дзеновских подписчиков напрямую, взяв у них небольшие импровизированные интервью. И первая такая беседа уже готова.
С Ириной Леонидовной Ильичевой в моем маленьком Дзене уже многие познакомились. И я счастлив и рад, что она является важной частью нашего сообщества, которое здесь успело сложиться.
Собственно, вот что у нас получилось.
Ирина Леонидовна, за то время, что мы с вами знакомы, я успел вас узнать как человека преданного Москве и беззаветно ее любящего. Это безумно подкупает, поэтому о многом хотелось бы вас расспросить. Я давно убедился, что вы – кладезь историй и таких сведений о нашем городе, каких просто так не узнаешь и, как говорится, не нагуглишь.
И в первую очередь хотелось бы спросить: ведь вы родились в Москве и всю жизнь здесь живете. Но если пофантазировать, есть ли какой-нибудь еще город в России или, может быть, во всем мире, где вы хотели бы или хотя бы смогли бы жить?
Нет, многие города люблю по-своему, но жить могла бы только в Москве — здесь родилась и прожила все свои три четверти века. Она мне снится, где бы я ни была, даже в самых знаменитых городах России, а также некоторых городах Европы, где пришлось оказаться.
Где именно на Таганке вы жили? И какими пределами для вас ограничивается «Ваша личная Таганка»?
С рождения до 47,5 лет жила в Известковом переулке, параллельном улице Чкалова (ныне — улица Земляной вал), в котором после реконструкции и строительства эстакады осталась только наша — нечётная сторона. Таганка для меня огромна: от Яузских ворот до Крестьянской заставы и от Высоко-Яузского моста до Краснохолмского моста.
Насколько сильно изменилась Таганка с того времени? Есть ли что-то, чему вы по-настоящему рады в этих переменах? И что-то, о чем глубоко сожалеете?
Таганка, с моего детства, изменилась в корне — была снесена почти полностью в 60-х годах, при строительстве тоннеля под Таганской площадью и эстакады в сторону Курского вокзала. Конечно, радует, что транспортный маршрут «Б» замкнулся после этой реконструкции, но об архитектурном ансамбле самой Таганской площади жалею глубоко, особенно о здании Торговых рядов — произведении О. И. Бове, по мнению многих специалистов.
А в целом, если говорить обо всей Москве, каких изменений стало больше — хороших или не очень?
Отношусь к тем людям, кто больше жалеет о тех невосполнимых утратах, которые понёс наш город, чем бываю довольна теми изменениями, которые происходят. Современную архитектуру не принимаю совсем. Радуют только удачные реставрации улиц и отдельных памятников.
Есть ли для вас в Москве районы, которые вы считаете любимыми?
Очень люблю центр, родную Таганку, конечно, а также все бывшие пригородные усадьбы, и не только давно вошедшие в черту города, но и относящиеся к Новой Москве (усадьбу Остафьево, например).
А нелюбимыми?
Трудно сказать. Пожалуй, только Москва-Сити. Особенно, когда этот район является фоном для Кремля — со стороны Большого Устьинского моста, или для гостиницы «Украина» — со стороны Арбатской площади.
Вы многократно упоминали, что ваш любимый архитектор — Матвей Казаков. Есть ли среди всех его работ одна, которую вы могли бы назвать самой для вас особенной? Понимаю, насколько это сложный вопрос.
Да, вопрос непростой. А можно назвать три любимых произведения? Это Колонный зал Дома союзов, Петровский дворец и дом И. И. Демидова с его «Золотыми комнатами» в Гороховском переулке.
Три еще лучше! Но мы вопрос еще упростим: как выглядел бы ваш Топ-5 или Топ-7 самых красивых зданий независимо от их авторства?
- Петровский дворец
- Дом И. И. Демидова
- Дом С. П. Рябушинского (музей А.М. Горького)
- Дом С. Т. Морозова (дом приёмов МИД)
- Университет на Ленинских горах
- Высотное здание на Котельнической набережной
- Дом Н. И. Игумнова на Б. Якиманке (посольство Франции), и ещё многие.
Особенно мне приятно, что вы упомянули и особняк, построенный моим любимым архитектором — Федором Осиповичем Шехтелем!
И теперь, наверное, к самой личностной части нашей беседы. Расскажите, пожалуйста, каким образом вы стали музейным сотрудником и что входило в ваши обязанности? Какой это был музей или музеи?
