Баня возрождения
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5).
Многие комментаторы считают, что «баня» в Тит. 3:5 некоторым образом означает крещение. Например, Хендриксен пишет: «Из таких отрывков как Ин. 3:3, 5 и особенно [Еф.] 5:26 (см. [Евр.] 10:22) становится ясно, что эта “баня возрождения и обновления” имеет некоторое отношение к обряду крещения». Джон Р. У. Стотт высказывается более определенно: «Баня (лоутрон) — это почти наверняка ссылка на водное крещение. Все отцы ранней церкви понимали это таким образом».
Однако многие не согласны с утверждением, что водное крещение является частью процесса нового рождения («возрождения»). Они рассуждают так: «Крещение не может быть крайне важным для спасения, поскольку Павел подчеркивает, что мы спасены “не по делам праведности, которые бы мы сотворили”». Изучение Тит. 3:4-8 не оставляет сомнений в том, что никакие наши дела не спасают нас. Мы не зарабатываем или не заслуживаем себе спасение, когда погружаемся в воду, равно как и когда веруем, каемся или исповедуем имя Иисуса. Но когда мы выражаем свою веру в покаянии, исповедании и крещении, мы делаем то, что Бог велит нам делать, чтобы спастись. Он обещал, что если мы покоримся Его воле, то Он простит наши грехи (Мк. 16:16; Деян. 2:38; 22:16; Рим. 6:3, 4; 10:9, 10; 1 Пет. 3:21), — не на основании совершенных нами дел, а по Своей благодати и милости.
Реймонд Келси пишет: «Примечательно, что рассматриваемый нами отрывок в Послании к Титу [3:1-11] противопоставляется делам праведности. Поэтому крещение не считается человеческим делом праведности. Крещение — это акт веры. Это не дело праведности, которым человек зарабатывает спасение, и поэтому оно не перечеркивается теми отрывками, которые утверждают, что спасение — “не по делам”».
Распространенное толкование Тит. 3:5 — что «баня» (крещение) является знаком, символом возрождения, но что в данном отрывке речь не об этом. Крещение никоим образом не простой символ или образ нашего спасения, а знак, символ смерти, погребения и воскресения Христа. Павел писал: «…мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славой Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).
Самые резкие высказывания многих комментаторов направлены против того, что они называют «крещением возрождения». (Всякий, кто верит в необходимость крещения, обвиняется в том, что он верит в «крещение возрождения»). Эта терминология взята из Тит. 3:5, но вторичные значения, которые теперь добавляются к этой фразе, далеки от библейских. В религиозном мире эту фразу часто понимают так, будто крещение это «таинство» — религиозный обряд, дарующий духовные благословения в результате простого исполнения ритуала. Поэтому многие, кто верит в крещение возрождения, «крестят» младенцев, веря, что крещение младенцев приносит прощение грехов. Библия же учит, что крещение — это выражение веры. Без веры крещение совершенно бесполезно (Мк. 16:16; см. Деян. 8:36-38). Повинуясь евангелию, мы должны повиноваться «от сердца… тому образу учения» (Рим. 6:17, 18; см. 6:3-6).
Чтобы обойти ясное учение в Тит. 3:5, прибегают и к другим аргументам, например: «Это никак не могло быть учением о том, что крещение имеет какое-либо отношение к возрождению, потому что Писания учат, что крещение не имеет никакого отношения к возрождению». Некоторые даже изменяют язык и переставляют слова, пытаясь исключить необходимость водного крещения и человеческого ответа на Божью благодать. Однако толкование в комментарии к Тит. 3:5 — самое естественное и не противоречит ясному учению о крещении в других местах Нового Завета.

0 комментариев