О, это была целая история. Закончила школу в 17 лет — первый выпуск 10-х классов. Моя властная мама, 1916 года рождения, чья юность пришлась на годы индустриализации, заявила, что историк — это не профессия, а человек должен работать в промышленности. И я, как послушная дочь, во время своих длительных прогулок с целью изучения Москвы, набрела на институт лёгкой промышленности. Решила, что это именно то, что нужно для женщины, и поступила туда в тот же год (а выпускались мы из школ в тот год вместе с 11-классниками, так что абитуриентов было в два раза больше, чем обычно). Но уже через полгода поняла, какую страшную ошибку допустила.
Обнаружила в районной библиотеке, со свободным доступом, заветную полочку с книгами о Москве и перечитала большинство их. Книгу П. В. Сытина «Из истории московских улиц» вообще держала по полгода (там можно было просто продлять срок сдачи, а особенно никто на неё не претендовал, тем более там были и другие её экземпляры). Теперь, «с книжкой подмышкой» стала целенаправленно изучать улицы и отдельные дома.
В 1970-х был бум образования множества историко-краеведческих кружков по всему городу, которые возглавляли замечательные краеведы, а лекции в которых читали как обычные их члены, так и писатели, известные учёные и музейные работники. Такой кружок был создан и при доме учителя у нас на Таганке. Его руководителем стал бывший учитель истории и сотрудник городского отделения Общества охраны памятников, довольно известный к тому времени москвовед, не только проводивший экскурсии и читавший лекции по истории Москвы, но и печатавший статьи в журнале «Наука и жизнь», составивший уже себе имя в москвоведении — Владимир Дмитриевич Маркевич.
Вскоре я сделалась одним из активнейших лекторов этого кружка. А лет через 15, после смерти нашего, очень старенького, 90-летнего руководителя, мы перебрались в клуб «Пушкинист» в городской библиотеке им А. С. Пушкина на Спартаковской улице, где мне тоже доверили иногда читать лекции. Всё это дало мне неоценимый опыт, хотя на своё удивительное будущее я, конечно, не могла рассчитывать. И хотя мама поняла ценность исторической науки и даже вела работу по оповещению и регистрации слушателей в этих кружках, я всё-таки побоялась в корне менять свою жизнь в тот тяжелый момент (конец 80 — начало 90-х гг.) и доработала до 55 лет, как было положено, модельером на обувной фабрике «Парижская Коммуна» (на ней я проработала почти 33 года после института).
А в 2004 г., выйдя на пенсию, окончила городские курсы экскурсоводов. Трудоустройства там не было, надо было самим готовить темы и искать себе применение в каких-то турфирмах. Я для начала просто слушала какие-то экскурсии, чтобы выбрать себе интересные темы. Особенно мне понравилась «Москва дворянская». В конце её экскурсовод подвёз нас к усадьбе «Останкино» и рассказал ещё её историю. Я решила приготовить тоже эту тему, но думала закончить свою экскурсию в любимых своих Кузьминках, поскольку была уверена, что больше никто не станет меня дублировать.
И вот таким образом, явилась в музей русской усадебной культуры со скромненьким вопросом, имею ли я право провести свою экскурсию по парку усадьбы, если привезу такую группу. Был август, сидела в музее всего одна научная сотрудница (но, на моё счастье, очень важный в музее человек), остальные, в том числе, заведующий этим, как оказалось, филиалом Музея Москвы, были в отпуске, а трое научных сотрудников, как нарочно, подали заявление на увольнение (для многих, кто жил далеко, добираться туда было очень непросто, а я-то уже жила в Текстильщиках!). Эта сотрудница затруднилась с ответом на мой вопрос и стала звонить в сам Музей Москвы, где замдиректора ей ответила, что по парку я могу водить свои группы, а чтобы вести по музею, надо сдать тему.
«А можно сдать тему?!» — ухватилась я за это сообщение. Через месяц должно было торжественно отмечаться 300-летие усадьбы, заканчивалась реставрация Конного двора, как воздух, музею нужны были экскурсоводы, а количество их только уменьшалось. И мне дали возможность тему сдать, и взяли сначала просто по договору, а через четыре месяца, удовлетворённые работой, перевели в штат. Вот таким чудом — пенсионерка, без исторического образования, без всякого блата я сделалась сначала младшим, а потом и просто научным сотрудником Музея Москвы (коллектив у нас был общий)!
Как вообще работает музейное закулисье?
А какое, собственно, закулисье? Помимо своей темы у нас постоянно устраивались интереснейшие выставки по истории Москвы в целом, по дворянскому быту, дачной жизни, истории дворянских усадеб, старой фотографии их и т. д. Экспонаты, конечно, предоставлял большей частью, Музей Москвы, ну, а разрабатывали их и экскурсии по ним сами сотрудники. Мы изучали и составляли маршрут, искали нужный материал. Нас никто особенно не ограничивал, только, конечно, нужно было рассказы свои строить с использованием экспонатов.
У нас на Конном дворе был великолепный выставочный зал, бывший манеж, который со всех сторон был заставлен большими зеркальными витринами, где эти выставки, в основном, и проходили. Часть выставок устраивалась во флигелях, где внизу находилась касса, наверху мы сидели сами и было несколько небольших выставочных залов. Через несколько лет нам передали также два классических флигеля на бывшем господском дворе, и там у нас была организована полнейшая выставка, посвящённая 600-летию замечательного рода князей Голицыных, к которому принадлежало большинство хозяев нашей усадьбы
Очень рада, что принимала в организации этой выставки самое активное участие (искала в библиотеках и музеях, в разных городах даже, портреты представителей этого разветвлённого княжеского рода, а потом наш хранитель писала в музеи разных городов просьбы прислать диски или флешки с точным компьютерным воспроизведением этих портретов. Затем, в специальном отделе Музея Москвы их распечатывали и помещали в красивые рамы и, таким образом, на нашей выставке были представлены изумительные воспроизведения, прекрасного качества, некоторые даже в натуральную величину портретов, оригиналы которых находились иногда в дальних городах, включая даже Владивосток.
А каким наслаждением для меня потом было водить экскурсии по этой выставке (на ней, кстати, побывали тогда и потомки Голицыных из разных стран мира). Но потом директор Музея Москвы ушла на пенсию, а новая решила избавиться от всех филиалов, наш музей передали парку Кузьминки-Люблино, и его закрыли, якобы для реставрации и создания музея-заповедника, типа Кускова или Царицына. Но пока, прошло 6 лет, говорят, работа идёт пока только на бумаге. На самих памятниках ничего не делается. Остались там только наши охранники.
Как сотрудник музея воспринимает экспонаты? Как радушная хозяйка наводят порядок и лоск для дорогих гостей в родных интерьерах или сами с первого до последнего дня испытывают волнение от пребывания в таком месте?
Могу сказать только о своих впечатлениях. Все 14 лет, которые я там проработала, я шла на работу каждое утро нашим прекрасным парком, по плотине между двумя поэтичными прудами, на берегах которых возникали чудесные виды на замечательные архитектурные памятники, и каждый раз думала, что мне это снится, слишком сказочным было моё туда попадание. Ну, а порядок в залах наводят музейные смотрители, каждый — в своём, это их владение.
Каким вы видите идеальный музей?
Ой, это уж что-то очень сложно. Наверно, полный заинтересованных посетителей.
Да, это и правда было бы до предела идеально и желанно! А вот если бы вы сами брали у себя интервью, на какой вопрос вы больше всего захотели бы ответить?
Про любимые памятники архитектуры.
И на этот вопрос, так получилось, вы уже ответили… И продолжаете отвечать постоянно в ходе наших бесед в комментариях.
А в заключение, самый популярный вопрос: что вы пожелали бы москвичам?
Мира, счастья и постоянных ярких впечатлений от своего великого города, который намного интереснее, чем даже кажется.
Ирина Леонидовна, большое спасибо за каждое ваши слово, за каждый ваш ответ и особенно за прекрасный рассказ о музее в Кузьминках. Безумно жаль, что музей так пока и не функционирует. Я сам очень люблю Кузьминки, много лет регулярно гулял там, и всегда было очень жаль, что сама усадьба сейчас недоступна, хоть до нее вот — рукой прикоснуться.
А вам — крепкого здоровья и много-много сил. Спасибо большое, что вы — очень важная часть нашего «Тайного» сообщества поклонников Москвы и прогулок по ее Истории!
* * *
Мои дорогие старые друзья и новые знакомые! Большое спасибо, что заглянули на эту страницу. Она только-только начинает зарождаться, но я уверен, что у нее есть будущее.
Буду рад каждому вашему комментарию и отклику. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!